Речь городничего как средство создания образа. Характер городничего в комедии гоголя "ревизор". Несколько интересных сочинений

Характер городничего в комедии Гоголя "Ревизор"

Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и Хлестакова развивается основное действо. Остальные характеры даны полунабросками. Мы знаем лишь их фамилии и статус, в остальном - это люди очень похожие на городничего, потому что они - одного поля ягоды, живут в одном и том же уездном городе, где «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Да они не так уж и важны, иначе затмили бы собой все «великолепие» фигуры Городничего.

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Но это ведь и очевидно. С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не гнушается. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и секет народ. Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство». И, действительно, спеси и чванства у Антона Антоновича не занимать. Как он обрадовался, узнав, что дочка его выходит замуж не за кого-нибудь, а за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы». Вот таков наш городничий.

Однако посмотрим, как в авторских ремарках «для господ актеров» описаывает нам Антона Антоновича сам автор. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью». В этих ремарках все важно, они позволяют нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому, каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету. Форменный мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий. Но как интересно наблюдать его преображение при встрече с так называемым инкогнито–ревизором. Городничий начинает заикаться и раболепствовать, и даже может дать взятку, если на то пойдет. Но чинопочитание в ходу в то время, однако, у городничего оно достигает наивысшего предела, такой панический страх он испытывает: «Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься».

Городничий еще и груб, об этом нам тоже сообщает Гоголь. Несмотря на занимаемый им высокий посто, он человек необразованный, в его душе много дурных наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что так и должно быть. Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно, насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна. У него не хватает ума даже на то, чтобы придумать что-нибудь правдоподобное перед лицом грозного Хлестакова, хотя перед этим он очень обдуманно предупреждал своих чиновников о приближающейся опасности: «Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». Вот такие курьезы встречаются в уездном городе.

Но, конечно, как нет на свете только хороших или только плохих людей, так и книжные герои не могут быть только положительными или только отрицательными. Хотя про персонажей «Ревизора» сказать это можно едва ли. Но тем не менее, нам почему-то жалко в конце Городничего, который так жестоко обманулся в Хлестакове. Вообще, получается, что в комедии нет ни одного положительного героя, за исключением разве что Осипа, слуги Хлестакова, который, впрочем, тоже пьяница и плут. Нам печально видеть крушение мечты Городничего, размечтавшегося о голубых лентах и доме в Петербурге. Может быть, и не заслужил он такой участи, может быть, не так уж и страшны его мелкие грешки. Но, думается, наказание это вполне справедливо, ибо мы понимаем, что Городничий никогда не испрвиться, и вряд ли происшествие с ревизором послужит ему уроком. Да и расстраивается он прежде всего из-за того, что не разглядел в Хлестакове пройдоху, он сам плут из плутов. Да еще обидно, что «вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина,звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!»- произносит он сакраментальное в конце.

Но ведь и действительно, характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство, чинопочитание, зависть, чванство, лесть. Этот список можно еще долго продолжать. Городничий становится своего рода «героем нашего времени», поэтому и выписан он так отчетливо, поэтому так ярко и проявляется его характер, особенно в кризисных ситуациях, а вся жизнь городничего на протяжении «Ревизора» – это и есть кризис. А в таких кризисных ситуациях Антон Антонович находится не привык, видимо, от слабости характера. Оттого и электрический эффект в конце. Сомнительно, что с настоящим чиновником сможет договорится городничий. Ведь он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам, а правила игры другого мира ему недоступны. И потому приезд чиновника из Петербурга для Антона Антоновича как Божья кара. И нет от этого спасения, кроме как повинится. Но зная характер городничего, можно смело утверждать, что он все равно предпримет попытку задобрить нового ревизора, не задумываясь над тем, что за взятку «можно и в острог», он не видит дальше собственного носа, за это и расплачивается в финале: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою». Немая сцена… Занавес!

Данное произведение включает пять действий. С первых минут чтения пьесы видно насколько отрицателен персонаж городничего.

Образ и характеристика Городничего в комедии «Ревизор» является собирательным. Это единый портрет всех чиновников того времени, актуальный до сих пор. Данная комедия послужит хорошим уроком для нечистых на руку людей, пользующихся положением в обществе и нарушающих закон.

Образ Городничего

«Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души»

Полное имя Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий. На службе около 30 лет. Приблизительный возраст 50 лет. Женат. Из наследников только дочь. Внешность солидная. Волосы покрыты сединой. Постоянно носит мундир и ботфорты, украшенные шпорами. Черты лица грубоваты, словно вытесаны топором. Речь городничего нетороплива, спокойна и размеренна.

«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…»

Характеристика

В облике городничего переплелись между собой общечеловеческие пороки. Среди них можно отметить:

Двуличность. Городничий мастер прикидываться на публике положительным и благочестивым гражданином, любящим работу и семью. На самом деле на работу ему наплевать. О людях он не заботится, городскую казну разбазаривает в угоду себе, не брезгует взятками.

Страсть к азартным играм. Антон Антонович питает слабость к азартным играм. Отдает предпочтение картам. Способен проиграть крупную сумму.

Суров и безжалостен. Это видно по отношению к купцам. В общении с ними может позволить шантаж и угрозы. У купцов уже сил не осталось от такого обращения.

«…Уж не знаем, как и быть, хоть в петлю полезай…»

Попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери.

« Я тебя, - говорит, - не буду, - говорит, - подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня любезный, поешь селедки!»

Важный, чванливый. Напыщенный словно индюк. « У него важности, лукавый не взял бы его, довольно…»

Жадный, алчный. Никогда не пропустит плывущую в руки наживу. Деньги, деньги и еще раз деньги. Вот смысл жизни. В магазинах готов скупить все подряд. Неважно, необходим ему данный товар или нет. Погряз во взятках.

Бездельник. Все что он умеет хорошо делать – красиво говорить. С его слов город процветает, проблемы отсутствуют. На деле пальцем о палец не ударил, чтобы навести порядок в своих владениях. Все давно пришло в упадок, но городничий предпочитает закрывать на это глаза и ничего не предпринимать.



Нарушитель закона. Представляя в своем лице власть, частенько пользуется полномочиями и нарушает закон. Это видно по набору солдат в армию. Берет всех подряд, даже тех, кому идти туда не положено.

Глуп. Недалек. Как еще можно назвать человека, которого способен обвести вокруг пальца обычный самозванец. «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»

Лгун. Посмел соврать про церковь, на которую были выделены деньги, но строить ее никто не начинал. Городничий придумал историю о том, что церковь сгорела во время сильного пожара.

Продуманный. Прозорливый. Хотел за счет удачного замужества дочери получить генеральские погоны. Счастлива ли она будет с избранником или нет, роли не играло. Главное обеспечить счастливое будущее себе и супруге, мечтающей о большом доме в Петербурге.

Всю жизнь городничий втихушку занимался темными делишками , ужасно боясь разоблачения. Сущность городничего раскрылась по максимуму с приездом в город ревизора, который оказался вовсе не ревизор, а обычный мелкий чиновник, решивший воспользоваться ситуацией и одурачить местную власть.

Образ городничего в комедии "Ревизор" играет одну из ключевых ролей. Чтобы лучше в нем разобраться, можете прочитать эту статью.

Группы действующих лиц

Прежде чем приступить к анализу образа Городничего в комедии "Ревизор", нужно отметить, что все герои произведения разделены на группы по своему социальному статусу.

Главенствующую роль в этой иерархии занимают чиновники. К ним и относится городничий. За ними идут неслуживые дворяне, которые в последнее время превращаются в обычных сплетников. Яркий пример - Добчинский и Бобчинский. Третью группу составляют мещане, купцы и крепостные слуги, к которым относятся как к людям низшего сорта.

Отдельное место в социальном устройстве общества уездного города Гоголь уделяет полицейским. В результате писателю удается изобразить на примере одного города всю Россию, показать все существующие сословия и группы.

Гоголя особенно интересует изображение общественных нравов и характеров отечественных бюрократов и чиновников.

Образ городничего в комедии "Ревизор"

В городничем Гоголь обобщил самые худшие черты, которые ему удалось выявить в крупных государственных служащих своего времени. Часто от их милости или произвола зависела судьба многих людей, чем они и пользовались. Отсюда лизоблюдство, взятки и чинопочитание.

Комедия начинается с вести о том, что в уездный город должен приехать ревизор. Едва узнав об этом, городничий собирает своих подчиненных, чтобы организовать все в лучшем виде, чтобы у проверяющего не возникло никаких подозрений.

Их беседа носит весьма откровенный характер. Ко всем он требователен и придирчив, он знает, кто и откуда ворует.

Характер городничего

Но, кроме того впечатления, которое проведут остальные чиновники, Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского, так зовут городничего, еще больше волнует его собственная судьба. Он как никто другой знает, за что его можно привлечь к ответственности. В образе городничего в комедии "Ревизор" (сочинение по этой теме вы сможете написать, если прочтете эту статью) проявляется его огромное беспокойство.

Героя начинают переполнять страх и тревога. Особенно когда выясняется, что ревизор живет в городе уже несколько дней. В образе городничего в комедии "Ревизор" проявляется один из его главных талантов - умение наладить контакты с вышестоящим начальством.

Забота об окружающих

В комедии Гоголя "Ревизор" образ городничего во втором и третьем актах кардинально меняется. Перед Хлестаковым он предстает человеком, который только и делает, что заботится об общественном благе. Сквозник-Дмухановский создает у столичного гостя впечатление, что приносит большую государственную пользу. Пытается казаться ревизору человеком, радеющим за благо окружающих.

Особенно забавно выглядит то, что городничий все время намекает Хлестакову, что такую добродетель надо ценить, имея в виду то, что заслуживает какой-либо награды.

Акт без городничего

Интересно, что на протяжении практически всего четвертого акта городничий не появляется на сцене, возникая только в самом финале. Но при этом он остается одним из главных действующих лиц, о котором говорят все окружающие.

Оставляя Сквозник-Дмухановского за сценой, Гоголь ярко рисует образ городничего в комедии "Ревизор". Кратко его можно охарактеризовать как грубого, жадного и циничного человека. Эту оценку автор дает через слова других персонажей, на которых повлияло такое управление.

К Хлестакову с жалобами приходит вереница просителей, которые жалуются на бесчинства, которые творит городничий. Перед лжеревизором появляется большое количество представителей самых разных слоев населения. Это купец, унтер-офицерская вдова. Через их истории рисуется реальный образ городничего. В сцене, в которой Хлестаков принимает все эти обращения, зритель может самостоятельно составить картину жизни уездного города, основанную на плутовстве, эгоизме, взяточничестве и корысти.

Принцип переключений

Принцип резких переключений Гоголь использует в пятом акте, чтобы завершить формирование образа городничего. Он переходит от поражения героя к торжеству, а затем сразу к его развенчанию.

Сначала Сквозник-Дмухановский, чувствующий себя на краю гибели, не только понимает, что может выйти сухим из воды, но и считает, что становится родственником высокопоставленного питерского чиновника, за которого принял Хлестакова. Вообще, стоит отметить, что образы городничего и Хлестакова в комедии "Ревизор" во многом схожи. Им обоим свойственно корыстолюбие и неискренность.

Только что бушевавший в чиновнике страх сменяется буйной радостью и счастьем. Он чувствует себя триумфатором, от чего начинает вести себя все наглее. Все это происходит после того, как Хлестаков просит руки у его дочери. Перед ним явно начинает маячить перспектива переезда в столицу. Городничий уже видит себя генералом.

Наибольшее удовольствие ему доставляют фантазии о том, как преклоняются перед ним люди и завидуют ему во всем. В эти мгновения он формулирует свою жизненную философию. Это подавление всех тех, кто стоит ниже тебя на социальной лестнице.

Крах мечтаний

Уже представляя, что породнился с высокопоставленным чиновником, городничий начинает раньше времени чувствовать себя особенно важным человеком. Меняется даже его тон в общении с окружающими. Он превращается в важного, надменного и презрительного человека.

Вознеся героя на такую вершину, Гоголь одним махом рушит все его надежды. Финальный монолог Сквозника-Дмухановского, который он произносит, когда узнает, что в город приехал настоящий ревизор, выражает его состояние. Городничий потрясен в первую очередь тем, что его, знатного мошенника, смогли провести. Он сам начинает признаваться, скольких людей он обманул за свою карьеру. Среди них - губернаторы, купцы и другие начальники.

Становится ясна его подлинная сущность и масштабность его деяний. Данный монолог окончательно расставляет все точки, зрители убеждаются, что перед ними - мошенник, причем весьма серьезный.

Пафос комедии

Знаменитые слова городничего, который он произносит в финале комедии, отражают внутренний пафос "Ревизора". Обращаясь к зрительному залу с вопросом, над чем смеетесь вы, автор подводит итог всех смыслов и образов, которые стремился развить в своем произведении.

Городничий раздавлен тем, что его так нагло обманули, к тому же такой мелкий и ничтожный человек. Но в действительности это ничтожество является лучшей частью его самого. Хлестаков стал своеобразным ревизором общественного строя, порождающего таких самоуверенных и нечистых на руку чиновников.

В финале комедии городничий предстает смешным и жалким человеком, в своем образе он подчеркивает типичность чиновника подобного типа, утверждая, что такой тип государственных служащих широко распространен по всей стране.

Внешность городничего

Завершает образ городничего в комедии "Ревизор" внешность героя. Гоголь описывает его как человека с жесткими и грубыми чертами лица, который прошел тяжелый путь в начальники с самых низших чинов.

За это время он виртуозно освоил мгновенный переход от радости к страху, а от высокомерия - к низости. Все это сформировало его как человека с грубой душой.

Писатель описывает Сквозника-Дмухановского как толстоносого полного человека, который провел на службе уже не менее тридцати лет. Волосы у него седые и стриженые.

Характеристика городничего в «Ревизоре» Гоголя заслуживает особого рассмотрения, так как Сквозник-Дмухановский является самым показательным примером обманувшегося человека, который трепещет перед всякой высшей властью и может увидеть её даже в ничтожном человеке. Городничий вовсе неглупый, практичный и рассуждающий начальник. Беспорядочность городского управления не видится ему чем-то выходящем за рамки русской жизни. Он никогда не упускает то, «что плывёт ему в руки», и всякий раз вырабатывает новые механизмы для того, чтобы лучше это скрыть.

Известие о прибытии вельможного проверяющего из Петербурга помогает постепенному раскрытию характера городничего в «Ревизоре». Сначала он призывает к себе всех главных чиновников города – попечителя богоугодных заведений, смотрителя училищ и проч – для того, чтобы всем дать соответствующие указания: какие меры следует принять, чтобы жалоба от приезжего инкогнито не полетела в столицу. На больных надеть белые колпаки, сделать их количество меньше (разумеется, без всяких медикаментов, пусть радением врачей выздоравливают), улицы, где может проехать ревизор, вымести, домашнюю птицу у сторожей в заведениях отобрать и отправить на кухню, приказать полицейскому Держиморде придержать кулаки. Все эти манипуляции кажутся городничему спасением от гнева ревизора. Также нужно было умело лгать, что унтер-офицерская вдова «сама себя высекла», а церковь, которую приказали построить, сгорела – и не дай Бог кому-то проговориться, что она «не начиналась».

Описание городничего и его поступков даётся писателем как некое олицетворение панического страха и, как следствие, хаоса в действии – перед лицом власти, которая способна погубить. Именно страх вводит городничего в заблуждение насчёт Хлестакова. Всю первоначальную растерянность, трусоватость, рассказы о безденежьи и суровом отце кажутся Сквознику-Дмухановскому просчитанным ходом со стороны ревизора. А то, что он ревизор подсказывают ещё и Добчинский с Бобчинским, которые говорят: «он уже вторую неделю живёт и не платит». Это, в представлении уездного обывателя, и есть один из первейших признаков знатного вельможи.

Сам городничий принимает Хлестакова у себя, сытно кормит этого любителя срывать «цветы удовольствия», беспрерывно рассказывает о своём рвении по службе и любви к начальству. Чудовищную ложь молодого человека он выслушивает подобострастно, то и дело порываясь встать со стула. Рядом трусятся «мелкой дрожью» Бобчинский и Добчинский, которые никогда не были в присутствии такой важной персоны. Конечно же, и сам городничий был объят благоговейным ужасом: шутка ли – его дом почтил необыкновенно важный чин, который держит в страхе государственный совет и каждый день даёт у себя балы!

Образ городничего в комедии «Ревизор» несомненно дополняют его взаимоотношения с женщинами – Анной Андреевной и Марьей Антоновной. Когда он пытается выведать у Осипа подробности характера его барина, дамы перебивают и трещат о красивом носике и блистательных манерах Хлестакова. Городничий сердится, его судьба зависит от наиболее удачного приёма, поэтому вольное обхождение его жены с ревизором кажется ему оскорбительным и неуместным. Он знает, что в случае катастрофы его голова полетит в первую очередь, женщин же «посекут, да и только, а мужа и поминай как звали», поэтому не может опомниться от страха после «оказии».

Характеристику городничего из комедии «Ревизор» Гоголь даёт не только с помощью страха, но и быстрой смекалки, которая, как не парадоксально, тоже помогает обмануться. Все действия городничего кажутся хваткими, если не учитывать одного – фиктивность ревизора. Иногда на градоначальника нечто находит: он прозревает, что гость несколько «прилгнул» для красного словца, описывая балы и арбузы, но не подозревает насколько. В понимании Сквозника-Дмухановского, молодой человек раскрыл себя по причине неопытности и хорошей порции горячительных напитков, поэтому надо подмаслить как можно сильнее, чтобы он не успел опомниться.

Если бы не скверная привычка почтмейстера читать чужие письма, правда бы не обнаружилась до приезда подлинного ревизора. Но хлестаковское письмо показывает степень и его личной пустоты, довольства, и степень обмана, которым городничий позволил одурачить себя и своих главных подчинённых. Тот, что «глуп как сивый мерин» (по словам Хлестакова), не мог понять, как такой пустышке, вроде этого Хлестакова, удалось обвести его, умудрённого житейским опытом начальника, вокруг пальца? Чинопочитание было возведено в культ и не дало проявить себя подлинному лицу Хлестакова, то есть его безликости. В чине, даже выдуманном, можно было вести себя каким угодно образом, величие и красоту в тебе бы распознали сразу же и никому не дали бы усомниться в ней. Всё чиновничество во главе с городничим жило по этому неписаному закону, поэтому не смогло противостоять лжи, и было подвержено полному осмеянию.

Тест по произведению

Речевое своеобразие комедии «Ревизор»

Комедия «Ревизор» является драматическим произведением. Язык драмы- это язык живых характеров, главная форма их выявления.

Нигде язык не служит таким мощным средством сгущенной характеристики образов-персонажей, как в драматическом искусстве. Так, каждое действующее лицо комедии «Ревизор», хотя и говорит на общеупотребительном национальном языке, но с привнесением в него особых интонаций, жаргонных словечек, оборотов и даже темпа речи, обусловленных возрастом, характером и положением данного лица в обществе.

Небывалый, неслыханный по естественности язык комедии Гоголя «Ревизор» является средством типизации и индивидуализации образов-характеров. В нём есть слова и обороты (взятка , ревизор, секретное предписание, чин, чиновник, попечитель богоугодных заведений, ассигнование, государственный совет, присутствие и т. п.), характерные для канцелярско-бюрократического стиля, присущие всем чиновникам, раскрывающие их социальную сущность. Вместе с тем, каждый персонаж пьесы Гоголя обладает неповторимой индивидуальностью и характеризуется своими особенностями речи. Уже первое известие о ревизоре сразу обнаруживает особые черты в их речах характерах. Каждый чиновник по-своему воспринимает пренеприятное известие и по-своему отражает его в свое речи: городничий - спокойно и рассудительно, судья - с нелепыми умствованиями, смотритель - панически, попечитель - лукаво, а почмейстер, как судья,- с глупыми домыслами.

Как отразилось в языке и мыслях чиновников первое известие о приезде ревизора.


Чиновники

Что стали говорить они?

Какие чувства и мысли выразили?

Какими видами речи пользовались?

Сквозник - Дмухановский

«Я пригласил, вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие6 к нам едет ревизор»

… «Я вас, господа, предуведомил.- Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам»

… «Сделайте так, чтобы всё было прилично»

Распорядительность,

рассудительность,

Деловитость и предусмотрительность.

Повествовательно-утвердительные и повелительные предложения.

Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

«Да, обстоятельство такое… Необыкновенно, просто необыкновенно6 что-нибудь недаром»

«Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да …хочет вести войну, и министерия-то, видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены»

Пускается в нелепые догадки, лишённые здравого смысла и основания.

Прерывающиеся, незаконченные предложения, так называемые амплификации .

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов

«Господи боже! Ещё с секретным предписанием»

«Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?»

Выражает страх, отчаяние, недоумение, растерянность.

Восклицательные и вопросительные предложения.

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филлипович Земляника

«Ну, это ещё ничего. Колпаки, пожалуй, можно одеть чистые»

«О! насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, и так выздоровеет»

Спокойствие самодовольного и прожженного плута, уверенного в своей безнаказанности и выработавшего на основе своих плутней удобные для себя убеждения.

Повествовательные предложения с рассудительными междометиями и вводными словами, переходящими в афоризмы житейской мудрости.

Шпекин

«Объясните, господа, что, какой чиновник едет?»

«А что думаю? - война с турками будет»

«Право война с турками. Это всё француз гадит»

Так же, как и судья, пускается в глупые домыслы, лишённые здравого смысла.

Речь отрывистая, импульсивная

Самая «богатая» и относительно разнообразна речь городничего. Его речь обличает в нём человека ловкого, хитрого и предусмотрительного; она гибко видоизменяется в зависимости от обстоятельств.

Лексический состав речи городничего

Вульгаризмы

Канцеляризмы

Просторечия

Варваризмы

«чорт возьми»

«брякнуть»

«бумагомарака»

«либералы проклятые»

«лгуны проклятые»

«трещотки проклятые»

«секретное предписание»

«уведомить»

«подведомственный»

«входящее и исходящее»

«рапорт»

«доложить»

«градоправители»

«титулярные»

«ход дела чрезвычайный»

«Этакие», «шасть»

«Эх, куда хватил», «худо», «авось»

«батюшки»

«слышь», «сдуру»

«ей-богу»

«приплёл»

«давеча»,

«взашей»

«пронюхаешь»

«запропастились»

«особливо»

«надуешь»

«заважничал»

«важничаешь»

«сплутовать»

«спровадить»

«отбояриться»

«инкогнито»

«ассирияне»

«кафедра»

«фриштик»

«мадера»

«фельдъегерь»

«вольтерьянцы»

«финтифлюшки»

Сообразно словарным напластованиям, столь же многообразна и фразеология языка городничего.

Фразеология речи городничего

Вульгарная

«А, чорт возьми, славно быть генералом»

«Дурака ему, дурака, старому подлецу»

Религиозная

«Господи, помилуй нас грешных!»

«Выносите, святые угодники!»

«Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее…»

«…Благодарение богу, всё идёт благополучно»

Бюрократическая

«Обязанности мои, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы приезжающим и всем благородным людям не было никаких притеснений»

«Не угодно ли вам будет осмотреть теперь некоторые заведения в нашем городе, как –то богоугодные и другие?»

Книжная

«Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так сами богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят»

«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было»

«Чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя»

«Перед добродетелью все прах и суета»

Фольклорная

«Знаем, в чей огород камешки бросают»

«Погулявши, человек всё несёт наружу: что на сердце, то и на языке»

«А ты себе и в ус не дуешь»

«смотри, держи ухо востро»

«…Волосы дыбом поднимаются»

«Да, оба пальцем в небо попали»

«Говорят, что я им солоно пришёлся»

«Эк, куда метнул! Какого туману напустил!»

«Что будет, то будет, попробовать на авось»

«Дело, кажется, пойдёт теперь на лад»

Интонации речи городничего очень разнообразны, так как городничий человек общительный и общественный, ловкий плут и пройдоха, «тёртый калач», он знает, с кем и как надо обходиться. Разнообразие гаммы его интонаций всякий раз обуславливается обстоятельствами, в которые он попадает: при первом известии о приезде ревизора он говорит спокойно, рассудительно, дружески советует.


Тон речи городничего особенно интересен и показателен в его обращении с людьми различного ранга. Его обращении с людьми предвосхищает обращении Чичикова с помещиками.

Обращение городничего

К кому?

Форма обращения

Что выражает?

К чиновникам

«Я пригласил вас, господа…»

«Я вас, господа, предуведомил…»

«Вы, господа, приготовляйтесь по своей части…»

«Садитесь, господа»

К Хлестакову

«Не угодно ли вам будет…»

«Осмелюсь ли спросить вас…»

«Осмелюсь доложить вам…»

Не изволите гневаться, ваше превосходительство»

«Не смогу верить, вше превосходительство»

Изволите шутить, ваше превосходительство»

Услужливость, лесть и подобострастие.

«Ну, что, друг, тебя накормили хорошо?»

«Ну, что, друг, как твой барин? ...Строг?...»

«Друг, ты должно быть хороший человек»

«А, что, друг, скажи, пожалуйста: на что больше барин твой обращает внимание?»

«Ну, друг, ты ступай, приготовляй там

Снисходительность и покровительственный тон.

«А, здорово соколики!»

«Что, голубчики, как поживаете?»

«Что, самоварники, аршинники, жаловаться?»

«Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что, много взяли?»

Иронию, злорадство, грубость.

Таким образом, речь городничего по словарю, фразеологии и интонации разнообразна и выразительна. Городничий нежен с женою, вежлив с сослуживцами, подобострастен с Хлестаковым, презрителен с Бобчинским и Добчинским, снисходителен с Осипом, злораден, груб и свиреп с купцами и совершенно немеет, т. е. теряет дар речи перед высшим начальством. По сравнению с речью городничего язык других действующих лиц комедии значительно беднее.

Речь пустейшего Хлестакова бессвязная, скользящая ассоциативная, беспричинно перескакивающая с одного предмета на другой: «Да меня уже везде знают…с хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики…Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге».Полет его безрассудной фантазии так стремителен, что он выпаливает слова, фразы, совершенно неожиданные и для себя. Так рождаются его знаменитые гиперболы: «арбуз в семьсот рублей»; «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа»; «тридцать пять тысяч одних курьеров». Хлестаков подкупает и восторгает захолустно-уездную аристократию своей непринуждённой болтовней, в которой они слышат родной им канцелярско-чиновный жаргон и вульгаризованную светскую фразеологию, кажущуюся им верхом изящной галантности.

Речь попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники льстива, хитро-изворотлива и напыщенно-бюрократична: «Не смея беспокоить своим присутствием, отнимать времени, определённого на священные обязанности…» На глупейшее замечание Хлестакова, «как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом», он, угодничая, лебезя, отвечает согласием: «Очень может быть».

Весьма однотонна речь судьи Ляпкина- Тяпкина, в особенности же смотрителя училищ и почтмейстера. Словарь, интонации судьи определяется претензиями самодовольного невежды на умствование («Нет, я вам скажу, вы не того…вы не… Начальство имеет тонкие виды»). Речь смотрителя училищ отражает его крайнюю робость и страх («Оробел, ваше бла…преос…сият…»). Фразеология почтмейстера - яркое свидетельство его глупости(«Да что я? Как вы, Антон Антоныч?», «Так точно-с»). Скудный в словах и мыслях, он путается, недоговаривает.

Ещё более бедна лексика и примитивен синтаксис городских помещиков Бобчинского и Добчинского. Они обильно пользуются вводными словами («да-с», «ентого», «изволите видеть») и соединяют фразы при помощи сочинительных союзов («А не заставши Коробкина…а не заставши Растаковского»). На вопрос Хлестакова, «не ушиблись ли вы», Бобчинский отвечает явно косноязычно: «Ничего, ничего-с, без всякого-с вмешательства…»

Речевые особенности Анны Андреевны, сочетающей утрированно-жеманную манерность, как подражание светскости («Ах, какой пассаж!»; «Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчёт мой дочери»), с вульгарным просторечием («вбежала, как угорелая кошка»), великолепно определил городничий: «трещотка».

Воплощая в речи внутреннюю сущность персонажей, Гоголь блестяще использует и средства иронико - сатирического заострения. Он зло смеётся над ними, придавая их языку комически несообразный и даже пародийный смысл. Оправдываясь в «грешках», городничий произносит явно аналогичную фразу: «Если и взял и с иного, то, право, без всякой ненависти». Мечтая о будущем, о высоких чинах, он пользуется словами, резко контрастирующими с этими чинами: «Как ты думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы?»

Речь Хлестакова в ряде случаев превращается в пародию галантно-комплиментарного языка дворянской гостиной, в которой ещё живы традиции жеманного, сентиментально-чувствительного стиля: «Как я счастлив, что наконец, сижу возле вас; «Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»

Судья, соглашаясь с заседателями и явно враждуя с элементарной логикой, видит причину постоянно свойственного заседателю алкогольного запаха в том, что «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою». Он же, объясняя мотивы приезда ревизора, почтмейстер безапелляционно, но аналогично заявляет: «…война с турками будет…Это француз гадит».И опровергнутый городничим, немедленно сдается: «А если так, то не будет войны с турками»

Попечитель богоугодных заведений похваляется: « С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невереоятным,-всё, как мухи, выздоравливают».Убийственная ирония этой похвальбы в привычно отрицательном значении им видоизмененной поговорки.

Речевой алогизм применяется Гоголем и в зарисовке Анны Андреевны-молодящейся манерной кокетки.

Смеясь над своими отрицательными героями, Гоголь не прочь воспользоваться и каким-либо редким, диковинным словом или выражением. Так, Бобчинский и Добчинский заходят в трактир по причине «желудочного трясения» Добчинского. Драматург обращается и к оговорке. Городничий говорит: «Пусть каждый возьмёт в руки по улице…чёрт возьми, по улице -по метле!» В комедии используется также приём словесной путаницы. Такова записка городничего жене, набросанная на трактирном счёте.

Комизм речи Осипа обуславливается контрастным смешением крестьянского просторечия(«возьмешь себе бабу», «куды», «рублёв», «кажись») с мещанского лакейской фразеологией («на тонкой деликатности», «галантерейного обхождение»), с неправильным употреблением иностранных слов («кеятры», «прешпект»).

Привнося в речь персонажей мотивы юмора, иронии и сарказма, Гоголь обращается в ряде случаев к комически заострённым сравнениям: «Это топор, зажаренный вместо говядины»; «клопы…как собаки кусают» (Хлестаков); «в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы (Осип). Гоголь расцветил комедию метками, сверкающими выражениями, ставшими крылатыми, поговорками, обогатившими разговорную речь.

Сатирические обличия, Гоголь в той или иной степени гиперболизирует чувства, поступки и речь персонажей своей комедии, но при пишет для более яркого правдивого обнажения их социальной сущности.

Таким образом, анализ речи действующих лиц комедии «Ревизор» показал нам, что и в самом языке персонажей Гоголь-реалист правдиво отразил социальное и индивидуальное, типичное и единичное. Оттого фигуры их вышли такими жизненными и выразительными, типичными. Во всём этом сказался сценический реализм бессмертной комедии Гоголя «Ревизор».