Распространение русской культуры за рубежом. Русское культурное наследие за рубежом. Русские центры за рубежом

Чалина Алина

В своей работе я хотела показать, что, несмотря на разноплановость творений деятелей культуры русской эмиграции, в их творчестве была объединяющая основа, «стержень», делающий все многочисленные произведения в области литературы и искусства явлением, обозначаемым как «культура русского зарубежья».

Для современного школьника, проблема национального самосознания очень важна. Поэтому тот факт, что писатели-эмигранты продолжали творить на родном языке, меня заинтересовал. Я понимала, что это обусловлено, в первую очередь, национальным самосознанием, гордостью принадлежности к русской нации, стремлением оставаться русскими. В то же время национальное самосознание невозможно без родного языка, так как «язык есть имя нации».

Тема эта актуальна, так как сегодня она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей стране. От чувства национального самосознания зависит отношение молодежи к своей стране, а значит и к окружающим их людям (родному народу). Исследование этой проблемы дает возможность молодежи оценить уровень преданности и принадлежности себя к нашей стране. От понимания этой проблемы зависит вклад конкретной личности в культуру, искусство и ещё множество областей социальной жизни человека. Мы переосмысливаем наше прошлое, избавляемся от привычных стереотипов и уже можем оценить произошедшее, сейчас русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии.

Я поставила перед собой задачи:

  • · осветить причины вынуждающие людей покинуть свою Родину;
  • · показать русское зарубежье в его многообразии;
  • · показать значение эмиграции для русской культуры.

Для написания реферата я использовала журнальные статьи, литературу и интернет в которых показано, что россияне, выкинутые за пределы своей Родины в результате глобальных исторических катаклизмов XX века, являются неотъемлемой частью национального достояния России.

Научная новизна проблемы исследования состоит в том, что в ней проводится более детальное выяснение некоторых аспектов вопроса. Исследуется процесс объединения российских соотечественников, проживающих за рубежом, как комплексная проблема, от решения которой зависит настоящее и будущее русского зарубежного мира.

В моем реферате пойдет речь о людях, вынужденных по разным причинам покинуть Родину – русской интеллигенции. Разные мотивы побуждали их к этому: политические, экономические, религиозные. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от привычных оценок, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца раскрытая и осознанная. Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.

Цель моего исследования состоит в оценке и выявлении возможности объединения российских соотечественников за рубежом, теоретической и практической значимости этого процесса для культуры Российской Федерации.

Предметом исследования является «культура русского зарубежья» и происходящие в ней процессы консолидации в современных условиях политики России в отношении соотечественников.

Практическая и научная значимость исследования состоит в том, что в ней рассмотрены и систематизированы знания по вопросам единения русской культуры за рубежом. Собранный материал позволит лучше понять проблемы русского зарубежья в создании полноценной российской диаспоры, устойчивой к ассимиляции, объединенной исторической памятью, языком, национальной, культурной, религиозной и цивилизационной идентичностью. Именно такая диаспора сможет служить эффективной опорой и союзником России. В данном контексте исследование проблемы приобретает особую актуальность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ № 514 г. Санкт-Петербург

195220 Санкт-Петербург, пр. Непокоренных д.12, корп. 2.

Телефон: 534-49-19 или 534-49-18.

Всероссийский конкурс старшеклассников

«Идеи Д.С. Лихачева и современность»

Русская культура за рубежом

Творческая работа

ученицы 11 класса

ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга

Чалиной Алины Игоревны.

Педагоги - наставники: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга Калугина Светлана Александровна, Чугурова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы

4. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920–1970). Париж, 1971. С. 12–13.

5. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг.- М., 1998 - С. 69-74

Русская культура простирается далеко за пределами нашей родины. Так считает и Министерство культуры РФ, которое решило создать электронную базу объектов культурного наследия России за рубежом. В неё внесут описания и фотографии находящихся за границей монастырей и храмов РПЦ, некрополей, кладбищ, захоронений и памятников, посвящённых выдающимся российским деятелям. Также будет разработана карта русского культурного наследия, на которой отметят наиболее значимые объекты. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми из них уже сейчас.

1. Пюхтицкий Успенский монастырь, Эстония

Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский ставропигиальный монастырь, расположенный в эстонской деревне Куремяэ. Он был основан ещё в 1891 году и с тех пор никогда не закрывался.

2. Русское кладбище Кокад, Франция


Русское кладбище Кокад, расположенное на западной окраине Ниццы, было открыто в 1867 году. На нём похоронено более 3000 русских подданных, умерших во Франции, и вынужденных эмигрантов после событий 1917 года в России.


3. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Франция


Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже — самое крупное русское зарубежное кладбище. Основанное эмигрантами в 1927 году оно до сих пор является местом паломничества для многих россиян. Здесь похоронены такие известные культурные деятели, как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Константин Коровин, Андрей Тарковский.


4. Свято-Троицкий монастырь, США


Свято-Троицкий монастырь – крупнейший и старейший монастырь Русской православной церкви в США. Он был построен в 1929 году в Джорданвилле. При монастыре сегодня действует духовная семинария, издательство, иконописная мастерская, библиотека и исторический музей.


5. Памятник Фёдору Достоевскому, Германия


В 2006 году в Дрездене был открыт памятник Фёдору Достоевскому. Установлен он в немецком городе, где часто бывал русский писатель. Именно в Дрездене Достоевский написал романы «Вечный муж» и «Бесы».


6. Собор Александра Невского, Франция


Собор Александра Невского в Париже был возведён в середине XVIII века по проекту архитекторов Романа Кузьмина и Ивана Штрома. Его возведение у французов вызвало такой оживлённый интерес, что к пожертвованиям на строительство присоединились даже иностранцы-католики и протестанты.


7. Памятник Петру I, Бельгия

В Бельгии есть монумент, посвящённый Петру I, который установили в Антверпене в 1998 году. Интересно, что в этом городе существует закон, запрещающий ставить памятники политическим деятелям. Исключение было сделано только для российского императора.

8. Памятник А.С. Пушкину, Эфиопия


Первый памятник русскому поэту Александру Пушкину на Африканском континенте был установлен в столице Эфиопии Аддис-Абебе в 2002 году. Бронзовый бюст работы скульптора Белашова призван напомнить местным жителям об африканских корнях «солнца русской поэзии».

9. Памятник Льву Толстому, Индия

В Индии есть целых два памятника Льву Толстому, его именем также названа одна из центральных улиц столицы. Такой любовью к русскому классику индийцы обязаны Махатму Ганди, который восхищался автором «Войны и мира» и часто его цитировал.

В истории русской художественной культуры XX в. особое место занимает русская зарубежная культура. Ее возникновение произошло в результате добровольной и насильственной эмиграции деятелей русской культуры на Запад. Многие из русских эмигрантом посвятили свою жизнь реконструкции русской культуры на чужбине.

Железный занавес, отделивший Советскую Россию от всего остального мира, разделил единую русскую культуру на две части. Поскольку пребывание русской интеллигенции за рубежом расценивалось как предательство, то и о творческих достижениях представителей интеллигенции умалчивалось, а биографические факты многих оказавшихся за рубежом искажались. Было распространено мнение, что русской культуры за рубежом не существует, а проживающая там творческая и научная интеллигенция медленно деградирует.

Реальные же факты свидетельствовали об обратном. Так, представителями русской культуры за рубежом были созданы Русский богословский институт, Русская консерватория имени С. В. Рахманинова, Союз писателей и журналистов, а также другие учебные заведения, культурные учреждения и творческие сообщества. Русские деятели культуры не только продолжали развивать за рубежом традиции русской культуры, но и оказывали огромное влияние на мировую художественную культуру. Свидетельством тому является деятельность оперного певца Ф. Шаляпина, композиторов С. Рахманинова, И. Стравинского, балерин А. Павловой, М. Кшесинской, Т. Карсавиной, художников И. Репина, А. Бенуа, М. Шагала, философов Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Булгакова и многих других.

До 1923 г. центром русской литературной эмиграции считался Берлин, где издавался еженедельник «Накануне». Затем культурным центром русского зарубежья стал Париж, где началось издание «Русской библиотеки», в котором были напечатаны работа И. Бунина, В. Набокова, И. Шмелева.

Первая волна эмиграции не была единственной, но она была самой мощной в творческом отношении. Она смогла подготовить почву для тех, кто позднее добровольно или принудительно покинул Советскую Россию по политическим убеждениям и также включился на Западе в творческий процесс. Так, в 1976 г., обвиненный в создании «антипатриотических» произведений, вынужден был покинуть страну скульптор Э. Неизвестный. В годы «застоя» были насильственно высланы А. Солженицын, В. Аксенов, В. Войнович, чьи книги стали известны на родине только в период перестройки.

Современная культурная жизнь России остается сложной и противоречивой. Отсутствие единой государственной концепции культурного развития страны и недостаточное финансирование пагубно влияют на состояние культуры. Россия перестала быть самой читающей страной мира, любители музыки, театра часто не могут видеть и слышать выдающихся исполнителей, которые большую часть своего времени выступают за рубежом, из культурного обиходы уходят отечественные фильмы глубокого духовного содержания. В то же время изучение истории мировой художественной культуры убеждает нас, что какие бы трудные времена она ни переживала, рано или поздно обязательно наступает возрождение, поскольку, пока жив человек, он стремится реализовать свои духовные переживания.

Библиографический список

Батракова С.П. Художник XX в. и язык живописи. М., 1996. Западное искусство XX в.: Классическое наследие и современность. М., 1992.

История России. XX век. М., 1996.

Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.

Кондаков И.В. Культура России. Русская культура: Краткий очерк истории и теории. М., 2000.

Модернизм : Анализ и критика основных направлений. М., 1987. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. М., 1997.

От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М., 1993.

Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939. М., 1994.

Россия на рубеже веков. М., 2000.

Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М., 1993.

Современное западное искусство. XX в.: Проблемы и тенденции. М„ 1982.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX- XX вв. М., 2004.