Презентация на тему "чингиз айтматов". Презентация на тему "чингиз айтматов" Презентация чингиз айтматов белый пароход

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок литературы в 7 классе По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев; - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь; формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

5 слайд

Описание слайда:

I. Вводная часть Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).

6 слайд

Описание слайда:

2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель). «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

7 слайд

Описание слайда:

3. Обращение к теме урока - Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.) - А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

8 слайд

Описание слайда:

II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.

9 слайд

Описание слайда:

2. Беседа - Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле). - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну? - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась) - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Составление 3. Цитатной характеристики героев Момун Оразкул «Мыбугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей – Рогатой Матери –оленихи. А она,пречуднаяМать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли».

12 слайд

Описание слайда:

Аналитическая беседа - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.) - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать). - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье). - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда). - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми). Образ мальчика

13 слайд

1 слайд

родился 12 декабря 1928 г. в кишлаке Шекер Киргизской АССР Российской Федерации (ныне - Таласская область Киргизии). Киргиз. Отец - Торекул Айтматов (1903 г. р.), видный большевицкий деятель Мать - Нагима Хазиевна Абдувалиева (Айтматова) (1904 г. р.), Окончил восемь классов школы, в годы войны работал секретарем сельского совета, учетчиком тракторной бригады. 1945-1948 гг. - студент Джамбульского зоотехникума, г. Джамбул (ныне - Тараз), Казахстан. 1948-1953 гг. - студент сельскохозяйственного института, Бишкек. 1952 г. - начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском и русском языке. 1956-1958 гг. - слушатель Высших литературных курсов, Москва. 1958 г. - в журнале "Октябрь" опубликован первый рассказ "Лицом к лицу" (перевод с киргизского), были опубликованы рассказы и в журнале "Новый мир". 1959-65 - главный редактор журнала "Литературный Киргизстан", одновременно собкор газеты "Правда" по Киргизской ССР, Бишкек. 1964-1986 гг. - первый секретарем СК Киргизии. 1976-1990 гг. - секретарь правления СП СССР. 1986 г. - первый секретарь правления СП Киргизии (1986). 1990-1994 гг. - посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). 1994 - март 2008 г. - посол Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Давайте познакомимся: Айтматов Чингиз Торекулович

2 слайд

3 слайд

Сочинения: "Газетчик Дзюйдо", рассказ (на русском языке) "Ашим" (1953) "Мы идем дальше" (1957) "Ночной полив" (1957) "Трудная переправа" (1957) "Лицом к лицу", повесть (1957) "Соперники" (1958) "Джамиля", повесть (1958) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Тополек мой в красной косынке", повесть (1961) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Первый учитель", повесть (1962) (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Верблюжий глаз", повесть (вошла в сборник "Повести гор и степей") "Материнское поле", повесть "Прощай, Гюльсары! ", повесть, первое произведение, написанное на русском языке (1966) "Белый пароход", повесть (1970) "Восхождение на Фудзияму", пьеса (в соавторстве с К. Мухамеджановым) (1973) "Ранние журавли" (1975) "Пегий пёс, бегущий краем моря", повесть (1977)

4 слайд

"Буранный полустанок" (первое название - "И дольше века длится день"), роман (1980) (первый роман Айтматова) "Плаха", роман (1986) "Белое облако Чингисхана", повесть (1990) "На реке Байдамтал", рассказ (1991) "Тавро Кассандры", роман (1996) "Плач охотника над пропастью", эссе (в соавторстве с М. Шахановым) (1997) "Встреча с одним бахаи" (Беседа с Фейзоллой Намдаром) (1998) "Плач перелетной птицы", притча (2003) "Баниана", этюд (2003) "Когда падают горы (Вечная невеста)", роман (2006) "Убить не убить… " (2006)

5 слайд

6 слайд

Сценарист фильмов (в большинстве случаев с соавторами): 1961 Перевал 1965 Первый учитель 1967 Материнское поле 1968 Бег иноходца (по повести "Прощай, Гюльсары! ") 1969 Джамиля 1972 Я - Тянь-Шань ("по повести "Тополек мой в красной косынке") 1974 Эхо любви (по рассказу "На реке Байдамтал") 1975 Красное яблоко (Кызыл алма) (по мотивам новеллы Айтматова) 1976 Белый пароход 1979 Ранние журавли 1988 Восхождение на Фудзияму 1988 Смерч 1990 "Пегий пес, бегущий краем моря". 1990 Плач перелетной птицы 1995 Буранный полустанок (Казахстан) 2004 Плач матери о манкурте (Киргизия)

Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев; - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь; формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.


I. Вводная часть Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).


2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель). «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»




II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.


2. Беседа - Момуна «много мудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле). - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну? - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась) - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).




Момун Оразкул «Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительн пиццы нашей – Рогатой Матери – оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли». Составление 3. Цитатной характеристики героев


Аналитическая беседа - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда- нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.) - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать). - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье). - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда). - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми). Образ мальчика




IV. Осмысление заключительных слов повести. 1. Чтение отрывка учителем. - Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать- Олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).


V. Итог урока. - В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке). - А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).


Вывод учителя. - Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

25.11.2015 9607 605 Кульмуханова Майра Балгазиевна

Тема: Чингиз Айтматов «Белый пароход»
Цель: Осмыслить прочитанное произведение Ч.Айтматова, продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природу.
Формы работы: Работа в группе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет писателя, высказывание Ч.Айтматова, иллюстрации художников к повести, компьютер, дополнительный раздаточный материал по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания- выразительное чтение отрывка рассказа«Волки».
3.Мотивация чтения
Слово учителя.
С именем Чингиза Торекуловича Айтматова вы хорошо знакомы. Это известный писатель с мировым именем. Его перу принадлежит много произведений: романы, повести и рассказы.
Толчком к написанию повести «Белый пароход» стала поедкка на Иссык- Куль, а Сан- Ташские леса, где писатель встретил водителя грузовика с сеном, который рассказал, что зашли сюда откуда-то два марала. «Одного из них убили, а другой –ушёл… И, видно,никогда не вернётся»,-сказал он с грустью.Он показал Айтматову и дом лесника, где они ночевали. « Так я попал на кордон, где жил мальчик из «Белого парохода»,- вспоминал писатель.
Творческая фантазия переосмыслила миф об оленях, соединив в рассказе реальное и мифологическое. Вот в этом переплетении миров живёт маленький мальчик
Повесть начинается так: « У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной».
Краткий пересказ основного содержания повести учителем.
Чтение рассказа учителем.
Словарная работа
Работа с текстом.
Составление плана отрывка;
Пересказ по плану (краткий)
Обращение к теме урока
- Что вы считаете главным в человеческой жизни?
- А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.
II. Сравнительная характеристика
І группе образ Момуна
ІІ группе образ Орозкула
ІІІ группа образ мальчика.
Презентация работ и краткие пересказы содержания повести
1. Аналитическая беседа.
В первую очередь, каким вы его представляете? Почему у него нет имени?
- Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово?
- Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?
- Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость?
- Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого?
- Как живется мальчику среди взрослых?
-Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?
- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять?
- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? .
- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?
- Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?
III. Вывод учителя:
- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.
IV. Осмысление заключительных слов повести.
- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?
Как относятся друг к другу мальчик и Момун?
Чтобы ответить на зтот вопрос, нужно обратить внимание на текст:
1. « Когда увидел Момун внука возле автолавки, сразу понял, что мальчик чем-то огорчён…»
2. « Потом взглянул на внука, неловко держащего новенький портфель, прижал его к себе, твёрдая ладонь деда мягко прикрыла голову мальчика.
И тот почувствовал, как вдруг сдавило сильно горло и остро ощутил худобу деда, привычный запах его одежды. Сухим потом и потом работящего человека пахло от него. Верный, надёжный родной, быть может, единственный на свете человек, который души в мальчике не чаял, был таким вот простецким, чудаковатым стариком, которого ученики прозвали «Расторопным Момуном»
Сделать рисунок к тексту. Презентация работ. Оценивание.
V. Итог урока.
- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?
Вывод учителя.
- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.
Рефлексия.
Чем запомнился наш сегодняшний урок?
Что было важно в сегодняшней встрече?
О чем пришлось задуматься?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними.

Ч.Айтматов

Слайд 2

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аие Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.

Слайд 3

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.

Слайд 4

Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

Слайд 6

Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.

Слайд 7

Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".

Слайд 8

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

Слайд 9

В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

Слайд 10

В повести "Джамиля", героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

Слайд 11

В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.

Слайд 12

В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.

Слайд 13

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Слайд 14

Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994).

Слайд 15

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Слайд 16

Творчество

Чингиз Айтматов – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе, как и за рубежом.