Презентация по культурологии на тему альбрехт дюрер. Альбрехт Дюрер — Северный Леонардо-презентация по мхк. Презентация на тему

Милосердие - это высший дар человечества, одна из составляющих любви. Сердце, способное любить уже заключает в себе наличие милосердия. Милосердие включает в себя два слова: милость и сердце. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо. Ибо доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных - великодушными, а весь мир - чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.

Просмотр содержимого документа
«презентация "Милосердие и сострадание"»


Милосердие -

глубокое сочувствие, вызывающее печаль, сострадание; буквально – «страдать вместе» .


Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.


Платон

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».


Сенека

«Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».


Л.Н. Толстой

«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».


Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерден”




Николай Угодник родился в семье состоятельных родителей христиан в 3 веке от Рождества Христова в Древней Ликии, входящей в состав Малой Азии в г. Патере . У родителей Николай был единственным и поздно рождённым сыном. В рассказах о Николае Угоднике говорится, что родители буквально вымолили его у Господа, обещая посвятить сына служению Богу. И когда Бог, услышав их молитву, даровал им младенца, они нарекли его Николаем.


Святой Николай был кроток, добр, чужд всякой надменности, носил простую одежду, строго постился. Двери его дома были открыты для всех, и каждого Угодник Божий принимал с любовью и радушием: для сирот он был отцом, для нищих – благодетелем, для плачущих – утешителем, для больных – целителем, для притесняемых – заступником.



Николай Угодник всегда воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа. Его называли «святой великий Святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник» .


Памятные даты

На Руси его называли Николой . Празднуется Никола два раза в году.


Сергий Радонежский (в миру Варфоломе́й);

3 мая 1314 (дата условная) - 25 сентября 1392 )

- монах Русской церкви , основатель

Троицкого монастыря

под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра ),

преобразователь монашества в Северной Руси.



Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж . После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь.


Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием . К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, образовалась обитель, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь.


Существует также версия

о благословении Сергием Радонежским

Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем.

Приблизившись к Дону ,

Димитрий Иоаннович колебался,

переходить ли ему реку или нет,

и только по получении от Сергия

ободрительной грамоты, увещевавшей

его как можно скорее напасть на татар,

приступил к решительным действиям.


Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его.

Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.


После 78 лет жизни, после 55 лет монашества и после 48 лет игуменства Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г.


25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены "нетленными" его мощи . В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля , в день обретения мощей.


Святая Блаженная Ксения Петербургская

Ксения Григорьевна и Андрей Фёдорович жили в любви и согласии. Внезапная смерть любимого супруга так потрясла 26-летнюю вдову,

что она, раздав всё

имущество бедным и подарив свой дом подруге, избрала для себя тяжёлый путь юродства ради Христа.


"Святая Русь"

ЮРОДСТВО - один из самых удивительных и трудных подвигов христианского благочестия. В основе его лежит пламенная любовь к Богу в сочетании с великим самоотвержением, терпением поруганий, презрения со стороны народа, перенесением голода, жажды, зноя и других лишений, связанных со скитальческой жизнью.




Рабочие, строившие новую церковь на Смоленском кладбище, заметили, что за ночь кто-то натаскивает на верхние пролёты целые горы кирпича. Оказалось, им помогала Святая Блаженная Ксения.


Молодые мамы, увидев Ксению, спешили к ней с младенцами на руках. Верили, что ребёнок, благословлённый святой, будет очень счастлив в жизни. Ксения никому не отказывала.


В одиночестве совершала Ксения свой земной путь. 45 лет прожила она после своего любимого мужа. Это были 45 лет неустанной борьбы

с гордыней человеческой.


В 1902 году по проекту архитектора А. Всеславина была построена часовня в псевдорусском стиле.


Святая блаженная Ксения Петербургская канонизирована Русской православной церковью в 1988 году. Она стала первой русской женщиной-юродивой, причисленной к лику святых.



Святая блаженная Матрона Московская


"Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам"

одна из самых известных и почитаемых православных святых .

Матро́на Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова)

(22 ноября 1881 года - 2 мая 1952, Москва ) - святая Русской православной церкви .


Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Епифанского уезда Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье.




Матрона скончалась

Могила стала местом неофициального паломничества.


Покровский монастырь - женский ставропигиальный монастырь Русской Церкви в Москве, у Покровской Заставы (Абельмановская Застава); с 1998 года место нахождения мощей блаженной старицы Матроны .


В октябре 1999 года Матрона канонизи-рована святая.


Памятные даты

2 мая - День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года); 22 ноября - День Ангела. День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года); 8 марта - День обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«На протяжении столетий модель устойчивого общественного развития выстраивалась на основании базовых нравственных принципов и ценностей. Понятия справедливости и достоинства, долга и чести, любви к Родине и самопожертвования, солидарности и милосердия крепко встроены в систему отношений в традиционном обществе. Именно базисные нравственные ценности обеспечивают стабильное существование социума и непрерывность исторического опыта поколений».


Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект «Милосердие и сострадание»

2 слайд

Описание слайда:

Проблема проекта: недостаточный уровень сформированности у обучающихся понятия «милосердие и сострадание». Цель: выявить эффективные способы воспитания «сострадания и милосердия» через восприятие курса «Основы религиозных культур и светской этики», реализацию проекта «Дорогою Добра». Задачи: Проанализировать место данной темы в программе курса «Основы религиозных культур и светской этики». Изучить литературно - художественные и научно- методические источники по формированию понятия «сострадание и милосердие». Обобщить личный опыт работы по формированию понятия «сострадание и милосердие». Ожидаемый результат: обобщение личного опыта, уточнение перспективы дальнейшей работы с учащимися 4 класса по формированию понятия «милосердие и сострадание». Конечный продукт: план мероприятий по программе внеурочной деятельности «Дорогою Добра».

3 слайд

Описание слайда:

Ожидаемый результат: Обобщение личного опыта, уточнение перспективы дальнейшей работы с учащимися 4 класса по формированию понятия «милосердие и сострадание». Конечный продукт: план мероприятий по программе внеурочной деятельности «Дорогою Добра».

4 слайд

Описание слайда:

Содержание проекта 1.Введение. 2.Место темы «Сострадание и милосердие в курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 3.Литературно - художественные источники по формированию понятия «сострадание и милосердие». 4.Обобщение личного опыта через внедрение проекта «Мы строим Добрый мир». 5.План мероприятий внеурочной деятельности в 4 классе. 6.Заключение.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

7 слайд

Описание слайда:

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Энциклопедия «Кругосвет» Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Толковый словарь русского языка Ушакова Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию. Толковый словарь Ожегова

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Достается недешево Счастье трудных дорог, Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому. (И. Кучин)

10 слайд

Описание слайда:

Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание. Андрей Дементьев

11 слайд

Описание слайда:

при изучении модуля «Основы светской этики» формированию понятий «милосердие и сострадание» можно уделить место на уроках, имеющие следующим темам: Золотое правило нравственности. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Альтруизм и эгоизм. Добродетель и порок. Добро и зло. Нравственный поступок при изучении модуля «Основы православной культуры» - на уроках по темам: История одного предательства. В ожидании Спасителя. Притчи Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа. «Героем тот лишь назовётся…» Пастырь добрый. Богатыри. Жизнь как горящая свеча

12 слайд

Описание слайда:

Укрепить знания школьников о морали и милосердии, уважении к одноклассникам, взрослым людям, всем тем, кто нуждается в заботе, помогут учащимся стихотворения, пословицы, поговорки, цитаты известных всему миру людей, сказки, рассказы, легенды и притчи. «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни» (Л.Н. Толстой). «Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (С. Шамфор). «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить» (Б. Паскаль). «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В. Сухомлинский). «Помнящий добро, никогда не сотворит зла» «Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет» «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» (Зигфрид Ленц)

13 слайд

Описание слайда:

Крылатые выражения: «Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими». «Чуткость, отзывчивость на горе и страдания других людей свойственны добрым людям». «Не бывает чужого несчастья, если сердце открыто добру». Пословицы и поговороки: «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души» «Помнящий добро никогда не сотворит зла», - гласит народная мудрость

14 слайд

Описание слайда:

Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и обсуждались человеческие пороки и восхвалялись доброте, честность, верность и любовь, сострадание и милосердие к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «Хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т.д.». На народных сказках, прибаутках, пословицах выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении, беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии, помогать нуждающимся или слабым. Это сказки Докторе Айболите, Коте Леопольде, крокодиле Гене и многие другие.

15 слайд

Описание слайда:

Раскрыть понятия «милосердия и сострадания помогут и притчи. Притча о бабочке «Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать». Эта притча заставляет задуматься нас о своих поступках

16 слайд

Описание слайда:

В подготовке и проведению уроков милосердия окажут и другие источники. Это книги, кинофильмы. Особая роль в воспитании нравственных качеств учащихся отводится стихотворениям. БИНТЫ Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна приросшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем - так учили нас. Одним движеньем - только в этом жалость... Но встретившись со взглядом страшных глаз, Я на движенье это не решалась. На бинт я щедро перекись лила, Стараясь отмочить его без боли. А фельдшерица становилась зла И повторяла: "Горе мне с тобою! Так с каждым церемониться - беда. Да и ему лишь прибавляешь муки". Но раненые метили всегда Попасть в мои медлительные руки. Не надо рвать приросшие бинты, Когда их можно снять почти без боли. Я это поняла, поймешь и ты... Как жалко, что науке доброты Нельзя по книжкам научиться в школе. (Юлия Друнина)

17 слайд

Описание слайда:

Обобщение личного опыта по формированию понятий «милосердие и сострадание» через внедрение программы по внеурочной деятельности «Дорогою Добра». Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

18 слайд

Слайд 1

Грушина мария 10 класс
Альбрехт Дюрер

Слайд 2

Автопортрет, 1500 г.
Альбрехт Дюрер - немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке.

Слайд 3

БУДУЩИЙ ХУДОЖНИК РОДИЛСЯ 21 МАЯ 1471 ГОДА В НЮРНБЕРГЕ, В СЕМЬЕ ЮВЕЛИРА АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА. У ДЮРЕРОВ БЫЛО ВОСЕМНАДЦАТЬ ДЕТЕЙ, ИЗ КОТОРЫХ ВЫЖИЛИ ВОСЕМЬ. О СВОЕЙ МАТЕРИ АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР-МЛАДШИЙ ВСПОМИНАЛ КАК О БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖЕНЩИНЕ, ПРОЖИВШЕЙ НЕЛЁГКУЮ ЖИЗНЬ. ВОЗМОЖНО, ОСЛАБЛЕННАЯ ЧАСТЫМИ БЕРЕМЕННОСТЯМИ, ОНА МНОГО БОЛЕЛА. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.
Биография

Слайд 4

Барбара Дюрер
Альбрехт Дюрер-старший

Слайд 5

Некоторое время Дюреры снимали половину дома у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер-младший дружил всю жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком. C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута.

Слайд 6

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием, во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром, прославленным мастером гравюры на меди. Позднее Дюрер переехал в Базель, бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра - Георгу. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему.

Слайд 7

Гравюры Дюрера

Слайд 8

В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера - теперь он имел право завести собственное дело. Однако сама семейная жизнь художника по-видимому сложилась неудачно: супруги были слишком разными людьми, сохранившиеся письма Дюрера свидетельствуют о том, что между ним и женой не было согласия.
Агнесса Дюрер

Слайд 9

Рисунки

Слайд 10

Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения.

Слайд 11

Гравюры

Слайд 12

Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Для него гравюра была не только средством тиражирования художественных произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры. В 1513-1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Объединяет эти произведения, не связанные между собой единым сюжетом, близкие размеры, виртуозное исполнение и то, что до настоящего времени они представляют загадку для искусствоведов, предлагающих для них различные толкования.

Слайд 13

Живопись

Слайд 14

После первого путешествия в Италию Дюрер ещё не вполне воспринял достижения итальянских живописных мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец.

Слайд 15

В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507-1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков.


Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В семье росло 8 детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Отец, Альберехт Дюрер - старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши, он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer. Барбара Дюрер. Альбрехт Дюрер - старший


Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.




В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494


В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде « Руководство к укреплению городов, замков и теснин », выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.




О творчестве Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на его гравюре « Меланхолия ». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат числа от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры « Меланхолия » (1514).


« Магический квадрат » Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой « магический квадрат » такими деталями, которые нельзя не заметить.


Звездные и географическая карты Дюрера В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем.



В географической карте Стабия - Хейнфогеля - Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров. На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем, изображён « Старый Свет » Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания Географии Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения.


Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием « Мастерские гравюры »: « Рыцарь, смерть и дьявол », « Святой Иероним в келье » и « Меланхолия ».


Сохранилось около 970 рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Графическое наследие Дюрера отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность натуре. Свои штудии он использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторял мотивы графических работ в крупных произведениях. Заяц, 1502 г.