Презентация на тему глинка михаил иванович. Глинка михаил иванович. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

1 слайд

Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ № 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет

2 слайд

3 слайд

Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился .

4 слайд

Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».

5 слайд

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

6 слайд

7 слайд

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

8 слайд

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.

9 слайд

10 слайд

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

11 слайд

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

12 слайд

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.

13 слайд

По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. В Петербурге.

Бабушка композитораФёкла Александровна

Родители композитора

Евгения Андреевна
Иван Николаевич

Любимая сестра

Людмила Ивановна

В 1817 году родители привозят
Михаила в Санкт-Петербург и
помещают в Благородный
пансион при Главном
педагогическом институте, где
его гувернёром был поэт,
декабрист В. К. Кюхельбекер. В
Петербурге Глинка берет уроки
у крупнейших музыкантов, в
том числе у ирландского
пианиста и композитора Джона
Филда.

Джон Филд
В.К.Кюхельбекер

По окончании в 1822 году пансиона
Михаил Глинка усиленно занимается
музыкой: изучает
западноевропейскую музыкальную
классику, участвует в домашнем
музицировании в дворянских
салонах, иногда руководит
оркестром дяди. В это же время
Глинка пробует себя в качестве
композитора, сочиняя вариации для
арфы или фортепиано на тему из
оперы австрийского композитора
Йозефа Вайгля «Швейцарское
семейство».

В конце апреля 1830 года композитор
отправляется в Италию,задержавшись
по пути в Дрездене и совершив
большое путешествие по Германии,
растянувшееся на все летние месяцы.
Приехав в Италию в начале осени,
Глинка поселился в Милане, бывшим
в то время крупным центром
музыкальной культуры. В Италии он
знакомится с выдающимися
композиторами В. Беллини и
Г. Доницетти, изучает вокальный
стиль бельканто и сам много сочиняет
в «итальянском духе».

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин,
остановившись по пути на некоторое время в
Вене. В Берлине Глинка, под руководством
немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в
области композиции, полифонии,инструментовки.
Получив в 1834 году известие о смерти отца,
Глинка решил незамедлительно вернуться в
Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания
русской национальной оперы. После долгих
поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В.
Жуковского, остановился на предании об Иване
Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка
обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его
дальней родственницей. Вскоре после этого
молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с
большим рвением принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако
Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к
постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с
большим упорством препятствовал директор императорских
театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд капельмейстеру
Катерино Кавосу. Кавос дал произведению Глинки самый
лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации
двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за
царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу
вознаграждения.

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает
в Берлин. Там он занялся изучением
старинных русских церковных напевов,
творчества старых мастеров, хоровых
сочинений итальянца Палестрины, Иоганна
Себастьяна Баха. Неожиданная болезнь
прервала эти занятия.

Первые произведения.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822
году - времени окончания пансиона. Это были вариации для
арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы
австрийского композитора Вейгля "Швейцарское
семейство". С этого момента, продолжая
совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё
больше внимания уделяет композиции и вскоре уже
сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых
разных жанрах. Долгое время он остается Романсы.
неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период
были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не
искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой,
красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь
любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.

Романсы.

«Венецианская ночь» (1832)
«Я здесь, инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «дивный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл "прощание с Петербургом" (1840)
«Попутная песня» (1840)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)

Оперное творчество.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857
года в Берлине и был похоронен на лютеранском
кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей
сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой,
прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и
перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: Глинка Михаил Иванович Выпонила: Воспитатель МДОУ «Детский сад №207» Гусарова Анжела Валентинова

Детство Михаила Ивановича Родился Михаил Иванович в 1804-м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были видные предки. Так, например, прадед композитора был польским шляхтичем, Викторином Владиславовичем Глинкой, от которого в наследство внуку досталась семейная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал русским православным. Свою же власть он смог сохранить благодаря власти церковной.

Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой». После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына. Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет. Фекла Александровна, бабушка композитора.

Уже в раннем возрасте маленький Миша чутко реагировал на народные потехи и песни. Народный фольклор произвел на мальчика большое впечатление, которое он трепетно хранил всю свою жизнь. Эти впечатления и переживания, впоследствии будут отражены в творчестве великого русского композитора.

Жизнь и творчество Изначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт-Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила.

1822-1835 В 1822-м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня. Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне». В конце апреля 1830-го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.

1836-1844 Примерно в 1836-м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя». А вот поставить ее было уже значительно труднее. Дело в том, что этому воспрепятствовал директор императорских театров. Но он же отдал оперу на суд Катерино Кавосу, а тот оставил о ней самый лестный отзыв. Опера была принята с необычайным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки: «Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»

После оперы Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Ею он впоследствии руководил в течении двух лет. Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу». Работу над ней он начал еще при жизни поэта, а вот закончить ее удалось лишь при помощи мелких поэтов.

1844-1857 Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947-го года. В этро время он работает над жанром симфонической музыки. Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856-м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался.

5 самых известных произведений Михаила Глинки Иван Сусанин (1836) Опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Посвящена подвигу крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу, и там же и погиб. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего Михаила Романова, который еще не знал, что станет царем. Дорогу им вызвался показать Иван Сусанин. Отечественная война 1812 года пробудила в людях интерес к своей истории, популярными становятся сюжеты на русские исторические темы. Свою оперу Глинка сочинил спустя двадцать лет после оперы Катерино Кавоса на ту же тему. В какой-то момент на сцене Большого театра одновременно ставили и тот, и другой вариант популярного сюжета. А некоторые исполнители участвовали в обоих операх.

Руслан и Людмила (1843) Опера Михаила Ивановича Глинки в 5 действиях. Композитор написал ее по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов оригинала. Оперу встретили прохладно, но вины Глинки в этом не было. Публика оказалась не готова к новаторству композитора, уходу от традиционной итальянской и французской оперных школ. Первое знакомство с шедевром Глинки застало зрителей врасплох."Музыка старых волшебных опер лишь иллюстрировала смену ситуаций - здесь она приобрела самостоятельное значение".

Камаринская (1848) Камаринская - русская народная плясовая мелодия, широкую популярность получила в одноименной увертюре Глинки. В ней композитор подражает русскому народному пению с подголосками, когда произведения начинается в один голос, а при развитии добавляются новые голоса. По утверждению историка-краеведа Пясецкого, русская народная песня " Комаринская " ("Камаринская") - осталась "памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину". Другая версия говорит о Камаринской как о песне радости людей, убежавших из татарского плена.

Вальс-фантазия (1839 - для фортепиано, 1856 - расширенная редакция для симфонического оркестра) Как и в польских танцах из оперы "Жизнь за царя", Глинка идет по пути симфонизации вальса - прием, которым пользовался другой великий композитор Петр Ильич Чайковский. Вальс-фантазия - одно из самых значительных, известных и часто исполняемых произведений Глинки.

"Патетическое трио" d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832) Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к камерной музыке. Всю оставшуюся жизнь Глинка писал фортепианные, сценические, оркестровые, вокальные и хоровые произведения. В то время Глинка путешествовал по Италии, поправляя здоровье. Конечно, на него влияли итальянские композиторы. Вскоре после завершения работы над трио, в Милане состоялась его мировая премьера. Его первыми исполнителями стали музыканты оркестра театра Ла Скала кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано. Позже Глинка отредактировал трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)



Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич



Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»


Начальное образование Глинка

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .



В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер


В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд


По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.


Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.


В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.


Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский


В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.


Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский



В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.