Просмотр полной версии. Просмотр полной версии И всё же гармония возвращается

На одном из мастер-классов клуба «Солярис», открытого нами с Даниилом Рудаковым, мы рассказывали о целительной силе музыки, записанной на частоте 432 Герца. Я привела данные о том, что организация ISO, устанавливающая стандарты, которым должны следовать производители музыкальных инструментов при их настройке и авторы при написании музыки, приняла строй 440 Герц, как основной - концертный. В наши дни музыка, которую мы слышим по радио и телевидению, а также основная масса аудио-записей, производится на этой частоте.

Что мы выбираем: любовь или страх?

Древнегреческие рукописи гласят: “Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”.

Всего 8 Герц разницы, но 432 Герца - это исцеляющая частота, а 440 Герц - подавляющая.

Первая попытка массово изменить волны произошла в 1884, но усилиями Дж. Верди сохранили прежний строй, после чего и стали настройку “Ля”=432 герц именовать «Вердиевским строем».

Незадолго до Второй мировой войны, в 1936 году, министр нацистского движения и тайный лидер в управлении массами П. Й. Геббельс пересмотрел стандарт на 440 Герц - частоту, которая сильнее всего воздействует на мозг человека и может быть использована для управления большим количеством людей и пропагандой нацизма. Это объяснялось тем, что если лишить человеческий организм естественной настройки, и поднять натуральный тон немного выше, то мозг будет регулярно получать раздражение. Кроме того, люди перестанут развиваться, появится множество психических отклонений, человек начнет закрываться в себе, и им станет гораздо легче руководить. Это явилось основной причиной, по которой нацисты приняли новую частоту ноты «Ля».

Естественно возникает вопрос: чем руководствовалась организация ISO, приняв строй 440 герц как основной? Даже после принятия стандарта, в 1953 году, 23000 музыкантов из Франции провели референдум в поддержку “Вердиевского” строя 432 герц, но были вежливо проигнорированы.

В первой половине 20 века встречались и использовались на практике три камертона.

Стандартный камертон, распространенный в России издаёт звук «ля» 1-й октавы частотой 440 Гц. В нацистской Германии камертон был настроен на частоту 449 Гц. В некоторых европейских странах камертоны имеют частоту 432 Гц.

Строй 432 Герца существовал еще в древней Греции, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора и др. великих мыслителей и философов античности, которые, как известно, обладали бесценными знаниями о целебном воздействии музыки на человека и исцеляли людей именно силой музыки! Величайший скрипичный мастер всех времен - Антонио Страдивари (секрет мастерства создания инструментов которого не раскрыт до сих пор), создавал свои шедевры именно в настройке 432 герц!

Звук и музыка

Музыка - это вибрация - это энергия. Голос каждого человека имеет свою звуковую частоту, и наши мысли - это тоже волны, которые либо полны гармонии, либо - диссонанса. Многие из нас хотят повысить собственную вибрацию, чтобы быть способными открыться новым энергиям мира, добра, изобилия и любви. И важным шагом является осознание того, какую музыку мы слушаем и какое воздействие она оказывает на наш организм и на организм планеты Земля.

Индийские философы в течение многих веков исцеляли и поддерживали здоровье при помощи речи. Тем, кто обучался пению, известно, как важны физические упражнения для голосовых связок, как они помогают поддерживать в хорошем состоянии горло, область груди и нервную систему. Чёткое пропевание звуков “ом”, “храам”, “хриим”, “хруум”, “храйм”, “храум” и “храа” оказывает благотворное влияние на жизненно важные органы человека.

В книге “Тайная сила музыки” Дэвид Тейм утверждает, что нет ни одной функции в человеческом теле, на которую не оказывала бы влияния музыка. “Исследование показало, что музыка воздействует на пищеварение, внутреннюю секрецию, кровообращение, питание и дыхание… Музыка действует на тело двумя различными путями: прямое воздействие, т. е. влияние звука на клетки и органы, и косвенное – через воздействие на эмоции, которые, в свою очередь, влияют на множество процессов в теле человека”.

Музыка – это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло, и которая является фактором, задающим направление развитию цивилизации. Аристотель сказал: “Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада”.

И всё же гармония возвращается!

Пока я писала эту статью, то нашла много противоречивых отзывов о частоте 432: комментарии были либо разгромные, либо - восторженные. Чтобы понять, я предлагаю прослушать эту композицию Моцарта, которая записана сначала на частоте 432 Герца, а потом - на 440 Гц. Когда будете слушать, обратите внимание на свои ощущения, на реакцию тела.

Почувствовали ли вы разницу? Возможно, что и нет. Мне было некомфортно слушать вторую запись и диссонанс я ощутила сразу (именно ощутила, потому что не просматривала ролик, музыка звучала, а просматривала информацию о частоте 432 в интернет).

Наше подсознание, наш организм понимает разницу. 432 Гц - это пробуждение, раскрытие сердечного центра, уровень любви, гармонии, радости. 432 Герца также называют частотой Вселенной. А 440 Гц - это ментальный уровень, уровень эго, контроля, страха и власти. Достаточно сказать, что вся поп-музыка написана на этой частоте (комментарии тут излишни).

Небольшой отрывок из брошюры к музыкальному альбому Яноша «Звуковые Активации»:

«Музыка в этой шкале соответствует вибрации нашей ДНК, что, также как и голограммы (коды сакральной геометрии), производит исцеляющий эффект. Музыка на частоте 432 Гц успокаивает, звучит яснее и более приятна на слух, а также положительно влияет на чакры: уровень 440 Гц работает на уровне мышления (чакра 3-го глаза), а уровень 432 Гц - расширяет чувствование (сердечная чакра) и ускоряет наш духовный рост.

Сакральная Геометрия - это язык, на котором мы не говорим, но который чувствуем. Фокусируя взгляд на голограммах, внутри нас активируются и декодируются определённые качества. Геометрические формы существуют как в визуальных образах, так и в звуке. Музыка несёт в себе вибрации, и ритм тела настраивается на частоту Земли и Вселенной.

Много было найдено в Интернете о предпочтении настройки Ля = 432 Гц, которая математически соответствует числовому ряду Фибоначчи , и, следовательно, дизайну Вселенной.

в этом нужно было разобраться, поэтому ниже прилагатся примеры источников сведений, которыми я пользовался, исследуя это СО СТОРОНЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В МУЗЫКЕ И НАСТРОЙУЕИНСТРУМЕНТОВ.

Исследования специалистов в других предметных оластях здесь намеренно не приведены чтобы не смешивать видение вопроса.

подборка наиболее беспристрастных и противоречивых публикаций, освещающих вопрос введения стандарта частоты 440 Гц для ноты «Ля» первой октавы и прекращение применения Пифагорова строя с частотой ноты Ля, равной 432 Гц.

причины противоречий:

изложены в ряде публикаций, таких как The 432Hz ‘God’ Note: Why Fringe Audiophiles Want to Topple Standard Tuning , или в русском Интернете ,

Раскрытие вопроса:

самостоятельное сравнение частот, изучая прилагаемые по ссылке эксперименты с частотой и звуком Cymatics experiment tonoscope 432-440Hz

примеры 1-5 исследований применения базовой частоты настроек

С позиции метафизики не случайно интервал между частотой Ля = 440 Гц (эквивалентно ноте Фа = 741 Гц в древнем исходном звукоряде Сольфеджио), и частотой Ля = 444 Гц (До(5) = 528 Гц в древнем исходном звукоряде Сольфеджио), в музыковедении известен как Интервал Дьявола, благодаря своему чрезвычайно отталкивающему дисгармоничному звучанию, возникающему, когда эти две ноты играют одновременно. (36)Более гармоничные альтернативы были очевидно подавлены. Например, в течение последнего десятилетия анализ частоты Ля = 444 Гц обнаружил, что эта частота более совместима с природой. (22) [Денис: здесь я опять же не согласен и утверждаю, что частота Ля = 444 Гц, также влияет на сознание человека негативно (но совсем иначе и более тонко) и советую использовать частоту Ля = 432 Гц, которая является действительно более совместима с природой.]

Если нужно было бы духовно подавить человечество, музыкальная частота в Ля = 444 Гц [и оссобено Ля = 432 Гц] строго игнорировалась бы, как это и делается. Религиозные лидеры подавили первоначальный звукоряд Сольфеджио, в котором частота Ля = 444 Гц (практически эквивалент До (5) = 528Гц) является тоном «Ми» или «чудо» нотой, играемой Пифагорийцами, которые по словам Тобиаса присоединились к биоэнергетической гносеологии, описанной Гельмгольцем. Большая часть этих восстановленных знаний подавлялась на протяжении тысячелетий. Однако в журналах Hydrosonics, LOVE528.com и LOVE The Real da Vinci CODE представлено достаточное количество удивительных подробностей о частоте Ля = 444 Гц, чтобы вызвать всемирное негодование по поводу насаждения частоты Ля = 440 Гц и вызвать музыкальную революцию. (22)«Витрувианский человек» Леонардо да ВинчиЭто знание хорошо объясняет, почему так много музыкантов интуитивно чувствуют себя лучше, переходя на полтона выше или ниже стандартной частоты Ля = 440 Гц. Более натуральные варианты, особенно частота Ля = 444 Гц (До = 528 Гц) и частота Ля = 432 Гц набирают всё большую популярность. (21, 22)

Пример 2 для понимания предметной области

Цель: Изучить явление звука и звукообразования, свойства простого и сложного звука; Изучить процесс звукозаписи, возможность акустического копирования. Узнать, как образуется звук в различных инструментах.

  1. Исторические сведения – развитие акустики.
  2. Основы музыкальной акустики.
  3. Музыкальные инструменты.
  4. Звукозапись, оцифровка звука.
  5. Использованная литература.

Пример 3

Проверим арифметикой гармонию

Строго говоря и пианино, и рояль несовершенны: пианист вынужден пользоваться одной черной клавишей там, где их должно быть (теоретически) две. . . Этого недостатка не испытывают тромбонист и скрипач. Пифагор своим звуковым рядом создал, так называемую, Пифагорову комму: у него целое число квинт не укладывалось в целое число октав. (Квинта - один из простых интервалов, вершина которого является V ступенью по отношению к основанию. Чистая кванта - З1 /2 тона). Андреас Веркмейстер провел реформу - равномерно распределил Пифагорову комму между всеми звуками каждой октавы. Чистой из этой передряги вышла только октава. Воплощена звуковая шкала Веркмейстера наглядно на грифе гитары; каждое расстояние между порожками относится к соседнему (меньшему), как корень двенадцатой степени из 2 относится к 1. В московском Музее музыкальной культуры им. М. Глинки стоит рояль, изготовленный по заказу музыканта прошлого века В. Одоевского. В каждой октаве этого инструмента не 12, а 17 клавиш. . .

Для того, чтобы сыграть все гаммы идеально, надо добавить около 70 клавиш на октаву. Играть на таком инструменте можно было бы, только бегая вдоль клавиатуры. Отличное - враг хорошего. Современный равномерно темперированный клавир связывают с именем И.С. Баха (1685 - -1750 гг). В равномерно темперированной гамме октава делится на 12 равных интервалов, называемых полутонами (хроматическими полутонами); Полутон служит своеобразной единицей измерения в музыке. У фортепиано переход с белой клавиши на черную (рядом с ней) и есть полутон. Частоту любого тона гаммы можно получить, умножив частоту более низкого предыдущего тона на 1,06. Для физиков ля имеет 426,6 колебаний в секунду, музыканты предпочитают для ля 440 колебаний в секунду - 440 Гц. В СССР частота а1 = 440 Гц утверждена ОСТ 7710 и введена с 1 января 1936 года.

Эталонная частота ко времени изобретения камертона в 1711 году англичанином Д. Шором была 419,9 Гц. В России был признан «петербургский камертон» с частотой 436 Гц, В 1858 году Парижская академия наук рекомендует камертон, так называемый нормальный с частотой 435 Гц. В 1885 году в Вене эта частота была признана как международный эталон высоты звука и получила название музыкального строя. В начале 20 века по инициативе Американской федерации музыкантов частота 440 Гц стала общепринятой - эталонной (стандартной) .

Пример 4

«Правильное» Ля

«Когда говорят о строе камертона, то обычно утверждают, что он повышался непрерывно вплоть до наших дней. Документальных свидетельств этого нигде, насколько нам известно, не приводилось. Между тем в 1859 году в Париже состоялся съезд музыкантов (Обер, Галеви, Тома, Россини, Берлиоз, Верди, Львов), физиков (Депре, Лиссажу) и фабрикантов музыкальных инструментов (Эрар, Плейель и др.), на котором был всесторонне изучен этот вопрос. Представитель России директор Придворной певческой капеллы А. Ф. Львов заказал фирме Плейеля специальный прибор (ныне хранящийся в Государственном центральной музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки): в этом приборе помещены различные камертоны, построенные в соответствии с данными, представленными на съезде. Приводим года и числа колебаний каждого камертона: 1686 г. – 405 кол., 1781 г. – 409 кол., 1785 г. – 410 кол., 1799 г. – 429 кол., 1807 г. – 424 кол., 1831 г. – 430 кол., 1832 г. – 434 кол., 1859 г.– предельная высота строя равна 449 кол. На съезде был принят в качестве международного эталона строй камертона Придворной певческой капеллы, равный 435 кол.

Из этих данных видно, что во времена Страдивари и Гварнери Ля было примерно на т о н н и же, а во времена Вильома н а ч е т в е р т ь т о н а в ы ш е современного Ля (440 кол.)».

Пример 5

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ НАУЧНОГО И ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ФЕНОМЕН ПИАНИЗМА)

Технически речь шла о психосоматике как основе восприятия: уже в античный период развития акустики была открыта взаимосвязь высоты тона и длины звучащего тела (струны, трубы), идея взаимозависимости звуковысот- ности и частоты вибрации. Следует отметить, что много позже будут выявлены «несовершен- ства» пифагорова строя, и на его смену придет равномерно-темперированный строй. Только в XVI в., после внушительного перерыва, в центре внимания исследователей вновь стоит пробле- ма «установления связи между высотой тона и числом колебаний тела» (исследования Дж. Бенедетты, И. Бикмана, М. Мерсенна, опыты Г. Галилея). С XVII в. начинает развиваться и тео- ретическая, математическая база музыкальной акустики (Р. Гук, И. Ньютон, Р. Бойль). Следу- ет заметить, что наиболее выдающееся место в истории музыкальной акустики занимают струны (так как в качестве источника колеба- ний именно струны используются во многих музыкальных инструментах). В этой области важны открытия Б. Тейлора. В XVIII и XIX вв. продолжаются исследования и открытия в об- ласти музыкальной акустики. Интересно в связи со сказанным ранее про- следить изменение стандарта частоты тона ля первой октавы в равномерно-темперирован- ном строе. Известно, что во времена Генделя и Моцарта, в начале XIX в., частота колебаний ля первой октавы была 422 Гц, а в начале XX в. она доходила до 461,6 Гц (в некоторых амери- канских оркестрах). Лондонский филармони- ческий оркестр в 1826 г. настраивался на ля = 422 Гц, а уже в 1845 году он поднялся до 455 Гц. На штутгартской конференции в 1834 г. частота тона ля первой октавы была принята в 440 Гц. Во Франции стандарт ля был 435 Гц (установлен благодаря исследованиям камертонов Кенигом (1859)). Так, в 1891 Междунароный комитет рекомендовал установить в Европе и Америке «интернациональный стандарт высоты» – ля = 435 Гц при температуре 20°С. Кроме того, было предложено принять в качестве компромисса высоту ля = 438 Гц как среднюю между штут- гартским 440 и французским 435 Гц. До сих пор в разных странах мира существуют оба эти стандарта, несмотря на то, что в большинстве стран все же установлен стандарт ля = 440 Гц, в том числе и в нашей стране (в соответствии с ОСТ 7710). Однако и этот стандарт не все- гда выдерживается. По некоторым причинам в больших оркестрах, в состав которых входят духовые инструменты, строй завышен пример- но до 443 Гц. В 1955 г. Международная организация по стандартизации (ISO) приняла строй ля 440 Гц как основной (концертный) (в 1953 г. 23000 музыкантов из Франции пытались предотвра- тить повышение «Вердиевского» строя 432 Гц, но попытка ни к чему не привела). Предполагается, что строй 432 Гц существовал и во времена античности. Повышение строя (440 Гц) может быть связано с потребностью музыкантов играть в больших концертных залах перед большим числом слушателей (инстру- мент звучит ярко, «концертно», способен «озвучить» большое пространство). При бо- лее низком строе и звучание более камерное, приглушенное. «Выносливость» современных инструментов, качество материала, из кото- рого изготавливаются детали (металл, стру- ны, дерево) также повысилось. Более яркое, напряжённое звучание может иметь возбужда- ющее, бодрящее воздействие на слушающего. Влиянием музыки занимаются исследователи из разных областей знания, изучающие пси- хологические, физиологические состояния человека.

Международный стандарт «правильного» Ля — 440 герц.

Но не всегда Ля звучало именно так, как сегодня. Оно и сегодня не всегда звучит именно так.

Во времена Страдивари, например, «правильное Ля» было примерно на тон ниже сегодняшнего — т.е. звучало почти так, как сегодня звучит «правильное Соль»!!

С тех пор жизнь всё ускорялась, и на судьбе Ля это отразилось тоже. Скрипачи всё сильнее натягивали струны, игра становилась всё более напряженно-яркой, количество колебаний в секунду (герц) в Ля постепенно росло, звук становился всё выше…

Сегодняшнее Ля, впрочем, не самое высокое в истории. Оно бывало даже на четверть тона выше, чем сейчас.

И сейчас в сольных классах часто настраивают инструмент выше, чем 440 герц (442, например). Для скрипача, играющего в концертной сольной манере, несколько завышенное Ля выигрышнее: скрипка звучит звонче, технические элементы - и прочее - ярче и острей, и вообще игра кажется более техничной и блестящей…

Но с другой стороны, есть сегодня и другой «тренд». Люди из «исторически-информированного» исполнительства, наоборот, настраивают Ля значительно ниже современного эталона. Чтобы всё было «как тогда», в тысяча семьсот (?) каком-нибудь году.

Вот тут и начинаются мучения для музыкантов с «абсолютным слухом». Ведь в них уже «зашита» память на Ля = 440, ну ладно, 442 (и все остальные ноты, исходя из этого), и если поместить их в иную систему координат (где всё сдвинуто на полтона: Ля звучит как Ля бемоль, Ми бемоль как Ре…), — ощущения, особенно с непривычки, будут еще те…

См. также статью из Музыкальной энциклопедии «Высота звука» и особенно статью про зонную природу звуковысотного слуха (откуда ясно, что во время игры на скрипке, а не настройки, фокус заключается вовсе не в том, чтобы просто выдержать формальное соответствие числу герц).

/ страница переписана в январе 2015 /


27.12.2008, 02:28

Здравствуйте, господа.



27.12.2008, 03:08

Могли принять и 430. Тогда бы спрашивали: "а почему именно столько"? :-)

В равномерно темперированном строе с несколько иной высотой восприятие почти не изменится - больше будет влияние на тех, у кого абсолютный слух.

При использовании неравномерной темперации восприятие существенно изменится независимо от изменения высоты строя.

А лучше оставаться в общепринятых пределах: для рояля а1=440 Гц, для позитива в Continuo и со струнным оркестром - от 440 до 445 Гц, то же для музыки года этак 1600 - 1700: 410 - 430 Гц.

А на вопрос почему есть ответ: "а потому!". Так принято. Так делается. Так будет делаться. :-) Есть более важные проблемы...

А. Кофанов

27.12.2008, 03:43

А мне вот любопытно: в "Палате мер и весов" есть эталон ноты ЛЯ? А если есть - то чем его измеряют?
Насколько я знаю, метр давно уже представлен не линейкой - а какой-то сложнейшей конструкцией, что-то там со скоростью то ли электронов, то ли света...

27.12.2008, 03:44

Эталоном времени её измеряют.
Атомными часами, которые выдают "эталонную секунду" и другие производные интервалы.

27.12.2008, 05:19


Почему так произошло?Я думаю это психология скрипачей.Они и сейчас сараются настроить чуть острее духовых.Когда духовые подравнивались,они опять завышали.
При вводе метрической системы Наполеон приказал принять новый эталон ля 435гц.Благо вся европа была в подчинении.
После наполеона ля опять"сорвалась"и по некоторым данным достигла 460гц.
Особенно страдали тогда деревянные духовые,и зарождающиеся медные хроматические.
Наконец музыканты не выдержали и созвали в 1836году "Штудгартскую конвенцию"на которой и была принята ля 440.
СССР присоединился к ней в 1936году.

Но до сих пор идёт спор,наши скрипачи задирают строй.Обосновывая это новыми стандартами 442гц.Каких то документов подтверждающих это никто не видел.Но промышленность(ещё в СССР)выпустила камертоны 442 и даже 443гц
Оркестровые колокольчики и ксилофоны настроены 442гц что на них и написано.
Наши умники даже отправили запрос на фирму.
Пришёл примерно такой ответ:
Стандарт ля 440,настройка ударных в 442 обусловлена физическим явлением затухание звука с понижением.То есть когда звук отлетит от ксилофона,он понизится как раз до 440.


Вот такие пироги.

27.12.2008, 06:11

Стандарт ля 440,настройка ударных в 442 обусловлена физическим явлением затухание звука с понижением.То есть когда звук отлетит от ксилофона,он понизится как раз до 440.
Исходя из этого видимо завышены все концертные рояли.
Но наши то умники настраиваются под рояль,и он опять на фоне оркестра низит.
Вот такие пироги.
Во время кратковременного удара мало кто услышит это завышение, а вот долгий затухающий звук слышат все. И это справедливо не только для ударных и ф-но, но и для смычковых. Вот картина звука ноты соль под смычком
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/wavelab_1.jpg
Выше стандарта на 34 цента. И во время затухания:
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/wavelab_2.jpg

Ниже стандарта на 9 центов.

Эта разница зависит от качества струны еще. На представленной скрипке были струны Голубой Томастик. Если на скрипке жильные струны, то эта разница более ощутима.

27.12.2008, 08:23

Ясно, спасибо.

27.12.2008, 08:35

Ясно, спасибо.
Ну а почему диапазон ? Почему не ? Это как-то связано с психологией, с наиболее острым восприятием в этом диапазоне, может быть с унисоном с длиной волны красного света?
Все названия нот чисто условные. То что вы привели как 200:225 - это та же нота Ля, но на октаву ниже.

27.12.2008, 09:23

Ясно, спасибо.
Ну а почему диапазон ? Почему не ? Это как-то связано с психологией, с наиболее острым восприятием в этом диапазоне, может быть с унисоном с длиной волны красного света?
Скорее всего, в те времена, когда ля была первой буквой музыкального алфавита - инструменты большей частью были простыми и маленькими. И они все издавали звуки в этом диапазоне.
Посмотрите С.Вирдунг, "Трактат о музыке" - С-Пб, 2004

27.12.2008, 10:33

27.12.2008, 11:59

А есть ещё, кстати, очень красивая теория, что будто бы новорожденные младенцы издают первым делом звук Ля первой октавы.:angel: Правда, не уверен, что кто-то бегал по роддомам с камертоном... Скорее, взяли из личных наблюдений...:-P
Кричат, как будто их режут и очень высоко.
Но я заинтересовался этим вопросом и провел собственное расследование. Скачал из интернета плач новорожденного, где-то чуть больше минуты (МР3 файл внизу). Послушайте, там классические три волны. Первое успокоение происходит в конце 22-й секунды. Анализ этого звука первая картинка:
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/plach1.jpg

Почти 423 Гц. После маленькой паузы еще один довольно спокойный и расслабленный звук (23-24 секунды):
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/plach2.jpg

Ребёнок еще больше успокоился до 418 Гц.
Далее ребенок опять начал возбужденно плакать и тон его значительно повысился. Втрое успокоение наступает через пол-минуты, на 50-й секунде. Здесь высота тона 440.88 Гц.
http://zhurnal.lib.ru/img/m/muratow_s_w/stringg/plach3.jpg

После третьей волны возбуждения последний спад перед засыпанием. Там высота тона выше и с хрипотцой - трудно зафиксировать какой-то один тон (каждая доля секунды имеет свою высоту, но все где-то выще 450-и.
Как резюме по этому ребенку: в самом спокойном состоянии он издает звук где-то в районе 420 Гц и этот звук приятный на слух. При возбуждении тон значительно повышается и добавляется хрипотца.
Как вывод из сказанного: нота Ля до 440 Гц (и чуть ниже) может быть успокаивающей для плачущего ребенка. Наверное и колыбельные нужно петь примерно в этом районе, не выше.

27.12.2008, 12:18

27.12.2008, 12:35

У меня другой вопрос, несколько в сторону от темы, - почему настраиваем скрипки (да и многие другие инструменты) именно по ЛЯ струне? Чем хуже, например, РЕ? Этот вопрос часто слышу от учеников. Пока нашла этому объяснение в том, что частоту звука ЛЯ человек с абсолютным слухом слышит наиболее точно, эта частота наиболее устойчивая. Может есть и другие причины?? Знающие люди, поделитесь информацией))
Потому что эталоном выбрали ноту Ля. Выбрали бы ноту Ре, настраивали бы с ноты Ре. Почему выбрали ноту Ля? Думаю, что сначала выбрали определенный тон, а потом обозвали его нотой А - первой буквой алфавита. Почему выбрали именно этот тон? Наверное из-за плача ребенка.

27.12.2008, 12:41

27.12.2008, 13:13

конечно, дело не в названии:lol: значит, все-таки именно эта частота наиболее естественна для человека, раз ребенок выбирает ее? слышит ее и ревет, на той высоте, что слышит:angel:
Плачет как получается голосовыми связками, а слышит уже потом.
В свободном состоянии связки дают что-то около ля первой октавы, а при возбуждении голос естественно повышается.
Ребенок еще ничего не выбирает, все получается естественно. Это мама выбирает тон голоса при пении под ребенка - она взрослый человек.
Кстати, знаменитая французская песенка, которую еще Моцарт использовал для своих вариаций "Твинкал, Твинкал, Литл стар" между Ре и Си первой октавы. И много других песенок для детей именно в этом диапозоне, самом спокойном для ребенка. Мелодия идет выше и это уже ребенка возбуждает - он не уснет.

27.12.2008, 13:19

У меня другой вопрос, несколько в сторону от темы, - почему настраиваем скрипки (да и многие другие инструменты) именно по ЛЯ струне?

Про струну ничего не скажу, но логично предположить, что выбор именно ля для настрйки связан с тем, что раньше это была "первая" нота, т.е. A, и логично настраивать именно с неё, а не с ре (D) или любой другой ноты.

27.12.2008, 13:22

Про струну ничего не скажу, но логично предположить, что выбор именно ля для настрйки связан с тем, что раньше это была "первая" нота, т.е. A, и логично настраивать именно с неё, а не с ре (D) или любой другой ноты.
А что было раньше: название ноты или ее высота?
Естественно, что первую ноту назвали А, а почему в этом диапозоне? Версия с младенцем мне нравится.

27.12.2008, 15:11

В 16м- 17м веке ля закрепилось на 405-407 герц(Это низкая ля бемоль) и оставалось таким вплоть до французской революции.Наполеоновские войны прокатились по европе,ля поползла вверх.

Это не так. На самом деле в каждой местности были свои "ля" :-) И различались они примерно так же, как и фут (который менялся от 23,5 до 35 сантиметров:-)). Постепенно почти пришли к общему знаменателю (почти, поскольку французы, как всегда, знают обо всём лучше всех:-)).

Ну а наполеоновские войны - они затронули на самом деле не так уж и много земель... Большинству населения Европы на них (на этих французов) было (и есть) начхать... :-)

27.12.2008, 15:50

Ну а наполеоновские войны - они затронули на самом деле не так уж и много земель... Большинству населения Европы на них (на этих французов) было (и есть) начхать... :-)
Сорри за оффтоп. Начхали только англичане, оставив левостороннее движение. А остальные страны по команде Наполеона быстренько поменяли на правое. И так во многом.

27.12.2008, 16:04

Именно во времена Наполеона поменяли не только камертон, но и конструкции всех (ВСЕХ) скрипок, заменив в них шейки, подставки, пружины и конечно же настройку на более высокую.

А так же по стойке смирно ввели киллограмм,метр,литр и.т.д.
В России не успели,по "техническим"причинам.

27.12.2008, 16:19

Сорри за оффтоп. Начхали только англичане, оставив левостороннее движение. А остальные страны по команде Наполеона быстренько поменяли на правое. И так во многом.
Именно во времена Наполеона поменяли не только камертон, но и конструкции всех (ВСЕХ) скрипок, заменив в них шейки, подставки, пружины и конечно же настройку на более высокую.
Может, для скрипки это влияние и было ощутимым... Вам лучше знать... Но в органных делах Франция всегда плелась в хвосте после Германии. Правда, Англия и Италия были ещё дальше:-) Остальные страны вообще не у дел:-)

Вряд ли в то время в Германии вообще кто-нибудь определял, по правой стороне ездить или по левой - это пришло ближе к концу 19. века, когда Наполеона уже давно англичане схарчили... :-)

А строй - уже тот факт, что на одном и том же инструменте мог быть один регистр, настроенный в другом строе и высоте, чем остальные (для Continuo), говорит об абсолютном отсутствии стандартов на строй...

27.12.2008, 16:27

А строй - уже тот факт, что на одном и том же инструменте мог быть один регистр, настроенный в другом строе и высоте, чем остальные (для Continuo), говорит об абсолютном отсутствии стандартов на строй...
Орган слишком консервативен и неповоротлив для нововведений.

27.12.2008, 16:33

Орган слишком консервативен и неповоротлив для нововведений.
Это относится к французам - они никогда ничего кроме шляйфлады не делали. Германия, напротив, пожалуй, даже слишком восприимчива к нововведениям... Чего стоит, к примеру, только дешёвая, но недолговечная пневматическая трактура... На праздники имел как раз дело с такой пневматикой: свои 20 лет она отпахала, ремонт вряд ли целесообразен...

Впрочем, что касается струнных - тут я тоже консерватор: больше всего мне нравятся немецкая и французская (7-струнная) гамбы... Звучат куда приятнее, чем современная виолончель...

27.12.2008, 16:41

27.12.2008, 17:04

А её и не измеряли! :-)


1. длина труб органа

27.12.2008, 17:09

а на некоторых дисках нынче даж проставляют чему там Ля это равно:) (особенно на записях "старинной" музыки...) вот нынче достал Tessarini - Contrasto Armonico дык на обороте диска под перечнем треков красуется надпись.. мол играют на афтентычных инстурментах того времени и Ля= 439,5 Херц:)))))

27.12.2008, 17:17

Наверно, в том итальянском городе именно на эту частоту камертон и был настроен... А может, и нет... Кто их там, этих итальянцев, разберёт теперь... :-)

В принципе, восстановление старинной звуковысотности не всегда так уж важно. Способ темперации куда важнее, так как действительно сильно влияет на музыку. Поиграйте Шайдта на инструментах со среднетоновой и с равномерной темперациями! Разница очевидна: в равномерной темперации эта музыка не звучит...

Если мы играем со струнниками, то мы вынуждены в отношении высоты камертона ориентироваться на их пожелания и их возможности: яркость, красота звучания скрипки сильно зависят от высоты камертона. Для а1=420 Гц придётся искать для них скрипки со старинной мензурой. По крайней мере, когда мы тут с Бременцами делали Шютца, у них и скрипки, и, естественно, гамбы были рассчитаны именно на пониженный по сравнению с современным камертон. Иначе бы звучание было бы в этом тоне неважным...

27.12.2008, 17:19

А её и не измеряли! :-)

Это мы измеряем, как они тогда настраивали. А у них в каждом бецирке просто был камертон. Свой, конечно:-) Кантор у кантора его проверял и свой под начальника настраивал:-)

А мы можем те частоты определить по следующим признакам:
1. длина труб органа
2. длина струн клавесина в сочетании с прочностью материала струн на разрыв...

Они измеряли длину звучащей части струн. Т.е. отношение частот они знали, абсолютное значение частоты - нет. При одном и том же натяжении, диаметре и погонной массе струны её частота обратно пропорциональна её колеблющейся длине. Так работает монохорд - основной инструмент, который теоретики 16-18 веков использовали при расчётах различных темпераций.
Длина труб органа еще покажет нам что-то, а вот со струнами у Вас прокол: не расчитает никто (даже сейчас) высоту тона по тем параметрам, которые вы указали. Самое трудное и невозможное - это определить степень натяжения струны с точностью до... (у каждого своя точность). Да и все эти вычисления - это из области научной фантастики. А измерить частоту можно было так: к колеблющемуся стержню камертона прикрепляется легкое пишущее перо, и во время звучания протягивается лист бумаги. Т.е. рисуется осцилограмма. Потом все зигзаги подсчитываются с точным учетом времени. Это гораздо проще, чем вычислять невозможные натяжения, массы. И расчитывать математически.

27.12.2008, 17:20

А меня всегда интересовало, как именно измеряли частоту звука с точностью до одного Герца 200 лет назад? Эталонный официальный камертон - это я понимаю, но вот конкретное количество колебаний в секунду?
точное измерение частоты звука было возможно и 200 лет назад:
... 1807 год можно считать ключевым в истории звука, поскольку в это время английский ученый Томас Юнг окончательно установил его природу. Причем в качестве подручных средств он использовал шип розы, бокал и закопченое стекло. Прикрепив сургучом шип к бокалу и, направив конец иглы на поверхность стекла, ученый ударил по бокалу, заставив его звенеть и в это время начал смещать стекло. В результате на закопченной поверхности появилась извилистая линия, которая, как мы теперь уже знаем, соответствовала форме звуковой волны. В этом же году, Юнг создал первый самописец, состоящий из камертона и закопченного цилиндра http://www.3dnews.ru/multimedia/3d-sound/ и далее, о ряде Фурье...

27.12.2008, 17:25

точное измерение частоты звука было возможно и 200 лет назад: и далее, о ряде Фурье...
мы одновременно описали приблизительно один и тот же процесс.

27.12.2008, 17:25

Длина труб органа еще покажет нам что-то, а вот со струнами у Вас прокол: не расчитает никто (даже сейчас) высоту тона по тем параметрам, которые вы указали. Самое трудное и невозможное - это определить степень натяжения струны с точностью до... (у каждого своя точность). Да и все эти вычисления - это из области научной фантастики. А измерить частоту можно было так: к колеблющемуся стержню камертона прикрепляется легкое пишущее перо, и во время звучания протягивается лист бумаги. Т.е. рисуется осцилограмма. Потом все зигзаги подсчитываются с точным учетом времени. Это гораздо проще, чем вычислять невозможные натяжения, массы. И расчитывать математически.
Ну что ж, у нас есть для определения высоты камертона достаточное количество старых органов. Этим можно и ограничиться. Именно этим способом пользуются сегодня специалисты, когда нужно определиться с работами при реставрации старого инструмента. А осцилограмма... Действительно ли Мерсенн в 16** году пользовался этим способом? Да и Бах с Веркмайстером: если мы почитаем работы того времени, там много говорится об уменьшении квинты на 84/85, но абсолютно ничего об отношении частот этой самой квинты...

27.12.2008, 17:27

А меня всегда интересовало, как именно измеряли частоту звука с точностью до одного Герца 200 лет назад? Эталонный официальный камертон - это я понимаю, но вот конкретное количество колебаний в секунду?



27.12.2008, 17:33

Со средних веков известно такое устройство как стробоскоп.Камертон вставлялся в ванночку с водой,круг с спиральной прорезью крутили с определённой скоростью в момент времени.
Смысл такой что любой физик(математик)того времени мог отстроить камертон имея только чертежи и условия задачи с поразительной точностью.
Самый неопровержимый камертон это неиспорченные деки смычковых инструментов одинаковой настройки с конца 16го века!
Про стробоскоп ничего сказать не могу. Читал про него давно и уже забыл, как он работает. А вот про деки - это что-то из очередного мифа. Деки были разного размера, роазных толщин и разной настройки. Да и настройка дерева со временем меняется - усыхание, однако. Это не металл.

27.12.2008, 17:33

Со средних веков известно такое устройство как стробоскоп.Камертон вставлялся в ванночку с водой,круг с спиральной прорезью крутили с определённой скоростью в момент времени.

И как определяли скорость этого верчения? И как со стабильностью и повторяемостью этой скорости? Не забудьте: отклонение в 5,9% соответствует полутону. Отклонение в 1 цент соответствует 0,06%... Даже проигрыватель пластинок середины 20. века такую точность не обеспечивал. А уж на уровне механики 17. века... :-) Между тем отклонение друг от друга различных вариантов темпераций редко превышает 8 центов (только для отдельных тонов, в основном речь обычно идёт о коррекции 2-6 центов)...

Это не металлИ металл в течение длительного времени заметно меняет свои свойства. Сравните новые фортепианные струны со струнами, работавшими лет 40...!

27.12.2008, 17:47

"Увидеть" колебания было, конечно, можно. Но измерить их частоту... Да ещё с точностью, адекватной для настройки музыкальных инструментов... Это из области фантастики...
Тогда остается сравнение звучания струны с органоой трубой. Трубу то легко было измерить.
Никогда я не настраивал орган и даже не знаю как это делается. Но когда еще я жил в Новосибирске и общался с Дерфлером, то он частенько (раз в неделю) лазил в орган и подстраивал какие-то ноты там (органисты оставляли ему записки). Что он там делал и как я не знаю, но ноты повышал (или понижал?), не меняя размер трубы. Значит не все так просто и с трубами.

27.12.2008, 17:51

Тогда остается сравнение звучания струны с органоой трубой. Трубу то легко было измерить.
Там тоже есть нюансы...
Например, какому-нибудь ретивому пастору покажется странным, что на магазинном мехе лежит кирпич... А потом приходится долго и нудно выяснять, каким было первоначально давление в виндладах... :-) Но это всё решаемо. Таким способом обычно удаётся выяснить не только высоту строя, но и способ темперации. Естественно, чем меньше было вмешательств в инструмент за время его эксплуатации, тем это легче сделать...

По поводу деталей настройки:
В современных инструментах Gedackt"ы настраиваются перемещением шляпки или поршня (зависит от конструкции), у открытых труб (за исключением высоких) - изменением открытой части штиммшлитца. Высокие открытые настраиваются (как раньше настраивались все открытые) - изменением конусности устья трубы, т.е. влиянием на Kopplungszone.

Раньше Gedackt"ы делались как правило наглухо закрытыми (запаянными) и настраивались у лабиума. Диапазон такой настройки ограничен, кроме того, настройка у лабиума влияет на интонацию, поэтому достаточно регистр отинтонировать, и строй (как и темперация) окажутся близки к исходным. Кроме того, низкие трубы сохраняются лучше, чем высокие, и бывает, что именно они позволяют полностью восстановить всю картину...

Хотя вообще-то любая настройка влияет на интонацию (из-за изменения относительной мензуры), просто настройка у лабиума влияет сильнее. Когда я настраиваю позитив на а1=435 Гц или на a1=445 Гц, разница в интонации слышна совершенно ясно...

Ну а в российских филармониях - там настраиваются, прежде всего, язычковые регистры (элементарная работа, для которой вовсе не требуется быть мастером) и (раз в год-два) некоторые трубы лабиальных регистров. Для любой мало-мальски серьёзной работы приглашаются мастера из Европы: в России нет для этого специалистов.

27.12.2008, 17:57

И как определяли скорость этого верчения? И как со стабильностью и повторяемостью этой скорости? Не забудьте: отклонение в 5,9% соответствует полутону. Отклонение в 1 цент соответствует 0,06%... Даже проигрыватель пластинок середины 20. века такую точность не обеспечивал. А уж на уровне механики 17. века... :-) Между тем отклонение друг от друга различных вариантов темпераций редко превышает 8 центов (только для отдельных тонов, в основном речь обычно идёт о коррекции 2-6 центов)...

Частоты резонансов деки будут меняться даже от репетиции к концерту: музыканты и слушатели немного "надышат" - и этих изменений влажности и температуры уже достаточно для заметных изменений в акустике. А что уж говорить о стабильности в течение длительного времени...
И металл в течение длительного времени заметно меняет свои свойства. Сравните новые фортепианные струны со струнами, работавшими лет 40...!

Осциллограф... Осциллограф 20. века - прибор прежде всего для наблюдения, а не для измерения. Измерения на экране осциллографа дают типичную погрешность 20-30%. Только с переходом к цифровым приборам кое-что стало меняться. Но и здесь маркерные измерения остаются не слишком точными. А в прошлых веках... "Увидеть" колебания было, конечно, можно. Но измерить их частоту... Да ещё с точностью, адекватной для настройки музыкальных инструментов... Это из области фантастики...

По поводу точности измерений - все сводится к точности измерения отрезков времени и длин, и для периодических колебаний эту точность можно увеличить мат. методами, приведенные соотношения 85/84 показывают, что со времен Платона такие методы существовали и применялись. Согласен, осциллограф позволяет визуально соотнести 2 сигнала, один из которых эталонный, не более, но, подобно человеческому уху, делает это с поразительной точностью.

27.12.2008, 18:06

По поводу точности измерений - все сводится к точности измерения отрезков времени и длин, и для периодических колебаний эту точность можно увеличить мат. методами, приведенные соотношения 85/84 показывают, что со времен Платона такие методы существовали и применялись. Согласен, осциллограф позволяет визуально соотнести 2 сигнала, один из которых эталонный, не более, но, подобно человеческому уху, делает это с поразительной точностью.
Пожалуйста, приведите пример научной работы 17. века на тему, связанную с настройкой музыкальных инструментов, где бы говорилось об абсолютных частотах! :-)





28.12.2008, 23:14

Пожалуйста, приведите пример научной работы 17. века на тему, связанную с настройкой музыкальных инструментов, где бы говорилось об абсолютных частотах! :-)

В общем, всё тогда было хорошо и возможно. Одна проблема: где взять эталон:)

Но это же и есть самая главная проблема при любых измерениях чего-либо! :)

Музыканты-теоретики и мастера-практики решали проблему практически. Рассуждения о частотах без возможности сравнить их с эталоном, т.е. их измерить (измерение - это и есть сравнение с эталоном!) не имеют никакого практического смысла и не могут быть как-то использованы.

Пример работы конца 17. века по теме:
http://digital.slub-dresden.de/sammlungen/werkansicht/278954251/0/
Здесь выложена работа Веркмайстера.

Может, у кого-нибудь есть что-нибудь из того времени, где бы говорилось об измерении частоты? :)

А вот один из трудов того времени по геометрии - просто чтобы дать представление о состоянии науки того времени:
http://digital.slub-dresden.de/fileadmin/data/267914105/267914105_tif/jpegs/267914105.pdf
Предупреждение: просто знать немецкий язык для чтения сего манускрипта недостаточно: нужно уметь читать немецкий шрифт, не помешает знание старых диалектов. Также приветствуются начальные знания латыни.
Спасибо, у меня половина словарей с готическим шрифтом. К сожалению, недавно отдал сестре книгу die Nature, там кратко изложена историография вопроса

11.01.2009, 20:41

Спасибо, у меня половина словарей с готическим шрифтом...
- Правда, я не нашел там смайлика "):(" см., например, с 15-й страницы по первой ссылке. Кстати, вот англояз. ссылка по теме: http://www.wam.hr/Arhiva/US/Cavanagh_440Hz.pdf, и на фр.яз.: http://forums.audiofanzine.com/index,page,4,idtopic,179170,idsearch,0,idcat,42500 .html и wiki: http://fr.wikipedia.org/wiki/Diapason

11.01.2009, 21:22

Во многих оркестрах в продолжении последних лет есть тенденция настраиваться не 440Hz но 444Hz.
Эталон 440Hz начинает устаревать.

12.01.2009, 04:18

Не эталон начинает устаревать, а это всегда так было: струнники желают чуть завышенный строй, их инструменты звучат при этом чуть ярче... Духовики тоже завышенный строй любят... Мало ли кому что нравится, причём здесь эталон? :-)

А для Барокко было и есть - по возможности, если нет особых соображений, лучше брать a1=415-425 Гц. Рояли принято держать под a1=440 Гц.

12.01.2009, 10:14

Духовики тоже завышенный строй любят...

Особенно дерево.

12.01.2009, 10:48

Действительно ли Мерсенн в 16** году пользовался этим способом? Да и Бах с Веркмайстером: если мы почитаем работы того времени, там много говорится об уменьшении квинты на 84/85, но абсолютно ничего об отношении частот этой самой квинты...

Какие "работы того времени" Вы читали? Уточните.

25.01.2009, 22:21

Простите, что так долго не откликался - инета не было.
Большое спасибо всем. Не ожидал увидеть такое количество исторических справок, мнений и технических сторон.
Последний вопрос: ну а что если бы какая-нибудь группа вдруг решила взять и сместить весь ряд? Например, взять Ля 456? Заметили ли бы это слушатели? Трудно ли сломать сложившееся восприятие музыки?
И отдельный вопрос murom"у: чем это и как ты так классно частоту чистых тонов считаешь? Мне бы это очень помогло в своих исследованиях

Фальстаф

25.01.2009, 23:46

Все названия нот чисто условные. То что вы привели как 200:225 - это та же нота Ля, но на октаву ниже.
Если бы люди как эталон выбрали бы другую ноту (соль или до), то сегодня на форуме мы бы обсуждали именно эти ноты. Все условно.

Тогда, наверное, какая-нибудь из этих нот и звалась "А"...

26.01.2009, 01:01

взять Ля 456? Заметили ли бы это слушатели?
смотря какие слушатели,какого возраста,что слушающие...
надо поэксперементировать...быть может истинные меломаны подскажут.
сори за офтоп-бывают моменты при поездке в автомобиле когда сразу же слышишь посторонний шум,очаровательная спутница вам не подскажет причину,но вы то напряжены!
за долгие годы работы уши *настраиваются*на определённый диапазон,конечно есть разница звучания обычного школьного оркестра, и... лондонского симфонического, может ктото и поделится наблюдениями, но... цена инструмента и соответственно звук:appl: у них ведь дисциплина!

26.01.2009, 01:20

Например, взять Ля 456? Заметили ли бы это слушатели?

Имхо гораздо легче заметить тембрально. Т.е. если речь идёт о духовом инстурменте, то он будет звучать ярче. А на ф-но, где тембр более сглажен заметить сложнее. Думаю слушатель-неабсолютник не определит.

26.01.2009, 12:02

И отдельный вопрос murom"у: чем это и как ты так классно частоту чистых тонов считаешь? Мне бы это очень помогло в своих исследованиях
У меня программа WaveLab. Она много чего делает интересного.
Еще другая программа Sound Forge 4.5.

26.01.2009, 13:34

Я прочитал всю тему и назрел такой вопрос. По работе постоянно приходится играть с разными аккордианистами(баянистами) ,я сам скрипач. Так вот, у немецких инструментах(в основном фирмы "Вальтмейстер") -ля намного выше,чем скажем у Российских. Я понимаю,что эти инструменты можно подстраивать.Но иногда разница доходит в четверть тона:-o?????

26.01.2009, 13:41

Я прочитал всю тему и назрел такой вопрос. По работе постоянно приходится играть с разными аккордианистами(баянистами) ,я сам скрипач. Так вот, у немецких инструментах(в основном фирмы "Вальтмейстер") -ля намного выше,чем скажем у Российских. Я понимаю,что эти инструменты можно подстраивать. Но иногда разница доходит в четверть тона:-o?????

И где же Ваш вопрос, уважаемый kotsubinsk?

26.01.2009, 17:21

И где же Ваш вопрос, уважаемый kotsubinsk?
М-да,заболтался! Правда,что настройка ноты ля Европе чуть больше 440 гц,особенно это относится к Германии?:roll:

29.01.2009, 16:31

Например, в Австрии--да, сплошь и рядом внутри роялей там даже можно найти наклейки типа "A=443 Hz".

29.01.2009, 18:51

Здравствуйте, господа.

Музыкального образования не имею, постигаю все своим умом.
Вопрос: почему эталоном принято 440Hz? Почему не 430 или 450?
Если построить темперированный звукоряд от предложенных частот, не равных 440Hz изменится ли что-то в восприятии? Относительные смещения-то останутся те же... просто базис поменяется...
В школе физику надо было учить.:-)

29.01.2009, 19:01

В школе физику надо было учить.:-)
440 Гц - это частота чистого тона - камертона, которым является нота ля.
Чем выше частота, тем выше тон. Человеческий организм может воспринимать звуки, частотой от 20 до 20000 Гц. То что меньше - инфразвук, то что больше - ультразвук.
Даже если и так...
Почему именно 440:roll:
Почему не 20000, раз уж
Человеческий организм может воспринимать звуки:roll: Или не 20:roll:
Увы, ни Вы, ни школьная физика на поставленный вопрос ответа не даёте...

Например, в Австрии--да, сплошь и рядом внутри роялей там даже можно найти наклейки типа "A=443 Hz".
Разницу между 440 и 443 Гц можно заметить только при сравнении частот. Ни один абсолютник этой разницы напрямую не услышит. А вот яркость тембра инструмента может увеличиться.

Предположим, Вы сделали рояль, и обнаружили, что он звучит тускловато? Что Вы делаете? Пилите чугунную раму и добавляете немного длины для струн? Конечно нет. Вы просто настраиваете инструмент так, чтобы, не слишком заметно отклоняясь от стандарта, улучшить качество его звука. :)

29.01.2009, 19:03

440 Гц - это частота чистого тона - камертона, которым является нота ля.
Коротко и ясно.

29.01.2009, 19:10

Коротко и ясно.
Глупо.

Вы отвечаете:

29.01.2009, 19:12

Вы отвечаете:
"Потому что 440 Гц - частота ля1" :evil:

Я что делаю?

29.01.2009, 20:59

Глупо.
Вопрос был: "Почему ля1 440 Гц".
Вы отвечаете:
"Потому что 440 Гц - частота ля1" :evil:

Или Вы вопрос не прочитали? :roll:
Это совсем не глупо.






Это элементарно.

29.01.2009, 21:53

Это совсем не глупо.
Объясняю. Существуют объективные характеристики звука и субъективные:

Громкость, которая определяется амплитудой, чем больше амплитуда, тем громче звук
высота тона, определяющаяся частотой, чем больше частота, тем выше тон звука
тембр, то есть окраска, определяющийся совокупностью обертонов.
Звук, соответствующий самой низкой частоте, называется основным тоном, все же остальные звуки называются обертонами.
Как я уже писала в предыдущем посте, человеческий организм может воспринимать частоты в пределах 20 - 20000 Гц.
Следовательно, 20 Гц соответствует самому низкому тону (см. 2), частота становилась все больше и больше, а высота тона все выше, пока не дошли до ноты ля, которая соответствует 440 Гц, и так можно до бесконечности.
Для сравнения ля малой октавы имеет частоту 220 Гц, а второй - 880 Гц.
Это элементарно.
ОК, ОК, справочник Вы прочитали. Не спорю:lol:

29.01.2009, 21:57

29.01.2009, 22:01

Как же не даёт? В справочниках всё написано!
Сначала был Камертон! Его на Землю привезли маленькие зелёные человечки с большими ушами!
Вот я так же в самом начале и ответил
http://www..php?t=42070#2
А почему? - А потому! :evil:

29.01.2009, 22:08

Первичный вопрос разбивается на два вопроса:

1. Про происхождение первой октавы ваще.
2. Почему именно ноту Ля первой октавы выбрали для калибровки.

А все обсуждения нам показали, что 440 герц - это действительно некоторое случайное число из диапазона примерно 400-450.

29.01.2009, 22:23

Штудгартская конвенция 1836го года приняла ля 440гц как компромисс между принятой ранее наполеоном ля 435гц,и задранными уже к этому времени кое где под 460гц.
В штатах некоторые биг бенды до недавнего времени играли 457.Саксофоны до сих пор попадаются в настройке 457.

29.01.2009, 22:24

Почему именно ноту Ля первой октавы выбрали для калибровки

Да очень просто. Это у русских, у итальянцев и у французов есть практика сольмизации, т.е. ноты распевают на "до", "ре", "ми" и т.д. Причём изначально эти названия не были привязаны к звуковой высоте, только к ступени звукоряда. Ещё точнее - названы они по первым слогам гимну Св. Иоанну. "си" добавили позже, вместо "до" была "ут" - вроде у французов и сейчас так.

А у нас ноты называются по буквам: A-B-C-D-E-F-G-H. Именно таким и был изначально звукоряд клавишных: ля-си бемоль-до-ре-ми-фа-соль. Позже добавилась си без бемоля. В англоязычные страны это пришло позже (у них вообще музыка развивалась медленнее, чем на территории нынешней Германии) и по неграмотности они си стали называть B, а не H, как у нас. Так и осталось: у нас H, у них B. Поэтому у них бывает дикое для нашего глаза сочетание B с бемолем - у нас такое может написать только неграмотный первоклассник! :)

Естественно, для калибровки брали первую ноту звукоряда, т.е. A. По-русски "ля". С течением времени типичный звукоряд клавишных стал начинаться от "фа", потом у органа перешёл на "до", но калибровка по "ля" так и сохранилась. А зачем её менять? она ничем не хуже любой другой...

29.01.2009, 22:25

29.01.2009, 22:29

Ага, именно на таком саксофоне играет Бутман, то-то я думаю, почему у меня от него голова болит))

Вы же доктор,неужто и таблетки нет у Вас?(от Бутмана)

29.01.2009, 22:30

Разницу между 440 и 443 Гц можно заметить только при сравнении частот. Ни один абсолютник этой разницы напрямую не услышит. А вот яркость тембра инструмента может увеличиться.Ну да, кто же спорит, напрямую это практически незаметно, зато вот меняется не только тембр инструмента, но и, например, технические возможности в исполнении у тех же духовых...

Предположим, Вы сделали рояль, и обнаружили, что он звучит тускловато? Что Вы делаете? Пилите чугунную раму и добавляете немного длины для струн? Конечно нет. Вы просто настраиваете инструмент так, чтобы, не слишком заметно отклоняясь от стандарта, улучшить качество его звука. :):-) Ну, думаю, в Австрии это вызвано не тусклостью звучания роялей (в конце концов, такие наклейки можно видеть и в эндемичных "бёзендорферах", и в "фациоли", и в "стейнвеях"...)

29.01.2009, 22:37

:-) Ну, думаю, в Австрии это вызвано не тусклостью звучания роялей (в конце концов, такие наклейки можно видеть и в эндемичных "бёзендорферах", и в "фациоли", и в "стейнвеях"...)
Что закажешь - то и сделают. У немцев заказчик - во главе угла:lol:

29.01.2009, 22:41

напрямую это практически незаметно, зато вот меняется не только тембр инструмента, но и, например, технические возможности в исполнении у тех же духовых

Если следовать этой логике со времён Амати и Страдивари тембр значительно улучшился(ля было 405гц)

Технических возможностей завышение строя духовым не прибавит,а вот головной боли по поводу фальши всех(!!!)остальных нот кроме настроеной это может.

30.01.2009, 00:04

человеческий организм может воспринимать частоты в пределах 20 - 20000 Гц

Очень условные частоты. Усреднённые. Кто-то и ниже (20 Гц) слышать может, а кто-то и 25 Гц не слышит.

Тем более, что 20 Гц это далеко не ля (низкие ля там 55 и 27,5 Гц).

30.01.2009, 00:06

У французов и сейчас стандарт a1=435 Гц...

Это как? Нормальные вроде французские инструменты... или это шутка?

30.01.2009, 00:29

Это как? Нормальные вроде французские инструменты... или это шутка?
Это не шутка. Это стандарт. :evil:

Но надо иметь в виду: стандарт - это то, что на заводе. А я свои инструменты всё равно настраиваю так, как мне нравится:lol: Хочу - 438 Гц сделаю. Пока оркестранты "надышат", Gedackt все 443 станет. Так в жизни. Циферки с Герцами - это для частотомера. Практика - несколько иначе. :lol:

30.01.2009, 01:43

Для духовых это очень неудобно. Особенно для гобоя. Если флейта ещё может нормально построиться в некотором интервале (у меня, например обычный строй - 442-443 Гц, но без особой фальши могу и пониже, и повыше сыграть), то для тростевых это сложнее.

30.01.2009, 01:50

Да - струнникам подавай всё время повыше, сопранам подавай пониже... Лучше всего вообще держать частоту a1 в секрете! :lol: Всем спокойнее будет! :lol:

Но факт: частота настройки позитива (центральный инструмент в Continuo) сильно зависит от температуры. Примерно 3 Гц на 2 градуса изменения температуры для a1.

30.01.2009, 02:14

30.01.2009, 02:23

Может быть, но струнники физически могут перестроиться.
А вот если мне дадут флейту, где ля1 435 Гц, то интонировать (в ансамбле) будет сложно.
У струнников то же самое: проблемы с интонацией. Только при пониженном строе.

30.01.2009, 04:46


В общем, я к тому, что вообще есть же французские инструменты - гобои, кларнеты, саксофоны - вроде все хорошие и строят по-нормальному...}