Равель сообщение. Биография. Период учёбы в консерватории

Жозеф Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке под названием Сибур, что во Франции на границе с Испанией (сейчас там расположен департамент Атлантические Пиренеи). Там служил его отец, который был инженером-путейцем. Именно он, так обожавший музыку, передал это чувство и сыну. Уже в 1882 году мальчик начинает обучаться игре на фортепиано по наставлениям А.Гиза, а в 1887 изучает музыкальную гармонию под руководством Ш. Рене. Через 2 года он поступит в Парижскую консерваторию и закончит ее по классу фортепиано. Юное дарование будет поддерживать знаменитый пианист того периода и его преподаватель Ш. Берно. Когда он познакомится с «запрещенным» творчеством Эрика Сати, который был очень экстравагантной личностью и считался родителем импрессионизма в музыке, у молодого музыканта проснется желание импровизировать и сочинять композиции. Точно так же на него повлияет творчество пианиста Риккардо Виньеса, который вдохновит его на создание своих собственных произведений. Через тридцать лет он будет благодарить их за пробуждение в нем музыкальной силы, а самого Сати назовет своим «Прекурсом», тоесть «Предтечей».

Окончив консерваторию, он стал писать произведения. Под впечатлением своего преподавателя на последнем курсе обучения Габриэля Форе и по его инициативе он создал серию композиций: «Античный менуэт», «Павна на смерть инфанты» и «Хабанеру». Но будучи молодым и малоизвестным композитором Морис Равель не получает достойного внимания среди профессионалов и в академических кругах. В 1901, в 1902 и в 1903 году он принял участие в конкурсе Римской премии и все три раза остается ни с чем. В первом году его обходит Андре Капле, во втором ученик Ш. Ленве Эмэ Кунцу, а в следующий раз он уступает место известному композитору Раулю Лапарро и еще одному ученику Ленве. В 1904 году он пропускает конкурс, ибо собирается с силами и готовит новую программу для последней попытки получить премию. Последней, потому что ему должно было исполниться 30 лет, а это был предельный возраст для участия в конкурсе. И так, в 1905 году он выпрашивает для себя место в конкурсе, хотя уже на тот момент он был очень популярным и его часто приглашали на разные концерты. Но тут зарождается большой скандал вокруг Равеля. Четвертая попытка выступить на конкурсе с великим треском обрывается. Жюри, членами которого были Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, комментировали свой отказ тем, что, Равель не проходит возрастное ограничение и является «очень старым» кандидатом (хотя на тот момент ему еще нет 30-ти). Так рушится мечта Равеля получить премию и стать самым старшим лауреатом Римской премии (самым младшим был Эмиль Паладиль). Настоящей же причиной отказа жюри принять участие в конкурсе было простое раздражение последних. Их бесила «антимузыкальная, буйная деятельность» Жозефа Мориса, они недоумевали и не принимали его красочные композиции с четкой импрессионистской эстетикой, которые на тот момент уже завоевали популярность среди народа (взять хотя бы его «Игру воды»). Такое отношение великого жюри к музыке Равеля вызвало огромную негодующую бурю эмоций среди других музыкантов и музыкальных издательств. Чуть позже скандал разразился с новой силой и стал более агрессивным, более острым, когда стало известно, что все участники конкурса Римской премии, начиная с 1905 года, были учениками одного учителя. Им был Шарль Леневе. Тогда газетные заголовки пестрели яркими, буйными, антикоррупционными и просто колкими замечаниями и возмущениями многих творческих личностей: писателей, композиторов, художников, поэтов, людей, которые любили и уважали музыкальное искусство.

На Равеля отказ академиков подействовал плохо, но внешне он оставался спокойным, никак не проявляя свое оскорбление. Чуть позже за него заступится влиятельный музыкальный критик Жан Марнольд, который активно выступал за любое проявление импрессионизма. Он выпустил статью в журнале «le Temps» 15 мая 1905, в которой очень негативно отзывался об академиках и предлагал разогнать эту кучку педантов и жуликов - лицемерных Паладия, Дюбуа и Леневе.

Эти три человека, по мнению большинства, представляли собой объединение трех понятий - «Академия», «Консерватория» и «Профессура». Они ассоциировались с тем, что всегда противостояли зарождению живости и всяческим нововведениям в искусстве. Скандал приобрел огромные размеры, в котором персона Равеля занимала центральное место. Благодаря ему, о композиторе узнали во всех слоях общества, его популярность и авторитет возросли. Музыкальная сторона Парижа стала живее и динамичнее. Эти все события привели к уходу с поста директора консерватории Теодора Дюбуа, а его место занял Габриэль Форе. Так начался новый период творчества Парижской консерватории.

Морис Равель, не выиграв Римскую премию на конкурсе, тем не менее, получил всеобщее признание и уважение. Он стал победителем в глазах музыкального общества и навсегда порвал с академическими кругами. В 1905 году он становится центральной фигурой в культурной жизни Франции: его сочинение издаются во всех печатях, ставятся во всех концертах, все его знают и о нем говорят. Как представитель импрессионизма он становится на один уровень с лидером этого течения Клодом Дебюсси, которого он очень уважал.

Когда началась война с Германией, композитор был призван в армию, однако не прошел по армейским стандартам из-за маленького роста и недостаточного веса. Но Равель хотел участвовать в войне и через три месяца, использовав все свои связи, добился принятия его добровольцем в автомобильный дивизион, где провел чуть больше трех лет. Война подорвала его здоровье и в 1918 году его отлучили от армии по болезни.

После войны Равель отходит от сочинения опер и начинает создавать инструментальные пьесы, появляется сюита «Гробница Куперена». Он знакомится с известным русским постановщиком С. Дягилевым, который в Париже ставил свои русские сезоны. Они начинают сотрудничать, так появляется балет «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля. На главную роль приглашен знаменитый русский танцовщик В. Нижинский. После этого рождается еще один балет - «Вальс», который после премьеры будет чаще использоваться отдельным произведением. Возрастает слава Мориса Равеля. Но она начинает угнетать его, и музыкант меняет Париж на Монфор-Ламори.

У Мориса Равеля было много концертных выступлений по всей Европе. Во всех странах его ждал теплый прием и радушная публика. Он создает блистательную оркестровку к «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского. Об этом его просит русский дирижер С. Кусевицкий. Выполнение этой просьбы приводит к зарождению его самого знаменитого сочинения «Болеро». Идею этой работы подает балерина Иде Рубинштейн.

В «Болеро» автор объединил ритмы испанской музыки и классические традиции, создав строгую последовательность частей. Главную роль в этом балете исполняла известная балерина России Анна Павлова. В 1925 году М. Равель создает оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)». В нем впервые прозвучал элифон - музыкальный инструмент композитора, виртуозно подражающий порывам ветра.

Свое второе концертное турне по Европе М. Равель провел в 1932 году совместно со знаменитой пианисткой Маргаритой Лонг. Балет «Жанна д’Арк» зарождается в этот период, но ее написание было прервано автомобильной катастрофой. Композитор получает черепно-мозговую травму и с 1933 года его мучает серьезное неврологическое заболевание. Будучи тяжело больным, он создает последнее его творение, которое получит название «Три песни». Это произведение было написано к фильму «Дон Кихот» - первому фильму со звуком. Главная партия создавалась для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Морис Равель не перенес черепно-мозговую операцию и скончался в 1937 году 28 декабря. Его похоронили в Леваллуа-Перре.

Необычайный талант, чувственность и оригинальность - вот что отличало от других композиторов Мориса Равеля, краткую биографию которого мы рассмотрим в этой статье. Несмотря ни на что, ему музыка до сих пор понятна и мила слушателям всего мира.

Место рождения композитора

Волны Атлантического океана бьются о пляжи Биарицца, города на юго-западном побережье Франции. Люди приезжают сюда, чтобы поправить здоровье, вдохнуть глоток бодрящего воздуха, насладиться великолепными пейзажами и убежать от городской суеты. Для французов это место - край света. Вы далеко уезжаете от Парижа, но всё ещё во Франции, рядом с великими горами, отделяющими Францию от Испании.

К югу вдоль побережья расположен другой, менее известный город - Сен-Жан-де-Люз. Это морской порт, ставший сегодня туристическим курортом. В его пригороде - Сибурне, в отдалённой части входа в гавань стоит дом, где в 1875 году родился Морис Равель. Краткой биографии ничтожно мало, чтобы описать насыщенную и полную переживаний жизнь великого композитора, однако в этой статье мы осветим самые яркие моменты его биографии и творчества.

Родители Равеля

Мать Равеля была из Сибурна. Там же родился и её сын, которого тут же крестили в церкви за домом. Мать Равеля обладала сильным характером. Она, как это ни удивительно, скептически относилась к религии и невероятно гордилась своим происхождением. В жизни композитора она сыграла важнейшую роль. Отец Равеля был швейцарцем, инженером по профессии. Он жил в Париже и познакомился со своей будущей женой во время поездки в Испанию. Он поддерживал увлечение сына музыкой. Жозеф Морис Равель, биография которого пестрит бунтарскими идеями, очень ценил и уважал отца и всегда интересовался его работой.

Детство композитора

Первые 4 месяца жизни Равеля прошли в Сен-Жан-де-Люз, а затем семья стала жить в Париже. Молодой человек вернулся сюда только спустя 20 лет. Семья Равеля была обеспеченной, и его музыкальное увлечение поощрялось. Живя в индустриальном и распущенном районе, этот человек довольно рано столкнулся с мрачными реалиями жизни.

Согласно биографии Мориса Равеля, мальчик отличался некрупным телосложением, с ранних лет у него была необычная внешность и слабое здоровье. Уже в 14 он поступил в старую парижскую консерваторию по классу фортепиано, но он был молод, и руки его были маленькими. Когда через 6 лет он окончил учебу, то был не намного выше, а пальцы так и остались короткими. Конечно, он обладал талантом, прекрасно играл, но ему было далеко до его друга и современника Рикардо Виньеса, который тонко заметил: "Равель не любил фортепиано так, как любил музыку". Рикардо был старше Мориса всего на несколько дней.

Равель и его кумиры

В 10-е годы XX века Франция переживала расцвет искусства. Равель любил читать произведения современников, таких как Поль Верлен. Самым первым известным сочинением Равеля стал "Великий чёрный сон" по произведению Верлена. Разумеется, на Равеля оказывали влияние Бодлер и Маларме, и некоторые из их творений композитор переложил на музыку. Он также читал великих классиков: Расина, Корнелли и, конечно же, Мольера. Любовь к литературе Равель пронёс через всю жизнь. Из иностранных литераторов он особенно восхищался Эдгаром Алланом По.

Равель написал куда меньше произведений, чем другие композиторы, но все его сочинения были тщательно продуманы и проработаны. Лишь немногие из них оказались провальными. На каждое произведение уходило максимум усилий. Краткое содержание биографии Мориса Равеля, к сожалению, не может отразить всех его предпочтений, однако по словам современников композитор обладал тонким чувством стиля во всём.

Период учёбы в консерватории

Любимым композитором Равеля в консерватории и в течение всей жизни был Моцарт, однако другие его музыкальные предпочтения принимались профессорами уже не столь одобрительно. Например, он хорошо знал Эрика Сати, жившего на грани нищеты и игравшего в барах. Прославленные музыканты из консерватории его высмеивали, а Дебюсси признавал его неповторимый талант и чувственность. На творчество Равеля также оказал влияние британский композитор Фредерик Делиус, живший в то время под Парижем.

В 20 лет Равеля отчислили из консерватории, и он стал брать частные уроки. В конце концов он понял, что его судьба - сочинительство, и спустя 3 года вновь вернулся в консерваторию. Решающим фактором, возможно, стало то, что выдающийся композитор Эдгар Форе, которым восхищался Равель, был назначен директором консерватории. Он обладал даром ладить с людьми различных взглядов, чем также заслужил уважение героя нашей статьи. Краткая биография Мориса Равеля не описывает, с какими трудностями столкнулся композитор во время учёбы, однако, несмотря на все усилия директора, годы обучения для Мориса не были безоблачными. Его попросили оставить класс гармонии, так как посчитали игру Равеля не соответствующей стандартам.

Великие произведения

Вскоре были опубликованы первые творения композитора: "Менуэт" и "Хабанера". Именно они стали первым шагом Равеля по карьерной лестнице. "Хабанера" - уникальное произведение, свидетельствующее о необычайном таланте музыканта. Хотя он работал меньше, чем другие композиторы, почти всегда ему удавалось создавать неповторимые шедевры. Следующими опубликованными произведениями Равеля стали "Павана усопшей инфанте" и "Рапсодия Шахерезады", которые и по сей день пользуются большим успехом. В консерватории же эти произведения посчитали никчемными, в результате чего Равелю отказали в присуждении Римской премии. После громкого политического скандала с участием профессоров консерватории Равель навсегда остался за бортом музыкальной элиты.

Свою первую оперу "Испанский час" Равель написал позднее, уже имея собственную квартиру в Париже. Наконец, в 1920 году в Париже была предпринята попытка признать достижения композитора с помощью титула шевалье. Титул был присвоен Равелю без его ведома и согласия. Однако тот отказался от такой почести, чем спровоцировал скандал. Он гастролировал по всей Америке и Великобритании в качестве дирижёра и исполнителя своих произведений. В Оксфорде ему дали звание доктора музыки.

Краткая биография Мориса Равеля: последние годы

Опера "Дитя и волшебство" 1925 года была впервые поставлена в Монте-Карло и представляла собой нечто особенное. Затем Равель создал целый цикл произведений специально для пианиста, потерявшего правую руку на войне. В этом же году он написал "Болеро" - самое известное своё произведение. После войны здоровье Равеля пошатнулось. Уже с юности и на протяжении всей жизни композитор страдал различными заболеваниями. Таким образом, в начале 30-х годов Равеля поразило неврологическое заболевание, что привело к смерти в декабре 1937 года.

Вы знаете, кто такой Морис Равель? Краткая биография этого талантливого человека будет изложена в статье, а пока скажем о том, что наш герой является французским дирижером, композитором и одним из видных реформаторов музыкального искусства прошлого века.

Детство

Биография Мориса Равеля, краткое содержание которой будет изложено ниже, начинается с его рождения в марте 1875 года в захолустном местечке Сибур. Ведомостей о его детских годах не так уж много. Известно, что в 1882 году он начинает обучение музыке по классу фортепиано у Анри Гиза. После этого он занимается гармонией с Шарлем Рене. Трепетное отношение к музыке мальчику привил его отец, который был инженером-путейцем и находился на службе, пока его сын рос. В 1889 году молодой парень поступает в Парижскую консерваторию и блестяще её оканчивает по классу фортепиано.

Начало карьеры

Поначалу молодому человеку очень помогал и способствовал его наставник Шарль де Берио, который был знаменитым пианистом своего времени. Настоящий вкус к музыке у Мориса просыпается после знакомства с Эриком Сати: Равель начинает пробовать импровизацию, экспериментировать. Такой перемене могло послужить не только мастерство Э. Сати, но и его личность: он был ярок и экстравагантен. Большое влияние на становление нашего героя оказало знакомство с Рикардо Виньесом - композитором и пианистом. После тесного общения с последним у Равеля ярко проявилось стремление к сочинительству. кстати, пианист называл своим учителем и предтечей.

Заканчивая обучение в консерватории, парень попадает к композитору Габриэлю Форе. Благодаря его влиянию, Равель создает несколько циклов произведений на испанском языке. После окончания консерватории Морис активно пишет. За это время он сочиняет львиную долю своего музыкального наследия.

«Скандальное дело Равеля»

Жозеф Морис Равель (краткая биография в статье) не смог избежать судьбы каждого новатора. Поначалу к нему относились довольно холодно и даже не скрывали этого. Профессиональные академические круги и вовсе не признавали творчество Мориса Равеля. Удивительно, но он три раза принимал участие в конкурсе, чтобы получить Римскую премию. В 1901 году (первая проба) его победил Андре Капле; в 1902 году - Эме Кунцу, ученик Шарля Леневе; в 1903 году - Рауль Лапарра (тоже был учеником Шарля Леневе).

Из-за стольких неудачных попыток Равель не принимает участия в конкурсе в следующим году, но вовсе не потому, что струсил. Он берёт паузу для того, чтобы накопить силы для последнего рывка. Это действительно был последний шанс Мориса Равеля, ведь он подходил к возрастному ограничению конкурса - 30 годам. В 1905 году по настоянию Габриэля Форе Равель таки решается на участие. На этот момент он уже стал известным и узнаваемым в широких кругах. Более того, даже академическое сообщество постепенно его признавало.

Что же делает Морис Равель? Краткая биография сообщает нам о том, что после четвертой попытки слава композитора многократно возросла. Так что же произошло? Равель получил фактический отказ. Ему запретили участвовать в конкурсе в весьма уклончивой официальной формулировке. Причиной были возрастные рубежи, которые тогда ещё не наступили. В итоге Морис Равель так и не смог поучаствовать в конкурсе, что очень его расстроило. Реальная причина заключалась вовсе не в возрасте, а в том, что молодой музыкант раздражал членов жюри своей «разрушительной» музыкой, яркостью и насыщенностью своих произведений. Ещё более их возмущало то, что с каждым годом Морис становился всё популярней. Такое решение судей вызвало огромную бурю протестов, а позже выяснилось, что абсолютное большинство конкурсантов были учениками Шарля Леневе, что заставляло задуматься о неподкупности конкурса.

Жизнь после скандала

Чем жил далее Морис Равель? Краткая биография на этом печальном событии не заканчивается: да, оно выбило его из колеи, но не уничтожило его дух. Равель окончательно сжигает мосты с академическим кругом общения. Публика и интеллектуальное общество полностью поддерживают сторону Мориса, он становится центром всеобщего внимания. Таким образом, он негласно становится вторым лидером импрессионистского движения и сравнивает высоту с таким композитором, как Клод Дебюсси (он всегда был для Мориса образцом).

Наступает время войны, Мориса мобилизуют. К сожалению, его никуда не принимают из-за слишком маленького роста. Он упорно добивается участия в войне, используя всевозможные связи. В конце концов его берут добровольцем. После войны его порывы осмеивались конкурентами. Вскоре композитор знакомится с С. Дягилевым и переходит к созданию эмоциональных пьес и сюит («Гробница Куперена»).

Произведения

Наиболее известные его произведения: «Испанский час», «Дафнис и Хлоя», «Дитя и волшебство» и «Игра воды». Кем был наш сегодняшний герой Морис Равель? Краткая биография для детей будет очень полезна, ведь его жизнеописание мотивирует и вдохновляет никогда не опускать руки.

Последние годы Морис много путешествует. Финальным его творением стали «Три песни», написанные для фильма «Дон Кихот». Умирает маэстро в 1937 году в Париже, после неудачной операции на мозге.

Жозеф Морис Равель (Ravel) (1875-1937) - французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского (1922).

Раннее творчество

Безумие - это повторение одного и того же действия.

Равель Морис

Морис Равель родился 7 марта 1875 года, в Сибуре, во Франции, в смешанной швейцарско-баскской семье, рос и воспитывался в Париже. В 1889-95 и 1897-1905 занимался в Парижской консерватории, где его педагогом по композиции был Габриель Форе - один из ведущих французских композиторов того времени, автор популярного Реквиема и изящных вокальных и фортепианных миниатюр. К началу 1900-х годов Равель снискал признание как незаурядный мастер малой формы. Популярность ему принесла фортепианная пьеса «Павана усопшей инфанте» (1899). Этот образец деликатной ностальгической лирики при всей оригинальности своего гармонического языка все еще отмечен влиянием Форе. Новым словом в фортепианной музыке стали «Игры воды» (1901), декоративными пассажами мелких нот и тонкой дифференциацией фактурных плоскостей предвосхитившие зрелый фортепианный стиль Клода Дебюсси. Особняком среди ранних произведений Мориса Равеля стоит Струнный квартет (1903), стилистически близкий более раннему Квартету Дебюсси, но отличающийся большими масштабами и мощным, блестящим, почти оркестровым звучанием.

Свободный художник

В 1900-1905 годах М. Равель несколько раз участвовал в конкурсе на самую почетную для молодых французских композиторов Римскую премию, но успеха не добился. Оставив консерваторию, он избрал карьеру свободного художника. Годы с 1905 до середины 1910-х были самыми плодотворными в его творческой жизни. Параллельно Дебюсси и независимо от него Равель развивал принципы музыкального импрессионизма (он даже обвинил своего старшего коллегу в присвоении некоторых его идей). Равель разделял с Дебюсси такие особенности импрессионистского письма, как примат модальности над тональностью и свободно разворачивающейся мелодической линии над целеустремленным гармоническим развитием, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок. Подобно Дебюсси, Равель питал особое пристрастие к тембрам флейты, арфы, засурдиненной трубы, разделенных струнных. Вместе с тем Равель в большей степени, чем Дебюсси, был склонен к широкому виртуозному жесту (особенно в некоторых пьесах фортепианных циклов «Зеркала», 1905, и «Ночной Гаспар»,1908) и к ясно очерченным архитектоническим формам.

Морис Равель - французский композитор-импрессионист, вошедший в историю как реформатор музыки начала 20 века. Балет «Болеро», композицию для которого сочинил Равель, и сейчас с успехом идет на сценах мировых театров. Музыкант известен также как критик, пианист и дирижер.

Детство и юность

Музыкант родился в южном французском городке Сибуре в семье инженера путей сообщений. Отец – выходец из Швейцарии, обожал музыку, виртуозно играл на флейте и трубе. Мама по национальности басконка, верно хранила традиции этого древнего народа, живущего на границе Франции и Испании. В детстве Морис часто слышал баскскую музыку, элементы которой в будущем отразились в его творчестве.

Вырос Морис Равель в Париже, куда вскоре после появления наследника перебрались родители. С семи лет мальчика обучали музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Учителями юного дарования стали знаменитости того времени – музыкант и композитор Габриэль Форе, пианист Шарль Берно, которые помогли таланту Мориса раскрыться, и Андре Жедальж.

Путь к получению диплома оказался тернистым и долгим: смелые взгляды, независимость суждений и стремление демонстрировать собственный стиль в музыке руководство консерватории принимало в штыки, Равеля отчисляли на пару лет, восстанавливали, затем снова выгоняли.

Музыка

Преподаватели сразу разглядели талант музыканта. На последних курсах Морисом плотно занялся Форе. По настоянию композитора юноша начал писать музыку. Из-под его пера вышел «испанский» цикл, включивший произведения «Хабанера», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».

Композиция Мориса Равеля «Хабанера»

Однако настоящий интерес к сочинительству проснулся после того, как Морис Равель познакомился с творчеством Эрика Сати. Родоначальник импрессионизма, «музыкальный проказник», который славился экстравагантностью и смелостью, находился в глубоком «подполье». Еще одним кумиром стал пианист Рикардо Виньес.

В первые 15 лет после получения диплома консерватории Равель много работал, создав множество композиций. Но до славы и признания в академических кругах никак не мог дотянуться. Хотя его музыка тогда уже вполне соответствовала критериям произведений искусства, но он слыл новатором, яркая музыка отличалась импрессионисткой эстетикой.


А это раздражало представителей старой школы, особенно композиторов, членов жюри музыкального совета Академии искусств. Молодой человек трижды пробовал силы в состязании на вожделенную Римскую премию, однако неизменно проигрывал соперникам. Четвертая попытка изменила жизнь не только мужчины, но и привнесла новизну в музыкальный мир Парижа.

Неугодному молодому композитору отказали в участии в конкурсе, аргументируя тем, что уже не позволяет возраст. Претендовать на премию разрешалось музыкантам, не достигшим 30 лет. Но Равель еще не успел отпраздновать юбилей (оставалось несколько месяцев), поэтому посчитал отказ неправомерным.

Композиция Мориса Равеля «Игра воды»

Разразился скандал, который в итоге вырос до внушительных размеров – открывались все новые и новые факты о конкурсе и противозаконных действиях членов жюри. Верхушка Академии искусств отправилась в отставку, а у руля встал Габриэль Форе.

А Морис Равель превратился в глазах парижской богемы в героя, популярность музыканта возрастала с каждым днем, в домах разгорались споры по поводу этой любопытной личности, сочинения звучали на концертах и издавались огромными тиражами. По сути, Равель стал вторым после лидером импрессионизма.


Творческую биографию на время прервала Первая мировая война. Морис Равель рвался на фронт, но его браковали – из-за низкого роста. И все же музыканту удалось попасть на войну, три года служил в автомобильном дивизионе и авиационном полку.

После демобилизации композитор продолжил творческий путь, однако работал уже в несколько других жанрах. Если до войны сочинял оперы, то теперь обратился к инструментальным пьесам. Карьера получила новый виток: Морис сочинил «Гробницу Куперена» и завел знакомство с россиянином, постановщиком балетной антрепризы «Русские сезоны» .

Композиция Мориса Равеля «Альборада» из цикла «Отражения»

Это вылилось в интересное сотрудничество – Равель написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс». В первой постановке главная партия досталась легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому.

Звезда Мориса Равеля разгоралась все ярче. Композитор отправился с гастролями по Европе, тепло встретили фанаты в Италии, Англии и Голландии. К французу обращались с заказами именитые представители музыкального мира. Так, в то время Морис написал оркестровку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского для дирижера Сергея Кусевицкого.


Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало произведение для оркестра «Болеро». История создания любопытна. Идею автору подкинула балерина, чье имя гремело на весь мир – Ида Рубинштейн. Работая над партитурой, Равель писал другу, что в ней «нет формы и нет развития», переплелась классика и ритмы испанской музыки.

Впервые «Болеро» Рубинштейн поставила в 1928 году на сцене парижской Гранд-Оперы. Позднее танец стал частью репертуара .

Композиция Мориса Равеля «Болеро»

В последние годы жизни композитор работал мало. В 1932-м, во время европейских гастролей, которые проходили в компании с пианисткой Маргаритой Лонг, музыкант получил серьезную черепно-мозговую травму в автомобильной катастрофе. Точку в творчестве поставило произведение «Три песни», написанное для .

Личная жизнь

Личная жизнь музыканта – тайна за семью печатями. Удивительно, но Морис никогда не имел жены и не оставил наследников. В биографии композитора не видны следы любовниц, имена возможных партнеров мужского пола тоже отсутствуют.

Смерть

В 1933 году у французского композитора диагностировали неврологическое заболевание. Врачи предполагали, что недуг – это следствие травмы, полученной в той аварии.


Спустя четыре года виртуозному музыканту сделали операцию на головном мозге. Хирургическое вмешательство оказалось роковым – Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года. Прах музыкального новатора захоронен в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

  • Отец Мориса, Жозеф Равель, относится к числу французских изобретателей «самоходной повозки» (или автомобиля).
  • Главным кумиром композитор называл .
  • Длительность «Болеро» составляет 17 минут.
  • В 1932 году Равель написал фортепианный концерт для левой руки. С такой просьбой к композитору обратился товарищ, австрийский пианист, потерявший в огне Первой мировой правую руку.

Цитаты

«Для нас, басков, песня и танец – это то же, что хлеб и сон».
«Знаю: для современной музыки почти нет правил. Начинают без всякой надобности с того, что попадётся под руку. Похоже на изготовление дамской шляпки, хотя и менее искусно».
«Мне хотели устроить завтрак с , но я сообразил, что это будет не слишком забавно для нас обоих. Он не знает ни слова по-французски».
«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана».
«Безумие - это повторение одного и того же действия».

Произведения

  • 1895 - «Старинный менуэт»
  • 1898 - «Шехеразада»
  • 1905 - «Отражения»
  • 1907 - «Испанская рапсодия»
  • 1907 - «Испанский час»
  • 1908 - «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи»
  • 1912 - «Дафнис и Хлоя»
  • 1917 - «Гробница Куперена»
  • 1920 - «Вальс»
  • 1924 - «Цыганка»
  • 1925 - «Дитя и волшебство»
  • 1926 - «Мадагаскарские песни»
  • 1928 - «Болеро»
  • 1933 - «Три песни Дон Кихота к Дульсинее»