Решу егэ задание 15 русский язык. Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных членах. Искл: кованый, жёваный

1.

  1. Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
  2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
  3. Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
  4. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
  5. Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.
  2. В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.
  3. Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
  4. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
  5. Где-то за домами раздались выстрелы и потонули в синем куполе неба.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.
  2. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.
  3. Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.
  4. Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.
  5. Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
  2. Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.
  3. Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
  4. Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
  5. Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку.
  2. Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.
  3. Сами улицы казались то ущельями то руслами рек.
  4. Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте.
  5. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
  2. Лида дрожала не то от холода не то от страха.
  3. Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
  4. Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
  5. На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
  2. Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
  3. Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
  4. Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
  5. Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
  2. Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
  3. Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
  4. Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
  5. Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
  2. Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
  3. Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
  4. В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
  5. Человек снял шапку сунул её под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

Теория для Задания №15 ЕГЭ 2019 по русскому языку

Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.

Алгоритм работы:

  • Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
  • Определите часть речи.
  • Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
  • В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.

Важно знать о прилагательных и причастиях!

Прилагательное:
-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
-может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков (а,о,ы)?»

Причастие:
-совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
-образовано от глагола совершенного вида
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
-делится на действительные и страдательные.

Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например:
читающий человек (человек сам читает)

Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

Отпричастные образования , (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.

Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.

Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет , и в непроизводных прилагательных;
Юбилей-юбилейный
Синий, зеленый
-ан- , -ян- , -ин- :
Песок-песчаный
Кожа-кожаный
Искл: оловянный, стеклянный, деревянный
1. В отыменных прилагательных с основой на ;
Сон – сонный
Длина – длинный
2. В отыменных прилагательных с суффиксами
-енн- , -онн-
Искусство-искусственный,
Лекция-лекционный
Утро-утренний
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не- ) и зависимых слов
Красить(гл НВ без приставки) -крашеный
Пугать – пуганый
Звать-званый
Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)
Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный
3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не- ) и/или с зависимыми словами:
Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;
Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм
Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человекВ некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:
Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный
4. В кратких причастиях:
Засеянный -засеян(а,о,ы)
Отраженный — отражен(а,о,ы)
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:
Балованный, циклеванный
Искл: кованый, жёваный
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-
Юная девушка – девушка юна
Зеленые деревья – деревья зелены
В кратких прилагательных, если в полных было -нн-
Ценная вещь – вещь ценна
Длинная дорога – дорога длинна
Запомните . В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. - Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. - В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. - В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. - Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. - Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. - Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. - Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».




Задание 15 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.

Задание 15 направлено на выявления ваших знаний по темам:

Постановка запятой при однородных членах;

Постановка запятой в ССП.

Запятая при однородных членах

Запятая нужна

Запятая не нужна

между однородными членами, не связанными союзами

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

, , , ,

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

между однородными членами, связанными противительными союзамиа, но, да (в значениино ), однако, зато

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Но

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительнымии, да (в значениии ), ни… нии разделительнымиили, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то)

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

И , и , и , и

в устойчивых сочетаниях

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д

перед второй частью двойных союзовне только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, тои др

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

[ не только], [но и ], ,

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами

между парными однородными членами, связанными союзами И и ИЛИ

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

И , и

В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая.

Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.

Запятая в сложносочиненном предложении не нужна

В следующих ситуациях:

Пример:

1. Если есть общий второстепенный член предложения

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

2. Если есть общее для частей вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот).

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

Да здравствует свет и скроется тьма

Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3

Как это часто бывает , вспоминается плохое и забывается хорошее

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

1) вопросительными предложениями;

2) побудительными предложениями;

3) восклицательными предложениями;

4) назывными предложениями;

5)безличными предложениями,имеющими синонимичные слова в составе сказуемых

1) Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

2) Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

3)Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

4)Жара и духота. Холод и дождь.

5) Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Примечания:

1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется:

В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится:

Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.