Протокол методики розовый куст. Мотив «Куст розы. Тест «Мой автопортрет»


Рисуем своего внутреннего ребенка

Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши. Расслабьтесь, прикройте глаза и постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка: какое у него выражение лица, какого цвета глаза, сколько ему примерно лет и т. п. Задержите этот образ в своем воображении на некоторое время, затем мысленно поблагодарите ребенка, что он был с вами. Если это будет трудно сделать, начните вспоминать одежду, которую вы носили в детстве, или что-нибудь другое. И вы непременно увидите своего внутреннего ребенка на своем визуальном экране. Теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте его. Самое главное не бойтесь, что рисунок не получится. Знайте, как бы вы ни нарисовали, это нарисовали вы и ребенок на рисунке, каким бы он ни был, ваш. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, гуашью или акварельными красками так, как увидели ребенка в своем воображении. Теперь ваш внутренний ребенок проявился полностью, и вы можете на него посмотреть и спросить, что бы вы хотели для него сделать?

Подарок своему внутреннему ребенку

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.

Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет

Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет

Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года

Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан .

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Страница 1

В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок. Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер.

Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»), его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения сексуальных расстройств.

Исследования показали, что в славянской культуре мотив «куст розы» также оказался диагностически и психотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапы развития процесса имагинации, которые являются существенными для развития процесса диагностики.

После проведения предварительной беседы с сидящим в удобном кресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию по методике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу. После чего пациенту предлагается представить «луг».

После возникновения образа пациент дает его общую характеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективные оценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года, времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, о растительности на лугу. Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в характере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом. Спустя 3-5 минут работы по технике мотива «луг» пациенту предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляется где-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описание дает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо по классификации Васильченко.

На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указывает основания своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональный чувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этот этап соответствует платонической фаза развития либидо.

Трудности в выборе конкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетании понятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитии платонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведения соответствующей диагностики и психокоррекции.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечает их, излишне легкомыслен.


Помощь близких людей в преодолении депрессий
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии. В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных: · помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коем случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его...

Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его пос...

Выводы и заключение
В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества. Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества. Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя...

Методика "Розовый куст" в работе с педагогами.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.
7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже
8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.
9. Затем представьте себя розовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.
В заключении могу сказать, что педагогам понравилось данное упражнение, было много интересного и необычного.

Существует множество модификаций данной методики. В данной статье будет рассмотрено несколько из них.

1 . Данная методика описана у двух авторов Дж. Алан "Ланшафт детской души" и у В. Оклендера "Окна в мир ребенка". Они рассматривают розовый куст как метафору человека, его состояния, как отражение внутреннего мира. Методика позволяет получить информацию о внутреннем мире клиента, однако она не может быть основанием для точного диагноза.


Предлагается клиенту удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться, сконцентрироваться на дыхании, на телесных ощущениях… "Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?"

Через несколько минут просим открыть глаза, и нарисовать себя в виде розового куста.

Варианты дальнейшей работы могут быть разными.

Выслушиваем рассказ автора о своем рисунке, задаем уточняющие вопросы. Такая форма работы имеет диагностическую направленность. Прежде всего, обращаем внимание на то, нравится ли возникший образ клиенту, является ли для него комфортным.

Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов ребенка, или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.

Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.

Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.

О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.

Признаками благополучия являются позитивные образы: пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом в другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.

2. В. Стюард пишет: “Роза, как и лотос, часто используется для олицетворения сердцевины человеческого бытия, а раскрывающаяся роза нередко символизирует разворачивающуюся психику… Если розовый куст берётся как олицетворение личности, легче увидеть, как можно использовать тему… Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой – другое, а куст, на котором все цветы завяли и поникли, – что-то ещё”.

Методика «розовый куст» символизирует эмоциональную сущность человека.

Инструкция:

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом, расслабьтесь.

2. Затем представьте себе розовый куст с множеством прекрасных, распустившихся цветов и совсем еще маленьких, закрытых бутонов… Остановите свой взгляд на одном из таких нераскрывшихся бутончиков. Пока еще он окружен зеленой чашечкой, однако на самом его верху уже можно разглядеть первый проглядывающий розовый лепесток. Сосредоточьте все свое внимание на этом цветке.

3. И вот уже зеленая чашечка начинает постепенно раскрываться. Становится видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, открывая все новые лепестки.

4. Наконец, все лепестки раскрылись – цветок полностью распустился. Ощутите его прекрасный аромат.

5. После чего представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает свой свет и тепло нежному цветку.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже…

8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.

9. Затем представьте себя розовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.

Источники:

1. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/08/27/metodika-rozovyy-kust

2. https://www.b17.ru/article/33432/

3. http://www.fineplogic.ru/fplos-270-1.html

4. Картинка: http://sova-golova.ru/wp-content/uploads/2011/09/куст-розы-бутон-300x201.jpg

Роза, без сомнения, истинная королева красоты, среди цветов. Распускающаяся роза — подобна человеку, готовому к постоянному развитию, открытому к встречам со всем новым, неизведанным и интересным. Психологи, практикующие метод символдрамы, уверены: заглянув в раскрывающийся розовый бутон, мы имеем возможность увидеть там много увлекательного и неожиданного, получить ответы на важные вопросы и, возможно, даже обнаружить в самой сердцевине цветка саму себя…Главное – включить фантазию.

Но сначала несколько слов о самом методе символдрамы. Его еще называют «сновидениями наяву» или «психоанализом с помощью образов». Основатель этого направления — немецкий психотерапевт Ханскарл Лейнер. А протекает сеанс примерно так. Человеку, удобно расположившемуся в кресле или лежащему на кушетке, предлагается представить какой-то определенный образ, например Луг, Дом, Гору, Пещеру, Ручей, Опушку леса или даже Ведьму на метле. Клиента просят полностью расслабиться, и сосредоточиться на видениях, возникающих перед его внутренним взором, не забывая во всех подробностях рассказывать терапевту обо всем, что происходит в его воображении.

В итоге, находящийся практически в трансе, ублаженный мягким, убаюкивающим звучанием голоса терапевта клиент повествует вроде бы о Ручье, Лесной опушке или Цветке, а на самом деле,в символической форме описывает свою собственную жизненную ситуацию.

А теперь вернемся к нашим розам, а точнее – к розовому кусту. Это упражнение – медитация, с помощью которого можно осуществить удивительное путешествие в собственное подсознание и открыть в себе внутренние резервы для более гармоничной жизни.

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом, расслабьтесь.

2. Затем представьте себе розовый куст с множеством прекрасных, распустившихся цветов и совсем еще маленьких, закрытых бутонов… Остановите свой взгляд на одном из таких нераскрывшихся бутончиков. Пока еще он окружен зеленой чашечкой, однако на самом его верху уже можно разглядеть первый проглядывающий розовый лепесток. Сосредоточьте все свое внимание на этом цветке.

3. И вот уже зеленая чашечка начинает постепенно раскрываться. Становится видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, открывая все новые лепестки.

4. Наконец, все лепестки раскрылись – цветок полностью распустился. Ощутите его прекрасный аромат.

5. После чего представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает свой свет и тепло нежному цветку.

6. Загляните в самую сердцевину розы. Там вы увидите лицо некоего мудрого существа. Вы сразу ощутите его доброту, заботу и любовь – он хочет вам помочь и знает, как это сделать.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является самым важным на сегодняшний день. Задайте вопрос, который больше всего волнует вас в эту жизненную минуту. Может быть вам будет вручен некий предмет или подарок. Не отказывайтесь от него. Попытайтесь разобраться в подсказках и откровениях, которые вы получили, даже если вам не вполне понятен их смысл. Возможно, осмысление придет позже…

8. Теперь отождествите себя с розой. Осознайте, что она и мудрое существо, обитающее в ней -всегда с вами. В любое время вы можете обратиться к ним, попросить поддержки, воспользоваться какими-то их ресурсами и качествами. Потому что вы и есть эта самая роза. Те силы, которые вдохнули жизнь в этот цветок, дают возможность и вам раскрыть вашу сущность, ваш внутренний потенциал.

9. Затем представьте себярозовым кустом, корни которого уходят в землю, питаясь ее соками, а цветы и листья устремлены к солнцу, греясь в его ласковых лучах. После чего откройте глаза.