Проблема внутренней и внешней красоты человека. Внутренняя, истинная красота человека - аргументы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Аргументы к наиболее часто встречающимся проблемам:

1.Влияние природы на душу человека. Бережное отношение к природе:

1. В романе - эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь: её окрыляет увиденное. Она чиста и прекрасна.

Не только читатель любуется искренностью Наташа, но и сам автор ею восхищён.

2. Перу М.М.Пришвина принадлежит немало произведений, и все они посвящены природе. В сказке-быль "Кладовая солнца" автор высказал свои сокровенные мысли

О взаимоотношении человека и природы: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни". Только в гармонии с природой человек

Способен постичь смысл жизни.

3. В сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" главный герой призывал всех жить по правилу: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок-

И сразу же приведи в порядок свою планету". Если бы каждый житель Земли жил по этому правилу, то наша планета, наша природа была бы в полной безопасности.

4. У знаменитого поэта 20 века Эдуарда Асадова есть цикл стихов, посвящённый животным. Главными героями этого цикла являются медвежонок, гуси, тигры, орлы, комар и многие-многие другие братья наши меньшие.

Особенностью этих стихов является то, что все герои этих произведений наделены чувствами: они переживают, тоскуют, грустят, защищают ближних. Поэт говорит нам, что и животные имеют душу, и человек не имеет

Право распоряжаться судьбами других, пусть и животных, и об этом он говорит в "Стихах о рыжей дворняге":

Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце-чистейшей породы!

5. Главный герой произведения Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей! Егор Полушкин кажется странным, неприспособленным к жизни. И работы постоянной не имеет, и семью прокормить не может.

Даже простую канаву под канализацию выкопать прямо не может. Прораб лично верёвочки натянул. Егор работал с азартом, но прораб оказался недоволен, потому что вокруг муравейника канава делала аккуратную петлю. Не мог Егор нарушить жизнь простого мураша. Егора не понимали люди, а вот природа...принимала. И когда выпало ему великое счастье- стать лесником, душа Егора словно очнулась, проснулась от великого сна. И продолжит дело отца его сын, воспитанный на истинной любви к природе.

6. В.П.Астафьев: "Природа- не только источник жизни. Она и воспитатель души".

2.Проблема неизбежности научного и технического прогресса. Проблема ответственности учёных за свои открытия:

1.Центральный образ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Е.Базаров занимается наукой, медициной, но, при этом, бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство.

"Нигилизм" Базарова, его стремление отвергать духовные ценности, приводит героя к мировоззренческому кризису и неизбежной смерти. Человек, занимающийся наукой обязан заботиться и

О своём духовном развитии.

3. Роль семьи в формировании личности:

1. В романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" одной из важнейших нравственных ценностей является роль семьи в формировании личности. В семье Ростовых

Взаимоотношения строились на искренности и доброте, доверии и честности, поэтому и дети- Наташа, Николай, Петя - стали по-настоящему хорошими людьми,

Способными на героические поступки во благо своей семьи, друзей, Родины.

В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль- безнравственные эгоисты.

2. В повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" наставления отца, его личный жизненный пример помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным,

Верным себе, долгу, любви. Именно нравственные принципы помогли Петру Гринёву спасти Машу Миронову.

3. В рассказе Ю.Яковлева "Он убил мою собаку" мальчик Сашка очень полюбил бродячую собаку. Она, как считал он, его понимала и была настоящим другом. Но родители Сашки

Не могли ни принять ни понять такой любви. И отец убил собаку, выстрелив ей в ухо. После этого Сашка "Просто отвечает на его вопросы" Почему взрослые не могут понять, что

Дети имеют право на свои чувства и свою привязанность. К сожалению, Сашке не повезло со своими родителями, они были слишком эгоистичны, чтобы понять своего сына.

4. Проблема отцов и детей:

1. В предисловии к своему произведению "Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери написал, что посвящает его взрослым:"Ведь взрослые сначала были детьми, только мало

Кто из них об этом помнит". Конечно, если бы взрослые помнили, что были когда-то детьми, то и проблем "отцов" и "детей" стало гораздо меньше.

2.Почету -то часто взрослые считают, что дети не реагируют на то, какие взаимоотношения царят между родителями. Анхель де Куатье в своём произведении "Маленькая принцесса"

Говорит о том, что ребёнок бывает заложником родительской лжи. Машенька неизлечимо больна раком от того, что родители постоянно лгут. Они не любят друг друга, и

Они сохраняют семью только ради дочери. Машенька же понимает это, она слышит их мысли и решает дать шанс родителям разобраться в себе. Это её драгоценный подарок. Для неё дороги оба: и мама,

И папа, она не сможет выбрать, а значит ей лучше уйти, умереть. Но как только родители начали говорить правду, пытаются разобраться в чувствах- Маша выздоравливать.

3. В стихотворении в прозе Тургенева "Воробей" мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки. Воробей не испугался животного больше и сильнее себя. Только от того, что он защищал свою семью.

5. Развитие и сохранение русского языка:

1. Чувство гордости за свой народ, свой язык проявилось в стихотворении в прозе И.С.Тургенева "Русский язык", в котором автор восторженно восклицает: "...ты один мне

Поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...Данное произведение является гимном русскому языку. Необходимо ответить, что язык

Литературных произведений самого И.С.Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный.

2. Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда "История государства Российского", в одной из публицистических статей определяет роль русского языка,

Сравнивая его с гордой, величественной рекой, которая "шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчивается". Русский язык-душа русского народа.

3. Слово. Какую огромную силу имеет всего лишь одно слово. Оно может ранить, заставить заплакать, простить, подарить надежду... К сожалению, далеко не каждый человек придаёт весомое значение своему слову. А ведь ещё наши предки

Говаривали: "Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь". Нам необходимо учиться управлять своими словами. Учиться у таких великих мастеров как И.С.Тургенев, И.Бунин. Известный поэт Э.Асадов призывает нас:

Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!

6. Проблема утраты духовных ценностей. Проблема нравственного выбора:

1. В рассказе Ю.Мамлеева "Прыжок в гроб" родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем.

Похороны- страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишённый сострадания, живущий только своими интересами. Умирает, заживо похороненная

Екатерина Петровна, но ещё раньше умерла её сестра с братом, умерли духовно, в тот момент, как только эта мысль пришла им в голову.

2. Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина "Татьяна Ларина" была верна своему супружескому долгу и данному слову. Она отвергает чувство тайно ею любимого Онегина.

Татьяна - олицетворение искренности и нравственной силы.

3. Судьба героя рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека" Андрея Соколова очень трагична. Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен,

Известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

Андрей имеет нравственный стержень.

4. В рассказе Е.И.Носова "Кукла" поступок Акимыча, на первый взгляд, кажется совершенно непонятным: увидев куклу, над которой кто-то "цинично и жестоко глумился",

Хоронит как человека. Копает яму, как настоящую могилу, стелет охапку сена на днище ямы... Но его поступок кажется странным только на первый взгляд. Акимыч фронтовик и

Истерзанная кукла напоминает ему искалеченных людей, но главное в том, что сегодня мы видим истерзанную куклу- подобие человека-а завтра можем не заметить

И самого человека. Ведь равнодушие начинается с малого.

5. В романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые поступки отражаются

На его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. При всех "прелестях" жизни Дориан одинок: у него

Нет семью, любимого человека рядом, даже настоящих друзей. Его обуял страх, страх за свою тайну молодости и страх смерти. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим.

7. Проблема утраты связи с отчим домом, связи поколений:

1. В рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма" Настя живёт яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Она устраивает судьбы других людей,

Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. Оборвалась связь поколений, и эта утрата невосполнима.

2. Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" пренебрежительно относится к своим "старикам", отрицает их нравственные устои,

Не принимает их желание подольше побыть рядом со своим Енюшкой...и умирает от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает

Трагедию тех, кто оторвался от "почвы", от традиций своего народа. Только родной дом, родные люди способны принфть, научить и простить.

8.В жизни всегда есть место подвигу. Героями не рождаются, ими становятся, даже в мирное время:

1. Подвиг совершается не только в годы войны. Подвиг- это бескорыстный поступок ради и воимя других. Именно так поступил Данко, герой рассказа

М.Горького "Старуха Изергиль". Он освятил путь людям светом своего сердца. Люди вышли из непроходимых лесов. Данко погиб, спасая других.

9.Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих):

Только испытавший одиночество знает, что это такое. У М.Шолохова есть замечательный рассказ "Судьба человека". В нём повествуется

О трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Андрей Соколов знает, что такое одиночество. Однажды он встретил

Мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку

Силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

10.Проблема истинных и ложных ценностей. Проблема разрушающего влияния денег, нравственное падение:

1. Образ помещика Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности,

Без остатка поглощённый страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин

Просто потерял человеческий облик. Чичиков при первой встречи не мог понять, кто перед ним: "Мужик или баба".

2 . И.Бунин в рассказе "Господин из Сан-Франциско" показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его кумиром, смыслом жизни.

Но когда американский миллионер умирает и возвращается обратно в трюме, то оказывается, что подлинное счастье, истинный смысл жизни был совсем

Не в богатстве. Его помнили и почитали ровно столько, сколько он был жив, как только он умирает- о нём все забывают.

11. Проблема верности своим убеждениям:

1. Герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Петруша Гринёв остался верен своим убеждением несмотря на то, что это

Угрожала его жизни. Он не отказался от присяги, не отказался от своей любимой Маши Мироновой, за что и заслужил

Уважение у своего врага - Емельяна Пугачёва.

12. Роль книги в становлении личности. Проблема влияния книги на судьбу человека:

1. В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" главный герой Родион Раскольников совершает страшный грех: он разрешает

Себе убить человека ради теории. Возрождение Родиона Раскольникова, его раскаяние происходит благодаря Евангелие, которое

Впервые он увидел у Сони.

13. Проблема нравственного дол га:

1 . Один из героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" сказал, что у каждого человека есть своя звезда. Каждый человек

Стремится к своим идеалам, но основаны они должны быть на нравственных принципах.

2. В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял - не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. "Что могу, что могу..." - горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?

14.Проблема соотношения внутренней и внешней красоты:

1. В Рассказе А.П.Платонова "Юшка" рассказывается о помощнике кузнеца, который был совсем неприглядным, ребятишкам

Было позволительно обижать Юшку, взрослые им пугали. И только после его смерти односельчане узнали его имя, фамилию

И отчество, а главное, что этот человек воспитывал сироту, давал ей образование. И эта девушка стала врачом и лечит больных.

Так на вид совершенно неприметный человек имел очень доброе сердце. Внутренне Юшка прекрасен.

2. Иван Васильевич, герой рассказа Л.Н.Толстого "После бала" был влюблен в Вареньку Б. и восхищался её отцом- полковником.

Полковник был очень красив внешне: подтянут, строен, аккуратен, хорошо двигался и производил самые приятные впечатления.

Но, увидев его после бала, в момент, когда он отдавал приказания о наказании беглого солдата, уже не казался столь

Красивым. Внутреннее уродство затмило внешнюю красоту и...погасило любовь к Вареньке.

3. У К.Г.Паустовского есть произведение под названием "Золотая роза". В нём рассказывается история парижского мусорщика Жанна Шамета.

Когда-то он служил солдатам, затем заботился о дочери командира Сюзанне. Через много лет они вновь встретились, Сюзанна была несчастна и Шамет

Решил подарить ей золотую розу на счастье. Много лет он собирал золотую пыль и сумел отлить золотую розу. Жаль об этом не узнала Сюзанна.

И сделать это совершенно бескорыстно.

4. Именно в классической литературе мы встречаем немало примеров, когда настоящими героями, носителями истинных нравственных ценностей становятся те, кто не обладал

Безупречными внешними данными, отличной фигурой. Ведь в жизни человеку необходимо взаимопонимание, поступки. Вот и в сказке-шутке Э.Асадова "Девушка и лесовик"

Мы убеждаемся в том, что душевная красота намного привлекательнее внешней: Леший,леший// А вроде, пожалуй,не так и плох!/

15. Проблема поиска смысла жизни (счастья в жизни). вера в свои силы:

1. Летчику Алексею Маресьеву из повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке" только вера в свои силы и мужество

Помогли выжить в сложнейшей ситуации и впоследствии вновь вернуться в свою эскадрилью. Он доказал всем,

Что надо до конца верить в себя, не плыть по течению судьбы.

2. В рассказе В.Г.Короленко "Парадокс" Ян Залуский не имел от рождения рук, но зарабатывал на пропитание не

Только себе, но и вполне здоровым родственникам.При этом не жалел денег и для нищих. Он считал, что

"человек создан для счастья, как птица для полёта". Ян нашёл свой смысл в жизни.

3. Образ Обломова из одноимённого романа И.Гончарова-это образ человека, который только хотел. Он хотел

Изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось

Сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. Человек не должен

Только хотеть, человек должен верить в свои силы и действовать, тогда и придёт успех.

4. Есть поэты, которых помнят, любят, носят в своих сердцах целые поколения. К таким поэтам относится Эдуард Асадов.Его светлая поэзия помогает понять, что есть жизнь и что главное в этой жизни.Стихи он писал всюду. Эдуард Константинович Асадов-

Участник Великой Отечественной войны. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года он был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась..., но только не для Асадова. Что потом? Литературный институт имени Горького. Учёба, работа,

Семья, поклонники и много стихов, воспевающих любовь, жизнь, доброту, милосердие. Ни это ли для всех нас является примером подражания и восхищения?!

5. Что такое счастье? На эту тему можно рассуждать бесконечно, потому что категория счастья для каждого своя: кто-то счастлив в семье, а кто-то в работе. Кому-то для счастья нужны миллионы, а кто-то считает, что "не в деньгах счастье". Наиболее

Верную формулу счастья, по-моему, вывел знаменитый поэт Э.К.Асадов:

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

6. У Михаила Александровича Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че-ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата Андрея Соколова, ко-торый во время Великой Отечественной войны потерял всех родных. Однажды он встре-тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по-ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

16.Роль музыки в жизни человека:

1. Главный герой повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант" Петрусь родился слепым. Только через музыку он познавал жизнь.

И именно музыка помогла ему выжить, стать по-настоящему талантливым пианистом. И главное- создать семью.

Музыка одержала победу, потому что сын Петруся родился совершенно здоровым.

2. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то-нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы-шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста-ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

17.Проблема сохранения исторической памяти (культуры):

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёв рассказывает о том, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван

Чугунный памятник на могиле Богратиона. в конце 60-х в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить.

18.Проблема взаимоотношения власти и личности:

1. В романе Е Замятина "Мы" говорится о том, как Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом, отобрав

Даже имя. "Нумера" живут по общему распорядку, достаточно рационально, но... бунт неизбежен, потому что каждый человек- это личность.

Герои романа Е.Замятина уходят за Зелёную стену, они хотят быть свободными.

2. Судьба известного писателя А.И.Солженицына совершила резкий поворот в годы Великой Отечественной войны:командуя батареей, он пишет письмо своему другу, в котором

высказывает критические замечания в адрес Сталина.И...арест на 8 лет, лагерь, поселение, реабилитация лишь в 1957 году и "нутряная Россия". Власть не могла позволить

личности себя критиковать. Для власти судьба одной личности ничего не значила.

19.Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей:

1. Профессор Преображенский, герой повести М.А.Булгакова "Собачье сердце", задумывает своеобразное соревнование с природой.

Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческих органов.

В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, Полиграф Полиграфович Шариков,

Наглое и опасное для человечества. Учёный должен понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным

Вторжением в жизнь.

В русском языке существует пословица: «по одёжке встречают, по уму провожают». Действительно, при знакомстве с человеком мы в первую очередь обращаем внимание на его внешность, костюм, прическу, и уже затем прислушиваемся к тому, что и как он говорит, какой уровень знаний и духовного развития демонстрирует. Часто бывает так, что первое впечатление обманчиво. Человек может быть невероятно красив снаружи, но его внутренний мир окажется отвратительным и неинтересным.

Бывает и с точностью до наоборот. Что же важнее: внешность или душа? Именно проблему соотношения внешней и внутренней красоты рассматривает в данном тексте русский писатель-прозаик и журналист Ю. М. Нагибин.

Автор излагает свои рассуждения о понятии красоты, её познании и роли в жизни человека. Он четко разграничивает красоту внешнюю и внутреннюю. В его понимании внешняя красота бездуховна, она прикрывает «опустошенность, даже уродство». Совсем иные взгляды писателя на красоту внутреннюю. Для него это «нечто высшее, несущее нравственную силу». Именно она характеризует человека как личность, составляет его сущность, отражает лучшие его качества, демонстрирует духовное богатство.

Позиция Нагибина однозначна: внешность не имеет никакого значения, истинная красота отражается во внутреннем мире человека, и лишь она представляет собой ценность, ведь только внутренняя красота «озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее».

Мне близка точка зрения автора. Действительно, наружность человека не играет большой роли, так как мы ценим его не за правильные черты лица и стройное тело, но за взгляды на жизнь, поступки, характер – проявления внутренней красоты.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий пример. Вспомним произведение О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главный герой данного романа – Дориан Грей, юный аристократ, чья безупречная внешность стала идеалом многих. Изначально его помыслы были чисты и целомудренны, но, познакомившись с приверженцем гедонизма Генри Уоттоном и попав под его влияние, молодой человек стремительно меняется, превращается в эгоиста и преступника. Внешне Дориан все так же прекрасен, но его внутренний мир мрачен и бездуховен. Все уродства души Грея отражались на портрете, написанным для него художником Бэзилом, а сам Дориан оставался молодым и привлекательным. Но портрет не давал ему покоя, показывая истинный облик его души. В конце концов Грей уничтожил изображение и умер безобразным стариком, картина же обрела свой первоначальный вид.

Не менее убедительным примером, иллюстрирующим данную проблему, является стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Автор описывает обычную маленькую девочку, чья внешность довольно непривлекательна: «рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы». Но приковывает взгляд к ней совсем не внешняя невзрачность, а искренняя чувства и эмоции: «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся, и девочка ликует и смеётся, охваченная счастьем бытия». Ей неведомы зависть, ненависть, злость. Заболоцкий уверен, что «младенческая грация души» поможет ей выстоять против жестокого мира, где ценится лишь яркая наружность.

Таким образом, внешний облик человека не всегда соответствует внутреннему содержанию. И каждый должен решить для себя сам, что ему важнее – красивая оболочка и пустота внутри или же неказистая наружность и духовная чистота.

В данной подборке аргументов перечислены основные проблемы, касающиеся красоты, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Примеры из литературы, расположенные по заголовками с формулировкой проблемы, помогут выпускникам собрать необходимый материал, который выручит в решающую минуту. Все аргументы можно скачать в таблице, ссылка в конце статьи.

  1. Самый популярный и известный образ женщины, чья красота видна в ее поступках и душевных переживаниях – Тургеневская девушка. Она очень женственная, может быть некрасива на первый взгляд, но есть в ней что-то особенное и неуловимое. Такие героини много читают и даже иногда уходят от реальности. Но при этом они сильные духом и жертвенные, до такой степени, что готовы пожертвовать своей жизнью, и, зачастую, они сильнее любого героя-мужчины. У Тургенева даже есть известное (стихотворение!) в прозе — «Порог», в нем женщина вместо мужчин приносит себя в жертву и отрекается от всего. Другие подобные героини более привычны нам, потому что написаны в прозе, это, например, – Ася , молодая девушка из одноименной повести Тургенева . В отличие от взрослого и опытного героя, она не боится своих чувств и идет к ним навстречу, не боясь обжечься. В этой страстности, силе и эмоциональности заключается наивысшая красота.
  2. Произведение Шарлотты Бронте названо в честь главной героини – Джейн Эйр . В этой девушке есть неуловимая притягательность, христианская чистота и, главное, сила, с которой она переживает болезни, голод, бедность и любовные потрясения. Внешне она незаметна, особым изяществом и грацией худенькая сирота из приюта, где детей били и морили голодом, не отличалась. Однако в ее большом и добром сердце всегда находилось место для чужих людей, которым она с радостью помогала и посвящала всю себя. К примеру, героиня преданно любит искалечившегося мистера Рочестера и исцеляет его своей лаской. В конце произведения она обретает счастье и любовь, которые выстрадала и заслужила.
  3. В то время как современники Шекспира писали сонеты «как под копирку», восхищаясь в девушках одной внешностью и делая из них каких-то неживых кукол, поэт решил высмеять все эти шаблоны в своем 130 сонете . Он начинается со слов «ее глаза на звезды непохожи…». Автор показывает нам обычную девушку, которая не блещет красотой, она просто живая и настоящая. Шекспир показывает нам, что творчество — это не только что-то возвышенное, но и что-то приземлённое, близкое обычному человеку. В своей избраннице он увидел не шаблонный лоск светских гостиных, а богатую натуру, которая духовно близка ему. В этой близости он и увидел подлинную красоту, а не ложь напыщенных сравнений.

Несоответствие внешней и внутренней красоты

  1. Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал девушку, которая была так же красива, как и отвратительна характером. Это Элен Курагина. Именно она соблазнила Пьера Безухова, человека, совершенно ей противоположного как внешне, так и внутренне. Поговаривали, что чуть-ли не родной брат польстился на нее. Своей красотой она умела ловко пользоваться, ей ничего не стоило вытянуть огромные суммы из своего несчастного мужа, шантажировать и надсмехаться над ним. И есть одна важная деталь, которая говорит нам об Элен. Лев Толстой считал детей счастьем и высшим благом, в конце произведения дети появляются у героев, пришедших, по мнению автора, к счастью и верному пути. Но когда Элен замечает свой округлившийся живот, то не радуется ему, а пытается избавиться, а это, по Толстому, страшный грех. Такой человек недостоин ребенка и счастья, которое он приносит. Смерть Элен описана скупо, персонаж просто выводится из романа.
  2. В Есенинском стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь» нам показан похожий на Элен образ распутницы. Девушка, любовь которой «сгорела» и угасла, влюбляет в себя других и прощается с ними без сожаленья. Есенин не ругает ее, ведь сам ведет схожий образ жизни. Порок легкомысленности в стихотворении — это легкий укор, а точнее разговор автора с самим собой. В нем автор разграничивает привлекательность и истинную красоту, которая проявляется в душе и уме, а не в показной страсти.
  3. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» полностью посвящен проблеме красоты и ее ценности. Главный герой Дориан хоть и обладает внеземной красотой, но его поступки и слова говорят о духовной нищете. Он доводит до самоубийства девушку, ходит по притонам и в конце произведения решается на убийство. Он пытается все исправить, но в этом видятся лишь тщеславные мотивы. Он сберег тело, но погубил душу. Поэтому смерть сбрасывает маску, и перед обществом предстает не светский щеголь, а безобразный старик, погрязший в пороках.
  4. Влияние красоты на личность

    1. Способность видеть красоту вокруг говорит о внутренней красоте человека. Ярким примером является Андрей Болконский из романа-эпопеи Толстого «Война и мир» . Именно в момент душевного просветления он видит природу и небо, «Бесконечное небо». Герой чувствует, что все вокруг «пустое», человеческая жизнь и счастье в семье, доме, умении прощать и любить. Таким образом, прелесть пейзажа оказывает на личность целебное влияние. Она помогает осознать истинные ценности, развить эстетическое чувство и заглянуть вглубь себя.
    2. Любовь к родине помогает Блоку видеть ее своеобразную красоту. В стихотворении «Россия» поэт говорит о «разбойной красе», когда вокруг все нищее, серые избы и расхлябанные колеи. Он чувствует неуловимый взгляд, слышит «песню ямщика», и в этом видит всю Россию. Прелесть пейзажа, недоступная многим глазам, способствует пониманию характера родной страны, ее народа и истории.
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности.
  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика.
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу.

Аргументы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир” . В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание – княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина – глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир» . Человека делает прекрасным гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты. В романе Л.Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не обладали внешней красотой. Автор хотел донести до читателя мысль о том, что физическая привлекательность с годами исчезает, а внутренняя красота остаётся в человеке навсегда. Толстой постоянно напоминает о внешних недостатках Кутузова, но тем сильнее проявляется его внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армией - это олицетворение «добра, простоты и правды». Поддерживая Андрея Болконского в трудный для него момент, связанный со смертью отца, Кутузов находит нужные слова: «…помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь, а я тебе отец».

3. Л.Н.Толстой «Война и мир» . Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

4. А.Платонов «Юшка» . Внутренняя культура – это истинная ценность. Такова основная мысль рассказа А.Платонова «Юшка». Главный герой – это простой, безобидный человек, который не ответит на хамство хамством, не огрубевший в чёрством мире, а противостоящий своей доброте. Всю жизнь Юшку били, оскорбляли и обижали. Но он никогда не проявлял злобы к людям, старик видел в издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Жил он любовью к природе, людям, а особенно любовью к Даше, к сироте, которую он вырастил, выучил в Москве, отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучала его долгое время. Но, к сожалению, было уже поздно. Юшка умер. И только после смерти люди поняли, каким человеком был старик и как он много для них начил.

5. А.И. Солженицын “Матренин двор” . У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание – ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена – человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.

В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственности является эстетическое чувство .

Мальчик-звезда в начале сказки пристает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья» (1, 476).

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» (1, 477).

Но красота и беспредельная власть принесла ему только зло, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким» (1, 466). Из-за своей жестокости герой этой сказки становится уродом: душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать - это, в конце концов, находит отражение на его лице: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» (1, 479).

Толчком к исправлению как душевному очищению становится отвращение к собственной безобразной внешности. Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

В «Мальчике-звезде» наиболее ярко показано писателем соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен, но все становится на свои места - в наказание у него забирают самое ценное - красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться - и его тело становится прекрасно, как его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По-иному он рассматривает ее в сказках «День рождения Инфанты» и «Счастливый Принц».

«Центральной идеей сказок О. Уайльда говорит Т. Кривина, - является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится Карлик («День рожденья Инфанты»), как и Соловей («Соловей и Роза»), но жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее, некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Тема самопожертвования

Тема самопожертвования - центральная для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, отдав бедной швеи рубин со своей шпаги, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото - а свою красоту: «Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр. - Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» (1, 373).

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены: «И повелел господь ангелу своему: - принеси мен самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

Правильно ты выбрал, - сказал господь. - Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» (1, 373).

Без награды за свою жертву остаются Соловей («Соловей и Роза») и Карлик («День рождения Инфанты») - розу, за которую отдал свою жизнь Соловей, разочарованный отказом Профессорской Дочери, Студент просто выбрасывает. А маленький Карлик, танцуя для прекрасной внешне и ужасной внутренне Инфанты, не выдержав отчаянья от собственного уродства, погибает просто на полу замка, где танцевал. Но, чем выше жертва и Соловья, и Карлика, тем ниже, безобразнее, рисует Уайльд и бездушную Инфанту, и слишком рационального Студента. Именно на основе контраста писатель показывает прекрасный внутренний мир своих героев и безобразие внешней действительности.

Выводы к разделу

Итак, данный раздел был посвящен анализу проблематики сказок Оскара Уайльда. Анализируя сказки, мы пришли к таким выводам:

1. Очень ярко в сказках писателя представлена проблема соотношения героев и внешнего мира. И, выделив такие сказки, как «Молодой Король», «Преданный Друг», «День рождение Инфанты», мы пришли к выводу, что часто внутренний мир героев - мир романтических иллюзий - рушится от столкновения с реальностью. Эти сказки - своеобразное предупреждение, в них - укор и критика жестокого реального мира.

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней в сказках «Мальчик-звезда», «Счастливый Принц», «День рождения Инфанты». Суть этого соотношения в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.