Рубинштейн антон и николай григорьевичи. Композитор антон рубинштейн и его произведения Антон рубинштейн пластинки до революции


К 150-летию Московской консерватории
Это образцовый труженик и из ряда
вон выходящая артистическая
индивидуальность… Было бы несправедливо
мерить его общей меркой.
Ференц Лист

Думая о том, что сделано Антоном Григорьевичем Рубинштейном для развития русской музыки, невольно начинаешь проводить параллель с титанами Возрождения. Многогранность и неутомимость, аналитичность и устремлённость в будущее, темпераментность и критическое чутьё, талант педагога и первооткрывателя – далеко не полный перечень тех свойств, которые привели в результате к возникновению явления в русской культуре, которое имеет имя – Антон Рубинштейн.

Антон Рубинштейн широко известен как пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Эта крупная фигура оказала огромное влияние на музыкальную и культурную жизнь не только России, но и Европы. Личность, по своему масштабу сопоставимая с титанами Возрождения, обладатель непревзойдённого пианистического дарования, чей исполнительский талант некоторыми музыкантами ставился выше таланта Листа. Рубинштейн никогда не довольствовался только своей пианистической славой. Всю жизнь он находился в творческом поиске, неустанно совершенствуя не столько технику своей игры, сколько свою способность к интерпретации музыкального произведения. Он, как никто другой выступал против напыщенной виртуозности, захватившей европейскую пианистическую школу второй половины XIX века, ложного артистизма и поверхностной трактовки композиторского замысла: «Виртуозность вообще всегда имела влияние на сочинительство – она обогащает средства для сочинения и расширяет горизонты выражения…»

Сам во время игры он полностью отдавался исполнению, погружаясь в него безраздельно, завораживая слушателей, раскрывая перед ними все философские глубины музыки.

Не секрет, что превыше всего Рубинштейн ставил не оперу, не вокальную музыку, а инструментальную. Только в ней он видел высшее проявление музыкального искусства. Глубокое убеждение Рубинштейна в том, что при соединении слова и музыки происходит упрощение, искажение музыкального замысла, проходит красной нитью через всю его просветительскую, исполнительскую и композиторскую деятельность.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Среди своих современников он может быть сопоставлен лишь с одним Листом

Основными чертами исполнительской индивидуальности Рубинштейна были полнокровное, мужественно-волевое начало, огромный темперамент и исключительная глубина проникновения в авторский замысел. Общий характер пианизма Рубинштейна, неразрывно связанного с его просветительской и дирижёрской деятельностью, его облик исполнителя-оратора, обращающегося со страстно-взволнованной музыкальной речью к большой аудитории, – всё это было исторически новым, прогрессивным явлением в русском фортепианном исполнительстве, в противоположность распространённому в первой половине XIX века интимно-домашнему или внешне блестящему салонному пианизму.

Поразительная яркость музыкальных образов в исполнении Рубинштейна властно подчиняла себе слушателей: «…Казалось, будто от него исходит мощная волна магнетизма, и ему аплодировали, потому что аудитория не могла не аплодировать. Он овладевал ею властно, решительно»,– вспоминал С.В. Рахманинов, замечательный продолжатель традиций Рубинштейна в русском пианизме.

После открытия Петербургской консерватории (1862 г.), Рубинштейн стал меньше выступать как пианист, гастролировать, полностью посвятив себя музыкально-общественной деятельности. Однако, в 1885-1886 гг. и в 1888-1889 гг. провёл цикл так называемых исторических концертов, носивших просветительский характер (Петербург, Москва, Вена, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Брюссель, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк). В общей сложности в цикле прозвучало 877 произведений 57 авторов. Искусство Рубинштейна-пианиста получило всеобщее признание современников, в том числе Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Клары Шуман, К. Сен-Санса, Г.Венявского, Полины Виардо, М. Ипполитова-Иванова, М. Балакирева, М. Мусоргского, Ц. Кюи, И. Тургенева, С. Надсона, В. Стасова, А. Бенуа, и даже К.Победоносцева.

Композиторское наследие Рубинштейна составляет свыше 200 произведений (14 опер, балет, 6 симфоний, 4 увертюры, 5 фортепианных, 2 виолончельных и 1 скрипичный концерты, хоры, сонаты, оратории, кантаты, романсы и т. д.). Рубинштейн-композитор испытал сильное влияние немецкого романтизма. Однако приверженность композитора русским музыкальным традициям, сюжетам и образам была также очень сильна: он был пропагандистом творчества русских композиторов (в частности М.Глинки) в Европе и Америке. Рубинштейн открыл для русской классической музыки новые для неё жанры. Первые три его симфонии написаны в начале 1850-х гг., до появления произведений крупнейших русских симфонистов Н. Римского-Корсакоова, А. Бородина и П. Чайковского. Фортепианные концерты Рубинштейна предвосхитили шедевры П. Чайковского и С. Рахманинова. Первым в русской музыке образцом жанра был его концерт для скрипки с оркестром. К лучшим его достижениям в области инструментальной музыки принадлежит Четвёртый фортепианный концерт, исполняемый и в наши дни. Большую популярность в широких кругах любителей музыки приобрёл ещё при жизни композитора ряд его мелких фортепианных произведений и романсов. В этих жанрах более всего проявилась связь Рубинштейна с бытующими интонациями и раскрылись сильные стороны его дарования – лирика и связанное с ней господство мелодического начала. Оперное творчество Рубинштейна очень разнообразно по тематике и по жанрам. Наиболее соответствовал его дарованию жанр лирической оперы, лучшим образцом которого является «Демон» - самое яркое и популярное произведение Рубинштейна.

Как дирижёр Рубинштейн был против принятого размещения оркестра: «Размещение оркестра – дело вообще трудное: симфония требует одно, оратория – другое, опера – ещё иное…» . Он был сторонником нестандартной рассадки оркестрантов для того времени: «…вторые скрипки подле первых, потом альты, виолончели и контрабасы вверх по эстраде с левой стороны, и тот же состав, начиная с первых скрипок с правой стороны…, затем духовые инструменты, начиная с флейты и гобоя посредине эстрады…, а там литавры и другие ударные инструменты».

Невозможно недооценить гигантский вклад многогранного таланта А.Г. Рубинштейна в развитие русской музыки: новые пути пианизма, становление профессионального музыкального образования, создание национального исполнительского стиля. Рубинштейн решал проблемы, встававшие перед русской музыкой того времени и во многом предоределил её будущее.

В заключении хочется вспомнить слова Сергея Васильевича Рахманинова о синтезе всех видов деятельности у Антона Рубинштейна: «Каким бы прекрасным музыкантом ни был исполнитель … он никогда не сможет достичь всей глубины ощущения и воспроизведения полной гаммы музыкальных красок, что является неотъемлемым свойством таланта композитора. Для композитора, являющегося также и дирижёром, это острое чувство колорита позволяет вносить в исполнение краски, отличные от задуманных композитором.» .

Библиография.

  1. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Гос. муз. изд-во. Л-д, 1957. Т.1.
  2. Рахманинов С.В. Литературное наследие, том 1. Сост. и ред. З.А. Апетян Всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва, 1978.
  3. Рубинштейн А. Музыка и её представители. – СПб,: Издательство «Союз художников», 2005, 160с. ISBN 5-8128-0050-2

Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...
А. Рубинштейн

А. Рубинштейн - одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист, крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор, работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. О том, какое место деятельность и облик Рубинштейна занимали в отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и факты. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель. Ему посвящено множество стихотворений - больше, чем какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев...

Понять и оценить Рубинштейна-композитора невозможно в отрыве от других сторон его деятельности и, не в меньшей мере, от особенностей биографии. Он начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем А. Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 гг. Однако весьма скоро он приобрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, где мальчики занимались теорией композиции с З. Деном, и вернулись в Москву. Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.

Рубинштейн был первым русским музыкантом, слава которого была поистине всесветной: в разные годы он многократно концертировал во всех странах Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные фортепианные либо дирижировал своими оркестровыми сочинениями. Но и без того рубинштейновская музыка звучала в странах Европы очень много. Так, Ф. Лист продирижировал в 1854 г. в Веймаре его оперой «Сибирские охотники», а спустя несколько лет там же - ораторией «Потерянный рай». Но основное приложение многогранное дарование и поистине гигантская энергия Рубинштейна нашли, конечно, в России. Он вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей Русского музыкального общества - ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория - он стал ее директором и профессором. В первом же выпуске его учеников был П. Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская - тоже.

Творческое наследие Рубинштейна огромно. Вероятно, он - самый плодовитый композитор во всей второй половине XIX в. Он написал 13 опер и 4 духовные оперы-оратории, 6 симфоний и ок. 10 других сочинений для оркестра, ок. 20 камерно-инструментальных ансамблей. Число фортепианных пьес превосходит 200; на тексты русских, немецких, сербских и др. поэтов создано ок. 180 романсов и вокальных ансамблей... Большая часть этих сочинений сохраняет интерес чисто исторический. «Многописание», быстрота процесса сочинения весьма вредили качеству, отделанности произведений. Нередко возникало внутреннее противоречие между импровизационностью изложения музыкальных мыслей и достаточно жесткими схемами их развития.

Но среди сотен по справедливости забытых опусов есть в наследии Антона Рубинштейна замечательные создания, в которых сказались его богато одаренная, мощная личность, чуткий слух, щедрый мелодический дар, композиторское мастерство. Особенно удавались композитору музыкальные образы Востока, что было, начиная с М. Глинки, коренной традицией русской музыки. Художественные завоевания в этой сфере признавали даже критики, резко отрицательно относившиеся к творчеству Рубинштейна, - а таких, весьма влиятельных, как, например, Ц. Кюи, было немало.

Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений - опера «Демон » и «Персидские песни » (и незабываемый голос Шаляпина, со сдержанной, тихой страстью выводящий «О если б вовеки так было...») В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Русская литература или портретная живопись тех лет показывают, что стремление отразить душевный мир, психологию современника были свойством всей художественной культуры. Музыка Рубинштейна передала это через интонационный строй оперы. Мятущегося, неудовлетворенного, стремящегося к счастью и не могущего его достигнуть, - Демона Рубинштейна слушатель тех лет отождествлял с собой, и такое отождествление происходило в русском оперном театре, кажется, впервые. И, как это бывает в истории искусств, отразив и выразив свое время, лучшая опера Рубинштейна тем самым сохраняет волнующий интерес для нас. Живут и звучат романсы («Ночь» - «Мой голос для тебя и ласковый и нежный» - эти стихи А. Пушкина были положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу - «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «

А. Рубинштейн (28 ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 20 ноября 1894, Петергоф) — одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист, крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор, работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. О том, какое место деятельность и облик Рубинштейна занимали в отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и факты. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель. Ему посвящено множество стихотворений — больше, чем какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев...

Понять и оценить Рубинштейна-композитора невозможно в отрыве от других сторон его деятельности и, не в меньшей мере, от особенностей биографии. Он начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем А. Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 гг. Однако весьма скоро он приобрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, где мальчики занимались теорией композиции с З. Деном, и вернулись в Москву. Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, — все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.

Рубинштейн был первым русским музыкантом, слава которого была поистине всесветной: в разные годы он многократно концертировал во всех странах Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные фортепианные либо дирижировал своими оркестровыми сочинениями. Но и без того рубинштейновская музыка звучала в странах Европы очень много. Так, Ф. Лист продирижировал в 1854 г. в Веймаре его оперой «Сибирские охотники», а спустя несколько лет там же — ораторией «Потерянный рай». Но основное приложение многогранное дарование и поистине гигантская энергия Рубинштейна нашли, конечно, в России. Он вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей Русского музыкального общества — ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория — он стал ее директором и профессором. В первом же выпуске его учеников был П. Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская — тоже.


Творческое наследие Рубинштейна огромно. Вероятно, он — самый плодовитый композитор во всей второй половине XIX в. Он написал 13 опер и 4 духовные оперы-оратории, 6 симфоний и ок. 10 других сочинений для оркестра, ок. 20 камерно-инструментальных ансамблей. Число фортепианных пьес превосходит 200; на тексты русских, немецких, сербских и др. поэтов создано ок. 180 романсов и вокальных ансамблей... Большая часть этих сочинений сохраняет интерес чисто исторический. «Многописание», быстрота процесса сочинения весьма вредили качеству, отделанности произведений. Нередко возникало внутреннее противоречие между импровизационностью изложения музыкальных мыслей и достаточно жесткими схемами их развития.


Но среди сотен забытых опусов есть в наследии Антона Рубинштейна замечательные создания, в которых сказались его богато одаренная, мощная личность, чуткий слух, щедрый мелодический дар, композиторское мастерство. Особенно удавались композитору музыкальные образы Востока, что было, начиная с М. Глинки, коренной традицией русской музыки. Художественные завоевания в этой сфере признавали даже критики, резко отрицательно относившиеся к творчеству Рубинштейна, — а таких, весьма влиятельных, как, например, Ц. Кюи, было немало.

Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений — опера «Демон » и «Персидские песни » (и незабываемый голос Шаляпина, со сдержанной, тихой страстью выводящий «О если б вовеки так было...») В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Русская литература или портретная живопись тех лет показывают, что стремление отразить душевный мир, психологию современника были свойством всей художественной культуры. Музыка Рубинштейна передала это через интонационный строй оперы. Мятущегося, неудовлетворенного, стремящегося к счастью и не могущего его достигнуть, — Демона Рубинштейна слушатель тех лет отождествлял с собой, и такое отождествление происходило в русском оперном театре, кажется, впервые.

И, как это бывает в истории искусств, отразив и выразив свое время, лучшая опера Рубинштейна тем самым сохраняет волнующий интерес для нас. Живут и звучат романсы («Ночь» — «Мой голос для тебя и ласковый и нежный» — эти стихи А. Пушкина были положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу — «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «Нерон », и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром...

Судьба творческого наследия Антона Григорьевича Рубинштейна вообще и фортепианных произведений в частности парадоксальна. Это был один из наиболее плодовитых (если не самый плодовитый) русский композитор своего времени, при жизни Антона Григорьевича его произведения исполнялись чаще творений многих соотечественников – и причина заключалась не только в том, что он был руководителем концертов Русского музыкального общества, его музыка вызывала интерес у современников, но со временем многие его произведения стали восприниматься в первую очередь как факт истории музыки. «Многописание» Рубинштейна имело обратную сторону: «Я уважаю Ваши сочинения, но с некоторыми критическими оговорками, – писал композитору . – Ваша крайняя продуктивность до сих пор не оставляла Вам досуга, необходимого для того, чтобы на Ваших сочинениях сильнее почувствовалась печать индивидуальности и чтобы Вы могли их довершить».

Количество произведений, созданных Антоном Рубинштейном для фортепиано, превышает две сотни. Такое внимание к инструменту не вызывает удивления – ведь он был прекрасным пианистом, высоко ценимым современниками. Сергей Иванович Танеев говорит о «жгучем чувстве красоты», порождаемом игрой Рубинштейна. отмечает «феноменальное владение педалью», «напряженный художественный интерес» рубинштейновских интерпретаций. Фигура композитора-пианиста была типична для европейского музыкального мира XIX столетия, но в России первым музыкантом такого рода стал именно Рубинштейн. В его фортепианных произведениях отразился не только душевный, но и пианистический облик автора. Будучи исполнителем собственных произведений, композитор и создавал их в расчете на свой исполнительский стиль – в них немало мощных аккордов, гаммаобразное движение и арпеджио сочетаются с октавным изложением. По свидетельству современников, достоинства фортепианных произведений Рубинштейна в полной мере раскрывались в авторском исполнении.

Фортепианное творчество Рубинштейна отличается разнообразием жанровой палитры: концерты для фортепиано с оркестром, сонаты, пьесы – отдельные и объединенные в циклы. Упрек Листа, пожалуй, в наибольшей степени можно отнести к рубинштейновским сонатам – особой оригинальностью они не отличаются, в «золотой фонд» русской фортепианной музыки не вошли, но их историческая значимость велика, ведь жанр сонаты тяжело приживался на русской почве (у единственная законченная соната оставила чувство неудовлетворенности, пытался создавать сонаты , но ни одна из них не была завершена). Рубинштейн же не сомневался в возможности создания сонат русскими композиторами. Его сонаты проложили путь сонатам отечественных композиторов последующих поколений.

В течение всего своего творческого пути Антон Рубинштейн создавал пьесы для фортепиано. Первую из них – под заглавием «Ундина» – композитор написал в тринадцатилетнем возрасте, она была опубликована через год после создания и удостоилась одобрения .

Фортепианные пьесы Рубинштейна имеют ярко выраженную жанровую основу. С юности и до смерти создавал он польки, тарантеллы, мазурки, баркаролы, краковяки, полонезы, вальсы, элегии, чардаши, баллады. Танцевальные жанры Рубинштейн не стремился насытить глубоким психологическим содержанием, но приближал их стиль к концертному. То же самое можно сказать и о жанре, в целом характерном для русской музыки – фантазиях на темы народных песен («Лучинушка» и «Вниз по матушке по Волге»).

Немало у Рубнштейна фортепианных пьес, которые носят название «Мелодия» или «Романс» (наибольшую известность приобрела Мелодия фа мажор Op. 3 № 1 – настолько, что писатель Петр Дмитриевич Боборыкин своим воспоминаниям о композиторе дал название «Melodie en fa»). Напевность рубинштейновских пьес так ярко выражена, что две из них – «Мелодия» фа мажор и «Романс» из цикла «Петербургские вечера» – превратились в романсы (хотя автор этого не планировал): первую пьесу издатель Юргенсон опубликовал с текстом А. Рамадзе, на вторую очень естественно легло стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Ночь». История музыки знает немало примеров, когда песни или романсы становились объектом фортепианных переложений, но превращение инструментальной пьесы в романс – явление весьма редкое.

Первым из русских композиторов Рубинштейн начал создавать циклы фортепианных пьес. Зачастую это просто сборники не связанных между собою миниатюр, но есть и циклы в подлинном смысле слова. Пьесы могут быть объединены по жанровому признаку (Три серенады, Шесть прелюдий), по стилевому направлению (Сюита Op. 38, содержащая Прелюд, Менуэт, Жигу, Сарабанду и иные старинные жанры), тематически («Костюмированный бал», Сборник национальных танцев для фортепиано).

В фортепианном наследии Рубинштейна немало интересных страниц, и даже те произведения, которые сегодня можно рассматривать лишь в историческом ключе, имели большое значение. Продолжателями его традиций в фортепианной музыке стали и .

Все права защищены. Копирование запрещено

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 (28) ноября 1829,Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894,Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианистаНиколая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён . Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства .

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Биография

Антон Рубинштейн родился в приднестровскомселеВыхватинецПодольской губернии(теперь ВыхватинцыРыбницкого районаПриднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельнойеврейско йсемье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович Рубинштейн (1807-1846) - происходил изБердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли вБессарабской областии к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач,1827-30 сентября1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн,1807-15 сентября1891,Одесса) - музыкант, происходила изпрусскойСилезии(Бреслау, впоследствии семья перебралась вВаршаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна (ум. 1903) - была замужем заодесскимадвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторовПетра ВейнбергаиПавла Вейнберга. Другая сестра,София Григорьевна Рубинштейн(1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля1831 года35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна изЖитомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви вБердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около1834 годаотец приобрёл дом наОрдынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сынНиколай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в1839 годуРубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл вПариже, где познакомился сФредериком ШопеномиФеренцем Листом, вЛондонебыл тепло приняткоролевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертамиНорвегию,Швецию,ГерманиюиАвстрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844Рубинштейн вместе с матерью и младшим братомНиколаемотправляется вБерлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководствомЗигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал урокиМихаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна сФеликсом МендельсономиДжакомо Мейербером.

В 1846умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает вВену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой1849 года, благодаря покровительству Великой княгиниЕлены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться вСанкт-Петербургеи заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императораНиколая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторамиМ. И. ГлинкойиА. С. Даргомыжским, виолончелистамиМ. Ю. ВиельгорскимиК. Б. Шубертоми другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В1850Рубинштейн дебютирует в качестведирижёра, в1852― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 годуРубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».14 декабря1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна влейпцигскомзалеГевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае1855 годав одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859добивается учрежденияРусского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памятиГ. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в1862превращённые впервую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ―П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым,Полиной Виардо,Гектором Берлиозом,Кларой Шуман,Нильсом Гадеи другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе сВ. В. СтасовымиА. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораториейЛиста«Христос» в присутствии автора (примечательно, что партиюорганаисполнялАнтон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна вСШАвместе со скрипачомГенриком Венявским.

Вернувшись в 1874в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле вПетергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано отКуперенадо современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер в 1894 годув Петергофе и был похоронен наНикольском кладбищеАлександро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.