Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на. "Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…" Философская проблематика в рассказе А.П. Чехова "Студент" Правда и красота по видимому всегда составляли


Рассказы Антона Павловича Чехова позволяют читателю оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение проявляется по средством изображения героев. Чехов утверждает: ""Правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле.""Для того, чтобы точнее понять смысл данного высказывания, обратимся к образам двух героев: Ивана Великопольского из рассказа ""Студент"" и Ионыча Старцева из рассказа ""Ионыч"".

Главный герой рассказа ""Студент"" - Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка.

Возвращаясь поздним вечером домой, ему всё кажется пустынным и мрачным: ""Возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке... Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно."" Студент пропускает службу в церкви, хотя подобное поведение недопустимо для служителя духовной семинарии. Возвращаться домой Иван не спешит, да ему и не хочется, и вся жизнь предстаёт перед ним как нечто мрачное и негативное. Таким образом, ощущается душевная дисгармония героя. Но к концу произведения мысли, чувства, настроение и поведение студента меняются кардинально на прямо противоположные. Духовное преображение Ивана произошло под влиянием двух женщин. Студент, встретив их у костра, рассказывает об отречении Петра. И именно реакции двух вдов, их искренний отклик на слова Ивана пробуждают в нём чувства прекрасного и настоящего, переворачивают всё в его душе. Однако, несмотря на похожие реакции, девушки - Василиса и Лукерья - внешне представлены автором довольно контрастно. Тем самым А.П.Чехов показывает нам, что за внешней противоположностью героинь стоит их внутреннее, духовное единство. Таким образом, девушки помогли главному герою ощутить связь времён: ""Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий."" Они осветили мрак души его. Иван, поняв ""высокий смысл"" бытия, обретает гармонию. Правда Иисуса Христа и красота этой правды ""всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Земле."" Красота и гармония мира обусловлена продолжением евангельских событий из века в век. Осознав правду и красоту, жизнь Ивану теперь казалась ""восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.""

Главный герой рассказа ""Ионыч"" - Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, сын дьячка. Он как и Иван Великопольский принадлежит к духовному сословию. Это произведение противоположно рассказу ""Студент""; здесь А.П.Чехов показывает духовную деградацию человека. в Начале рассказа молодой врач попадает в ""губернский город С."" Он полон сил и энергии, увлечён своей работой, что даже в праздники иногда не имеет свободного времени. Герой попадает в среду обывателей, раздражающих его, и чувствует себя одиноко. Но вскоре всё живое, что было в нём когда-то, исчезло, и осталась страсть к накопительству и достатку. Ионыч утратил собственное имя и человеческую личность. Прежде обыватели чувствовали в нём что-то чужое, теперь же они его по-дружески называют просто ""Ионыч"". Не сумев противостоять окружающей среде, он мирится с нею и меняет свои интересы и представления о человеческих и нравственных ценностях: из стремления служить и помогать людям появилось охотное желание играть по вечерам в карты и потом дома считать деньги; а интерес к людям перерос в полное равнодушие ко всему. Вся жизнь Ионыча - это падение вниз по лестнице нравственности, и он сам в этом виноват. Всякое отсутствие интересов, жизненных принципов и убеждений ведёт к полному опустошению человека и его дальнейшему пустому и бессмысленному существованию. Поменяв своё представление о ценностях, Ионыч уже не замечает, что всё, что его окружает, является фальшивым, а потеря духовного начала и пустая растрата времени - неправильно. Таким образом, А.П.Чехов показывает нам, что главный герой не осознал правду и утратил свою красоту, то есть свой человеческий облик и человеческие качества. Этим рассказом автор призывает нас не предавать вечные идеалы и не терять в себе человеческое начало, а также он показывает, что без правды и красоты человека ждёт полное опустошение, духовное падение и деградация личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что правда и красота очень важны в человеческой жизни. В случае их осознания и сохранения человека ждёт гармония, как внутренняя, так и между собой и окружающим миром, что приведёт к счастью, умиротворению и радости. В противном случае же человека ожидает тоска, мрак души, бесполезное существование, пустая жизнь, потеря интересов и нравственных ценностей, что в итоге приведёт к утрате человеческого начала.

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов А.П. Чехов Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…




I. Таганрог() Дом Дом на Полицейской улице, на Полицейской улице, где родился где родился А.П.Чехов А.П.Чехов






Греческая школа Таганрога Греческая школа Таганрога В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон, но… В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон, но…


Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Гимназическая программа: Гимназическая программа: - Всеобщая и русская история; - История Древней Греции и Рима; - География России; - Теория словесности; - История русской словесности; - Древние языки; - немецкий, язык; - Французский язык; - Закон Божий; ……………………………………


Природа – важная часть существования (Человек «оприрожен», природа – очеловечена); Природа – соучастник человеческой жизни («Каштанка», «Белолобый», «Агафья», «Страх») ; Тип литературной природы проходит эволюцию от абстрактного фона жизни до главного действующего лица («Степь», «Безотцовщина»…) Тип литературной природы проходит эволюцию от абстрактного фона жизни до главного действующего лица («Степь», «Безотцовщина»…) Особенности мироощущения Чехова, сформированные в период гг.


II. Москва () II. Москва () А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета () А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета () Является стипендиатом таганрогской гимназии Является стипендиатом таганрогской гимназии В журнале «Стрекоза» (10,1880г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» В журнале «Стрекоза» (10,1880г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения.


Доктор Чехов Доктор Чехов В 1884г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. В 1884г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,…а в 1883г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,…а в 1883г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. В 1884г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены» В 1884г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены»




Встречи, знакомства, творчество… Рассказы отмечаются популярными писателями и издателями (Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. С. Суворин …) Рассказы отмечаются популярными писателями и издателями (Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. С. Суворин …) Дом Кувшинниковых и его гости: врачи, художники, музыканты, писатели (Чеховы, Левитан, Степанов, Шаляпин, Рахманинов и т. д.). Рассказы « Попрыгунья », « Ионыч » Дом Кувшинниковых и его гости: врачи, художники, музыканты, писатели (Чеховы, Левитан, Степанов, Шаляпин, Рахманинов и т. д.). Рассказы « Попрыгунья », « Ионыч » Сотрудничество А. П. Чехова с « толстыми журналами » (« Северный вестник », « Новое время). Рассказы « Панихида », « Враги », « Святая ночь », « Кошмар », « Агафья », « Степь » Сотрудничество А. П. Чехова с « толстыми журналами » (« Северный вестник », « Новое время). Рассказы « Панихида », « Враги », « Святая ночь », « Кошмар », « Агафья », « Степь »


Сахалин () Цель поездки - изучение жизни каторжных и ссыльных (не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга). Цель поездки - изучение жизни каторжных и ссыльных (не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга). Очерк «Остров Сахалин» () Очерк «Остров Сахалин» () Поездка на остров сказалась на дальнейшем творчестве писателя («В ссылке», «Бабы», «Гусев», «Убийство»), изменила взгляд Чехова на жизнь, на человека: «…впоследствии всё в моём творчестве «просахалинено» («Палата 6», « Три года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей») Поездка на остров сказалась на дальнейшем творчестве писателя («В ссылке», «Бабы», «Гусев», «Убийство»), изменила взгляд Чехова на жизнь, на человека: «…впоследствии всё в моём творчестве «просахалинено» («Палата 6», « Три года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей»)




Усадьба Мелихово, Усадьба Мелихово, приобретённая приобретённая А.П.Чеховым А.П.Чеховым зимой 1892г. зимой 1892г. III. Мелихово ()


Доктор Чехов в Мелихово В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты








IV. Ялта ()






Жизнь в Ялте Жизнь в Ялте Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: - «Дама с собачкой»; - «Невеста»; - «Три сестры»; - «Вишнёвый сад» Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: - «Дама с собачкой»; - «Невеста»; - «Три сестры»; - «Вишнёвый сад»


V. Германия. Баденвейлер (1904 г.) В начале лета 1904г. А.П.Чехов вместе с женой О.Л.Книппер выезжает из России на курорт Баденвей- лер.Они поселились в отеле «Зоммер». лер.Они поселились в отеле «Зоммер». 2 июля 1904г. в 3 часа утра А.П.Чехова не стало…


Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность» Уважать чужую собственность» Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность» Уважать чужую собственность» Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство;


Чехов смотрит на мир глазами первочеловека, для которого главное значение имеет положение конкретного человека в окружающем его мире. Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная; Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная; Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства – он симпатичен автору; но если этого не происходит, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации; Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства – он симпатичен автору; но если этого не происходит, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации; Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник! Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник! Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением. Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением.


Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Особенности художественного мироощущения Чехова

Важное место в романе «Евгений Онегин» занима­ет образ Татьяны Лариной - «милый идеал» Пушки­на. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им в жизни. Мне кажется, что образ Татьяны воплощает идеал правдивости и душев­ной красоты.

Для Пушкина очень важно то, что героиня - «рус­ская душою». Что же делает ее такой, и какие черты ее характера близки Пушкину? Какой русский чело­век не любит природу и русскую красавицу зиму! Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

Татьяне нравится встречать восход солнца, бро­дить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья и противопоставляет «постылую жизнь» высшего света в Петербурге род­ным, близким для сердца деревенским местам, обшир­ным просторам.

Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с кото­рым «неразлучно воспоминанье старины». Ведь ге­роиня - воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами.

Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьян­кой, так же как и сам Пушкин, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла поня­тия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, об­рядов, народных традиций, «милых преданий про­стонародной старины», русских снов служит тому доказательством.

Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуаль­ность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого ко­кетства, ни сентиментальной чувствительности - всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она полюбила Онегина «не шутя», серьез­но, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признани­ями самого Пушкина!

И, наконец, Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отверг­нуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой вы­
сокий нравственный облик. И свет видит в ней воле­вую натуру, осознает ее превосходство. Но, хотя Тать­яна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна изменить человеку, за которого она вышла замуж. Кем бы он ни был, она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превос­ходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе.

По словам Белинского, «он первый поэтически вос­произвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Навигация по записям

«…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов) (по роману Пушкина «Евгений Онегин)

«…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов)

Важное место в романе «Евгений Онегин» занима­ет образ Татьяны Лариной - «милый идеал» Пушки­на. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им в жизни.

Что такое красота? И что такое правда? По определению, которое дает нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное» (одно из значений). А правда (все по тому же источнику) - «то, что соответствует действительности, истина». Всегда ли правда красива, а красота правдива? Мне кажется, Л.Н. Толстой дает ответ на этот вопрос в своем романе «Война и мир», в котором он показывает два ярких образа: Наташу Ростову и Элен Курагину.

Первая всеми своими чувствами,

Поступками, жизнью доказывает, что правда красива, а вторая подтверждает мысль, что внешняя красота без внутренней гармонии ложна.

Л.Н. Толстой подробно описывает портрет тринадцатилетней девочки: «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая, с своими открытыми детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега»; он подчеркивает тонкость ее оголенных рук. Маленькая графиня звонко и громко смеется, ее совсем не беспокоит мнение окружающих. Этот «гадкий утенок» заставляет восхищаться собой, потому что все в ней искренне, лишено притворства.

Совсем другое дело Элен - дочь князя Василия

Курагина - блестящая петербургская красавица. Говоря о ней, автор часто употребляет эпитеты: «величавая», «сияющая», «спокойная», «красивая», «мраморная». Ее черные глаза, полные плечи, красивые руки, великолепный стан заставляют любоваться окружающих, а «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она вся сияет подобно бриллиантам на ее шее. Элен не представляет себя без светского общества, она придерживается принципа: «влияние в свете есть капитал, который нужно беречь, чтобы он не исчез».

Наташа излучает внутреннее тепло, которым готова в любую минуту согреть окружающих. Она дарит всем «жаркие лучи любви». Состояние души героини Л.Н. Толстой передает через описание ее глаз. Они у Наташи «любопытные», «лучистые», «сияющие», «насмешливые», «ласковые». О выражении глаз «мраморной» красавицы Элен мы ничего не знаем.

Ростова интуитивно угадывает людей, она «более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», обладает необыкновенным голосом, способным растрогать каждого. Занимаясь танцами, является одной из лучших учениц, которой присуща необыкновенная грациозность. Элен же холодна и безразлична к окружающим. Она прекрасно владеет искусством держать себя, ее отличает «спокойное уменье быть молчаливо – достойной в свете».

Судьбы героинь складываются по-разному. Наташа пройдет через многие испытания: встречу с Андреем, оскорбление, нанесенное старым князем, увлечение Анатолем Курагиным, смерть Болконского. Настоящую любовь она испытает лишь к Пьеру, с которым ее связывает полное взаимопонимание.

В конце романа перед нами уже не прежняя легкомысленная девочка, а заботливая жена и мать четверых детей. Черты ее лица «имели выражение спокойной мягкости и ясности». В Наташе была видна «одна сильная, красивая и плодовитая самка». В обществе видевшие ее остались недовольны, но Ростова была счастлива.

Судьба Элен, на мой взгляд, сложилась трагично. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она превратила их семейную жизнь в кошмар. Она ненавидит мужа, унижает его, причиняет боль. Однажды Элен «презрительно засмеялась и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей». Обнаруживается ее ограниченность ума, грубость, вульгарность, развращенность.

После разрыва с Пьером она получит большую часть его состояния, будет жить то в Петербурге, то за границей, где удостоится восхищения Наполеона. За ней утвердится «репутация женщины прелестной и умной»: «быть принятой в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума», несмотря на то, что хозяйка говорит пошлости и глупости, все восхищаются Еленой Васильевной Безуховой. Ее жизнь пуста и бессмысленна, а внезапная смерть вызывает лишь удивление.

Таким образом, Наташа олицетворяет собой красоту истинную, то есть правдивую, а Элен - ложную, искусственную. Величие «мраморной» красавицы оказывается лишь холодным блеском, тогда как духовная красота Наташи делает счастливыми окружающих ее людей. Я считаю, что правда должна быть красива, а красота правдива, и тогда человеческая жизнь наполнится гармонией и смыслом.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» : философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении.

А какой я нытик? Какой я «пессимист»?
Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…
А.П. Чехов
.

Цель : раскрытие философской проблематики и значения евангельских тем и образов в рассказе А.П.Чехова «Студент».

Задачи:

  • определить функции пейзажа в рассказе;
  • рассмотреть персонажную систему;
  • раскрыть значение евангельского сюжета как философского и композиционного ядра рассказа;
  • выявить актуальность проблематики рассказа «Студент».

Студенты должны уметь:

  • выполнять текстуальный анализ произведения малой жанровой формы;
  • раскрывать значение евангельских тем и образов в произведении;
  • выявлять актуальность философской проблематики произведения классической литературы.

Оборудование: тексты рассказа А.П.Чехова «Студент», аудиозаписи музыки Альбинони, В.-А. Моцарта (отрывок из «Реквиема»), песня В. Бутусова «Мне снилось, что Христос воскрес…», книга А. Меня «Сын человеческий», распечатки с цитатами В.-А. Моцарта, Саади, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Блока.

ХОД УРОКА

Вызов

Вступительное слово учителя.

На прошлом занятии мы охарактеризовали основные особенности прозы А.П. Чехова, чьё творчество стало своеобразной завершающей страницей в развитии русской классики 19 века. Вы знаете, что он мечтал написать роман, но в историю нашей литературы вошёл как мастер малого жанра. Пожалуйста, вспомните, в чём своеобразие чеховского решения нравственно-философских проблем, волновавших его великих современников – Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.

(На страницах произведений Чехова нет развернутого изложения его философских взглядов и пространных философских монологов и диалогов героев (как, например, у Толстого и Достоевского). Философская проблематика его произведений как бы «вырастает» из бытовых реалий).

Верно! Подобное явление мы встретим и в рассказе «Студент», который нам предстоит изучить сегодня. Рассказ «Студент» выбран нами для изучения не в последнюю очередь потому, что сам Чехов считал его одним из лучших в своем творчестве. Об этом свидетельствует признание самого писателя, взятое в качестве эпиграфа к уроку.

СЛАЙД 2

Для названия темы урока взяты строки из самого рассказа: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» Философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении».

СЛАЙД 3 Теперь посмотрите на 3слайд, где есть сразу несколько картинок и текстов. C ейчас я прокомментирую содержание слайда, а вы, исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе занятия.

Итак, на слайде представлены, во-первых , слова А.П. Чехова, взятые нами в качестве эпиграфа. По воспоминаниям Ивана Бунина, на упрёки в пессимизме и отсутствии волевых героев, способных на поступок, А.П. Чехов отвечал: «А какой я нытик? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…».

Во-вторых , вы видите фото картины «Отречение апостола Петра» датского художника Карла Блоха, жившего в 19 веке и ниже те слова из 26 главы Евангелия от Матфея, которые иллюстрирует эта картина: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Эти слова цитирует и герой рассказа «Студент».

Наконец , самые неожиданные изображения и тексты – фото альбома «Крылья» (1995) группы «Наутилус Помпилиус» и В. Бутусова, а также начало песни «Мне снилось, что Христос воскрес, И жив, как я и ты».

Итак, повторяю: исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Возможные ответы студентов.

1) почему именно рассказ «Студент» А.П. Чехов назвал любимым? 2) какие философские проблемы поднял он здесь? 3) какую роль в раскрытии этой проблематики играет евангельская история об отречении апостол Петра? 4) наконец, как рассказ «Студент», написанный в конце XIX века, связан с нами, живущими в XXI веке? в чем его актуальность?

Спасибо!

СЛАЙД 4 . Итак, цель нашего урока – оттолкнувшись от частного – от конкретных бытовых ситуаций, изображенных А.П. Чеховым в рассказе «Студент», – определить его основную философскую проблематику, раскрыв значение евангельской истории об отречении апостола Петра в структуре произведения.

Осмысление

Обратимся к тексту рассказа, открывающегося описанием пейзажа : «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку . Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо . Запахло зимой».

Какой характер носит этот пейзаж, по какому принципу он построен?

(Пейзаж, открывающий рассказ, внутренне контрастен, его описание построено на столкновении двух начал, двух стихий).

Какие силы сталкиваются, вступают в борьбу?

(Сталкиваются добро и зло, холод и тепло, свет и тьма. Хрупкую гармонию тихого весеннего вечера нарушает вмешательство сил зла, которые временно одерживают победу).

В какой день развиваются события рассказа? (Действие происходит в Страстную Пятницу, накануне Пасхи).

Чем знаменателен этот день? СЛАЙД 5 .

(В жизни православных верующих это в своем роде единственный по степени своей трагедийности день – день, когда пре дали и преда ли мучениям, распяли Спасителя – Иисуса Христа. Особенность богослужений в храме в этот день, наполненный особой скорбью по распятому Спасителю, такова, что христиане основную часть времени должны находиться в храме – только там и только так, молясь и скорбя всем приходом, всем православным миром, можно преодолеть зло и смерть, набирающие исключительную силу в этот страшный день).

Кем является главный герой рассказа Иван по происхождению, образу жизни, воспитанию и образованию? СЛАЙД 6, 7

(Главный герой рассказа – Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка, т.е. он принадлежит к духовному сословию, тесно связан с основами церковной жизни и прекрасно должен осознавать сущность событий Страстной пятницы…)

И что же? Как он ведет себя в этот день и как можно расценить его поступок ? СЛАЙД 6, 7

«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.

(Иван возвращается домой не из церкви, а из леса, не с соборной службы и молитвы (в которых он просто обязан участвовать), а с охоты… Своим поступком – уходом на охоту – он отрекается и от Христа, и от своих братьев – христиан).

Каково душевное состояние Ивана и чем оно может быть мотивировано?

«Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно . Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле» .

(Ему тяжело, тоскливо, неуютно, он подавлен и охвачен мрачным настроением, потому, видимо, что голос совести не дает ему покоя… Он чувствует, что поступил безнравственно…)

СЛАЙД 8

Прочитаем, о чем размышляет герой? В чем суть этих размышлений? Обратим внимание, что мысли его движутся от частного (бытового) к общему (глобальному, вечному): «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». СЛАЙД 9

(Студент размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед мраком и холодом, и герой уверяется в том, что зло неискоренимо, вечно, вездесуще. Справедливости и добра нет в мире – это открытие буквально леденит его сердце. Мысли Ивана удивительно напоминают раздумья еще одного студента – Родиона Раскольникова).

Однако в океане холодной мглы забрезжил свет костра. Огонь этот виден издалека. СЛАЙД 10

А.Фет"Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...» На одном из уроков, посвященных поэзии А.А. Фета, мы анализировали его стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» и говорили о том, насколько значимы и многоплановы в литературе образы костра, горящей свечи, света в окне. Огонь должен согреть и просветлить душу уставшего и запутавшегося человека… Произойдет ли чудо? Подойдем к огню вместе с Иваном и всмотримся в лица женщин.

СЛАЙД 10 …НА ВДОВЬИХ ОГОРОДАХ СВЕТИЛСЯ ОГОНЬ…

По какому принципу соотносятся портретные характеристики вдовы Василисы и ее дочери Лукерьи? " Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки… Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».

(В описании внешности двух женщин автор использует тот же принцип контраста, но за внешней противопоставленностью есть глубокое внутреннее единство этих образов, обусловленное некоей общей духовной основой: обе женщины – православные верующие и буквально с полуслова понимают Ивана, вспомнившего об апостоле Петре).

Какую евангельскую историю и в связи с чем вспомнил Иван ?

СЛАЙД 11 Отречение апостола Петра

«– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»

(Он вспомнил историю об отречении апостола Петра, видимо, потому, что сознательно или бессознательно он отождествляет себя с Петром. Эта история отвечает его душевному состоянию и поведению).

«Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»

СЛАЙДЫ 12,13 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ

Студент спрашивает о 12 Евангелиях, и женщины прекрасно понимают, о чем идет речь. В Страстной четверг – накануне Страстной пятницы – читается 12 отрывков, избранных из 4-х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Спасителя. Обратимся к страницам книги священника Александра Меня «Сын человеческий» и прочитаем отрывок из 16главы «Ночь в Гефсимании». Здесь повествуется о молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он любил уединяться для молитвы. Горячо молился Господь и накануне своих крестных страданий.

Послушаем чтение отрывков об этих событиях . Приложение 1 .

СЛАЙДЫ 14- 21

СЛАЙД 21 Поцелуй Иуды. Илья Глазунов.

Вернемся к тексту чеховского «Студента», к эпизоду, в котором говорится об отречении Петра. Любимый ученик трижды отрекается от учителя, которого любит «страстно, без памяти…»

СЛАЙД 22 Отречение апостола Петра

«– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания… Студент вздохнул и задумался.»

Какова реакция женщин на пересказ хорошо известного им эпизода?

«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». (Василиса плачет, а лицо Лукерьи искажается от боли).

Как относится Иван и женщины к Петру?

(События, произошедшие 19 веков назад, воспринимаются ими как сегодняшние. Это не христианский миф и не легенда, как сейчас модно говорить. Петр для верующих людей, истинных христиан – отнюдь не вымышленный персонаж, а реальный человек – живой, грешный, достойный сострадания. Это тот самый ближний, о любви к которому заповедовал Иисус. Чеховские героини живут в полном согласии с учением Христа. Василиса плачет вместе с Петром, как бы сочувствуя его судьбе, сочувствуя его горю, разделяя его нравственные муки и раскаяние).

СЛАЙД 23

Профессор Московской Духовной Академии – М.М. Дунаев – говорил о героях чеховского рассказа: «Женщины, слушающие студента, несомненно, переживают рассказываемое в своей душе, и тем сопереживают его душевной муке. И студент понял, что через это переживание совершается незримое единение душ во Христе, какое только и может противостоять греху и унынию… Переживание предательства апостола Петра как своего собственного помогает студенту очиститься душою – и по-иному сознать жизнь». СЛАЙД 24 (цитаты И.Н. Сухих и Г.М.Фридлендера).

Обратимся к тексту и найдем подтверждение словам профессора М. М. Дунаева:

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

СЛАЙД 25 Альбом гр. «Наутилус Помпилиус» «КРЫЛЬЯ» (1995)

Спустя 101 год после появления чеховского «Студента», группа «Наутилус Помпилиус» выпустила альбом «Крылья» (1995 год), в который вошла песня «Мне снилось, что Христос воскрес…» Послушаем песню на стихи Ильи Кормильцева и подумаем, в чем переживания ее героя близки переживаниям чеховских героев? Приложение 2 .

Пока звучит песня , СЛАЙДЫ 26-29

Звучит сообщение по песне «Мне снилось, что Христос воскрес…». Приложение 2 .

Спасибо за сообщение! Надеюсь все почувствовали внутреннее сходство переживаний чеховского студента и героя песни В. Бутусова. Впрочем, несомненно и существенное различие, особенно касающееся финала двух этих произведений.

СЛАЙД 30 Каким настроением проникнут финал рассказа?

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Как и почему изменилось настроение Ивана? Какую истину открыл он для себя?

СЛАЙД 31

Прочитаем: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

(Общение с простыми русскими женщинами, искры их душевного тепла, веры и понимания согрели и душу студента, понявшего, что он не один. Мир, казавшийся ему «сиротским» и «опустевшим» (как герою Бутусова), вдруг обрёл гармоничность, появилось чувство причастности и единения с другими людьми. Внезапно его осенила ещё одна важная и мудрая мысль о том, что всё в жизни связано, ничто не исчезает бесследно, всё имеет свой глубокий смысл, и эта связь времен основана на вере, добре и любви, способных победить смерть и зло).

СЛАЙДЫ 32-33

Размышление

На этой стадии урока звучит заключительное слово учителя, происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения рассказа и просмотра отрывка из д/ф «Апостол Пётр», оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации. Результатом должно стать заполнение каждым студентом «двойных дневников». СЛАЙДЫ 35-36

Заключительное слово учителя.

СЛАЙД 34. Процитирую литературоведа Георгия Михайловича Фридлендера: «История, рассказанная чеховским героем, - это история о таком же, как они, деревенском человеке, простом рыбаке… Так же как чеховский студент и его слушательницы, евангельский Петр хорошо знал холод, бесприютность, материальные лишения, грелся у простого костра вместе с другими бедняками. … в минуту неожиданного испытания Пётр не мог совладать со страхом за себя и свою жизнь он испугался – и это заставило его отречься от своего Учителя. Но человек великой слабости, Пётр, по свидетельству Евангелия, стал человеком великой силы, он преодолел страх и мужественно проповедовал слово Учителя». К этим словам добавлю, что апостол Пётр после Воскресения Иисуса Христа стал мужественно проповедовать христианскую веру, невзирая на гонения преследователей и врагов христианства. Впоследствии он был распят, как и Христос .

СЛАЙД 34.

Итак, в финале рассказа герой движется в родную деревню, домой; из пустоты отречения и одиночества к своим ближним, из мрака и холода к рассвету. Свет зари символизирует начало нового этапа в жизни молодого студента Духовной Академии: торжество света над тьмой, верой над безверием и унынием, вечной памяти над равнодушием и беспамятством. Свет костра « на вдовьих огородах» согрел и просветлил его душу.

СЛАЙДЫ 37-38 .

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, к каким философским проблемам обратился здесь Чехов? О чем его рассказ «Студент» - эта удивительная жемчужина философской прозы XIX века?

(Рассказ этот о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии, о времени (о связи настоящего с прошлым), о судьбе христианства, о России, о нас с вами…)

И всё это на нескольких страницах. Именно евангельский эпизод об апостоле Петре, составляющий ядро «Студента», помог Чехову решить целый спектр философских проблем.

Думаю, нам удалось понять, почему этот рассказ Чехов называл любимым, надеюсь, полюбили это произведение и вы. Вот что значит русская классика! От неё во все стороны расходятся лучи – к прошлому, настоящему, будущему.

Заполнение «двойных дневников». Приложение 3 .

А теперь посмотрите на слайд и в распечатки: вам предложена подборка цитат выдающихся представителей мировой культуры. Используя методику «Двойной дневник», раскройте смысл данных цитат и выскажите своё мнение, какую из них и почему можно взять эпиграфом к нашему уроку по рассказу "Студент"?

Список литературы.

  1. Звиняцковский В.Я. Начинаю с Чехова// Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 1. С. 6-12.
  2. Сухих В.Н. Жизнь человека: версия Чехова// Чехов А.П. Рассказы из жизни моих друзей. – СПб., 1994.
  3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л., 1971. С. 135-137.
  4. Харитонова О.Н. Философская проблема А.П. Чехова «Студент» на уроке литературы в X классе// Литература в школе. 1993. № 6. С.51-54.