Праздник для учащихся начальной школы на тему: Сказки. Сценарий. Древнеславянские обереги наших предков Толкование либо дело делать либо сказки сказывать

Праздник для учащихся начальной школы «Сказка в гости к нам пришла!»


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие по сказкам, которое направлено на организацию досуговой деятельности детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня.
Цель: создание сказочной атмосферы праздника.
Задачи:
- познакомить детей со сказками;
- воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;
- создать благоприятный микроклимат на празднике.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Маленькая страна» в исполнении Наташи Королёвой.
Дети входят в зал в сказочных костюмах.

Ученик 1:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и улетит.

Ученик 2:
Ты за нею на порог,
А она уж - прыг, да скок,
Словно круглый колобок,
Катится по лесу…

Ученик 3:
У неё чудес запас!
И всегда готово…
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!

Ученик 4:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам никак без них!

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть всех Вас на нашем празднике. Думаю, что всем знакомы слова А. С. Пушкина:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

Ведущая: Сегодня мы приглашаем Вас на урок-занятие, посвящённый сказкам. (Каждый ребёнок выбирает себе раскраску, таким образом, класс делится на 4 группы).





Ведущая:
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка побольше ноготка.
В ореховой скорлупке она всегда спала,
Вот какая девочка, была совсем мала!

Кто читал об этом книжку
Назовёт он нам малышку?
(Дюймовочка.)
1 группа – Дюймовочки. (Те ребята, кто раскрашивал Дюймовочку).


Ведущая:
У него на крыше домик.
Он шалун, весёлый комик,
Хвастунишка и зазнайка,
Как же звать его? Угадай - ка!
(Карлсон.)
2 группа – Карлсоны. (Те ребята, кто раскрашивал Карлосона).


Ведущая:
Этот мальчик очень странный,
Необычный - деревянный.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
3 группа – Буратины. (Те ребята, кто раскрашивал Буратино).


Ведущая:
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка.)
4 группа – Золушки. (Те ребята, кто раскрашивал Золушку).


Ведущая:
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».
Пары разводит паровоз,
Зажёг два фонаря
И мчится с грохотом колёс
По строчкам букваря.
Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А» .

Ведущая: Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «А»?
Ведущая: Верно, есть такая сказка - «Айболит», герой - Алладин…
А ещё, есть такое слово … атрибут. Атрибут – это предмет, являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо или чего-либо.
Задание 1. Каждой команде необходимо сложить из мозаики свой атрибут.
(Дюймовочки – ласточка, Карлсоны – Малыш, Буратины – золотой ключик, Золушки - туфелька).


Ведущая:
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Ведущая: Двигаемся дальше – буква «Б». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «Б» ?
(Баба яга, Буратино, Бармалей, Бременские музыканты…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «баю-бай».
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.


Задание 2. Каждой команде необходимо сочинить Сказку на ночь. Сказка на ночь - это длинное пожелание спокойной ночи, как правило, пропитанное нежностью, любовью и, конечно же, заботой. Вспомните, как звучит сказка на ночь, прочитанная бабушкой или мамой? Наверное, тихо и ровно, ещё она успокаивает и убаюкивает.
(Каждая команда сочиняет свою сказку. При желании, можно её разыграть.)


Ведущая: Двигаемся дальше – буква «В». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «В» ?
(Волк, «Волшебник изумрудного города», Василиса Прекрасная…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «времена года».
Задание 3. Каждой команде необходимо вспомнить сказки, в которых описано одно время года.
(Дюймовочки – зима, Карлсоны – весна, Буратины – лето, Золушки - осень).
(Команды соревнуются).
Ведущая: Наше путешествие подходит к концу, дорогие ребята и уважаемые гости! И в завершении, продолжите, пожалуйста…
Быль за сказкой … (не угонится) .
Всякая прибаутка в сказке … (хороша) .
Всякой сказке бывает… (конец) .
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус… (мотай) .
Красна сказка складом, а песня … (ладом) .
Либо дело делать, либо сказки … (сказывать) .
На сказках, что на … (салазках) .
Сказка - складка: послушать… (сладко) .
Сказку слушай, а к присказке … (прислушивайся) .
Скоро сказка складывается, да не скоро дело … (делается) .
Сказка не сказка, а … (присказка) .
Вот и сказочке конец, а кто слушал…
МОЛОДЕЦ!!!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СКАЗЫВАТЬ

СКАЗЫВАТЬ

СКАЗЫВАТЬ, сказать что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать. Сказывай правду. Он сказки сказывает. Что есть, того (о том) никому не. сказывай. Он сказывал житья бытья посох да суму. Ищи, не сказывай, а найдешь, не показывай. Есть, сказывают, за морем зверь единорог. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Скажи нужду свою. Скажешь мне спасибо, послушайся. Что скажешь? что нового, или с чем пришел? Скажи ему дурака. Он хорошую проповедь сказал. Не скажу этого, не могу сказать, не знаю. Сказал, что топором отрубил. Не всяку правду жене сказывай. Слово скажешь, рублем не воротишь. Умей сказать, умей и смолчать. Бог видать, да нам не сказывает. Бог и слышит, да нескоро скажет. Проси Николу, а он Спасу скажет. Всяк правду хвалит (или: любит), да не всяк ее сказывает. Без вина правды не скажешь. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Не всяку правду муж жене, сказывает: а ино сказывает, так обманывает. Как сказано, тако и сделано. Сказано, сделано. По сказанному, что по писанному. По писанному, что по сказанному. Сама болезнь скажет, чего хочет. Говори, говори да сказывай. Умную взять - не даст слова сказать. Не при вас сказать. Не при вас будь сказано. Сказывает на вербе грушу. Сказывает журавля на сосне, на дубу грушу. Девятый месяц все скажет.

| Приказывать. Поход сказан. Сказано, сделано. Сказано не рассказано, надо делать. -ся, быть сказываему;

| объявлять, извещать о себе, спрашиваться. Сказывайся, коли со двора уходишь, да и воротясь скажись, доложись.

| Обнаружить себя, бытность свою, объявиться, выдать самого себя. Неприятель сказался, открыт, показался. Гниль в бревне сказалась. Ударь обухом, дупло скажется, по звуку. Зима сказалась, снег выпал. Петрово владычество сказывается всюду и поныне. В людях тороватым казался, а никому дома не сказался. Наш Ерема не сказался дома (либо от гостей, либо от дела). Кого нет, тот и не скажется. Что знается, то и скажется. Боль без языка, а сказывается. Придет пора, что правда скажется (или: перетянет). Нужда придет. сама скажется. Скажись другом, либо недругом. Дурак сам скажется. Дураку только волю дай: скажется. Умный одно слово вымолвит, и то скажется. Бог на помочь добрым женам и гулливым! -а гулливая и скажется. Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

| Сказываться чем, называться. Он сказывается отставным чиновником. Я скажусь больным, не пойду. Сказался груздем, ин полезай в кузов. Всходы сказываются. Он дома не сказывается, не пускает или не принимает. От беды дома б не сказался. Сказыванье муж. сказанье ·окончат. сказ муж. сказка жен., ·об. действие по гл. От сказыванья да пересказыванья - смутки да баламуты.

| Сказанье, рассказ, повесть, преданье. Сказанье об осаде Троицкого монастыря.

| церк. толкованье; речь или проповедь, слово.

| приказанье, приказ;

| сказка, ·стар. объявленье, весть, оглашенье. В 1672 году, января 15, была сказана у посольского приказа сказка о поражении Стеньки Разина. Полн. Собр. Зкн.

| Всякое деловое показанье, объясненье, ответ подсудимого, речи свидетелей, отчет о случае, о происшествии. Отобрать сказку. Заручить сказку. Свидетели в сказках своих поразноречили. Сказка о женихе и невесте, удостоверенье в неродстве их.

| Ривизские сказки, сказки народной переписи, именные списки всего наличного населенья. Полно чужим коз считать: ведь не сказку писать (не перепись)) Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные и пр. Докучная, докучливая сказка, коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же; докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку. Жил был царь Тофута-а сказка вся тута! Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи! ты скажи... и пр.)Жила была старица одна в сельце, поставила старица зарод сенца, а шло буде неладно - опять с конца!/ Жил был журавль сь журавлихой, поставила она стожек спица-не сказать ли опять с конца? Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка? Накосил мужичок сенца, поставил стожек среда польца, не сказать ли опять с конца? Не верь, это сказки. вздор, сплетни. Из песни, из сказки слово не выкидывается, вместо с позволения сказать, не при вас будь сказано. Либо дело делать, либо сказки сказывать. В Москву за сказками ушел. Сказка складка, а песня быль. Девичьи сны да бабьи сказки. Рассказывай сказки, ври больше. Дети до сказок, что мухи до браги. Сказывала и мы сказки. Не за былью и сказка гоняется. Сказка складом, песня ладом красна. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером написать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала на(по)чинается, до конца читается, а в (по)середке не перебивается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка! Сказочное преданье. Сказочный слог. Это сказочные вести, вздорные. Сказуемое, в логике, что говорится о подлежащем. Сказыватель, сказатель, -ница, скащик, -щица, сказываюший что подробно, расскащик, повествователь; говорящий речь, проповедь, передающий события, предания, летописец. Сказитель олон. расскащик былин, дум, песен и пр. Сказочник, -ница, кто сказывает сказки, знает их много. Сказея жен., влад. то же, сказочница. Сказовати и -ся, церк. сказывать, -ся, ·в·знач. извещать, открывать, объявлять, повествовать. Сказкописатель, -составитель, -податель муж. о сказке судебной или по народной переписи.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Смотреть что такое "СКАЗЫВАТЬ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СКАЗЫВАТЬ, сказываю, сказываешь, несовер. (прост., устар.), что. Говорить, рассказывать. «Стану сказывать я сказки, песенку спою.» Лермонтов. «У тебя грешки есть; мне уже в клубе сказывали, что есть.» Сухово Кобылин. «Сказывай скорей, чем вы… … Толковый словарь Ушакова

    Аю, аешь; нсв. что. Устар. и Разг. Рассказывать. Народные певцы сказывают былины речитативом (исполняют, поют). * Стану сказывать я сказки, Песенку спою (Лермонтов). // только прош.: сказывал, ла, ло; Многокр. Много раз, неоднократно рассказывать … Энциклопедический словарь

    сказывать - аю, аешь; нсв. см. тж. сказываться а) что устар. и разг. Рассказывать. Народные певцы сказывают былины речитативом (исполняют, поют) * Стану сказывать я сказки, Песенку спою (Лермонтов) б) отт., только прош.: ск … Словарь многих выражений

    Несов. перех. и неперех.; устар. Говорить, рассказывать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    сказывать - ск азывать, аю, ает … Русский орфографический словарь

    сказывать - (I), ска/зываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка

    сказывать - говорить, произносить … Cловарь архаизмов русского языка

    сказывать(ся) - сказ/ыва/ть(ся) … Морфемно-орфографический словарь

    Народн. Шутл. Рассказывать небылицы, говорить вздор. ДП, 206, 734; Жиг. 1969, 212 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Тысяча и одна минута. книга первая. собрание русских сказок, писанных Иваном Ваненко , Ваненко. Стать починать, стать сказывать (Кирша Данилов). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1843 года (издательство "издание Ю. М."…

Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы . В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:

«В сказках таких условных приговорок много: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»; «За тридевять земель, в тридесятом государстве» и пр. Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл; например: «Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»; о пустом, грозном начальнике: «Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»; о строгости и непотачке кому: «Он тише воды, ниже травы стал» и пр.

  • Пословицы из сборника Даля,
  • Пословицы со словом «сказка»,
  • Сказки, в которых встречаются пословицы,
  • Пословицы, подходящие к сказкам.

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела: «Присказки» и «Сказка-песня». С них и начнем.

Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Небылица в лицах.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).

В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снега в чистом поле забелелись…
Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает.
Свинка – золотая щетинка.
Конек-горбунок.
Сивка-бурка, вещий каурка.
Змей-горыныч.
Мальчик с пальчик.
Девочка-снегурочка.
Девчурка-снегурка.
Меч-кладенец.
Калена стрела.
Тугой лук.
Копье булатное, мурзамецкое.
Семи пяденей во лбу.
Промеж глаз калена стрела укладывается.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
Шапка-невидимка.
Сапоги-самоходы.
Скатерть-хлебосолка.
Сума, дай пить и есть.
Коврик-самолет и пр.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
Из милости копытом траву-мураву досягает.
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка – складка, а песня – быль.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.

Пословицы со словом сказка

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка - складка, песня - быль.
Сказка - складка, послушать сладко.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказывали и мы сказки.
Быль за сказкой не угонится.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Красна сказка складом, а песня - ладом.
Сказка - ложь, да в ней намек.
Не жизнь – сказка!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Рассказывай сказки!
Если не вры, так сказки добры.
Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.
Сказал бы и еще сказку, да дома забыл.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.

Сказки, в которых встречаются пословицы

Сказка о рыбаке и рыбке:

Дурачина ты, простофиля!
Поделом тебе, старый невежа.
Чего тебе надобно, старче?
Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане:

Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.

Сказка о попе и работнике его Балде:

Ест за четверых, работает за семерых.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Лисичка-сестричка и серый волк:

Битый небитого везет.
Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказка «Царевна Лягушка:

Утро вечера мудренее.

Сказка «Лиса и Журавль»:

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Как аукнулось, так и откликнулось.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы .

Пословицы к сказкам

В школе часто дают задания:

  • подобрать пословицы, подходящие к сказкам
  • определить, какая пословица подходит к сказке

Сразу на ум такие пословицы могут и не прийти. Здесь нужно подумать, поискать информацию, почитать пословицы. Мы дадим вам некоторые подсказки, перечислив в этом разделе пословицы, которые подходят к сказкам.

Пословицы к сказке «Лисичка со скалочкой»:

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
На обмане далеко не уедешь.
За доброе жди добра, за худое — худа.
Знай, кому добро делаешь.

Пословицы к сказке «Царевна-лягушка»:

По одежке встречают, по уму провожают.
Не делай добра, не получишь зла!
Не родись красивой, а родись счастливой.
Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Хорошо то, что хорошо кончается!

Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка»:

Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь. (удмуртская пословица)
Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце - в детях, а детское - в камушке.

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:

Два сапога — пара.

Пословицы к сказке «Колобок»:

Чему быть, того не миновать.
Обвел вокруг пальца.

Подходящие пословицы к сказке «Болтливая птичка:

На словах-то он скор, да на деле не спор.
Большой говорун - плохой работник.
Болтовня и красна и пестра, да пуста.
Птица поет, сама себя выдает.
Слово — серебро, молчание — золото.
Лишнее говорить - только себе вредить.
У кого через край, тому еще боле подавай.
Болтливый язык с умом не в родстве.
Ешь больше, а говори меньше.
На словах густо, а в голове пусто.
Скупой платит дважды.
Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.

Какая пословица подходит к «Сказке о Золотом петушке»:

Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши-крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


Русский лубок "Вор пришел во двор" из коллекции Государственного исторического музея в Москве


Правда, опубликовать свой труд исследователю удалось только в Женеве, потому что в России издание заветных сказок было запрещено. Впервые в нашей стране сборник Афанасьева был опубликован в конце XX в. Каков я!

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик, такой плутоватый, что боже упаси! Стибрил где-то сотню рублев и убежал из своей деревни. Шел-шел и выпросился переночевать у попа: «Ступай, - говорит поп, - ты у нас места не пролежишь». Пришел мужик, разделся и лег на лавке. Вздумалось ему пересчитать деньги, вынул и давай считать. Поп увидал, что мужик считает деньги - а на это они чутки - и думает: «Ишь, ходит оборванцем, а денег какая пропасть. Дай-ко напою его пьяным да и оберу». Вот поп немного погодя подошел к мужику и говорит: «Пойдем, свет, к нам ужинать». Мужик обрадовался: «Спасибо, батюшка!» Сели ужинать; поп поставил вина и давай его наливать: так поштует - просто отдыха не дает. Мужик напился пьян и свалился на пол, поп сейчас вытащил у него из кармана деньги, припрятал к себе, а мужика уложил на лавку.

Наутро проспался мужик, глядь, а в кармане пусто; смекнул в чем дело, да что возьмешь: коли просить на попа - так станут спрашивать: откуда деньги взял и сам откуль пришел; еще беды наживешь. Так мужик и ушел, таскался кое-где месяц, другой и третий, а там и думает себе: «Чай поп теперь меня позабыл; оденусь-ка так, чтобы не признал меня, да пойду к нему за старое отплатить». Пришел к попу в избу; а попа на ту пору дома не случилось, одна попадья сидела. «Пусти, матушка, переночевать к себе». - «Пожалуй, иди». Он вошел в избу и уселся на лавке. «Как зовут, свет? Откуда идешь?» - «Какофием, матушка, иду издалеча на богомолье».

На столе у попа лежала книга. Вот мужик взял, переворачивает листы да губами бормочет, будто читает, а потом как заплачет. Попадья и спрашивает: «О чем, свет, плачешь?» - «Как мне не плакать? В Святом-то писании писано, что кому за какие грехи будет, а мы грешные столько творим нечестивого, что не ведаю, матушка, как еще бог грехам-то терпит?» - «А ты, свет, научен грамоте?» - «Как же, матушка, насчет этого дела я не обижен от бога». - «А петь по-дьячковски умеешь?» - «Умею, матушка, умею. С малых лет учился: весь церковный устав знаю». - «А у нас, свет, дьячка нет»; уехал отца хоронить; не поможешь ли батьке завтра обедню отслужить?» - «Хорошо, матушка! Отчего не помочь?»

Приехал поп, попадья ему все рассказала. Поп тому и рад, угостил мужика как можно лучше. Наутро пришел с мужиком в церковь и начал служить обедню. Только мужик стоит на крылосе и молчит себе. Поп закричал на него: «Что же ты стоишь молча, а не поешь?» А мужик ему. «Пожалуй, я и сяду, коли стоять не велишь». И сел... Поп опять кричит: «Что же ты сидишь, а не поешь?» - «Пожалуй, я и лягу». И развалился на полу. Поп подошел и выкурил его из церкви, а сам остался обедню доканчивать. Мужик пришел к попу на двор. Попадья спрашивает: «Что, отслужили обедню?» - «Отслужили, матушка!» - «А где же батька?» - «Он в церкви остался: надо хоронить покойника. А меня послал к тебе взять новый тулуп, сукном крытый, да бобровую шапку, идти далеко, дак он хочет потеплей одеться». Попадья пошла за тулупом и шапкою. А мужик зашел в избу, снял свою шапку, ... в нее и положил на лавку, а сам взял поповский тулуп с бобрового шапкою и драла.

Поп отслужил обедню и приходит домой. Попадья увидала, что он в старом тулупе, и спрашивает: «Где ж новый тулуп-то?» - «Какой?» Ну тут рассказали друг дружке про мужика и узнали, что мужик-то их обманул. Поп сгоряча схватил шапку, надел на голову и побежал по деревне искать мужика, а из шапки так и плывет по роже: весь обгадился. Подбежал к одной избе и спрашивает хозяина: «Не видал ли Какофья?» - «Вижу, батюшка, каков ты! Хорош!» Кого ни спросит - все ему одно отвечают. «Какие дураки, - говорит поп, - им одно толкуешь, а они тебе другое!» Бегал, бегал, всю деревню обегал, а толку не добился. «Ну, думает, что с воза упало, то пропало»... Тем сказка и кончилась.
_______

Похороны козла

Жил старик со старухой; не было у них ни одного детища, только и был что козел; тут все и животы!.. Старик никакого мастерства не знал, плел одни лапти - только тем и питался. Привык козел к старику: бывало - куда старик ни пойдет из дому, козел бежит за ним из дому.

Вот однажды случилось старику идти в лес за лыком, и козел за ним побежал. Пришли в лес: старик начал лыки драть, а козел бродит там и сям да траву щиплет; щипал-щипал, да вдруг передними ногами и провалился, в рыхлую землю, зачал рыться и вырыл оттедова котелок с золотом. Видит старик, что козел гребет землю, подошел к нему - и увидал золото; несказанно возрадовался, побросал свои лыки, подобрал деньги и домой. Рассказал старухе обо всем. «Ну, старик, - говорит старуха, - это нам бог дал такой клад на старость за то, что столько лет с тобой потрудились в бедности. А теперь поживем в свое удовольствие». - «Нет, старуха, - отвечал ей старик, - эти деньги нашлись не нашим счастьем, а козловьим, теперича надо нам жалеть и беречь козла пуще себя». С тех пор зачали они жалеть и беречь козла пуще себя, зачали за ним ухаживать, да и сами-то поправились - лучше быть нельзя! Старик позабыл, как и лапти-то плетут; живут себе - поживают, никакого горя не знают.

Вот через некоторое время козел захворал и издох. Стал старик советоваться со старухою, что делать: «Коли выбросить козла собакам, так нам за это будет перед богом и людьми грешно, потому что все счастие наше мы через козла получили. А лучше пойду я к попу и попрошу его похоронить козла по-христиански, как и других покойников хоронят». Собрался старик, пришел к попу и кланяется: «Здравствуй, батюшко!» - «Здорово, свет! Что скажешь?» - «А вот, батюшка, пришел к твоей милости с просьбою, у меня на дому случилось большое несчастие - козел номер. Пришел звать тебя на похороны».

Как услышал поп такие речи, крепко рассердился, схватил старика за бороду и ну таскать по избе: «Ах ты, окаянный, что выдумал, вонючего козла хоронить!» - «Да, вить, этот козел, батюшка, был совсем-таки православный; он отказал тебе двести рублей». - «Послушай, старый хрен, - сказал поп, - я тебя не за то бью, что зовешь козла хоронить, а зачем ты по сю пору не дал мне знать о его кончине; может, он у тебя уж давно помер».

Взял поп с мужика двести рублей и говорит: «Ну, ступай же скорее к отцу-дьякону, скажи, чтоб приготовлялся: сейчас пойдем козла хоронить». Приходит старик к дьякону и просит: «Потрудись, отец-дьякон, приходи ко мне в дом на вынос!» - «А кто у тебя помер?» - «Да вы знавали моего козла, он-то и помер!». Как начал дьякон хлестать его с уха на ухо. «Не бей меня, отец-дьякон, - говорит старик, - ведь козел-то был, почитай, совсем православный; как умирал - тебе сто рублей отказал за погребение». - «Эка ты стар да глуп, - сказал дьякон, - что же ты давно не известил меня о его преславной кончине; ступай скорей к дьячку; пущай прозвонит по козловой душе!»

Прибегает старик к дьячку и просит: «Ступай, прозвони по козловой душе». И дьячок рассердился, начал старика за бороду трепать. Старик кричит: «Отпусти, пожалуй! Вить козел-то был православный, он тебе за похороны пятьдесят рублей отказал». - «Что же ты до этих пор копаешься, надобно было пораньше сказать мне; следовало бы давно прозвонить!» Тотчас бросился дьячок на колокольню и начал валять во все колокола. Пришли к старику поп и дьякон и стали похороны отправлять; положили козла во гроб, отнесли на кладбище и закопали в могилу.

Вот стали про то дело говорить промеж себя прихожане, и дошло до архиерея, что поп де козла похоронил по-христиански. Потребовал архиерей к себе на расправу старика с попом: «Как вы смели похоронить козла? Ах вы, безбожники!» - «Да, вить, этот козел, - говорит старик, - совсем был не такой, как другие козлы - он перед смертью отказал вашему преосвященству тысячу рублей!» - «Эка ты, глупый старик, я не за то сужу тебя, что козла похоронил, а зачем ты его заживо маслом не соборовал!..» Взял тысячу и отпустил старика и попа по домам.
_______

Вор

Живал-бывал Микулка вор. Услыхал про него барин, что Микулка хоть что - так украдет; призывает его и говорит: «Укради из-под меня с барыней пуховик; коли украдешь - сто рублей, не украдешь - сто плетей». - «Идет!» отвечает Микулка. «Когда ж воровать придешь?» - «Нынче ночью». - «Ладно!»

Барин лег спать с барыней, а Микулка еще спозаранок забрался к нему под кровать, выждал, когда все уснули, да и напакостил промеж барина с барыней. Барин с барыней проснулись, стали друг на друга сваливать, подняли шум, никто не переспорит. Встали оба, ухватились за перину, да никак не стащут; принялись звать человека.

Тут откуда ни взялся Микулка и потащил перину на двор. Барин думает, что это ихний слуга. «Смотри же, - приказывает, - хорошенько вытряси, чтоб чисто было». Микулка унес перину к себе. А барин с барыней ждали - так и не дождались; кого ни спрашивали - никто ничего не знает. Утром приехал Микулка на барский двор и перину привез: «Принимай, барин, да плати сто рублей!» - «Возьми хоть двести, только никому не сказывай, что мы с барыней опакостились».

Через неделю зовет барин Микулку: «Украдь, - говорит, - у меня жену; украдешь - сто рублей, не украдешь - сто плетей». - «Изволь, барин!» Воротился Микулка домой и велел купить водки и закусок разных, а сам пошел попа в гости звать. Поп тому и рад. Известное дело, у попа глаза завистные, рад на чужой счет нажраться, напиться. До тех пор поп тянул водку, пока с ног свалился.

Микулка раздел его чуть не до грешного тела, нарядился в поповскую рясу и пошел на барский двор; смотрит: кругом стоят сторожа с дубинами, все барыню берегут. Вошел Микулка в хоромы: «Здравствуйте, батюшка!» - говорит барин. «А я мимо вашего двора шел, - сказывает облыжный поп, - смотрю - стоят везде сторожа с дубиною; дай, думаю себе, зайду да разузнаю, что такое?» - «Знаете ли вы, батюшка, Микулку вора?» - «Как не знать? Такой плут, каких еще не бывало, давно бы повесить пора». - «Вот он самый и похвалялся украсть нынешнюю ночью мою барыню». - «Не ладно дело. От него, хоть втрое больше поставь сторожей, все не убережешься». - «Да что же мне делать-то?» - «А вот что: отошлите-ка свою барыню (да потихоньку, чтоб никто не знал) к моей попадье, пусть вместе ночь проведут. Хоть Микулка и придет воровать, так барыни не найдет». - «И то правда. Спасибо вам, батюшка, что надоумили». - «Я, пожалуй, сам и провожу барыню».

Повел Микулка барыню только не к попу на двор, а прямо к себе. Наутро посылает барин к нему (попу) за женой, а тот еще спит с похмелья. Попадья и говорит: «Никакой барыни у нас не было, да и муж с самого вечера, как притащили пьяного от Микулки, никуда не выходил из дому, лежит словно убитый и не ворохнется». Нечего делать, пришлось барину выручать свою жену от Микулки. Заплатил ему сто рублей, взял барыню и пошел домой, только в затылке почесывается.

Случилось попу быть у барина в гостях; зашла речь про Микулку, что вор-де вор - такой хитрый: с живого штаны сымет. А поп говорит: «Кому как, а мне Микулка не страшен: я и сам хитер». - «Ну, батька, не хвались, прежде богу помолись». И приказывает барин своим холопьям позвать Микулку: «Поп-де не верит твоей удали, так покажи ему». - «Отчего не показать? Рад стараться». «А ну, - говорит поп, - украдь у меня сто рублей?» - «Украду». - «Да как же ты украдешь, когда я их повешу на шею себе?» - «Про то мне знать». Поп как приехал домой от барина, сейчас вынул из сундука сто рублей, завернул в лоскутье и повесил на шею. Уж на дворе давно темно. Поп все не спит, боится, как бы вор не явился да не отобрал денежек. Микулка подвязал себе крылья, взял большой кошель, собрался и полез к попу в окно. Поп видит, крылатый человек у окна и принялся читать заклятие: «Сгинь, пропади, дьявольское наваждение». - «Я не бес, - говорит Микулка, - я - ангел с небес». - «Почто ты ко мне прилетел?» - «Господь велел взять тебя на небо, садись в кошель».

Поп сел в кошель. Микулка поднял его и понес на колокольню; начал было подниматься по лестнице, остановился и говорит: «Отче, или согрешил или при тебе есть что мирское, больно тяжело тебя нести. Покайся наперед в грехе и сбрось с себя все мирское». Поп вспомнил, что у него на шее сто рублей привешено, снял их и отдал вору. Микулка втащил его на самый верх, привязал к перекладине и давай отзванивать во все колокола. Стал народ просыпаться, что за звон такой? Побежали все на колокольню - нет никого (Микулка уж успел улизнуть с поповскими деньгами), только мешок на перекладине болтается. Сняли мешок, распутали, а в нем поп сидит.

«Нас много! Мы вместе! И нам по колено!»

Молодые люди, готовые из года в год, из лета в лето ехать «вожатить» хоть на край вселенной. Вожатые! Мы встречаем их первыми в лагере, мы доверяем им своё чадо, мы пытаемся сделать из них настоящую команду и устроить детям незабываемый отдых. Кто они?! Какие они?! Откуда они?! Дети помладше часто говорят, что их вожатый «похож на дядю, тётю, актёра, любимого героя…» Давайте пофантазируем (иногда это очень полезно) и представим, что наши вожатые – это герои русских сказок.

Итак, типология вожатых на основе собственного «сказочного» опыта работы в лагерях по всей России. Никакого желания кого-то обидеть! Никаких имён! Только субъективное мнение!

«Мой курносый вожатёнок, ты сама еще ребёнок…»

«Красная шапочка»

Девочка – беда! Даже при выполнении обычных дел нацепляет на себя по пути репей дополнительных проблем. Любое занятие с ней – увлекательнейший квест, при выполнении которого то ли в конце ждут пирожки, то ли попадёшь в лапы к волку. Разлить воду с краской по всей игровой, заблудиться в трёх соснах, сломать аппаратуру просто приблизившись… Она еще не то может! При всём этом – это мой любимый тип. Самые лучшие воспоминания именно от смен в напарничестве с «Красной шапочкой»! Здесь главное — уравновесить беду рассудительным дровосеком или мудрой бабушкой.

«Богатырша Синеглазка»

Редко кто помнит такого персонажа русского фольклора из сказки «О молодильных яблоках…», но именно она билась с Иваном-Царевичем на равных целых три дня, а в итоге стала его женой! Кто на вожатстве собаку съел?! У кого сумка с вещами стоит у входной двери как «тревожный чемоданчик»?! С кем можно поговорить о том, что есть интересная смена, а через час уже встречать на вокзале?! Это палочка-выручалочка любого руководителя! Может вслух говорить, что дети – зло, но любого порвёт за свой отряд. Таких богатырш нужно холить и лелеять (хоть сами они этого и не любят). Она будет ездить на смены, несмотря на долги по учёбе, цунами и собственную свадьбу. За внешней жёсткостью кроется нежное сердце Марьи-искусницы, о которой далее.

«Марья-искусница»

Она – Богиня детских душ! Всеобщая любимица и лицо лагеря. Пять раз становилась лучшей вожатой смены и еще два – лауреатом конкурса красоты (просто для коллекции). Подготовить творческий номер за 30 минут, сделать костюм единорога из шишек и мешка или макет болида «Формулы 1» из остова кровати – спроси её как! Выведет свой отряд в лидеры, нарисует декорации для сцены и станцует так, что все прослезятся. Для таких результатов необходимо работать ночами?! Что ж, по пути она приготовит сюрпризы всем детям на утро и принесет завтрак к кровати напарника. Чтобы не допустить срывов, создайте ей условия для самореализации, и она вас не подведёт, ведь это «Марья-Искусница»! Она призвана очаровывать, а не разочаровывать.

«Скоро сказка сказывается…»

«Красно Солнышко»

Наш список не был бы полным без «героев в масках». Красно Солнышко — как раз такой герой! Как ни крути, а самая ближайшая звезда! Всегда на сцене. Готов вести всё и везде. Станет героем телепередачи или диджеем на радио. Его знают поголовно все дети, даже если лагерь на тысячу душ. Девочки пишут ему записки, а с мальчиками у него своё приветствие из десяти движений. Оставляет после себя двойственное впечатление. Вроде бы и поговорил с ним, как Царевич Елисей, но толку никакого! Всё дело в том, что Солнышко заботится только о своем благополучии. Лагерь для него – это очередной способ удовлетворить жажду тщеславия, а потому и для детей там нет места. Хуже всего приходится напарникам такого персонажа, ведь «Скоро сказка сказывается», а дело у него вообще не делается!».

«Иван – (далеко не всегда) Царевич»

Исследователи фэнтези называют таких «типичными попаданцами» в другой мир. Для нас же это обычный Иван-Дурак. Увалень, готовый лишь лежать на печи да есть калачи. В лагерь попал за компанию, либо на практику, либо по объявлению (нужное подчеркнуть). Любое дело с ним пойдёт через пень колоду. Любое задание будет выполняться очень долго и крайне непродуктивно. Проведение отбоя в отряде у него может затянуться на всю ночь, а репетиция вожатского номера будет удлиняться его бесконечным нытьём или ненужными уточнениями. Короче, если с вами Ванюша – ловите в список отряда ещё одного ребёнка! Но, по правде говоря, мне встречались и чудесные превращения из Ивана-Дурака в Ивана-Царевича прямо на летней смене.

В каждой сказке хватает и отрицательных персонажей в виде нечистой силы. Эти оборотни в галстуках, домовые, впервые оторвавшиеся от маминой юбки, и сладкоголосые русалки с интеллектом рыбок тоже наверняка встречались вам. Но не будем забывать, что мы создаём добрую сказку, а потому таких необходимо отсеивать ещё на стадии первых инструктивных сборов и за порог не подпускать к детям. А ведь мы – сказочники! Мы справимся!

«Чтобы зажечь ребячьи души, огня не жалей, огня не жалей»

Нашли знакомых?! А какие вожатые встречались Вам?! К какому типу Вы могли бы отнести себя любимого?! На последний вопрос я так и не нашел для себя ответа, поэтому наша типология, как мне думается, нуждается в доработке.