Проблема в произведении тургенева два богача. Анализ стихотворения в прозе «Два богача» (Тургенев И. С.). Особенности крестьянской семьи

Это маленькое произведение Тургенева, входящее в цикл стихотворений в прозе, должно быть охарактеризовано по жанру как притча-рассуждение. Притча — это краткий рассказ-иносказание поучительного характера, написанный в аллегоричной форме. Жанры притчи и басни близки, тем более их следует различать. Сближает жанры наличие морали или поучения, однако притча содержит философское обобщение, мудрое суждение о жизни, из которого мы извлекаем для себя поучение. Басня же, также несущая в себе меткие наблюдения, умные обобщения, остроумные суждения, отличается в большей мере житейской мудростью, поэтому имеет мораль.

Стихотворение-притча «Два богача» особенно тем, что в нём присутствует образ автора, обычно в лирике принимающего роль лирического героя. Обратите внимание, что авторский голос и его суждение обрамляют собственно притчу — разговор мужика и бабы. Возможно, для того чтобы растрогать читателя великодушием простого человека, этого разговора было бы достаточно. Однако тогда мог ускользнуть истинный смысл всего произведения, поскольку его цель и глубже по своей идее, и шире. Тургенев, начиная стихотворение, уже создаёт основание для достижения этой цели. Говоря о Ротшильде, автор употребляет два выражения: «громадные расходы» и «целые тысячи»; в первом случае слово «громадные» относит нас в недоступный мир богача Ротшильда, слово «целые», употреблённое Тургеневым без иронии, приведено с целью подтвердить, какое большое значение имеют тысячи Ротшильда для другого мира — бедных и обездоленных.

Что же есть у мужика и бабы, берущих к себе сиротку? Из имущества — разорённый домишко, состояние их жизни — полная нищета. И тем не менее мужик убеждает бабу взять девочку Катю, сознательно отказывая себе даже в самом необходимом. Отсюда заключительную фразу Тургенева («Далеко Ротшильду до этого мужика!») можно понимать следующим образом: во-первых, великодушие обоих резко различается, так как Ротшильд, пусть совершая благое дело, жертвует малой частью своего состояния, в то время как мужик готов отдать всё, что имеет. Во-вторых, в случае с Ротшильдом доля душевного участия в жизни других невелика по сравнению с властью денег, поэтому и люди живут в разных мирах, а бедные крестьяне могут предложить только душевную заботу, что объединяет мир крепче любого богатства.

Позднее творчество Ивана Тургенева включает назидательные стихотворения в прозе. Они относятся к лиро-эпическому жанру, так как соединяют в себе важные составляющие эпоса – сюжет, структуру и лирики – четкую позицию автора, его чувства. Тургенев в произведениях подымает важные проблемы человечества, рассуждает о морали, указывает на пороки общества, и в то же время восхищается простыми добрыми поступками.

«Два богача» - стихотворение в прозе, которое можно сравнить с притчей или басней. Здесь так же есть назидательность, ярко выраженная мораль в конце.

Начинается миниатюра с того, что рассказчик приходит в умиление от поступков некого богатого человека по фамилии Ротшильд. Он обладает огромным состоянием и жертвует «целые тысячи» на нужды больных, образование детей, уход за стариками. С одной стороны автор действительно считает поступок Ротшильда достойным, однако внимательный читатель сможет уловить легкую иронию в словосочетании «целые тысячи». Что значат для богача эти несколько тысяч? Они никак не ухудшат его материальное положение.

Вслед за Ротшильдом рассказчик вспоминает об одном бедном семействе крестьян. Они живут крайне бедно, но приняли в свой дом племянницу, которой больше не к кому было идти. Автор показывает, что это решение не было для них простым. Баба пыталась образумить своего мужа, ведь прокормить еще «один рот» в их семье будет крайне сложно, тогда даже соль станет для них роскошью. Чем будем похлебку солить – вопрошала баба. На что мужик отвечал с юмором и грустью – «А мы ее … и не соленую…» Такой простой ответ так много рассказал об этом человеке, готовом терпеть лишения ради других.

Он понимает, что доставит хлопоты своей жене, но не может отказать бедной девочке в доме и хлебе.

В стихотворении Иван Тургенев рассказывает о благодеянии двух людей: Ротшильда и бедного крестьянина. Первый тратит много денег, и поэтому его деятельность удостоилась похвалы тысяч людей. Его благотворительность у всех на виду. Поэтому он получает взамен славу. Второй сделал на первый взгляд незначительное добро – приютил бедную девочку. Взамен он не получил ни славы, ни одобрения. Ведь даже жена на него немного обижена. Однако то, что племянница получила шанс хоть и на бедную, но приличную жизнь – заслуга этого мужика.

В стихотворении в прозе сравниваются разные виды богатства – материальное и душевное. Богач Ротшильд тратил много денег, но никого не осчастливил лично. Небогатый крестьянин отдал частичку своей души новому члену своей семьи.

Произведение Тургенева «Два богача» - высокоморально и заставляет читателей задуматься о настоящих ценностях.

«Что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование» - так писал по­эт и критик П.В. Анненков об уникальном сборнике ли­рических зарисовок И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

На склоне жизни, в 1882 году, великий русский писа­тель И.С. Тургенев этим сборником небольших философ­ских произведений подводит своеобразный итог раз­мышлений о жизни, о себе, о творчестве, о соотношении разума и чувств, их борьбе и столь редко встречающемся единении.

Во всех 83 маленьких философских зарисовках автор действительно приходит к уникальным духовным про­зрениям, на склоне жизни видит ту мудрость и простоту, на которые не всегда способны люди более молодые, еще не стоящие на пороге вечности.

Обратимся к некоторым стихотворениям, в которых, как кажется после их внимательного и вдумчивого про­чтения, единство разума и чувств писателя отражается в идеях, нравственных выводах, пафосе произведений.

Стихотворение «Два богача». И.С. Тургенев расска­зывает о бедной крестьянской семье, живущей в убогом домишке, но несмотря на это принявшей к себе сироту- племянницу. Автор преднамеренно не называет имен ге­роев. Читатель так и не узнает ничего из их прошлой и будущей жизни, но один поступок из настоящего многое говорит проницательному читателю. Писатель смог в не­скольких репликах передать характеры мужа и жены, их отношение друг к другу, к жизни. Решается вопрос о том, брать или не брать Катьку-племянницу в дом, где, скорее всего, множество своих детей. Баба пытается от­говорить мужа: «…последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить…». От­сутствие соли в доме - безусловный показатель бедно­сти, начало различных болезней, да и просто без соли еда невкусна. Но ведь голод все-таки не грозит, семья не го­лодает. И весомые, казалось бы, аргументы жены разби­ваются о спокойный вывод мужа: «А мы ее… и несоле­ную». Многоточие, стоящее после слов бабы, говорит о том, что она привела далеко не все доводы и, может быть, уже не первый раз заводит этот разговор. Тогда можно было бы поставить многоточие и в начале ее слов. С дру­гой стороны, разговор этот бессмысленный, все равно возьмут они сироту в свой дом, девать девчонку некуда. И говорить не о чем.

Чрезвычайно важно, что ни баба, ни мужик не реша­ют каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вме­сте в радости и в горе. Последнее слово и решение, как и полагается, за мужчиной, но он понимает, что не только на себя взваливает заботы и хлопоты по воспитанию си­роты - жене его тоже несладко придется, да и родным детям придется считаться с наличием еще одного рта в семье. Поражает мягкая настойчивость, звучащая в сло­вах мужика: он не кричит, не повелевает, он признает, что быть по-другому просто не может: нельзя оставить сироту одну, без помощи, поддержки, оставить без семьи. Вот оно, уникальное сочетание природного крестьянско­го разума, осознающего всю ответственность поступка, и трепетного сочувствия к сироте, оставшейся без под­держки и опоры. Если бы во всех современных семьях было такое единение разума и чувств супругов, скольких бед, потрясений и проблем можно было бы избежать, сколько счастливых детей было бы на свете.

Поступок семьи сравнивается с благодеяниями Рот­шильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»: автор отдает дань его щедрости - не всякий богач захочет делиться. Но отдать последнее способны единицы. Это люди широкой русской души, добрые, терпеливые, воспринимающие милосердие как естественное человеческое состояние. Поэтому И.С. Тур­генев неумолим в своем выводе относительно щедрости Ротшильда: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Таким образом, можно сделать вывод: И.С. Тургенев смог подняться до высочайших нравственных прозрений в области духовности. Одно из его открытий заключается в том, что он всем нам, его потомкам и почитателям творческого гения, просто, кратко и ясно сказал о том, что жить нужно в полной гармонии разума, который бу­дет предостерегать и оберегать от необдуманных поступ­ков, и чувств, которые согреют душу и сердце, не дадут совершиться подлости, не позволят оставить без защиты слабого и одинокого.

Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник «Посмертное», затем написал на латыни Senilia, что означает – «Стариковское». Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название «Стихотворения в прозе».

Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры

Сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – «Два богача» . Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.

Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых» . Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об «убогом крестьянском семействе» . которое принимает в свой «разоренный домишко» сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.

В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.

Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.

Характерно, что оба говорят «мы» . осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.

Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений «Два богача».

Сочинения по темам:

  1. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...
  4. Года два спустя на Пантелея Еремеича Чертопханова обрушились всевозможные бедствия. Первое из них было для него самое чувствительное: от него...

План
В в е д е н и е
«Стихотворения в прозе» - размышление о сущности человеческой жизни.
Основная часть
Сопоставление щедрости Ротшильда с крестьянским семейством, принявшим племянницу.
Заключение
Стихотворение позволяет задуматься над собственным отношением к жизни.
И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях...». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.
В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.
Данное «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни.