Развитие культуры в индии. Индия: традиции и обычаи. Традиции и культура Индии

КУЛЬТУРА ИНДИИ

Предыстория: культура Хараппы и культура "Ригведы". Государство: теория и практика политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам. Философские традиции индийской культуры и научные знания. Искусство Индии, его истоки и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. - это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Эта индийская культура, самым ярким компонентом которой была Хараппа, выросла на основе местных традиций Севера, городские центры индийской культуры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Наиболее яркая особенность этой культуры - ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних. На протяжении, по крайней мере, тысячелетий расположение улиц города оставалось неизменным, наиболее впечатляющим достижением индской культуры является совершенная система водопровода и канализации, каковой не имела ни одна другая древняя культура, даже римская.

Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории. Несомненно, что индская культура поддерживала связь с Двуречьем, однако она не проявила склонность заимствовать технические достижения более развитой культуры. Ученые (А. Бэшем и др.) предполагают, что за время существования этой цивилизации форма правления в ней не менялась. Этот беспримерный консерватизм предполагает, по выражению С. Пиггота, скорее "неизменные традиции храма", чем "светское непостоянство двора". Действительно, культура Хараппы по своему характеру была, очевидно, подобна культурам Древнего Египта и Двуречья.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм - гравюры на печатях, статуэтки. Насколько можно судить о религии доарийской эпохи по дошедшим до нас отрывочным сведениям, некоторые ее черты предвосхитили отдельные особенности позднейшего индуизма: аскетическая практика (йогическая поза Прото-Шивы) и сопряженный с ней круг представлений, практика изображений богов в "человеческом образе".

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов - "Ригведу", теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из веди-ческих гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но. с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. Их культура была родственна той, которая описывается в "Беовульфе", в ранних исландских сагах, в староирландском прозаическом эпосе; она несколько уступала культуре греков, отразившейся в "Илиаде". На протяжении эпохи "Ригведы" выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия - жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование "варна" (неточно переводимое "каста", а буквально означающее "цвет") указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Арии были буйным народом. Они соблюдали лишь немногие из табу поздней Индии и были весьма привержены к хмельным напиткам. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе под аккомпанемент цимбал и барабанов. У них была гептотоническая гамма, сходная с нашей мажорной, которая, как полагают, появилась в Шумере и впоследствии получила распространение среди индоевропейских народов. Арии увлекались азартными играми. В гимнах встречаются также напоминания о пении и танцах и об искусстве танцовщиц, возможно, профессиональном. Племенами правили вожди, которые носили титул "раджа" - слово, родственное латинскому "гех" ("король"). Раджа был абсолютным монархом, так как правление племенем осуществлял частично внутренний совет немногих старейшин и более широкое собрание всех глав семей. Арии рассматривали царя прежде всего как военного вождя, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций. Царь-жрец, характерный для некоторых других культур, не имел параллели в древней Индии. В целом можно сказать, что и индская культура и культура эпохи "Ригведы" внесли свой вклад в формирование уникального характера индийской культуры.

Для понимания культуры Индии, особенно в древности, необходимо знать ту политическую систему, замечательную и в своей силе, и в своей слабости, которая была создана в эпоху Будды (вторая половина 1 тысячелетия до н.э.). Речь идет об империи Маурьев. Она имела высокоразвитую систему государственной администрации, управлявшей всей экономической жизнью империи, и весьма совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (середина III в. до н.э.). Важнейшим источником информации об этом времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом своему владыке.

Эдикты эти частично напоминают указы ранних Ахеменидов, но по содержанию сильно отличаются, например, от больших надписей Дария 1, прославляющих царя, перечисляющих все его победы и подвластные ему народы и племена. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным. В них много личного и их первоначальный текст составлял, очевидно, сам император.

Из надписей явствует, что через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно иным человеком и проводил новую политику.

Реформа в политике Ашоки, социально-нормативной формой которой служат его эдикты, имела особое значения для ускорения экономического развития отстававших прежде районов страны (главным образом Центральной и Южной Индии). Можно выделить три черты политики Маурьев. Прежде всего они стремились ограничить привилегии старинной аристократии, сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство.

Другой отличительной чертой политики Маурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В своих надписях Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Сами эдикты являются проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Отсутствие экономического единства страны и рыхлость ее политического устройства (в отдельных местностях продолжали править местные династии или олигархии) способствовали особой роли религиозной идеологии - религиозная политика Ашоки составляет основное содержание его эдиктов.

Общеиндийский правитель настойчиво провозглашал и свое стремление к завоеванию всего мира "праведностью". С этой целью он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки (их успех проявился в цивилизующей роли буддизма во многих странах Азии). Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей новой политики и таким путем добиться морального главенства над всем цивилизованным миром. Он никоим образом не отказывался от своих имперских устремлений, но видоизменил их в соответствии с этикой буддизма. Таким образом, основным содержанием реформ Ашоки было человеколюбие во внутреннем управлении и отказ от агрессивных войн.

Во внутренних делах новая политика сказалась в общем смягчении сурового правосудия. В надписях Ашоки говорится о "дхарме" как "праведности", но в правовой литературе она означает установленную божеством норму благочестивого поведения, варьирующуюся согласно сословию и касте. Дошедшие до нас сочинения признают наравне с дхармой другие основы закона: договор, обычай и царский указ. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы, и, как ее хранитель, царь считался ее воплощением. Начиная с Ашоки. цари время от времени принимали титул дхар-мараджи, который является также эпитетом Ямы, бога смерти и усопших. Как Яма, так и царь поддерживали дхарму, "священный закон", карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех сект. Он отменил судебные пытки, однако при всем своем гуманизме сохранил смертную казнь - она была отменена при позднейших индийских царях.

Миролюбивая политика Ашоки вскоре была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам, которые древние авантюристы в области политической мысли объявляли нормальной деятельностью государства, и в целом история Индии после маурийского периода - это история междоусобной борьбы местных династий за господство; политическое единство Индии (но отнюдь не культурное!) было утеряно почти на две тысячи лет.

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия - варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Каста - это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп в единой системе культуры. В индийском обществе сформировалась очень сложная специальная структура, которая складывалась отчасти на основе преобразования племенных связей, отчасти же из профессиональных сообществ и которая разрасталась в силу приобщения новых этнических групп и возникновения новых профессий. В средние века эта система приобрела известную жесткость и каждая ее социальная группа стала кастой в современном смысле слова.

Лишь в последние 50 лет кастовая система обнаружила действительные признаки распада, тому причиной множество нововведений, не осуществимых для общества, разделенного непроницаемыми перегородками, распространение образования на западный манер, рост национального самосознания и усиленная деятельность правительства и национальных лидеров. Этот процесс еще далек от завершения, и пройдет много лет, прежде чем сотрутся последние черты кастовых предрассудков; но несомненно, что старый национальный порядок индуистской Индии канет в лету.

Заслуживает внимания и индийская семья, которая была и остается до сих пор большой семьей, т.е. братья, дядья, двоюродные братья и племянники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей или в соседних жилищах и часто сообща владеют недвижимым имуществом рода. Подобно европейской и семитской семье, индийская семья представляет собой патриархальную и паралинейную структуру.

Сплочению семьи в единое целое способствовал ритуал повиновения, ему следуют в Индии и по сей день, хотя он восходит к временам Вед. В настоящее время система большой семьи уже становится тягостной для молодого поколения, но когда-то она давала членам семьи чувство социальной уверенности. В случае беды можно было рассчитывать на помощь сородичей, и беспутный кузен либо праздный и никчемный дядюшка, проживающий в уголке семейного дома в сравнительном благополучии, хотя он ничего или почти ничего не прибавляет к семейному бюджету, были в древней Индии столь же характерными явлениями, как и в современной. В семье обычно баловали маленького ребенка, ему во всем потакали и позволяли такие вольности, которые до недавнего времени были недоступны европейским детям. В поэзии дети неизменно упоминаются в ласковых тонах, как избалованные любимчики родителей.

Когда ребенок становился молодым человеком, то после религиозного обучения он вступал в брак, так как женитьба и продолжение рода, если только он не принял обета безбрачия, считались его прямой обязанностью. Вступление в брак преследует три основные цели: исполнение религиозного долга путем домашних жертвоприношений, деторождение, которое обеспечивало счастливую потустороннюю жизнь отцу и его предкам, а также продолжение рода и сексуальное наслаждение. После завершения сложной брачной церемонии домохозяин мог посвятить себя трем жизненным целям: дхарма или обретение религиозных добродетелей путем неукоснительного следования предписаниям "священного закона"; обретение богатства частным путем и получение наслаждений.

Самым высоким из всех законных наслаждений считается половое. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ, как его неотъемлемую часть, ритуальное половое сношение, считавшееся средством спасения.

В Древней Индии существовал особый разряд женщин, которые не были связаны правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц высших каст. Это были гетеры. Несомненно, многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо, в лучшем случае, становились служанками или работницами. Однако более характерной является описанная в литературе фигура куртизанки - красивой, образованной, богатой, занимающей высокое положение и пользующейся не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Аспазия и Фрина в классической Греции. Существовала и храмовая проституция, при храмах содержались сотни проституток.

Удовольствия древнего индийца были неразрывно связаны с развлечениями различного рода. Он, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в беседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим авторитетом.

Образованный человек мог писать стихи, участвовать в литературных собраниях в загородных садах или рощах, ради разнообразия сочетавшихся с петушиными боями и купанием, мог быть также художником. Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коей мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разными увеселениями и процессиями. Наиболее широко отмечался праздник в честь Камы - бога любви. Были широко распространены азартные игры - во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одна из таких игр к первым векам нашей эры превратилась в шахматы. В Древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением людей. Одни из них посвятили себя высоким искусствам - драме, музыке и танцам, другие бродили по городам и деревням и увеселяли простой люд. Мы читаем о музыкантах, сказителях, акробатах, жонглерах, фокусниках и заклинателях змей, которые были в то время не менее популярны, чем сейчас.

Характерной чертой культуры Индии является то, что в ней мы встречаемся со множеством взаимодействующих между собой религий. Среди них следует выделить следующие основные: брахманизм с его позднейшими формами - индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Именно брахманизм внес существенный вклад в разделение общества на касты, именно он акцентировал внимание на переселении душ. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксальная религия - джайнизм, сыгравшая немалую роль в истории Индии и ее культуры; исходя из мировоззренческого фундамента брахманизма, джайнизм, подобно зороастризму, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека.

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну - это порядок и гармония природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри - богиня любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них - Рама, герой одноименного эпоса, другое - Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как "Упанишады", "Бхага-вад-Гита" и "Веданта Сутра". Однако основополагающие идеи этих сочинений нашли выражение в многочисленных философских школах, сектантских учениях, религиозных обрядах и народных культах, принадлежащих различным социальным слоям. Многообразие духовных подсистем указывает на то, что объединяющий принцип индуизма лежит скорее в социальной структуре, чем в приверженности религиозной доктрине, различные формы верований, составляющие в совокупности религиозное мировоззрение индуизма, является принадлежностью той или иной касты - основной единицы индуистского общества.

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского общества на брахманизм. Основы его учения изложены и бенаресской проповеди Будды, суть их такова: жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, не достигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение - нирвана. Исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь - страдание (аналогичный тезис, как известно, в немалой степени обеспечил успех и раннему христианству), и что все страдания проистекают от страстей. Желание умерить свои страсти, быть добрым и благожелательным - и это перед каждым (а не только перед посвященными брахманами, как в брахманизме) открывает путь к истине, а в итоге и к нирване. Понятно, почему буддизм стал наиболее влиятельным и популярным в Древней Индии.

И, наконец, коснемся ислама, который в конце 1 тысячелетия н.э. заявил о себе "на северо-западе Индостана, представ перед индуизмом в виде живого вероучения воинственных племен Западной и Центральной Азии. Он качественно отличался от всех религиозных предыдущих мировоззрений, весьма успешно ассимилированных ранее индуизмом благодаря его гибкой структуре. Прежде всего, мусульманские племена владели более мощной военной технологией и более сильной политической системой по сравнению с индусами. А самое главное - и их вероучение опиралось, хотя бы теоретически, на концепцию "сплоченного братства", которая объединяла всех принявших эту религию узами поклонения единодержавному богу. Это было, вероятно, первое в истории индуизма столкновение с религиозным верованием, опирающимся на понятие целостной общины, объединенной преданностью единственному и всемогущему богу. И неудивительно, что общество Индии не смогло включить мусульманские общины в свой гибкий социальный и духовный организм. Однако самое важное состоит в том, что обращенные в ислам жили бок о бок с индусами и переняли у них мифы, образы традиционных богов, религиозные обряды. Масса ярких.примеров этому имеется в литературе среднего и позднего средневековья, посвященной религиозным воззрениям народов субконтинента.

Представляет интерес и многообразие философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе "Махабхарата" говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу, поэтому ни одно из них не может быть принято за единственно верное. Индийский мыслитель V в. н.э. Маллавади рассматривал все философские концепции как спицы в колесе, которые сходятся у его оси, исходя из того, что истина многообразна. Ранние Упанишады, свидетельствующие о существовании различных течений индийской мысли, позволяют обнаружить зачатки тех тенденций, которые затем оформились в виде самостоятельных учений. В истории культуры Индии значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Она отрицает душу в концепции Атмана (духовное начало) и воспринимает тело человека как Я, т.е. только тело, одаренное разумом, предоставляет собой Я. По той причине, что разум наблюдается только там, где есть тело и нигде не наблюдается без тела, локаята считает его простым атрибутом последнего. Картина мира локаяты демонстрирует ее материалистический характер: Вселенная вечна, и ее законы регулируют изменения, которые совершаются в вещах, состоящих из элементов; все возникает из элементов, в процессе взаимодействия которых зарождается и сознание. Учение о материальности мира и всех протекающих в нем процессов оказало большое влияние на развитие древнеиндийской мысли.

Философские системы Древней Индии, признававшие авторитет Вед или, по крайней мере, не выступавшие против него открыто, рассматривались как одинаково действенные пути для достижения спасения, хотя они и различались между собой. Традиционно они подразделялись на три группы, по две школы в каждой, дополнявших друг друга: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, миманса и веданта. Санкхья была связана с ортодоксальной религиозной традицией лишь формально, представляя собой совершенно самостоятельное и оригинальное течение. Хотя в целом она представляется как дуалистическая система, главный вклад ее в историю индийской философии состоит в глубоком и всестороннем развитии учения о материальной природе мира и происхождении всей совокупности веществ и существ из саморазвивающейся материи ("теория эволюции"). К санкхье тесно примыкает йога, получившая огромную известность в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагала для достижения "освобождения" от оков материального мира. В "Йога-сутра", раннем сочинении этой школы, Патанджали намечены только общие принципы системы. Позднее были разработаны положения так называемой восьмичленной йоги, разумеется, технические моменты - только начальная ступень всей этой системы, цель ее - в достижении "высшего состояния" т.е. в преодолении собственного "Я" (самадхи). По своим теоретическим построениям йога очень близка санкхье, но в ее учении введен Ишвара (высшее божество). Ее последователи чтили личное божество, что сближало их с ортодоксальными индуистами.

Философские системы ньяя и вайшешика зародились в самом начале нашей эры, они тесно связаны между собой. Их роднит тенденция к рационалистическому объяснению явлений природы, хотя первая акцентировала внимание на проблемах гносеологии, выражая особый интерес к инструменту познания - логике (в дальнейшем слово "ньяя" стало означать "логика"), а вторая - на учении о бытии и составляющих его сущностей. Обе школы никогда не полемизировали друг с другом. Ньяя приняла метафизику вайшешиков, ибо считала ее закономерным следствием собственной теории познания, воззрения вайшешиков в какой-то мере продолжали традиции натурфилософии Упанишад; вместе с тем их атомизм - это продолжение общей идеи материальности, причем их учения, как и доктрины локаяты или сан-кхьи, связаны с достижениями в различных областях древнеиндийской науки - химии, астрономии и естествознании. Оно и само благотворно повлияло на дальнейшее развитие отдельных научных дисциплин.

Традиционный список шести философских систем всегда завершается системами миманса и веданта, которые были настолько тесно связанными, что веданту иногда называли утрата-мимансой ("высшей" мимансой). В Упанишадах (VIII-VI вв. до н.э.) философия подразделялась на изучение и понимание: своего Я, трансцендентного знания и высшей духовной реальности (Брахмана). Средством постижения служит миманса - размышление, исследование. В ранних ведических текстах говорится, что постулирование Брахмана уже есть миманса. В одной из древнейших Упанишад говорится, что знатоки Вед сообща рассуждали, задаваясь вопросами: что такое Я? Что такое Брахман? В другой Упанишаде содержится исследование природы и степеней блаженства и вывод, что высшее блаженство есть соприкосновение с высшей духовной реальностью. Непосредственно к Упанишадам восходит и Веданта, кардинальный принцип которой выражается в следующих тезисах: мир никак не является произведением от материальных сил; единственная реальность - Брахман, а "сущее" во всех своих формах исходит из него. Своим острием веданта направлена против локаяты и санкхьи.

С момента возникновения на землях Индии цивилизации, страна, в основном, являлась центром торговых маршрутов и была известна своими богатствами и культурой. Культура Индии многолика: архитектура, музыка и танцы, театр и кино, литература, образование и т.д. Насыщенная таинством Тибета, яркими красками волшебного природного мира, культура страны доносит до наших дней собранные на протяжении тысячелетий традиции и обычаи. Как во многих азиатских странах, основой для культурного развития служит религия.

Религия Индии

Индия стала колыбелью для индуизма, сикхизма, буддизма и джайнизма. Доминирующая – индуизм (82,6 % населения), ислам у 11,4 % жителей, христианство – у 2,4 %, сикхизм исповедуют – 2 %, буддизм – 0,7 % населения.


Экономика Индии

В экономике Индии четко прослеживается контрастность, свойственная всем сферам жизнедеятельности страны. Традиционное деревенское и современное аграрное сельское хозяйство, застаревшее производство и современное высокотехнологичное предприятие сосуществуют в экономике страны. Индия полностью обеспечивает свое население зерном и другими сельхозпродуктами. Экономика Индии сегодня решает наиболее важные проблемы, связанные с высокими темпами роста инфляции и существенным внешним долгом государства.


Наука Индии

Индия – родоначальница точных наук. Как показывают археологические раскопки, начиная с ведийской цивилизации, , сделала множество открытий: система ирригации и водные системы хранения, система стандартизации, картография, конструктивные планы и др. Еще в тот же период получили свое развитие такие науки. Как ветеринария, хирургия, астрология, наука о языке и т.д.

На сегодняшний день Индия занимает лидирующие позиции в развитии атомной энергетики, оборонных разработок, ядерной программы страны. Существует центр развития передовых вычислений. В Индии 504 вуза, 185 из них осуществляют подготовку инженеров по техническим дисциплинам.


Искусство Индии

В каждой местности Индии с давних времен культивируются свои ремесла. Будь то вышивка или резьба по камню, филигранная работа с серебром или прекрасная работа ткачей – доведенные до безукоризненности, ремесла могут продемонстрировать . На архитектуру свой отпечаток наложил, конечно же, буддизм. Несомненно, на все течения искусства повлияла Империя Великих Моголов, это заметно в коврах и могольской миниатюрной живописи, а также перл индийской архитектуры – великий Тадж-Махал. Индийское искусство – значительная по величине прослойка мировой культуры, не подвластная течению времени, не имеющая аналогов в мировой культуре.


Кухня Индии

В Индии принято считать, что пища доставляет наслаждение через обоняние, осязание, зрение и вкусовые рецепторы. В приготовлении блюд кухня Индии умело использует изысканные коренья, приправы и травы. География Индии и вероисповедание населения, расставляют приоритеты в определении рациона питания. Для индийцев не мусульман, в приготовлении практически не используют мясо, блюда для мусульман содержит мясо баранов, птиц, козлятину. Южные районы характеризует вегетарианская кухня, западные же изобилием рыбных яств. Для индийцев не существует лук, чеснок, помидоры и свекла, зато сладкий перец, финики, чечевица и рис, всегда есть в рационе. Сладости, известные во всей Индии, готовят исключительно бенгальские кулинары.


Обычаи и традиции Индии

Традиции и обычаи индийской жизни неразделимы с религией. Обычаи и традиции Индии диктуют стиль поведения индусов. Особое почтение, выказывают традиционным семейным ценностям. Главная нить воспитания молодежи – обуздание чувств, учат быть приветливыми и добродушными. Нельзя в общественных местах проявлять чувства нежности. Не приняты рукопожатия, приветствием считается поднесение к подбородку двух сложенных ладоней, правая рука в Индии считается чистой. При посещении святых мест рекомендуется снимать обувь. Священное животное – корова, может пастись даже у входа в храм. Многочисленное количество фестивалей и праздников, выставок, ярмарок создают впечатление вечного праздника.


Спорт Индии

Индия прародительница такого вида спорта как шахматы. Нынешний чемпион мира по шахматам – Виши Анана. Спорт Индии : хоккей на траве, крикет, футбол, баскетбол, теннис, гольф, шахматы и многое другое.

Индия - страна древних цивилизаций, необычайно красивых обычаев, уникальной архитектуры, ярких танцев, разнообразной кухни, живописной природы, это место, где переплетаются религии и культуры, что делает ее такой привлекательной для любого путешественника - от скромного романтика до заядлого авантюриста.

Происхождение Индии и ее названия

Первая цивилизация возникла на территории Индии еще в III тысячилетии до нашей эры. С тех пор в ней активно развивалась философия, литература, искусство, наука и астрономия. В XVI столетии несколько европейских стран попытались захватить власть в отдельных районах Индии, но лучше всего это удалось Великобритании, которая захватила под свой контроль большую часть страны. До 1950 Индия была колонией Британской империи, а получив независимость она все равно осталась в Британском содружестве наций.

Что касается названия Индии, то оно произошло от наименования самой крупной реки этой страны - Синдху или Инд, как называли ее греки. Существует также третье название - Бхарат, которое признает конституция страны, в честь древнеиндийского правителя, но европейцы еще в древние времена стали звать страну Индией.

Географическое расположение Индии

Индия занимает весь полуостров Индостан. На юге страна омывается водами Индийского океана, на востоке - Бенгальского залива, а на западе - Аравийского моря. Индии граничит с такими странами, как Пакистана, Афганистан, Китай, Непал, Бангладеш и Бутан. На севере Индии лежат Гималаи - самые высокие горы на планете.

Самыми большими городами Индии являются Мумбаи, Дели, Бангалор, Калькутта, Ченнаи. А вот самыми красивыми считаются города Сринагар и Шимла.

Климат

Индия находится в субэкваториальном поясе, а отличительной чертой ее климата можно считать тропические муссоны. Погода в Индии не делится на времена года, ее условно можно поделить на три сезона - жаркий, влажный и холодный.

Лучшее время для путешествия в Индию зависит от места, куда вы отправляетесь. Например, в Южную и Центральную Индию - в сезон с июля по сентябрь, когда здесь влажно и тепло, и с октября по март, когда сухо и прохладно.

Население Индии

Население Индии составляет 1, 2 млрд человек, что ставит ее на второе место в мире после Китая. «Демографический взрыв» произошел здесь в 1950-1970-ых годах, в результате которого население увеличилось почти на 200 млн. человек. По мнению некоторых ученых, к 2020 году Индия обгонит Китай и станет самой населенной страной в мире.

Стоит сказать, что Индия самая многонациональная страна в мире. На ее территории проживают индийцы, хиндустанцы, гуджаратцы, телугу, маратхи, бенгальцы, каннара, тамилы, пенджабцы и другие.

В зависимости от того, куда вы отправляетесь, следует уточнять обычаи местных жителей. Но есть такие, которых соблюдают все индийцы. Например, едят они только правой рукой, так как левую считают «нечистой». Заходя в храм, музей или даже в дом к обычному человеку индийцы снимают обувь и оставляют у порога.

Государственно-политическое устройство страны

По форме правления Индия - это парламентская республика. Индия является федеративным государством и состоит из 29 штатов и 7 союзных территорий.

Законодательная власть в Индии представлена двухпалатным парламентом, исполнительная - Советом министров, который возглавляет премьер-министр. В Индии исполнительная власть напрямую подчиняется законодательной. Судебная власть состоит из Верховного суда, 21-го Высшего и большого количества мелких судов. Главой страны является президент. Главный закон страны - Конституция, принята в 1949 года. Кстати, Конституция Индии является самой большой по объему в мире.

Валюта

Денежная единица Индии - это рупия. Она состоит из 100 пайс. Банкноты могут быть номиналом от 5 до 1000 рупий. Кстати, купюры одного и того же номинала могут отличатся друг от друга, но не пугайтесь - это банкноты разных лет, но принимают их в Индии одинаково.

Традиции и религия Индии

Около 80% населения Индии исповедуют индуизм. Остальные являются сторонниками таких религий как ислам, христианство, сикхизм и буддизм. Конституция страны разрешает гражданам исповедовать любую религию, а сами индейцы очень толерантны к другим верам.

Неописуемо красива культура Индии и ее традиции, которая тесно связана с религией. Конечно, каждый кто хотя бы раз смотрел индийский фильм, скажет, что культура индийце проявляется в танцах и пении, но не только.

Архитектура страны впечатляет своей грандиозностью и величественностью, в ней соединяются десятки стилей, ну и конечно же захватывает дух от того, что некоторым архитектурным сооружениям уже около 500 лет.

Кстати, киноиндустрия Индии является одной из крупнейших в мире. Несмотря на то, что индийский фильмы - это зачастую мелодрамы, индийцы очень любят кино.

Национальная кухня

Ни для кого не секрет, что Индия - это страна пряностей и специй. Их индийцы используют для приготовления большинства своих блюд. Например, бхуджиа - овощи карри, самба - рисовые лепешки со специями или дхай - молочные продукты с карри.

Кухня в разных регионах Индии отличается: на севере она изобилует мясными блюдами, особенно любят здесь баранину, на юге индийцы предпочитают блюда из овощей с различными острыми соусами, а вот запад страны богат на морепродукты, поэтому рыба здесь основной составляющий всех блюд.

Что касается напитков, то самый популярный это нимбу панч (лимонный напиток). Так же индийцы пьют ласси (взбитое кокосовое молоко), газированную воду, джин или пиво. Ну и конечно, предметом национальной гордости индейце является чай, который здесь пьют по нескольку раз на день с молоком или специями. К чаю принято подавать какие-то сладости, что очень привычно для нашей кухни. Вот несколько примеров традиционных индийских сладостей:

  • кульфи - индийское мороженное;
  • джалеби - оладьи с сиропом;
  • расгуллу - творожные шарики, обжаренные и политые розовой водой.

Одной из самых уникальных и самобытных восточных цивилизаций является индийская. Еще в глубокой древности Индия прославилась как «страна мудрецов», и благодаря этому древнему царству культура всего человечества смогла обогатиться многими ценными знаниями, изобретениями и направлениями в искусстве. Культура Древней Индии настолько необычна и оригинальна, что до сих пор является источником вдохновения и восхищения.

Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность - характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Рис. 1. Индийский йог.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире развилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период - арийский - связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее ярким достижением ариев стали Веды - сборник религиозных текстов, включающих в себя песнопения, гимны и магические формулы. Веды стали важнейшим источником информации об истории, взглядах и верованиях древних индусов.

Рис. 2. Веды.

Достижения культуры Древней Индии

Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.

  • Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
  • Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
  • Аюрведа - медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
  • В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.

Санскрит - это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира - латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.

  • Йога - физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
  • Шахматы - игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.

Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 10 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 258.

Общие замечания

Рассуждая о культуре древней Индии, следует, прежде всего, выделить четыре основных направления:

  • религия,
  • письменность и литература,
  • искусство,
  • наука.

Индийцы в древнейшие времена поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность, и божествам, которые покровительствовали этим силам. Самыми почитаемыми из них было два: бог Индра – борцец с духами засухи, повелитель дождя и бури, вооруженный молнией, и Сурия – бог солнца, который, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями.

Богам молились и приносили им жертвы. Люди верили, что если просьба сопровождалась верно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением, боги никогда не смогут отказать человеку в помощи.

Особенности религии

С течением времени в древней Индии складывается брахманизм – особая жреческая религиозная система. Жрецы-брахманы представляли себя хранителями и единственными знатоками священного знания. Они считали себя божествами в облике человека. Брахманизм укреплял кастовую систему, выгодную рабовладельцам. Поэтому в древней Индии возникло движение протеста против этой системы и брахманизма, поддерживавшего ее.

Эти протестные настроения нашли свое выражение в новой религии – буддизме, который поначалу выступал против деления людей на касты. Апологеты новой религии учили, что все люди, несмотря на то, к какой касте они принадлежат, должны быть равны. Однако приверженцы буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, потому что буддизм провозглашал отказ от всякой борьбы.

Замечание 2

В Индии буддизм был широко распространен в середине первого тысячелетия до н. э. Оттуда он перешел в соседние страны и в настоящее время это одна из наиболее распространенных религий Востока.

Наука и искусство

Одним из самых крупных культурных достижений древних индийцев явилось создание алфавитного письма. Индийское письмо, состоящее из 50 знаков, было значительно проще иероглифов египетского письма и клинописи.

Замечание 3

Индийский ученый Панини в $V$ в. до н. э. в созданных им учебниках грамматики изложил основные правила письма.

Первыми памятниками литературы в Индии стали гимны богам, исполнявшимися уже в $XI$-$X$ вв. до и. э. индийскими певцами. Сборники этих гимнов называются Ведами и включают древние легенды и сказания, которые позднее легли в основу произведений художественной литературы. Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. Героями этих произведений являются глупые и жадные жрецы и смелые находчивые простые люди. Кроме сказок в древней Индии создавались прекрасные художественные произведения, самыми известными из которых являются замечательные поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», повествующие о подвигах героев и древних царей, об их походах и завоеваниях.

Древние индийцы оказались очень успешными в математике. Вопреки устоявшемуся мнению, цифры, называемые сегодня «арабскими», были созданы около $V$ в. в Индии, арабы лишь передали их в Европу. В Индии были изобретены шахматы, которые назывались «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Древние индийцы знали, что Земля вращается вокруг своей оси и имеет форму шара. Они много путешествовали, что способствовало развитию географических знаний.

Именно в Индии значительных успехов достигла медицина: развивалась узкая специализация (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.).

Замечание 4

Индийские врачи знали многие болезни и способы их лечения, умели делать сложные операции и готовить из различных трав и солей лекарства.

Архитектура

Древняя Индия была знаменита замечательными храмами и дворцами, которые известны необычайной тщательностью отделки. Например, особым великолепием отличался царский дворец в Паталипутре. Многие считали, что он создан богами, а не людьми. Это огромное деревянное здание, украшенное колоннами с позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Многочисленные ворота храма являлись сложным архитектурным сооружением, с богатой резьбой и скульптурой. Не меньший интерес представляют собой древние пещерные монастыри и храмы, которые вырубались в скалах и были украшены резными колоннами и цветной росписью.