Презентация на тему гончаров по литературе. Презентация на тему "Гончаров Иван Алексеевич.Биография". Жанр и литературное направление

Ни один поет или писатель с самого своего рождения не может знать, что он станет великим и известным. Также случилось и с Гончаровым И. А., который лишь в юношеском возрасте понял, что творчество – это его призвание. Презентация “Гончаров” расскажет, какой может быть жизнь писателя. Среди множества событий, которые произошли в жизни будущего писателя, смерть отца можно назвать переломным событием, что радикально изменило жизнь писателя. Презентация о биографии Гончарова поможет и ученикам, и взрослым более точно узнать хронологию событий жизни великого российского писателя.

Использовать данную презентацию рекомендуется на уроке или для самостоятельного ознакомления. Жизнь и творчество Гончарова – интересная история, которая поможет найти какие-либо моменты, что связанны с героями его произведений. Понять произведения писателя невозможно, не зная его биографии. Классное обсуждение позволит более точно охарактеризовать жизнь великого российского писателя Гончарова Ивана Александровича. Творчество и жизнь творческого человека – всегда сплетены между собой, узнав биографию человека, мы можем его понять.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Гончаров» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Гончарова
Детство
Дом Гончаровых
Образование

Гончаров в юности
Жизнь после университета
Начало творчества
Кругостветное путешествие

Расцвет творчества
Третья часть “Обрыва”
Последние годы
Мемориальная беседка

Дом в Ульяновске

Великий русский писатель, автор знаменитых романов “Обломов” и “Обрыв”, литературный критик и публицист, а также обладательИван Александрович
Гончаров
(1812–1891)
Великий русский писатель, автор
знаменитых романов “Обломов” и
“Обрыв”, литературный критик и
публицист, а также обладатель
гражданского чина “Действительный
статский советник”.

Детство И. А. Гончарова

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в
купеческой семье. В большом каменном доме Гончаровых
проходило детство будущего писателя. Когда Гончарову было
всего семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в
его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец
Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк.
«Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего
воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Дом Гончаровых

Образование и карьера

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом
Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен
в Москву для обучения в коммерческом училище. Восемь лет провёл
Гончаров в училище. Хотя обучение было для него малоинтересно,
его имя регулярно помещалось на «красной доске» училища. Его
истинным наставником явилась отечественная литература. В 1831 году
Гончаров поступил в Московский университет на факультет
словесности, который спустя три года успешно закончил. После
возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора.
Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего
год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство
финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Коммерческое училище в Москве

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова – он увлекался чтением с раннего
возраста. Уже в 15 лет он прочел многие
произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова и многих
других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и
интерес к гуманитарным наукам. Свои первые произведения – «Лихая
болесть» (1838) и «Счастливая ошибка»(1839) Гончаров опубликовал,
взяв себе псевдоним, в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи».
Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии
русской литературы. В 1846-ом году писатель знакомится с кружком
Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется
«Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич
Поджабрин». Его самое главное произведение, знаменитый
роман «Обломов», выходит в свет в 1859 году. Этот роман принес
автору славу и популярность. Гончаров приступает к написанию
нового произведения – роману “Обрыв”. Сменив несколько мест
работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Путешествие на фрегате «Паллада»

Путешествие на фрегате
«Паллада»
Путешествие длилось три года (1852–1855) и еще три года Гончаров
работал над своими путевыми записями. Извиняющие нотки
слышатся во вступлении к первому из очерков. Гончаров говорит о
себе в третьем лице: «Автор не имел ни возможности, ни намерения
описывать свое путешествие, как записной турист или моряк, еще
менее, как ученый. Он просто вел, сколько позволяли ему служебные
занятия, дневник, и по временам посылал его в виде писем к
приятелям в Россию…. Теперь эти приятели хором объявляют
автору, что он будто должен представить отчет о своем путешествии
публике. Напрасно он отговаривался тем, что писал только беглые
заметки о виденном или входил в подробности больше о самом себе,
занимательные для приятелей и утомительные для посторонних
людей, что потому дневник не может иметь литературной
занимательности».

Фрегат «Паллада»

В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте
внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём
адмирала Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести
подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей
книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной
года. Высадившись на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим
путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года. Цикл путевых
очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга
сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и
разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.
Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому
читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым,
талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Служба в качестве цензора

После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства
финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить
место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но
преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она, по
крайней мере, была непосредственно связана с литературой.
В 1865 году Гончаров стал членом Совета по делам печати; а в 1867
году он вышел на пенсию в чине генерала. Гончаров подал в отставку,
ибо трудная и хлопотливая служба мешала собственным
литературным занятиям писателя - он уже опубликовал роман
«Обломов» в 1859 году.

Последние годы жизни И. А. Гончарова

После романа “Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал
немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок,
часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением
легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

Памятники

История создания романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году
напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть
произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году
«Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и
идейного построения романа. «Обломов» является одним из
произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли
«Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как
многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления
нового русского общества и противостояния исконно русской
ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла
жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ
«Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею
автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы
19 века.

1848 год – первый вариант «Сна Обломова»
Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»
1852 год – работа прервана из-за путешествия
29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа
Июнь – июль 1857 г. – роман практически завершён
Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит
читателей с новым романом И. А. Гончарова
«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту
во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова»,
не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове», - так оценил
появление романа критик А. В. Дружинин.

Идейная направленность

«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди
превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда
захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у
каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о
чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт
произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не
разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности,
отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той
эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др.,
которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно
прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.
Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как
социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в
современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того,
произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие
важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко
раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя
причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция романа

Показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как
постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все
действия происходят вокруг главного героя - Ильи Ильича
Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.
Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание
писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Слайд 2

НАЧАЛО 12 июня 1812 г.– родился в купеческой семье в Симбирске 1822-1830 гг.– Московское коммерческое училище 1831-1834 гг.– словесное отделение философского ф-та Московского университета

Слайд 3

ВЗРОСЛЕНИЕ 1835 г.– переезд в Петербург и начало службы в Министерстве финансов 1846 г. – знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом Писатели круга «Современника» 1856 г. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. Н. Островский

Слайд 4

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ … 1852 – 1855 гг.– кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в должности секретаря начальника экспедиции вице - адмирала Путятина 1855-1857 гг.– путевые очерки «Фрегат «Паллада»

Слайд 5

ПО КАЗЕННОМУ ДЕЛУ 1856 г.– переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора 1865 г. – член Главного управления по делам печати 1867 г. – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение 1891 г. 27 сентября – скончался от воспаления легких Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище Фото 1861 г.

Слайд 6

ТРИЛОГИЯ О РУССКОЙ ЖИЗНИ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»1847г. «ОБЛОМОВ» 1859г. «ОБРЫВ» 1869г. Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются

Слайд 7

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНОВ ДВА УКЛАДА РУССКОЙ ЖИЗНИ ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ БУРЖУАЗНЫЙ Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество

Слайд 8

ГЕРОИ РОМАНОВ Образ Александра Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством

Слайд 9

Роман "Обыкновенная история"

Слайд 10

В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

Слайд 11

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

Слайд 12

Роман "Обломов"

Слайд 13

"Пока останется хоть один русский, -до тех пор будут помнить Обломова". И. С. ТУРГЕНЕВ 1848 год –первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. –первая публикация «Сна Обломова» 1852 год –работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. –почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.

Слайд 14

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью …» Н. А. Добролюбов 1859 г. ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...» А. В. Дружинин 1859 г.

Слайд 15

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА «Он, если хотите, действительно растянут.В первой частиОбломов лежит на диване:во второйездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него;в третьейона видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся;в четвертойона выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все.Никаких внешних событий, никаких препятствий(кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман.Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории». Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

Слайд 16

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ОБЛОМОВКА ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВ ОБЛОМОВ ШТОЛЬЦ ОЛЬГА ОЛЬГА Агафья Матвеевна

Слайд 17

«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ? ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?

Слайд 18

ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА 1."Явление" господина. Портрет визитера. 2."Не подходите, не подходите… вы с холода!" 3.Беседа и приглашение в Екатерингоф. 4.Отказ Ильи Ильича. 5."У меня два несчастья…" 6.Отказ визитера выслушать Обломова. 7.Размышление героя о "несчастном" посетителе. КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ? ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЕМ?

Слайд 19

РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА? ВОЛКОВ СУДЬБИНСКИЙ ПЕНКИН АЛЕКСЕЕВ? Светская жизнь Карьера Литературная деятельность??????????? нахлебник

Слайд 20

«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?» («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?

Слайд 21

«Что за чудный край!..»

Слайд 22

« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её , тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …» КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ

Слайд 23

КРИТИКИ ПИШУТ «Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...» Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г. «Сон Обломова» - это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон - это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен». А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.

Слайд 24

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ

Слайд 25

И ИЛИ ШТОЛЬЦ ОБЛОМОВ ДВИЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУД РАЦИОНАЛИЗМ ПРАКТИЦИЗМ ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕТЬ И СКОЛОТИТЬ КАПИТАЛ ЛЕЖАНИЕ ЛЕНЬ И АПАТИЯ ОТСУТСТВИЕ ТРУДА МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ НЕПРАКТИЧНОСТЬ ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ

Слайд 26

КАК ЖИТЬ? (Спор героев в 3-4 гл. II ч.) «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». «Вся жизнь есть мысль и труд.., труд хоть безвестный, темный, но непрерывный… труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»

Слайд 27

«слаб … бледен, из него голо выглядывает идея» И. Гончаров «Штольц – противоядие Обломову» Н. Добролюбов «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит,что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». А. П. Чехов «… Штольц – неудачная, выдуманная фигура. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком». Д. С. Мережковский 1890г. «А буржуазный пафос Штольца был в тот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой… Гончаров утверждает, что такое двухкультурие наиболее перспективно для развития человеческой личности, а стало быть, и её деятельности на благо людей…» В. К. Кантор 1989г. «… это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не возводимое романистом в идеал нашего времени». А В. Дружинин КРИТИКА О ШТОЛЬЦЕ

Слайд 28

ОТНОШЕНИЕ АВТОРА ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 1. Автор приверженец «штольцевского» отношения к жизни, сочувствующий Обломову, но не разделяющий миросозерцания Ильи Ильича 2. Он (автор) признает и демонстрирует превосходство обломовской созерцательности над ограниченностью рационалиста и прагматика Штольца 3. В романе сосуществуют две «правды» - «штольцевская» и «обломовская» - и та и другая ограничены, не абсолютны, в идеале желателен их синтез

Слайд 29

ОБЛОМОВ И ОЛЬГА

Слайд 30

« … Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Что привлекло Обломова в Ольге Ильинской? Почему Ольга предпочла Обломова Штольцу? Что помешало взаимному счастью героев?

Слайд 31

Какая иллюстрация вам кажется достовернее? «Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» «Я ЛЮБИЛА БУДУЩЕГО ОБЛОМОВА!»

Слайд 32

«Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому… Ей было дано умение просто любить». Она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». ОЛЬГА АГАФЬЯ МАТВЕЕВНА

Слайд 33

ВЫБОР ОБЛОМОВА «Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если Штольц антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви, которой противопоставлена душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне - это соединение обломовского образа и духа жизни». А. Григорьев 1859 г.

Слайд 34

КРИТИКА ОБ ОЛЬГЕ ИЛЬИНСКОЙ «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками». Н.Михайловский «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...» Н. А. Добролюбов «Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь» И. Анненский

Слайд 38

Обломовщина (усвоено из повести Гончарова): русская вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка» 2. Обломовщина - апатия, безволие, состояние бездеятельности и лень Современный толковый словарь 3. Обломовщина, по имени героя романа Гончарова “Обломов”, - нарицательное слово для обозначения общественного застоя, рутины, апатии Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 4. Обломовщина - отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России Литературная энциклопедия ОБЛОМОВЩИНА

Слайд 39

«Снаружи и у них делалось все, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок». "Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту..." И. А. Гончаров «Обломов» (часть 4) ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ ШТОЛЬЦЕВ

Слайд 40

В нем дороже всякого ума честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи. Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!« «Обломов» (часть 4, глава VIII) И. А. Гончаров об Обломове

Слайд 41

… Любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развития, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура … Он дорог нам по истине, какою проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвою. И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному. «Обломов». Роман И. А. Гончарова» А. В. Дружинин об Обломове

Слайд 42

«Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество, - но и презирать безусловно - тоже нельзя: в них слишком много истинно человеческого...» «Обломов» И. Гончарова Д. И. Писарев об Обломове

Слайд 43

ШТОЛЬЦ ИЛИ ОБЛОМОВ? Поможет ли России Андрей Ильич Обломов, сын Обломова, воспитанный Штольцем?

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУССТВО, КАК И ВСЯКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ТРЕБУЕТ ВСЕЙ ЖИЗНИ. И. Гончаров

Писатель родился в 1812 г. В Ульяновске в семье богатого сибирского купца. Отец умер рано, оставив семье крупное состояние «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение, деревня…» Дом-музей Гончарова в Ульяновске

Авдотья Матвеевна Гончарова Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так несветла, воспоминание так не свято, как о ней. И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г.

Николай Николаевич Трегубов По смерти нашего отца он более и более привыкал к нашей семье, потом принял участие в нашем воспитании… добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцам, забыли о настоящем отце. Он был лучшим советником нашей матери и руководителем нашего воспитания. И. Гончаров. Воспоминания Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание

Образование 1) Частный пансион священника Троицкого 2) Московское коммерческое училище (1822) 3) Московский университет (1831)

Мы, юноши… смотрели на университет, как на святилище, и вступали в его стены со страхом и трепетом И. Гончаров. Воспоминания В.Г. Белинский Н. П. Огарев М.Ю. Лермонтов К.С. Аксаков

Майков Николай Аполлонович В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. Активно готовит себя к писательской деятельности Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь. Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов.

Л.Н. Толстой И.С. Тургенев Д.В. Григорович А.В. Дружинин А.Н. Островский И.А. Гончаров Редакция «Современника», 1856

1846 г. - знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом. 1849 г. - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.

1856 г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора 1865 г. – член Главного управления по делам печати 1867 г. – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение Фото 1861 г. Дальнейшая служба

«Обыкновенная история» 1847 «В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада »

«Обломов» 1847 - 1859 «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью…» Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

«Обрыв» 1869 РОМАН «ОБРЫВ» РОДИЛСЯ У МЕНЯ В 1849 ГОДУ НА ВОЛГЕ, КОГДА Я, ПОСЛЕ 14-ЛЕТНЕГО ОТСУТСТВИЯ, ПЕРВЫЙ РАЗ ПОСЕТИЛ СИМБИРСК, СВОЮ РОДИНУ. И.А. Гончаров

ДВА УКЛАДА ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ БУРЖУАЗНЫЙ Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, проявление откровенного эгоизма Трилогия о русской жизни Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой.

Жизненный путь героев "Обыкновенная история" Александр Адуев дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа "Обломов" Илья Ильич Обломов дворянин капитулирует перед действительностью "Обрыв" Александр Райский дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством

1891 г. 27 сентября – скончался от воспаления легких. Памятник Гончарову в Симбирске Памятник-бюст Гончарову Диван и тапочки Обломова

"Обломов"

1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова История создания



Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Презентацию на тему "Жизнь и творчество И.А. Гончарова (Биография)" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Гончаров Иван Алексеевич

Слайд 2

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Когда Гончарову было девять лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Слайд 3

Слайд 4

Образование

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Остальное время болел. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Слайд 5

Слайд 6

Жизнь после университета

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

Слайд 7

Начало творчества

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский.

Слайд 8

Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»

В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке- Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“» Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами

Слайд 9

Расцвет творчества

в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность.

Слайд 10

закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. В середине XIX века начинается соперничество Российской Империи и Соединённых Штатов Америки за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кстати, США в ту пору в России было принято называть не так как сейчас, а несколько по-другому - Северо-Американские Соединённые Штаты, сокращённо - САСШ.

Слайд 11

Последние годы жизни Ивана Гончарова

Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.