Руджеро Леонкавалло. Биография. Биография Руджеро леонкавалло биография

Музыкой будущий композитор начал заниматься в родном городе, а в возрасте 8 лет он уже поступил в консерваторию. К 16 годам Руджеро получил диплом; за этим последовала учеба в университете на факультете филологии.


Руджеро Леонкавалло (Ruggero Leoncavallo) родился в 1857 году в Неаполе, Италия (Naples, Italy). Его отец был представителем судебных властей, мать была родом из семьи неаполитанских живописцев и скульпторов. Музыкой будущий композитор начал заниматься в родном городе, а в возрасте 8 лет он уже поступил в консерваторию. К 16 годам Руджеро получил диплом; за этим последовала учеба в университете на факультете филологии.

Примечательно, что успех к признанному впоследствии по всему миру композитору пришел далеко не сразу и легко ему не достался. Так, он много работал - давал уроки музыки, выступал в кафе-шантанах, писал песенки для мюзик-холлов, однако все это всего лишь давало Леонкавалло возможность жить. Он же желал успеха и признания – особенно его вдохновлял пример молодого композитора Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni) и его внезапная слава с оперой "Сельская честь" ("Cavalleria rusticana") в 1890 году.

Так, по примеру Масканьи, Руджеро решил писать только оперу – и только в новом стиле, веризме. "Музыкальная драма должна художественно отображать только жизненную правду" - считал молодой амбициозный композитор. Помимо оперы Масканьи, ориентиром для Леонкавалло была также опера Бизе (Bizet) "Кармен" ("Carmen") и оперы Верди.

Раздумывая над сюжетом своего будущего шедевра, Ленкавалло решил строить свою оперу на основе правдивой истории, которая запала ему в душу с подросткового возраста: камердинер влюбился в артистку-гастролерку; итогом запретной любви стало двойное убийство - муж артистки, застав влюбленных, убил и жену, и ее героя.

Через пять месяцев работа была готова, а 21 мая 1892 года в театре Teatro Dal Verme в Милане (Milan) прошла премьера оперы "Паяцы" ("Pagliacci"), успех которой был настолько же быстрым, насколько и оглушительным. Примечательно, что ставилась опера под руководством молодого маэстро Тосканини (Arturo Toscanini).

На волне успеха "Паяцы" появились сразу на всех сценах Европы. Вскоре обе новые оперы – "Сельская честь" Масканьи и "Паяцы" Леонкавалло триумфально шли по всему миру, возвещая о приходе нового стиля – веризма – в привычный оперный фо

Кстати, многие критики отметили тогда и незаурядные литературные способности Леонкавалло – именно этим многие объясняли настолько большой успех "Паяцев".

Рассказывают забавный случай, происшедший на премьере "Паяцев":

В зал вошел весьма странный зритель, сильно контрастировавший с нарядной оперной публикой, - в пыльной одежде всадника, в высоких сапогах со шпорами. В антракте Леонкавалло подошел к нему и, веждиво поклонившись, сказал:

Сударь, благодарю вас от всей души!

За что? - спросил загадочный зритель.

За то, что вы не привели на мою оперу еще и своего коня! – ответил композитор.

Удивительно, что после "Паяцев" композитор создал еще 19 опер, но ни одна из них не возымела успеха, даже близко не приблизившись к успеху его первого детища. Леонкавалло пробовал писать свои оперы в разных жанрах – он создавал исторические драмы, драматические трагедии, комические оперы, оперетты и веристские оперы, однако капризная Фортуна все обходила его стороной.

Среди музыкального наследия Руджеро Леонкавалло – "Роланд из Берлина" ("Der Roland von Berlin") 1904, "Медичи" ("I Medici") 1888, "Королева роз" ("La reginetta delle rose") 1912, "Первый поцелуй" ("Il primo bacio") 1923, "Богема" ("La bohème") 1896 и "Заза" ("Zazà") 1900. Кстати, из всех перечисленных, только "Заза" пользовалась некоторым успехом, который, конечно же, все же не шел ни в какое сравнение со шквальным успехом "Паяцев", которые и до сих пор с огромным успехом идут на оперных сценах по всему миру.

Кроме того, Леонкавалло написал и целый ряд симфонических произведений, пьес для фортепиано, романсов и песен. Но, как бы ни было, только лишь "Паяцы" получили признание публики, и только с этой оперой ассоциируется имя композитора до сих пор.

Руджеро Леонкавалло умер 9 августа 1919 года, произошло это в Монтекатини-Терме (Montecatini Terme, Tuscany).

Известно, что в последние годы своей жизни Леонкавалло очень увлекся идеей создания некой национальной музыкальной драмы, в основе которой он решил использовать народный песенный материал. Впрочем, смерть музыканта прервала его большие планы

«Музыкальная драма должна художественно отображать только жизненную правду», - считал Руджеро Леонкавалло. Имя Руджеро Леонкавалло вошло в историю итальянского музыкального театра как имя создателя оперного шедевра «Паяцы» и талантливого представителя нового художественного направления - веризма. В конце XIX века это направление окончательно утвердилось в итальянской опере. Героических борцов за свободу сменили герои социальных низов - обыкновенные и маленькие люди. В обыденном художники-реалисты находили прекрасное, возвышенное. Композиторы-веристы в своих операх стремились раскрывать мысли и чувства социально обездоленных слоев общества. Как и гениального Верди, их привлекали герои, обуреваемые сильными страстями, всепоглощающей любовью и ненавистью, страдающие и ликующие... Такова и опера Леонкавалло «Паяцы». Ее можно рассматривать как манифест творческих принципов не только самого композитора, но и музыкального веризма вообще. Публика и критика сразу же признали оперу лучшей из опер веристов.

Руджеро Леонкавалло родился 25 апреля 1857 года в Неаполе. Музыкальное образование он получил в Неаполитанской консерватории, где учился, в частности, у Б. Чези и Л. Росси. По окончании в 1874 году консерватории Руджеро всерьез занялся изучением литературы. Сам композитор писал, что для пополнения своих литературных познаний он еще в течение двух лет слушал в университете в Болонье курс лекций. Эти знания пригодились ему как драматургу и либреттисту. Уже в двадцать лет Леонкавалло получил звание доктора литературы и не мог сразу решить, в чем его подлинное призвание - музыка или литература. Еще юношей Леонкавалло прославился как отличный пианист-аккомпаниатор. Сохранились записи произведений в исполнении автора и великого итальянского певца Энрико Карузо. Как аккомпаниатор он совершил турне в Англию, Францию, Германию, Голландию, Египет. Леонкавалло поработал и учителем пения, продолжая сочинять музыку. Успех пришел к нему с оперой «Паяцы».

Сам композитор пришел к созданию этой оперы не сразу. Его вначале взволновал замысел оперной трилогии «Сумерки» насюжет из эпохи Ренессанса, в которой, по словам самого композитора, он стремился воссоздать «живую, свежую, еще непочатую, с хроникой, датами, большими страстями и душевной неустойчивостью героев» историю. «Я хотел испытать себя в жанре, пока еще не избитом на театре: речь идет об эпической поэме». Здесь Леонкавалло был одним из первых итальянских композиторов, обратившихся к эпохе, породившей «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Музыкальному издателю опера не понравилась. Отказ издателя заставил Леонкавалло испытать себя в другом оперном жанре. Внимание композитора привлек триумфальный успех оперы Масканьи «Сельская честь». Эта короткая реалистическая опера с интригующим сюжетом имела большой успех у публики. Помимо оперы Масканьи, примером для Леонкавалло был также шедевр Бизе «Кармен» и оперы Верди. Всего за пять месяцев композитор написал либретто и музыку «Паяцев»! В 1892 году опера была поставлена на сцене миланского театра. Ее успех затмил недавний триумф «Сельской чести» Масканьи. Вскоре опера «Паяцы» обошла все европейские сцены, в том числе российские, и прославила Леонкавалло на весь мир. Либретто для своих опер Леонкавалло писал сам. «Я считаю невозможным сочинять музыку на чужие слова и просто не понимаю, как может быть создано истинно художественное таким образом».

Любопытно, что в основу сюжета оперы «Паяцы» легла реальная трагическая история, с детства глубоко запавшая в душу будущего композитора: однажды в суде, где председателем был отец Леонкавалло, рассматривалось дело об убийстве - артист бродячей труппы, охваченный ревностью, убил на сцене (во время представления) свою жену.

В опере эта история воплотилась в драматическом столкновении человеческих страстей: паяца Канио (актера странствующего балагана) и его жены, красавицы Недды. Действие увлекает слушателя своей динамичностью и лаконизмом: драма жизни и смерти героев разыграна в течение дня. Композитор и драматург, Леонкавалло находит единственную в своем роде форму: показывает как бы «сцену на сцене». То есть на опорной сцене балаганный театр разыгрывает свою сценку, которая становится частью драмы - предшествует трагическому конфликту героев. Леонкавалло с большим мастерством наделяет своих героев яркими незабываемыми музыкальными характеристиками. Как истинный итальянец, он лепит музыкальные образы средствами мелоса. Мелодиям красавицы Недды присущи задор, жизнелюбие, игривость, грациозная кокетливость и мечтательность. Она влюблена в Сильвио, крестьянского парня, который уговаривает ее бросить мужа, театр и бежать. Их любовный дуэт, полный нежных, мягких интонаций, напоминает лучшие традиции итальянского бельканто. В оперной форме он является лирической кульминацией.

Канио случайно слышит слова прощания Недды и Сильвио. В любовной сценке, которую Канио и Недда разыгрывают перед крестьянами, обезумевший от ревности Канио забывает об игре и допытывается у Недды имя любовника. Стойкая Недда пытается обратить все в шутку, что приводит Канио в ярость. Он убивает Недду и бросившегося к ней Сильвио.

Удивительные по красоте вокальные партии эмоционально насыщены и поются словно от самого сердца. Нет человека, который остался бы равнодушным, услышав драматическое ариозо Канио:

Смейся, паяц! И всех ты потешай! Ты шуткой должен скрыть рыдания и слезы; Смейся, паяц, над разбитой любовью, Смейся же, смейся над горем своим!

Оркестр выполняет подчиненную роль. «Опера есть опера, а симфония - симфония», - предостерегал в свое время Верди. Тем не менее именно оркестровыми красками рисует композитор мирный пейзаж маленькой итальянской деревушки, а также сутолоку празднично одетых крестьян, пришедших на представление.

В своей опере «Паяцы» Леонкавалло с меткостью мастера воплотил три главных закона театра, которые Пуччини сформулировал так: «Заинтересовать, поразить, растрогать». Прекрасное чувство оперной сцены, ощущение и знание специфики театра - все это явилось залогом успеха оперы.

Удачно сложилась исполнительская судьба шедевра - первыми исполнителями стали такие всемирно известные музыканты, как дирижер Артуро Тосканини и непревзойденный певец Энрико Карузо в партии Канио. Совершая в 1906 году гастрольную поездку по странам Европы, США и Канады, Леонкавалло сам дирижировал оперой «Паяцы». И везде ему сопутствовал успех.

Для Леонкавалло «Паяцы» - это не только его высшее творческое достижение, но по-настоящему счастливый момент бурной, полной разочарований жизни. Успех оперы улучшил материальное положение композитора, окрылил его. Но тем не менее творческая судьба Леонкавалло сложилась так, что из всего его музыкального наследия лишь «Паяцы», написанные почти в самом начале творческого пути, получили всеобщее признание и прочно утвердились в репертуаре оперных театров всего мира. Сочинения же, созданные после «Паяцев», за исключением популярного романса «Рассвет» и отрывков из других опер, забыты. Так, вслед за «Паяцами» Леонкавалло создал в 1897 году оперу «Богема» («Жизнь Латинского квартала»), либретто которой он написал, увлекшись романом «Сцены из жизни богемы» французского писателя Мюрже. Однако Пуччини «опередил» его, создав свою непревзойденную «Богему». Хотя «Богема» Леонкавалло имела успех долгое время, в настоящее время эта опера не ставится даже в Италии.

Значительным по своим художественным достоинствам после «Паяцев» явилось любимое создание Леонкавалло - опера «Заза», написанная композитором в 1900 году на собственное либретто. Эта бытовая лирическая драма с элементами мелодраматизма была исполнена с большим успехом в конце 1900 года. Музыка оперы очень мелодична и «оперна» в прямом смысле этого слова. Однако в настоящее время «Заза» довольно редко включается в репертуар оперных театров. Эта опера явилась последним значительным произведением Леонкавалло.

В последние годы своей жизни Леонкавалло увлекся идеей создания национальной музыкальной драмы, опирающейся на народный песенный материал, драмы «сильной, суровой и трагической» под названием «Буря», которая должна была превзойти «Паяцев». Но смерть 9 августа 1919 года прервала работу композитора.

Интресные факты

1. спасибо, кабальеро!

На премьере оперы "Паяцы" присутствовал странный зритель: он вошел в зал в пропыленной одежде всадника, в высоких сапогах со шпорами... В антракте Леонкавалло подошел к неизвестному и, поклонившись, сказал ему вежливо:
- Сударь, от всей души благодарю вас!..
- За что? - удивился странный зритель.
- За то, - ответил композитор, - что вы не привели с собой на мою оперу еще и коня!

2. пошутил!...

Приехав в Англию и будучи в Манчестере, Леонкавалло инкогнито пришел в театр на представление своей оперы "Паяцы". Когда занавес упал, один из зрителей, сидевший рядом с композитором, закричал:
- Браво! Какая музыка! Шедевр! Непревзойденно!
Леонкавалло решил пошутить и возразил:
- Разрешите, уважаемый, с вами не согласиться. Я и сам немного музыкант и должен вам сказать, что музыка этой оперы просто отвратительна и, честно говоря, никуда не годится...
- Но почему же, сударь? - с интересом спросил зритель.
Наслаждаясь своей неузнанностью и от души веселясь, Леонкавалло вдребезги разнес свое произведение:
- В ней все украдено: каватина - у Берлиоза, дуэт из первого акта - у Гуно, а финал - примитивное подражание великому Верди...
Каково же было потрясение шутника, когда, купив на следующее утро номер манчестерской газеты, он с удивлением прочитал: "Леонкавалло о своей опере "Паяцы". Присутствовавший на спектакле синьор Леонкавалло признал, что в "Паяцах" нет ничего оригинального и авторитетно заявил, что его опера - целиком и полностью плагиат".
Оказалось, что вчерашним соседом композитора был... театральный критик.

Итальянский композитор (1857-1919).

Это был талантливый представитель веризма - течения, возникшего в 70-е годы XIX века в итальянской литературе и позже распространившегося на музыку и театр. Суть веризма состояла в правдивом отображении действительности, что для Италии конца XIX века было очень актуально.

Аналогом этого течения во Франции был знаменитый «натурализм», представитель которого - прославившийся «скандальными» произведениями писатель Эмиль Золя. В опере веризм утвердился как противовес чрезмерному увлечению некоторых композиторов сочинениями Вагнера.

Из всего творческого наследия Леонкавалло наиболее известна опера «I Pagliacci» («Паяцы»). Она же является и самым выдающимся произведением веризма. После триумфальной премьеры в Милане опера обошла все европейские сцены и прославила имя Леонкавалло на весь мир.

Руджеро Леонкавалло родился 25 апреля 1857 года в Неаполе. Закончил консерваторию в родном городе. Учился у Л. Росси (композиция) и Б. Чези (фортепиано). Не имея средств к существованию, вынужден был давать уроки музыки и даже работал тапером. Позже выступал и как дирижер.

Интересно, что либретто собственных опер, в отличие от многих других композиторов Леонкавалло, писал сам. Он говорил: «Я считаю невозможным сочинять музыку на чужие слова и просто не понимаю, как может быть создано истинно художественное таким образом». Для пополнения познаний в области литературы композитор два года слушал в Болонье университетский курс лекций. Он на самом деле был неплохим литератором и в 20 лет получил звание «доктора литературы», после чего некоторое время не мог решить, чем ему заниматься - литературой или музыкой. В юные годы Руджеро Леонкавалло приобрел известность как отличный пианист-аккомпаниатор. Сохранились даже записи великого итальянского певца Энрико Карузо, где ему на рояле подыгрывает сам Леонкавалло.

История создания оперы «Паяцы» такова. Миланский музыкальный издатель Сонзоньо объявил в 1890 году конкурс одноактных опер. Поначалу Леонкавалло написал трилогию «Сумерки» на один из сюжетов эпохи Ренессанса, но издатель забраковал оперу. Первая премия была присуждена опере «Сельская честь» Масканьи - произведению, в самом деле имевшему успех у публики. Леонкавалло, которого задело такое решение комиссии, решил написать что-то вроде «Сельской чести». Известен и еще один источник, вдохновивший автора на создание оперы «Паяцы», - «Кармен» французского композитора Бизе.

Но опера «Паяцы» никакой премии у Сонзонье не получила, потому что в нарушение канонов состояла лишь из двух актов. Но зато ее приняли к постановке на сцене оперного театра Милана. Премьера состоялась 21 мая 1892 года и принесла композитору ошеломительный успех...

Опера «Паяцы» была написана за пять месяцев. Это очень малый для создания опер срок. Как сказано в либретто, «действие происходит в деревне Монтальо в Калабрии, Италия, 15 августа 1865 года». Эта ремарка появилась отнюдь не с потолка. Руджеро знал, что именно в этой деревне и в этот самый день некий бродячий актер убил собственную жену. Отец Леонкавалло, будучи председателем суда, расследовал это дело и судил виновного. История настолько впечатлила семилетнего тогда Руджеро, что спустя многие годы он вспомнил о ней, написал либретто и сочинил музыку.

У Леонкавалло паяц Канио убивает на сцене ножом свою прекрасную жену Недду, полюбившую одного из зрителей. Герои наделены выразительными музыкальными характеристиками. Так, арии Недды присущи задор и жизнелюбие, а вокальная партия Канио взволнованно лирична и насыщена горькой иронией.

По ходу действия Недда встречается с крестьянином Сильвио, в которого она влюблена. Сильвио уговаривает ее бежать, бросив мужа и театр. Паяц Канио случайно подслушивает сцену расставания Недды и Сильвио… Но работа есть работа, и Канио вынужден играть с Недцой в спектакле перед крестьянами. Любовная история, представленная на сцене, полностью отражает жизнь. В кульминации спектакля обезумевший от ревности Канио забывает о сцене и убивает жену, а также бросившегося к ней Сильвио. Вокальные партии предельно красивы и насыщены эмоционально, недаром слова «Смейся, паяц, над разбитой любовью!» стали крылатыми...

Опера «Паяцы» обессмертила Леонкавалло, стала настоящим шедевром. Повезло композитору и на первых исполнителей: ими стали всемирно известный дирижер Артуро Тосканини и певец Энрико Карузо (Канио). В 1906 году опера обошла многие театры Европы, США и Канады - за дирижерским пультом стоял сам композитор.

К сожалению, Руджеро Леонкавалло оказался типичным автором одного произведения: повторить триумф «паяцев» ему ни разу не удалось, и дальше гео сплошь преследовали неудачи.

Так, оперу «Богема», либретто которой было написано по роману «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже, опередило одноименное сочинение Джакомо Пуччини. Относительную известность получила опера Леонкавалло «Заза» (1900), но и она уступала в силе выразительности «Паяцам», и, как следствие, вскоре была снята с репертуаров музыкальных театров.

В последние годы жизни Леонкавалло увлеченно создавал, как он сам объяснял, «новый национальный музыкальный жанр». Речь шла о музыкальной драме, опиравшейся на народный песенный материал. Масштабное произведение, задуманное композитором, должно было называться «Буря». Однако композитору не удалось завершить сочинение: он скончался 9 августа 1919 года в Монтекатини, близ Флоренции.

Руджеро Леонкавалло (8. III. 1858, Неаполь - 9. VIII.1919, Монтекатини) Сын Винченцо Леонкавалло, представителя судебных властей, и Вирджинии д"Аурио, происходившей из семьи неаполитанских художников и скульпторов. В неаполитанской консерватории "Сан-Пьетро-а-Маджелла" Леонкавалло обучался композиции у Л. Росси и игре на фортепиано у Чези. Получив в шестнадцать лет диплом композитора, в двадцать лет Леонкавалло окончил филологический факультет Болонского университета, где учился у Кардуччи. Работал пианистом в Египте, а после начала англо-египетской войны переехал во Францию. В Париже Леонкавалло сочиняет песни для различных певцов, знакомится с баритоном Морелем, который в 1892 выступает в "Паяцах".

Новый успех приходит к Леонкавалло с оперой "Заза" (1900). Германский император Вильгельм II заказывает ему оперу "Роланд из Берлина" (1904). Сочиняет другие произведения, не имевшие успеха. В жанре оперетты выступает с "Маленькой царицей роз" (1914).

Оперы: Паяцы (1892), Семейство Медичи (1893), Чаттертон (1896), Богема (1897, под названием Мими Пенсон - 1913), Заза (1900), Роланд из Берлина (1904; итальянская версия оперы - 1905), Майя (1910), Гоффредо Мамели (1916), Царь Эдип (1920).

Если "Сельская честь" Масканьи зачинает направление веризма в итальянской опере, то его подлинным манифестом являются "Паяцы". Сюжетом послужило реальное событие, происшедшее в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца композитора. Один актёр из бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и её любовника, служившего к тому же в доме семьи Леонкавалло. Композитор, который был тогда ребёнком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к двадцати годам тюрьмы. Так что то, что мы слышим в прологе к "Паяцам", сказано не просто ради красного словца, но опирается на действительный опыт: "Автор стремился изобразить саму жизнь... и вдохновлялся правдой". Эта правда всплыла в памяти Леонкавалло, и он, либреттист и композитор, запечатлел её ещё живой трепетной, словно на фотографическом снимке.

Ни одному композитору в то время не удавалось создать музыку, которая бы так хорошо вписывалась в мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности, а когда она настигает их, - продолжающих притворяться, лишь бы не открывать глаза на собственное ничтожество. Мелодические взлёты в опере должны означать, что сердца полны чувств, страстей, воли, желаний; но деформирующие звучание диссонансы, хроматизмы, то насмешливые, то мрачные и смутные, говорят, что холод, вечное кривляние, болезни, убожество, сопутствующие бродячему и нищенскому существованию, способны убить всё, в том числе мысли и чувства. Мы ощущаем это в странном и жёстком гармоническом развитии, создающем гротескную, фантастическую карикатуру этих шутов с размытым слёзами гримом, слезами, которых не видит никто из публики, привыкшей смеяться над нелепыми, размалёванными рожами.

Когда герои искренни, их пение сбрасывает всякие оковы, взмывает вверх будто в поисках воздуха, забывает об оркестре. Это пение подобно водовороту, оно нуждается в коротких передышках, в нём чувствуется кипение крови, перехватывающее дыхание, затем голос взлетает вновь и вновь и в тревоге обрывается. Когда же персонажи, напротив, не хотят быть искренними, они ищут предлог, чтобы скрыть своё подлинное лицо, и музыка помогает им притвориться. Плохой вкус (простодушная невежественность) заставляет их обезьянничать, копируя салонные манеры, галантное жеманство, изысканные танцы в париках, - такова финальная "комедия". Внутренний, глубоко скрытый мир избегает контактов с публикой, слишком шумной (и слишком громогласной) по сравнению с узниками сцены, обречёнными на вечное одиночество. Если им удаётся выразить протест, тогда яростно звучит "Смейся, паяц" в партии Канио, мелодия, прежде всего прочего обеспечившая успех оперы.

Канио - безусловно её главный герой. Трагическая маска этого образа ощущается в великолепных речитативах и пылких ариозо. Но нельзя забывать и о том, как хорошо Леонкавалло изобразил хрупкий образ Недды, которую любовь делает героиней (а также об оригинальнейшем прологе), как удачны дуэт её и Сильвио или короткое, но напряжённое интермеццо перед вторым действием, напоминающее о прологе, или воплощение коварства Тонио. Эти фигуры, если хотите, уже встречались в мелодрамах, особенно у Верди, но здесь они обрисованы по-новому и поставлены в более страшные условия.

Таково единственное в своём роде, неповторимое достижение Леонкавалло. И впрямь такая опера, как "Паяцы", может быть написана только один раз. Испытавшая в течение столетия пренебрежение критики, неизменно превозносимая публикой, опера, в которой пели величайшие исполнители (Карузо, Пертиле, Галеффи, Титта Руффо), почти всегда воспринималась как двойник "Сельской чести": обе они схожи и составляют вместе победоносную пару. Это сопоставление пошло на пользу обоим нашим веристским шедеврам, хотя публика ещё спорит об их стилистических отличиях.

«...Мой отец был президентом Трибунала, моя мать была дочерью известного неаполитанского художника. Заниматься музыкой я начал в Неаполе и в 8 лет поступил в консерваторию, в 16 лет получил диплом маэстро, моим профессором по композиции был Сэррао, по фортепиано Чези. На выпускных экзаменах исполняли мою кантату. Затем я поступил в Болонский университет на филологический факультет, чтобы пополнить свои знания. Я учился у итальянского поэта Джозуэ Кароуччи и в 20 лет получил диплом доктора литературы. Затем я поехал в артистическое турне в Египет к своему дяде, который служил при дворе музыкантом. Внезапная война и оккупация Египта англичанами спутала все мои планы. Без гроша в кармане, переодевшись в арабское платье, я еле-еле выбрался из Египта и попал в Марсель, где начались мои скитания. Я давал уроки музыки, выступал в кафе-шантанах, писал песенки для субреток в мюзик-холлах», - так писал о себе Р. Леонкавалло.

И вот наконец удача. Композитор возвращается на родину и присутствует на триумфе «Сельской чести » П. Масканьи. Этот спектакль решил судьбу Леонкавалло: у него появляется страстное желание писать только оперу и только в новом стиле. Сюжет сразу же пришел в голову: воспроизвести в оперной форме тот страшный случай из жизни, свидетелем которого он был в пятнадцатилетнем возрасте: камердинер отца влюбился в странствующую артистку, муж которой, застав влюбленных, убил и жену и соблазнителя. Всего пять месяцев понадобилось Леонкавалло для написания либретто и партитуры «Паяцев ». Опера была поставлена в Милане в 1892 г. под руководством молодого А. Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Опера стала исполняться в один вечер с «Сельской честью» Масканьи, знаменуя тем самым триумфальное шествие нового направления в искусстве - веризма. Пролог к опере «Паяцы», был провозглашен Манифестом веризма. Как отмечали критики, успех оперы в большой степени был связан с тем, что композитор обладал незаурядным литературным дарованием. Либретто «Паяцев», написанное им самим, очень лаконично, динамично, контрастно, в нем рельефно очерчены характеры персонажей. И все это яркое театральное действие воплощено в запоминающиеся, эмоционально-открытые мелодии. Вместо привычных развернутых арий Леонкавалло дает динамичные ариозо такой эмоциональной силы, какой до него итальянская опера не знала.

После «Паяцев» композитор создал еще 19 опер, но ни одна из них уже не имела успеха, подобного первой. Леонкавалло писал в разных жанрах: у него есть исторические драмы («Роланд из Берлина» - 1904, «Медичи» - 1888), драматические трагедии («Цыганы», по поэме А. Пушкина - 1912), комические оперы («Майя» - 1910), оперетты («Мальбрук» - 1910, «Королева роз» - 1912, «Первый поцелуй» - пост. 1923 и др.) и, конечно же, веристские оперы («Богема» - 1896 и «Заза» - 1900).

Кроме сочинений оперного жанра перу Леонкавалло принадлежат симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, песни. Но только «Паяцы» до сих пор продолжают с успехом идти на оперных сценах всего мира.