Презентация глинка композитор краткая биография. Глинка михаил иванович. Краткая биография Глинки

Бабушка композитораФёкла Александровна

Родители композитора

Евгения Андреевна
Иван Николаевич

Любимая сестра

Людмила Ивановна

В 1817 году родители привозят
Михаила в Санкт-Петербург и
помещают в Благородный
пансион при Главном
педагогическом институте, где
его гувернёром был поэт,
декабрист В. К. Кюхельбекер. В
Петербурге Глинка берет уроки
у крупнейших музыкантов, в
том числе у ирландского
пианиста и композитора Джона
Филда.

Джон Филд
В.К.Кюхельбекер

По окончании в 1822 году пансиона
Михаил Глинка усиленно занимается
музыкой: изучает
западноевропейскую музыкальную
классику, участвует в домашнем
музицировании в дворянских
салонах, иногда руководит
оркестром дяди. В это же время
Глинка пробует себя в качестве
композитора, сочиняя вариации для
арфы или фортепиано на тему из
оперы австрийского композитора
Йозефа Вайгля «Швейцарское
семейство».

В конце апреля 1830 года композитор
отправляется в Италию,задержавшись
по пути в Дрездене и совершив
большое путешествие по Германии,
растянувшееся на все летние месяцы.
Приехав в Италию в начале осени,
Глинка поселился в Милане, бывшим
в то время крупным центром
музыкальной культуры. В Италии он
знакомится с выдающимися
композиторами В. Беллини и
Г. Доницетти, изучает вокальный
стиль бельканто и сам много сочиняет
в «итальянском духе».

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин,
остановившись по пути на некоторое время в
Вене. В Берлине Глинка, под руководством
немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в
области композиции, полифонии,инструментовки.
Получив в 1834 году известие о смерти отца,
Глинка решил незамедлительно вернуться в
Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания
русской национальной оперы. После долгих
поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В.
Жуковского, остановился на предании об Иване
Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка
обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его
дальней родственницей. Вскоре после этого
молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с
большим рвением принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако
Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к
постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с
большим упорством препятствовал директор императорских
театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд капельмейстеру
Катерино Кавосу. Кавос дал произведению Глинки самый
лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации
двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за
царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу
вознаграждения.

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает
в Берлин. Там он занялся изучением
старинных русских церковных напевов,
творчества старых мастеров, хоровых
сочинений итальянца Палестрины, Иоганна
Себастьяна Баха. Неожиданная болезнь
прервала эти занятия.

Первые произведения.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822
году - времени окончания пансиона. Это были вариации для
арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы
австрийского композитора Вейгля "Швейцарское
семейство". С этого момента, продолжая
совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё
больше внимания уделяет композиции и вскоре уже
сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых
разных жанрах. Долгое время он остается Романсы.
неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период
были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не
искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой,
красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь
любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.

Романсы.

«Венецианская ночь» (1832)
«Я здесь, инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «дивный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл "прощание с Петербургом" (1840)
«Попутная песня» (1840)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)

Оперное творчество.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857
года в Берлине и был похоронен на лютеранском
кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей
сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой,
прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и
перезахоронен на Тихвинском кладбище.

1 слайд

Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ № 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет

2 слайд

3 слайд

Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился .

4 слайд

Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».

5 слайд

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

6 слайд

7 слайд

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

8 слайд

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

9 слайд

10 слайд

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

11 слайд

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

12 слайд

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.

13 слайд

По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. В Петербурге.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)



Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич



Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»


Начальное образование Глинка

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .



В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер


В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд


По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.


Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.


В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.


Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский


В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.


Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский



В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.


Cлайд 1

Cлайд 2

Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.

Cлайд 3

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.

Cлайд 4

Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

Cлайд 5

После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

Cлайд 6

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.

Cлайд 7

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)



Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич



Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»


Начальное образование Глинка

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .



В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер


В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд


По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.


Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.


В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.


Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский


В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.


Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский



В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.