Проблема сострадания в романе мастер и маргарита. Тема милосердия. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Разделы: Литература

«Я – часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает добро»
Гёте «Фауст»

I. Начало урока. 5 минут

1. Организационный момент.

Урок начинается с установления контакта с учениками. Здороваемся, вспоминаем о прекрасных результатах, которые показал класс на прошлых уроках (композиция романа, система персонажей, судьба Мастера).

2. Вопросы на выявление восприятия.

– О чём роман Мастера?

– Как Иешуа развивает понятие истины?

– Чего боится Понтий Пилат?

– Чему посвящён роман М.Булгакова?

В быстром обмене репликами восстанавливаем основные выводы прошлых уроков: роман Мастера – о Понтии Пилате; понятие истины Иешуа развивает так: никто не может распорядиться его жизнью («перерезать волосок…может лишь тот, кто подвесил»), он верит в силу слова, к истине готов идти при помощи убеждения, слова; Понтий Пилат боится потерять власть (будучи смелым воином, он становится трусом тогда, когда дело касается власти), следовательно, он – несвободный человек; он наказан за трусость, причём наказан бессмертием, муками совести; Булгаков убеждён, что трусость – один из самых страшных пороков; роман посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

3. Формулирование темы урока, его цели и задач.

Коллективно формулируем тему урока, исходя из его главной цели: проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Ставим задачи:

  • что мы сегодня узнаем? (узнаем, почему Мастер не заслужил света; что такое покой; какова стержневая тема романа)
  • чему мы сегодня научимся? (научимся вести диалог, опираясь на первичное восприятие текста, давать личную оценку героям и их поступкам)
  • что каждый из нас сумеет сделать? (каждый попытается выразить своё отношение к вечным темам, затронутым в романе, дать личную оценку).

II. Первичная актуализация знаний. 7 минут

Задача этого этапа урока: выразить оценочные суждения.

Работа с письменными ответами учащихся (проверка домашнего задания). Дома ребята пытались разобраться в вопросе: зачем в роман, посвящённый жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве «нечистой силы»? Даю возможность ребятам выслушать друг друга, поспорить. Основные положения, которые можно выделить в ответах учеников, таковы: Булгаков изобразил жизнь, которую нельзя считать нормальной. Она абсурдна, ирреальна. Если эту жизнь можно назвать адом, то появление в ней Князя Тьмы закономерно. Фантастические картины обнажают действительность, представляют её в гротесковом виде и заставляют ужаснуться тому, мимо чего часто проходят, не замечая.

III. Системная актуализация. 10 минут

Задача: дать возможность учащимся вести учебный диалог, комментировать свои мысли, отвечать на вопросы учителя.

– Кого из героев романа, написанном Мастером, напоминает Маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? Маргарита так же отважна, как Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа.

– Как вернёт она любовь? Люди сделали всё, чтобы разлучить влюблённых, а вернуть Мастера поможет нечистая сила.

– Вспомним, как состоялось знакомство Маргариты с Воландом? Маргарита много месяцев не знает, куда исчез Мастер. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» А подручный дьявола тут как тут. За сведения о возлюбленном Маргарита должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет она эту страшную ночь. Но Мастера нет, и спросить о нём она не может.

– Воланд обещает Маргарите выполнить только одно её желание. Что просит Маргарита? Освободить Фриду. Почему? Она ей обещала. У Маргариты в душе живёт ненависть к гонителям Мастера, но не исчезло милосердие.

– Наверное, человек воспользовался бы промахом Маргариты, но не дьявол. Он должен вернуть ей Мастера. Но ведь он обещал выполнить только одно обещание. Как же быть? Прощать Фриду будет сама Маргарита.В этом есть символический смысл: прощать человека будет человек. А её желание выполнит Воланд.

– И вот Мастер здесь, перед ней и Воландом. Чудесным образом окажется возрождённым и сожжённый роман («Рукописи не горят!») Что хочет подчеркнуть Булгаков этой деталью? (утверждается мысль о бессмертии искусства – это одна из коренных идей романа)

– Чем поражена Маргарита, наконец-то увидевшая своего любимого? Мастер сломлен. Он скажет Воланду, что роман, который ещё недавно был смыслом его жизни, теперь ему ненавистен.

– Обратимся к 29 главе. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей? Дать Мастеру покой.

– А почему Мастер не заслужил света? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Вероятно, Мастер сделал своё дело на земле: создал роман об Иешуа и Пилате; показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком, который либо возвысит и обессмертит его, либо заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретённого бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за своё детище. Может быть, поэтому он не заслужил света?

– А что такое покой? Прибежище для усталой, безмерно измученной души. (Вспомним Пушкина: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…») Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести.

– Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? И да, и нет. Иешуа, который не отступил от истины, заслужил свет, а Мастер – только покой.

IV. Этап усвоения нового материала (10 минут)

Задача этого этапа: формирование у учащихся умения обобщать, делать выводы, используя приём интегрированного решения нескольких задач.

– Поговорим о том, как соотносятся в романе понятия «милосердие», «всепрощение», «справедливость». (Для обсуждения этого вопроса следует вспомнить лексическое значение этих слов, т.к. они кажутся ребятам понятными, но их точное толкование поможет ответить более осознанно).

Выводим на экран:

  • Всепрощение – полное прощение
  • Милосердие – готовность помочь
  • Справедливость – беспристрастное действие в соответствие с истиной.

– Вернёмся к вопросу о соотношении в романе этих трёх понятий. Кто такой Воланд – носитель зла или добра? Воланд – злой дух, должен разрушать и наказывать, а он награждает – в этом загадка романа. Добро невозможно без зла, они всегда рядом. Именно благодаря Воланду возрождается правда. Его справедливость жестока, но без неё у людей не открылись бы глаза. Именно силы зла наделены у Булгакова правом вершить справедливость, т.е. жестоко наказывать за зло и щедро вознаграждать за добро. Воланд – исполнитель «грязной» работы. А Иешуа проповедует милосердие и всепрощение. Он верит в человека и говорит о том, что нельзя на зло отвечать злом. Справедливость несёт наказание. Милосердие даёт возможность самому искупить вину. Надо уметь прощать, нельзя вечно носить в душе обиду. В мире должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью. Как часто мы прощаем тех, которых не следует прощать, и осуждаем тех, кто заслуживает прощения.

– Приходим к выводу: Воланд – зло, которое необходимо для существования добра.

Вспомним эпиграф романа Гёте, который послужил эпиграфом и для нашего урока: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Ради торжества истины иногда приходится разрушать и строить вновь («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»).

V. Завершающий этап урока. Обобщение, подведение итогов. 0 минут

Задача: финальные выступления учащихся, комментарии учителя.

В связи с определённой потерей темпа урока, вызванной утомлением учащихся, несколько меняю «сценарий» урока: ученики как бы «разбирают» роли: одни высказывают собственную точку зрения, другие выступают в роли критиков, третьи – эксперты, оценивают ответы товарищей.

– Наступила пора подводить итоги разговора о романе М.Булгакова. Вернёмся к тому, с чего начинали знакомство с героями – к вопросу о том, что такое истина.

На экране – картина М.Чюрлениса «Истина» (на фоне лица человека – горящая свеча и летящий на пламя мотылёк. Он погибнет, но не может не лететь на свет).

– Кого из героев романа напоминает вам этот мотылёк? Иешуа Га-Ноцри – знает, чем грозит ему желание говорить только правду, но иначе вести себя не может. И наоборот – стоит струсить хоть один только раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.

– Какова же стержневая идея романа? Идея внутренней свободы человека, который при любых обстоятельствах должен поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он несёт добро – и пусть его не понимают, но свобода, истина превыше всего, они бессмертны.

– Почему роман заканчивается сценой, связанной с не таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный? Как и у Иешуа, у Мастера есть последователь Покидая этот мир, Мастер оставляет в нём человека, который прекратил заниматься поэзией, стал сотрудником Института истории и философии.

– В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Бездомный – эта фамилия говорила о неприкаянности души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь. Знакомство с Мастером переродило этого человека. Теперь именно он может нести слово истины в мир.

– Итак, в чём же заключается истина? В торжестве добра, милосердия, всепрощения. Эти три качества, взаимосвязанные друг с другом, делают человека красивым. Эти три качества и есть сама красота.

В заключение читаем фрагменты из главы 32 – о Воланде и его спутниках, которые покидают Москву. Строки эти заканчивают разговор о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

VI. Домашнее задание, оценки за работу на уроке. 3 минуты

Письменная работа-размышление «Что есть добро и зло» (на литературном материале или по жизненным впечатлениям).


Как определить, что справедливо, а что нет, если у каждого человека свои представления о хорошем и плохом, верном и неверном, честном и бесчестном? Всякий считает, что уж он-то точно заслуживает высшей справедливости, включающей признание всех заслуг, всемирную славу, несметное богатство и мучительную смерть для всех врагов. Но отдельно взятый человек не способен установить справедливость – все его оценки будут субъективны, а для справедливого решения необходима определенная доля отстраненности.

Кто же обладает нужной долей отстраненности, кто может выступать в роли судьи Соломона? Не простой человек уж точно – считает Булгаков. Его скептицизм по отношению к возможности человека справедливо решить чью-то (даже свою) судьбу прослеживается в самом начале романа. Воланд, разговаривая с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах, говорит следующее: «А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай!».

Его иронический тон подчеркивает, что это просто смешно – полагать, что справедливость в руках человека. Он для этого слишком мелкая сошка, которая живет меньше века и не может заглядывать далеко вперед, действую сообразно грядущим историческим процессам.

Вся жизнь обыкновенного человека – бестолковое хождение по замкнутому кругу «дом – работа – театр – ресторан – дом». Ярким примером таких людей могут служить члены МАССОЛИТа. Писатели и поэты, выразители надежд и чаяний эпохи, люди, по определению тонко чувствующие и понимающие жизнь, гоняются за путевками на отдых, квартирами, премиями, пишут только то, что точно опубликуют и не встают из-за стола в ресторане Дома Грибоедова. Доверили бы вы таким людям управление справедливостью? Сомнительно.

Один писатель из всех упомянутых в романе отличается от остальных. Это, конечно, Мастер. Его, однако, нельзя назвать обыкновенным человеком – хотя бы потому, что он сам себя признает сумасшедшим. А сумасшедшие, как известно, видят жизнь совершенно под другим углом – возможно, под тем самым, под каким становится видна справедливость.

Если развивать эту мысль, отклонение от нормы дает больше возможностей для действительной справедливости. Развитие событий в романе дает понять, что того же мнения придерживался и Булгаков: достаточно обратить внимание на судьбу Маргариты. До встречи с Мастером она жила с человеком, которого не любила, и вовсе не собиралась уходить. Справедливо ли это по отношению к ней самой, к мужу, к возможным детям, которые родились бы без любви? Нет. Гораздо больше справедливых поступков Маргарита совершила, став ведьмой: например, помогла Фриде.

Кто же открыл Маргарите глаза на то, что справедливо, а что нет? Безусловно, Воланд. Вот он – носитель высшей справедливости в романе. Именно к нему обращается Левий Матвей с просьбой дать Мастеру «покой», замечая, что света он не заслужил. Назвать его обыкновенным человеком не повернется язык: обыватели не завтракают с Кантом и не ходят в сопровождении говорящих котов. Воланд – кульминация необыкновенности.

Таким образом, Булгаков высказывает очень интересную и нетипичную точку зрения по вопросу справедливости: она принадлежит не простым людям, а исключительно избранным. Впрочем, подобные взгляды для поддерживавшего монархистов Булгакова не так уж необычны, он всецело разделял идею о преимуществах неограниченной власти монарха и метафорически высказал ее в своем романе.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение по произведению на тему: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г. Доброва, приведу ее полностью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражает. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе дальше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."

Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый профессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом?

Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие".

bulgakov/master_i_margarita_30/

К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?

Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

2. Столкновение двух миров.

3. Сила убеждения Иешуа.

4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

5. Позднее раскаяние.

6. Победа справедливости и милосердия.

2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

1. Воланд и его свита.

2. Кого и за что наказывает Воланд?

3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?

4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?

5. Функция Князя Тьмы в романе.

3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

1. Что такое истина?

2. Судьба Мастера.

3. Достоин ли Мастер Иешуа?

4. Эволюция образа Ивана Бездомного.

5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

1. История любви Мастера и Маргариты.

2. Мотив соблазна.

3. Маргарита в борьбе за свою любовь.

4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.

5. В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования - 1 этап.

2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.

3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4 этап - вывод, итоги исследования:

1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".

3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности.

4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".

5 этап - подготовка макета презентации и буклета.

6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.