Приемы игры на двух ложках. Мастер-класс игры на ложках. Приёмы игры на трёх ложках

Игры - упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы

Крючкова Светлана Николаевна,музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск
Назначение: материал рассчитан на детей 3-4 лет (2 младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Игры-упражнения с музыкальными инструментами можно включить как фрагмент в развлечение, или в любое занятие с детьми.
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
-обучать приемам игры на музыкальных инструментах
-развивать творческое воображение
-развивать ритмический слух

«Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга.На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках


Ведущий:

1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.


Ударяют ложкой о ложку перед собой

3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.

"Музыканты".

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей


1. Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.

Погремушки позвенят,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)


2. К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.

Палочками ударяем,
Очень весело играем.

(стучим под музыку палочками)


3. В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.

Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.

(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.

«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.

«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.

А теперь приёмы игры на трех ложках.

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игра на деревянных ложках подготовила Крылова Екатерина Владимировна

Конспект занятия. Тема: игра на деревянных ложках. Цель занятия: введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока: развитие познавательного интереса, творческой активности; развитие импровизации в доступных для детей формах; воспитание позитивного отношения к народному искусству. Оборудование: деревянные ложки, магнитола, иллюстрации с изображением ложек.

Вводная беседа. Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины.

Рассмотрим и обсудим иллюстрации.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров - это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком. А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

В новгородских и киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны. Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества. Надо отметить, что ложки делались самые разные. в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством. Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные. Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки. Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны. Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством. Их ложки сильно отличались от массовой продукции. Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь. Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

Работа по теме Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной "наковальней", по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо. Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Описанная выше хватка является основной, но не единственной. Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам.

Для того, чтобы научиться играть на ложках, необходимо ознакомиться с несколькими основными принципами игры на ложках. 1. Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2. Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга. 4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов. 6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

Теперь попробуем потренироваться, соблюдая все изученные правила.

Спасибо за внимание!


Игра на ложках, как утверждают искусствоведы и музыковеды, пошла с Руси 18-го века. С тех пор игру на ложках, не часто, но можно услышать в любой точке земного шара. Для затравки этот ролик с дедушкой, ложками и популярной музыкой от группы Faithless.

Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Причем употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок как музыкальные инструменты. Использовались эти инструменты славянами наряду с хлопанием и притоптыванием, как и другими народами мира, с древности.

Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и сковороды, тазы и печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки и т.п. Из предметов домашнего обихода музыкальную функцию приобрели даже пила и коса.

Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Ложки, используемые в качестве музыкальных, внешне почти не отличаются от столовых, отличие состоит в применении для них более твердых и прочных пород дерева. Музыкальные ложки отличают также более длинные рукоятки и отполированные поверхности в местах соударений. Вдоль рукоятки к таким ложкам могут быть подвешены бубенцы.

История возникновения ложек как музыкального инструмента

До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве музыкального инструмента. Первые упоминания об этой новой функции ложек относятся к концу 18 века, свидетельствуют они о том, что «музыкальные» ложки получили широкое распространение среди крестьян. Некоторые историки-исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражание испанским кастаньетам.

В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях, их использовали для создания эффектных номеров с элементами трюкачества. Наивысшего мастерства игра на ложках достигла в 20 веке, виртуозы-ложечники выступали соло, а также были членами различных ансамблей, сопровождающих пение и пляски.

Огромный успех ложечники получили в начале 20 века, после привлечения их в состав оркестров русских народных инструментов. Это привело к модернизации обычных деревянных ложек. В специализированных мастерских по производству музыкальных инструментов начали изготавливать металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Эти ложки применяли как маленькие бубенчики, то есть музыканты держали их в руке и встряхивали ими по мере надобности. Также металлические ложки нашли применение в военных хорах.

Сейчас ложки заняли достойное место не только в ансамблях самодеятельности и оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Техника и приемы игры на ложках

В качестве музыкальных инструментов используют ложки, обладающие высокой прочностью, ярким звучанием. Для игры более удобны ложки с округлыми прямыми черенками.

Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера, плюс к ним еще одна ложка, большая по размеру. От использования ложек разных размеров появляется ощущение того, что звуки чередуются по высоте.

Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.

В некоторых случаях в левой руке располагают три ложки (расходящиеся веером), которые зажимаются между пальцами таким образом, чтобы выпуклости полушарий выходили наружу. Четвертая ложка (большая) засовывается за голенище сапога на левой ноге. Пятая ложка берется в правую руку, ей и производятся удары: скользящий – по трем ложкам, расположенным в левой руке, отрывистый – по большой ложке, находящейся за голенищем.

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.

Используется и другой метод игры на двух ложках: одну ложку нужно держать около приоткрытого рта, тогда полости ложки и рта будут создавать что-то наподобие резонатора. Ударяя другой ложкой, при этом изменяя величину резонатора (закрывая или открывая рот), можно извлекать звуки разной высоты. Хорошо овладев этим приемом, есть возможность исполнять ритмичные мелодии небольшого диапазона.

Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой). Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.

Всякий раз, когда вы берете обычную, повседневную вещь и используете ее в совершенно ином назначении, дети воспринимают это с большим восторгом. Чтобы извлечь звук с помощью ложек, надо знать несколько основных принципов. Чтобы играть на них по-настоящему, вы должны соблюдать ритм. Для начинающих прекрасно подходят чайные ложки из нержавеющей стали.

1 Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2 Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.

4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.

6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.