Развитие культуры в 1920 1930 годы презентация. Биофизика и биохимия

Развитие советской культуры в е годы 11 класс. История


План изучения темы 1.Постановка проблемы: «Революционные преобразования в области культуры и пути и достижения». 2.Развитие культуры в 1920-е годы. 3.Развитие культуры в 1930-е годы. 4.Результаты преобразований и общие тенденции в развитии духовной жизни в е годы.




Культурная революция Главная цель – формирование человека социалистического общества Коммунистическая мораль (коллективистская и классовая) Коммунистическое мировоззрение (научно- атеистическое) Пути достижения Ликвидация неграмотности, развитие образования. Формирование социалистической интеллигенции. Развитие науки. Развитие литературы и искусства («социалистических по содержанию»)




Темы выступлений 1.Успехи в борьбе с неграмотностью и развитие образования в 1920-е гг. 2.«Музыка революции»: искусство, общество и власть в гг. 3.Художественное многообразие в 1920-х гг. 4.Архитектура и зрелищные искусства как воплощение идей социалистического новаторства.


Особенности развития культуры в 1920-е гг. Успехи в борьбе с неграмотностью, развитие образования. Демократизация культуры. Привлечение на сторону революции части старой интеллигенции и начало формирования народной интеллигенции. Допущение различных групп и направлений в литературе и искусстве, определение «нижней идеологической границы творчества» (т.е. указания на то, «чего нельзя писать, рисовать, ваять и т.д.»)




Темы выступлений 5.Борьба с религией и церковью в 1920-е – 1930-е гг. 6.Развитие науки в е гг. 7.Победа социалистического реализма. Развитие литературы. 8.Воспитание нового человека. 9.Искусство в 1930-е гг.


Особенности культуры в 1930-е гг. Успехи в развитии науки. Жесткий контроль над общественными и гуманитарными науками. Активная борьба против религии и церкви. Культ личности как новая религия. Резко возросла идеологизация образования и воспитания. Репрессии против интеллигенции, идет планомерное уничтожение мыслящей, творческой части общества. «Победа» принципов социалистического реализма – определение «верхней идеологической границы творчества» – то как надо творить.


Домашнее задание Подготовиться к тесту по теме «Развитие советской культуры в е годы» (§16, 20)

Слайд 2

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Слайд 3

Образование

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверги всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

Слайд 4

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации не­грамотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности мог­ли быть привлечены к уголовной ответственности.

Слайд 5

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

Слайд 6

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное.

Слайд 7

Наука

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицей, Н.И. Вавиловым, С.В. Лебедевым, Н.Д. Зелинским, А.Н. Туполевым, И.В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства.

Слайд 8

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии наук (до Февральской революции - Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук). В 1925 году был торжественно отмечен её 200-летний юбилей. К этой дате был принят новый устав.

Слайд 9

Советские учёные Н.Н. Семёнов, Д.В. Скобельцын, Л.И. Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А. Микулин, В.Я.Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П. Павлов и И.В. Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И. Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э. Циолковский и Ф.А. Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю. Шмидт и И.Д. Папанин.

Слайд 10

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Слайд 11

Достижения и потери науки в 30-е годы

Достижения:

  • Советская физическая школа (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам) Исследования атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Б. В. и И. В. Курчатовы).
  • Развитие химии (Н. Д. Зелинский и др.) – производство синтетического каучука, пластические массы.
  • Развитие биологии (Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников и др.).
  • Арест ученых, несогласных с тем, что все науки носят политический характер.
  • Критика генетики и репрессии в отношении ученых генетиков (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов и др.).
  • Нарушение традиций русской исторической науки (появление новой дисциплины «история партии», выпуск книги «История ВКП (б). Краткий курс» под личной редакцией Сталина).
  • Слайд 12

    Итоги периода

    На рубеже 20-30-х гг. наступил решающий перелом в судьбе русской науки, сопровождавшийся драматическим накалом жизни ее творцов.
    Наука стала директивно управляться "сверху", а ее развитие начало планироваться наравне с выпуском промышленной продукции. Так в 1929 г. ВСНХ СССР по поручению правительства разработал первый сводный пятилетний план научных исследований. В это же время от науки стали требовать немедленной практической отдачи. Принятое направление в научной политике нарушило естественный баланс между фундаментальной и прикладной наукой в пользу последней. Последствия принятого курса до сих пор имеют отрицательное влияние на развитие отечественной науки.
    В эти же годы произошло ее одно экстраординарное событие, инициированное правительством. В год "великого перелома" свершился "великий слом" Академии наук. Высшему научному учреждению страны, более двух столетий служившему ее процветанию, был фактически продиктован новый устав. Академию наук вынудили сделать академиками ряд ученых-коммунистов, указали, на какой методологической базе следует далее развивать науку

    Посмотреть все слайды

    Сделанные учёными открытия ка-чественно изменили научную картину мира, дали мощный импульс совершенствованию естествен-ных наук .

    Главные направления в данной обла-сти обозначились ещё до Первой миро-вой войны в результате «революции в ес-тествознании».

    Физика

    Атомная физика , зародив-шаяся в этот период, сохраняла свои ведущие позиции и в последующие деся-тилетия.

    В 1926-1927 гг. появилась кван-товая механика — новое направление фи-зики, сложившееся на основе исследова-ний английского ученого Поля Дирака. Он предположил, что существует не толь-ко частица с отрицательным электриче-ским зарядом (электрон), но и аналогич-ная частица с положительным зарядом. Уже в 1932 г. она была обнаружена амери-канцем К. Д. Андерсоном, исследовавшим космическое излучение (электромагнит-ное излучение от внеземных источни-ков), и получила название «позитрон». Выяснилось, что при некоторых условиях электроны и позитроны могут взаимопоглощаться, превращаясь в частицы элек-тромагнитного излучения (фотоны). В том же году английский учёный Джеймс Чедвик открыл нейтрон, эле-ментарную частицу, не имеющую заряда. В 1934 г. Ирен и Фредерик Жолио-Кюри во Франции обнаружили явление искус-ственной радиоактивности. В ходе их опытов атомы алюминия трансформировались в радиоактивные атомы фосфора. На основании разработок Кюри позднее было сде-лано немало открытий, особенно в биологии и медицине.

    Все эти исследования сделали понятной структуру атомного ядра. В конце 1930-х гг. специалисты в нескольких странах уже были готовы получить атомную энергию, появляющуюся при делении ядер урана. Цепную реакцию деления урана исследовал итальянец Энрико Фер-ми , бежавший из фашистской Италии в США. Супруги Жолио-Кюри разработали схему аппарата для осуществления этой реакции. Стало возможным создание принципиально нового вида оружия — атомной бомбы, изготовленной только на исходе Второй мировой войны.

    Успехи в развитии квантовой механики позволили к началу 1930-х гг. прогнозировать свойства различных веществ.

    Химия

    Химики взяли курс на создание искусственных твёрдых материа-лов с заранее заданными свойствами и структурой. Во второй поло-вине 1930-х гг. учёные сразу трёх стран — США, СССР и Великобри-тании — смогли синтезировать полиэтилен и нейлон, получившие вскоре широкое употребление. Химики также разработали новые виды удобрений и искусственного жидкого топлива.

    Астрономия

    Стремительные шаги делает астрономия . В 1918 г. учёные уста-новили, что Солнце находится на краю Галактики. В 1925-1934 гг. серия исследований подтвердила предположение о наличии угле-кислого газа в атмосфере Венеры. В 1930 г. астроном К. Томбо (США) «расширил» Солнечную систему, открыв планету Плутон. Материал с сайта

    Биофизика и биохимия

    Появились новые науки — биофизика и биохимия . Разобрав-шись в процессах обмена веществ и строении белка , учёные сумели искусственным путём создать первые витамины и антибиотики (гра-мицидин, стрептомицин, пенициллин). Биологи использовали не только традиционные методы и инструменты. В их «арсенале» по-явились электронные микроскопы, рентгеновские лучи и реактив-ные изотопы.

    Культурная жизнь СССР в 1920-х гг. МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

    Ликвидация неграмотности

    Среди врагов социалистической революции В.И. Ленин называл неграмотность: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.

    Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.

    Ликвидация неграмотности

    В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности - ликбезы

    Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет.

    Народное образование

    • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» В основу положен принцип бесплатного обучения.
    • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне. Созданы рабфаки.

    Власть и интеллигенция:

    вопрос об отношении к революции

    В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи культуры Серебряного века

    1. Одни поняли, что искусство будет поставлено под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, избрали удел эмиграции

    И.А. Бунин

    А.И. Куприн

    К.Д. Бальмонт

    М.З. Шагал

    Ф.И. Шаляпин

    А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, И.Е. Репин и др.

    Власть и интеллигенция

    2. Другие деятели ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

    А.А. Ахматова

    М.А. Булгаков

    Е.И Замятин

    М.М. Пришвин

    О.Э. Мандельштам

    М.А. Волошин

    В.Э. Мейерхольд

    Власть и интеллигенция

    3. Многим казалось, что революция как очистительная сила грозы омолодит страну, разбудит созидающие силы.

    В.В. Маяковский

    «Ода революции», «Левый марш»

    ЛЕВЫЙ МАРШ

    Разворачивайтесь в марше!

    Словесной не место кляузе.

    Тише, ораторы!

    Ваше слово,

    товарищ маузер.

    Довольно жить законом,

    данным Адамом и Евой.

    Клячу истории загоним.

    Власть и интеллигенция

    ДВЕНАДЦАТЬ

    … Как пошли наши ребята

    В красной гвардии служить -

    В красной гвардии служить -

    Буйну голову сложить!

    Эх ты, горе-горькое,

    Сладкое житье!

    Рваное пальтишко,

    Австрийское ружье!

    Мы на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем,

    Мировой пожар в крови -

    Господи, благослови! …

    А. А. Блок

    «Двенадцать»

    Власть и интеллигенция

    К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде»

    Власть и интеллигенция

    Б.М. Кустодиев «Большевик»

    Власть и интеллигенция

    Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех. Кто способствовал укреплению обороны и экономики страны и имел мировое признание.

    Н.Е. Жуковский Самолетостроение

    Н.И. Вавилов

    Генетика

    К.Э. Циолковский

    Космонавтика

    Н.Д. Зелинский

    К.А. Тимирязев

    Растениеводство

    И.П. Павлов

    Физиология

    И.В. Мичурин

    Биология

    После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н. Гумилев, М.Тихвинский и др. деятели науки и культуры.

    Николай Гумилев

    Партийный контроль над духовной жизнью

    Осенью 1922 г. из советской России было выслано около 200 неугодных власти интеллектуалов: в их число входили инженеры, экономисты, врачи, писатели, журналисты, юристы, философы, преподаватели... На двух пароходах тогда уместились почти все русские философы.

    «Философский

    ПАРОХОД»

    Партийный контроль над духовной жизнью

    Л. Д. Троцкий: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

    Н.С. Булгаков

    П. Сорокин

    социолог

    И.А. Ильин

    Н.О. Лосский

    Партийный контроль над духовной жизнью

    Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г.

    Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.

    1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

    «Сменовеховство»

    Идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 году.

    Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.

    «Сменовеховство» - результаты

    • Отношение большевиков:
    • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.

    • Возвратились на Родину:

    А.Н. Толстой

    С.С. Прокофьев

    М.И. Цветаева

    М. Горький

    Государство и церковь

    Борьба с религией была вызвана не только атеистическими воззрениями партийных лидеров, но и стремлением убрать конкурента из духовной сферы.

    Послужил основой для полного произвола по отношению к церкви и священнослужителям

    Государство и церковь

    • Повсеместное закрытие храмов;
    • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
    • Аресты священнослужителей;
    • Лишение их избирательных прав;
    • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

    Церковь Святого Николая, Харьков 1929 г.

    Государство и церковь

    Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле… всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это –поистине дело сатанинское..

    Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение …

    Патриарх Тихон

    Государство и церковь

    В 1922 г. - имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в грабеж церковного имущества.

    Государство и церковь

    Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться журнал «Безбожник». В 1925 г., после смерти Тихона в тюрьме, выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.

    «Новое искусство»

    В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская культура», ставившая задачу сформировать новую культуру.

    В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать произведения с точки зрения не художественных достоинств, а социального происхождения авторов.

    • Вс. Иванов «Сопки»
    • А.С. Серафимович
    • «Железный поток»

    • М.А. Шолохов «Донские
    • рассказы»

    • Д.А. Фурманов «Чапаев»
    • К.А. Тренев «Любовь Яровая»

    «Новое искусство»

    Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество еще одного большого поэта того времени – Сергея Александровича Есенина. Широта и многогранность – непременное свойство всякого настоящего таланта. Наряду с лирикой (сборники «Радуница», «Сельский часослов»), привлекала внимание поэта и современная ему социальная реальность (поэмы «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина»).

    «Новое искусство»

    Востребованным жанром в годы НЭПа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто в не лучшую сторону, характеры людей и их души.

    Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

    «Новое искусство»

    В архитектуре наибольшее признание в 1920-е годы получил конструктивизм, развиваемый Обществом современных архитекторов (1925) и рационализм, проявившийся в творчестве архитекторов Ассоциации новых архитекторов (1923). Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов, К. Мельников, братья Леонид, Виктор и Александр Веснины

    дом К. Мельникова в Москве (1927-1929)г.

    «Новое искусство»

    В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановления страны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов).

    «Новое искусство»

    Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский, показавший себя не только гениальным поэтом, но и талантливым художником. Вместе с другими художниками Маяковский изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация.

    «Новое искусство»

    «Новое искусство»

    В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды 1918 г. по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы: Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы), А. Т. Матвеев, В. И. Мухина.

    Н. А. Андреев. В. И. Ленин. 1924 - 1929. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

    «Новое искусство»

    Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр. В начале 20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи людей новой советской эпохи: «Булыжник – оружие пролетариата», «Сеятель», «Красноармеец» и др.

    «Новое искусство»

    Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой,

    М. Б. Греков «Тачанка» 1925 г.

    «Новое искусство»

    И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925 г.

    «Новое искусство»

    К.С. Петров-Водкин «Смерть комиссара» 1928 г.

    «Новое искусство»

    «Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом.

    «Шестая часть мира» - СССР, документальный, 1926 г.

    «Новое искусство»

    Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.

    Культура 1920-х гг.

    С победой Октябрьской революции 1917 г. наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. На смену творчеству приходит единый идейный стандарт

    В.И. Мухина «Пламя революции», 1922-1923 гг.

    Развитие культуры в 1920-1930-е гг.

    Образование. На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

    Искусство. В советских учебниках этот период характеризовался как «Искусство в период борьбы за победу социализма и упрочение социалистического общества». 1921 год - дата окончания Гражданской войны, в советской историографии принимается за начальную точку отчета. С этого времени в стране происходит восстановление хозяйства, реорганизация экономики по социалистическому принципу, разрушение старых привычных устоев быта. Все это нашло отражение в искусстве.

    Живопись. Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».

    Советская станковая живопись также испытывает упомянутую выше тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность».

    Скульптура . Николай Андреев «Ленин - вождь»; Иван Шадр «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», «Булыжник - орудие пролетариата. 1905 год»; Вера Мухина «Крестьянка» (1927); Сарра Лебедева «Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю», «Октябрь».

    Архитектура. В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство - жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции - ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций - рационализм и конструктивизм.

    В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов.

    Литература. В первые послереволюционные годы еще имела шумный успех группа футуристов, приветствовавшая Советскую власть. Правда, и В. Маяковскому, и В. Каменскому, и В. Хлебникову, и II Асееву пришлось отказаться от некоторых своих прежних позиций. С 1923 г. их группа стала называться «ЛЕФ» ("Левый фронт искусства"). Из наиболее значительных литературных группировок следует выделить также Московскую ассоциацию пролетарских писателей (1923, МАПП), Всероссийское общество крестьянских писателей (1921, ВОКП), "Серапионовы братья" (1921), Литературный центр конструктивистов (1924, ЛЦК), "Перевал" (1924), Российская ассоциация пролетарских писателей (1925, РАПП). Самой крупной была РАПП, а затем - ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей). Менялся облик страны, менялись и творческие поиски писателей. В августе 1934 г. состоялся Первый всесоюзный съезд советских писателей. С главным докладом на нем выступил М. Горький, осветивший состояние дел в стране и наметивший перспективы развития литературы.

    Музыка. Вдохновленные великими идеями В. И. Ленина, следуя призывам Коммунистической партии, писатели и художники, композиторы и деятели кинематографии уже тогда стремились правдиво воплотить в образах искусства темы революции, социалистического строительства. Их произведения тех лет призваны были способствовать культурному росту народа, пробуждать и поднимать новые, молодые творческие силы из его глубин. В середине 20-х годов появились первые русские советские оперы. Примечательно, что написаны они большей частью на историко-революционные темы («Орлиный бунт» А. Пащенко, «Декабристы» В. Золотарева, «Степан Разин» П. Триедина и другие), а некоторые посвящены и теме гражданской войны («Прорыв» С. Потоцкого, «За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака). Однако первые опыты в области оперного искусства еще не привели тогда к созданию полноценных произведений.

    В 1927 году Р. Глиэр создал первый советский балет на современную международно-революционную тему - «Красный мак»17. Это была важная веха.