Происхождение матрешки. Мифы и реальность. Когда и как появилась в россии матрешка? фото Кто изобрел матрешку

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой. Русская матрёшка

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.

«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Русская матрёшка. Архитектурная роспись

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.


Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

О благоприятном влиянии ауры животных на ауру человека и ауру человеческого жилища известно давно. И не только в связи с увлечением Фен-шуй. Наши первобытные предки стали одомашнивать животных без специальных знаний, движимые исключительно инстинктами и интуитивными ощущениями. И, конечно, не только прагматичные цели преследовались: кошек приручали не только для ловли мышей, а собак – для охраны дома, была в этом и энергетическая потребность.

Животные, как и любое живое существо, удивительные создания природы. Каждое – неповторимо и уникально по своим внешним данным, своему характеру, привычкам, предпочтениям. Животные радуют наше восприятие своей красотой и грацией. Они ублажают нашу душу уникальным общением с существами такими непохожими и в то же время в чем-то похожими на нас. Наша разность дает нам возможность учиться особенному бессловесному общению: на уровне мысленного общения, чувственным путем и посредством обмена энергиями, которые есть в каждом из нас.

Известно, что одни животные влияют на человека, отдавая нам свою положительную энергию, другие – забирая негативную. Похожий обмен энергиями происходит и внутри дома: из проблемных зон животные забирают энергию Ша или наполняют ослабленные зоны энергией Ци. Так животные гармонизируют ауру дома и ауры всех, живущих в нем.

Условно выделяют 3 типа биоэнергетического обмена: взаимодействие, сброс, вампиризм.

  • Биоэнергетическое взаимодействие – это взаимный обмен положительной энергией между человеком и животным, благоприятный для обеих сторон. Правда, поскольку биополе животного более мощное, то считается, что биополе человека как бы погружается в биополе животного, и в результате – человек больше получает, чем отдает.
  • Биоэнергетический сброс – явление одностороннее, когда человек “сбрасывает” свой негатив животному, для которого это не разрушительно.
  • Биоэнергетический вампиризм – тоже односторонне явление, когда человек подпитывается энергией от животного, ничего не отдавая ему взамен, что тоже не опасно для животных.

В последнее время все чаще говорят об анималотерапии – лечении биоэнергией животных. Этот вид терапии заслужил много хороших отзывов и по своей эффективности, и благодаря тому, что процесс лечения приятен и не имеет никаких побочных эффектов.

Целительная сила такой терапии объясняется очень просто. В процессе развития цивилизации человек, к сожалению, утратил связь с природой и потому самовосстанавливающие процессы в организме не работают, как было задумано природой. Животные, как существа, никогда не теряющие мощную связь природой, являются для человека своеобразным связующим лучом с природой, что помогает человеку именно природным путем поправить физическое или психическое здоровье и восстановить функционирование всех процессов в организме.

Присутствие любимого животного в доме способствует росту жизненной силы. Животные с точки зрения Фэн-Шуй приносят активную янскую энергетику в помещение и жизнь хозяев. Хотя разные животные по-разному влияют на энергетическое поле дома.

Причина плохой энергетики в доме – отсутствие животных.

Присутствие в доме домашнего животного сделает ваш дом одушевленным даже в ваше отсутствие. А поэтому, положительная энергия будет присутствовать в доме постоянно.

Как сделать так, чтоб дом наполнился положительной энергетикой?

Шкуры убитых зверей, а тем более чучела животных и птиц относятся к мёртвой материи и образуют дурную энергию, поэтому их НЕЛЬЗЯ держать в квартире.

Кошки.

Кошки по праву считаются самыми сильными биоэнергетическими источниками для человека и его жилья. Главная направленность биополя кошки – снимать отрицательную энергетику, тем самым, возвращая здоровье и силы организму человека, гармонию и уют в дом. Именно неся эту свою миссию, кошки любят лежать на гепатогенных зонах, местах скопления энергии Ша, точках пересечения магнитных меридианов земли, на тех участках тела человека, которые нездоровы или ослаблены. Кошек можно назвать энергетическими санитарами для человека и его жилища. А еще можно сказать, что кошки – экстрасенсы.

Говорят, что кошки способны видеть призраков, прочие силы астрального мира и способны защитить от них своих хозяев. Терапевтическое влияние кошек считается уникальным. Кошачья биоэнергия снимает головную боль, в том числе и мигрень, лечит воспалительные процессы, способна нормализовать давление и пульс, стабилизирует работу всех систем нашего организма. Общение с кошками сравнимо с психотерапевтическими сеансами, помогает при одиночестве, депрессиях, стрессе, бессоннице, снимает усталость и раздражительность. Кошка лечит хозяев и сохраняет в доме покой и порядок.

Гладить кошек полезно для улучшения работы желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы. Кошачьи коготки равнозначны “иглоукалыванию” – они также раздражают рефлексогенные зоны, улучшая кровообращение и чувствительность в них. Считают, что кошачье мурлыканье, исполняемое на частоте 4–16 Гц, положительно отражается на иммунитете.

Благодаря исследованиям ученых Берлинского института геронтологии биоэнергетические способности кошек ассоциируют с “живой водой” или эликсиром молодости, поскольку исследования показали, что владельцы кошек живут в среднем на 10,3 года дольше, чем остальные люди. Лучшее место в доме для кошки дальний угол комнаты, из которого хорошо видно все пространство, включая входы и выходы. Находиться постоянно рядом с кошками очень полезно.

Если у вас дома есть кошка, то она приходит на помощь когда вам плохо, снимает отрицательную энергетику и возвращает вашему организму способность полноценно работать.

Свободолюбивые кошки всегда самостоятельно очищают помещение. Они безошибочно находят источник негатива, добровольно забирают энергию Ша на себя и перерабатывают ее в Ци.

Кошки – это отличные индикаторы отрицательной энергии. Они самостоятельно найдут все энергетически проблемные места в вашем доме, нейтрализуют отрицательную энергию и преобразуют ее в положительную. Согласно фэн-шуй, кошки являются маленькими копиями тигров, которые по китайскому учению, символизирует защиту от агрессии темных сил.

Кошка сама найдет свое место. Не надо ее принуждать – из этого все равно ничего не получится. Тем более что источник Ша может постоянно перемещаться, а с ним будет перемещаться и кошка.

Кошка – загадочное животное, которое вызывает у людей различные эмоции. В Древнем Египте кошка была священным животным, сегодня же – это утешение и радость для многих любителей природы. Взаимоотношения кошки и человека вызывают споры представителей разных культур, существуют противоположные точки зрения на то, какую энергетику несет кошка.

С одной стороны, это животное, которое несет положительную энергетику, заряжая человека радостью и жизнью. С другой – это существо, которое выбирает только геопатогенные участки, находит себе место в самых плохих местах дома. В прошлом наши предки старались впустить кошку первой во вновь приобретенный дом. Сейчас кое-где эта традиция осталась.

Кошка является своеобразным охранником жилища от негативной энергии, может лучше всех договориться с домовым и любой нечистой силой, чтобы они не причиняли вред хозяевам.

Кошку можно назвать своеобразным фильтром, который собирает отрицательную энергию и переводит ее в положительную. Животные с точки зрения фэн-шуй приносят активную янскую энергетику в помещение и жизнь хозяев. Но не каждое животное оказывает позитивное влияние на обитателей дома.

Наиболее явным проводником космической энергии является кошка. Внешнее спокойствие сочетается с осторожностью и постоянной готовностью защитить себя и свое пространство. Ни одного движения кошка не делает просто так. Каждый шаг, каждое движение этого животного наполнено смыслом.

Кот постоянно следит за порядком в доме, ищет, где плохо, где нужно очистить пространство и кого из членов семьи необходимо поддержать. Кошки хорошо видят призраков, прекрасно чувствуют магнитные поля и колебания земли. Так что вне всяких сомнений кошки - прекрасные экстрасенсы. Кошка может прекрасно справиться с существами из астрального мира и защитить своего хозяина от отрицательной энергии.

Кроме того, кошка может отвести беду от дома и уберечь хозяина даже от смерти. Нельзя обижать или наказывать кота без причины. Кто ударил кошку без вины, обязательно получит травму.

Любая кошка, будь то ваш домашний любимец или дворовой обитатель, пытается снять негатив с окружающих или предупредить человека о чем-то.

Если кошка перебежала дорогу “из полы”, то можете продолжать дорогу смело, она полностью сняла беду. Если кошка была серая - она спасла вас от потери вещи, пестрая - от потери денег, белая - от смерти и черная - от колдовства. А вот если кошка перебежала дорогу “в полу” - за пазуху, то лучше не идти туда, куда вы собирались, т.к. ей не удалось вас полностью защитить, она сумела только предупредить вас.

Хочу отметить, что кошка в квартире должна быть одна. Если вы держите двух кошек, то никакой астральной и энергетической защиты от них не ждите, они будут заняты только собой. Кошка способна общаться с человеком телепатически, может отслеживать своего хозяина в энергетическом пространстве, даже если он находится на далеком расстоянии.

Собаки.

Биополе собак воздействует иначе. Собака, в отличии от кошки, не снимает негативную энергетику, а подкачивает положительную. Собакам нужно сбросить собственную энергетику или они лопнут от собственной наполненности.

Собак можно сравнить с биоэнергетическими аккумуляторами, и они как раз нуждаются в том, чтобы время от времени отдавать накопленный позитивный заряд вовне, не испытывая при этом какого бы то ни было дискомфорта. Собака повышает жизненный тонус своих хозяев, дает им заряд активности, радости, поднимает настроение.

Биоэнергетика собак помогает в лечении неврозов, истерий, при профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Прогулки с собакой – отличное средство от гиподинамии, а значит, способствует предотвращению инсультов и инфарктов. Есть и такое интересное наблюдение – общение с собакой делает человека более уравновешенным, уверенным в себе, общительным.

Лучшее место для собаки у входа, чтобы на входе усиливать потоки положительно заряженной энергии Ци. Постоянно находиться рядом с собакой не следует, особенно в минуты отдыха и релакса – положительная энергия, которая идет от собаки, должна быть строго дозирована, иначе есть опасность перенасыщения, что уже не полезно.

Собака – преданный друг, который принесет в твою жизнь спокойствие, гармонию и избавит от беспокойства. Но только в том случае, если он сам не агрессивен. Злобная собака сведет на нет любые усилия стабилизировать обстановку в доме, особенно бойцовской породы. Так что положительно на Ци влияют только добродушные и веселые песики. Для того, чтобы в доме всегда царили взаимопонимание и покой, нужно завести милого, доброго и преданного щенка.

В противовес кошкам, собаки боятся тонких сущностей и нечисти. Если она начинает метаться по квартире, прятаться и дрожать от страха, это верный признак того, что кто-то из непрошенных гостей забрел в вашу квартиру.

Для того, чтобы в вашем доме энергия собаки была активной и приносила пользу, необходимо правильно ее содержать. Для этого нужно приучить ее к определенным местам. К примеру, если ваш пес полюбит диван, на котором вы часто сидите или спите, это поспособствует привлечению любви в дом, а так же избавит хозяина от бессонницы или ночных кошмаров. Специалисты в области фэн-шуй рекомендуют не держать собак в проходах, коридорах и в местах наибольшего скопления Ша – в туалете, в ванной и в кладовке им не место. Если им необходимо выделить место для сна, то пусть это лучше будет ваша комната или гостиная.

Собака обычно выступает сторожем, отпугивающим вредные сущности. Ее лай, как любой резкий и громкий звук («выстрел» яньской энергии), разрушительно действует на сгустки негативной энергии и информации. На этом же принципе основаны хлопушки и фейерверки в Китае, которые были изобретены для отпугивания злых духов(аналогично действует крик петуха).

При хорошем отношении собака будет служить своей бескорыстной преданностью хозяину и с отвагой и храбростью защищать дом, пополнять запасы хорошей энергией своей заряженной положительной энергетикой.

Что касается собак, то они общаются на ментальном уровне (на уровне мыслей). Они могут транслировать свои мысли человеку и заставлять его мыслить так же. Трансляция эта происходит независимо от нашего желания. Собаки имеют способность передавать свой характер человеку. С ними нужно быть осторожными, т.к. в момент сильного раздражения и злости они способны “проклясть” хозяина. Собака должна знать свое место и спать в коридоре или на кухне, тогда она занята охраной и не будет влиять на энергетику человека. Если собака постоянно пачкает в доме, это значит, что она сигнализирует хозяевам, что не любит их или ей не нравится здесь жить. В таком случае лучше всего отдать собаку другим хозяевам. Когда собака любит хозяев, то у ее владельцев растет количество исполняемых желаний.

В противовес кошкам, собаки боятся тонких сущностей и нечисти. Если она начинает метаться по квартире, прятаться и дрожать от страха, это верный признак того, что кто-то из непрошенных гостей забрел в вашу квартиру. Отрицательным является и тот факт, что негативные сущности могут вселиться в собаку (особенно если она черной масти). Это очень серьезная ситуация и справиться с ней тяжело.

Если человеку не хватает уверенности в своих силах, то собака будет для него лучшим выбором. Если говорить о совмещении, то кошки и собаки могут прекрасно уживаться друг с другом и в энергетическом, и в физическом смысле, главное, чтобы территории этих животных были разделены.

Рыбки.

Биоэнергетика рыбок и аквариума как единого живого организма направлена на гармонизацию пространств – внутреннего мира человека и внешнего мира помещения. Рыбки способствуют созданию атмосферы покоя, умиротворенности, успокаивают, уравновешивают, стабилизируют настроение, здоровье, психику.

Аквариумная жизнь – это как мирок в мире, наблюдение за вечным движением рыбок, водорослей, воды располагает к раздумьям, философским размышлениям, нейтрализует агрессию, снимает внутренние напряжения, дискомфорт. Наблюдение за плавающими рыбками очень хорошо и достаточно быстро восстанавливает душевное равновесие.

Аквариум в доме – резервуар необычайной, неиссякаемой жизненной энергии. Очень полезно держать рыбок гиперактивным и легковозбудимым людям, холерикам, склонным к неврозам, страдающим бессонницей – это уравновешивает внутреннее самоощущение и общую атмосферу в доме. Кроме того, аквариум создает здоровый микроклимат в помещении, что, безусловно, полезно для здоровья в целом. Аквариумы необходимо ставить в спальнях, кабинетах, зонах отдыха.

Рыбки в аквариуме способны исполнять желания и привлекать счастье в дом. Кроме того, они могут избавить от бесплодия и защитить от порчи, а также могут привлечь еще и денежную удачу.

Содержание рыбок в домашних условиях и всего лишь простое наблюдение за плавающими рыбками в аквариуме, помогает сбросить стресс и накопившееся напряжение за весь рабочий день. По сути, наблюдение за рыбками в аквариуме это уже процесс непроизвольной медитации и релакса. Ко всему прочему дополнительные монотонные звуки водяных фильтров, фонтанчиков, аэрации и т. д. помогают в полной мере ощущать эти процессы. Журчащая вода, как и другие инструменты влияния на энергетический баланс, обладает комплексным действием для создания гармоничной энергетики вашего дома.

Место для аквариума, рыбок и растения нужно выбирать в соответствии с естественными природными условиями, благоприятными для их жизнедеятельности. Ни в коем случае не рекомендуйтесь советами доморощенных псевдо-знатоков фен-шуй, обращайтесь по этому поводу к опытным аквариумистам и специальной литературе.

В первую очередь помните, что сбалансировать количество рыбок в аквариуме на длительный срок невозможно. Они будут размножаться и подвергаться естественному отбору, как и в любом природном мире, коим является аквариум. Поэтому подбирайте рыбок и растений для аквариума исходя из естественных их природных свойств. Они в любом случае вознаградят вас за ваши старания.

Прекрасным средством гармонизации пространства служат рыбки. Они создают гармоничную атмосферу в помещении, подпитывают энергетику человека и даже способны восстанавливать энергетику внутри чакр в зависимости от цвета.

Аквариум с рыбками является очень мощным средством фэн-шуй. Но использовать его нужно очень аккуратно, желательно предварительно посоветовавшись с мастером, так как неправильное расположение аквариума в пространстве способно не привлечь денежную удачу, а наоборот способствовать потере денег.

Птички.

Птица – хороший знак для дома. Согласно фэн-шуй, любая птица с крупным оперением – символ красного феникса.

Птиц называют генераторами информационно-энергетических потоков. Их главная функция активизировать мозговые процессы, стимулировать творческие способности, удовлетворять эстетические потребности. Считается, что птицы не позволяют хозяевам замыкаться в себе, а потому предотвращают состояния депрессии, меланхолии, апатии.

Биоэнергетика птиц делает людей наивнее, восторженней, простодушней, можно сказать – возвращает им лучшие переживания детства, удерживая их от консерватизма, угрюмости, пассивности. Биоэнергетика певчих птиц – особенная. Птичьи трели мягко и бережно воздействуют на психику человека и способны “испарять” даже тяжелую энергетику. Активное бойкое поведение птиц и их веселый жизнерадостный нрав невольно влияют на характер и настроение хозяев, формируя в них активную жизненную позицию и оптимистичное мировосприятие.

Конечно, по терапевтическому воздействию птиц нельзя сравнить ни кошками, ни собаками. И, тем не менее, биоэнергетика птиц тоже дает ряд терапевтических эффектов. Это профилактика любой формы депрессии, восстановление после нервных расстройств, нормализация желудочно-кишечных процессов при гастрите и язве желудка. Сеансом терапии будет и просто наблюдение за птицами, и слушание их пения. Считают, что мерное, ритмичное воркование волнистых попугайчиков снимает сердечные перебои и облегчает боли в сердце. Лучшее место для птиц в доме – у окна, на входе энергии Ци.

Согласно древним легендам птицы привлекают полезные потоки информации, использовав, которые можно изменить свою жизнь.

Птиц рекомендуется держать там, где бы не было слышно ее пения и щебета в то время, как вы будете отдыхать или спать. Если же клетку с птицей поставить в спальню, энергия этого домашнего питомца будет действовать на вас негативно: вы станете суетливыми, беспокойными, болтливыми да и к тому же преисполнитесь гордыни.. Лучшее место для птиц – гостиная и кухня.

Птицы являются генераторами информационного поля. Если вам не хватает информации и вы живете уединенно, то птица окажет Вам неоценимую услугу. В условиях урбанизации и огромного потока информации я бы не советовала заводить птиц, особенно если в семье есть дети.

Общение с птицами приводит к глупости, болтливости, непослушанию и чрезмерной гордыне. Энергетически птицы не уживаются ни с кошками, ни с собаками. И дело не только в том, что кошки будут охотиться на пернатых. Птицы способны разрушать энергетическую защиту, создаваемую этими животными. Птицы уживаются только с рыбками или земноводными, однако это грозит для хозяев перенапряжением психики, чего не хотелось бы испытывать в и без того трудное время.

Черепаха.

По феншуй черепаха – это символичное животное, ее называют небесным образом Вселенной. Для китайцев черепаха символизирует саму Вселенную: панцирь – небесный свод, брюхо - земля, а черепашье долголетие олицетворяет вечность времени.

С точки зрения энергетики считается, что черепаха является гармоничным соединением двух энергий – Инь (отрицательно заряженная нижняя часть панциря) и Янь (положительно заряженная верхняя часть панциря). Биоэнергетика черепахи несет мощную небесную поддержку и защиту, наполняет умы мудростью, тело долголетием и стимулирует к неуклонному движению вперед.

Черепаха, можно сказать, примером собственного существования, подсознательно способствуют выработке в человеке важного жизненного принципа: сосредоточение на главном и размеренное, последовательное, спокойное продвижение обязательно приведет к достижению цели. Это самый счастливый талисман феншуй, а если это не статуэтка, а живое существо – тем более.

Черепаха приносит в дом семейное благополучие и изобилие. Кроме того, она способствует личностному развитию и активному движению к цели. Чтобы энергия черепахи положительно воздействовала на вас и ваш дом, ее следует поместить в северной части помещения. В террариум можно положить монетку. Этим вы максимально усилите привлечение денежных потоков.

Черепаха учит мудрости. Способствует постоянному движению вперед и умственному развитию. А еще она помогает сохранить семью в состоянии всеобщей любви и взаимовыручки.

Она создаст покой, уют и наполнит Ваш дом энергией мудрости и неуклонного движения вперед. Черепаха и рыбки прекрасно дополняют друг друга и хорошо уживаются вместе, неся гармонию своим хозяевам.

Грызуны.

Домашние грызуны, которых традиционно заводят в доме – это кролики, хомячки, морские свинки, декоративные крысы, в последнее время стало модно держать белку.

Иметь в качестве домашних питомцев грызунов рекомендуют неуверенным в себе людям – как ни удивительно, но считается, что грызуны способствуют повышению самооценки своих хозяев.

Биоэнергетика грызунов снижает тревогу и агрессию. Тактильный контакт с этими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру и тем самым снимает все нервные напряжения, усталость, переутомление. Беззащитность маленьких грызунов развивает в характере чуткость, внимательность, осторожность, воспитывает бережное отношение к жизни, прививает чувство ответственности.

Торопливые движения этих домашних питомцев, их шаловливое беспокойство взбодрит даже флегматика, заставит улыбнуться меланхолика, а холерика порадует сходством со своим темпераментом.

Лучшее место для грызунов – тихие, укромные уголки в квартире, где может возникать скопление, застой энергии Ша, а грызуны своим неугомонным движением будут противостоять этому, и наоборот – своей биоэнергетикой привносить поступление энергии Ци. Домовитой крыске или хомячку удачное место на кухне – поближе к домашним запасам и рецептам. Грызун обязательно “нашепчет” тебе пару новых идей, касающихся приготовления вкусностей. А также вовремя подаст сигнал тревоги, если у тебя что-то попытается пригореть или убежать.

Грызуны могут по-разному влиять на атмосферу в вашем доме. В основном грызуны наполняют дом энергией любви и уважения. Они сохранят домашний уют и лад в семье. Грызуны, как и рыбки, несут ответственность за продолжение рода их владельцев.

Больше всего они подойдут тем людям, которые много времени проводят дома и занимаются обустройством быта. Грызуны способствуют развитию домовитости своих хозяев, поэтому они лучше всего подходят для домохозяек.

Энергообмен домашних питомцев и человека.

Присутствие домашнего питомца делает дом одушевленным всегда, даже, когда вас самих дома не бывает. И получится, что биоэнергия в доме будет присутствовать непрерывно. Остается понять только, как правильно выбрать домашнего питомца, необходимого именно для вашего дома. Руководствуйтесь в выборе тремя вещами: знаниями о биоэнергетике животных, собственной интуицией и компромиссом, к которому вы придете на семейном совете.

Домашние питомцы обладают гармонизирующим свойством, приводят в порядок психоэмоциональное состояние своего хозяина, но основное их воздействие незаметно, деликатно и жизненно необходимо человеку в современных условиях.

Домашнее животное, без разницы – кошка, собака, птичка, рыбка или крыса, «включается» в энергетическое поле хозяина и его семьи и выступает сразу в нескольких ипостасях: «аккумуляторной батареи», энергетического щита и «предохранителя». Происходит постоянный и мощный обмен тонкими энергиями между живыми организмами.

Каждый вид животных обладает своими особенностями в процессе этого обмена, соответственно, и их воздействия немного различаются, но результат практически всегда положительный и очень выгоден человеку. К сожалению, сами животные частенько заболевают примерно теми же недугами, которыми страдают их владельцы.

Возникает вопрос: неужели мы - вампиры, только потребляющие жизненную энергию своих любимцев?

Не совсем так.
– во-первых, мы их кормим, ухаживаем за ними.
– во-вторых, они нам дают в основном физическую энергию, а мы им - духовную, а духовность во вселенной ценится очень высоко. Получить эту энергию насильно невозможно, обмен происходит только добровольно, и чем больше вас любит зверь, тем больше энергии он отдаёт вам и вашей семье. Любовь здесь понятие безусловное, если вы проникаетесь любовью к животному, то и животное отзывается на ваш посыл. Обмануть не получится: процесс происходит на уровне бессознательного, а подсознание не проведёшь.

Домашние питомцы при общении с человеком персонифицируются, становятся личностями, это происходит за счёт «подключения» к духу человека. у каждого человека в норме есть индивидуальный дух, определяющий его жизненные задачи, в то время как у животных есть один дух на весь вид, например, дух кошек, дух собак.

При близком взаимодействии человека и животного животное подсоединяется к духу конкретного человека или семьи и помогает своему хозяину идти по дороге судьбы, зачастую отдавая свою жизнь. Соответственно, происходит эволюция души этого животного, а в итоге - и духа животных этого вида. поэтому, наверное, очень часто животные и их хозяева внешне становятся похожи друг на друга. что поделаешь - общее биополе.

С этим же явлением биоэнергоинформационного взаимодействия связан обычай тотемного животного, фактическое подсоединение к энергии какого-либо вида животных, дающее больше возможностей для выживания племени в суровых условиях. древние люди были отнюдь не так примитивны, как мы думаем.

Из многолетних наблюдений можно сделать определённые выводы:

– во-первых, у здоровых людей, как правило, здоровые животные.
– во-вторых, забота хозяина о своём физическом и духовном здоровье позволяет ему иметь здоровых домашних животных.
– в-третьих, если лечить животное, то не надо забывать и о его хозяине, который часто является основным источником возникновения болезни у своего любимца.

Само поведение домашних животных, часто вызывающее раздражение у хозяев, может быть вполне обоснованным.
Например, неадекватное мечение территории, когда кошка мочится в неположенных местах, на вещи.

Но обратите внимание: чаще всего, делает она это на вещи людей с проблемной энергетикой. Животное тем самым выравнивает энергетику места, нейтрализуя негативные излучения. Кошка мнёт лапами больное или энергонедостаточное место у человека или место, где наблюдается нарушение проточности энергий. Она может лежать на больном месте, иногда просто сидеть рядом. В это время и происходит сброс избытка энергии и приём негативной энергии для переработки.

Естественно, что это не единственный способ энерговзаимодействия животного с человеком. Кошки, по-видимому, способны, каким-то образом гармонизировать энергетические потоки, проходящие через них. подпитываться в геопатогенных для людей местах.

Смерть питомца на пользу хозяину?

Весьма часто животное погибает, полностью отдавая себя на благо хозяина. Особо явно это наблюдается при болезненности человека, когда в период обострения заболевания возникает подобное состояние и у его животного, а человеку становится легче.

Несколько примеров:
– у хозяина случился приступ жесточайшего радикулита (3-4 поясничные позвонки), он не мог даже встать с постели. Кошка свалилась с 10 этажа - перелом позвоночника в области 3-4 поясничных позвонков. У хозяина радикулит прошёл сразу. Сам побежал за кошкой. Можно списать на стресс, но совпадение довольно странное.

– хозяйка гипотоник, у неё критические падения давления «на погоду». В очередной раз у неё произошло резкое ухудшение, а затем стало внезапно легче, но при этом её любимый девятилетний пёс погиб на следующий день: резкое падение артериального давления, слабая сердечно-сосудистая система. У пса тоже наблюдались признаки гипотонии, что не характерно для собак.

– у хозяина правосторонний парез, следствие инсульта. У хозяйки днём случился гипертонический криз, ночью - инсульт у семилетнего кота, парализована правая сторона. Животное не вынесло энергетической перегрузки. У кошек время энергетического воздействия обычно строго ограничено для каждого случая. Можно по часам засекать время. Если кошка сидит на руках у хозяйки 15 минут, а затем уходит, то, скорее всего, столько же времени она будет сидеть и в следующий раз. Обычно время воздействия зависит как от состояния здоровья человека, так и от самочувствия самого животного. У собак время непосредственного воздействия, видимо, не ограничивается их состоянием здоровья. Скорее всего, сильная привязанность и у кошек, и у собак может пересиливать чувство самосохранения. В результате животное отдаёт себя без остатка.

– абсолютно здоровый молодой кот внезапно начинает мочиться кровью с того самого часа, как на операционном столе вскрывают почку его хозяину, и самопроизвольно излечивается, как только происходит улучшение у человека. Прямого физического контакта не было, однако какая-то связь между животным и человеком была и сохранилась на расстоянии.

Можно сказать, что это простое совпадение, но когда подобные совпадения происходят постоянно, приходится задумываться, а совпадения ли это? Таких примеров можно привести великое множество, особенно хорошо знакомы с ними ветеринарные врачи. Спросите практически
любого из них, они наверняка припомнят пару-тройку случаев.

Использование животных для лечения людей довольно хорошо известно. Сегодня многие учёные убеждены, что все виды домашних животных могут оказывать невероятно мощный терапевтический эффект. Животное чаще всего перенимает патологию наиболее слабого и уязвимого члена семьи. Чаще, но не всегда, именно с этим человеком животное проводит больше всего времени. Оно является замыкающим звеном в семейном круге, само его присутствие способно сбалансировать энергетическое поле семьи вне зависимости от количества её членов.
Животные как бы проецируют проблемы хозяев на себя, позволяя таким образом через любовь и заботу вернуть гармоничность восприятия мира и предоставляя возможность восстановить энергоинфрмационную структуру, а следовательно, и здоровье человека.

Можно сделать вывод, что, ухаживая за больным животным, человек получает уникальную возможность избавиться от своего недуга, без физических страданий, но лишь проникаясь духом любви и сострадания.

Испытывать подобные чистые чувства к другим людям большинство из нас находит достаточно трудным в силу весьма разнообразных причин. помните, если вы содержите какое-либо животное, вам необходимо хотя бы ради собственного здоровья заботиться и о его здоровье, поскольку это существо, по сути, - ваш домашний доктор.

Животные помогают не только людям, но и друг другу.

Хозяева животных часто замечали, что если в доме более одного животного, например, кошка и собака, то они сочувствуют друг другу, когда кто-то из них болеет. Кошка часами сидит рядом с больной собакой, до которой раньше, казалось, ей не было никакого дела. Собака стремится защитить занемогшую кошку, внимательно приглядывает за ней. Были случаи, когда собаки или кошки буквально заглядывали мне в глаза, стремясь привлечь внимание к больному собрату, весь их вид выражал надежду на помощь, благодарность при успехе и грусть и разочарование при неудаче. И те, и другие стремятся быть как можно ближе к больному. Я наблюдала, как некоторые кошки забирались сверху на больную собаку и устраивались там отдыхать, причём больное животное и не стремилось избавиться от груза. то же самое участие наблюдается между собаками, кошками, крысами.

На основании проведённых многолетних исследований и наблюдений можно утверждать, что ко времени появления первых признаков заболевания у животных, по крайней мере, в 85 % случаях, у их владельцев наблюдается либо ремиссия хронических заболеваний, либо исчезновение симптомов заболевания, либо заметное снижение интенсивности протекания болезни.

В заключение нужно добавить, что домашние питомцы будут дарить положительную энергетику только в том случае, если они будут чувствовать любовь и заботу хозяев. Отдавая им душевную теплоту, мы можем получить гораздо больше, чем думаем – семейное благополучие, денежный успех, личностное развитие и позитив.

А в заключении хочу сказать, что к выбору четвероногого питомца необходимо относиться очень серьезно: - важно, чтобы животное доставляло Вам эстетическое удовольствие; - в Вашем доме должно быть достаточно места для его расположения, и Вы обязательно должны находить время для общения с ним. Научитесь общаться со своим маленьким другом и он сможет не только защитить Вас, но и внесет гармонию в нашу суетную жизнь.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Новая Кука
Читинского района Забайкальского края
Научно - исследовательская работа
Влияние домашних животных на эмоциональное составляющее человека
Автор: Буракова Дарья Александровна,
ученица 4 а класса МОУ СОШ с.Новая Кука
Руководитель: Тимиркаева Надежда Павликовна
учитель английского языка МОУ СОШ с.Новая Кука
с.Новая Кука

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные - предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

История происхождения

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным - сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи - бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России - якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе - нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.

Версия третья - японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».

Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку выточили в Сергиевом Посаде. Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка - прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве - прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…».

В-третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о чём далее будет сказано более подробно.

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом - речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме матрёшки мы поговорим ниже.

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».

Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия - к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница:

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму - фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!».

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка )

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок )

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек )

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки )

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Как возникают легенды? Не на пустом месте, конечно. Какая-то отправная точка всегда имеется, но... Тут неточность, там поправка. И украшательство — куда ж без него? Так искажается истина у всех на глазах, а стоустая молва разносит небылицу по белу свету. И вот она уже обряжена в парадные одежды, и будь ты хоть трижды свидетелем — не посмеешь оспорить укоренившееся мнение. Случается и по-другому. В череде дней и забот трудно заметить незначительные, казалось бы, факты, такие будничные и несерьезные. А по прошествии лет (большое видится на расстоянии), воспоминания людей пересекаются так причудливо и странно (а то и не пересекаются вовсе), что определить кто прав, а кто не очень, уже не представляется возможным.

На первый взгляд все в истории матрешки вроде бы просто и ясно. Появилась в конце 19 века, придумал ее художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской "Детское воспитание" Мамонтова, прообразом послужил японский мудрец Фукурума. Но не обольщайтесь, любители русского народного творчества, любой из вышеприведенных фактов можно оспорить. Вы удивлены? Мне это тоже кажется странным, ведь времени прошло не так уж и много.
Но начнем по порядку. Возникновение. Точной даты не знает никто, иногда появление матрешки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам пишет о том, что матрешка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрешка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на ее изготовление.
Теперь о художнике Малютине. Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрешки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрешки себе, совершенно не упоминая Малютина. О токаре Звездочкине: вот, пожалуй, единственный неоспоримый персонаж, принявший участие в этой запутанной истории. Неоспоримый, говорите? Э, нет, недавно в одном солидном журнале с удивлением прочла о токаре Звездочетове (!), будто бы выточившем матрешку. Но будем воспринимать это как курьез. Теперь мастерская "Детское воспитание". Иногда ее называют магазином, принадлежащим М.А. Мамонтовой или А.И. Мамонтову, или С.И.Мамонтову. Ну, и, наконец, Фукурума. Звездочкин о нем не упоминает, а лишь рассказывает о том, что увидел однажды в журнале "подходящую чурку". Откуда тогда взялся деревянный раскладной божок Фукурума, якобы привезенный то ли из Японии, то ли из Парижа неизвестно кем (вариантов масса)? Да, не так проста наша милая матрешка, она, как настоящая прекрасная дама, полна загадок. Давайте же, попробуем их разгадать.

Матрешка родилась в мастерской-магазине "Детское воспитание", принадлежавшей супругам М.А. и А.И. Мамонтовым. Анатолий Иванович, брат известного мецената С.И. Мамонтова, принимал непосредственное участие в ее создании: он требовал у мастеров все новые и новые образцы игрушек. Основным занятием А.И. Мамонтова была книгоиздательская деятельность, магазин "Детское воспитание" первоначально был книжным, видимо, только позднее при нем была открыта мастерская, в которой изготавливались игрушки.
Вот как описывает возникновение матрешки токарь Звездочкин: "...В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрешку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И.Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера. " Из материалов автобиографии В.П.Звездочкина, написанной в 1949 году (отрывок из которой процитирован выше), известно, что Звездочкин поступил в мастерскую "Детское воспитание" в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит матрешка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность все-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрешки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки.
Интересные факты удалось собрать Е.Н.Шульгиной, которая 1947 году заинтересовалась историей создания матрешки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале "подходящую чурку" и по ее образцу выточил фигурку, которая имела "смехотворный вид, напоминала как будто монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил ее иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на нее заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В.Малютина в создании матрешки. По воспоминаниям В.П.Звездочкина получается, что форму матрешки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрешка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И.Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера.
Откуда появилось название "матрешка"? Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название (как знаменитый Оскар, похожий на чьего-то дядюшку Оскара). Вряд ли когда-то удастся выяснить истину. Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, "марфушка"? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется "агашка". Хотя согласимся, что "матрешка" название очень удачное, кукла действительно стала "знатной".
По количеству матрешек в одном комплекте тоже нет согласия. Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрешки: трех- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрешка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке черного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят еще, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.
Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д.Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрешка "заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные "кокеши" в принципе своего построения на матрешку не похожи."
Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По-видимому, этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).
В.П.Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму — фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъемные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!

Примечание:
Н.Д.Бартрам (1873-1931) - основатель и директор Музея игрушки, художник, ученый.
В.И.Боруцкий (1880 - после 1940) - предприниматель, организатор кустарного производства.

Использованная литература:
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.
Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. — М.: Советский художник, 1979.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
Справочник личных имен народов РСФСР. — М.: Русский язык, 1979.

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.