Презентация драгунский что я люблю. Конспект и презентация к уроку литературного чтения "В.Ю.Драгунский "Что любит Мишка" (4 класс). Работа с текстом до чтения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (1913 - 1972)

Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехали в Москву.

Виктору пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», затем в 1930 году устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм».

Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. В 1944 году работал клоуном в цирке.

Произведения для детей

Широкую известность и большую популярность принесли Виктору Драгунскому детские юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, объединенные в цикл общим названием «Денискины рассказы». (1966). В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.

« Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости». Рассказы о Дениске автобиографичны: прототипом главного героя стал сын писателя Денис, в них были отражены некоторые действительные события жизни семьи.

Причина «Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! (В.Викторов)

«Главные реки», Словарная работа Прыть – быстрота, подвижность Позор- бесчестье, стыд и срамота (и срам) –позорище Ловко- проворно, юрко, вертко Сноровисто- удобно Примчаться- прибежать, приехать Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно Продекламировать - прочитать Влепить- поставить, ударить

«Что любит Мишка» 1.Назовите главных героев произведения. 2.А кто они друг другу? 3.Одинаковые ли у них интересы? 4.Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа? 5.Какой совет вы могли бы дать Мишке?

(Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.) Итог урока 1.С какими произведениями В. Ю. Драгунского вы познакомились? 2.К какому жанру литературы они относятся? (литературные сказки или литературные произведения)

Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве. Он был блестящим устным рассказчиком, интересно, по-своему "читал" людей, открывая в них порой такое, чего не видели те, кто стоял к ним ближе. Он не боялся распахнуться новому человеку, ощутив в нём родную кровь, и не боялся разрыва, если обнаруживал низость. Ю. Нагибин Писатель щедрый и радостный

Могила Драгунского на Ваганьковском кладбище Москвы. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-викторина по Драгунскому

Презентация "Экспресс-викторина по "Денискиным расссказам" Драгунского В.Ю.для урока чтения в 1 классе. Ученики выбирают один из трёх предложенных вопросов по рассказу Драгунского и в бланке ответов с...

Жизнь и творчество В. Драгунского

В презентации в красочной форме представлены биографические сведения и этапы творчества детского писателя В. Драгунского....

Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2. Развивающая: развивать...

Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".

Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения, мышление, внимание.Дети составляя ребус, задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для...


Тема урока: В.драгунский «Что я люблю», С. Махотин «Воскресенье»

Цели: показать, как анализировать художественное произведение и ориентироваться в тексте; учить сравнивать героев произведений; учить пользоваться толковым словарем.

Оборудование: портрет и книги В.Драгунского; толковый словарь; презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Мы были в Чайном домике,
О хокку мы узнали.
Барсук зовет нас в гости,
Чтоб книги мы читали.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Чтение текста на с.122

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) написал много юмористических рассказов, но главная книга его жизни – «Денискины рассказы». Это цикл веселых и жизнерадостных рассказов о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Прототипом главного героя этих рассказов был сын Драгунского Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

4. Работа по теме урока.

Откройте учебник на с.123.
-Можете ли вы по названию догадаться, о чем пойдет речь в произведении?
-Прочитаем произведение «Что я люблю» по цепочке и узнаем, что герой любит больше всего.
-Вам понравилось произведение? Чем? Поделитесь впечатлениями.
-Кто герой?
-О чем мечтал Дениска? (Жить попросторнее, чтобы можно было дома держать животных)
-Как это показано в тексте? (Выделено цветом.)
-Перечитайте эти отрывки.
-Что же больше всего любит Дениска?(Любит животных)
- Найдите и прочитайте, каких животных он хотел иметь.(Собаку, лань Канчиль, слоненка)
-А любит ли Дениска проводить время с папой? Перечитайте текст и найдите отрывки, где об этом говорится.
-А кого еще он любит?(Маму, бабушку)
-Какие две большие любви были у Дениски?(Любовь к родителям и к животным)
-Прочитайте последнее предложение.
-Как можно определить все остальное, что любит Дениска?(Это вся его детская жизнь, состоящая из развлечений и удовольствий)
-А о какой любви он рассказал в последнюю очередь? Прочитайте.
-Почему герой любил лошадей? (У них такие красивые и добрые лица)
-Узнаете ли вы себя в герое В.Драгунского? Найдите и зачитайте те Денискины слова, которые вы можете сказать и о себе.
-А что вы любите такого, о чем Дениска не сказал? 5.Физкультминутка

6.Продолжение работы по теме урока.

Прочитайте самостоятельно стихотворение С.Махотина «Воскресенье» на с.126
-Какие слова требуют объяснения? Найдите их значение в толковом словаре.
-Кто герой произведения?
-А что он любит? Перечислите.
-Похож ли герой стихотворения С.Махотина на Дениску? Чем (Мальчики любят животных, обожают мороженое и газировку. И оба очень привязаны к своим отцам).

7.Подведение итогов урока.

Понравились ли вам герои?
-Можно ли таких ребят встретить в жизни или это сказочные герои?
-К какому жанру литературы можно отнести произведение В.Драгунского? (К жанру рассказа)
-Докажи. (Отличительными особенностями рассказа являются наличие повествования; небольшой объем произведения и малое число героев. А также, как правило, в рассказе описывается всего один эпизод.)
-А знаете ли вы, что прототипом Дениски Кораблева является сын автора Денис? Многие истории В.Драгунский написал, взяв сюжеты из жизни Дениски и его друзей.

8. Домашнее задание.

1.Составить свой рассказ на тему «Что я люблю?
2.По желанию: выучить стихотворение наизусть.

Тема урока: В.Драгунский "Что любит Мишка"
Цель: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В.Драгунского "Что любит Мишка", формировать навыки беглого чтения, развивать речь, мышление.
Задачи:
формирование у учащихся умения сопоставлять своё видение проблемы с авторским замыслом.

    развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме.

    обогащать духовный мир детей.

Оборудование: книга - учебник, портрет писателя В. Драгунского.

Стратегии, используемые на уроке:
"Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками"

Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем рассуждать о духовном мире человека. Посмотрим, как относится к этому люди, которые имеют жизненный опыт и вы, которые только начинают жить и познавать мир.
^ Стадия вызова.
1) стратегия "Мозговой штурм"
- Как вы понимаете, что такое " духовный мир"?


- Мы зафиксировали версии о вашем и моём понимании, что такое духовный мир человека.
- Сегодня будем говорить об этой проблеме на примере произведения Виктора Драгунского.
^ 2. Стратегия "Ассоциации".
- Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.
- Вспомните произведения этого автора которые мы читали.
(Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)
- К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? (рассказ)
- Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.
(нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)
^ II. Осмысление
/оформление "таблицы смыслов"/


"Что любит Мишка"


1 часть


2 часть


3 часть


4 часть

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного автора "Что любит Мишка".
1. Прогнозирование.
- Ребята, обратите внимание на рисунок и ещё раз на название рассказа.
- О чем может пойти речь в рассказе?
- С чего начнет своё повествование автор?
^ 2. Приём "Чтение с остановками"
- Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям
Чтение 1 части (до слов " Больше всего на свете? "
- Как дальше будут развиваться события?
Чтение 2 части (до слов "Что же ты любишь?")
Что произойдет потом?
Чтение 3й части (до слов ": чего-то ждали и молчали.")
- Подумайте чем может закончится эта история?
Чтение 4 части (:до конца)
^ III. Рефлексия
1.Давайте обратимся к вашим версиям.
- Били совпадения с авторским замыслом?
- Какие?
- А почему у вас совпало с авторским замыслом?
(потому, что мы знаем что Драгунский писал о проблемах детей, о о серьёзном с использованием юмора, чтобы эти проблемы были понятны детям.
Почему у нас не совпали версии с авторскими мыслями?
(потому, что все мы разные и по-разному думаем и мыслим. Все вы можете быть писателями, и все написали бы свою замечательную истории)
2. Проблемные вопросы.
- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением.
(духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
- Почему Мишка покраснел и смутился.
(потому, что понял какой у него не глубокий, бедный внутренний мир)
- Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее)
- Почему?
3. Давайте вернёмся к нашим версиям о духовном мире и, может быть, вы еще дополните.
4.Итог. Цветограмма.
- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.
/отметьте на доске/- веселые, беззаботные.- серьезные и вам есть над чем задуматься.
Д з по ролям

Тема урока "В.Драгунский "Что любит Мишка"

Цель:

    Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.

    Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.

    Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.

    Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: аудиозапись, я , словарь черт характера человека,карточки

Ход урока

1.

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Ребята сейчас будет звучать музыка, вы наверняка ее узнаете. Подпевайте.

Звучит музыка к тележурналу «Ералаш».

Что это за мелодия? (Ералаш»)

О ком эта передача? (о детях)

Любите ли вы смотреть Ералаш? Почему ? (веселый, смешной)

2.Актуализация знаний.

(слайд 1)

3.

Подготовка к основному этапу .

Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным .

Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель ? (Рассказы.)

Какие рассказы вы читали Драгунского?

Что их объединяет? (Смех.)

Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)

На уроке мы в этом убедимся.

Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М.шк.

Поставим себе цель.

Должны знать…. (произведение)

Должны уметь: …. (анализировать текст)

(Слайд 2.)

(Слайд 3, 4.)

Дети рассказывают биографию.

(Слайд 5.)

(Слайд 6.)

4

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий.

А вы знаете, что любит Мишка? (нет)

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

    Выяснить, что любит Мишка?

.Работа по теме урока.

Скажите пожалуйста, а что любите вы?

Как много всего вы любите, может быть даже ваши предпочтения совпадут с Мишкиными.

Давайте сейчас познакомимся с рассказом

5. Словарная работа.

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Жужжащее чтение.

(Слайд 7.)

.Первичное восприятие текста .

Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”.

.Проверка первичного восприятия

6.Физминутка.

Беседа:

Понравился рассказ?

Кто главные герои?

Работа в паре

Так, что же любит Мишка? Дениска?

Перед вами лежит карточки, вы сейчас будете работать в парах, соедините стрелками кто, что любит.

собака

колбаса

строгать

лань

Дениска макароны Мишка

булки

древних воинов

сыр

конфеты

Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.

Скажите, совпали наши предпочтения с Мишкиными?

К кому были ближе к Дениске или к Мишке?

Как вы думаете, могут ли рассказать о человеке его увлечения?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается, что любит Дениска.

Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он?

Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный .)

А что любит Мишка? Много всего любит Мишка?

Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать?

Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка ?

- Почему вы затрудняетесь ответить ? Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? Единственное, что можно сказать, это то что Мишка любил поесть.

- Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? Найдите этот момент в тексте, прочтите.

- Почему он покраснел ? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)

- Кто из детей взрослее несмотря на то что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод?

(Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит есть, но ни разу не обмолвился ни о увлечениях ни о людях которых он любит.)

7 Закрепление пройденного материала.

Работа с пословицей.

- Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.

« Не хлебом единым жив человек». (Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.) Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)

8.Работа в группах.

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Обратите внимание на доске пьедестал. Сколько мест? четыре) (1-я, 2-я, 3-я, 4-я группы).

Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их и попробуйте распределить, чтобы вы поставили на верхнюю ступеньку пьедестала, на вторую, третью, четвертую.

1 группа выберет для 1 места

2 группа – 2

3 группа – 3

4 группа – 4

- Что получилось на 1 месте? (семья), на втором? Третьем? Четвертом? Почему получились совпадения? Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, это значит, что мы все разные.

9.Итог урока.

Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.)

Достигли ли мы целей урока?

(Слайд 10.)

10.Домашнее задание.

Творческий пересказ.

Сочинение “Что я люблю”.

Разноуровневые задания

Самовыбор. (Слайд 11.)

11.Рефлексия.

На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…

Было ли вам интересно на уроке?

12.Самооценка.

Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель : - Углубление знаний учащихся по теме

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

Показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.

Ход урока

    Организационный момент.

– Проверьте готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний.

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно)

Кто знает, что такое сатира?

3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока

Эпиграфом нашего урока будет пословица «Не хлебом единым сыт человек»

– А поможет нам подойти к разгадке тайны рассказ Драгунского

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. «Что любит Мишка»

5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу.

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка»

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? На интонацию (медленно перечисляет), на темп

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Покажите, как это надулся.

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Сравните, что любят мальчики.

Работа в группах

- Подчеркните, что любит Мишка и Дениска

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.)

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

7. Итог урока

Игра на внимание: «Найди ошибку»

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ.

предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.

Мы с Мишкой вошли в класс (зал), где у нас бывают уроки пения.

Шопен – великий писатель (композитор).

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное (задумчивое) лицо, когда он слушал, а потом он сказал…

Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто (целое) кило.

По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович (Сергеевич) его похвалит.

… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное(съедобное), что ли.

Итак, вернемся к пословице: Не хлебом единым сыт человек.

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица в рабочих тетрадях

Название

«Что любит Мишка»

В. Драгунский

Жанр

Мягкая сатира

Главные герои произведения

Борис Сергеевич

Характер героев произведения

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный

Борис Сергеевич – с уважением, пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму

Свое отношение к героям произведения

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно.

– Кто может высказать свое отношение к героям?

8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…