“Проблема благодарности” сочинение. Проблема благодарности. Сочинение ЕГЭ по русскому Проблема выражения благодарности родителям аргументы


Почему нам так дороги близкие люди? Почему их поддержка так значима для нас? Что заставляет нас чувствовать благодарность к ним? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И.Пирогова.

В тексте автор рассматривает несколько проблем, я хочу остановиться на проблеме значимости поддержки близких людей. Автор ощущает себя в долгу перед людьми, которые оказали ему в разные периоды жизни «истинное благодеяние». Он сожалеет, что судьба не дала возможности многих из них отблагодарить. «Самый священный долг» - «долг благодарности моей матери и старшим сёстрам». Во время учёбы «эти три женщины содержали меня своими трудами».

«Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, как много делают для нас близкие.

Я согласна с позицией автора. В трудную минуту мы рассчитываем на помощь близких. И чаще всего её получаем. Их поддержка для нас имеет огромное значение. В художественной литературе мы встречаем много примеров, когда близкие люди совершенно бескорыстно, любя, помогают друг другу. И эта поддержка бесценна. Попробую это доказать.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов попадает в беду. Он проигрывает Долохову 43 тысячи рублей, огромное состояние. Ему стыдно. Он знает, что финансовые дела семьи расстроены. А тут ещё его долг. Но, ему не к кому больше обратиться, кроме отца. Он идёт к графу Ростову и рассказывает ему всё. Отец, конечно, поражён этой новостью, уж очень велика сумма для их семьи. Но он берёт себя в руки, принимая решение перевезти семью в деревню, чтобы сократить расходы и выплатить карточный долг сына. Честь сына спасена. А что стало бы с Николаем, если бы отец не помог ему? Такая помощь бесценна.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в семье Раскольниковых тёплые, нежные, доверительные отношения. С Родионом случилась беда. Он закрылся от мира в маленькой комнатушке, похожей на гроб, запутался в своей теории. Бедствует. Кто помогает ему? Мать и сестра, сами нуждаясь, присылают ему деньги. Когда Дуня вместе с Разумихиным, его другом, узнают о преступлении, которое совершил Раскольников, они не отворачиваются от него. Помогают, пока идёт суд, через Соню поддерживают связь с ним на каторге. И ждут их возвращения, чтобы жить и работать вместе, чтобы помочь Раскольникову начать новую жизнь. Такая поддержка значима для героя, они и Соня помогают обрести Раскольникову надежду на будущее. Что может быть ценнее?

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: нет ничего важнее в жизни, чем умение поддержать близкого тебе человека, протянуть ему руку помощи. В этой поддержке нуждаются все. Давайте ценить её. Она бесценна.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Почему мы, так часто принимая помощь от близких людей, не благодарим их за это? Что мешает нам выразить им благодарность? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И. Пирогова.

В своём тексте автор поднимает проблему благодарности близким людям. Он рассказывает нам о людях, которые оказали ему в жизни бесценную поддержку. А вот отблагодарить он их не смог по разным обстоятельствам. Что называется, остался должен. Самый священный долг «был долг благодарности моей матери и старшим сёстрам».

Когда он учился после смерти отца, эти три женщины содержали его. «Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, почему нам так трудно быть благодарными.

Позиция автора понятна: мы чувствуем благодарность к близким людям, ощущаем себя в долгу перед ними за их поддержку нас в трудные минуты. Но мы не умеем своевременно благодарить, о чём сожалеем потом всю жизнь. Быть истинно благодарными очень трудно.

Я разделяю точку зрения автора. Очень часто поддержку близких людей, особенно в юные годы, мы воспринимаем, как что-то само собою разумеющееся. И только с годами понимаем, насколько она была для нас бесценна. Мы понимаем, что не всем так везёт с близкими. Некоторые не получают этой поддержки. Когда приходит мудрость, бывает, что благодарить уже некого. Вот и накапливаются долги, от которых тяжело на сердце. В художественной литературе мы часто встречаем примеры как благодарности близким, так и неблагодарности. Попробую привести примеры.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» необъяснимую неблагодарность проявляет дочь Настя к собственной матери, Катерине Петровне. Дочь живёт в Ленинграде и уже три года не навещает мать. Она находит себе различные оправдания: работа, погода, ещё успею. Настя, получив телеграмму, где узнаёт, что Катерина Петровна тяжелобольная, гонит от себя мысли о матери. Но всё, даже статуя Гоголя, напоминают ей о её неправильном отношении к близкому человеку, которая так много дала ей в жизни, которая любит её и ждёт. Настя приедет к матери, но будет уже слишком поздно. Она поймёт, что потеряла единственного близкого и родного человека, но будет уже слишком поздно. Откуда такая неблагодарность к самому близкому человеку, маме? Непонятно. Но с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше. Долг, который уже некому оплатить.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» тёплые, доверительные отношения связывают Наташу Ростову с матерью графиней Ростовой. Когда заболеет Наташа после неудавшейся попытки сбежать с Анатолем Курагиным, мать не будет отходить от неё, делая всё, чтобы помочь дочери оправиться от болезни, снова вернуться к жизни. И это не месяц, не два, а целый год. Когда горе ударит по матери, любимого сына Петю убьют в первом же бою, уже Наташа не отойдёт от матери. Теперь она вместе с матерью переживает это тяжёлое горе для их семьи, она постепенно возвращает графиню, которой не хотелось больше жить, к жизни. Это и есть настоящая благодарность. Отблагодарить за добро добром.

Таким образом, мы видим, как значима и бесценна для нас поддержка близких людей. Как нужна она нам в трудные минуты жизни. Нужно благодарить близких за это. Словом, добром. Нужно обязательно быть благодарными, чтобы не сожалеть о неоплаченных долгах всю жизнь.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вариант 13. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы. Текст


(1)Я все чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а еще более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4) На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.
(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6)Я имел твердое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей теще Екатерине, урожденной Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, - как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сестрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сестры принялись за мелкие работы; одна из сестер поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

-(14)Ты будешь, - говорилось, - чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.
(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20) А платье? (21) Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сестры работали; продавались кое-какие остатки, но как до этого доставало - не понимаю. (23) Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крестный отец, Семен Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чем сейчас сожалею.

(По Н.И.Пирогову*)

Примерный круг проблем:


1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

Авторская позиция: Близкие люди поддерживают нас с трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.


2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)


3. Проблема проявления неуважения. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?)


4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему поддержка близких людей так значима для человека?)

Авторская позиция: Умение поддержать близкого тебе человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть в чем-нибудь дает человеку возможность выжить, выстоять, даже в самых трудных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности.

Проблема любви человека к родной земле.

В русской литературе радость и счастье человека, вызванные воспоминаниями или ощущениями от встречи с малой родиной, показаны в стихотворениях очень многих поэтов 19 и 20 века.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья! –

радостно восклицает лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Деревня», испытывая настоящую любовь не только к сельской местности, но и ко всей России.

Картины российской природы, представленные в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, поражают своим великолепием. «Поля земли родной», «снег летучий, серебристый»,

«чета белеющих берёз», «изба, покрытая соломой», «очарование русского пейзажа» бесконечно дороги поэту как приметы России, которую он любит «странною любовью». Ведь именно природа малой родины, по мнению великого русского поэта, помогает человеку забыть все беды и печали и настраивает на оптимистическое восприятие жизни:

Тогда сменяются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Ещё один русский поэт, всеми любимый и сегодня, С.А.Есенин не раз говорил: «Я люблю родину, я очень люблю родину». В своём стихотворении «Письмо матери» он проникновенно пишет:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

В этом стихотворении чувствуется спасительная сила родительского дома, где струится «несказанный свет» и где так прекрасно раскидывает свои «ветви по-весеннему…белый сад».

Всякое ли произведение можно считать произведением искусства?

Невозможно пройти мимо картины И.И.Левитана «Лесистый берег». Нет в ней ничего яркого и удивительного, но притягательность картины как раз в том, что нарисованное художником, творившим в конце 19 века, знакомо, понятно и близко всякому человеку, живущему в России и в наши дни. Художник показал уголок природы нашей Родины, и таких уголков или похожих на них в нашей стране очень много. С такими «лесистыми берегами» у многих людей связаны определённые события жизни, они дороги им как памятные места, где прошло детство, и как часть великой страны, краше которой нет. Вот почему я считаю картину художника Левитана произведением искусства: незамысловатый пейзаж этого живописца вызывает в людях чувство любви к своей родине.

Есть ещё одна картина, около которой можно стоять часами, думая о России и её истории. Это картина знаменитого художника 19 века В.М.Васнецова «Богатыри», где запечатлены былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как хорошо, что есть такие надёжные защитники Отечества, истинные патриоты, для кого не страшен никакой вр аг и кто не дрогнет перед боем, страстно любя тот народ, который доверился ему. И эта картина – произведение искусства: она не только воспевает любовь к Родине, но и побуждает молодых людей задуматься о смысле жизни.

Работы В.Серова наполнены красотой обыденной жизни. Картина «Девочка с персиками» мне ближе других полотен этого известного художника. Героиня картины полна жизненных сил, она испытывает полную гармонию с жизнью, и, считает художник, у неё всё впереди: успехи, встречи и настоящее человеческое счастье. Разве можно отрицать тот факт, что перед нами произведение искусства? Оно о русских людях с их мечтами и возможностями, а значит, оно о счастливой России будущего.

Что есть справедливость?

Человеком, живущим по высшим критериям справедливости, является герой «закатного романа» «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова Иешуа Га-Ноцри. Всю свою жизнь он, любя людей, мечтал и добивался того, чтобы они стали лучше. Он смело говорил «свирепому чудовищу», прокуратору Иудеи Понтию Пилату о том, что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Что такое настоящая благодарность?

В русской прозе проблема благодарности представлена, на мой взгляд, наиболее ярко в рассказе известного писателя двадцатого века А.П.Платонова «Юшка». Очень бедный и больной человек, помощник кузнеца Ефим Дмитриевич (Юшка, как его называли все в маленьком городке) отказывал себе во всём, потому что копил зарабатываемые им деньги, чтобы отнести их в Москву на обучение девочки – сироты, которая не была ему даже родственницей. Он умер по вине злобного человека, так и не познав лёгкой жизни и благодарности за свой жизненный подвиг. Но та девочка, ради которой Юшка жил, стала врачом, вернулась в Юшкин город и начала без устали и бескорыстно лечить таких же больных людей, каким был Юшка. За Юшкино добро она оплатила добром таким же людям, каким был Юшка.

Не менее яркий пример истинной благодарности представлен в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Все жители большой сибирской деревни от души старались сделать что-нибудь хорошее для семьи учителя: кринку молока или сметаны, творогу, брусники туесок принесут, «ребёночка доглядят», дров привезут, «катанки» подошьют, а уж если учитель в гости придёт, ничего не пожалеют, всё, что есть, поставят на стол. Люди испытывали благодарность к учителю не только за то, что он даёт знания их детям, к нему можно было обратиться в любое время суток по любому важному делу: написать сложную бумагу, пожаловаться «на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку». Никого не оставлял без внимания вежливый учитель, всем помогал. И к своей учительской работе он относился ответственно и старательно. Вот пример того, как на добро простые люди отвечают добром, делая это по велению своего сердца.

Как должны относиться взрослые люди и более старшие дети во время войны к самым маленьким?

У А.И.Приставкина есть рассказ «Фотографии» В нём писатель показал очень бережное отношение мальчика-детдомовца к своей маленькой сестричке Людочке. Для героя-рассказчика Людочка – существо хрупкое, беспомощное, болезненное, поэтому её надо оберегать от всех бед и неприятностей. Вот почему, когда приходят известия о гибели самых близких людей, матери и отца, он переживает и плачет один, не показывая своих слёз сестричке. А когда от них отказалась и московская тётя, мальчик достаёт свои и Людочкины фотографии и, настраивая сестру на счастливую жизнь и внушая ей оптимизм, говорит ей: «Нас много». Такие отношения, несомненно, должны быть между всеми близкими людьми.

Надо ли дорожить чувством чести?

В русских пословицах выражено отношение нашего народа к понятию чести: «За совесть, за честь хоть голову снесть», «Честь головой оберегают», «Не кусок пирога, а честь дорога», «Честь дороже жизни», «Честь окрыляет, бесчестье гнетёт», «Честь лучше богатства», «Кто с честью дружит, тот верно Родине служит». По мнению нашего народа, честь – высшее нравственное качество любого человека и её надо свято беречь.

Лучшие герои русской литературы оберегали и оберегают свою честь и честь близких им людей. Таков Пётр Андреевич Гринёв из пушкинской повести «Капитанская дочка», Степан Парамонович Калашников из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова», такой А.С.Пушкин в лермонтовском стихотворении «Смерть поэта» и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю.Лермонтов выразил своё мнение в том, что природа обладает врачующим средством, поэтому человек, который понимает её, находит гармонию с жизнью:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Знаменитый во всём мире художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что «природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему поучиться».

Как человек обязан относиться к окружающей нас природе?

Короткий рассказ В.Астафьева «Костёр возле речки» обращён к совести тех людей, которые, не задумываясь, портят и губят природу России. Показывая порядочных людей, которые по-настоящему озабочены благополучием нашей природы, автор выражает им своё уважение и надеется на то, что их будет всё больше и больше.

Что значит «жить духовной жизнью» в наше время?

Обладал «священным сердца жаром, к высокому стремленьем» Иешуа Га-Ноцри, всеми любимый герой «закатного романа» М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие поколения не только россиян, но и читателей других стран мира поражаются силе духа этого скромного, умного, доброго человека, мечтающего о том времени, когда люди будут счастливы и свободны. Любя людей, этот по-настоящему духовный человек проповедовал им высшие нравственные истины.

Но, к сожалению, в нашей жизни больше бездуховных людей, живущих только для себя, не помышляющих не только о всеобщем добре, правде и справедливости, но и забывающих свои обязанности по отношению даже к очень близким людям. Таким совершенно бездуховным человеком представлена в рассказе современной российской писательницы Л.Улицкой «Пиковая дама» вечная Мур. Внешне почти бестелесная, а значит, и без души, она любит только себя, не знала и не знает никаких высоких человеческих побуждений и чувств. Мур превратилась в чудовище, страшного монстра, способного делать глубоко несчастными своих близких и даже доводить их до смерти.

Надо ли каждому человеку получать образование, то есть изучать науки?

У русского народа есть много пословиц, мудрых изречений, о пользе знаний и науки.

«Знание приобретёшь – не пропадёшь», «От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь», «Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сидит», «Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт», «Тот живет не тужит, кто с наукой дружит», «Наука верней золотой поруки», «Наукой люди кормятся», «Без муки нет науки». Во всех этих и многих других пословицах выражено уважение к образованным людям, которые исстари почитались на Руси, а значит, считалось, что они имеют право «рассчитывать на …выгоды и …пользу» как образованные люди.

В своем знаменитом стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» А.А.Блок тоже считает, что главное для себя человек обязан сделать в молодые годы. А получение хорошего образования – разве не главное для любого человека?

Живи ещё хоть четверть века,

Все будет так. Исхода нет, - пишет он, зная, что если человек ничего не достиг в двадцать пять лет, то уже не достигнет ничего. Молодость – особая пора, она определяет, каким будет человек.

За очень короткий срок своей юности А.С.Грибоедов, умнейший россиянин, знаменитый автор бессмертной комедии «Горе от ума», закончил три факультета Московского университета, в совершенстве знал пять иностранных языков и уже начал писать свои первые литературные произведения. Вот чего можно достичь в молодости при старании в учёбе и желании учиться.

Как образование связано с духовным развитием человека?

Еще А.С.Пушкин, писавший много о духовности, в своём стихотворении «Пророк» показал, как трудно обладать духовностью. Ею обладают лишь те люди, которые испытывают «духовную жажду», «томимы» ею, они видят, слышат и понимают намного больше, чем обычные, они могут повести за собой – «глаголом жечь сердца людей».

В чем заключается смысл человеческого существования?

Проблема смысла и ценностей жизни.

Героиня повести А.С.Пушкина «Дубровский» Марья Кирилловна Троекурова, выросшая в роскоши, уверена в том, что богатство не принесет ей счастья, она умоляет своего отца не выдавать ее замуж за князя Верейского, богатого, старого, нелюбимого человека. Она любит разбойника Дубровского, разделяет его мысли в том, что роскошь утешает одну только бедность; она знает, что будет счастлива только с Владимиром Дубровским.

Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них —«Война и мир» Л. Н. Толстого . Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни.

Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

Может ли война уничтожить человеческое в человеке?

Еще в 1812 году русские солдаты кормили пленных французов, и те выражали им благодарность; а Петя Ростов ухаживал за пленным французским барабанщиком-мальчишкой, солдаты же ласково называли его Весенним, не в силах запомнить его имени. Обо всем этом написал в своем романе- эпопее «Война и мир» великий русский писатель Л. Н.Толстой. Недаром М.И.Кутузов, видя великодушие русских солдат, заявил о том, что такого народа не победить.

Должен ли человек оставаться верным своему слову?

Лучшие герои русской и мировой литературы – люди слова и дела, что подтверждает живучесть и злободневность проблемы верности данному слову не только в России, но и во всем мире. Таков бесстрашный Геракл, герой древнегреческой мифологии, совершивший двенадцать подвигов; и неизвестные артиллеристы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино», которые за Родину «умереть…обещали и клятву верности сдержали …в Бородинский бой»; это и Василий Теркин из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», не побоявшийся «в кромешной тьме» переплыть реку с ледяной водой, чтобы отчитаться: «Взвод на правом берегу, жив-здоров назло врагу!»

Почему простые люди всегда отвергают войну?

Л.Н.Толстого, автора романа-эпопеи «Война и мир». «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах… На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью…пахло странной кислотой селитры и крови,» - вот как описал Бородинское поле после страшного сражения великий русский писатель и мыслитель. Накрапывавший дождик как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» А в душе каждого солдата «поднимался вопрос»: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» «Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными» устрашил даже привыкшего ко всему Наполеона, пришедшего с войной в Россию. Вот оно, сумасшествие тех, кто затеял войну!

Народное представление о войне как о злобной силе показано в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон». Для казаков главная забота и смысл жизни – растить хлеб, считает писатель. «Нам до них дела нету, - рассуждают казаки, узнав о войне. – Они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!» «Милая ты моя…говядинка», - укоризненно качая головой, обращается старик к казакам, уезжающим на первую мировую войну. «Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно. По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь», - так горько повествует о начале войны писатель – гуманист М.А.Шолохов. Человек создан не для убийства, утверждает Шолохов. Тяжело страдает Григорий Мелехов, убивший австрийца с детским лицом. « Меня совесть убивает. … Срубил зря человека и хвораю через него…душой. По ночам снится…», - вот какими мыслями делится он с братом. А встреча с «особой императорской фамилии» вызвала в Григории рой яростных мыслей: «Вот они, на чью радость выгнали нас из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки! Проклятые! Дурноеды! Вот они самые едучие вши на нашей хребтине!.. Оторвали от с емьи, морили в казарме… Сытые какие все, аж блестят. Туда б вас, трижды проклятых! На коней, под винтовку, вшами вас засыпать, гнилым хлебом, мясом червивым кормить!..» Страшна в романе сцена, описывающая «длинную стежку трупов». «Они лежали внакат, плечом к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных». Их было сорок семь русских офицеров в возрасте от20 до 25 лет. «Белокурая курчавая голова…словно ласкаясь, никла к земле… Сосед его справа лежал вниз лицом… на нем не было верхушки черепа… в порожней черепной коробке…светлела розовая вода – дождь налил. За ним в распахнутой тужурке …лежал плотный, невысокий, без лица…Дальше - небрежно собранные в кучу куски конечностей, шмотья шинели, истрощенная мятая нога на месте головы…» Вот она, настоящая картина войны. Разве это не безумие?

Может ли война притупить в человеке способность чувствовать и сострадать? Может ли война сделать человека более бесчувственным?

Общеизвестно, что в блокадном Ленинграде многие люди делились последним, чтобы спасти от смерти порой чужих людей, особенно детей. В своих воспоминаниях «Поломка на линии» о писателе-ленинградце Александре Черняеве другой писатель Кир Булычёв рассказывал как о человеке, которого не изменила война, не смогла притупить лучшие человеческие качества, не вытравила человеческое. Однажды постоянно голодный писатель получил посылку с сахаром и сгущенным молоком и все отдал «малышам в соседней квартире, считая: «Я-то старик…Им ещё жить и жить». Впоследствии сам писатель Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году.

Какая «красота спасет мир»?

А какой пример доброго отношения к людям представлен в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га - Ноцри безгранично добр к людям и сострадает им. Для него нет плохих людей, он каждого называет «добрым человеком». Он прощает и прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который отправил Иешуа на казнь, хотя был уверен в его невиновности; трусость, самое страшное чувство, победило в Пилате. М.Булгаков уверен в том, что жизнь Иешуа дала свои плоды: у него есть верный последователь Левий Матвей, который поведает людям о своем учителе.

Разве можно не проникнуться уважением к простой деревенской женщине Матрене из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» за кротость, старание помочь людям, терпеливость, трудолюбие и всепрощение? Вся ее жизнь – трудная работа на благо государства, не позаботившегося отблагодарить таких же Матрен по всей стране, молодость и зрелые годы которых совпали со страшным испытанием нашего народа – Великой Отечественной войной. Очень больная, Матрена как-то ухитряется выживать и еще старается помогать родственникам, считая себя обязанной быть там, где трудно. И погибла она, пытаясь помочь мужчинам при перевозке части своего дома воспитаннице.

«Какой лексикой насыщена наша речь?»

Еще Д.И.Фонвизин, драматург 18 века, считал, что у тех людей, которые произносят грубые и грязные слова, и душа черная. Такими предстают в комедии «Недоросль» Скотинин и Простакова, отрицательные герои пьесы, люди, недостойные ни малейшего уважения.

Этой же мысли поддерживался знаменитый академик Д.С.Лихачев в своей книге «Земля родная». В главе «Учиться говорить и писать» он говорит, что «самая большая ценность народа – его язык». Академик Лихачев утверждает, что «важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Он также считает, что люди, которые «плюются словами», - в большом количестве используют «жаргонные выражения», трусливы, робки и не уверенны в себе. Словами-плевками они показывают, что им все нипочем, что они выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеются, ничего не боятся.

И как тут не согласиться с утверждением Б.Шефнера, известного поэта: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» Добрые, кроткие слова Сони Мармеладовой помогли убийце Родиону Раскольникову понять свою неправоту и стать на путь раскаяния. Слова Иешуа Га-Ноцри, полные любви к людям, заставили Левия Матвея идти за ним и верить в него, а Понтия Пилата мучатся и после смерти.

Ободренные словами полковника: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали…» - артиллеристы на Бородинском поле «умереть…обещали и клятву верности сдержали…в Бородинский бой». Так об этом написано в стихотворении М.ЮЛермонтова «Бородино». Вот какова сила слова!

Какого человека можно назвать нравственным?

Высшей нравственностью обладал и Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Его отношение к людям полно любви и уважения, он мечтает о том времени, когда всем будет хорошо.

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней) Повесть «Гранатовый браслет»(Желтков – княгиня Вера).

Проблема пагубного влияния человека на природу.

В. Астафьев.Роман «Царь-рыба».В. Распутин.Повесть «Прощание с Матёрой».



В данном тексте, предложенном мне для анализа, ярко выражена проблема благодарности близким людям и чувства долга перед ними. Что же заставляет человека чувствовать себя благодарным по отношению к кому-либо?

Размышляя над этой проблемой, автор пытается донести до читателя, что поистине благодарным человеком быть весьма трудно (1). Также Пирогов - русский хирург, учёный и естествоиспытатель - отмечает, что он «в душе никогда не был неблагодарным», но выражал благодарность там, где она была необходима, крайне редко, о чем теперь сожалеет.

Я аргументирую свою точку зрения отрывком из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», главной темой которого является благодарность ученика к своему педагогу.

Лидия Михайловна всеми способами помогала пережить мальчику страшные времена, она смогла протянуть ему руку помощи, когда это было необходимо. Даже став взрослым, главный герой не забывает о доброте и сострадании своей учительницы и рассказывает о ней в своих сочинениях, таким образом благодаря её.

В качестве второго аргумента я возьму отрывок из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой Петр Гринев отправляется на службу со своим слугой Савельичем, но по дороге их настигает сильная метель, из-за чего они сбиваются с пути. Неожиданно им на помощь приходит мужик, который указывает верное направление, и Гринев решает отблагодарить его, подарив заячий тулуп.

Этот простой мужик, который указал им дорогу, – предводитель крестьянского восстания Пугачев. Далее во время взятия Белогорской крепости Пугачев узнает Петра и отменяет ему казнь. Определенно, это не просто душевный порыв, это благодарность главному герою за услугу, которую он оказал. Впоследствии казак предлагает ему поехать с ним на службу и дарит лошадь и шубу. Несмотря на дурную славу, очевидно, что Пугачев способен на благодарность и на добрые поступки.

Подводя итог, мне бы хотелось поблагодарить автора за возможность порассуждать над данной проблемой, актуальной в любое время. Людям необходимо научиться отвечать добром на добро и замечать хорошие поступки, так как благодарность иногда помогает пережить самые трудные жизненные ситуации.

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.