Рисунки на тему религия и толерантность. Как нарисовать плакат на тему "Толерантность"? Упражнение «Эмблема толерантности»

В рамках Недели толерантности во ВГУЭС прошел конкурс фоторабот «Доброта спасет мир». Российские и иностранные студенты подготовили фотографии, в которых нашло отражение их видение сегодняшнего мира. В нем люди равны, и их человечность измеряется отношением друг к другу, к природе и всем, кто в ней существует.

Вот как охарактеризовала представленные работы одна из организаторов Дней толерантности ассистент кафедры русского языка Олеся Воронина:

- Мы увидели замечательные снимки. В них может не хватать профессионализма, но много доброты и тепла. Студенты Тамара Журавлева, Даша Реуцка, Никита Набережнев и Сюй Цзюсюй создали целую газету из своих фотографий.

Китайский студент Сюй Цзюсюй подготовил также плакат, на котором талантливо изобразил людей разных национальностей, и сделал надписи на разных языках.

Художественное мастерство продемонстрировали в своих рисунках студенты группы БТУ-11-ТУ-1 и ТУ-2, в фотографиях - студенты-дизайнеры групп БДЗ-12-01 и БДЗ-12-02, а студенты группы БЭУ-11-ФК2 выпустили газету.

Рисунки на тему «Мой толерантный мир» представили учащиеся начальных классов из школ №№ 78 и 63. В отличие от студентов, дети скорее всего не смогут точно объяснить значение слова «толерантность», но смысл этого понятия они чувствуют безошибочно и принимают сердцем. Это сразу видно на рисунках Димы Мягкова, Кости Вишнякова. Светы Секериной, Насти Серовой, Миши Замашкина, Ангелины Иванниковой, Ксении Карякиной и других ребят.

О толерантности сейчас много говорят, однако прошедшая во ВГУЭС выставка фотографий, рисунков, газет и плакатов наглядно показала, что свое отношение к проблемам терпимости можно ярко, точно и образно выразить не только в слове, но и в изображении.

Что же касается слов, то вот что написали студенты в своих сочинениях о проблеме толерантности:

- «Толерантность - это уважение к свободе поведения, к тому, что люди думают и делают, и уважение к свободе чужого, политического и другого мнения»

- «Конечно, все люди воспитаны по-разному и поэтому, практически несомненно, различия во мнениях и поведениях возникнут. Однако когда из-за этих различий мы сильно ругаемся, я верю, что на Бога наваливается печаль, потому что Он творил нас всех равными и дал нам свободную волю для того, чтобы мы могли использовать для добра нашу способность к рассуждению».

- «Не ждите, что другой человек сделает что-то хорошее вам. Сделать хорошее другому человеку - это быстрее, чем ждать».

- «Что такое толерантность, наверное, знает не каждый. Чтобы стать толерантным человеку нужно прежде всего развивать свой духовный мир».

Понятие толерантности в свете последних событий в мире становится особенно актуальным. Нетерпимость к другим точкам зрения, религиям, мировоззрениям порождает боль и насилие, жестокость и непонимание. Для детей крайне важно уже в раннем возрасте усвоить это понятие и внедрять в своей жизни.

С понятием «толерантность» дети чаще всего знакомятся в школе.

Что означает это слово?

Толерантность в словаре обозначает принятие, понимание другого мировоззрения, образа жизни, мыслей, религии . Для школьников, возможно, эти понятия будут трудны. Для этого беседу на тему толерантности в нашей жизни для детей следует начать с простого примера.

Мы знает, что далеко не всегда получается поддерживать хорошие отношения со всеми вокруг. Дружба возможна только с близкими по духу и интересам людьми. Однако это не означает, что с остальными необходимо ссориться.

Толерантность – это попытка принять другого человека таким, какой он есть. Такой подход к людям обеспечивает желанный мир на нашей планете.

Также для школьников ситуация будет более понятной, если перенести ее в рамки класса. Побеседуйте с малышами, которые все время ссорятся и дерутся. Если дружба между ними невозможна, то вполне реально установить мир. Пусть ребята поразмышляют: как можно понять своего одноклассника, можно принять его таким, какой он есть.

Конечно, толерантность не ограничивается рамками исключительно одного сообщества: это понятие гораздо шире. В планетарном масштабе оно касается принятия существования других культур и религий. Это гарантирует существование мира и порядка.

Чтобы это понятие не исчезло из людских умов, а мир и дружба не стали понятиями нарицательными, школьников необходимо познакомить с таким праздником, как Международный день толерантности. Он отмечается 16 ноября. Декларация ЮНЕСКО утвердила Международный день терпимости в 1995 году.

Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Однако путь толерантности – не новшество нашей цивилизации. Еще Будда в древнеиндийской цивилизации проповедовал путь смирения и принятия всего окружающего. После него мир посещало множество ученых и пророков, подхвативших эту идею. Учение о толерантности дошло до наших дней и подтолкнуло современных людей установить Международный день терпимости 16 ноября.

На нашем сайте мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на тему «Толерантность» все картинки и фото, которые придутся вам по душе, и использовать их на занятиях с детьми.

Подборка материалов по теме

Другие символы и детские картинки по теме

Как пользоваться материалами?

Международный день толерантности 16 ноября не празднуется с особой роскошью. Тем не менее, в детских садах, эстетических центрах, для школьников необходимо провести тематический день, чтобы познакомить ребят с этим понятием.

Кроме традиционных стихов, рассказов, можно предложить детям нарисовать эмблему, которая бы представляла собой символ этого дня. Эмблема для школьников может представлять собой цветок, дерево, планету. Символ терпимости часто рисуют с помощью отпечатков рук которые объединяются в цветок, а также из отпечатков рук можно сделать дерево. Множество рук символизируют равенство людей в этом мире.

Чтобы подтолкнуть детей к новой идее, предложите им картинки и фото на тему «Международный день терпимости 16 ноября», которые можно скачать на нашем сайте. Они обязательно помогут ребятам придумать собственную эмблему.

Тематические видео материалы

Мультфильмы и видео презентации

Путь толерантности не всегда понятен для школьников и ребят младшего возраста. Картинки и фото помогут им проникнуться этим настроением. В качестве декорации к тематическому вечеру можно предложить символ толерантности: дерево, обозначающее мир на Земле.

Детям просто необходимо говорить о терпимости: от этого зависит наше будущее.

Как нарисовать плакат на тему "Толерантность"?

    По дедушке Крылову,- лиса, с наглой рыжей мордой, пилит пилой вековую ель, а

    над ней- на ветке- сидит толстая ворона, с увесистой гирей- булыжником в клюве

    и толерантно взирает на то, что должно рано или поздно произойти…)

    Толерантность, это одно из ключевых понятий, которое своим присутствием, определяет счастье в целом. Все потому, что если один человек будет относится к другому в глобальном смысле слова, терпимо, то стрессовых ситуаций в обществе, будет минимальное количество.

    Вот наглядный вариант того, как можно нарисовать такой плакат:

    Как известно, 16 ноября прошел Всемирный день толерантности ! Для школьников, по всей видимости, первоочередным было задание нарисовать плакат ко дню толерантности. Идеи будущих плакатов стоит рассматривать в зависимости от того, какому именно классу нужен плакат. Для маленьких подойдут варианты попроще. В центре ватмана можно изобразить нашу планету, а вокруг не разноцветные ладошки. Надписи могут быть следующие: Толерантность начинается с улыбки!, Мы за толерантность!, Толерантность — это жизнь! и другие.

    Примеры плакатов:

    Ученикам постарше стоит придумывать и идеи поинтереснее. Изобразить можно группу или несколько людей разной национальности, расы, вероисповедания, внешности, пола. Также можно нарисовать вместе здорового человека и того, кто имеет особые потребности. Интересным вариантом еще является украшение плаката фотографиями. Надписи могут гласить: Все мы разные, но смысл — в единстве!, Жить в мире с собой и другими!, Я, ты, мы и все мы вместе!, Хочешь и

    Примеры плакатов:

«Неделя толерантности».

Девизом тематической недели были слова Б. Окуджавы:

«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Целью данного мероприятия являлось:

воспитание толерантности, развитие у учащихся таких качеств, как терпимость друг к другу, гражданственность, патриотизм.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людь-ми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положе-нию, национальности, расе, мировоззрению).

2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискрими-нации.

3. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться

принимать различия между людьми как положительный факт.

План проведения недели толерантности

Мероприятие

классы

Ответственные

Дата

Линейка, посвященная « Неделе толерантности».

Оформление информационного стенда.

директор

Васенков Г.В.

руководитель структурного подразделения Имшинова З.Н.

Открытое занятие

«Толерантность и мы»

Презентация

Воспитатель

Беляева Л.И.

Выставка книг в библиотеке «Сказки народов мира»

Ткачева О.И.

в течение недели

Классные часы

с 1кл.- 12 кл.

Воспитатели

День чтения. Чтение и обсуждение художественных произведений.

с 1кл - 5 кл.

Воспитатели

Конкурс рисунков, плакатов « Мой толерантный мир»

с 1кл.- 10кл.

Педагог доп. образования

Ардатьев А.И.

18.11-21.11.2013

Анкетирование учащихся на тему «Что я знаю о толерантности?».

с 5кл.- 12 кл.

Соц.педагог

Адамова М.Н.

Заседания Совета по профилактике правонарушений, случаев экстремизма и употребления ПАВ

Соц.служба

Подведение итогов недели толерантности

Васенков Г.В.

Имшинова З.Н.

Мноян Л.Г.

В первый день был оформлен информационный стенд с целью погружения всех учащихся школы- интерната в мероприятие.

Во второй день воспитателем Беляевой Л.И. было проведено открытое занятие в 7-8 классах «Толерантность и мы». Учащиеся продемонстрировали прекрасное понимание этого слова, высказали примеры толерантности и интолерантности из своей жизни. Не случайно именно 7 и 8 классы по результатам анкетирования продемонстрировали высокий уровень толерантности среди старшеклассников.

С большим интересом первоклассники встретили психологический урок « Нам надо лучше знать друг друга ». Во втором классе проведено занятие «Толерантность-дорога мира и добра», в 3а классе - «Сказка - ложь, да в ней намек…», в 3б классе прошло занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», а учащиеся 4 кл. совершили увлекательное путешествие в страну под названием «Толерантность». Путешествуя по этой стране, ребята собирали добрые слова и складывали их в белый кувшин, а недобрые - в черный.

На занятиях ребята проявляли активность, инициативу, знакомились со словом толерантность, учились делать друг другу комплименты, составляли список добрых дел.

Не менее увлекательно прошли занятия в 5-9 классах. Пятиклассники порассуждали на тему «Что такое толерантность».

Умение делать друг другу комплименты, искать в друг друге положительные стороны показали шестиклассники на занятии «На добром слове держится весь мир».

Заставил задуматься и заглянуть в себя психологический диспут в 9 классе « Учимся быть терпимыми».

В 10-12 классах интересно прошло занятие на тему « Легко любить все человечество. Соседа полюбить сумей»

Каждый класс придавал занятию свой характер, исходя из психологических особенностей учащихся, из жизненного опыта и представлений о толерантном обществе. Многие старшеклассники после окончания занятия делились впечатлениями, высказывали свое мнение по поводу услышанного и увиденного.

В «День чтения» учащиеся начальной школы знакомились с художественными произведениями, где на примере героев происходит формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенно- нравственных чувств.

В библиотеке была организована выставка книг «Сказки народов мира».

Кроме того, в рамках тематической недели была организована выставка рисунков и стенгазет «Толерантность спасет мир».

Проведено анкетирование учащихся с целью выявления отношения учащихся к межнациональным отношениям в России. Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития этнической толерантности у учащихся.

В целом, мы приходим к выводу, что именно в школьной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика.

Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального российского общества.

Данная неделя стала сильным воспитательным мероприятием, учащиеся закрепили знания и свои установки в понятии толерантность. Хотелось, чтобы ребята быстрее и активнее включались в работу, проявляя при этом собственный интерес и свои идеи.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Толерантность . Что это такое ?-

Если спросит кто - нибудь меня ,

Я отвечу : « Это все земное .

То , на чем стоит Планета вся ».

Непонятно ? Что же , объясняю :

Это счастье на Планете всей .

Это то , что я всех принимаю ,

Всех людей , кто веры не моей .

Толерантность ,- я сказала ,- это

То , на чем стоит Планета вся ,

И другого не найти ответа .

В этом я уверена , друзья .

Толерантность - это всепрощение

Тех , кто нам обиды наносил .

Толерантность - это примиренье

Всех враждебных в этом мире сил .

Толерантность - это люди света

Разных наций , веры и судьбы

Открывают что - то , где - то ,

Радуются вместе . Нет нужды .

Опасаться , что тебя обидят

Люди , цвета , крови не твоей .

Опасаться , что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей .

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас : белых и цветных !

Будем жить , друг - друга уважая !

Толерантность - слово для живых !

Высказывания детей о толерантности

Толерантность это

У важение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все происходящее.

Д ружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним общий язык.

У важение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии, различиям.

Т ерпение друг к другу.

Т ерпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение терпеть его привычки, обычаи.

О бщение между двумя людьми, доверие между ними.

В ид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга.

К огда люди уважают друг друга, относятся с терпением и доброжелательностью, когда стараются ни в чем не отказывать другим, но при этом имеют свое мнение.

К огда нет фашизма, насилия и расизма на земле.

У важение прав каждого человека.

Д ружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а так же признание индивидуальности каждого человека.

У важение, любовь и терпение.

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

  • Образовательные :
  • помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;
  • объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
  • Развивающие :
  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Воспитательные :
  • воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал, на доске знак толерантности, высказывания о толерантности:

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
«Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию». (Кофи Аннан)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: Я хочу начать наш классный час с китайской притчи, которая называется «Ладная семья», хотелось бы, чтобы послушав ее вы определили название нашего мероприятия.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение .

Воспитатель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Дети: Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Воспитатель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом (толерантнось).

Историческая справка (на доске портрет Талейрана Перигора)

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор . Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

На доске понятие толерантности.

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Воспитатель: Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному.

На доске:

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Вопросы к учащимся:

– Какое из определений вам импонирует более всего?
– Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
– А что же объединяет эти определения?

Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

На доске эмблема:

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Для большинства людей планеты Земля мир - это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться.Однако, для слишком многих людей в современном мире этот дар - не более чем сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха. Для них-то в основном и существует этот день.
В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира (International Day of Peace) как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. С тех пор праздник, ежегодно отмечаемый 21 сентября , вовлек миллионы людей, охватив многие страны и регионы. Он призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
ООН использует празднование Международного дня мира, для привлечения внимания к своей разносторонней работе в поддержку мира и для того, чтобы побудить отдельных людей, группы и общины на всей планете к осмыслению проблем мира, обмену информацией и практическим опытом деятельности по его достижению.
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв… , поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Воспитатель: Мы часто слышим толерантная личность, толерантный человек.
Давайте все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У меня на доске перечень качеств характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, уберите.

Качества: терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть.

Воспитатель: Итак, быть толерантным, значит:
– Уважать другого.
– Любить ближнего своего.
– Не злиться.
– Быть добрым, терпимым.
– Сострадать.

Физкультминутка.

Здравствуй, мир! (руки верх)
Это – я! (к себе)
А вокруг – страна моя! (вокруг себя)
Солнце в небесах – горит! (руки верх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (влево руки в замке)
А там – поля! (вправо руки из замка)
Здесь – друзья! (влево руки из замка)
И здесь – друзья! (вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)
Вправо (поворот головы) , влево (поворот головы) оглянусь
По округе пробегусь (поворот во круг себя)
Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)
И веселым,
Как ребята (рывки руками перед грудью)
С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший! (вперед)
Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)
Здравствуй, мир! (ладони в чаш)
Встречай меня! (ладони к груди)

Практическая работа:

1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».
Вывод: Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Игра «А я считаю так…»

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (–) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (–), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.
– весна лучше осени;
– самый классный мультик «Покемон»;
– самый важный предмет – математика;
– играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
– лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
– самое прекрасное домашнее животное – кошка;
– самая классная музыка – хип-хоп;
– заниматься рыбалкой – старомодно;
– изучать иностранный язык легче, чем физику;
– война – это всегда плохо;
– учиться без «2» и «3» невозможно;
– всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

3. Упражнение «Сходства и различия»

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

4. Мозговой штурм «Оцени ситуацию»

– Попробуйте оценить ситуацию.
– Какова ваша реакция?
– А теперь попробуйте быть толерантным.
– Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
– Что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …
– Что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…что на улице вы видите человека, одетого не так,как другие…
– Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
– Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
– Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
– Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

5. Упражнение

– А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

– Миша плохо одет…

А) Это неважно.
Б) Ты подсмеиваешься над ним.

– Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

А) Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Б) Ты говоришь, что он выглядит смешно.

– Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

А) Ты стремишься лучше узнать его.
Б) Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

А) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

– Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

А) Ты разговариваешь с ним.
Б) Ты говоришь, что все мальчик – нули.

– На твоих глазах на кого-то нападают…

А) Ты пытаешься защитить его.
Б) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

– К тебе подходит ребенок-инвалид…

А) Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б) Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

6. Упражнение

Сейчас мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

«Не делай другому того, от чего больно тебе».
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
«В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
«Не суди, да не судим будешь»

7. Воспитатель: Как вы думаете, что у меня на доске? (Солнышко.)
– Посмотрите чего у него не хватает? (Лучей) .
– Давайте вместе соберем лучи для солнца, которые символизирую толерантность.

Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье

8. Творческая работа «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Упражнение «Эмблема толерантности»

– Я предлагаю вам в течение двух, трех минут придумать эмблему толерантности и рассказать о ней

9. Синквейн «Толерантность»

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения-нескладушка, состоящая из 5 нерифмованных строк.

1 стр: 1 ключевое слово
2 стр: 2 прилагательных.
3 стр: 3 глагола показывающие действие.
4 стр: Короткое предложение в котором автор высказывает свое отношение.
5 стр: Одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства.

На доске:

Слова для синквейна: невраждебный, человеческая мудрость и терпимость, не конфликтный, терпение, миролюбие, взаимодействовать, уважать, прислушиваться.

1 стр: Толерантность
2 стр: Невраждебный, неконфликтный.
3 стр: Взаимодействовать, уважать, прислушиваться.
4 стр: Человеческая мудрость и терпимость.
5 стр: Миролюбие.

10. Упражнение «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (Голова, руки, ноги...)
  • Чем они отличаются? (Одеждой цветом волос, прической, цветом глаз.)

– Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Школа– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

– Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

Памятка

– Одно из главных качеств должно быть – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.
– Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.
– Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
– Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
– Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
– Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
– Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
– И всё это вам поможет жить в мире.