Поурочный план мастер и маргарита

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок по творчеству М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита» в 11 классе

Всепобеждающая сила любви и творчества. По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполнила:

Ермолаева Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

2013 год

г. Кувшиново

Тема урока Всепобеждающая сила любви и творчества. По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1) углубить представления учащихся о личности М.А. Булгакова;

2) формировать навык анализа художественного произведения на основе романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

3) развивать устную речь учащихся;

4) расширить литературный кругозор учащихся.

Технологии: информационно-коммуникационная технология

Методы и приемы: слово учителя, беседа, сообщения учащихся, использование интерактивной доски, презентация по теме урока, просмотр отрывков из кинофильма «Мастер и Маргарита».

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты кинофильма «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко, иллюстрации М.А.Врубеля.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

М.Ю.Лермонтов

Как мы уже знаем, роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве М.А.Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций и заплатил за него своей жизнью. Роман – одно из загадочных произведений русской литературы 20 века. Оно имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых он вызывает чувство раздражения. В чем специфика этого произведения? Что хотел сказать читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.

2. Слово учителя .

Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира .

- Вспомните, какие? Да, «древний ершалаимский», вечный потусторонний и современный московский. 3. Обсуждение домашнего задания. - Как связаны между собой эти три мира? Что или кто их объединяет? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита )- Вспомните варианты заглавий романа. «Гастроль», «Сын», «Черный маг», « Копыто инженера», «Консультант с копытом», « Сатана», «Черный богослов» и др. То есть этот герой (Воланд) не случайно появляется на страницах романа. 4. Сообщение подготовленного ученика о родословной этого образа.

Воланд. Родословная этого литературного героя огромна: образ сатаны привлекал великих художников. Вспомним трагедию Гете «Фауст», поэму Лермонтова «Демон», оперу Гуно «Фауст», «Мефистовальс» Ференца Листа, оперу Антона Рубинштейна «Демон», роман Жака Казота «Влюбленный дьявол», трагедию Мильтона «Потерянный рай», роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, полотна Врубеля «Демон летящий», «Демон сидящий» и многое другое.

Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по-немецки, потом – переведен на русский. Но первым толчком к замыслу образа была музыка – опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда повторяет костюм оперного певца.

Само имя Воланд также восходит к Гете. Оно возникает в «Фаусте» один раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь», прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти: Дорогу! – черт идет!

То есть Воланд – это Сатана, черт (прослушивание арии Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст»

-У него есть свита. Кто входит в нее?

Азазелло . Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного Азазел. Так зовут отрицательного культурного героя - падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно он передает Маргарите крем, меняющий ее внешность.

Коровьев (Фагот)

Кот Бегемот

5. Беседа по теме урока.

Итак, Воланд со своей свитой оказывается в Москве 30-хх годов.

- Что происходило в стране в это время? (ответы учащихся + слайды)

- Зачем Воланд там появляется?

В евангельской легенде, с которой мы уже познакомились, заложены вечные ценности, вечные истины. И если они будут забыты людьми, то это непременно отразится на

нравственном состоянии общества. Вот Воланд и появляется, чтобы совершить своеобразную моральную ревизию общества.

- Творят ли они зло? Наказывают ли пороки?

Нет!!! Роль их – обнажить сущность явлений, высветить, усилить, вывести на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые скрыты от глаз .

Кадр из фильма «Люди как люди…»

- Давайте докажем справедливость наших суждений (учащиеся приводят примеры)

«Массолит»(гл. 5)

Председатель «Массолита» Михаил Берлиоз (гл.1, 13)

Директор Варьете Степа Лиходеев (гл. 7)

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома 302 бис (гл. 9)

Прохор Петрович (гл. 17)

Сеанс «черной магии» в Варьете (гл. 12)

Всего 3 дня Воланд со своей свитой в Москве, но рушится рутина жизни, т.е. Воланд и его свита обнажают сущность явлений, высвечивают, выводят на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые скрыты от глаз. Это не наказание, а доведение до видимого явного результата внутренних пороков человека. Страшно становится. Когда начинаешь судить о человечестве по этим людям. Вспоминается фраза, сказанная на краю отчаяния Пилатом: « О Боги, Боги мои, яду мне, яду!..»

- Так в чем же трагедия этого времени, по мнению писателя?

Булгаков убежден, что в основе любого общества должны лежать не материальные или политические, а нравственные основания. И если они порушены, низвергнуты, это приводит к трагедии, а трагедия прежде всего в потере веры. А вера – это величайшая нравственная ценность.

За безверие, за веру в мнимые ценности, за душевную лень наказаны булгаковские персонажи. Наказаны болезнью, страхом, муками совести.

- Какой эпизод вам с связи с этим вспоминается? (Бал у Сатаны) (гл. 23)

Кинофрагмент.

5. Вывод: Булгаков показывает, что зло в мире не от дьявола, а от человека, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи. А веру, истину, смысл жизни, понимание вечных вопросов бытия каждый человек ищет и находит сам, руководствуясь при этом собственной совестью. Из этих индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени.

6. Релаксация

Закончите предложения.

Сегодня я узнал, что…

На сегодняшнем уроке я понял, что…

Мне понравилось, что…

Маргарита Емелькина
Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением методов критического мышления

Открытый урок по роману М . Булгакова «Мастер и Маргарита » .Послесловие.

Уроки по творчеству М . А. Булгакова

применением методов критического мышления )

Судьба и личность Михаила Афанасьевича Булгакова все больше и больше привлекают внимание исследователей, режиссеров, читателей. Выпущены книги о Булгакове , поставлены фильмы, спектакли. Но массовому читателю, зрителю не всегда понятны своеобразные идеи, герои Булгакова , стиль его произведений. В школе роман «Мастер и Маргарита » изучают в 11 классе , но школьникам не нравится его читать. Объясняется это, как правило, следующим образом : «непонятно» , «тяжело читать, скучно» , «понравилось только описание бала сатаны» , «прочитал отдельные эпизоды и бросил» , «не читала, потому что скучно, посмотрела содержание в книге «Все произведения в кратком изложении» , «не читал, только фильм смотрел» и т. д.

Как учителю суметь преодолеть такое отношение? Как пробудить интерес и желание вдумчивого, критического чтения ?

В предлагаемых разработках уроков сделан акцент на приемах, которые вызовут интерес к личности Булгакова и роману «Мастер и Маргарита » , помогут преодолеть сложности чтения, пояснят многие «темные» места, эмоционально подготовят к впитыванию сложного философского подтекста.

Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита »

У каждого своя муза, надо следовать за ней.

Из письма М. А. Булгакова брату .

Цели :

1. Донести до сознания учащихся своеобразие личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений;

2. способствовать воспитанию чувства прекрасного, умения размышлять ;

3. способствовать развитию устной монологической речи, воображения.

Наглядность : портреты Булгакова , зеркало, печатная машинка, рисунки с изображениями Маргариты , Мастера , Воланда, кота, иллюстрации к произведениям, лампа, кресло с пледом, фонарь при входе в класс .

ТСО : компьютер

Ход урока:

Сквозь сито.

Так необратимо,

но кто-то вновь предчувствием живёт,

считая дни,

что пролетают мимо,

хотя он знает их наперечёт.

Он понимает :

там, за гранью комнат,

за этой нездоровой тишиной

есть женщина,

что ждёт его и помнит.

Как многим он обязан ей одной!

от сотворенья мира,

к ней грязь Москвы не липнет по весне.

А где-то "нехорошая квартира"

и кавалькада мчится в вышине.

Грохочет бал.

Играет вальсы Штраус.

И кто-то Фриде подаёт платок.

Но только ей на том балу казалось,

что жизнь и смерть слились в один поток.

Незавершенность древнего Писания.

Дальняя гроза.

За преступленье будет наказание -

нам Достоевский точно предсказал.

Путь кавалькады

вечностью отмечен,

роман о жизни вышел без прикрас.

"Ещё не вечер. ",-

И верить заставляет нас.

Ещё не вечер :

кто-то чинит примус ;

ещё не вечер :

для чего тужить?

Лишь у бессмертья очень горький привкус.

Нам до него с тобою не дожить. .

Великая тайна любви, бытия

Показана Мастером Слова .

Создание Бога - лишь он и она,

И путь их поистине долог.

Так сложно пройти сквозь огонь торжества

Невежества, срама, коварства,

Повсюду расставлены сети вранья.

Где людям и как им спасаться?

*Как странен судеб поворот -

В стране, предавшей Бога,

Приём устраивает тот,

Кого бы гнать с порога.

Грехи людские сочтены

Под сводами закона.

Свободны, кто любви верны

В любое время года.

Слово ученика (в роли Булгакова . Сидит в кресле, потом встает) :

Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! – это обращаюсь к вам, людям 21 века, я, Михаил Афанасьевич Булгаков . Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

Слово учителя :

И мы верим. Верим Вам, наш гениальный Мастер . Мы следуем в мир, созданный Вами, в мир, где рождались, жили и уходили в вечность Ваши идеи…

Булгаков создал необычное произведение – «текст в тексте» , «роман в романе » . Параллельно к повествованию о событиях в Москве, в которой появился сатана, дьявол, разворачивается действие романа Мастера о временах евангельских. Читатель постоянно должен переключаться с одного текста на другой, и это переключение и несет в себе основной смысл. Такую двухуровневую композицию романа исследователи сравнивают с народным вариантом – театром вертепом. Вертепный спектакль – народный вариант мистерии, персонажами которой были одновременно фигуры божественного и сатанинского характера, изображавшие борьбу светлого и темного начал. Конечно, сходство с вертепом больше внешнее.

Да, на Садовой 302-бис была интересная история. Услышим истории от самих персонажей романа (на стене демонстрируются слайды с изображением героев) .

Слово ученика (в роли Воланда) :

Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней » . Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную : искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.

Слово ученика (в роли Мастера ) :

Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г . Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве» . Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.

Слово ученика (в роли Маргариты ) :

Мое имя Маргарита - любовь . Я напоминаю гетевскую Маргариту , но моим прототипом также послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру , написавшему гениальный роман о Понтии Пилате . Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера , и мы обретаем вечный покой.

Слово ученика (в роли Понтия Пилата) :

Я – пятый прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Сын короля звездочета и красавицы Пилы. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.

Слово ученика (в роли Иешуа) :

Родителей я своих не помню, отец мой был, кажется, сириец. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». Я утверждаю, что злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.

(проверка содержания) Проверочная работа по содержанию романа М . А. Булгакова «Мастер и Маргарита »

1. Сколько лет было Мастеру и сколько Маргарите ?

2. Где находится Мастер , когда мы с ним знакомимся на страницах романа ?

3. Кто из героев носил «белый плащ с кровавым подбоем» ?

4. По портрету узнайте персонажа :

«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет ».

5. «…человек лет 27…Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел…»

6. Как звали ученика Иешуа?

7. Перечислите , кто входил в свиту Воланда?

8. Какой из человеческих пороков называет Иешуа перед смертью?

9. Кто это? «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые».

10. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме…Галстук был яркий…из кармашка …торчала обглоданная куриная кость».

11. «На шее …белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке…усы были вызолочены».

12. По деталям интерьера определите владельца дома . «Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клен».

13. Кто предал Иешуа?

14. Она держала в руках желтые цветы. Кто она?

«Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

Ответы :

1. Мастеру – 38 , Маргарите – 30 . 11. Кот Бегемот

2. В сумасшедшем доме. 12. Квартира Мастера

3. Понтий Пилат 13. Иуда

4. Мастер 14 . Маргарита

5. Иешуа Га-Ноцри 15. Маргарита мужу

6. Левий Матвей

7. Азазелло, Коровьев (Фагот, Бегемот, Гелла

8. Трусость

9. Коровьев

10. Азазелло

Ребята! Сегодня предметом нашего обсуждения является роман М . А. Булгакова «Мастер и Маргарита » - одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе . (слайд №2)

О нём спорят со дня издания романа , открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков , служителей церкви. (прочитать слайд)

Точки зрения на проблематику романа различны , иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа , и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос :

Что хотел сказать своим романом величайший из писателей- философов 20 века?

Кто главный герой романа Булгакова ?

Мастер , создавший роман – откровение о Понтии Пилате, прокураторе Иудеи, судившем Иешуа и утвердившем смертный приговор. Воланд - Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге.

Мастер , угадавший своим романом , что величайшее из всех преступлений на земле - это трусость и предательство…

Маргарита , его возлюбленная, ради любви отказавшаяся от семьи и благополучия…

(Слово молодому читателю – эссе)

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание) . Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л. П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение : "Эссе - это жанр философской, литературно- критической , историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия " уточняет : "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Сегодня мы с вами будем размышлять , логически мыслить, читать между строк, выявить стержневую идею романа , через анализ текста, сделать свои выводы и аргументировать их.

Прежде чем приступить к анализу, давайте вспомним, а какова история создания этого уникального произведения?

Уч-ся :

Булгаков работал над романом 12 лет (с 1928 по 1940) . Вначале он хотел написать произведение о Москве 20-30 годов, обнажить все пороки того времени. Одновременно он работал над романом об Иисусе Христе . Его волновал вопрос : почему люди более 2-х тысяч лет назад обрели Христа на гибель?

В какой-то момент он решил соединить эти произведения. Так начал создаваться роман «Мастер и Маргарита » Хотя первые его названия были таковы : «Инженер с копытом» , «Чёрный маг» .

Работа шла трудно, напряжённо. Булгаков несколько раз переписывал роман , пытался сжечь, но его жена Елена Сергеевна успела выхватить тетрадь из печки. Именно эта женщина стала прототипом главной героини романа – Маргариты . Этот роман являлся смыслом всей жизни Михаила Афанасьевича. Он был болен, почти ослеп, и лишь благодаря стараниям жены роман был напечатан и увидел свет.

В чём необычность этого романа сточки зрения композиции? (слайд №5) прочитает уч-ся.

Давайте вспомним, где и как начинается роман (фильм)

Итак, первый герой – Воланд (слайд № 6)

Воланд – необычный дьявол. Он наказывает зло и несправедливость, помогает восторжествовать правде и добру.

Что говорит Воланд о себе?

Уч-ся :

«Я –часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Воланд является центром, связующим звеном романа . Он в центре как в московских главах, так и в потустороннем мире, где он хозяин. Он первопричина всех московских событий, после встречи с ним перерождается пролетарский поэт Иван Бездомный. С него начинается цепь разоблачений бездарных поэтов, критиков , взяточников, лгунов…

Уч-ся :

Воланд- дьявол, и кажется как злой дух должен только разрушать и наказывать, а он ещё и награждает.

Уч-ль :

И это одна из загадок романа . Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда и честность. Его справедливость порой бывает очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.

Можно ли назвать Воланда героем романа ?

Уч-ся : Можно. Он носитель зла, но зла, которое несёт справедливое наказание (кого наказывает)

Вывод : Воланд- показывает мир, который погряз во лжи предательстве. Он не абсолютное зло, а зло, которое не только наказывает за трусость и предательство, но и награждает. (в тетрадь) .

Кто такой Иешуа?

Уч-ся :

Иешуа- бродячий философ, из города Гамалы, он для Пилата –преступник, потому что проповедует безумные идеи. Он опасен своими утопическими идеями о царстве истины и справедливости, где не будет власти, ни кесарей, ни какой – либо власти. (слайд № 8)

Опасен он тем, что верит в преобладание доброго начала в любом человеке.

Уч-ся :

Иешуа – обычный смертный человек, наивный, мудрый, простодушный, он слаб физически, но силен духовно, ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. (слайд зачитать уч-лю) .

Уч-ль : В чём же суть доброты?

(записать в тетрадь)

Добрый человек не тот, который не делает зла, а тот, кто творит добро. Доброта- это красота души.

Уч-ль :

Добро порождает милосердие и справедливость.

Кто же в романе поступился справедливостью, кто поступил в разрез со своей совестью?

Понтий Пилат

(Слайд №10)

Уч-ся :

Понтий Пилат- это пятый прокуратор Иудеи, сын королевского звездочета, очень богат и наделён огромной властью, но подчиняется императору.

Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако прокуратор не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошёл на поводу у толпы и казнил Иешуа. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем, ни ночью. Вот что говорит о Понтии Пилате Воланд : «Он говорит –- одно и тоже, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и тоже – лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноци, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удаётся и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил.

Уч-ль :

Итак, Пилат- трус, Им руководит страх, и хотя он наделен властью, но он зависит от государства. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя , будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, жестокий прокуратор Иудеи от радости смеялся и плакал во сне. Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что его действами руководили мелочные страхи.

А теперь рассмотрим образы героев, чьими именами назван роман :

Мастер (слайд № 11)

Кто такой Мастер и почему он себя так называет?

Уч-ся :

Историк по образованию, получил 100 тысяч по облигациям, ушел с работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате .

Как произошла встреча Мастера и Маргариты ?

(история любви Мастера и Маргариты )

Уч-ся :

Маргарита шла по Арбату и несла в руках жёлтые цветы… (слайд № 12)

Уч-ся :

«Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со

своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится…

Словом, она была счастлива?

Ни одной минуты. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме…ей нужен был он, Мастер… »

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила…сразу обоих!»

Можно было ожидать, что такая любовь будет страстной, бурной, пылкой… А у нее оказался спокойный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартирку Мастера , «… надевала фартук… зажигала керосинку и готовила завтрак… Когда шли майские грозы… влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель… В подвальчике слышался смех…». (зачитать)

Вот так бережно и умиротворенно ведется рассказ об этой любви.

Маргарита не могла бы расстаться с Мастером ни на минуту , даже когда его не было и приходилось думать, уже не будет вообще.

Что же произошло с героями?

Уч-ся :

Мастер и Маргарита стали единым целым , они были счастливы, но роман Мастера не печатали , он хотел его сжечь, потом попал в больницу для душевно больных, и чтобы помочь ему и отомстить его врагам Маргарита готова на любое преступление.

Она готова продать душу дьяволу и становится ведьмой, королевой великого бала, бала сатаны.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера . (записать)

И их ожидает вечный покой.

Почему Мастер и Маргарита уходят из жизни ?

Уч-ся :

Мастер- художник , творец, но он беспомощен, не способен на подлость, интриги, не способен существовать в материальном мире.

(записать)

Мастер сломлен , хочет покоя, он прекращает борьбу.

Мастер не мог выдержать борьбы на земле, поэтому он уходит в свой вечный мир, в последний приют.

«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду… Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь… и кто тебя не встревожит… ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита , идя с Мастером по направлению к их вечному дому…»

Итог : Ребята!

Сегодня мы говорили о героях романа : о Воланде, Иешуа, Понтии Пилате, Мастере , Маргарите…кто же они ? Какую роль каждый из них играет в романе ?

Уч-ся :

Воланд - представитель зла, но карает несправедливость

Иешуа - представитель добра и чистоты

Понтий Пилат - представитель власти, но трус.

Мастер – писатель , не способный существовать в материальном мире.

Маргарита - любящая женщина , способная ради любви пожертвовать собой.

Все эти герои несут свою мораль, свою правду, свою жизненную философию. Каждый из них прав по-своему, и мы не можем их осуждать. Но есть у них и общее качество- все они герои, герои с большой буквы великого романа «Мастер и Маргарита

Постигаем магию Булгакова и его романа…

Слово учителя :

Сегодня у нас необычный урок . Мы приглашаем гостей в нашу творческую магическую студию, где мы научимся постигать смысл магических предметов , различать голоса героев, читать магические письмена…Сегодня вы – волшебники-чародеи, волшебники-архивариусы, что раскроют нам тайны булгаковского романа .

Чародеи, откройте заветные карточки. Пусть выпорхнут на свет слова Булгакова и его герое

1 карточка : Никогда не разговаривайте с неизвестными…

Название главы отражает негласный этикет поведения человека сталинской эпохи, которая вознесла на невиданную высоту шпиономанию, представление о пронизанности жизни всякого рода вредителями.

2 карточка : Ну, давайте, давайте, давайте… абрикосовая дала…

Каламбур. Жонглирование словом.

3 карточка : Кирпич ни с того ни с сего … не свалится…

Заявка на философский вопрос о случайностях и закономерностях.

4 карточка : в 10 вечера заседание.

Черта эпохи – ночные бдения советских учреждений были связаны с привычками Сталина. Характерно, что и арестовывали людей по ночам.

5 карточка : 14 числа весеннего месяца нисана…

Нисан – весенний месяц по вавилонскому календарю, соответствующий марту-апрелю.

6 карточка : Человек лет двадцати семи… Иешуа Га-Ноцри.

Возрастом Христа традиционно считается 33 года. Иешуа – фонетический перенос из арамейского языка.

7 карточка : Что такое истина?

Согласно новозаветному преданию, это вопрос был задан Пилатом Христу. Вопрос Пилата остался без ответа. Иисус промолчал. Но в Евангелии есть слова Христа : Я есмь истина, и путь, и жизнь…

8 карточка : Кот громадный , как боров…

Явление черта в образе черного кота традиционно для демонологии.

8 карточка : Воланд-мессир…

Мессир – так называли феодальных сеньоров.

9 карточка : Человек в кепке…

Агент тайного ведомства, следящий за квартирой.

10 карточка : никогда и ничего не просите!

Одна из заповедей романа , важная для автора, выстраданная им в отношениях с сильными мира сего.

11 карточка : Пилат прочел : Смерти нет…

Запись сделана Левием Матвием во время казни.

12 карточка : каламбур о свете и тьме…

До сих пор остается неразгаданным. Речь идет о грани между добром и злом.

13 карточка : слова Азазелло : мир вам…

Игровой перевертыш. Адекватны древнейшему пожеланию на Востоке – мир дому сему и пародируют приветствие Христа : мир вам.

Слово учителя : Конечно, всех лингвистических тайн нам не разгадать за такой небольшой промежуток времени. Но вы можете продолжить самостоятельное исследование.

А мы еще хотели бы узнать о таинственных магических именах, предметах, которыми насыщено повествование. Исследователи отмечают, что тотальная игра с культурным наследием – одна из существенных примет творческого метода Булгакова . Булгаков щедро вкрапливает в роман элементы магии . Какие же именно? Узнаем…

Архивариусы, откройте тайны своего архива.

1. Зеркала и отражающие поверхности.

Зеркален сам принцип повествования, во-первых, а во-вторых,

зеркало - дверь в иномирие.

Зеркало выступает и как беспристрастный свидетель событий, и как

"фиксатор трансформаций", происходящих с нашей реальностью,

и как инструмент, с помощью которого эти изменения

осуществляются.

2. Крем Азазелло – волшебная мазь-крем. Преображающая мазь,

преображающая человека, дающая ему возможность летать. После

получения мази Маргарита вступает в договор с дьяволом.

(мистика вокруг романа )

Мастер

Сто злых языков наклевещут сполна

И в самое сердце пронзят…

Здесь очень пустынно – лишь я да луна

В окно друг на друга глядят…

Миры создаю я движеньем пера

И плачу от счастья в тиши.

Вот лучшая в жизни тяжёлой пора!

Вот сон для уставшей души.

Как вам рассказать, о, как вам передать,

Что чувствую я в этот час!

Я здесь! Я – живу! Я готов побеждать!

Я – Мастер , творящий для вас!

Душа моя – в книге… Готов я писать

Года, нет, столетья подряд!

И я до сих пор не устал повторять,

Что рукописи НЕ ГОРЯТ

Не может собой управлять человек –

Опасная это игра…

Запомните, люди, и знайте навек –

Без Зла не бывает Добра.

Клыками сцепляясь, живут Свет и Тьма –

Умрут друг без друга они…

Все ценят весну, но ведь есть и зима –

Холодные, тусклые дни.

Поймите – ведь это нетрудно понять,

Коль вдуматься в самую суть :

Боль учит смеяться, а труд – отдыхать;

Великая цель – долгий путь.

Чем больше в вас силы, тем хуже плечам –

На них будет бремя лежать.

Придётся не спать иногда по ночам,

Придётся проблемы решать.

Мир несправедлив – порой даже ко мне,

Он даже чертей учит жить.

Молчанье луны, ветер, звёзды в окне –

За всё это нужно платить.

До счастья рукой дотянуться не в мочь.

Покоя навеки мне нет.

Что всё же главнее – день или ночь?

Что правильно – Тьма или Свет?

Так кто же есть я? Что несу я Земле?

Не раз отвечало перо :

«Часть силы, мечтающей вечно о Зле,

Но вечно творящей Добро.»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Урок литературы в 11классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и

Маргарита».

Цель урока:

Сопоставить образ Мастера и трагическую судьбу самого автора.Показать

соотношение таланта и бездарности.Выявить роль спасительной силы

человечества-любви.

Слово учителя

Мы уже не первый урок говорим о романе,но главный герой,не названный даже

по имени, появляется лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие

страницы нас лишь готовят к встрече с героем, всё окутано тайной и

загадочностью.И сегодня мы должны найти ответы на такие вопросы,как

почему герой без имени,почему и окружающие и он сам называет себя

Мастером, в какое время он появляется со своим романом и почему его судьба

трагична?

Вопросыклассу:

- Как герой появляется перед нами в первый раз?(Мастер черз балкон

приходит к Бедомному в палату.)

-Найдите описание героя(гл.13), на какие детали портрета особенно

удиляет наше внимание Булгаков? встревоженные глаза», «карие, очень

беспокойные глаза пришельца»)Почему столь именно глаза и нет подробного

описания портрета?(«зеркало души»).

-Зачитаем эпизод встречи двух героевсо слов : «С балкона осторожно

заглядывал в комнату бритый, темноволосый, сострым носом, встревоженными

глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет

тридцати восьми».

-Кто такой Иван Бездомный и как он попадает в «дом скорби»? (Поэт Иван

Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту,

проходит через различные злоключения и попадает впсихиатрическую

больницу, которая вромане названа «домом скорби».)

-Какое проявление страшного реального мира встречается в романе? (

членами профсоюза).

знакомстве.

-Как вы думаете, какие слова героя для нас с вами станут отправными для

дальнейшего нашего разговора с учётом таинственности образа героя?

(На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи отбалконных дверей,

он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».)

-Почему герой называет себя Мастером и не приемлет слова «писатель»и

дажепригрозил Ивану кулаком? Почему молодой, талантливый человек не

хочет покинуть своего приюта? - Отвечая на эти вопросы, мы выйдем на

соотношение таланта и бездарности, скажем о трагедии настоящего

художника в современном мире,самое главное- обратимся к разговору о

самом прекрасном чувстве- любви, не просто чувстве, а оспасительной его

кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов

МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на

страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие

опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе

как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества.

Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов»).

-Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому

герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов?

Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения. (довольно

бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их

оказалось, что у него есть мечта –написать роман о Понтии Пилате, высказать

собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в

Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита.

Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу.

Роман дописан).

- Как литературный мир встретил версию библейской истории ?(Роман не

был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики,

- обрушилисьна мастера, отозвались в газетах разгромными статьями.

Особенно неистовствовал критик Латунский.

тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать»).

-Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

(они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они

сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась

с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой

роман).

-Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в

писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и

не нужен роман мастера.

- Почему же Булгаков называет своего герояМастером и что вкладывает

писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.( в нем главное –

талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было

на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает онво время

рассказа Ивана о своей трагической встрече с Воландом. Главное его

назначение –творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении

каким- нибудь искусством, а также (в древности) –магистра, причастного

высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться

мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то

есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль))

-Надо сказать о том, что в романе есть система внутренних соответствий.

Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер? (в нем есть

сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за

убеждения. Убивают (Иешуа –физическая расправа, мастер сломлен морально),

оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды

(Иуда, Алоизий Могарыч).

- Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?(В рассказе о своей

встрече с Воландом Иван не пропускает ни одного слова, в мельчайших

подробностях он всё вспоминает, а гость воспринимает этот рассказ с

восторгом.Между ними установится та степень доверия, которая поможет

каждому осознать что- то всебе. Мастер найдет в этом подтверждение своих

догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни)

-Можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и

Мастера.В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ

был автопортретным, много совпадений всудьбе героя и Булгакова.Хочу

добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже

было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей опроизведениях писателя,

напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная

биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой

мастера и судьбой Булгакова?» (мастер сломлен напором, сжигает роман.

Булгаков творит, борется)

-В какой моментсвоей жизни Мастер встречает свою любовь?(Во время

написания романа Маргарита была так же одинока как и он сам:«Она несла

вруках отвратительные, тревожные желтые цветы… ПоТверской шли тысячи

людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что

Урок 1.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция

Цели урока : рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции.

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока.

I. Лекция учителя

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 го д, до самой смерти, сделал 8(!) редакций , и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Появление романа в журнале «Москва» (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год) , даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы ХХ век а. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

II. Беседа

- Попробуйте определить жанр романа.
(Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни ). Необычна и композиция романа.

- Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?
(Это «роман в романе» . Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера - в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность).

- Какое время охватывают события романа?
(Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с иностранцем и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за четыре дня . За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность (иногда обнажает в прямом смысле, как это случилось в Варьете).

Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня , переносят нас почти на две тысячи лет назад , в мир, который не ушел безвозвратно, а существует параллельно с современным . И уж, конечно, он более реален. Реалистичность достигается, прежде всего, особым способом рассказа.

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?
(История эта дается с нескольких точек зрения , что придает достоверность происходящему.
Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана атеистам Берлиозу и Бездомному Воландом.
События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме.
В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...».
В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение (глава 26 «Погребение» и заканчивает его уже в начале 27 главы.
Объективность происходящего подчеркивается скрепами - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую. )

III. Продолжение лекции

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы попытаемся приблизиться.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера . Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины - все это пережили и сам Булгаков, и его герой . Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире - ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.

Домашнее задание

1. Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.

2. Определить особенности стиля этих глав.

Дополнительный материал для учителя

Мир булгаковского романа (1928-1940) ярок и блестящ, в нем сатана выдает себя за профессора черной магии и разгуливает по Москве; «громадный, как боров, черный, как сажа», кот разъезжает на трамвае и устраивает дебош в Торгсине; почтенный администратор Варьете превращается в вампира, обычный берет становится черным котенком, а червонцы - этикетками с бутылок «Абрау-Дюрсо». Писатель смело «карнавализирует» мир романа , выводя на подмостки то героев библейской легенды, то «нечистую силу», то романтических любовников, то чинуш и мещан своего времени. Многообразие красок, ситуации, поражающие воображение и подстегивающие фантазию, - «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова .

Кто-то воспринимает роман «Мастер и Маргарита» как фантастический, как сказку. Женщин наверняка тронет история любви Маргариты, которая строится на разрыве, на обмане других людей . Очень много людей не могут дочитать роман до конца, воспринимают его как нечто чуждое, отталкивающее.

Очень интересным представляется восприятие романа верующим православным человеком, который скорее всего посчитает чтение этого произведения грехом, ведь главным героем романа является сатана. Подобные отзывы мы можем увидеть в статьях протоиерея, историка церкви Льва Лебедева и преподавателя Московской духовной академии Михаила Дунаева.

Авторы говорят, что чтение романа может обернуться горем для читателя, что создатель романа пытается убедить нас в том, что «сделаться избранницей дьявола - это величайшее благо и захватывающее наслаждение», «союз с дьяволом гораздо привлекательнее, чем союз с Богом». М. Дунаев утверждает, что истинное глубинное содержание романа составляет кощунственная пародии на сакральное евхаристическое общение со Христом, совершающееся в Его Церкви, «роман Булгакова весь пропитан мистикой «Черной мессы». Роман посвящен вовсе не Иешуа, и даже не Мастеру и Маргарите, а Сатане. Воланд прибыл в Москву для совершения «черной мессы» (великий бал у Сатаны). Тогда как Иешуа - «не только именем и событиями жизни отличается от Иисуса - он сущностно иной, иной во всех уровнях: сакральном, богословском, философском, психологическом, физическом».

В рамках православной точки зрения учитывается религиозно-этическое содержание произведения, его нравственное воздействие на читателя. Научная (светская) критика рассматривает иные аспекты романа: его структуру, генеалогию, «шифры», хотя и здесь чаще учитываются качество и степень влияния романа на читателя.

Например, читатель может воспринять эпизод путешествия Маргариты к сатане (гл. 21. Полет) как сказочный, безобидный, но «...по средневековым воззрениям, для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, возвести немыслимую хулу на Христа в Богоматерь и прочее, а для полета на шабаш ведьме надлежит натереться мазью, приготовленной из печени убитых некрещеных младенцев...».

«Фиксируя на чем-либо свое внимание, - пишет священник Родион,- человек простирается своим биополем данному объекту и входит с ним в контакт. Читая, например книгу, мы невидимым образом устанавливаем связь с ее автором (даже если тот уже умер) и с тем состоянием души, в котором находился писатель в момент создания своего произведения. Читатель может входить в те же мысли и чувства, а особенно тонко чувствующий - даже переживать те же ощущения...» Именно поэтому верующие люди приучены к каждодневному чтению Библии, описаний жизни святых и другой религиозной литературы. Через эту литературу верующие общаются с Богом, который входит в их мысли и душ у.

И соответственно этому очень пагубное влияние оказывает чтение литературы, написанной «страстными, неочищенными людьми, от которых человек может заразиться их страстями, и тем более демоническую (учителей йоги, например). Через подобные тексты читатель открывается для воздействия и входит в контакт с нечистыми духами».

Православные никогда не поминают дьявола в речи, заменяя его имя на такие слова, как «лукавый», «враг» «шут», «немытый». В романе «Мастер и Маргарита» слово «черт» употребляется около шести раз.

Существовали варианты названия романа такие, как «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы». «Мастер и Маргарита» - это окончательный вариант названия романа.

Вспомним слова апостола Иакова: «Противостаньте диаволу и бежит от вас». Главный страх верующего человека - страх гнева Господня, страх собственного греха. Вместо стен отношение к любой дьявольской силе, к любому искушению - самое серьезное. От дьявола исходит только соблазн, зло. Дьявол - падший ангел. «По необъяснимой прихоти первая по близости к Богу сотворенная им личность, высший Ангел денница, или Люцифер (носитель света) , захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая. По словам святых отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнугым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом . Суть его в своекорыстном повороте внимания на самого себя или такой исключительный интерес к самому себе, что собственное «я ставится в центр мироздания» (12).

Эпиграфом романа Булгаков сделал отрывок из «Фауста» Гете: «...так кто же ты, наконец?...» По названию романа и эпиграфу можно сделать выводы о жизненной позиции писателя.

В масонской литературе Мастером, Великим Архитектором природы называют верховное божество, и божество это есть дьявол.

Решая проблему добра и зла, Булгаков в своем романе развивает традицию, близкую идеям гностиков (2 век н. э.): «Гностическое умонастроение выражает себя на языке мифов и философских спекуляций, в особенностях поведения людей. Но именно потому, что это для данного умонастроения только средства его выражения, гностицизм легко допускал в своих текстах смещение понятий, образов и представлений, восходящих к самым разным истокам: христианству и иудаизму, платонизму и первобытной культуре, пифагорейству и зороастризму и т. д. Всему этому, взятому из первоисточников или из чужих рук, частично переиначенному, придавался в гностических памятниках особый настрой, особый смысл».

«Если для христиан знание исходит прежде всего из веры в Бога, то для гностиков - из веры в себя, в свой разум . У христиан высшее знание добра и зла - удел Бога. Для гностиков зло естественно. Если в христианском учении Бог дал человеку свободу выбора между добром и злом, то гностиками зло признается как бы двигателем человека. Иисус Христос для них - просто учитель, человек».

Следуя этим идеям, Булгаков написал своеобразную энциклопедию сатанизма.

В романе подробно и образно описано окружение сатаны, присутствует дьявольская атрибутика (оборотни (его свита), ведьмы, боров как верховое животное ведьмы, разлагающиеся трупы, гробы, черная месса, в которой искажается, перевертывается Божественная литургия). Он лишает людей голов, разума. В романе нет героев, способных подняться на духовную борьбу против него. Всесилие дьявола признается всеми, в том числе Мастером и Маргаритой. Поэтому любовь Маргариты, которая так восхищает многих читателей, все-таки уродлива, так как героиня готова погубить душу в обмен на свободную любовь. Мастер отрекается от собственного имени, что означает отречение от Ангела Хранителя, а, по сути, от Бога.

С точки зрения православия роман «Мастер и Маргарита» представляет собой еретическую, гностическую форму трансформации христианства.

Следует, конечно, учитывать, что отношение к вере в разные годы жизни Булгакова, вероятно, было различным . Его дед был священником, отец был профессором Духовной семинарии, специалистом по западным вероучениям в масонству, активным членом Религиозно-философского общества, имени В. Соловьева.

Еще в ранней молодости Булгаков склонился к безверию. После смерти отца атмосфера в семье стала совершенно светской. Но в то же время Булгаков не принимает полного богоотрицания, свойственного атеистической пропаганде тех лет. Хотя в некоторых случаях крайне неуважительно относится к церкви, священникам, религиозным обрядам. Однако в общем выражение его отношения к религии было достаточно сдержанным. И только в романе «Мастер и Маргарита» автор раскрыл свое воображение полностью.

Не только культурная, религиозная традиции, семейная атмосфера сказались на мировосприятии Булгакова, но и его индивидуально-психологические особенности. Изучая его биографию, невозможно упустить из виду тот факт, что писатель некоторое время страдал морфинизмом. И хотя спустя какое-то время он смог отказаться от наркотика, психическое здоровье было подорвано навсегда. Конечно, творчество писателя нельзя рассматривать, учитывая только его нездоровье. Творческий путь писателя разнообразен и богат. Мы увидели много прекрасных веселых, серьезных и ироничными произведений. Но роман «Мастер и Маргарита» можно рассматривать только как отражение психического состояния писателя.

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.

Уроки 4-5. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

Темы:

1. Всепобеждающая сила любви и творчества.
.
3. Христианская проблематика в романе.
4. Истинные и мнимые ценности в романе.
5. Добро и зло в романе.

Тезисный план сочинения на тему
Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

I. Введение - сложность и многообразие идейной проблематики романа «Мастер и Маргарита»:
христианская проблематика, проблема отношений человека и власти, проблема свободы и ответственности;
- что мы понимаем под «ответственностью»;
взаимосвязь свободы и ответственности.

II. Основная часть
Тема ответственности решается в двух планах: в сегодняшнем и в вечном:
1. «Московский» мир романа:
1.1. Герои, лишенные чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:
- за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);
- наказание «мелкого зла - воздаяние за пакости людям, обделенным нравственностью (Никанор Иванович, Степа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);
- проблема добра и зла в романе (воздает людям «по делам их» Воланд со своей шайкой);
1.2. Герои, способные принять на себя ответственность:
- Иванушка Бездомный, пообещавший «никогда больше не писать», переосмысливший свою жизнь;
- Мастер, ощущающий груз ответственности за свое творчество и за свою любовь;
- Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделенная высшим чувством ответственности (эпизод с прощением Фриды на балу у Воланда).
2. «Ершалаимский» мир романа:
2.1. Понтий Пилат, обреченный на муки совести за свою слабость (когда решалась судьба Иешуа, он «умыл руки»). Пилат искупает свою вину в вечности.
2.2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.
2.3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).
3. Постановка Булгаковым сложнейших философских проблем и «объемное» изображение, метод «проекции», позволяющий осознать проблему ответственности как одну из вечных и не преходящих.

III. Заключение
Тема ответственности в других произведениях Булгакова:
ответственность ученого за свое дело - профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Преображенского в «Собачьем сердце»;
ответственность человека за свою семью, за своих друзей, подчиненных, за свою страну - Най-Турс, Турбины и их друзья в «Белой гвардии».
Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за свое творчество.

Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
а) кольцевая композиция
б) хронологический порядок развития событий
в) параллельное развитие трех сюжетных линий
г) параллельное развитие двух сюжетных линий

2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?
а) в основу положены принципы двойничества
б) персонажи объединены общей идеей произведения
в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира
г) система образов построена по принципу антитезы

3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
а) Иешуа - новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм
б) речь идет не о вере, а об Истине
в) автор передает смысл библейской притчи

4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
а) соответствие библейскому сюжету
б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу
в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
г) автор стремится показать Иешуа бедняком

5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).
Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.
а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
б) красота и ее служба силам тьмы
в) герои выполняют функцию палачей
г) предатели, несущие справедливое наказание
д) образ ученика-последователя
е) верный друг, безотказный помощник

6. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?
а) в романе нет традиционного любовного треугольника
б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей
в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире

7. Чей это портрет:
«Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
а) Азазелло
б) Коровьев
в) Варенуха
г) Бездомный

8. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
а) историческое
б) теологическое
в) объяснение устройства вселенной
г) «от противного»

9. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
а) обед Н. И. Босого
б) закуски Бегемота
в) завтрак Степана Лиходеева
1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком;
2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»;
3) «водка в пузатом графинчике, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»

10. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие - другое лицо справедливости». (В. Я. Лакшин)
1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» - «видеть»), «правая сила» (праведная сила).
2) Прокомментируйте это высказывание. С вашей точки зрения, что такое справедливость?

11. Роман Булгакова - это «сатирическая летопись той городской жизни 20-30-х гг., которая была доступна художественному взору писателя...» (П. А. Николаев)
1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?
2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?

Цели: показать гуманистическую направленность романа, выявить идею написания произведения.

Задачи:

  1. Показать взаимосвязь трех героев романа: Иешуа, Понтия Пилата, Воланда.
  2. Раскрыть границы власти и деятельности этих персонажей.
  3. Выявить идею создания данных героев.
  4. Показать взаимосвязь нравственных критериев (доброты, истины, справедливости, милосердия, гуманности) и власти, силы.
  5. Раскрыть политико-социальные и нравственные аспекты жизни людей во взаимосвязи с героями романа
  6. Подвести к осмыслению главного конфликта романа: личность и власть.
  7. Способствовать воспитанию нравственной личности.
  8. Проследить утверждение писателем человеческих ценностей.

Методическая цель.

Показать применение технологии развития критического мышления с применением дифференцированной исследовательской деятельности во время практических заданий.

Оборудование:

  • видеофильм «Мастер и Маргарита»;
  • музыкальные треки из кинофильма;
  • мультимедийные слайды;
  • раздаточный материал;
  • роман «Мастер и Маргарита»;
  • толковый словарь, словарь образных выражений.

Предварительное домашнее задание:

  • просмотр видеороликов по роману «Мастер и Маргарита», созданных программой Бибигон;
  • выучить наизусть отрывок из романа с описанием одного из героев;
  • индивидуальные задания: создать слайд – «справка о герое».

Ход урока

1. Организационный этап.

Обеспечение психологической комфортной обстановки для работы на уроке. Звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита».

*на доске портрет М. Булгакова, на столе книга «Мастер и Маргарита». На интерактивной доске слайд №1(название романа)

2. Постановка целей урока.

Под музыку учитель читает наизусть текст: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»

(В это время на интерактивной доске доске появляется портрет Пилата.)

1 ученик читает наизусть текст: «Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой – то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему – то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

(Во время чтения появляется портрет Воланда.)

2 ученик читает наизусть текст: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

(Во время чтения появляется на интерактивной доске портрет Иешуа.)

Учитель: Итак, Понтий Пилат, Воланд, Иешуа. 3 личности, 3 вершителя судеб, 3 человека со своей правдой, философией, жизнью.

(На интерактивной доске появляются портреты трех героев.)

Кто из них вымысел, а кто реальность?

(Появляется слайд – три имени, соединенные между собой.)

Как они связаны между собой?

Каковы границы их власти на страницах романа?

Что в центре этого треугольника?

И почему Булгаков выбрал таких героев, которые не относятся ко времени его жизни?

Это вопросы, на которые нам предстоит ответить, и создать кластер, объединяющий данных героев.

3. Вызов. Актуализация субъектного опыта. Проверка домашнего задания.

Учитель: Попробуем сначала ответить на вопрос: Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?

Итак, Понтий Пилат.

(Учащийся демонстрирует слайдыв с исторической справкой о Пилате.)

Значит, мы можем утверждать, что Пилат – историческое лицо.

Запишем в кластер ИСТОРИЯ (под именем Пилат).

Следующий герой – Иешуа. Надо сказать, что так израилетяне называли Иисуса.

(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку об Иисусе.)

Упоминается ли имя Иисуса в исторических энциклопедиях?

Иисус – лицо вымышленное?

Запишем в кластер БИБЛИЯ (под именем Иисуса).

Действительно, согласно новозаветской традиции, Понтий Пилат отправил на казнь человека. Казнью бродячего философа воспользовались много лет спустя и возвели его в ранг святого, а его учение – в религию.

Смотрите, как интересно получается: Понтий Пилат – реальное историческое лицо. Он жил, действительно правил Иудеей. И даже отправил на казнь человека. Иисус не существует в исторических источниках, мы узнаем о нем из Библии. Но тем не менее Иисуса знает весь мир и воспринимает его как факт, полагая, что он действительно жил, а Пилата знают единицы.

Где же граница между историей и Библией? (Трудно ответить на этот вопрос.)

Кто же такой Воланд?

(Учащийся демонстрирует слайды, содержащие справку о герое.)

Итак, Воланд – лицо вымышленное, персонаж из мифов и литературы.

Запишем в кластер МИФ, ЛИТЕРАТУРА (под именем Воланд).

4. Этап рефлексии.

Так что же совершает Булгаков, вырисовывая этих центральных персонажей романа? (Он создает героя, который существовал реально, который, вероятно, существовал и который как человек не был вообще.)

5. Осмысление.

Мы выяснили источник происхождения героев Булгакова. Теперь попробуем выяснить, как они взаимосвязаны между собой. Обратимся к роману.

Кто из героев первым появляется на страницах книги? (Воланд.)

Что утверждает Воланд, беседуя с Бездомным и Берлиозом? (Иисус существовал.)

Но начинает он говорить о Пилате, а Иешуа приводят потом.

Давайте посмотрим этот эпизод.

(Ккинокадры из 1 серии фильма «М. И М.» – Иешуа приводят к Пилату.)

Какое впечатление производит Пилат? (Неумолимый, жестокий, злой, беспощадный, грозный властитель, самоуверен, спокоен внешне; у него нет друзей, он болен и одинок.)

И вот в эти минуты одиночества к нему приводят Иешуа.

Какое впечатление производит Иисус? (Мудрец, добрый, не приемлет жестокости, ко всем терпим, гуманен, спокойная душа.)

Какие нравственные аспекты столкнул Булгаков в образах Понтия Пилата и Иешуа? (Добро и зло.)

Верно, но это только внешняя оболочка конфликта. Попробуем добраться до сути.

В чем суть «добра» Иешуа? (Злых людей нет, всякая власть является насилием.)

Найдите строки, подтверждающие это.

Что, по мнению Иисуса, должно существовать в мире? (Добро и справедливость.)

Запишем это в кластер: ИСТИНА ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ (под именем Иисуса).

6. Чтение с пометами.

Обратимся к тексту (глава 2) и выполним задание по группам.

1 группа. Выпишите суждения Иешуа и Пилата о власти и истине и сопоставьте их.
2 группа. Чего боятся Иешуа и Пилат?
3 группа. Каковы символы этого эпизода и о чем они говорят?

Выводы.

1 группа:

Иешуа выступает против всяческого угнетения личности. Он свободен от предрассудков и установок, от рамок государственной системы.

2 группа:

Пилат боится потерять власть, а Иешуа – потерять жизнь.

Каким образом Понтий Пилат добился власти, своей должности? (Заслужил, в т.ч. в боях, т.е. жестокостью.)

В чем суть власти Иешуа? (Владеет умами и сердцами людей.)

Как Иешуа добивается этого? (Силой убеждения.)

Значит, и понятие силы у них разное. Что значит сила для Пилата? (Физическая.)

Для Иешуа? (Сила слов, эмоций, души, т.е. нравственная.)

3 группа:

  1. «Ненавистный город», «руки потер, как бы обмывая их».
  2. Эпизод с появлением ласточки.

Какой фразеологизм напоминает фраза «руки потер, как бы обмывая их»? (Фразеологизм – «умыть руки».)

Давайте посмотрим во фразеологическом словаре значение данного выражения. (Умывать руки, умыть руки – отстраняться, уклоняться от участия в каком-либо деле; снимать с себя ответственность за что-либо.)

Что означает эта фраза в устах Пилата? (Он не будет бороться за жизнь Иешуа, потому что понимает, что власть Тиберия сильнее его. Если Пилат пойдет против системы власти, то эта система его раздавит.)

Каким мы видим Пилата в этом эпизоде? В чем он будет упрекать себя потом? (Трусость, он не смог пересилить себя – струсил.)

Это какая трусость? (Нравственная, духовная.)

Для чего введен эпизод с ласточкой? (Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся: Иешуа – на освобождение, Пилат – уговорить Каифу помиловать Иешуа.)

***Как человек Понтий Пилат сочувствует Иешуа. Он ненавидит кесаря, но вынужден славить его. Отправляя на казнь бродячего философа, Пилат страшно мучается и страдает от бессилия, от невозможности поступить так, как хочется. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа: разве можно предателя Иуду, разбойников Дисмаса и Гестаса назвать «добрыми людьми»? Никогда, по мнению Пилата, «не настанет царство истины», но он сочувствует проповеднику этих утопических идей. Лично он готов продолжить с ним спор, но положение прокуратора обязывает его вершить суд.

Когда Пилат беседует с Иешуа, он лукавит? (Нет, он честен и прямодушен.)

То есть Пилат отстаивает свою истину – ИСТИНУ ЗАКОНА И ВЛАСТИ.

Запишем эту фразу в кластер (под именем Пилата).

А что же Воланд? В каких главах он действует? (Московских и потусторонних.)

Почему его нет в ершалаимских главах? (Он антипод Иешуа.)

Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа? (Россия 30-х гг 20 века.)

Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает Булгаков? (Политические – тоталитарный режим. Социальные – все одинаковые, выделяться нельзя. Нравственные – бездуховность, неверие в Бога.)

Значит, мифический персонаж Воланд появляется в Москве 30-хгг 20 века, чтобы…

А с какой целью появляется Воланд? (Разоблачить московское общество? Помочь Мастеру и Маргарите? Наказать кого-то?...)

Что совершает Воланд в Москве? (Лично сам – ничего.)

А Воланд – это символ чего? (Зла.)

То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому-то, т.е. совершить добро? Парадокс?

Обратимся к гл. 12, эпизоду «Воланд на сцене в Варьете» и выполним задание.

1 группа. Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд? (Люди за века не изменились.)

2 и 3 группа. Сопоставьте слова о милосердии, добре и истине и поступки Воланда в эпизодах из гл. 12 и гл. 24.

Вывод. Воланд говорит правду и совершает благообразные поступки.

Чего хотела добиться свита Князя тьмы в Варьете? (Разоблачить пороки общества.)

А на самом деле, кто этого хотел? Чьи слова, поступки, взгляды на жизнь стоят за Воландом? (Булгакова.)

Чего хотел добиться Булгаков, говоря об этом? (Автор хотел достучаться до человеческих сердец. Воланд – это лишь символ. Булгаков хотел показать истинное лицо страны 30-хгг 20века. Раскрыть человеческую сущность и мотивы их поступков.)

Что же мы запишем в кластер? (ИСТИНА МИЛОСЕРДИЯ, ЧЕСТНОСТИ под именем Воланд.)

Воланд пришел на Землю не казнить и миловать, а сказать правду, что надо жить и ценить милосердие и взаимопомощь.

Этап рефлексии.

*** На самом деле Воланд наделен авторским всезнанием. В нем отголоски не Мефистофеля, а отголоски философии самого Булгакова. Поэтому мы в нем находим так много любви к людям хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам и прочей «нечестии». В образе Воланда воплощены гуманистические идеалы самого Булгакова.

7. Рефлексия.

Вернемся к целям урока.

Что же объединяет Пилата, Иешуа, Воланда? (Иешуа – это добро и справедливость, Пилат – это закон, Воланд – честность жизни, а вместе – ГУМАНИЗМ, ИСТИНА ЖИЗНИ.)

Запишем это в кластер (в центре кластера записывается идея произведения).

Посмотрите в толковом словаре Ожегова, что означает слово ГУМАНИЗМ. (Человечность в общественной деятельности и в отношении к людям.)

Значит, Булгаков на страницах романа задается вопросами: что есть доброта и справедливость? Какими должны быть власть и сила и в рамках чего действовать? По отношению к кому должны проявлять люди милосердие и гуманность?

Почему именно эти вопросы задает Булгаков?

Писатель жил в тоталитарном государстве, где все эти добродетели попирались. И он хотел достучаться до сердец людских. «Мастер и Маргарита» – это роман-миф. Но это было для писателя единственным способом художественного противопоставления языческого варварства и христианского гуманизма.

8. Домашнее задание.

Мы создали кластер, направленный к идее романа, мы искали взаимосвязь между 3 героями романа. Но эти герои связаны с другими персонажами книги не менее значимыми проблемами. Какими? Вот над этим вам и предстоит подумать дома и составить по своим ответам кластер.

Используемая литература:

  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993.
  2. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  3. Фразеологический словарь русского языка.
  4. Толковый словарь русского языка.