Примеры егэ по литературе. Подготовка к егэ по литературе с нуля. С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе

Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.

До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

  • Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
  • Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 30
2010 29 57,59 54 313 5 422 240
2011 32 57,15 39 317 5 355 240
2012 32 56,3 46 030 4,8 324 240
2013 32 58,4 44 420 5,6 457 240
2014 32 53,6 235
2015 40 56,9 235
2016 32 235
2017 32 235
2018

Июнь 4th, 2018 risusan7

Тема деревни звучит во многих произведениях русских поэтов, и у каждого из авторов эта тема раскрывается по-своему. С.А. Есенин изображает деревню через призму переживаний лирического героя. В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» поэт показывает деревню, свою малую родину, как самое дорогое воспоминание детства. Эпитетами («ласково и кротко») и олицетворениями («изба-старуха», «ветер крадётся», «ветер шепчет» […]

Май 28th, 2018 risusan7

Пример выполнения задания 16 по творчеству Н.А.Некрасова [ЕГЭ по литературе] No related posts.

Март 8th, 2016 risusan7

Человек, соблюдающий общечеловеческие нормы морали, ведёт праведную жизнь. Так толковые словари определяют понятие «праведник». Праведность определяется жизнью человека, тем, как его будут вспоминать после смерти… Изначально А.И. Солженицын назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника». Старая крестьянка Матрена живёт тяжелой и трудной послевоенной жизнью, как и её односельчане. Она не ощущала себя праведницей, просто […]

Февраль 29th, 2016 risusan7

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» — одно из последних больших произведений писателя. На первый взгляд, Пушкин писал в этом произведении о пугачевском восстании. Но это слишком простое понимание повести. Помимо темы бунта здесь идет речь еще и о большой, светлой и сильной любви. Действительно, великий писатель обратился к истории пугачевского бунта, ранее запретной темы […]

Февраль 13th, 2016 risusan7

Любовь к Дону, Кубани всегда была для Шолохова на первом месте. Описывая природу родной земли, он становился мягким и лиричным. Для него дороги были казаки с их основательностью, любовью к земле и семье. Поэтому семья в романе «Тихий Дон» становится основой жизни народа. Время, изображенное в романе, жестокое и кровавое, потому и ценность этого понятия […]

Январь 20th, 2016 risusan7

Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и […]

Январь 11th, 2016 risusan7

Удивительной личной наполненностью, глубиной и силой воображения дышит каждое стихотворение этой женщины, Поэта (с большой буквы). Для Марины Цветаевой на протяжении всей жизни было характерным романтическое восприятие целостности жизни и творчества. Она, по ее собственным словам, так и осталась «чистым лириком». Цветаева каждой строчкой своих стихов доказывала искренность поэзии. Однажды она сказала, что не верит […]

Декабрь 10th, 2015 risusan7

Наташа Ростова.… Самый романтический и обаятельный персонаж великого романа Льва Николаевича Толстого. Для писателя она стала символом идеальной женщины, олицетворением любви к людям вообще. «Сущность ее жизни – любовь», — писал Толстой. Я думаю, что с ним можно согласиться. Первое впечатление от Наташи, когда мы читаем описание ее именин, оставляет впечатление свежести, энергии, неукротимой радости […]

В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров, один из которых - мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия - литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются - получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует - сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще - просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему - и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать - так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии - нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо - цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

Одним из самых распространенных заданий ЕГЭ по литературе является определение жанра, жанровой специфики. Этот вопрос может встречаться, в заданиях как с эпическим и драматическим, так и лирическим текстами.

В литературоведенье проблема определения жанра стоит особенно остро. Зачастую классическое произведение сочетает в себе признаки нескольких жанровых разновидностей, а большинство теоретиков литературы вообще считают, что гениальные произведения вообще всегда создаются на стыке жанровых форм.

В школьной программе с жанрами тоже не все так просто, хотя бы взять «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. Что это в плане определения жанра? Это повесть, как дают большинство учебников? Или это роман, как это дано в «Кодификаторе»? Что правильно? Что писать в ответе?

В принципе, составители заданий ЕГЭ по литературе прекрасно понимают, что существуют расхождения в теории, разные взгляды, разные подходы, поэтому они стараются избегать таких вопросов. Иногда в ответах по литературе мы можем встретить вариативность, т.е. изначально будут заложено в программу несколько правильных ответов, и мы считаем, что это правильно. Вот, например, каков жанр «Войны и мира» Л.Н. Толстого? Это роман, эпопея, роман-эпопея? Что писать? Думается, что в скором времени эти вопросы вообще исключат из ЕГЭ по литературе, оставив только вопросы с развернутыми ответами.

Однако теорию жанров стоит все-таки знать, потому что и в развернутых ответах одним из критериев является применение терминов для анализа.

Подробный разбор задания № 2 Вы можете посмотреть на видео.

А также мы предоставляем небольшой конспект для решения задания № 2.

Итак, само задание:

2. Укажите специфику жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
Ответ:___________________________.

Как мы уже знаем из задания № 1, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина по роду - это эпос. Соответственно нам понадобится знать эпические жанры.

КОНСПЕКТ

Жанр - это литературная форма существования художественного произведения, разновидность рода. Жанру свойственны определенные художественные характеристики, т.е. критерии по которым жанр выделяют. Для каждого жанра существует свой собственный набор критериев, по которым его выделяют на фоне остальных.

Эпические жанры

Основные эпические жанры - эпопея, роман, повесть, рассказ, басня.

Эпопея (роман-эпопея) - монументальные по форме произведения общенародной проблематики («Война и мир» Л. Н. Толстой, «Тихий Дон» М. Шолохов и др.). Эпопея характеризуется большим количеством действующих лиц, широтой изображения жизни народа в определенную историческую эпоху, торжественной лексикой и величавым тоном повествования.

Роман - это большое эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова и др.

Повесть - это средняя эпическая форма. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман. Например: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя и др.

Рассказ (новелла, очерк, эссе и пр.) - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событий из жизни человека. Это рассказы из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова и др. Рассказ - художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Действующих лиц в нем немного. В рассказе нет подробного описания жизни героев. Обычно писатель изображает поступки, поведение героев во время какого-нибудь важного события. Рассказ занимает немного страниц, но читатели хорошо запоминают героев рассказа, обстановку, в которой они живут и действуют.

Басня - краткий иносказательный рассказ в прозе или стихах поучительного характера. Широко известны басни И. А. Крылова «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська». Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басни состоят из рассказа и морального вывода. Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается). Так как в басне действуют животные, а под ними подразумеваются люди, то в ней используется олицетворение (животные в басне говорят, думают, чувствуют). Аллегория - в переводе с греческого - иносказание - изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: Лиса - хитрый человек; Заяц, ягненок - беззащитный человек; волк - злой, бессердечный человек.

Специфика эпических жанров :

Специфика - это дополнительная уточняющая отличительная характеристика жанра. В зависимости от того, что положено в основу характеристики выделяют:

  • Специфику по художественному методу или направлению: сентименталистская повесть, реалистический роман, романтическая баллада, классицистическая ода и пр.
  • Специфику по характеру содержания: мистический роман, революционная басня, дидактическая (воспитательная) повесть и пр.
  • Специфику по источнику сюжета: историческая повесть, рыцарский роман, фантастический рассказ и пр.

В принципе, применительно к специфике жанра «Капитанской дочки» А. С. Пушкина можно смело говорить:

«Капитанская дочка» - это повесть или роман, а с учетом специфики на основе источника - это историческая повесть или исторический роман.

Вконтакте