Презентация создания юнона и авось. Оперы Рок-опера «Юнона и Авось.». Список музыкальных тем: Пролог Отпевание Романс «Я тебя никогда не забуду» Ария Резанова «Душой я бешено устал» Сцена. Муниципальное казенное образовательное учреждение

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
  • Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
  • Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.

Оборудование

Для учителя репродукции:

  • Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
  • Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
  • Борис Ольшанский “ Встреча”;
  • В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
  • “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.

Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.

Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.

Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.

Вот некоторые символы:

Символ Значение Символ Значение
Росток Солнце
Мир,
Белый Свет
"Замкнутый огонь"
Земля Земля, раскрытая Весной
Поле вспаханное Поле засеянное
Берегиня Древо Жизни
Вода Вода

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.

Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).

Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.

Практическая часть.

А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.

Поэтапность выполнения работы:

  • вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
  • компонуем изображение на листе;
  • дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
  • прорабатываем изображение цветом.

Практическая часть – дифференцируемое задание:

1-я группа – сильный уровень.

Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.

2-я группа – средний уровень.

Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.

3-я группа – слабый уровень.

Задание: отобразить элемент костюм.

Выставка работ учащихся.

На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.

Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.

Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.

Урок окончен. Всем большое спасибо.


В основу либретто спектакля положена поэма «Авось» (1970). В основу либретто спектакля положена поэма «Авось» (1970). Слово «рок-опера» в то время было запрещено, как и рок-музыка вообще, поэтому авторы написали: современная опера.


Спектакль на удивление был разрешен сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров вместе с ним поехал в Елоховский собор и поставил свечу у иконы Казанской Божьей матери. Спектакль на удивление был разрешен сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров вместе с ним поехал в Елоховский собор и поставил свечу у иконы Казанской Божьей матери.


В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала свое плавание экспедиция Николая Петровича Резанова. В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала свое плавание экспедиция Николая Петровича Резанова.


42-летний государственный деятель и флотоводец, вдовец и отец двоих детей, он мечтал о плавании к берегам Северной Америки 42-летний государственный деятель и флотоводец, вдовец и отец двоих детей, он мечтал о плавании к берегам Северной Америки Николай Резанов являлся одним из основателей Российско-Американской компании, осуществлявшей освоение Аляски, был первым чрезвычайным и полномочным посланником Российской Империи в Японии.


Резанов получает от императорского двора высочайшее повеление отправляться к берегам Калифорнии, чтобы доставить продовольствие к русским колониям на Аляске. Резанов получает от императорского двора высочайшее повеление отправляться к берегам Калифорнии, чтобы доставить продовольствие к русским колониям на Аляске.


Резанов тайно обручается с любимой, но для венчания ему необходимо исхлопотать в Петербурге разрешение от Папы, чтобы жениться на католичке. Резанов тайно обручается с любимой, но для венчания ему необходимо исхлопотать в Петербурге разрешение от Папы, чтобы жениться на католичке. Однако им не суждено больше увидеться. По пути Резанов тяжело заболевает и умирает под Красноярском. Кончита отказывается верить страшным известиям и ждет возлюбленного больше тридцати лет, после чего постригается в монахини и заканчивает свои дни затворницей.


Более чем за четверть века спектакль выдержал более сотни представлений и до сих пор идет с неизменным аншлагом. Более чем за четверть века спектакль выдержал более сотни представлений и до сих пор идет с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись. В настоящее время роль графа Резанова исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков.


Память Кончита Аргуэльо (в постриге Мария Доминго) умерла в 1857 году в возрасте 67 лет. Граф Николай Петрович Резанов в 1807 году был похоронен на кладбище городского собора Красноярска. Спустя почти два века, в 2000 году, на его могиле был установлен беломраморный крест, на котором с одной стороны читается: «Я тебя никогда не забуду», а на другой написано: «Я тебя никогда не увижу».

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Галиева Эльвира, 9 класс.

Презентация о бессмертном творении Алексея Рыбникова рок-опере "Юнона" и "Авось".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рок - Опера Юнона и Авось

« Юнона и Авось » - одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского.

Алексей Рыбников (род. в 1945 г.) - советский и российский композитор Андрей Вознесенский (1933 - 2010) – русский советский поэт, публицист В основу либретто была положена поэма А. Вознесенского «Авось » (1970). Для театральной постановки пришлось дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера».

Первоисточник сюжета Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию. В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова. Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Премьера: Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола(режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. С 31 декабря 1985 года исполняется также Санкт-Петербургским театром «Рок опера ».

Через несколько дней после премьеры, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам: «Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка - это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться.» Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком» в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах.

Параллельно с работой над спектаклем в Московском театре имени Ленинского комсомола в 1980 г. была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями. Первое публичное прослушивание записанного произведения состоялось 9 декабря 1980 г. в церкви Покрова на Филях (Москва). Однако из-за цензурных препон альбом из двух стереопластинок был выпущен фирмой « Мелодия» только в 1982 году

В главных ролях были задействован ы: Николай Караченцов - граф Резанов

Елена Шанина - Кончита

Александр Абдулов - Фернандо

В « Ленкоме » за тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал Николай Караченцов. В настоящее время роль Резанова исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Роль Кончиты с успехом играет Алла Юганова.

Список музыкальных тем Пролог Отпевание Романс «Я тебя никогда не забуду» Ария Резанова «Душой я бешено устал» Сцена в церкви, молитва Ария Пресвятой Девы Песня моряков «Авось» Плавание Прибытие в Америку Сцена на балу Белый шиповник Ночь. Спальня Кончиты. Ария Резанова «Ангел, стань человеком» Дуэль с Фернандо (Федерико) Помолвка Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий» Хор и сцена «Воздайте Господу» Сцена в келье. Ожидание Кончиты Финал Эпилог. «Аллилуйя»

Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1982 году, содержит запись 1980 года, то есть ещё до премьеры самой рок-оперы в театре. Впоследствии был выпущен звуковой компакт-диск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (грампластинка 1982 года была записана без их участия), с несколько другим содержанием: Пролог Романс офицеров Душой я бешено устал Молитва первая Молитва вторая Ария Девы Авось Белый шиповник Ангел, стань человеком Я тебя никогда не забуду Хор Воздайте Господу Я умираю от простой хворобы 35 лет ожидания Реплика Человека от театра Аллилуйя В честь пятнадцатилетия

Спектакль в нумизматике В мае 2011 года монетный двор Польши по заказу правительства острова Ниуэ выпустил серебряную монету достоинством 1 новозеландский доллар, посвящённую рок-опере и спектаклю театра Ленком. На оборотной стороне монеты изображены Николай Караченцов и Елена Шанина, сыгравшие главные роли в спектакле, а также надпись «Юнона и Авось» на русском языке.

Презентацию подготовила: ученица 9 класса «Гимназии №70» г. Новокузнецка Галиева Эльвира Учитель музыки: Алышева Е.В. Спасибо за внимание!