Презентация врубель и его картины. Школьные презентации Powerpoint. Текст этой презентации

Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.

– презентация по мхк, посвящённая творчеству гениального русского художника эпохи символизма и .

Михаил Врубель-тайнопись неизречённого

Михаил Врубель – один из любимейших художников! Пожалуй, именно ему, а точнее, его «Демону сидящему» я обязана любви к живописи. Репродукцию «Демона», ещё будучи школьницей, я вырезала из журнала «Огонёк» и прикрепила на стене в своей комнате. Сейчас, когда прошло так много лет с той первой «встречи», время от времени возникает потребность отправиться во врубелевский зал любимой Третьяковки. Согласитесь, что настоящее произведение искусства всегда открывает что-то новое, задаёт вопросы, на которые ищешь и не находишь ответа.

«Демон»

Михаил Врубель – мастер монументальной живописи, скульптор, талантливый график, уникальный, неподражаемый живописец. Начав творческий путь в Кирилловской церкви Киева, реставрируя и создавая фрески с образами Богоматери, пророков, ангелов, апостолов, уже тогда задумывает своего главного героя. Почему именно Демон? На этот вопрос нет ответа ни у искусствоведов, ни у художников. Позвольте мне высказать своё предположение. Во-первых, нужно вспомнить, в какое время творил Врубель.

«Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рёв машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлёт аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне…

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…» Александр Блок. Возмездие

В основе искусства рубежа XIX – XX веков лежит идея символизма, в основе которого идея существования за миром реальных вещей и явлений, другого мира, скрытого от обыденного сознания. Единственным способом познания этого скрытого, тайного является творческий процесс. Таким образом, художник (поэт, музыкант, живописец) становится посредником между нашим миром и сверхчувственной реальностью.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий —

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Владимир Соловьёв

Мировоззрение, мировосприятие символистов сближается с мировосприятием романтиков. По сути символизм конца XIX века очень близок начала века. Михаил Врубель, как многие гении, опередил своё время. Став первым символистом среди художников, будучи настоящим романтиком, он остался непонятым, одиноким. Как всякий романтик, он не терпел мещанства, серой будничности. Он верил в волшебную силу искусства, которое должно спасти мир. Как всякого романтика, Врубеля вдохновляли образы ярко окрашенные, загадочные, страдающие. Демон Врубеля именно таков.

Врубель и Лермонтов

Ещё один яркий пример интереса Врубеля к романтическим сюжетам – , воплотившаяся в грандиозном панно, а также на фасаде гостиницы Метрополь в виде мозаики.

Если согласиться с моим предыдущим высказыванием, становится понятно особое отношение Михаила Врубеля к творчеству Лермонтова. Лермонтов романтик первой половины века, близок Врубелю, романтику конца века. О том, насколько близки были эти два гения, можно прочитать в книге П.К. Суздалева «Врубель и Лермонтов» . В моей презентации вы найдёте отдельную «главу», посвящённую иллюстрациям к «Демону» Лермонтова. Я добавила к слайдам музыкальные фрагменты из оперы Рубинштейна «Демон».

Презентация «Михаил. Врубель» получилась очень большой, но, если коллеги-преподаватели или студенты и школьники захотят воспользоваться ею, то вполне могут разделить её на части. Услышать музыкальные фрагменты можно будет, открыв презентацию в программе PowerPoint.

Рекомендую , посвящённую творчеству двух выдающихся художников-символистов: Михаила Врубеля и Валерия Брюсова. Точнее, образам ангелов и демонов, которые в их творчестве занимали значительное место. В этой статье приводится обращённое к Врубелю стихотворение, на мой взгляд, замечательное:

…Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл…

…И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!

Для любознательных помещаю список книг о символизме и творчестве Михаила Врубеля:

  • Гусарова Алла. Михаил Врубель. Альбом.− М.: Трилистник, 1997.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.− М.: Искусство, 1992.
  • Королёва С. Михаил Александрович Врубель. − М.: «Директ-Медиа», 2010.
  • Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX− начала XX века. Москва «Искусство», 1991.
  • Ракитин В.И. Врубель. − Москва: Издательство «Искусство», 1971.
  • Русакова А.А. Символизм в русской живописи.− М.: «Белый город», 2001.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. − М.: Вече, 2004.
  • Соловьёв В.М. Золотая книга Русской культуры.− М.: «Белый город», 2007.
  • Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. − М.: Изобраз. Искусство, 1980.
  • Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. –М.: «Искусство», 1974.
  • Фёдорова Н.А. 50 биографий мастеров русского искусства. − Ленинград «Аврора, 1971.

Удачи!

1 из 11

Презентация - Михаил Александрович Врубель

Текст этой презентации

Михаил Александрович Врубель Трифонова Людмила Петровна, учитель ИЗО, МХК, МБОУ Арефинская СОШ, Нижегородская область Составлена на основании УМК Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура»

Михаил Врубель 1856-1910

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет Санкт -Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Уже в детстве он нарисовал несколько картин маслом, причем пейзаж был даже продан в магазине за 25 рублей - это доставило Михаилу удовольствие и очень порадовало родных.

Жена художника (1898)
Наде́жда Ива́новна Забе́ла-Вру́бель (20 марта (1 апреля) 1868, Ковно - 21 июня (4 июля) 1913, Санкт-Петербург) - русская певица, сопрано. «На одной из репетиций - вспоминала много лет спустя Забела, - я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, - и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Так состоялось их знакомство. В 1896 г. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь.

Летящий демон
Демон сидящий

«Ангел с кадилом и свечой» 1887
Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора. лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба «Ангел с кадилом и свечой» потрясающий силой трагического чувства. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие картины.

«Гадалка» (1895)
Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в это время обитал, наполнен атмосферой загадки и тайны. Это ощущение создается как самим техническим исполнением, так и выстраиванием соответствующего интерьера, выражением лица "гадалки" и изысканной "орнаментистикой" ("Орнаментистика и архитектура, - говорил художник, - это музыка наша"). Если верить обмолвкам Врубеля, сделанным в разговорах с друзьями, то женщина, послужившая моделью, была влюблена в него. Так или иначе, этой картине свойственна какая-то странная таинственность.

Царевна-лебедь. 1900
Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

«Жемчужина» 1904
«Жемчужина» - это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Тонкость, подробность, деталь - ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны.

На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма
«Демон» 1890

ИСТОЧНИКИ:
Учебник: Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17века до современности. 11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:


Вестник иных миров Врубель, как всякий предтеча был одинок. Он вызывал недоумение как человек и возмущение как художник. Лишь в конце жизни, когда Врубель был погружен в мрак предсмертного безумия, к нему пришло признание. "Полет Фауста и Мефистофеля""Полет Фауста и Мефистофеля" 1902


Жизнь и эпоха Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. "Шестикрылый серафим" "Шестикрылый серафим" (Азраил) 1904


Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты).


Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12в.), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же он написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.


Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра". 1886


После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы С.И.Мамонтова. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова.


Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. "Царевна-лебедь" 1900"Царевна-лебедь" "Снегурочка"1900


Портреты в наследии Врубеля занимают довольно заметное место. В этом жанре художник тоже выступает новатором. Для каждого нового портрета он измысливает все новые и новые приемы, пытаясь увидеть «другого»(портретируемого), найти его, объяснить, поместить в неожиданный контекст. " Портрет Саввы Мамонтова» 1897 "Портрет Забелы-Врубель" 1898 "Гадалка" 1895


«Венеция», 1893г. «Испания», 1894г. Врубель после поездки по Италии страстно увлекся итальянским Ренессансом и произведениями испанского художника М. Фортуни, с которым он познакомился в Европе. Артистическое владение формой, выбор драматических сюжетов, воплощение их в острых жестах, откровенных взглядах – выразительные средства европейского символизма входят в арсенал русского художника Врубеля.


Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. "Демон"1890 "Демон поверженный"1902


В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; «Тени лагун»1905; Портрет В.Я.Брюсова, 1906), – работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. "Жемчужина» 1904 "Тени лагун"1905


В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.


Знаменитые работы Пан 1899г Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Пан, божество лесов и полей, выступает символом ночи.


Знаменитые работы Царевна - Лебедь 1900г. Эта пронзительная картина - плод дружбы с Римским-Корсаковым. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны- Лебиди в спектакле «Сказка о царе Салтане». Ее фотоизображение, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.


Знаменитые работы Демон сидящий 1890г. Этот образ во многом навеян поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма. Свое отношение к тому что он пишет, художник выразил в письме к отцу: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени»


Хронология жизни 1856г. Родился в Омске, в семье военного юриста. 1859г. Умирает мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина. 1863г. Отец, Александр Михайлович Врубель, женится на Е.Х.Вессель. 1870г. Семья переезжает в Одессу. 1874г. Оканчивает Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Поступает на юридический факультет Петербургского университета. 1880г. По окончании университета и отбытии воинской повинности поступает в Академию художеств. Знакомится с Серовым. 1884г. По рекомендации своего наставника, П.Чистякова, отправляется в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Делает наброски икон для Владимирского собора. В ноябре едет в Венецию. 1886г. Знакомиться с К.Коровиным. 1889г.Художника окончательно отстраняют от работы во Владимирском соборе. Переезжает в Москву. Сближается с С.И.Мамонтовым. 1890г. Завершает работу над «Демоном сидящим». 1896г. С.Мамонтов устраивает скандальный показ работ Врубеля в отдельном павильоне на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Женится на певице Н.И.Забеле. 1899г. Умирает отец художника. 1901г. Появляется на свет сын, Савва. 1902г. На выставке «Мира искусства» показывает картину «Демон поверженный». Первые признаки психического заболевания. В.Бехтерев определяет у Врубеля неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга). 1903г. Умирает сын Врубеля. Болезнь обостряется. 1906г. Теряет зрение. 1910г. Умирает в петербургской клинике доктора Бари.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 7

Описание слайда:

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Описание слайда:

В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

Описание слайда:

Очень характерна для Врубеля история написания им самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 10