Презентация на тему: "Творчество С. Эрьзи. В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду.". Скачать бесплатно и без регистрации. Презентация к классному часу "Путешествие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. Д. Эрзя

Степан Дмитриевич Э́рьзя - российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.

Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина. Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова. Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алтыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сёл и городов.

Аргентинский период творчества скульптора С 1927 по 1950 год скульптор работал в Аргентине. Газеты называют Эрьзю странником, а его жизнь загадочной. Сразу же в некую причинную связь были поставлены обстоятельства его жизни, его происхождение и творчество. Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры революционных рабочих со знаменами, «Расстрел» и обнаженная женская натура - «Танец», «Во сне», «Леда и лебедь», «Ева», монументальные и лирические камерные портреты. Перешагнув порог своего пятидесятилетия, Эрьзя предстал перед зрителем во всей полноте своего человеческого опыта, сложности и глубине переживаний. Здесь впервые в скульптуре использовал южноамериканские породы деревьев. Но огромное воздействие на С. Эрьзя имела сельва. Он бывал в лесах Чако, в провинции Мисьонес, где велась разработка особо ценных пород древесины - альгарробо, урундай, кебрачо.

Работы скульптора С. Эрзя

Музей С.Д.Эрзи в г.Саранске

Художник скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске. Памятник на могиле С. Д. Эрьзи. Мемориальное кладбище в Саранске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Я шлю тебе письмо из 41..."Автор Степанов Евгений

В работе исследуются письма с фронта Завгороднева Вениамина Фёдоровича, уроженца п. Новоорск, Оренбургской области, погибшего от ран в 1944 году....


Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен… Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей. Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!


Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.


Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876 г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.


Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Родители


Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой… ПОРТРЕТ МАТЕРИ


ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой… Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.


В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи. Первые уроки




ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос… А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель- змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла… К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!


Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах… И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь? Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей. КРАСИВЕЙШАЯ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ


ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!










МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!




ХРИСТОС ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец… Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА



ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА) 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева г. Степан учится иконописи в Алатыре – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева г. Степан учится иконописи в Алатыре – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.


1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках г. Возвращается на Родину.



1 слайд

2 слайд

В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ. К. Г. Абрамов.

3 слайд

Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен… Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей. Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!

4 слайд

Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.

5 слайд

Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876 г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.

6 слайд

Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Родители

7 слайд

Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой… ПОРТРЕТ МАТЕРИ

8 слайд

ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой… Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.

9 слайд

В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи. Первые уроки

10 слайд

11 слайд

12 слайд

ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос… А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла… К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!

13 слайд

Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах… И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь? Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей. КРАСИВЕЙШАЯ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ

14 слайд

ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!

20 слайд

23 слайд

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА) 1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.

24 слайд

1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве. 1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. 1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер. 1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Степа́н Дми́триевич Э́рьзя (настоящая фамилия Нефёдов27 октября (8 ноября) 1876, село Баево, Алатырский уездСимбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия - 24 ноября 1959, Москва) - российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.)

3 слайд

Описание слайда:

Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова. Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов.

5 слайд

Описание слайда:

Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октября 1917. Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в План монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение он ездит по стране: с 1918 по 1921 год Степан Дмитриевич жил на Урале (в селе Мраморском иЕкатеринбурге), с 1921 по 1922 годы живёт в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923-1925). За этот короткий период им создан ряд монументальных произведений: «Карлу Марксу» «Освобожденному труду»

6 слайд

Описание слайда:

На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, - например знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919 г.), которые скульптор продолжал создавать, как бы не ведая никаких запретов. И на Урале, и на Кавказе под руками мастера был его излюбленный материал - мрамор. Но поскольку реализация Плана монументальной пропаганды происходила в сжатые сроки, многие произведения Эрьзя выполнил в цементе и впоследствии они были утрачены.

7 слайд

Описание слайда:

Таким образом, эмиграция была для Эрьзи вполне осознанным, хотя и трудным решением. С ободрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остается там почти на полгода, так как кроме персональной, участвует ещё в IV выставке «Художественный мир» в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселяется в Аргентине

8 слайд

Описание слайда:

Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры обнаженная женская натура, монументальные и лирические камерные портреты. «Танец» «Во сне» «Ева»,

9 слайд

Описание слайда:

В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора - общим весом 175 тонн). По возвращении в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе Сокола - Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа (эрзя), к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов «Эрзянка» (1915) «Старик мордвин» (1940)

12 слайд

Описание слайда:

Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец! ОБНАЖЕННАЯ

13 слайд

Описание слайда:

Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства! Мать с ребёнком

14 слайд

Описание слайда:

Но самым высоким полётом Творца - Любовь всеобъемлющей силы - Мужская и женская маски сердца Влюбленных без фальши открыли. Для Эрьзи Любовь как божественный свет, Одна лишь она – оправданье Всех тягот земных, всех страданий и бед. В любви виден смысл Созиданья. Любовь, 1955

Презентация по слайдам

Текст слайда: Творчество С. Д. Эрьзи


Текст слайда: В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ. К. Г. Абрамов.


Текст слайда: Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин? Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен… Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей. Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!


Текст слайда: Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий. Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.


Текст слайда: Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда: дата рождения: 1876 г. Октября, 26. дата крещения: 1876 г. Октября, 31. родители: Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители: Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд: священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.


Текст слайда: Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством. Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать. Родители


Текст слайда: Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой… ПОРТРЕТ МАТЕРИ


Текст слайда: ПОРТРЕТ ОТЦА Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой… Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.


Текст слайда: В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи. Первые уроки

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда:

Слайд №12


Текст слайда: ЕВА …спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос… А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла… К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!

Слайд №13


Текст слайда: Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах… И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь? Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей. КРАСИВЕЙШАЯ ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ

Слайд №14


Текст слайда: ОБНАЖЕННАЯ Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!

Слайд №15


Текст слайда: СТАРИК МОРДВИН ПОРТРЕТ МОРДОВКИ ЖЕНСКАЯ ФИГУРА

Слайд №16


Текст слайда: ПОРТРЕТ МАТЕРИ ПОРТРЕТ ОТЦА СТАРИК МОРДВИН

Слайд №17


Текст слайда: МОИСЕЙ КАЛИПСО КАПРИЗ

Слайд №18


Текст слайда: ПЛАМЕННЫЙ СПЯЩАЯ МАТЬ

Слайд №19


Текст слайда: МАТЬ С РЕБЕНКОМ Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!

Слайд №20


Текст слайда: АВТОПОРТРЕТ

Слайд №21


Текст слайда: ХРИСТОС ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец… Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА

Слайд №22


Текст слайда:

Слайд №23


Текст слайда: ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА) 1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг. Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.

Слайд №24


Текст слайда: 1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве. 1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. 1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер. 1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.

Слайд №25


Текст слайда: Урок - биографический экскурс по творчеству С.Д. Эрзи Проект учителя МБОУ «Напольновская СОШ» Порецкого района Чувашской республики Кумакшевой Елены Михайловны