Развлечение "я живу в россии". Конспект занятия по познавательному развитию «Страна, в которой мы живем Воспитательное занятие страна в которой я живу

Татьяна Никулина
Конспект занятия по познавательному развитию «Страна, в которой мы живем»

Конспект занятия в старшей группе

«СТРАНА , В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ »

Цель : развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу, детскому саду. Обогащать словарный запас детей.

Задачи : воспитывать уважение к государственным символам нашей страны , любовь к нашей Родине, городу, детскому саду, семье. Обобщить и систематизировать знания детей к России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн) . Закрепить названия крупных российских городов и рек, знания детей о нашем городе, о нашей стране .

Оборудование : глобус, карта России; Государственный флаг, изображение герба Российской Федерации, герба города Моршанска; монеты разных государств, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России,. Мультимедийный проектор, экран. Ленты, ложки, указка. Презентация.

Предварительная работа, которая проводилась в течение шести месяцев :

- занятие «Знакомство с глобусом»

Просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»

Показ диафильма «Русский народный костюм»

Экскурсия по улицам города

Посещение краеведческого музея

Беседы о государственной символике : гербе, флаге, гимне

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине

Рассматривание фотографий городов и рек

Ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»

Рассматривание живописных произведений о Родине

Разучивание стихотворений и песен о Родине

Музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»

Беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.

В рамках подготовки к учебному занятию для детей были проведены мероприятия :

11 мая в рамках акции «Сделай наш город краше» дети вместе с родителями сажали деревья и цветы на улицах города.

16 мая 2014 года проводили акцию «Помоги городу стать чище» , родители и дети убирали мусор на берегу реки Цна

21 октября 2014 года на спортивном комплексе воспитанники детского сада участвовали в городском спортивном празднике, получили памятные подарки

25 ноября 2014 года для детей старшего дошкольного возраста проведено открытое учебное занятие «Виртуальная экскурсия «Страна , в которой мы живём » , где присутствовали родители, сотрудники детского сада, представители телевидения.

Творческая работа :

Рисование Государственного флага

Коллективная аппликация «Родной город»

Составление атласа мира

Ход ЗАНЯТИЯ (30 минут)

Организационный момент : Дети входят в нарядно украшенный по данной теме зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…» . Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского.

Воспитатель : (1 слайд, представление - показ слайда)

Дорогие ребята, сейчас мы отправимся на экскурсию. А будем мы путешествовать по нашей бескрайней России, по нашей с вами Родине, по нашему родному городу. Как вы думаете, а на чём можно путешествовать? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине и т. п.) . Я предлагаю вам путешествие на поезде. Поезд уже нас ждет, занимаем места в вагоне по билетам, которые вы купили . Сколько стоил билет? – «ОДНА УЛЫБКА» . (Дети садятся на стулья, составленные в виде поезда.)

Стихотворение : (Читает воспитатель)

Раз, два, три, поспеши.

Место ты своё займи.

Не зевай, не скучай.

Лучше всё запоминай.

Мы в поезде сейчас

По России едем.

Что увидим - всем расскажем,

Как домой приедем.

Звучит аудиозапись «Голубой вагон»

Первая остановка : «Наш мир» (3 слайд, заставка)

Воспитатель :

Отгадайте загадку :

Мой родной, мой земной,

Мой кружащийся шар.

Воспитатель :

Дети, о чём я говорю?

Дети отвечают, что это наша Земля, наша планета. (4 слайд «Земной шар» )

Воспитатель :

Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран , больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете ? Как называется наша страна ?

Ответы детей.

Воспитатель :

А кто знает, какая страна самая большая в мире?

Предложения детей.

Воспитатель :

Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрим, какую

огромную территорию она занимает. (5 слайд – РФ карта)

Воспитатель показывает границы Российской Федерации.

Стихотворение : 1 ребёнок

Как велика моя земля,

Как широки просторы.

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Воспитатель предлагает детям рассказать о России.

Ребенок говорит : (6 слайд)

Наша страна Россия – великая , сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут . Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много : русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке.

Воспитатель :

А кто знает стихотворение о Родине?

Стихотворение : 2 ребёнок

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель : (7, 8, 9, 10 слайды)

Назовите столицу нашей Родины.

Стихотворение. 3 ребёнок

Здесь Кремль,

Здесь Воробьёвы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город!

Гордится им моя страна !

Всем городам она глава,

Столица Родины – Москва.

Воспитатель :

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить» . «Родина поучает – Родина выручает» . «Кто за Родину горой, – тот истинный герой» и т. д.)

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и смотрите на неё, и скажите, чем богата наша страна ?

Перед детьми карта и иллюстрации гор , рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой .

Воспитатель :

Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Может быть, вы знаете какие-нибудь из них?

Ответы детей.

Воспитатель : (11 слайд)

Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка» .

Воспитатель показывает реку Волгу на карте.

Воспитатель :

Волга – мать русских рек. А что и на чём перевозят по рекам?

Ответы детей.

Воспитатель :

Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы : лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой . (Показ на карте) .

Волга – чудесная трасса для водных путешествий. Куда же несёт свои воды река? (Воспитатель определяет по карте) . В Каспийское море.

Физкультминутка.

Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи сбегают в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.

Воспитатель : Реки на карте обозначены голубым цветом.

А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей) . Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее) . Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.

Воспитатель : (13, 14 слайды)

На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай) . Показывает на карте. Едем дальше.

Звучит музыка «Паровоз» , дети топают ногами, изображая стук колес.

Вторая остановка.

«Символы нашей страны – России » (15 слайд)

Воспитатель : (16, 17, 18 слайды)

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете (флаг, герб, гимн) . Из каких частей состоит флаг? (Дети показывают древко и полотнище) . А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный) . Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу) . А синяя? (Небо, реки, озёра, моря) . Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла) .

Дети рассказывают о гербе и гимне нашей страны . (Используя знания, полученные предварительно) .

Сегодня мы ещё познакомимся с гербом нашей страны (показывает изображение герба) . На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ , в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона . Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка» , т. к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах.

В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством.

Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» , что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах) .

Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране , ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны , о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны . Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации.

Воспитатель :

А теперь расскажите стихи о нашей Родине.

Дети читают стихи. (19 слайд)

1 ребёнок :

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

2 ребёнок :

Каждая берёзка, кустик каждый

Задремавшие в снегу поля –

Всё напоминает мне о самом важном –

Только здесь родимая земля!

3 ребёнок :

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть мне об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Воспитатель :

Звучит музыка «Паровоз» .

Третья остановка «Наш город» (20 слайд)

Дети хлопают в ладоши.

Воспитатель :

Ребята, а где мы с вами живём? Как называется наш город? (Дети отвечают) .

Дети читают стихи о городе Моршанске (21 слайд)

1 ребёнок :

Мы в Моршанске родились,

И гордимся этим!

Нет красивей и родней

Города на свете.

Парки, дворики, сады,

Улочки прямые.

Все они для нас, детей,

Милые, родные.

Моршанск не подведём,

С трудностями справимся.

Город очень наш хорош,

И в нём жить нам нравится.

2 ребёнок :

Мой любимый город.

Я городу этот стишок подарю.

Ведь город родной я всем сердцем люблю.

Хотите узнать, почему

Сложила стишок я ему?

Ответ на вопрос мой очень простой :

Город Моршанск – мой город родной!

Воспитатель : (22 слайд)

Почему наш город так назван?

Ответы детей.

4 ребёнок :

А город – красавец,

У речки стоит.

Речка Цна

Куда-то спешит.

Солнца лучи

Освещают поля.

Пол ветром качаясь,

Стоят тополя.

5 ребёнок :

Город наш славный

Всеми любим,

Его защищали,

Себя не щадили.

И нам завещали,

Чтоб помнили мы,

Наш Моршанск – частица

Великой страны .

Воспитатель : Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе?

Ответы детей.

Воспитатель : (23 слайд)

На гербе города изображён улей, пчелы, якоря,река.

Воспитатель : (24 слайд)

А что это за здание, которое изображено на слайде?

Дети рассказывают о краеведческом музее

Ответы детей и стихотворение. (25 слайд)

Воспитатель :

Ребята, расскажите об этом здании. Детская библиотека (26 слайд)

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

Воспитатель : (27 слайд)

Здания каких предприятий вы видите на слайде и что вы можете о них рассказать?

Ответы детей. КНИРТИ и КЗРТА – это одни из высокоразвитых в техническом и технологическом плане предприятия нашего города. Там работают наши родители, бабушки и дедушки.

Воспитатель : (28 слайд)

А для чего нам нужны почта, телеграф, телефон, интернет?

Здание узла связи на слайде. Для общения между людьми (устного, письменного, видео) .

Воспитатель : (29 слайд)

А куда вы пойдете учиться после выпуска из детского сада?

Здание школы на слайде. Дети рассказывают стихотворение о школе.

7 ребёнок :

Льётся песенка на воле,

Далеко она слышна.

Всем ребятам место в школе

Приготовила страна .

Воспитатель : (30 слайд)

Куда мы обращаемся, когда заболеем?

На слайде здание больницы. Дети рассказывают стихотворение.

8 ребёнок :

Для чего нужна больница?

Чтобы людям там лечиться.

Если насморк или корь.

Вылечат любую хворь!

Следующий слайд стадион им. В. М. Боброва Стихотворение. (31-35 слайды)

9 ребёнок :

Чтоб расти и закаляться

Не по дням, а по часам,

Физкультурой заниматься

Заниматься надо нам.

Воспитатель : (36 слайд)

А куда вас мама приводит каждое утро? В детский сад. Чем вы занимаетесь в детском саду? Ответы детей.

10 ребёнок :

Чтоб росли мы смелыми,

Добрыми, умелыми.

Знаем, все вы нас любите

И хорошему учите.

11 ребёнок :

Одеваться очень быстро,

Умываться очень чисто.

Аккуратно, быстро есть,

Даже всё не перечесть.

Дети поют песню о родном городе.

Мы играем возле дома

И зимой, и летом.

Всё давным-давно знакомо

В дружном доме этом!

Припев (два раза)

Посмотри, как хорош

Дом, в котором ты живёшь .

Слышишь, улица родная!

Нет тебя чудесней!

Мы по улице шагаем

Вместе с нашей песней!

Припев (два раза)

Посмотри, как хорош,

Город тот, где ты живешь .

Воспитатель : (37-40 слайды)

Наше путешествие подходит к концу. Мы – русские люди, после работы любим петь, плясать. Давайте спляшем русский народный танец.

Русский танец с ложками

Идут и стучат

(2 раздел) – Внутренний круг – стоит

Внешний - стучат

(2 раза) – На колено, 2-ой обходит и стучит

(2 раза) «Кренделёк» идут и стучат шагом

(2 раза) – По 2 раза у каждого уха стучат

Руки с ложками вверх.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Воспитатель :

Что узнали и с чем мы познакомились в путешествии ?

Ответы детей.

Воспитатель :

Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе. И я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной. И когда вырастите, может быть, прославите её своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будете врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте : Россия и город Моршанск будут гордиться вами, вашими делами и поступками!

Песня «Широка страна моя родная… » (41 – 48 слайды)

Широка страна моя родная ,

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю ,

Где так вольно дышит человек!

Воспитатель : А теперь вы можете продолжить игру самостоятельно, посмотреть альбомы, фотографии и рисунки о Великой Отечественной Войне. Поиграть в игру лото – Гербы городов России.

Дети рисуют флаг и герб города Моршанска. (На заранее подготовленных листах.)

Оксана Черкасова
Конспект занятия «Страна, в которой мы живем»

Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи : Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество» . Воспитывать любовь к своему родному краю, расширять представления о родном крае. Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе.

Формировать у детей представление о России как о родной стране ;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы :

Слайды : карты мира, герба и флага, наглядно-дидактические пособия.

Предварительная работа :

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель : Встанем рядышком по кругу,

Скажем : здравствуйте друг другу.

Всем привет и добрый день

Нам здороваться не лень,

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнется.

Ребята, скажите, как называется страна , в которой мы живем ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Россия! Самая большая страна в мире наша Родина Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

(Показ границы на карте) .

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озёра, реки и поля

Леса и степь и горы!

Воспитатель задает детям вопрос : «С чего начинается Родина?

Ответы детей : с рождения, с родителей, с друзей, с природы родного

Воспитатель : вспомните, какие вы знаете пословицы о Родине?

Ответы детей :

Где кто родится, там и пригодится.

Если народ един, он непобедим

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Если вздохнуть всем миром - ветер будет.

Жить - Родине служить

Воспитатель : Почему родную землю называют по-разному?

Родина, Отчизна, Отечество?

Ответы детей : Россию называем Отечеством, потому что в ней жили наши деды и отцы. Родиной её зовём потому, что здесь мы родились.

Воспитатель : об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что думал об этом Константин Дмитриевич Ушинский .

Воспитатель читает отрывок из произведения «Наше Отечество» .

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

К. Д. Ушинский.

Воспитатель задает вопросы : Как называется ноша Родина?

Продолжи фразу наша Родина –… (матушка Россия) . Мы зовем Россию матерью потому что….

Как отвечает Ушинский на вопрос, почему мы зовем Россию Отечеством? (Родиной) Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Наша Родина – Россия. А мы живущие в России люди-(россияне) .

Игра «Какое слово не подходит?»

Родина, родители, росинка, родственники.

Отец, Отечество, отчий дом, отпуск.

Мать, матушка Русь, мастер, мама.

Одинокая березка, березовая аллея, березовая роща, смешанный лес.

На территории России берёза - это часто встречающееся дерево. Везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.

Красавицей русских лесов называют люди березку. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, о котором так часто пели бы песни, посвящали стихотворения. Береза приносит людям радость и свет! Ребята скажите, почему березу считают русским деревом?

(потому что ни в одной стране нет столько берез , сколько в России.)

Тобой нельзя не любоваться,

В любое время, хороша.

Нам потому берёзы снятся,

Что наша в них живёт душа.

Ты всех пленила красотою,

Неброской, трепетной, родной.

Такой особой белизною,

Незамутнённостью такой.

Тебя мы в сердце уносили,

И в чужедальней стороне -

Была ты символом России,

Свечой, не гаснущей в окне.

Физкультминутка :

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх,

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой) .

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями) .

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз,

Кружась, листочки улетают (покружиться) .

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками,

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз) .

Ребята, а вы знаете государственные символы России

Ответы детей (Флаг, герб, гимн)

Воспитатель показывает детям изображение Российского флага.

Посмотрите сколько горизонтальных полосок на флаге. Какого цвета верхняя полоска, средняя, нижняя?

Воспитатель спрашивает у детей, почему именно эти цвета Государственного Российского флага.

У каждой страны есть свой флаг . А какой флаг у России?

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Ядам Российскому флагу свой чистый белый цвет» ,- сказал снег, и на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце ». Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.

Вот почему наш Российский флаг имеет три полосы - белая, синяя, красная.

Воспитатель : Герб - это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России.

Воспитатель : Давайте мы с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея) .

Воспитатель : Давайте посмотрим и послушаем легенду о том, как именно орел появился на Российском гербе.

Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица лиса : «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, лисы, живём почти во всех лесах этой страны . Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись : «Да что ты, лисичка, ты такая хитрая. А России нужен честный, мудрый зверь! Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь : «Ну, мне-то вы не скажете, что я не мудрый. И еще я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила сова : «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим : и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны : направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается . Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

Чтение стихотворения В. Степанова.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад - на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

В самой середине герба вы видите щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копье в страшного дракона . Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец. В давние-давние времена в озере жил чудовищный змей, который требовал , чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку. Но вдруг появился святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку. Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Воспитатель : Как вы думаете, что означает всадник? (воин) .

Воспитатель : А змея? (зло, то есть воин побеждает зло – это победа над злом) .

Столица России - город Москва. В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь .

По большим праздника здесь проходят военные парады. Красная площадь очень древняя и красивая.

Воспитатель : Что такое гимн?

Это самая главная торжественная песня нашей страны . Гимн появился намного раньше, чем флаг и герб. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей написал слова гимна. (Запись.)

Воспитатель читает гимн.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна .

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

Воспитатель : Скажите, почему люди встают, когда слышат гимн?

Дети : люди выражают свое уважение и гордость к Родине.

На карте мира не найдешь,

Тот, дом в котором ты живешь .

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но всегда на ней найдем

Своюстрану-наш общий дом .

Воспитатель : Понравилось ли вам занятие ? Спасибо вам, до новых встреч.

«Страна, в которой мы живем…»

Лебедева Лариса Юрьевна – воспитатель МДОУ «Колосок».

Основное направление: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут;
  2. Закреплять и обобщать знания детей о символах России;

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность.
  2. Обогащать и активизировать словарный запас детей;

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

Предварительная работа:

1. Беседы о России.

2. Рассматривание иллюстраций и фотографий.

3.Чтение стихов, пословиц о Родине.

Словарная работа: россияне.

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие. Скажите, пожалуйста, на чем можно путешествовать? (На автобусе, поезде, самолете, пароходе, машине...) .

Воспитатель: Мы отправимся путешествовать на поезде. Но для того, чтобы занять места в вагоне поезда, надо приобрести билеты. Цена билета – одна ваша улыбка.

Упражнение «УЛЫБКА»

Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне.

Дети садятся в «поезд»

Воспитатель: Первая станция «Государственная»

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – ярко светит солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 10 дней, а на самолете лететь почти сутки.

Воспитатель: Назовите столицу России. (Москва.)

Воспитатель: Ваня расскажет стихотворение о Москве.

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.

Спасибо, молодец.

Воспитатель: Кто президент нашей страны …? (В.В. Путин).

Воспитатель: Какие вы знаете государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

Воспитатель: Дети, скажите, какие цвета есть на флаге России и что они обозначают? (Белый – это цвет мира, чистоты, синий – цвет веры и верности, красный – это цвет красоты и силы). Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения гербов, дети выбирают герб России.)

Воспитатель: Что на нем изображено? (Двуглавый орел. Он держит в своих лапах державу и скипетр.)

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

Воспитатель: Правильно! У каждой страны есть свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Звучит аудиозапись «Голубой вагон»

Следующая станция – «Природная»

Воспитатель. Богат и разнообразен растительный и животный мир нашей страны. Большую часть (воспитатель показывает указкой на карте) занимают леса.

Воспитатель. Каким цветом обозначены лес на карте. (Зеленым)

Воспитатель. Лес – это настоящее природное богатство. Что можно сделать из дерева? (Мебель, бумагу, дома и др.)

Воспитатель. В наших лесах растет много разных деревьев. Какие деревья растут в лесах нашей страны? (Береза, дуб, липа, ель и т.д.)

Воспитатель: Но есть одно дерево, которое является символом России. Отгадайте, что это за дерево?

Загадка:

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане . (Береза). (Показ слайда).

Воспитатель: Березку издавна считают символом России.

Воспитатель. Что на карте отмечено синим цветом . (Водоемы, реки, озера, моря и океаны). Самые знаменитые реки России - Волга, Лена, Обь, Ока.

Воспитатель. Какой еще цвет вы видите на карте? (Коричневый) Что обозначают коричневым цветом? (Горы и возвышенности.)

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Выросли березки в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так березки ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же ветер стихнет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Его нужно беречь.

– А наше путешествие продолжается.

Звучит аудиозапись «Голубой вагон»

Мы приехали на станцию «Историческая»

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили. (Э. Чурилова)

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

  1. Разноцветные Подружки
    Перепрятались друг в дружке.
    Мал, мала, меньше. (Матрешка.)(Слайд)

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

Воспитатель: Следующая загадка.

2. Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (Гжель.) (Слайд)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

3. Эти липовые плошки,

Блюдца, ковшики и ложки,

Расписала нам сама

Золотая … (Хохлома.) (Слайд)

4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
(Дымковская игрушка.) (Слайд)

5. Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат. (Богородская игрушка.) (Слайд)

  1. В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города … (Городец) (Слайд)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России.

Итог:

Воспитатель: Так что же ребята, мы зовем Родиной?

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Старшая группа


Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по окружающим миром в старшей группе на тему: : «Страна, в которой мы живем!»
Программное содержание:
Формировать и развивать социально значимые ценности.
Стимулировать познавательный интерес детей. Расширить и закрепить, знания о символике государства, способствовать воспитанию любви к Родине, гордость за нее, уважительного отношения к Государственной символике.
Формировать разговорную речь. Пользуясь в ответах предложениями разной конструкции, в правильной грамматической форме. Обогащать словарный запас по теме «Родина», расширять кругозор о символике родного города Рязани. Развивать мыслительные операции, внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.
Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, обводить образец и составлять необходимый рисунок.
Помочь осознать свою причастность к жизни страны.
Установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах поведения на игровых занятиях.
Оборудование:
Видео подборка слайдов - звездного неба, вид из космоса планеты Земля, изображением символики РФ, президента РФ, фотографии самых красивых мест России, аудиозапись Гимн РФ. Демонстрационный материал для аппликации. Фотографии знаменитых людей Рязани.
Раздаточный материал: Индивидуальные карточки для игры «Найди флаг» с изображением флагов разных государств, заготовки для аппликации (1 картонная полоска для вырезывания цветных полос флага РФ). Ножницы, кисти для клея, салфетки. «Билетики» для подвижной игры «Электричка».
Словарная работа: Мужество, отвага, символика, флаг, герб, гимн, президент, державная, могучая, Российская Федерация.
Предварительная работа: рассказы, беседы о России, о знаменитых людях земли Рязанской, просмотр иллюстраций, фотографий. Символики государства. Чтение-заучивание стихов С.Есенина. Просмотр видео материала.
Ход занятия:I ЧАСТЬ:
Включается видеозапись звездного неба, воспитатель обращает внимание детей, насколько необъятна вселенная как много звезд. И вот среди этого созвездия бесконечности есть и наша планета (появляется изображение планеты - Земля)
Воспитатель: - Как называется наша планета, на которой живем мы с вами ребята?
Дети: – планета Земля.
Воспитатель: – и на этой планете Земля живут много людей они разной национальности, и живут они в разных странах. Какие вы знаете станы, назовите?(показ виде ролика с показом географической карты- различных государств)
Дети: - Англия, Турция…………..
Воспитатель: - Скажите ребята, а какие отличительные символы есть у каждого государства
Дети: - Флаг, герб, гимн, президент.
Воспитатель: – Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: – Россия!
(показ слада с изображением всей территории России) воспитатель - объясняет, что Россия занимает самую большую территорию суши. И является самым большим государством в мире.
Воспитатель: Здесь тепло полей наполнена рожью.Здесь плещутся зори в просторах лугов.Сюда златокудрые ангелы Божьи.По лучикам света сошли с облаков.И землю водою святой оросили.И синий простор осенили крестом.И нет у нас Родины, кроме России.Здесь мама, здесь храм, здесь родительский дом.Петр Синявский (показ карты России)
Воспитатель: - Дети, а как мы еще можем назвать нашу Родину.
Дети: – могучая, великая, огромная, любимая.
Воспитатель: - Вспомните и скажите, из каких цветов состоит наш флаг
Дети: – Белый, синий, красный
Воспитатель: - Государственный флаг РФ - это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.
(видео показ флага)
Воспитатель: - Каждый цвет флага олицетворяетБЕЛЫЙ – мир, чистоту помыслов,красоту,СИНИЙ- верность, правду, благородство.КРАСНЫЙ- отваги и мужества.
Воспитатель: - Вспомним, как выглядит герб РФ
Дети: - Описывают герб(проказ герба)
Воспитатель: Герб России представляет собой темно-красный щит на котором изображен золотой двухглавый орел, Золотой цвет- неизменный символ верности и постоянства. Крылья орла похожи на солнечные лучи. А сама птица- на солнце. На груди орла - помещен герб Москвы. Это означает, что Москва столица могучего Российского государства. Всадник-это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Дети назовите кто является президентом Российской Федерации.
Воспитатель: Гимн Российской Федерации, в каких случаях мы его слушаем.
Дети: - В особо торжественных случаях.
Воспитатель: - Вы должны знать, что музыку к гимну РФ написал наш земляк уроженец земли Рязанской А.В.Александров. А как себя должны вести люди, когда исполняется гимн?
Дети: - Все присутствующие встают, а военные отдают воинское приветствие или салютуют оружием.
Воспитатель предлагает детям послушать гимна. Дети встают, подпевают.
Воспитатель: - Когда мы слушаем гимн РФ, мы испытываем, гордость,радость за нашу родину за отчизну.
Воспитатель: - Мы с вами говорили, что нашу планету населяют миллионы людей разный национальностей в разных странах. И у этих людей есть свои семьи, свои дома, свои города. У каждого человека есть своя малая родина, это то место где он родился и где он живет.Где мы с вами живем? Как называется наш город?
Дети: - Мы живем в городе Рязани.Стихотворение о Рязани
Воспитатель: - Дети и у нашего города есть свои символы, свой флаг и свой герб.Показ детям флага и герба Рязани
Воспитатель: - Земля Рязанская богата и своими великими знаменитыми людьми. Просмотр фотографий С. Есенина.,П.И.Павлова.,К.Э.Циолковского.
II ЧАСТЬ: Настольная игра «Найди флаг»Первое задание - детям предлагается на карточки найти изображение флага РФ.Второе задание - указать на флаг Рязани.
Подвижная игра: « Путешествие в Москву»
III ЧАСТЬ: Ход игры: Детям раздаются «билетики», на которых изображены разноцветные геометрические фигуры. Воспитатель располагает большие фигуры(такие же как изображены на билетиках у детей) на каждом из стульчиков, поставленных друг за другом.
Воспитатель: - Ребята, но электричка отправится в путь только в том случае если вы ответите правильно на вопрос - Электричка отправляется в город- герой столицу Российской Федерации
Дети: - Москву.
Воспитатель: - Уважаемые пассажиры электричка Рязань – Москва отправляется, просим пассажиров занять свои места в соответствии билетам.
Второй раз переигрывается - собираются билетики, примешиваются и раздаются опять детям, при этом на стульчиках все фигурки меняются местами.
Дети выполняют задания под музыку «Мы дети твои Россия»- в исполняют- Волшебники двора.
IV ЧАСТЬ: Аппликация –«Флаг России» детям предлагается по образцам обвести полоски на цветной бумаге, затем вырезать и составить флаг России
Воспитатель: Уважаемые пассажиры электричка Москва - Рязань отправляется, просим пассажиров занять свои места в соответствии билетам.
V. ЧАСТЬ: Анализ занятия. Дети встают со своих мест и просматривают работы своих сверстников передвигаясь в свободной форме, высказывают впечатления, на сколько кто справился, анализируют.
VI. ЧАСТЬ: Заключительная игра – «Сплочение»
Цель : Развитие эмпатии, умение выражать поддержку другому человеку (сверстнику). Снятие напряжения, объединение и сплочение группы.
Выработать приветствие, установка контакта с детьми.
Ход игры: Дети становятся в круг, все вместе начинают приветствие, при этом выполняя определенные движения.Чтоб на свете дружно жить (дети стоят в кругу)Нужно радость всем дарить (все разводят руками приветствуя)Надо всех кругом любить (все обнимают друг друга за плечи,получается большой закрытый круг)
Надо Родину любить (прикладывают ладонь к сердцу)
Надо всем обиды простить (все берутся за руки)

В какой стране мы живем?

В нашей стране много больших городов и маленьких городков, посел­ков, деревень и маленьких деревушек. И везде живут люди. Я думаю, что нельзя однозначно ответить на вопрос, где лучше жить - в городе или в деревне. Каждому человеку нравится жить там, где его дом.

Как называется город, в котором мы живем?

Это большой город или маленький?

Как называются жители нашего города?

Какие еще города вы знаете?

Как называется страна, в которой мы живем?

Как называют жителей нашей страны?

Россияне - это древний народ. У нас есть свой язык, свои песни, пословицы, сказки, игры, праздники, национальные костюмы.

Игра «Назови, какой» (с мячом)

Москва - город... (русский)

наш язык - ...

наша природа - ...

наши песни - ...

наши сказки - ...

Рассказ воспитателя

Мы с вами живем в Российской Федерации. Каждый ребенок, появившись на свет, становится гражданином своей страны. Он еще не научился говорить, не сделал ни одного шага, а ему уже при­своено это звание. Так договорились люди всей земли: ребенок име­ет право на гражданство, т. е. свободно жить в своей стране и иметь много разных прав.

Все вы - маленькие граждане нашей страны, и у каждого из вас есть документ - свидетельство о рождении. В него записаны фамилия, имя, отчество новорожденного, фамилии, имена и отчества его родителей, а также место рождения. Это ваш самый первый документ.

Саша, скажи, пожалуйста, ты гражданин какой страны?

Катюша, а как ты скажешь о себе?

Давайте возьмемся за руки и громко скажем: «Мы граждане России».

Знакомство с государственной символикой

У каждого государства есть свои символы. Вспомните, какие вы знаете символы государства? (Герб, флаг, гимн.)

Педагог показывает плакаты с изображением гербов разных стран, предлагает найти среди них герб России.

По каким признакам вы догадались, что это наш герб? (Отве­ты детей.)

Педагог показывает плакаты с изображением флагов разных стран:

Покажите флаг России.

Чем отличаются флаги? (Цветом.)

Сколько цветов имеет россиский флаг? (Три - красный, синий и белый.)

Флаг нашей страны представляет собой прямоугольное полотнище, которое состоит из трех горизонтальных полос.

Педагог включает запись национального гимна страны

Кто знает, что это за мелодия? (Ответы детей.)

Это гимн нашей страны, т. е. главная торжественная мелодия. Он исполняется во время национальных праздников, различных ме­роприятий государственной важности. В нем прославляются Россия и русский народ.

Вспомните, где вы слышали гимн нашей Родины?

Каждый народ уважительно относится к символам своей страны. Гимн - это тоже символ страны.

Сколько национальных символов у России? Какие? (Герб, флаг, гимн.)

К каждому из этих символов надо относиться уважительно.

Посмотрите на символ права, с которым мы сегодня познако­мились.Что на нем изображено? (Флаг России.)

Что это означает? (Ответы детей.)

Это означает, что каждый из нас является гражданином России. Вклейте символ права на гражданство в свои паспорта.

С каким правом мы сегодня познакомились?

Гражданами какой страны мы являемся?