Премьера! Губернский театр поставил «Вишневый сад. “Вишнёвый сад” на Тверском бульваре Актеры и роли

6 761 views

17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.

«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян. Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.

Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.



Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ. Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.

В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.


А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне. Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре. А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.



Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова»








Афиша постановки «Вишневого сада» в Киевском театре. 1904.

Раневская – , Гаева сыграл .

Среди гостей на премьере побывали министр культуры Московской области Оксана Косарева, режиссер Александр Адабашьян, актер и режиссер Сергей Пускепалис, балетмейстер Сергей Филин, композитор Максим Дунаевский, фигуристы Роман Костомаров, Оксана Домнина, Илья Авербух, актеры Александр Олешко, Борис Галкин, Катерина Шпица, Евгения Крегжде, Илья Малаков, журналист и телеведущий Вадим Верник, художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев и многие другие.

Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса и сегодня современна. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина. История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской. О любви, которую ему придется выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина.

Сергей Безруков, режиссер-постановщик: «Лопахина у нас играет Антон Хабаров – в нем есть и сила, и ранимость. У нас эта история — о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, — и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее. Мне кажется, что с Антоном Хабаровым мы вернулись к первоначальному образу Лопахина, каким его написал Антон Павлович Чехов. Ермолай Лопахин — это не горлопан-мужик, а интеллигентный человек, он чувственный и харизматичный, он на 100% мужчина, как и Антон Хабаров, и он очень искренний, он любит платонически, как должен любить мужчина, по-настоящему любить».

Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский – этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, интеллигентным, несмотря на низкое происхождение.

«Мы оттолкнулись от писем Чехова, — говорит исполнитель главной роли Лопахина Антон Хабаров, — каким Чехов хотел видеть своего героя, ему хотелось, чтоб эту роль сыграл Станиславский. Когда мы работали над спектаклем то нашли много параллелей между Чеховым и Лопахиным. У Лопахина был отец-тиран, который бил его палкой, причем до крови. Чехова отец тоже бил палкой, он был крепостным».

Необычным в спектакле Сергея Безрукова стал и образ Раневской. Режиссер «вернулся» к возрасту героини, который обозначен автором – Любови Андреевне 35 лет, она молодая женщина, полная страстей.

«У меня очень трагичный персонаж, — говорит исполнительница роли Раневской Карина Андоленко. — Человек, который пережил много потерь и потерял веру, начинает совершать тысячи нелепых поступков. Она понимает, что ее используют, что ее не любят так, как ей хотелось бы, но при этом в ее душе остался человек. Поэтому она не тащит Лопахина в этот омут, а говорит ему, что он достоин настоящей чистой любви, которую ему Раневская дать уже не может. Этот спектакль о несовпадении любви, и это трагедия».

Рядом с безответной любовью главного героя разворачиваются личные драмы почти у всех героев пьесы. Безответно любят Епиходов, Шарлотта Ивановна, Варя – все персонажи, которые способны по-настоящему любить.

Чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит в постановке не менее ясно и пронзительно. Знаменитый вишневый сад в спектакле не только обрел вполне зримый образ – по ходу действия он цветет, увядает, а в финале буквально исчезает с лица земли. Вишневый сад по замыслу режиссера стал полноправным действующим лицом спектакля:

«Кроме Лопахина важным персонажем здесь является природа. Действие пьесы происходит на ее фоне, в вишневом саду, — говорит режиссер Сергей Безруков. — При том, что театр — это дело весьма условное, мне все же кажется, что сегодняшний зритель немного подустал от разгадывания ребусов, неких конструкций на сцене, пытаясь понять, что именно они обозначают. Зритель соскучился по классическому театру. Чехов уделяет много внимания описанию места действия: и Гаев говорит о природе, и у Лопахина целый монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, глубочайшие горизонты, и находясь здесь, мы сами должны быть по-настоящему великанами…» Мне было важно показать спектакль о гибели некогда прекрасной цивилизации. О том, как на фоне великолепной природы эти красивые люди сами себя уничтожают своим бездействием, утопая в пороках, утопая в собственной внутренней грязи».

В финале спектакля, на фоне вырванного с корнем вишневого сада, в дымной пустоте обнаженной сцены остается наедине со старым игрушечным домиком одинокий Фирс. Но режиссер оставляет зрителю надежду: на поклоны все актеры выходят с маленьким побегом вишневого дерева, а значит новому вишневому саду – быть!

Благодарим нашего партнера, компанию «Вишневый СадЪ» за создание уютной, потрясающей атмосферы усадьбы в нашем фойе!

В роли Лопахина зрители увидят Антона Хабарова, Раневской – Карину Андоленко

Ксения Угольникова

2, 3 и 29 декабря свою версию великой пьесы представит Губернский театр. В роли Лопахина зрители увидят Антона Хабарова, Раневской – Карину Андоленко, а Гаева сыграет Александр Тютин.

Казалось бы, ну что нового можно увидеть в написанной в 1903 году пьесе? Но режиссерам это удается: у каждого, кто прикасался к Чехову, всегда появляется некий свой ключ к нему. В постановке Губернского театра тоже – свой акцент: тут на первый план выходит личная драма Лопахина, однако и тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит не менее ясно и пронзительно. История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской. О любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше.

Свою жизнь проживет в постановке и сам вишневый сад. Он войдет в пору цветения и увядания, а затем и вовсе исчезнет с лица земли – как олицетворение прошлого, пусть и прекрасного, но безвозвратно ушедшего.


Многие режиссерские ходы, выбранные Сергеем Безруковым, да и весь замысел спектакля были продиктованы или «услышаны» им после того, как было принято решение о том, что Лопахина сыграет Антон Хабаров. Сам Антон Павлович мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Лопахина стал Константин Сергеевич Станиславский – этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, аристократичным, несмотря на низкое происхождение. Именно таким видится Лопахин режиссеру-постановщику Сергею Безрукову:

В Антоне Хабарове есть и сила, и ранимость. У нас получилась история о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, - и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее.

Часть репетиций проходили в усадьбе К.С.Станиславского в Любимовке, где летом 1902 года гостил Чехов и где у него возник замысел этой пьесы. Эскиз спектакля С.Безрукова «Вишневый сад» был показан в июне этого года в естественных декорациях усадьбы, в настоящем вишневом саду. Показ состоялся на открытии фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».

Привычный и вроде бы традиционный «Вишневый сад», поставленный по известному произведению Чехова, можно ставить по-разному. Коллективу театра «Современник» удалось найти решение и продемонстрировать особое прочтение пьесы, выделить именно свою постановку на фоне многих аналогов.

Сегодня билеты на «Вишневый сад» остаются востребованными. Хотя он присутствует в репертуаре уже много лет, он остается аншлаговым. На него идут зрители уже нескольких поколений, устраивают семейные и коллективные походы.

Об истории создания и успеха «Вишневого сада»

«Вишневый сад» впервые был поставлен в 1904 году на сцене МХТ. Хотя с той поры прошло немало лет, чувства, мысли и переживания героев пьесы, их нелепые и во многом неудавшиеся судьбы по-прежнему трогают и волнуют каждого пришедшего на спектакль зрителя, независимо от того, на какой сцене его ставят. Вариантов у зрителя масса.

Премьера «Вишневого сада» в Современнике состоялась в 1997 году. Галина Волчек выбрала одну из самых популярных и неразгаданных пьес гения русской прозы неслучайно. По мнению режиссера, в конце XX века чеховская тема оказалась столь же актуальной, какой была для современников автора. Волчек, как обычно, не прогадала с выбором.

— Спектаклю, несмотря на его программную основу, рукоплескали Париж, Марсель и Берлин.

— О нем с восторгом писала Daily News.

— Именно он открывал в 1997 году знаменитые бродвейские гастроли «Современника».

— За них театр был удостоен Национальной американской премии Drama Desk Award.

Особенности спектакля Современника

«Вишневый сад» в постановке Галины Волчек - это светлая и трагическая история. В ней жесткий взгляд на героев неразрывно переплетается с тонкой и мягкой поэтикой. Осознание беспощадности времени и навсегда потерянных возможностей удивительным образом соседствует со смутной надеждой на лучшее.

— Г. Волчек удалось вдохнуть новую жизнь в хрестоматийную чеховскую пьесу, выстроив спектакль на тонкой игре полутонов, показать в нем удивительное единение проходящих эпох и человеческих судеб.

— Сам вишневый сад в спектакле стал действующим персонажем. В него как в символ исчезающего прошлого с тоской и горечью постоянно вглядываются герои.

Нельзя не отметить интересную сценографическую работу П. Каплевича и П. Кириллова. Они «вырастили» сад и «возвели» дом в необычном конструктивистском стиле. Стопроцентно попадают в эпоху и в настроение зрителя, безукоризненно сшитые В. Зайцевым костюмы.

Актеры и роли

В первом составе спектакля Г. Волчек собрала лучшие силы труппы «Современника». Великолепной Марине Нееловой в роли Раневской и блестяще игравшему Гаева Игорю Кваше на каждом спектакле зрители устраивали овацию. Сегодня, спустя 20 лет после премьеры, актерский состав «Вишневого сада» претерпел определенные изменения.

— После смерти Кваши эстафету роли Гаева подхватил Заслуженный артист России В. Ветров, и преуспел в ней.

— Елену Яковлеву, блиставшую в роли Вари, сменила Мария Аниканова, которая покоряет своими талантами многих зрителей.

— Гувернантку Шарлотту отлично играет Ольга Дроздова.

— Бессменные исполнители главных ролей, Марина Неелова в роли Раневской и Сергей Гармаш в роли Лопатина, все так же поражают зал вдохновенной игрой.

Все актеры точно передают нестареющую мудрость и старательно обнажают нерв чеховской драматургии. Купив билеты на «Вишневый сад» в Современник, вы убедитесь в том, что даже привычные сюжетные линии можно донести до зрителя уникальным образом.

А.П. Чехов
Вишневый сад

Действующие лица и исполнители:

  • Раневская Любовь Андреевна, помещица -
  • Аня, ее дочь -
  • Варя, ее приемная дочь -
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской -
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, купец -
  • Трофимов Петр Сергеевич, студент -
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик - ,
  • Шарлотта Ивановна, гувернантка -
  • Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик -

Московский Губернский театр представит свою версию самой известной пьесы Антона Чехова. Режиссер-постановщик - Сергей Безруков. В роли Лопахина - Антон Хабаров, Раневская - Карина Андоленко, Гаева сыграет Александр Тютин, в роли Пети Трофимова - Гела Месхи.

Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса сегодня актуальна, как никогда. Ведь и сейчас мы живем в эпоху слома времен, смены формаций. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина, но и чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит не менее ясно и пронзительно.

История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви - любви Лопахина к Раневской. О любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше.

Знаменитый вишневый сад в спектакле обретет вполне зримый образ - зрители увидят, как по ходу действия он цветет, увядает, а в финале буквально исчезает с лица земли.

Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина. Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский - этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, аристократичным, несмотря на низкое происхождение. Именно таким видится Лопахин Сергею Безрукову.

Сергей Безруков, режиссер-постановщик:

«Лопахина у нас играет Антон Хабаров - в нем есть и сила, и ранимость. У нас эта история - о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, - и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее».

Работа над спектаклем началась еще летом, и часть репетиций прошли в усадьбе К. С. Станиславского в Любимовке, где летом 1902 года гостил Чехов и где у него возник замысел этой пьесы. Эскиз спектакля С. Безрукова «Вишневый сад» был показан в июне этого года в естественных декорациях усадьбы, в настоящем вишневом саду. Показ состоялся на открытии фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров».

В ролях: Антон Хабаров, Карина Андоленко, Александр Тютин, Наталия Шклярук, Виктор Шутов, Степан Куликов, Анна Горушкина, Александрина Питиримова, Данил Иванов, Мария Дудкевич и др.

Театральное представление «"Вишневый сад". Премьера!» прошло в Московском Губернском театре 2 декабря 2017 года.