Презентация на тему карась-идеалист план анализа. Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки". презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему Литературный псевдоним – Николай Щедрин

«Сказки» - Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки. Много захочешь – последнее потеряешь. О животных. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Народные сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди». Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Репка. Курочка Ряба. Волшебные сказки: «Золушка», «Спящая красавица».

«Урок Сказка» - В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да! Сказочные викторины: Парад сказочных человечков. Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать. По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я!

«Сказки в картинах русских художников» - Поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие творчества Врубеля. Сказочная Русь. Гармоническое соединение фантастического и реального в картине "Царевна-Лебедь". Врубель Михаил Александрович. «Царевна – Лягушка» В.М.Васнецов. По окончании курса в Петербургском университете Врубель поступил в Академию Художеств.

«Герой сказки» - Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Герои сказки «Конек-горбунок». Герой сказок – Иван-дурак. Яйцо должно было быть полным, как окружающий наш мир. Окружающий мир для нас становится сказочным. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Баба-яга в является «первой женщиной-космонавтом».

«Проект сказки» - Отдохнём? Конец сказки. ПИСАТЕЛЬ (автор). Волшебная. Волшебный предмет. Проект «СКАЗКА». Бытовая. Начало (зачин). Испытатели. Испытание проекта. Экспериментаторы. Место. Виды сказок. Деление на группы постановка задачи. Методическая разработка урока по теме «Литературная сказка». Богатырская. Народ.

«Сказки писателей» - К.И. Чуковский. Детям очень нравятся произведения Носова. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. В Солнечном городе Н.Н. Носова. Сказки помни и люби. Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Сказка – любимый жанр детского чтения. Ребята активно участвовали в игре. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

Дочь писателя Сын писателя

Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.


«Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович» - 1848г.,апрель -арест и ссылка в Вятку. 1840г. -пишет первые стихи. Московский дворянский институт. 1869-1870гг. -публикует в «Отечественных записках» роман «История одного города». 1855г. -освобождается из ссылки, причисляется к министерству внутренних дел. 1838г. -за отличные успехи переводится в Царскосельский лицей.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Названия книг. Детские годы. Улица. Этапы биографии и творчества. Преемственные связи. Время творческих достижений. Характер его творчества. Администратор. Смерть матери. Тип художественной образности. Журнал «Отечественные записки». Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Центр литературной жизни. Щедрин в лесу реакции.

«Произведения Щедрина» - В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869--1870). В романе изображен распад буржуазной семьи. Так же построена сказка о Топтыгиных, пришедших в лес "внутренних супостатов усмирять".

«Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» - Дом, где родился М.Е.Салтыков-Щедрин. М.Е.Салтыков-Щедрин. Мать, Ольга Михайловна Забелина. Значение творчества писателя. Эпиграф. Являлась гневная, неумолимая, с закушенною нижнею губою, решительная на руку, злая». Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Михаил Евграфович в детстве.

«Биография Щедрина» - Творческая деятельность продолжается, писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов. Салтыков возглавляет Журнал. Учёба в Московском дворянском институте. Салтыкова – Щедрин выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Перерыв в литературной деятельности. 1856г. Появился на свет как литератор в 1856г.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». Жанровое своеобразие. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. История создания. Дом, где родился будущий писатель. Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. «Вятский плен». Идея Салтыкова-Щедрина. Художественные особенности.

краткое содержание других презентаций

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Сколько человек упрекнули дикого помещика в глупости. Генералы. Жанр произведения. Куда собрались идти два генерала, чтобы найти пищу. Что снится дикому помещику. С кем помещик охотился на зайцев. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал. Как генералы мужика при себе удерживали. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. На какой улице в Петербурге жили два генерала.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». «История одного города». Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Проблематика. Образование. Жанровое своеобразие. Основные темы. Идея Салтыкова-Щедрина. Мать писателя Ольга Михайловна. Дочь писателя. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обилие впечатлений. «Вятский плен». История создания. Государственная служба.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Улица. Журнал «Отечественные записки». Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е.Салтыков-Щедрин. Центр литературной жизни. Характер его творчества. Детские годы. Этапы биографии и творчества. Время творческих достижений. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е. Салтыков-Щедрин. Преемственные связи. Названия книг. Администратор. Тип художественной образности. Русский писатель.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Родился в старой дворянской семье. Отечественные записки. Маловажность книг. Убежденный социалист. Крепостной человек. Жена писателя. Юный Салтыков. История одного города. Литературная деятельность. Вольнодумие. Творчество Щедрина. Московский дворянский институт. Господа Головлёвы. Михаил Евграфович. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Жизнь и творчество Щедрина» - Жизнь, творчество. Жена писателя. Дом по Литейному проспекту. Творчество Щедрина. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. «История одного города». Господа Головлёвы. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Салтыков- Щедрин. М.Е.Салтыков в раннем детстве. «Отечественные записки». Отец писателя. Мать писателя. Арсенальная гауптвахта. Московский дворянский институт. Н.В.Гоголь.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Писатель. Улица. История одного города. Ольга Михайловна. Состав редакции журнала. Михаил Евграфович с женой. В ссылке. Начало литературной деятельности. Творчество Щедрина. Мемориальная доска. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Я люблю Россию до боли сердечной. Последние годы жизни. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Детство писателя. Открыт музей.

План анализа: Основная мысль Главная мысль Особенности образов Сатирические приемы Соединение фольклорного, фантастического и реального

Основная мысль Герой сказки – карась. Живет в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма.

Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно"

Главная мысль Автор обвиняет «карася» (и, соответственно, тех, кто стоит за этим образом) прежде всего в неучастии в реальной политической жизни. Особо подчеркнем тот факт, что именно в описании карася наиболее отчетливо проявляют себя черты щедринского «эзопова языка» . Сказка "Карасьидеалист" раскрывает заблуждения русской интеллигенции.

Особенности образов Название указывает, во-первых, на вид животного, а, во-вторых, на присущее ему качество. Как правило, животные в сказках Щедрина наделяются теми качествами, которые закреплены за ними фольклорной традицией (заяц – глуп, лиса – хитра и т. д.) , однако в данной сказке автор пытался создать специфический образ – образ идеалиста, а потому перед ним встала проблема выбора того животного, которое бы более всего этому образу соответствовало.

Щедрин останавливает свой выбор на карасе и выбор этот, конечно же, не случаен, он определяется той целью, которую ставил перед собой автор, а именно – изобразить интеллигентасоциалиста, не соизмеряющего свои мысли и поступки с требованиями, предъявляемыми к нему окружающей действительностью (уровень духовного развития общества – эта тема занимает главенствующее положение в «Карасе-идеалисте»).

Соединение фольклорного, фантастического и реального Смешение зоологического и реального пластов можно показать, в частности, на примере описания ерша, оппонента карася: «Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая» . Здесь два качества – человеческое (скептицизм) и рыбье (колючая) – не просто дополняют друга, но друг от друга зависят, перетекают одно в другое, за счет чего и создается цельный образ.