Речевые ошибки: виды, причины, примеры. Примиритесь с неизбежным. Притча Примиритесь с неизбежным

Клише к написанию сочинения ОГЭ по структуре 15.2

Первый абзац: вступление (объяснение значения данной фразы): Данная (Предложенная) фраза, я считаю, говорит о …

ИЛИ: Приведённая фраза выражает основную мысль текста: … (или обозначает следующее:...)

Третий абзац – 2 аргумент (тоже из текста) : Рассуждая над или о (поступком героя… или качествах мальчика/девочки) повествователь приводит пример его храбрости/трусости и т.д в предложениях …-…

Четвёртый абзац – вывод

ИЛИ: Таким образом, … является качественным показателем духовности человека, его нравственного уровня.

Клише к написанию сочинения ОГЭ по структуре 15.3

Первый абзац: вступление (объяснение понятия): Что такое…? … - это….

Второй абзац – 1 аргумент (из текста) : Именно о … говорится в тексте ….

Третий абзац – 2 аргумент (из жизненного опыта) : В своей жизни мне тоже часто приходилось сталкиваться с…. (или ещё не приходилось сталкиваться, но я читала об этом в газете… смотрела телепередачу на эту тему. В ней рассказывалось (обсуждалось)….) Помню случай, когда…

ИЛИ: Ярким проявлением … в моей жизни я считаю участие в … Пусть это очень маленький вклад в…, но из малого вырастает большое.

Четвёртый абзац – вывод : Таким образом, .. важное качество человека (человеческой личности).

ИЛИ: Таким образом, … является качественным показателем духовности человека.

Предварительный просмотр:

Вариант 3 (1319)

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К.Г. Паустовскому)*

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке гравюрные доски?»

1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.

2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.

3) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

4) Старушка считала Лёньку ненадёжным человеком.

просторечная лексика .

1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3) Эти доски и пригодятся.

4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

4. Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

5. Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

6. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

9. Среди предложений 14–19 найдите предложение с распространённым приложением

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

– Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, (1) – продолжил Лёня.

– Нечем, (2) говорит, (3) чинить то, (4) что требуется, (5) потому давайте колокола снимать.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я пришёл к Пожалостиным, (1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник.

13. Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

14. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите номер этого предложения.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! – повторил Лёня громче. – Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4 (1310)

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

(По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.

2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.

3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4. Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

5. Из предложений 2–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

9. Среди предложений 18–22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, (1) как только открыла глаза, (2) вспомнила про Андрея, (3) вспомнила, (4) что сегодня, (5) как обычно, (6) приедет он, (7) Хохолок.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Надо было хорошенько обдумать, (1) как сказать ему, (2) что она, (3) Динка, (4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, (5) не поедет с ним кататься.

13. Среди предложений 3–10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:

Клише к заданиям ОГЭ (сочинения)

1 вариант. 15.2.

Финальная фраза текста говорит о великой силе музыкального искусства, о его воздействии на эмоциональное состояние (или на чувства) героини.

Именно поэтому Динка перестала бояться, услышав чарующие звуки скрипки (предложение 24).

Также воздействие искусства музыки на человека мы видим в предложениях..., где говорится о…

1 вариант. 15.3.

Что такое настоящее искусство? Словосочетание «настоящее искусство» обозначает подлинный (или истинный) талант, которым владеет творческий человек.

Таким талантливым человеком в тексте является Яков Ильич, играющий на скрипке. Его искусство музыкальной игры настолько велико, что Динка перестала бояться строго портрета да и самих хозяев, о чём говорится в предложении 24.

На меня подобное влияние оказывает музыка Чайковского. Слушая его «Времена года», я оказываюсь словно в сказке, забывая обо всём на свете.

Действительно, настоящее искусство способно творить чудеса с душами людей.

2 вариант. 15.2.

Финальная фраза текста говорит о великой силе искусства слова, о его воздействии на эмоциональное состояние (или на чувства) человека, на его фантазию и воображение.

Именно это случается с героем данного текста в предложениях..., где говорится о…

«Жителем» книжной страны герой оказывается не единожды. Например, в предложениях… рассказывается о его полёте фантазии после прочтения разных произведений.

2 вариант. 15.3.

Что такое настоящие книги? Словосочетание «драгоценные книги» обозначает интересные, увлекательные и дорогие (не по цене!) для героя печатные издания.

Книги для героя были драгоценны ещё тем, что их в библиотеке было мало и они были в очень плачевном состоянии, о чём говорится в предложении 1.

На меня подобное влияние оказывают произведения Астафьева (Ю.Яковлева ). Читая его автобиографические повести и рассказы (произведения о подростках), я сам (сама ) оказываюсь участником описываемых событий, забывая обо всём на свете.

Действительно, книги поистине талантливых писателей способны творить чудеса с внутренним миром человека.

Предварительный просмотр:

притихший

приходят

приходит

примчался

приделал

настороженно

нарисованной

вырезано

длинной

порезана

пугало

требовалось\

следовало

вероятно/кажется

ложь

носил

шарф из кружев/с кружевами

сражений в Париже

ночей без сна

ржаных колосьев

подушка от дивана

сыграйте

я улыбался, утирал

понимать надо

тревожно

всё повторилось

1,2,9,10

рассказывал

присох

приподнялся

прибрежном

расхватали

решено

взбешённый

торжественной

рождённые

заброшенной

проблема/затруднение/

препятствие/помеха

вероятно/кажется

решила

взлетит

упал

пароходный гудок

будни школы

в дорожках воды

на песке у берега

жужжание шмелей

есть студия

знай, не любят

нравилось бежать

охватила тьма

13,14

испортил

бескорыстных

восхваляют

бесследно

приходят

необыкновенно

продана

принесённые

отгорожен

болезненно

деталями

рассказать

ударил

глупые

казались

хора студентов

магазин книг

говорит с радостью

гусиная стая

совесть Голубкина

хотелось учиться

книга была дорогой

не ругают

надо иметь

не верить

23,26

12,15,16

расспросами

рассыпаются

возник

пришёл

рассказал

удивленно

завязанная

посрамлены

клюквенного

одновременно

какой

письмо

помощь/одолжение/

услуга/милость/

покровительство

хороший/

необыкновенный/

замечательный

побили

рычаг из железа

сказала с насмешкой

власть Глебова

цвета стали

собачья пасть

не вышло

начало

шла жизнь

не нужен пиджак

поколотили

11,14

20,21

1,5,6

3,10

3,4,5

бесспорным

приедет

притворив

расхотел

прищуривается

жертвенному

сосредоточенно

сонный

решено

картонной

легко

худой/хилый/

худощавый

неужели

разговаривали

лучше /получше

красотой Ляли

языка собак/

языка собаки

жизнь человека

голубей из бумаги

хвост ракеты

не сулили

три окошка темнели

заходите

я расхотел пускать

прихоть дороже

приостановился

рассказывая

пришёл

развалин

бессловесными

письменными

жизненную

написано

ремесленное

созданы

толпа

отказаться

зашептались

воспитанники

вмешиваться

к воротам из железа

читал с увлечением

в вазе из хрусталя

корабельная палуба

собаки из фарфора

нужно было внести

это было следствием

он взял, пошёл

текли слёзы

многое изменилось

19,21

26,27

приподнять

прищурив

вспоминает

притихший

прищурив

стеклянных

решено

сделано

медленно

осеннему

некрасивый /

невзрачный

странно /

необычно

спасти/выручить/

вытащить/

помочь/освободить

впредь /

впоследствии

проговорил/сказал

гладит с нежностью

домик из бревен

колодезное дно

фронтовые известия

к дому Алки

купили

не думают, живут

светает

это было

смешно

24,25

3,4,8,9

принаряженных

присел

раздумывая

рассердиться

вздрогнул

5

деревянные

оловянные

задано

постепенно

изжёванный

6

страх

украл /

своровал

обижаться /сердиться

бросил /

кинул

высокий /

худощавый

7

сиденья из дерева

одеялом из сукна

отнестись с юмором

материнских слёз

вера человека

8

гасят

это случилось

не было, я болел

не было

не было

9

8,10

25

21

38

7

10

2,3

4,5

4,5

4,5

5,6

11

3

1

2

2

2

12

6

1,2,5

2

3

2

13

25,26

13

3

6

25

14

9

16

8

9

30

41

42

43

44

45

2

4

4

2

1

2

3

1

1

3

2

1

4

приподнимал

раскроем

приподнимала

присылают

прикрыла

5

стеклянные

устроены

неизбежны

подстриженными

написано

6

случайно /

неожиданно

начали

сказать

походил

Недавно России удалось собрать в немецком Лубмине значительную часть европейского политбомонда. На специальной площадке, в лесу у искусственной бухты, рядом с закрытой АЭС, в нескольких шатрах собралось около 400 приглашенных гостей.

В том числе — еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и голландский премьер Марк Рютте. И даже половину «сладкой парочки Меркази», которая совсем не сладкими методами разбирается с южным берегом Средиземного моря, в том числе и его энергетическими и водными ресурсами. Вторая «половина», Николя Саркази, прислал французского премьера Франсуа Фийона.

Высокие гости собрались на официальное открытие «Северного потока» (Nord Stream), газопровода, связывающего Россию и Европу по дну Балтийского морю. И оставляющего «не у дел» такие транзитные страны, как Украина и Польша.

Странное ощущение оставила церемония... Европы все время выступала против «Северного потока». Еще недавно, в Июле, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, например, что Германия не нуждается в увеличении импорта газа из России и строительстве третьей ветки газопровода.

Текут потоки...

Но при поворачивании символического газового вентиля, дававшего старт поставкам газа из России, госпожа канцлер (только она и президент медведев) цепко ухватилась за него двумя руками. Но крутила его очень энергично, даже прикусив губу от азарта. Потом она сказала, что этот проект действительно отвечает интересам не только обеих стран, но и всей Европы и даже добавила, что «Третий Энергопакет должен быть переосмыслен».

А это — почти сенсация. Ведь Третий Энергопакет — это «камень преткновения» в энергопереговорах РФ и ЕС, ряд законодательных актов Евросоюза, которые запрещают энергкомпаниям одновременно быть продавцами и транспортерами газа. Конечно, никто не позволит Германии перекраивать Третий Пакет, и слова Меркель можно даже считать оговоркой. Но тогда это — оговорка «по Фрейду», когда «вытесненное актуализируется в обход сознания».

Но надо одавать себе отчет, что проект «Северного потока» — это проект политический. И строительство, и открытие его сопровождалось могучей критической кампанией, в первую очередь — со стороны экологов и транзитеров. Экологи всегда подвергают сомнению крупные строительные проекты, хотя и их сомнение не лишено политического окраса. К примеру, противодействие Швеции проекту содержало широкий набор экологических озабоченностей. Гораздо более широкий, чем оценка тех єнерготранзитных проектов, где эта страна активно участвует: строительство подводного газопровода Baltic Gas Interconnector (Германия — Дания — Швеция) и трубопровод Baltic Pipeline (Дания — Польша). Вот такая политизированная экология..

Экс-уполномоченный президента Украины Ющенко по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский недавно отметил, что запуск «Северного потока» — это политический успех России: «Для „Газпрома“ это хороший козырь в переговорах с Киевом о продаже газотранспортной системы». Проснулись ребята! Конечно, успех, и, конечно, политический. О неизбежности такого успеха не то, что говорили — кричали уже давно!

Ведь, теоретически, украинская газотранспортная система (ГТС) в состоянии обеспечить всю европейскую газовую поставку России. Ее мощность «на выходе» в Европу — 176 миллиардов кубометров в год. А в самом «урожайном» 2006 году Россия продала в дальнее зарубежье и в Балтию 176,7 миллиардов кубов газа.

Однако Россия, кроме «Северного потока» (потенциальной мощностью 55 миллиардов кубов), еще тянет:

— «Голубой поток» через Черное море в Турцию (16 миллиардов);

— «Южный поток» через Черное море на Балканы и в Австрию (30 миллиардов);

— а еще проект «Алтай», газопровод, который соединит газовые месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским районом Китая, — 80 миллиардов.

То есть, дополнительные мощности на 181 млрд. кубов газа. И это даже не дополнительные мощности, а замещающие.

Еще в 2007 году я предложил термин «стримофон», как определение нового политического инструмента (или, если хотите — оружия) России. Это такое количество труб, обслуживающих экспорт российского газа, совокупная пропускная способность которых значительно превысит собственно объем самого экспорта. Это очень удобный инструмент — всегда можно предложить определенной стране выгоды и доходы энерготранзитного статуса в обмен на политические преференции. И отобрать такие выгоды у страны неугодной.

Хотя «стримофон» — это отнюдь не российский эксклюзив. И действующие (типа «Баку — Тбилиси — Эрзерум» или «Баку — Тбилиси — Джейхан»), и проектируемые (типа «Набукко» или «коридор ITGI») евразийские энерготранзитные проекты Европы и США — это тоже «стримофон», только в обход России.

«Убрать посредника!»

Но Запад просто тянет новые трубы. У России же, похоже, сложился качественно новый подход, который можно охарактеризовать как: «Убрать посредника», поскольку страна-транзитер — это и есть «посредник по доставке»

Ведь подводные трубопроводы — это очень дорого. Стоимость того же «Северного потока» за два года выросла более, чем в 2 раза, до 10,6 миллиарда долларов (с изначально запланированных пяти миллиардов). И имеет тенденцию к дальнейшему росту.

За эти деньги можно было бы дважды отремонтировать украинскую ГТС, это по словам заместителя главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадима Чупруна, оценившего модернизацию украинской «трубы» в 5,3 мллиарда долларов.

В период осуществления «Северного потока» именно его стоимость была одним из основных аргументов критиков проекта. Москве, например, упрямо подсовывался заменяющий проект «Янтарного потока» (Amber Stream), через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу. Мотивируя его, кстати, «очень важным плюсом» — он пройдет исключительно по территории России и стран Евросоюза. Это, как утверждали поляки (их премьер Дональд Туск), позволило бы избежать несанкционированного отбора газа и непредсказуемых повышений платы за транзит. Интересно, кого это имели в виду закадычные друзья Украины?

Но здесь важно не «кого», а «что». Потому что вторая причина отказа России от услуг стран—транзитеров — это банальное воровство энергоносителей при их транспортировке. В украино-российских отношениях это воровство (или, если политкорректно, «несанкционированный отбор газа») уже привело к феномену печально известных «газовых войн». Пока это не касалось Европы — она тихо радовалась раздорам некогда самых сильных регионов СССР. Но когда, зимой 2008-го начали ощущать недопоставку газа страны—члены ЕС, идея российско-украинских «газовых войн» потеряла очарование в глазах Европы, и был быстро достроена и открыта первая ветка Nord Stream.

Причем воровство газа — это совсем не украинское ноу-хау. Это естественный компонент существования любой энергетической трубы. На магистральных трубопроводах ежегодно фиксируются сотни случаев незаконных подключений с целью отбора продукции. Мероприятия по предотвращению незаконного доступа к трубам третьих лиц, проводимые службами безопасности нефтегазотранспортных компаний, не приносят положительного результата. Кражи продукта из трубы продолжаются и имеют положительную динамику

Не буду вспоминать украинский инциденты несанкционированного отбора, они уже приелись. Но и, например, на Кавказе не лучше. А ведь трудно переоценить в планетарном энергобалансе значение Кавказа, с его легкой каспийской нефтью.

Отбор всегда, отбор везде...

Информация о проблемах транскавказских трубопроводов — нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), Баку-Тбилист-Эрзерум (БТЭ), Баку-Супса — не особенно разглашается. Все-таки, респектабельная компания — британский British Petroleum , американский Chevron, итаьянская ENI, норвежская Statoil, Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики. Труба на всем протяжении зарыта в землю и очень хорошо охраняется. Грузины создали специальные группы патрулирования при МВД, основанные на оперативных принципах антитеррористических групп (значит — круто!). Турцию, по критерию охраны трубопроводов НАТО вообще назвало «самой безопасной энергетической страной Альянса». И, все равно, уже в июне 2008 года, на совещании по обеспечению безопасности БТД главными рисками проекта были названы воровство, террористические акции и загрязнение внешней среды. А в июне 2011-го оператор БТД, турецкая компания Botas заявила о 400-миллионных убытках, понесенных в результате рисков проекта. В том числе — и о 20 зафиксированных попытках воровства нефти только на территории Турции.

А по другому и быть не может. Труба проходит по территории Грузии и востока Турции, население которых не отличается зажиточностью. А ведь н а пике строительства нефтепровода там работало 22 тысяч человек, из которых 70-80% составляло именно местное население. После сдачи трубопровода в эксплуатацию на нем будет трудиться около 850 постоянных работников. Что это означает? Да только то, что есть десятки тысяч человек, которые знают, где труба проходит и как к ней подобраться.

Но такое воровство, действительно, неизбежно и повсеместно (что в России, что в Украине, что в Турции). Однако кавказские трубы страдают и иным пороком: централизованным отбором сырья.

Пример. 7 августа 2008 года ЗАО «АрГазпром» (Армения) сообщило, что «Корпорация нефти и газа Грузии» сократила объемы поступающего в Армению российского газа на 30%. И это при том, что со стороны «Газпрома» поступление газа в Закавказье осуществлялось в полном объеме. В Корпорации это объяснили ремонтом, потом ссылались на войну (хотя русские вошли в Осетию только через 2 дня). Но, так или иначе, потребителям не легче.

Причем надо отдавать себе отчет, что «проникшие в печать» примеры — это только малая часть. По мнению ряда специалистов именно с попытками несанкционированного отбора связаны случаи аварий на газопроводах. Например, в январе 2003 года на трубе Баку-Супса, по сообщению Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии, под нефтепровод неизвестными был сделан подкоп и повреждена газовая труба.

Примерно тогда же в Баку сообщили о «практической утрате Азербайджаном надежд на получение платы от Грузии за поставленные ранее энергоносители (Чингиз Велиев, эксперт по нефтегазовому комплексу Азербайджана). И это при том, что Тбилиси, не вложив никаких средств в БТЭ, получает от Баку 1,5 милиона кубов газа в сутки по очень льготной цене в 167 долларов за тысячу кубов. Плюс 3,5 доллара/тыс.куб за транзит газа по территории Грузии (по словам Юлии Тимошенко в 2006 году). Поэтому неудивительно, что Азербайджан и Турция готовятся принять меры для денежного обеспечения экономических рисков проекта. В том числе — и отмену льготной для Тбилиси цены на газ.

Так что, возвращаясь к проблеме экономической целесообразности «Северного потока», следует заметить, что в нем для России есть еще один стимул: «Рыбы не тырят газ». И подводный газопровод не только снижает транзитные затраты, но и делает невозможным то, что у нас корректно называется «несанкционированный отбор продукции».

В 14 веке французский хронист Ювенал Юрсан назвал короля Карла VI управителем Франции, «которому самому требовался управляющий». История сохранила за Карлом прозвище «Безумный». Так и сейчас, только безумием можно назвать слом в 2005 году системы газовых взаимоотношений Украины и России и перевод их в денежный формат . Ведь цена в 49 долларов за тысячу кубов была зафиксирована до 2013 года. И куда бы россияне делись! Как бы не относиться к этой стране, но нельзя не признать: долгосрочные газовые контракты она исполняла скрупулезно.

ПРИТЧИ

Примиритесь с неизбежным

Я приведу вам мудрый совет одного из моих самых любимых философов - Уильяма Джеймса : «Согласитесь принять то, что уже есть, - сказал он. - Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья». Элизабет Коннли убедилась в этом на своем горьком опыте. Недавно я получил от нее следующее письмо: «В день, когда вся Америка праздновала победу наших вооруженных сил в Северной Африке, - говорится в письме, - я получила телеграмму из военного министерства: мой племянник - которого я любила больше всего на свете, - пропал без вести. Вскоре пришла другая телеграмма, извещавшая о его смерти.

Я была убита горем. До этого я была удовлетворена своей жизнью. У меня была любимая работа. Я помогала воспитывать племянника. Он олицетворял для меня всё самое прекрасное, что свойственно молодости. Я чувствовала, что мои усилия были вознаграждены сторицей!.. И вдруг эта телеграмма. Для меня рухнул весь мир. Я почувствовала, что жизнь потеряла для меня смысл. Я утратила интерес к работе, забыла о своих друзьях. Мне стало всё безразлично. Я ожесточилась. Почему убит этот самый дорогой мальчик, перед которым была открыта вся жизнь? Я не могла примириться с этим. Мое горе настолько захватило меня, что я решила уйти с работы, скрыться от людей и провести всю оставшуюся жизнь в слезах и горе.

Я наводила порядок в своем письменном столе, готовясь уйти с работы. И вдруг мне попалось письмо, о котором я давно забыла, - письмо моего убитого племянника. Он написал его мне несколько лет назад, когда умерла моя мать. «Конечно, мы будем тосковать о ней, - говорилось в письме, - и особенно ты. Но я знаю, что ты выдержишь это. Твоя личная философия заставит тебя держаться. Я никогда не забуду о прекрасных мудрых истинах, которым ты учила меня. Где бы я ни был, как бы далеко мы ни были друг от друга, я всегда буду помнить, что ты учила меня улыбаться и мужественно принимать всё, что может случиться».

Я несколько раз перечитала это письмо. Мне казалось, что он стоит рядом и говорит со мной. Казалось, он говорил мне: «Почему ты не выполняешь то, чему учила меня? Держись, что бы ни случилось. Скрывай свои переживания, улыбайся и держись».

Я снова начала работать. Я перестала раздражаться и сетовать на жизнь. Я снова и снова говорила себе: «Это произошло. Я не могу ничего изменить. Но я могу и буду держаться, как он советовал мне». Я полностью отдалась работе, вложив в нее все свои моральные и физические силы. Я писала письма солдатам - чьим-то сыновьям и родственникам. Я поступила на вечерние курсы для взрослых. Я хотела, чтобы у меня появились новые интересы и новые друзья. Мне трудно поверить, как изменилась моя жизнь. Я перестала оплакивать невозвратимое прошлое. Сейчас я каждый день живу с радостью, как желал мне мой племянник. Я примирилась с жизнью. Сейчас я живу более радостной и полноценной жизнью, чем когда-либо прежде».

Вариант 21

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда - с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

- (12)Пап, ну скажи ей, - громко пожаловалась Оксана. - (13)Чего она мне нервы мотает?

- (14)Как ты разговариваешь с матерью? - одёрнул Корольков.

- (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

- (19)Что значит «ляпнет»?

- (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

- (24)Довольно-таки противно тебя слушать, - объявил Корольков. - (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

- (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, - пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.

(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь - как праздник.

(По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) - современный российский прозаик и сценарист.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Корольков сам не вмешался в конфликт жены и дочери?»

1) Корольков не понимал сути конфликта.

2) Корольков понимал, что в конфликте виноваты обе стороны.

3) Корольков понимал, что в конфликте виновата мать.

4) Корольков любил дочь и потакал ей во всём.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

2) А осложнения, как он понимал, неизбежны.

3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

4) Впереди праздник, и жизнь - как праздник.

Ответ_________________________________________________________

4. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - « неполнота действия ».

Ответ________________________________________________________

5.Из предложений 31-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме имени прилагательного пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного».

Ответ_________________________________________________________

6. Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ_________________________________________________________

7. Замените словосочетание «в детском лагере» (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ_________________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ_________________________________________________________

9. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством , выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ_________________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

Отворилась дверь, (1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», (2) или, (3) как она называла, (4) «ретрухи».

- Пап, (5) ну скажи ей, (6) - громко пожаловалась Оксана. - Чего она мне нервы мотает?

Ответ_________________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

Ответ_________________________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, (1) и через секунду послышался её голос - тугой и звонкий, (2) как струя, (3) пущенная под напором. С ней было всё в порядке. Впереди праздник, (4) и жизнь - как праздник.

Ответ_________________________________________________________

13. Среди предложений 5-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ_________________________________________________________

Источник: От-кры-тый банк ФИПИ—2015, ва-ри-ант 4
Актуальность: Ис-поль-зу-ет-ся в ОГЭ 2015—2016

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерк

ответ

при-под-ни-ма-ла.

не-из-беж-ны.

ска-зать

в ла-ге-ре для детей.

произнесёт