Разрушение мифов. Разрушение мифов (13 фото). Уолтер Рейли ввез в Англию картофель и табак

СКОЛЬКО У ОСЬМИНОГА НОГ?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: 8
НА САМОМ ДЕЛЕ: 2

При помощи двух задних щупалец он передвигается вдоль морского дна, а остальными шестью едят. В результате сегодняшние морские биологи склонны причислять осьминогов к животным с парой ног и шестью рук.

Дополнительно: в щупальцах осьминога содержится две трети мозга осьминога - около 50 миллионов нейронов, - тогда как оставшаяся треть формой напоминает пончик и располагается в голове октопуса, или «мозговом плаще». каждая из конечностей располагает большой самостоятельностью. Оторванное щупальце продолжает ползать и (у некоторых видов) жить несколько месяцев. Рука (или нога) осьминога живет своим умом.

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ - КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: КУРИЦА
НА САМОМ ДЕЛЕ: ЯЙЦО

Как заметил генетик Дж. Б. С. Холдейн (1892-1964), «Наиболее часто задаваемый вопрос: «что было раньше - курица или яйцо?» То, что его задают до сих пор, говорит об одном из двух: либо многих людей так и не обучили теории эволюции, либо просто не верят в нее».

Птицы эволюционировали из рептилий, а значит первая птица вылупилась из яйца - отложенного одной из рептилий.

Дополнительно: чтобы узнать, какого цвета яйцо снесет та или иная курица, посмотрите на ее сережки. Курицы с белыми сережками несут белые яйца, с красными - коричневые. Цвет куриного яйца зависит исключительно от породы птицы - с кормом он никак не связан.

СКОЛЬКО ШТАТОВ В США?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: 50
НА САМОМ ДЕЛЕ: 46

А вводят нас в заблуждение Массачусетс, Кентукки, Вирджиния и Пенсильвания, которые официально являются содружествами.
Дело в том, что данный статус не дает им никаких особенных конституционных полномочий, так как они сами выбрали это слово по окончании войны за независимость 1775-1783. Данные содружества сами себя так назвали, дабы дать понять, что предпочитают больше не являться колониями, управляемые английской короной, а стали государством, которые управляются «с общего согласия народа».

Вирджиния входила в состав из тринадцати первых американских штатов и первой провозгласила себя содружеством в 1776 году. С тех пор на американском государственном флаге тринадцать красных полос. Пенсильвания и Массачусетс вскоре после этого присоединились в форме содружества, а Кентукки, изначально бывший округом в составе Вирджинии, объявил в 1792 году себя также содружеством.

КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ИЗ КОГДА-ЛИБО ЖИВШИХ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫМ?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: КОБРА, АКУЛА, БОЛЬШИЕ КОШКИ
НА САМОМ ДЕЛЕ: КОМАРЫ

Добрая половина людей, умерших за всю историю человечества - что-то около 45 миллиардов - были убиты самками комаров (самцы кусают только растения).
Комар (или москит) является переносчиком более сотни потенциально смертельных болезней, включая малярию, желтую лихорадку, денге, энцефалит, филяриатоз, элефантиаз (слоновая болезнь). Даже сегодня каждые двенадцать секунд это насекомое убивает одного из нас. На сегодняшний день известно 2500 видов комаров, 400 из которых являются представителями семейства anopheles, и 40 из них способны переносить малярию.

Дополнительно: комаров-самок привлекает влага, молоко, углекислота, телесное тепло и движение. У потных людей и беременных женщин гораздо больше шансов быть укушенными.

СКОЛЬКО КРАБОВ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КИЛОГРАММА КРАБОВЫХ ПАЛОЧЕК?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: ОТ 10 И БОЛЕЕ
НА САМОМ ДЕЛЕ: НИ ОДНОГО

Их рецепт появился в 1970 году в Японии и с тех пор практически не претерпел изменений.

Мясо краба испокон века является неотъемлемым атрибутом японской национальной кухни. А его количество неуклонно уменьшается. Что, в свою очередь, ведет к росту цен крабового мяса. И японские повара начали усиленно искать замену деликатесу.

Они взяли за основу блюдо «Камабоко». Для его приготовления используют филе рыб семейства тресковых, их мясо чисто белого цвета. Филе измельчают, а потом толкут. Получается так называемый сурими-фарш. В него добавляют картофель, соевый соус, крахмал, яичный порошок и ароматизаторы.

Из массы формуют продолговатые палочки и выпаривают их. Во время этой процедуры из мяса удаляется жир. Завершает процесс нанесение полоски пищевого красителя, придающего палочкам присущий крабовому мясу характерный розовый цвет. Вот, собственно, и все.

Так что, кроме названия, ничего крабового в изделии нет!

ОТ КОГО ПРОИЗОШЕЛ ЧЕЛОВЕК?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: ОТ ОБЕЗЬЯН
НА САМОМ ДЕЛЕ: У ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОЙ ОБЕЗЬЯНЫ ОБЩИЙ ПРЕДОК

Всеобщим заблуждением человечества считается, что человек произошел от обезьян, хотя это далеко не так. И даже не от человекообразных.

Теорию, что человек произошел от обезьяны выдвинул, как известно, Чарльз Дарвин, имевший только лишь церковное образование – он был протестантский поп, а ни как не биолог. Кому могло понадобится навязать такую теорию? Ответ прост – у кого есть желание и есть деньги на пиар в газетах.

Человекообразная обезьяна и Homo sapiens произошли от одного общего предка, однако до сих пор ученым так и не удалось найти его. Жил этот неуловимый паренек – от 8 до 5 миллионов лет назад в эру плиоцена.
Далее по цепочке это существо произошло от белкоподобной тупайи, та из ежа, тот из морской звезды. Последние сравнения геномов человека и нашего ближайшего родича шимпанзе говорят о том, что мы разделились гораздо позже, чем предполагалось вначале. Это означает, прежде чем окончательно разойтись 5,4 млн лет назад, мы, скорее всего, скрещивались и производили на свет нигде не отмеченный и на нынешний день вымерший гибридный вид.

При том, что ни одно доказательство, существующее в наше время не исключает того, что человек мог произойти в любом месте планеты, наиболее правдоподобной считается все-таки африканская теория распространения человеческой расы.
Исследования ученых на генетическом уровне подтверждают, что одной из первых популяций вне пределов Африки были коренные обитатели Андаманских островов. Островитяне проживали в абсолютной изоляции на протяжении 60 тысяч лет - дольше, чем аборигены Австралии.

В наше время коренных андаманцев осталось менее 400 человек. Примерно половина из них относятся к двум большим племенам: джарава и сентинельцы, которые не имеют практически никаких контактов с внешним миром. Эта группа, примерно из ста сентинельцев ведёт настолько уединенную жизнь, что ни кому до сих пор не удавалось изучить их язык.

Другие андаманские языки формируют собственную группу - самую древнюю в Южной Азии и не родственную ни какой другой языковой группе. В их наречии всего пять чисел: «один», «два», «ещё один», «еще несколько» и «все». При этом они имеют целых двенадцать слов для описания всевозможных состояний спелости фрукта, два из которых попросту не поддаются переводу.

Андаманцы - одна из двух племеных групп мира, которые до наших дней так и не научились добывать огонь (другая группа - пигмеи Аке, кторые живут в Центральной Африке). Вместо добычи огня у них существует хитроумная процедура хранения и переноски тлящихся полешек и горящих углей в глиняных сосудах. В подобном состоянии угли поддерживаются тысячелетиями и, скорее всего, берут своё начало ещё от доисторических ударов молнии.

Кому-то почудится необычным, но у коренных жителей Андаманских островов достаточно привычное для нас понятие о Боге. Их верховное божество Пулуга - невидимый, постоянный, бессмертный, всеведающий Создатель всего сущего, за исключением зла; он сердится, когда мы грешим, и утешает бедствующих. В наказание людям за их прегрешения Пулугу наслал бурю и великий потоп.
В 2004 году цунами обрушилось на Андаманские острова всей своей силой, тем не менее, как нам известно, ни одно из тамошних туземных племен практически не пострадало.

Всё то, что вы прекрасно знаете, и поэтому даже не собираетесь читать пост, но всё же.

Судя по книге американского автора Ирвинга Вашингона, так и было. Все думали - Земля плоская, но Колумб убедил всех в ином. На самом деле с 4-го столетия до н.э. никто и не думал, что Земля похожа на плоский блин. Колумб же никак не мог доказать, что Земля - круглая, так как он и сам в это не верил! Он считал, что Земля имеет грушевидную форму. Он никогда не бывал в Америке, а добрался только до Багамских островов, которые как раз и имеют грушевидную форму.

Даже если верить в высшие силы (слабость, особенно по утрам понедельников), то при доскональном изучении библии нигде не найти места, что Ева сожрала именно яблоко, а не ананас, банан или даже кокос. Там фигурирует скромное «плод». Никто не спорит, может это было и яблоко.

Все просто уверены, что Ньютон изрек замечательный закон, после того как ему в башню прилетело оно самое. Да и как не поверить — в своем эссе о Ньютоне об этом рассказал сам Вольтер! А узнать он мог только из одного источника, который владел информацией до публикации эссе — от сестры Ньютона — Кэтрин Кондуит.

Микки нарисовал Юб Айверкс, который неимоверно быстро рисовал, и как мультипликатор был бесценен. А вот когда появилась озвучка — да, Дисней лично стал говорить за Микки.

В 1766 Жан Жак Руссо написал о событии, которое произошло якобы 25 годами раньше. Якобы, когда Мария Антуанетта узнала, что во французской деревне у людей недостаточно хлеба, она предложили им есть пирожные. Проблема в том, что в те годы Марии было 11 лет, и еще жила на своей родине в Австрии.

Ван Гог, который за свою жизнь с трудом продал одно полотно (люди того времени понимали качество его картин в разы лучше), перед самоубийством якобы решил начать с уха. Однако отпилил не всё, а махонький кусочек левой мочки. Чего только не сделаешь по пьяни…

Многие уверены (с подачи школьных учителей) — которышка реализовал амбиции, которые возникли из-за комплекса неполноценности, связанным с ростом. На самом деле его рост составлял 168 см, это выше, чем у среднего француза тех лет.

Сэр Уолтер Рейли - исследователь, дамский угодник и одна из самых загадочных и мифологических фигур в английский истории. На современных портретах его рисуют исключительным красавцем, хотя его настоящих портретов найдено не было. Он считался дамским угодником, и, якобы, понравился английской королеве Елизавете I. Правда ли то, что он кинул свой плащ в лужу, чтобы королева смогла ее перейти? Неправда. Правда то, что он не возвращался из путешествия в Америку с первым картофелем и табаком в истории Англии. Хотя утверждают, что Рейли завез картофель в 1586 году, на самом деле первый урожай картофеля был собран в Испании в 1585 году, после чего тот быстро распространился по Европе и даже «пересек» Ла-Манш. Табак же в 1560 году завез во Францию Жан Никот (никотин получил свое название от его фамилии). Так что курильщики всего мира напрасно обвиняют сэра Уолтера Рейли в распространении вредной привычки.

Все знают про Магеллана две вещи: что он совершил кругосветное путешествие, и что во время этой поездки он был убит на Филиппинах. Одно исключает второе. На самом деле Магеллан прошел ровно половину пути: закончил путешествие Хуан Себастьян Элькано, его заместитель.

Уильям Шекспир известен как величайший драматург в истории человечества. Однако большинство его пьес не были его собственными творениями - скорее, творческими адаптациями рассказов, историй и преданий. Пьеса «Трагедия Гамлета, принца Датского», как утверждают историки, была основана на древнем скандинавском предании.

1093 патента: Эдисон - великий изобретатель. Но большинство из его изобретений сделано неизвестными сотрудниками его лаборатории. И, кроме того, за четыре десятка лет до рождения Эдисона электрический свет открыл некто Дэйви Хэмфри. Его лампа могла гореть только 12 часов подряд, и Эдисону пришлось всего-навсего найти подходящий материал для нити, чтобы лампа могла гореть постоянно. Да, достижение, но не открытие.

25 декабря - Рождество. Но нет никаких доказательств ни в Библии, ни где бы то ни было еще, что Иисус родился именно в этот день. Но почему 25 декабря сделали днем рождения Иисуса? Может, потому, что в этот день эллины праздновали день бога Митроса, рожденного девственницей, и одновременно это был День пастуха?

Все знают, что Джордж Вашингтон был первым из 43 президентов США. А вот и нет! Первым был Пейтон Рендольф - именно его выбрал революционный Конгресс. Его первым шагом на высоком посту стало создание Континентальной Армии для защиты от английских войск и назначение на пост главнокомандующего…генерала Вашингтона! Сменил Рендольфа в 1781 году Джон Хэнсон, который направил поздравительное письмо Джоржу Вашингтону после его победы в битве под Йорктауном и подписал «Я, Джон Ханкок, президент Америки». А Вашингтон стал первым всенародно избранным президентом США– но пятнадцатым по счету.

Неопротестанты, равно как и маргинальные псевдохристиане типа "свидетелей Иеговы" любят разрушать ортодоксальные мифы. Чаще эти мифы существуют лишь в их головах, но иногда бывает, что говорят они по существу. Перед нами статья неопротестанта, решившего доказать, что в Церкви не должно быть рукоположения священной иерархии. Сама эта идей несерьезна, но в статье есть много чего и полезного, и правильного. Мой комментарий к статье, который я дал в блоге автора, здесь тоже выставлю, внизу статьи.
______________________

Оригинал взят у vsekh в Разрушение мифов по четвергам...

Миф о рукоположении Тимофея

Помню, как с десяток лет назад я был шокирован, когда услышал в баптистской церкви серию проповедей о так называемом «новозаветном священстве». Предполагалось, что в Церкви Нового Завета должны быть специальные люди, которых надо называть «священство» и только они имеют право на совершение «священнодействий», как то: крещение, причастие, бракосочетание, благословение детей, освящение домов молитвы и т.д.

Тогда еще мне показалось, что это нарушает фундаментальное протестантское убеждение о всеобщем священстве верующих, так как вновь, по ветхозаветному образцу обязывает нас иметь посредников между нами и Богом, тогда как такой Посредник в Новом Завете один — Иисус Христос (1Тим.2:5). Я и до сих пор считаю, что хотя у каждого члена Церкви есть свое уникальное дарование, все же наш статус перед Богом абсолютно одинаков и нет нужды ждать рукоположенного служителя, чтобы совершить, к примеру, преломление хлеба. У нас различные функции в домостроительстве Божьем, но одинаковый статус перед Богом.

Впрочем, не об этом речь. (Об этом поговорим как-нибудь в другой раз).

Но одно меня тогда насторожило особо — в качестве обоснования учения о «касте новозаветных священников» был использован стих:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. (1Тим.4:14)

Интересно то, что словом «священство» тут почему-то переведено слово «πρεσβυτέριον» — «пресвитерство», «совет пресвитеров» или «совет старейшин». Слово «пресвитер» в Новом Завете весьма часто вообще не переводится, либо переводится как «старец», либо как «старейшина», поэтому странно, что именно в этом месте текст словно завуалирован.

И мне стало интересно, почему православные переводчики пошли на такую подмену?

Ответ прост: чтобы поддержать православный миф о том, что Тимофей был епископом Ефеса, а следовательно принадлежал к высшей из ступеней священства.

Ведь православный и католический Епископ — это Архиерей — начальник над несколькими поместными церквами. Он, как правило, один начальствует над церквами больших областей, состоящих из нескольких городов.

А согласно православному учению, епископа не могут рукоположить пресвитеры, но только епископы. Пресвитеры, с точки зрения православного богословия, вообще не имеют право совершать хиротонию (рукоположение) , поэтому православному переводчику ничего не оставалось делать, как скрыть ясное учение Писания об обратном.

Дело в том, что Новый Завет вообще не делает разницы между служением епископа и пресвитера. Это слова-синонимы. «Епископ» — блюститель, надзиратель. «Пресвитер» — старейшина. Эти слова в Новом Завете часто взаимозаменяемы. (И с этим согласны некоторые из православных исследователей).

Например, в Деяниях, в 20 главе Павел «послав в Ефес, … призвал пресвитеров церкви» (Деян.20:17), и тут же в 28 стихе называет ту же группу руководителей епископами : «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по-гречески «епископус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». (Деян.20:28).

В послании к Титу Павел приказывает: «…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров , как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Тит.1:5-7)

Таким образом, мы видим, что епископ и пресвитер — это одно лицо.

В новозаветное время поместные церкви управлялись либо апостолами и пророками, либо епископами и диаконами.

Об этом свидетельствует древний христианский текст «Дидахе»: «Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами». (Дидахе. 15:1,2)

Т.е. в каждой поместной церкви было НЕСКОЛЬКО епископов, которые иногда назывались и пресвитерами.

Об этом свидетельствует и Новый Завет: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…» (Фил.1:1) (Видно, что филиппийская церковь не знала трехступенчатой иерархии) . А Деяния в 15 главе повествуют, что иерусалимская церковь управлялась апостолами и пресвитерами . Таким образом, мы вновь видим взаимозаменяемость терминов «епископ» и «пресвитер». Особо отметим, что их в поместной церкви было несколько, а не один.

Однако уже ко второму веку в новозаветную терминологию были внесены существенные изменения. В основном благодаря Игнатию Антиохийскому. Он почему-то решил, что среди пресвитеров-епископов должен быть один главный. И вот его-то и следует называть епископом, а остальных пресвитерами.

Надо заметить, что даже Игнатий еще не говорит об епископе, как о начальнике над НЕСКОЛЬКИМИ поместными церквами. Согласно Игнатию, епископ — просто главный пресвитер в одной поместной церкви. Судите сами:

«Посему, как Господь без Отца, по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров… но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной». (Магнезийцам, 7 глава) Здесь мы видим, что епископ и пресвитеры — члены одного собрания.

Игнатий так же не выстраивает четкую иерархию: епископ — пресвитер — диакон, — как это делают современные православные и католики.

«…так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления». (Магнезийцам, 6 глава)

Мы видим, что по Игнатию, епископ, как Бог, пресвитеры, как апостолы, а диаконы, как Иисус Христос (!).

Странно, да?

Неужели Христос, с точки зрения Игнатия, ниже апостолов? Никак! Поэтому не об иерархии говорит Игнатий, а о функциях: епископ начальствует (председательствет), пресвитеры учат (выполняют функцию собора), а диаконы служат, как Христос (и даже самому Игнатию явно более по нраву диаконское служение — сладчайшие мне).

И епископ у него неразлучен с пресвитерами и диаконами, как и Бог неразлучен с апостолами и Христом: «…благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно-сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу , как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное». (Магнезийцам, 13 глава)

Однако Игнатий сделал свое дело — дал повод к изменению новозаветной терминологии (Епископ у него всегда один, а не несколько) и, как следствие, к зарождению мифа о трехступенчатом, иерархическом священстве. Миф этот подхватили, и позже Ириней Лионский еще более возвысил роль епископов. И пошло-поехало…

Миф привел к искажению текста Писания в синодальном переводе, а также к искажению отношений в поместной церкви и управления оной. И даже некоторые протестанты вдруг, к сожалению, стали увлечены этим мифом.

Уверен, что быть так не должно!

Павел Бегичев pavel_begichev

__________________________

Боюсь, вы приписываете Игнатию создание того, о чем он лишь констатирует, как о создавшемся в Церкви к его времени. А то, что существующая нынче иерархическая система сложилась во времени, а не была изначальной данностью, вовсе не отрицается ортодоксальными Церквями. Ну, это если не считать маргинальных фриков. Те действительно могут считать, что уже при апостолах бала РПЦ или папа Римский (в зависимости от церковной принадлежности фрика).

Структура иерархии в Церкви сложилась уже на раннем этапе, когда христиане еще были гонимы и их истинность не может подвергаться сомнению даже неопротестантами, которые противопоставляют себя уже огосударствеленной Церкви после-константиновского периода, с их соборами, догматами, папами и патриархами. Поэтому, критиковать трехчастную систему иерархии, как нечто нарушающее библейские нормы, неопротестантам таки не очень разумно. Но критиковать чрезмерную сакрализацию высшей иерархии не помешало бы, хотя такая критика более уместна от ортодоксальных же богословов. Впрочем, какая-то польза может быть и от внешней критики.

Неопротестанты же могут себе создавать любую структуру управления и пастырства. Это их дело, понимать то, что есть "правильно", основываясь на собственных толкованиях Писания. Могут даже жить по подобию иерусалимской первообщины, коммуной, когда ни пресвитеров, ни диаконов не было, а народ продавал имущество и отдавал в общий фонд, собираемый и распределяемый апостолами. Другое дело - где вы апостолов возьмете? Сами назначите? Или найдутся те, кто сам себя назначит? Впрочем, практика самодеятельного пасторства и апостольства - это естественная практика неопротестантизма. Без этого не было бы самого неопротестантизма, как впрочем, и маргинальных, псевдохристианских сект, типа "свидетелей Иеговы".

В строгом смысле главное различие между ортодоксальными Церквями и неопротестантизмом именно в происхождении иерархии, а не в ее структуре. Вы же наверняка знаете, что ортодоксы утверждают истинность своей иерархии на преемственности от апостолов, в то время как иерархия (а она, конечно же, есть) неопротестантов возникла в самодеятельном порядке. Какой-то Джеймс лет триста назад, или какой-то Вася в прошлом году начитался Библии, понял, что он избран Богом и имеет миссию восстановления Церкви и объявил себя "пророком", собрав вокруг себя "церковь", и уже от этого Джеймса или от Васи идет преемственность у тех или иных неопротестантов.

Поэтому, апостольская преемственность в Церкви - вот он где предмет для дискуссии. А структура церковной иерархии - это лишь приложение. Структура может быть абсолютно любой, хоть трижды искусственной и новой, но преемственности Церкви от апостолов не купить в магазине.

Данный обзор не претендует на истину последней инстанции, он скорее создан дабы подстегнуть интерес к данной тематике и поставить под сомнение некоторые сложившиеся стереотипы.

Интересно что многие всерьёз воспринимают историю про разрушение Рима вандалами. Это миф. Во-первых, к моменту прихода вандалов большая часть исторических памятников развалилась вполне самостоятельно. Римляне были очень практичны, а следить за памятниками старины невыгодно. Во вторых – во время ограбления Рима вандалами ни один житель и ни одно здание не пострадали. В основном потому что им никто не сопротивлялся. Вандалы просто тихо вошли в город, позабирали ценности, сколько смогли унести (в том числе много книг, в основном по тактике и стратегии), увели пару тысяч пленников, и спокойно ушли. Пленников держали в хороших условиях, а потом отпустили за выкуп. Кстати, дочь одной знатной пленницы позже вышла замуж за сына вождя, организовавшего набег. А слухи о жестокости вандалов и разрушении Рима пустили несколько ограбленных вельмож. Поэтому когда вы слышите как хулиганов называют вандалами, всегда просите не оскорблять вандалов. Они были вполне цивилизованными людьми.

Стереотип первый – “немытые варвары”
Очень часто в литературе при описании варварских народов упоминается повальная грубость быта и сплошная антисанитария. Мол, варвары моются только когда попадают под дождь и т.д. В германском языке один из синонимов варвара буквально переводится как “нечёсаные”. Что звучало очень забавно, когда археологи в захоронении древнего германского “нечесаного” обнаружили 6 расчесок.
Также, некоторые историки, узкие специалисты по античным цивилизациям, а в след за ними и популярная литература, выставляет в противовес “варварской” антисанитарии римские общественные бани. При этом не уточняя, что находились все эти бани в элитных районах, куда большую часть населения городов не пускала стража (не говоря уж о сельской местности). А также, далеко не всегда вспоминают что римляне не умели делать мыло. Поэтому чтобы смыть грязь они обмазывались оливковым маслом, а потом специальной палкой это масло с себя соскребали.

Естественно от такого “просвещения” многие решили, что варвары вообще не мылись. В то время как и археология, и сохранившиеся письменные источники говорят об обратном. Известно что кельты регулярно посещали бани, и естественно умывались каждый день (что и понятно). И, что характерно, кельты умели делать мыло, и пользовались им. Почему римляне, завоевав галлов, не переняли такое простое изобретение трудно объяснимо. Хотя возможно они просто были слишком горды чтобы пользоваться варварским изобретением (что почему-то не мешало им копировать варварское оружие).

В другую эпоху, другие варвары – а именно викинги* – в представлении ограбляемых ими англичан и франков являлись сущими дикарями. Потому многие современные авторы (а за ними – режиссеры и игроделы) наделяют их истинно дикарскими чертами – их описывают как грубых необразованных людей, соответственно немытых, лохматых и нечесаных, выряженных в лохмотья, если не в шкуры… В то же время, если внимательно почитать те самые английские летописи, где их и называют дикарями, вырисовывается совсем иной образ. В частности, о викингах переселенцах летописец говорит что они, мол, понаехали тут, устраиваются жить по своим чужеродным обычаям. И они, сволочи, всех красивых девушек у наших парней подбивали, потому что, видите ли, эти викинги через день ходят в баню, расчёсываются и подстригают бороды (по контексту, сами англичане всем этим не занимались. Да и франки тоже). Если же заглянуть в скандинавские саги (в которых скандинавы достаточно достоверно описывают свою повседневную жизнь) выясняются и другие подробности. Например, что скандинавы всегда мыли руки перед едой, чего те же англичане и французы не делали еще 3 столетия после “оцивилизовывания” викингов.
И помимо элементарной гигиены, варварские народы заботились о внешнем виде.

Кстати, только в Скандинавии и у славян в тогдашней Европе были нормальные туалеты. А также только они чистили зубы.

Стереотип второй – “варвары в шкурах”

Часто в кино различные варварские народы (галлов, викингов…) “одевают” в какие-то драные грубые лохмотья, например в сшитые обрезки шкур или одежду из грубой серой ткани. В общем бомжи бомжами. А цивилизованные люди там в основном щеголяют в белых ризах, или иных роскошных костюмах. И если, например, в фильмах о римлянах (см. “Юлий Цезарь и война с галлами”) это объясняется законами жанра (они ж там плохиши), то в фильмах о варварах более чем странно. Также бывают весьма забавные ошибки в этой области: реконструируя одеяние викинга с пластинки нашлемного украшения (2х2 см, если не меньше) предположили что он одет в одну “шкуру” до середины бедра. Долгое время и на картинах, и в кино их изображали в такой одежде. Хотя почти сразу же выяснилось что это ошибка – на пластинке викинг был одет в кожаные лосины, и куртку, которую из-за малого размера рисунка не удалось нарисовать в масштабе, и в результате приобрела вид мохнатой шкуры. Интересно, как эти художники/режисёры представляли себе ношение такой одежды в северном климате?

Также существует традиция при изображении викингских набегов наряжать их в такие же грубые наряды монотонных тусклых цветов – чтобы придать дикарский вид. В то же время археология и летописи говорят о другом. Во-первых, скандинавы не любили блеклых цветов. Природа севера большую часть года весьма монотонна, поэтому понятно их стремление к довольно ярким, даже пёстроватым, цветам в одежде. Кроме того, на одежде всегда вышивались племенные знаки и узоры-обереги. Скандинавская вышивка тех времён очень красива. Кроме того, все кто мог себе это позволить, носили украшения. И в качестве амулетов, и как знаки богатства, и просто для красоты. Воины носили украшения как знаки своих побед, и для провокации противников – чем больше золота, тем больше врагов будут пытаться его отнять, и соответственно, тем больше славы может получить воин в случае победы. И если в компьютерных играх викингские украшения изображают толстыми и грубыми, то в реальности археологами были обнаружены весьма изящные произведения местных мастеров. Достаточно просмотреть изображения этих вещей чтобы убедится.

Одежда викингов была отнюдь не так примитивна как её часто изображают. Например в сагах упоминается плащ с рукавами и застёжками по всей длине (проще говоря пальто), штаны с петлями для ремня (почти современного вида, а не обвязанные верёвкой как некоторые считают), платье с вырезом на груди (декольте)… А также в Дании была обнаружена гробница 18-ти летней девушки, мумифицированные останки которой были одеты в топик и мини-юбку. Проще говоря, одежда их не сильно напоминала те обноски которые обычно ассоциируются с “тёмными веками”.

Другие варвары, а именно кельты, также заботились о своей внешности. Например: кельты по большей части склонны к тёмным волосам, но считают наиболее красивыми светлые, и благодаря этому стали одними из первых изобретателей краски для волос. Также извесно что они самостоятельно изобрели косметику. Так, один римский поэт упрекает свою девушку в том, что та, подобно варварам-галлам, пользуется косметикой. Естественно гордые римляне считали зазорным перенимать обычаи каких-то варваров, но римлянок это похоже мало волновало. Сохранилось мало подробностей об этом, но известно точно что кельтские девушки делали себе маникюр – в древней ирландской саге девушка описывая своё горе, говорит “в пурпур не крашу ногти”.

Кельты вообще были большими эстетами. Даже в бою они считали эффектность не менее важной чем эффективность. Поэтому многие из них шли в бой в красивых, нарядных одеждах, без шлемов (чтобы не закрывали модную причёску), или в декоративных разукрашенных шлемах, и с такими же декоративными, богато инкрустированными щитами. А колесницы племенных вождей бывало сплошь покрывали золотыми и серебряными пластинками, изрисованными искуснейшим сложным узором.

По некоторым причинам к концу эпохи античности исконно кельтская культура сохранилась только в Ирландии, и частично у других островных кельтов. Часто в статьях, описывающих раннее средневековье, можно прочесть о убогом существовании, грязи и болезнях. Так оно и было. В западной и южной Европе. Крайний кельтский запад, Скандинавию и восточную Европу (в последних 2-х пунктах была весьма схожая культура, так что я не буду повторятся), в таких описаниях обычно не учитывают. И многие, по незнанию, считают эти земли дикарскими.

Стереотип третий – “дикие/неграмотные варвары”
В литературе и кино варвары часто изображаются дикарями, живущими в грубых шалашах, и влачащих убогое, примитивное существование. Понятно, что ни про какое образование или культуру речи вообще не идёт. Иногда авторы подчёркивают их варварскую “суровость” презрением к учёности и утончённому искусству.

Что же по этому поводу говорит история? Про античных кельтов тогдашние авторы говорили следующее:
В речах они немногословны и иносказательны, зачастую прибегают к преувеличениям, чтобы возвысить самих себя, а других – унизить, привыкли угрожать, бахвалится и превозносить самих себя, однако умом остры и к обучению склонны ” Диодор Сицилийский.

Если же их убедить, то они легко доступны соображениям пользы, так что способны воспринимать не только образование вообще, но также науку ” Страбон.

Говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом ” Цезарь о друидах.

Итак, мы видим что кельты вовсе не были тупыми дикарями. Хотя большая часть их литературы и науки (по крайней мере континентальных кельтов) утрачена, так как религиозные табу запрещали записывать их. Хотя купцы и высшие слои общества похоже были грамотны, наука была устной, и передавалась из уст в уста на протяжении столетий. На континенте эта преемственность была уничтожена римлянами вместе с друидами. На британских островах она частично сохранилась до тех пор, пока её все-таки решили записать. Объем этой информации просто огромен, учитывая то, что её запоминали наизусть. Сохранившиеся образцы включают множество литературных произведений, а также очень продуманные своды законов. Язык их произведений сложен и эмоционален, а законы очень грамотно составлены, и учитывают множество деталей (правда специалисты отмечают что написаны они в очень запутанной манере. Считается что это – суб-язык касты юристов – филидов. Также в литературе посвященные в этот “язык” используют его чтобы избежать подслушивания).

Основу кельтской интеллигенции составляли друиды. В основном они набирались среди аристократии, и проходили специальное многолетнее обучение в друидских академиях. Известно что вся аристократия кельтов проходила хотябы начальное друидическое образование. В специальных учебных заведениях обучались также филиды и барды. Учёные люди в обществе кельтов очень уважались, их защищал закон, и везде их ждал тёплый приём. Друиды были не только жрецами, но и преподавателями, историками. Были друидические общины, специализирующиеся на экономике, медицине, астрономии.

Кельты пользовались античной письменностью, но перед принятием христианства в Ирландии появился и чисто кельтский алфавит – огама. Огамическая письменность использовалась в основном для ритуальных целей.

Викинги также часто описываются как необразованные дикари, нападающие на просвещённую Европу. Иногда им даже приписывается ненависть к грамотности. Это при том, что сама западная Европа тогда была необразованной. При том что основное её население – бывшие германские племена, часть из которых уже имела тогда собственную руническую письменность, с принятием латинского алфавита и нового образа жизни их образованность пережила упадок. Грамотными были в основном только монахи, а короли не умели даже подписываться.

В Скандинавии же обнаружены сотни погребальных рунных камней того времени, а также множество предметов обихода и оружия с руническими надписями. Также в сагах упоминаются письма и другие записи, вырезанные на деревянных дощечках.

Уровень грамотности среди викингов был выше чем в ограбляемой ими Европе. И они этим гордились! Грамотность у них числится одним из наиболее полезных умений. Кроме того, викинги были довольно любопытны, и много путешествуя, они привозили домой сведения о далёких землях и делах давно минувших дней. Например о троянской войне или прошлом Рима. А также многие научные знания. К концу эпохи викингов скандинавские страны (особенно Исландия) стали одним из центров культуры и науки. Будучи весьма любознательным племенем они и сами многое узнали. В особенности о таких насущных вещах как морская навигация и медицина. Они изобрели достаточно точные приборы для измерения времени и широты (измерение долготы, учитывая быстроходность их судов, было без надобности). На берегах Норвегии есть рунический камень, надпись на котором говорит, что проплывя от него строго на запад, можно попасть в такую-то бухту в Гренландии. И действительно, та бухта находится строго на запад, с точностью до долей градуса.

Также у скандинавов была развита и медицина (особенно врачевание ран). В сагах упоминаются династии знахарей, передававших знания из поколения в поколение, и накапливающих опыт долгие годы. И результаты были весьма ощутимы. Известно даже о хирургических операциях, например о удалении камней из брюшной полости (пациент, что характерно, выжил).

Примечательна также история одного батрака. Звали его Одди, он нанимался рыбаком, а в свободное время любил смотреть на небо, наблюдать за движением солнца, луны и звёзд. За это его прозвали Звёздным Оддом. Свои наблюдения он записывал, проводил расчеты, составлял таблицы движения светил, и продавал их корабельным штурманам. Часть его записей сохранилась. Их анализ показывает довольно большую точность и сложность расчетов. Звёздный Одди сейчас считается величайшим европейским астрономом своего времени.
Также викинги самостоятельно разработали календарь, состоящий из 365 дней, и путём многолетних наблюдений изобрели високосные года. Они составляли весьма точные календари на многие годы вперёд, вплоть до нескольких столетий.

У викингов очень уважались ораторское искусство и, особенно, поэзия. Сохранившиеся скальдические стихи весьма примечательны. Помимо весьма сложных систем рифмования и стихотворных форм, они использовали и уникальную систему созвучия. Кроме того, они любили в стихах использовать различные иносказания – кёнинги. Кёнинг представляет собой замену одного слова словосочетанием, часто содержащим ссылку на мифологию или историю. Например “черепицами Вальгаллы” именовались щиты (Вальгала – пиршественный зал для умерших героев, черепицей которому служили щиты). Бывали и двойные кёнинги, например “змея тетивы” – стрела, “метатель стрелы тетивы” – воин. А бывали и 6-ти (!) кратные кёнинги – “метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев”. “Конь корабельных сараев” – корабль, “луна корабля” – щит, “ведьма щита” – секира, “вьюга секиры” – битва, “огонь битвы” – меч, “метатель меча” – воин. Все это служило своеобразной интеллектуальной игрой – слушатели должны были понять что имел в виду автор.

Хотя поэзию скандинавы и записывали (сначала на дощечках, позже на пергаменте) лучшие поэты запоминали всё наизусть. Многие из этих скальдов запоминали сотни своих и чужих стихов. Некоторые также были знамениты умением слагать стихи находу, буквально говорить стихами. Считалось очень престижным для любого вставлять в речь сочинённые на скорую руку остроумные четырёхстишия – висы. К стихам викинги относились очень серьёзно – стихотворное оскорбление считалось вдвойне обидным, а любовную лирику могли и вовсе посчитать попыткой приворотного наговора (хотя большинство поэтов плевать хотели на этот запрет).

Итак, данный стереотип не имеет под собой оснований. Более того, зачастую всё было наоборот.

Стереотип четвёртый – “варвары – качки”
В литературе, кино и играх укоренился стереотип о варварах как о здоровых, накачанных увальнях. Неповоротливых, неуклюжих и крайне неумелых бойцов, полагающихся только на физическую силу и безоглядный напор. В историях, описывающих попадание человека из нашего времени в прошлое, либо мир напоминающий раннее средневековье, часто современный человек, обученный восточным единоборствам, или, например, бывший десантник, легко справляется с “неумелыми дикарями”. А в научно популярной литературе, описывающей античные страны, часто говорится что греки/римляне, мол, противопоставляли умение числу и грубой силе. К несчастью, некоторые из потомков тех самых варваров, тоже так считают. В основном из-за недостатка образования, или укоренившихся стереотипов. Такие люди соглашаются с распространённым мнением, но стараются “выгородить” предков, превознося их богатырскую мощь.

Итак, в современном представлении воин-варвар это нечто донельзя громадное, со стальными мускулами, широченными плечами и маленькой головой. Практически во всех фильмах и играх основная тактика варвара – с диким криком безоглядно бросится на врага, даже не думая о защите. Естественно, есть и исключения, но их увы немного. Этот образ укоренился настолько что стал, своего рода, “архетипом”. Иногда можно встретить обсуждения в которых сравнивают, например, архетип варвара с архетипом мастера боевых искусств (как правило т.н. «монаха»), или архетипом фехтовальщика (естественно эти архетипы так же далеки от реальности).

В рамках данной работы я рассматриваю боевые искусства викингов. Надо заметить, что в данном случае под боевыми искусствами я подразумеваю в основном искусство рукопашного боя, что исторически некорректно – бой без оружия не считался полноценным боевым искусством до 19-го века. Но так как укоренившийся стереотип связывает понятие боевых искусств именно с рукопашным боем, то с него и начнём.

Для начала рассмотрим эпизод из скандинавской саги** (Сага о Магнусе сине Эрлинга): После боя некто Орм Конунгов Брат лёг отдохнуть. В доме не было освещения, и уцелевший вражеский воин затаился во мраке. Когда Орм лёг, воин бросился на него с топором, намереваясь отрубить ноги. Орм успел среагировать, он “быстро подобрал ноги и перебросил их себе за голову, и секира вонзилась в доски скамьи и крепко застряла в них”. Как видно, викинги были не так уж неповоротливы. И это неудивительно – броня в те времена была довольно дорогой, а скандинавы были небогаты. Большинство обходилось самодельной бронёй, как правило крепкими кожаными куртками, иногда укреплёнными вшитыми пластинами из кости, рога, и иногда железа. Кольчугу могли себе позволить только князья и крупные землевладельцы. Да и многие из них предпочитали более лёгкую броню, ценя подвижность. (Тут надо отметить, что перед эпохой викингов, во время «вендельской» эпохи, скандинавские правители носили более тяжелое обмундирование, но потом стиль боя изменился). Оружие которым они пользовались также было довольно лёгким – знаменитые викингские секиры весили не более 2-х килограмм (что естественно – в отличие от гигантских бронебойных топоров рыцарей, викингским секирам не требовалась такая пробивная сила). В таких условиях залогом выживания были ловкость и сноровка.

Вот еще несколько интересных отрывков из саг:

«Жил человек по имени Торд. Он любил затевать кулачные бои с торговыми людьми, и тем обычно доставалось от него. И вот он условился с Гунлаугом, что тот будет биться с ним… Наутро, когда они стали биться, Гунлауг подшиб Торду обе ноги, и тот свалился как подкошенный» (как видно, не только на востоке знали приём «хвост дракона»). Из другой саги: «Греттир стоял спокойно. Торд как налетит на него, а Греттир даже с места не сдвинулся. Тут Греттир взял Торда в охапку, ухватил его за штаны, перевернул в верх ногами и перебросил через себя, так что тот грохнулся на обе лопатки». Другой интересный эпизод: герой саги собирается биться с мошенником, занимавшимся вымогательством, для запугивания жертв копировал внешние проявления «буйства берсерка» (например, кусал свой шит, как, согласно молве, делали в ярости берсеркеры), «Берсерк сидел на коне, на голове у него был шлем, и нащёчники не застёгнуты. Он держал перед собой щит с железным ободом, и вид у него был грозный. Он сказал:
— Вы и подавно испугаетесь со мной биться, если я рассвирепею!
— Поживем – увидим – сказал Греттир.
Берсерк громко завыл и, поднеся щит ко рту, стал кусать край щита и свирепо скалиться. Греттир бросился вперёд и, поравнявшись с конём берсерка, как ударит ногой по низу щита. Щит так и влетел берсерку в рот и выломал челюсть. Греттир же левой рукой схватил его за шлем и стащил с коня, а правой в то же время выхватил висевший у пояса меч и ударил берсерка по шее, так что голова слетела с плеч». В сагах викинги часто применяют приёмы боевой акробатики: в «саге о людях с Песчаного Берега», говорится, что человек по имени Стейнтор спас своего поскользнувшегося на льду во время боя друга, подбежав и бросив не него свой шит, чтобы отразить удар, в то время как другой рукой отрубил нападавшему на друга противнику ногу и в тот же самый момент подпрыгнул так, что удар, направленный в Стейнтора другим врагом, прошел у него между ног, не нанеся никакого вреда. В другой саге викинг подпрыгнул, избегая, удара копья, и, еще не успев приземлиться, ударом ноги сломал копьё противника. В «саге о Ньяле» говорится о неком Гуннаре, «искусном в бою. Он рубил в битве мечом обеими руками и в тоже время метал копья, если хотел. При этом он так быстро взмахивал мечами, что казалось, в воздухе летают не два, а три меча. Не было равных ему в стрельбе из лука, и никогда не знал он промаха. В полном вооружении мог он подпрыгнуть больше чем на высоту своего роста, и вперед он прыгал так же хорошо, как и назад.». Рассказывается также о воинах, перепрыгивавших окруживших их врагов(!).

В их культуре, как и у многих других «варварских» народов, в силу окружающей обстановки практически все игры включали элемент воинской подготовки. Даже простейшая игра в мяч. Также было и много чисто воинских упражнений, например «игра мечами» – жонглирование тремя боевыми ножами. Норвежский король Олаф сын Трюгви (считающийся одним из искуснейших воинов своего времени) мог жонглировать ножами, прохаживаясь по вёслам своего дракара во время гребли.

В сагах упоминаются и многие другие искусные приёмы, например метание двух копий одновремённо, с одинаковой ловкостью. Или ловля брошенного копья на лету и метание его обратно в противника.

Похожие обычаи были и у славян. Но о наших предках сохранилось меньше информации. Тем не менее, вот интересный эпизод из былины «Илья Муромец и Идолище Поганое»: «Не понравились татарину эти речи, схватил он нож острый, да как пустит им в Илью; Илья сам отклонился, нож правой рукой отмахнул – попал нож в дубовую дверь;…». Часто можно услышать мнение, что основу боевого искусства славян составлял стеночный бой. На основе анализа последнего многие утверждают, что славяне, например, в бою не уклонялись. Следует учитывать, что стеночный бой – ритуальная имитация боя в плотном строю (в котором уклонение вообще трудновыполнимо), предназначенная только для закалки боевого духа и сплоченности бойцов. Кроме того, славяне долгое время не бились в плотном строю. Согласно византийским источникам 6-го века, славянские воины лучше византийских сражались один на один, но уступали в строевом бою (впрочем, как и все остальные). Поэтому славяне старались заманить византийцев в леса, холмистые или скалистые места, где построение византийцев ломалось, и дальше славяне вели бой на своих условиях.

Что также интересно, судя по летописному материалу, на Руси практически не применяли удары кулаком. Вместо этого применяли удары локтем и ладонью (оплеухи, затрещины). Пока нет четкого объяснения этому.

Среди кельтов лучшими воинами славились ирландцы. В ирландских сагах описываются даже специальные школы боевых искусств. Ирландские воины практически не пользовались бронёй, полагаясь на ловкость и умение отражать удары щитом и оружием. Кстати, ирландцы одними из первых в Европе научились парировать удары. Притом техника парирования у них была весьма развитой – описываются не жесткий блок щитом, а отвод его краем. Также упоминается отражение мечом метательных копий. Как и у скандинавов, у ирландцев описывается множество «боевых приемов». Один из наиболее примечательных – взбегание по воткнутому в землю копью, после чего воин должен был каким-то образом простоять на его остри. Что характерно, величайший воин ирландского эпоса, Кухулин, описывается как невысокий паренёк некрупного сложения. Побеждал он благодаря проворству, ловкости и искусности.

Стереотип пятый – “безжалостные варвары”

Также типичный образ варваров дополняют пассажи о их жестокости, грубости и агрессивности. Вот, например, что пишут в википедии о Конане: «Он хвастается кровожадностью, которую проявлял в войнах, мстит своим обидчикам с крайней жестокостью, не слишком разборчив в средствах, груб, резок на словах, иными словами, довольно сильно напоминает исторических «варваров» (викингов, германцев времен крушения Римской империи и т. п.)». Даже в приличных изданиях встречаются такие утверждения, как правило, без всяких аргументов, основываясь лишь на распространённом мнении.

Варварам, и в частности викингам, приписывается немереная сварливость. Между тем, скандинавские саги и первые своды их законов (записанные еще в эпоху викингов) рисуют совсем другую картину. Так, согласно обоим источникам, наиболее страшным ругательством у них считалось «муж женовидный». Другое страшнейшее оскорбление – нидинг – «проклинаемый», «окаянный». Даже современные скандинавские языки довольно бедны на ругательства, а тогда их было еще меньше. И это естественно – когда за кривое словцо можно получить топором по голове, вежливость становится залогом выживания. Наиболее достойным ответом на оскорбление у них считалось остроумное стихотворение (о чем мельком говорилось ранее).

Также часто говорят о малой цене человеческой жизни в те времена. К убийствам тогда действительно относились легче чем сейчас. Но, тем не менее, не настолько как это часто описывают. В Скандинавии уже начинали зарождаться суды, и потому за убийство приходилось отвечать. Правда системы приведения приговора в действие не существовало, и потому наказания в основном ограничивались штрафом в пользу семьи убитого, либо объявлением преступника «в не закона». Такой статус лишал человека любых юридических прав, например права голоса на народных собраниях, а также любой юридической защиты. То есть, как раз такого человека можно было убить без всяких последствий. Обычно такой статус налагался временно. В Исландии можно было очиститься до срока, убив троих таких же изгнанников. Таким образом преступность самоустранялась, а граждане получали хороший стимул жить в мире.

Естественно убийство при самозащите не наказывалось. Также как убийство человека, нанёсшего тяжелое оскорбление, если убийца мог это доказать. В кино и литературе встречаются случаи, когда оскорблённый викинг сразу же бросается мстить обидчику. Но саги говорят, что месть сгоряча недостойна мужчины (тем более что оскорбленный имел полное право вызвать обидчика на законную дуэль – хольмганг). На оскорбления достойно отвечать с холодной головой, спокойно и обдуманно. Это конечно идеализированная картина, но этот идеал был общепринят – отказ от поединка вовсе не считался трусостью (как это описывают сейчас). Что еще интересно, сокрытие преступления также считалось позорным для викингов. По тогдашним обычаям убийца должен был немедленно сообщить о своем деянии.

Важным сдерживающим фактором была кровная месть. Скандинавы жили семейными общинами, своего рода кланами. Человек рассматривался в первую очередь как член определённой семьи. Соответственно, ответственность за поступки каждого члена семьи ложилась на всех. Здравомыслящие люди осознавали, что за их поступки могут пострадать их близкие. Считалось что мстить лучше наиболее достойному члену семьи убийцы (которым последний, как правило, не являлся). Таким образом культивировалась ответственность за свои поступки.

Другая «характерная» черта викингов – безжалостность – также противоречива. Согласно сагам, например, когда кровная вражда доходила до крайности – сжигания вражеского дома, старикам, женщинам и детям разрешалось выйти. Другой интересный пример – архаичный обычай, еще иногда практиковавшийся во времена викингов: перед сражением поле боя огораживали, и раненых, сумевших выползти за ограждение, щадили. Вообще, довольно часто упоминается как ранений враг был вылечен победителями, и позже присоединился к ним. Вопреки мнению о том что в культуре викингов «все решает сила, и слабым тут не место» (а некоторые буквально воспевают такой образ жизни), исторические документы говорят о другом. Например в Исландии существовал специальный налог (один из немногих существовавших там) на содержание вдов и сирот.

Хотя в викингских набегах жестокая резня была нормой, в том числе по отношению к женщинам, детям и старикам, такие поступки никогда не становились предметом гордости.

Стереотип шестой – “бесправность женщин.”
Типичный образ викингской женщины – безправное, забитое существо, играющее роль прислуги. Для контраста есть викингши-воительницы – здоровенные, накаченные, еще более грубые чем викинги-мужчины. Мол, только такая женщина может проявить себя в жестоком мире викингов. Опять же, письменные источники противоречат такому образу. Например, женщины могли наследовать имущество (в западной Европе, например, не могли), и унаследовав, например, усадьбу, женщина становилась полноправной хозяйкой, со всеми вытекающими правами. Бывало, жена становилась хозяйкой и при живом муже. И не только усадьбы, а и княжества(!). В таких случаях их дети получали «отчество» не из имени отца, а из имени матери (в Исландии этот обычай сохранился). Также женщина могла, при желании, легко развестись с мужем (абсолютная дикость в тогдашней Европе). При этом она получала треть их общего имущества, плюс её приданное. Кстати, скандинавские законы называют как один из возможных поводов для развода ношение мужем «женственной» рубашки с вырезом (впрочем, муж мог в любой момент потребовать развода, если жена носила штаны). Что касается женщин-воительниц, то такие таки существовали. Но учитывая описанный выше боевой стиль викингов, они мало отличались от обычных женщин.

Интересно, что по их обычаям, до официального брака, под угрозой штрафа запрещались поцелуи, свидания, и прочие ухаживания, не говоря уж о чем-то большем. Впрочем, на жертв набегов и рабынь это правило не распространялось.

Также интересна скандинавская система рабства. В отличии от «классического» рабовладетельства Египта, Греции и Рима, в Скандинавии (и Руси) практиковалось «патриархальное» рабство. При этом раб не считался скотом, как при классическом рабстве, а приравнивался в правах несовершеннолетнему ребёнку. Считалось, что такой человек не способен жить самостоятельно, и потому находится на попечительстве у хозяина. Поводом к становлению рабом мог быть плен (как проявление трусости, недостойной свободного человека), либо долги (неумение вести хозяйство). Притом ответственность за эту провинность – статус раба – передавался по наследству. Соответственно таким взглядам, раб имел возможность освободится, доказав своё право на свободу. Например, во время крупных войн в ряды добровольцев принимали и рабов, и убив врага они обретали свободу. Кроме того, отработав своё раб всегда получал свободное время, и мог например в это время работать дополнительно, за деньги (даже у собственного хозяина!). Скопив достаточную сумму он мог купить себя. И такая система поощрялась – стремящийся к свободе раб приносил много больше пользы, а освободившись часто арендовал землю у бывшего хозяина, и продолжал приносить прибыль. Также ребёнок от рабыни и свободного человека рождался свободным. Впрочем, в некоторых регионах свободу получал только ребёнок от раба и свободной женщины. В Швеции же байстрюк становился свободным в обоих случаях. А на Руси рабыня, родившая от хозяина, и сама становилась свободной.

Естественно хозяин был в праве делать с рабом что пожелает, даже убить его. Но только если было за что. В противном случае это значительно портило его репутацию, а в те времена честь имела очень большое значение. Что интересно, в наименее населённых местах, где приходилось тяжело трудится и рабам и их хозяевам, рабы имели намного больше свободы. Так, например, в Исландии рабы имели право носить оружие. В одной из саг упоминается случай, когда хозяин просит (!) у своего(!) раба его (раба!) копьё. Также в Исландии раб имел право убить любого, покусившегося на его жену или дочь – свободный же человек не имел права убивать, защищая рабыню.

* – в данной статье викингами именуется население Скандинавии в эпоху викингов (8-12 века), что исторически некорректно, но в непрофессиональной литературе прижилось обыкновение использовать термин «викинг» именно в этом смысле. Вообще же «Викинг» – “живущий не как все”. “Живущий как все” – это тогда значило живущий на хуторе, в кругу семьи, ездящий раз в месяц в гости к соседям, да раз в полгода на ярмарку. Ну, или живущий в городке, в аналогичных условиях. Викинги же это: странствующие торговцы, переселенцы, просто путешественники, наёмники, пираты, грабители, рэкетиры… Но суть не в том. Суть в том что это профессия. И те же скандинавы отнюдь не считали её национальной. Они называли викингами и саксонских пиратов, и вендов, грабивших Данию.

Добавьте в закладки .

Сразу скажу - не мое, а нагло скоммунизденное. Автор - Nickel0re (кстати, в его профиле есть два поста про мастерство рыцарского боя, ну мало ли… заинтересует кого...), ресурс - Pikabu, ссыль на пост .

Слишком часто «исторические» каналы кормят зрителей полуправдой или откровенной ложью, когда речь заходит о средневековье, в частности о латах, кольчуге, оружии, а так же их предназначении и прочности. Приведу в пример 2 видео от которых меня до сих пор порой коробит.

"EDkoj932YFo"

Разберём это видео с момента теста мечей на кожаной «броне». Начнём с того, что кожаной «бронёй», как таковой, в средневековье никто не пользовался. Вываренная в пчелином воске кожа, лишь иногда, была основой для бригандин/пластинчатых панцирей, изредка перчаток со стальными вставками и наручей. При отсутствии денег на кольчугу или сталь бойцы пользовались жёсткими куртками, сшитыми из нескольких слоёв текстиля. Их называли гамбезонами.

"Li_yObDjXVQ"

В этом видео проверяется устойчивость гамбезона ко всем типам ударов меча. Как показали тесты он вполне способен защитить от рубящих ударов, а учитывая то, что в бою происходит постоянное движение двух сторон, стационарных целей будет очень мало, а следовательно гамбезон будет лучше держать удары.

Продолжим.

Дальше в первом видео во время теста меча бастарда на пробивную способность по нагруднику(который является жестянкой, а не настоящим закалённым нагрудником и я вам позже это докажу) ведущий обращается к «эксперту» и говорит, что «меч нанёс небольшой урон», на что иксперт отвечает «он сделал то, ради чего он был создан». В этот момент моё седалище достигло критических температур и я чуть не расплавил видавшее виды кресло. Меч бастард был создан не для проделывания маленьких дырочек в жестяных «доспехах», а для пронзания уязвимых мест(сочленений) доспехов. Острый кончик беспрепятственно проходил через кольца кольчуги сантиметра на два, а после требовал приложения силы для разрушения колец и последующего убийства противника.

В тесте ниже используется корсика(corseque). Использовав всю свою силу Транд вгоняет в уже помятый нагрудник кончик острия древкового оружия лишь на 1 см. А теперь подумайте над тем, из какой чепухи сделан нагрудник в «историческом анализе» если он пробивается ранее затупленным о бревно мечом бастардом. Скорее всего нагрудник является театральным реквизитом.

"6Fu4LivPsOc"

Дальше лучше, нагрудник просто мнётся от катаны. Где-то на нашей родной матушке Земле при просмотре этих сенсационных кадров плакали от ужаса и боли реконструкторы, бугуртщики и члены HEMA, а самураи бы в могилах перевернулись если бы узнали, что делают с их оружием. Даже и не знаю с чего начать… Катана была второстепенным оружием и предназначалась для использования только по лёгким типам брони и по противникам без брони в целом. В этой программе всё настолько ложно, что даже катана не является аутентичной. «Почему же?»- спросите вы. Да потому, что из-за специфики закалки и недостатка металла в Японии, задняя часть меча была намного мягче, чем закалённое лезвие и если бы этот удар был совершён с использованием исторически-верной катаны, меч бы скорее всего просто погнулся (даже при ударе об эту убогую жестянку).

А теперь взгляните на удар лезвием меча по настоящим латам. Заметили что-нибудь важное? Даже царапины не осталось.

"5hlIUrd7d1Q"

(Я всецело понимаю, что это удар катаны по недвижимому мечу, а не по броне. Скрин служит лишь для облегчения визуализации.)

Теперь посмотрим на ещё одну жемчужину исторического канала.

"-ymBF3nfhCU"

Тут бравые ребята проводят исключительно доскональные тесты кольчуги с учтением всех важных параметров, таких как: прочность/закалка колец кольчуги, тип их соединения, уступчивость человеческого тела и т.д. (Сарказм)

Опять же, трудно выбрать с чего начать т.к. всё, что вы увидели своими глазами, дорогие читатели, является бредом сивой кобылы. Во-первых, кольца кольчуги сделаны из мягкой не закалённой стали. Во-вторых, они торцованы, а не клёпаны, как историческая-верная кольчуга(это играет важную роль в прочности т.к. торцованную кольчугу можно разорвать руками. К сожалению не нашёл видео с разрывом кольчуги, буду рад если кто-нибудь поможет его найти в комментах). В-третьих, кольчуга надета на деревянный стенд, прислонённый к камню, что ни в коем случае не отражает экипировку воина, который носил гамбезон под кольчугой и не стоял на месте в ожидании удара(на данный момент идеальным вариантом для тестирования брони является торс, подвешенный на канате с надетой на него бронёй. Таким путём можно отобразить уступчивость человеческого тела.)

Снизу я предоставил сравнение прочности кольчуги из мягкой стали с торцованными концами(butted mail) и кольчуги из закалённой стали с клёпанными концами (riveted mail). Как вы заметили, первый упомянутый мною тип кольчуги не выдерживает удары от слова полностью.

"xw3lcgIAwLk"

Ну и напоследок, с 4 минуты начинается жуткая вакханалия(по крайней мере для меня). Лысый из браззерс желая объяснить некоторые аспекты боя со щитом показывает нам двух бравых друже, которые, похоже, пересмотрели голливудских фильмов. Ни один из них не использует свой щит по назначению и оба широко открыты для ударов, в такие моменты я представляю спам атак в Дарк соулс и Скайриме, когда персонаж забывает о наличии щита и просто махает слева направо. Один из них похоже настолько уверен в своей победе, что задумался о пируэте Одилии в «Лебедином озере» и решил, что он не лыком шит и тоже так может, при этом он открывает свою спину для атаки врага, который стоит, как вкопанный и ждёт своей судьбы в виде леща щитом дабы позже отправиться в Вальгаллу.

Вот так надо держать круглый щит, левая сторона постоянно закрыта щитом, а правая мечом.