Принцип русской матрешки. Когда и как появилась в россии матрешка? фото. Как появилось имя у куклы


Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия : появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила . Он же Фукурокуджу , он же Фукурокудзю разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума:

Русская матрешка:

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

:
Теперь о прототипе матрешки. А был ли ? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума , добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума , не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Русская матрешка:

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

Русская матрешка:

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла . За образец . По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы ):

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»


С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша , несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.

Дошкольникам о русской матрёшке

Русская матрёшка для детей

История матрёшки
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
В другом варианте игрушка представляла собой: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.
После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город
Семенов – древние центры народных промыслов, которым
матрешка помогла стать знаменитыми, и от сюда
названия видов матрешек- сергиев-посадская
(загорская), семеновская (хохломская) и полхов-майданская.

Почему куклу назвали «матрешкой»?
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Из чего делают матрешек. Техника изготовления
За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Делают матрешек из лиственницы, березы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышек для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи, а после росписи – лакируют. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются
контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п.
Сергиев-посадская (загорская)матрешка
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Семеновская матрешка
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски.
Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.
Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.
Вятская (Кировская) матрешка
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку.
Золотистый цвет, в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым, они научились красить её в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают
масляным лаком.
Тверская матрешка
В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей.

Физкультминутки
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
***

(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)
***
Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки.
(хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки.
(топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
(хлопают в ладоши)
***

Загадки про матрешку

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
Матрешка
***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -... Матрешка
***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир.. Матрешка
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Матрешка
***
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... Матрешка.
***
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их кто-то разбросает?!
Матрешка
***
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Матрешка
***
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская … Матрешка

Стихи про матрешку

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
***
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.
А. Гришин
***
В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
Е.Крысин
***
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Р. Карапетьян
***
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Л. Громова

***
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко
***
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Джулия Рум
***
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
***
Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
А. Кулешова
***
Полхов-майданская матрешка
Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
Ольга Киселева
***
Полхов – Майданская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
***
Матрёшки из Сергиева Пасада
Я из Сергиева Пасада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

***
Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Ольга Киселева
***
Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
***
Вятская матрешка
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
***
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
***
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные - предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

История происхождения

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным - сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи - бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России - якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе - нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.

Версия третья - японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».

Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку выточили в Сергиевом Посаде. Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка - прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве - прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…».

В-третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о чём далее будет сказано более подробно.

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом - речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме матрёшки мы поговорим ниже.

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».

Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия - к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница:

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму - фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!».

Традиционный русский сувенир, символ нашей страны матрёшка - совсем молодая игрушка: она появилась лишь немногим более ста лет назад, в 90-х годах XIX века. Однако уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец "национального искусства".

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства (Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина ). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.

Впрочем, в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Возможно, мастер за давностью лет мог запамятовать, кто именно расписывал первую матрёшку. Это вполне мог быть С. Малютин - он в то время сотрудничал с издательством А. И. Мамонтова, иллюстрируя детские книги.Кто придумал матрешку");">*


Первые матрёшки
Музей игрушки, Сергиев Посад

Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века (точно год установить уже вряд ли удастся). В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. Первая матрёшка - девушка в простонародном платье, расписанная гуашью, выглядит очень скромно. Со временем роспись игрушек усложнилась - появились матрёшки со сложными цветочными орнаментами, живописными сюжетами из сказок и былин. Увеличилось и их количество в комплекте. В начале XX века уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 году токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу. В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрёшек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.

Предполагаемый прообраз матрёшки - фигурка Фукурокудзю изображает одного из семи богов счастья, бога ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме, великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он обычно держит посох со свитком.


Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.

Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской - фигуркой святого Дарумы.

В этой игрушке воплощен образ монаха по имени Дарума. Дарума - это японский вариант имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.

Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Это связано с одним интересным ритуалом, существующим по сей день.


Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. На неё загадывают желание, самостоятельно раскрашивая игрушке один глаз. Эта церемония символична: открывая глаз, человек просит у Дарумы исполнения мечты. Весь год Дарума стоит в доме на самом почётном месте, например, рядом с буддийским алтарем. Если в течение года желание сбывается, то в знак благодарности "открывают", то есть раскрашивают и второй глаз Дарумы. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают Дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо Дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых.

Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание.

Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является... неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь-ка! Дарума как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки.

Между прочим, разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. Так, на Руси имели хождение "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея прорабатывается и в фольклоре: помните? - "иголка - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце..."

Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.

Автопортрет Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.


Японская «матрешка». Источник: wikipedia.org

Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.


Первый набор Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org


Дно самой большой матрешки из первого набора. Источник: wikipedia.org

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.