Речевые характеристики героев гроза островский цитаты. Сравнительная речевая характеристика дикого и кабанихи. Вступительное слово учителя

1. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения и её роль в создании художественного образа.

2. Речевая характеристика Катерины. Совмещение в речи героини разных стилистических пластов – доказательство сложности её духовного мира и противоречия между воспитанием и природными задатками.

· Религиозность воспитания Катерины и религиозные элементы её речи

А) странницы и богомолки в доме

Б) насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией

В) Катерина в церкви (д. 1 явл.7, д. 3 сцена 2 явл.2) Экзальтация

Г) боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».

· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность, порождённые воспитанием на устном народном творчестве. Народнопоэтические элементы в речи героини. «…а вечером опять рассказы да пение". (д. 1 явл.7)

· Свободолюбие, решительность, неспособность ко лжи, искренность – те черты, которые даны Катерине от природы.

А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. (Д. 2 явл.7) «Отчего люди не летают?» (д.1 явл.7)

Б) «Такая уж я зародилась, горячая!»- страстность натуры, проявленная ещё в детстве. (Д. 2 явл. 2)

В) «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?» Острое чувство справедливости. (Д. 1 явл. 5)

Г) «Что мне только захочется, то и сделаю». Решительность и своеволие. (Д.2 явл. 2)

Д) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Ложь ей претит. Правдивость. (Д.2 явл 2, д.3 сцена 2 явл.3)

· Противоречие между природными задатками Катерины (решительность, свободолюбие, отсутствие смирения) и воспитанием (религиозная экзальтация, поэтичность) – конфликт драмы, причина трагедии.



· Использование речи как элемента композиции для выявления диссонанса в душе героини, приведшего к трагедии.

· Островский – мастер речевой характеристики.

Задание №2.

Напишите черновик сочинения по данному плану, используя материалы таблицы.

Образец сочинения.

Пункты плана, вставки, место для редактирования Текст сочинения
1. Вступление 2.мостик к основной части Тезис – начало основной части Мостик · А) Странницы и богомолки в доме · Б) Насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией · В) Катерина в церкви. Экзальтация. · Г) Боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза». · Духовное богатство, поэтичность и мечтательность… · А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. · Б) Страстность натуры, проявленная ещё в детстве · В) Острое чувство справедливости. · Г) Решительность и своеволие · Д) Правдивость 3, 4.Ппротиворечие между природными задатками и воспитанием – конфликт драмы. 5. Островский – мастер речевой характеристики Речевая характеристика – один из элементов композиции любого литературного произведения. (продолжить о роли речевой характеристики в произведении и в драматическом произведении в частности) (о мастерстве Островского в создании речевых характеристик), и Катерина в его драме «Гроза» - не исключение. Речь Катерины совмещает в себе разные стилистические пласты, что доказывает сложность и богатство её духовного мира, а также дорисовывает, выявляет основной конфликт, заложенный в этом образе, - противоречие между природными задатками героини и религиозностью её воспитания. В доме матери Катерина с детства … Именно поэтому речь её насыщена религиозной лексикой. (Привести примеры речи из таблицы) Героиня мыслит этими категориями, погружена в атмосферу богобоязненности и религиозной экзальтации. То, как она молится в церкви, показывает силу её религиозного чувства. (Привести иллюстративный материал, дополнить цитатами) Греховное стремление любить порождено в Катерине её воспитанием на устном народном творчестве. Она поэтична, мечтательна. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Так и видится здесь русский размах и ширь волжских просторов. Как не пропеть здесь: «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Но в этих словах проявилась и другая сторона натуры Катерины – свободолюбие, стремление к полёту. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Свободолюбие – это признак страстной, темпераментной натуры. А Катерина именно такая. Не случайно ещё в детстве… Нет в ней должного смирения, о котором говорил Достоевский: « Смирись, гордый человек!» В ней живёт острое чувство справедливости. (Дополнить цитатами, примерами из текста) Решительность и своеволие – ещё одна сторона детского поступка Катерины. Но то, что проявилось на заре её дней, сохранилось и, наверное, стало более заметным. (Цитата) Но другая сторона той же решительности – это правдивость. Ложь ей претит. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Все эти противоречия между страстностью и отсутствием смирения, с одной стороны, и религиозностью и богобоязненностью, с другой, - вылились в трагедию, которая закончилась в омуте Волги. Благодаря тому, что Островский как бы разбил речь героини на разные стилистические пласты, он показал диссонанс в душе героини, неразрешимый конфликт между задатками натуры и воспитанием.

Задание №3.

Напишите сочинение на тему «Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза», используя данный план.

1. «Гроза» - великая русская драма, поднимающая всечеловеческие проблемы.

2. Многозначность названия драмы Островского «Гроза».

· Гроза – гнёт «тёмного царства», который ощущается всеми «подчиняющимися».

· Гроза – наказание в понимании Дикого и других невежественных жителей города Калинова.

· Гроза – это трагедия, которая разразилась в семье Кабановых и в душе Катерины.

· Гроза несет разрядку в мир, не зря Добролюбов сказал, что «в пьесе есть что-то освежающее».

А) высказывания Кулигина

Б) мнение Добролюбова

В) самоубийство Катерины

Г) протест Тихона

Д) побег Варвары

Трагедия, описанная в пьесе, разбудила протест против дикости, жестокости, невежества, самодурства и произвола

3. «Гроза» - вечно современная пьеса.

Задание №4.

Напишите сочинение на тему «Сильный или слабый характер Катерины?» Используйте данный план.

1. Катерина – героиня, вызвавшая в критике неоднозначную оценку.

2. Сложность натуры Катерины. Противоречие между задатками натуры и воспитанием

· Задатки натуры

А) Свободолюбие Катерины (обида в детстве, мечта о вольной и страстной любви)

Б) правдивость («лгать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», прилюдное покаяние)

В) поэтичность, возвышенность (монолог «Отчего люди не летают?»; сны чудесные в детстве, церковные видения

· Религиозность воспитания (жития святых, посещение церкви)

· Замкнутый круг, в который попала Катерина

· Вопрос, на который нет ответа (и сила, и слабость)

3. Образ, вызывающий раздумья и споры.

Задание №5.

Напишите сочинение на тему «Нравы жителей города Калинова», используя данный план.

1. «Гроза» - драма, изобразившая купеческую жизнь любого провинциального города России.

2. Ужас «тёмного царства».

· Деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой

А) «ругатель» Дикой

Б) Кабанова заела домашних совсем. Домостроевские законы, по которым живёт Марфа Игнатьевна

· Лицемерие и ханжество

А) «чужих оделяет, а домашних заела совсем»

Б) «верующая» Кабанова никому ничего не прощает

· Ложь – принцип, по которому живёт «тёмное царство»

А) Варвара: «Делай, что хочешь, главное – чтобы всё было шито-крыто»

Б) Борис: «Как бы кто не узнал»

· Невежество

А) вера в рассказы Феклуши

Б) разговор о литовском разорении

В) «Гроза в наказание нам послана» (Дикой)

· Отсутствие поэтичности

А) отклик Кудряша на реплики Кулигина

Б) Отклик Варвары на монолог Катерины

· Беззакония, царящие в городе (монолог Кулигина)

3. Город Калинов – собирательный образ

4. Современное звучание пьесы

Занятие №4. Сочинение-анализ эпизода.

Эпизод – это та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Анализ эпизода художественного произведения – это один из типов сочинения, предлагающегося на экзамене в 11 классе. Поэтому мы будем учиться анализировать эпизоды.

Эпизод необходимо анализировать изнутри, как маленькое самостоятельное произведение, но также понять, какое место данный эпизод занимает во всём произведении, то есть наметить ближние и дальние связи.

Эпизод может выполнять разные функции:

1. использоваться для характеристики персонажа

3. создавать определённое настроение

Эпизод по типу может быть:

· описанием (природы – пейзаж, помещения – интерьер, внешности – портрет)

· повествованием (рассказывается о событиях)

· рассуждением

· диалогом (разговор нескольких лиц)

· совмещать в себе разные типы

Так как работа с эпизодами эпических, лироэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие приёмы, то план сочинения может быть следующим:

1. Вступление.

А) что такое эпизод? Своеобразие эпизода в данном конкретном произведении.

Б) Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Главная часть

А) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим

· Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение

· Даётся представление о душевном состоянии персонажа

· Показан поворот во взаимоотношениях героев

В) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.

Г) Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие

Данный план имеет один недостаток: анализировать эпизод необходимо в единстве формы и содержания. Надо отталкиваться от языковых средств и выходить на идею отрывка, авторскую позицию. Поэтому данный план дан как ориентировочный.

Ещё один недостаток работ подобного плана: сбивание на пересказ.

Вопросы для анализа содержания

1. Какова тема? (О чём эпизод, как его можно озаглавить)

2. Какова основная мысль? (Что хочет этим эпизодом сказать автор)

3. На какие части можно разделить эпизод? (Озаглавить части)

4. Какую роль играет эпизод в раскрытии основной мысли всего произведения?

5. Как данный эпизод связывает предыдущий и последующий?

6. Какова функция данного эпизода?

Вопросы для анализа формы

1. Какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использует автор?

Вопросы повторения:

· Что такое «эпитет»?

· Что называется «метафорой»?

· Что такое «сравнение»?

· «Олицетворение»?

2. Каково настроение (тональность) и какими средствами создаётся?

4. Исследовать синтаксис отрывка. (Короткие или длинные предложения, есть ли повторы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы)

Все эти наблюдения необходимо делать в тексте особыми условными значками. С этого начинается работа над анализом эпизода.

Читая пьесы Александра Николаевича Островского, отмечаешь, что им присуща неизменная ясность авторской позиции, что достигается прежде всего через речевые характеристики. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Так воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко разграничивает положительных и отрицательных героев своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их место в сюжетных перипетиях.
Рассмотрим речевую характеристику как часть образа Катерины. Эпиграфом к пьесе служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Песня предвосхищает судьбу героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было... летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
«Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире диких и кабановых.
Измена Катерины - это, несомненно, преступление, и она понимает всю тяжесть своего поступка, но не может жить без любви, которую она нашла в Борисе. И, как бы оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою ведь погубила». Героиня чрезвычайно совестлива и религиозна. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
Катерина слишком тяжело переносит духовные муки в этом ужасном обществе: издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви. Катерина надеется, что Бог простит ей ее грехи как мученице.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо! так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо... нехорошо!»
Ее смерть - вызов всем обитателям «темного царства». Катерина не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обрекать свою живую душу на жалкое прозябание. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. А Тихон только в самом финале этой страшной трагедии демонстрирует что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»

Кабаниха - злая, сварливая свекровь. Человек кризисной эпохи, она странна самодурством "под видом благочестия": "Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем". "...Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите..." "Чтоб сложа руки не сидела, как барыня. Чтоб в окна глаз не пялила!", обращаясь к Катерине.

Кулигин - поэтическая, благородная фигура механика - самоучки. "Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать".

Дикой - купец, важное лицо в городе. Его своеволие ни на чем не основано, чем больше он богатеет, тем бесцеремоннее он становится. "Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!" Сильный материально, он слаб духовно. Он считает, что он во всем и всегда прав. Кудряш говорит о Диком: "Как не ругать! Он без этого дышать не может." Дикой: "Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался!"

Тихон - сын Кабанихи, испытывает страх перед матерью, он не верит ей, не разделяет ее притязаний. "Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай..." В глубине души он добрый, великодушный, любящий Екатерину.

Кудряш - возлюбленный Варвары, выше и нравственно проницательнее ее, в нем есть народное начало, миру "отцов" он противостоит своим озорством и удалью, но не нравственной силой. "Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили", говоря о Диком. "Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится".

Борис - племянник Дикого, хорошо образованный молодой человек. живет в доме у дяди и безрезультатно пытается ему угодить во всем. "Больно и трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак".

Катерина - жена Тихона. Ее образ очень трагичен, жизнь невеселая и тяжелая. У нее нет ничего кроме ее любви "... что - то со мной недоброе делается, чудо какое-то... что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уже не знаю." Она задумчивая и мечтательная, надломленная натура: "Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"

Варвара - противоположность Тихону, в ней есть воля и смелость, но нет ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные терзания Катерины. Катерина: "Отчего люди не летают?" Варвара: "Я не понимаю, что ты говоришь." "Что с тобой? Здорова ли ты?" обращаясь к Катерине.

Федеральное агентство по образованию РФ

Гимназии № 123

по Литературе

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

Работу выполнила:

ученица 10 класса «А»

Хоменко Евгения Сергеевна

………………………………

Преподаватель:

Орехова Ольга Васильевна

……………………………..

Оценка…………………….

Барнаул-2005

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А. Н.Островского……………………..

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»…………………

Глава 3. Речеваяхарактеристика Катерины………………..

Глава 4. Сравнительнаяречевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованнойлитературы……………………….

Введение

Драма Островского «Гроза» - самоезначительное произведение известногодраматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещалиустои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза.Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядкиподдерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой ичуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, вневежестве и равнодушии.

К этой драме мы обращаемся и сейчас.Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островскийподнимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах,смену общественных устоев.

Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенностиречевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять иххарактер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощьюхудожественных средств, с помощью характеристики поступков, речевойхарактеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мыможем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное,его характер. Речевая характеристика очень важна для драматическогопроизведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иногогероя.

Для того чтобы лучше понять характерКатерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

Начать я решила с биографииОстровского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талантбудущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чёткопоказывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героямисвоего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаютакую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсьсделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме«Гроза»

Работая над темой, я познакомиласьсо статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью А.И.Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языкаКатерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории созданиядрамы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

Разобраться с теоретическимипонятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедическийсловарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено многокритических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев неизучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.

Глава 1. Биография А. Н. Островского

Александр Николаевич Островскийродился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбелиславной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названиязамоскворецких улиц.

Островский окончил Первую московскую гимназиюи в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московскогоуниверситета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликтс одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «подомашним обстоятельствам».

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Длябудущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривалисьжалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судьяглубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писецОстровский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривалитакое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящаяшкола познания драматических сторонкупеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий судканцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь онсталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами,купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих онаследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мирдраматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусскогоязыка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, поособенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего«реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевойхарактеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены безмалого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес.Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста летне трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своёмлюбимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: нахолмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части ипротекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные,ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы,слышать коренную русскую речь.

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»

Созданию «Грозы» предшествовалаэкспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московскогоминистерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношескиевпечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами вувлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, вприобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневникОстровского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжскойРоссии.

В течении довольно длительного временисчиталось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромскогокупечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 годадело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийстваКатерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквальнонависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковьюУспения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артистыгримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельнообследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли кзаключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над«Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет вугрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына инезамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своимдеспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую чернуюработу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет.В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней, не чаявшей бабушкой,была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй ичужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену отпритеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. Итут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовойконторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс,получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто изкостромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого делав «Грозе».

Прошло много десятилетий,прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того,как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой»Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервыепьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 годав Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в ролиКатерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однакосам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует опрозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческойжизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспростаувидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А.Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Глава 3. Речевая характеристикаКатерины

Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народнымпросторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия:«Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты моюдушу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти иподобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в видеисключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «незнаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется вобилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речиболее двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместевзятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкийраспространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубьворкует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова иобороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катеринаговорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина впредпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничегомне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологическиеобороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, всобрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девкебелый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

Выйдя на свидание к Борису, Катеринавосклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряденевеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катеринаговорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет,дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицыприлетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии:уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзиинаходятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устройнародной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывалацерковно-житийная литература.

«У нас, - рассказывает она, - полондом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудьработу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, житияразные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатымсловарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологическивесьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова иобороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это водну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катеринарассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Илихрамы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, икипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как наобразах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по формесловесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не тольколексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом изпростых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы:«Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю…Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно длясинтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а ида. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… Акакие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногдаприобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Кудамне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна,лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтическойвыразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи(ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы(«Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мнепо нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичностьречи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые,сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устнойпоэзии народа.

Островский раскрывает в речиКатерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциямирезко утверждающего или отрицательного характера.

Глава4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмногоцарства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остальногомира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью.Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикостьнравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит напривычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темноецарство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одномместе. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми,имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать егоречь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данномугерою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидетьчеловека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных иблизких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикойвсячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Разтебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе всенаймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый!Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает,что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всехокружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругаетвсех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он несможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всюсвою злость.

Дикой – «значительное лицо» в городе,купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас СавелПрокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, но на фоне этогопрекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает переднами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравови обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабанихаотличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жителигорода Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможностьполучить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого«ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называетДикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера.Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» иговорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризуеткупчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие поотношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами прирасчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, овеликом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дровавозил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношениямежду людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому онаявляется единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен бытьвежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебедорога!».

Ещё одна черта, которая ихобъединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, ктопрощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всюприверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, какнадо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытаетсяказаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдатьсвои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, недолжны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи наиронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, онане может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха жедо абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашнихплясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своейженой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикойгрубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, чтоДикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех,держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей,что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, иэто делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляетсяханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает слюдьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой,искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершеннобезграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу сезуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Такон ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает егобескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим своюречь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показываетего человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки,порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдаваятому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, встрахе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том,что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческогосословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаютсяэгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные детив какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей,именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Заключение

Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назватьего непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза»предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово,сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показываетего с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение кокружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский,настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, помнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом,каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимыйколорит. Особенно это важно для драмы.

В «Грозе» Островского мы можем чётко выделитьположительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху.Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – этоединственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катеринынарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народнымязыком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины,как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажадаже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствиемОстровский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи иДикого.

Он рисует Кабаниху как убеждённуюзащитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядкипатриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладаетвеликой властью над окружающими.

Что касается Дикого, Островский смогпередать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого боятся вседомочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Нооба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своимбезудержным характером.

В драме Островского «Гроза» с помощьюхудожественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и создать яркуюкартину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на читателя, зрителя.Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся некаждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные,красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способенсказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, неприбегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.

Список использованнойлитературы

1.

А. Н. Островский«Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.

2.

Ю. В. Лебедев«Русская литература ХIХ века», часть2. Просвещение», 2000.

3.

И. Е. Каплин, М.Т. Пинаев «Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.

4.

Ю. Борев.Эстетика. Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха - представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой - «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет - это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.