Русская грамматика. Русская грамматика Русская грамматика 1980 читать онлайн

Русская грамматика (книга, 1980) У этого термина существуют и другие значения, см. Грамматика русского языка. «Русская грамматика» («Грамматика 80», «АГ 80») двухтомная академическая описательная и нормативная грамматика русского языка,… … Википедия

Русская грамматика (1980) - У этого термина существуют и другие значения, см. Русская грамматика. «Русская грамматика» («Грамматика 80», «АГ 80») двухтомная академическая описательная и нормативная грамматика русского языка, выпущенная издательством «Наука» в 1980… … Википедия

Грамматика (описание языка) - У этого термина существуют и другие значения, см. Грамматика (значения). Грамматика церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого … Википедия

Грамматика (как описание языка) - Грамматика как описание языка это научное произведение, описывающее грамматический строй языка. Представляет собой плод работы учёных, занимающихся грамматикой как наукой. В зависимости от того, к какой аудитории они обращены, выделяются… … Википедия

Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Список русскоязычных японистов - составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

Русистика - как филологический термин имеет двоякое содержание. В широком понимании русистика это область филологии, занимающаяся русским языком, литературой, словесным фольклором; в узком смысле слова русистика наука о русском языке в его истории и… …

Русские грамматики (книги) - Русские грамматики или грамматики русского языка научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка. Содержание 1 Первые грамматики славянского языка 2 … Википедия

РУССКИЙ ЯЗЫК - учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия

Лицо - Лицо грамматическая словоизменительная категория глагола (в некоторых языках также имени в позиции сказуемого), обозначающая отношение субъекта действия (процесса, качества) (иногда и объекта) к говорящему лицу. Категория лица присуща также… … Лингвистический энциклопедический словарь

Старые учебники СССР

Издательство Академии наук СССР

Редакционная коллегия: академик В. В. Виноградов, член-корреспондент АН СССР Е. С. Истрина, член-корреспондент АН СССР С. Г. Бархударов

ТОМ 1 ФОНЕТИКА И МОРФОЛОГИЯ

ТОМ 2 СИНТАКСИС

Вторая книга второго тома в сети не обнаружена.

Том 1. Фонетика и морфология

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

В настоящее издание Институтом русского языка Академии наук СССР внесены некоторые исправления.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача настоящего издания - дать возможно широкую грамматическую характеристику современного русского литературного языка как языка национального.

Общие грамматические положения, грамматические законы и отдельные грамматические правила выводятся из самой языковой практики, но вместе с тем они направляют и упорядочивают языковую практику, речевую деятельность говорящих на данном языке.

См. оглавление полностью...

Сознательное отношение к грамматическому строю языка, к основным его законам и отдельным частным правилам способствует более правильному пользованию родной, усвоенной с детских лет речью, более точному выражению мыслей и лучшему пониманию всего слышимого и читаемого. Вместе с тем сознательное отношение к грамматическому строю речи способствует совершенствованию общенационального языка, поднятию его культуры. Поэтому описательная нормативная грамматика, опирающаяся на научную разработку вопросов языкового строя, имеет большое практическое значение для широких кругов говорящих и пишущих.

Грамматический строй языка создается веками, он непрерывно, хотя л очень медленно, изменяется; при этом непрерывном медленном процессе рядом с сохраняющимися старыми явлениями возникают явления новые, вследствие чего в языке наблюдаются варианты произношения, ударения, форм слов, разновидности в области синтаксического строя. Варианты появляются в литературном языке также в результате постоянного общения и взаимодействия литературного языка с народными говорами, особенности которых в той или иной степени всегда проникали и продолжают проникать в литературный язык...........

Том 2 (1). Синтаксис

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

«Грамматика русского языка» в двух томах (трех книгах) была подготовлена к изданию Сектором современного русского языка Института языкознания Академии наук СССР и вышла в свет в 1952 - 1954 гг.

В связи с многочисленными требованиями читателей Издательство АН СССР производит выпуск дополнительного тиража «Грамматики».

В настоящее издание Институтом русского языка Академии наук СССР внесены некоторые исправлении.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второй том академической «Грамматики русского языка», содержащий синтаксис, ставит перед собой задачу подробного описания основных типов словосочетаний и предложений (простых и сложных) в современном русском языке.

Для выполнения этой задачи было необходимо привлечь как можно больше синтаксического материала из языка классической русской и современной советской литературы. Обилие примеров и иллюстраций оправдывается стремлением авторов не только описать, но и наглядно показать типические случаи употребления разнообразных синтаксических конструкций. Это не могло не отразиться на объеме второго тома «Грамматики русского языка».

Работа по классификации и описанию синтаксических явлений современного русского языка, относящихся к строю простого и сложного предложений, началась еще в Институте русского языка с 1946 года. Результатом этой работы был ряд написанных глав из разделов, содержащих описание структуры простого предложения и разных видов сложного предложения (общим объемом более 30 печатных листов). С учреждением Института языкознания АН СССР направление и организация работы над вторым томом «Грамматики русского языка» коренным образом изменились. Отсутствовавший в прежнем плане отдел синтаксиса, содержащий описание типов и форм словосочетаний, занял подобающее ему место. В связи с расширением и углублением синтаксического учения о словосочетании должен был подвергнуться существенным изменениям и план исследования, а также изложение тех вопросов русского синтаксиса, которые относятся к учению о простом предложении, его членах, его разновидностях, о сложном предложении и его типах. Прежде приготовленные главы синтаксиса были в корне переработаны, ряд глав написан заново.

Коллектив авторов, принимавших активное участие в подготовке академического «Синтаксиса», значительно расширился. Теоретическое введение в «Синтаксис» написано акад. В. В. Виноградовым. Авторами глав, посвященных описанию разрядов и форм словосочетаний, являются: В. А. Белошапкова («Словосочетания имен существительных с именами существительными», «Словосочетания имен существительных с наречиями», «Словосочетания имен существительных с инфинитивом»), Е. А. Земская («Глагольные словосочетания с инфинитивом»), Н. Н. Прокопович

(«Словосочетания имен существительных с именами прилагательными, местоименными прилагательными, порядковыми числительными и причастиями», «Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова», «Словосочетания с местоимением в роли главного слова», «Словосочетания с именем числительным в роли главного слова») и В. М. Филиппова («Глагольные словосочетания с именами существительными», «Глагольные словосочетания с наречиями», «Словосочетания с наречием в роли главного слова»), В написании глав, относящихся к изложению учения о простом предложении, участвовали следующие авторы: Е. М. Галкина-Федорук («Виды предложений по цели высказывания. ..............

Скачать учебник СССР - Грамматика русского языка. Тома 1 и 2 - 1960 года

Скачать....том 1

Скачать....том 2

См. Отрывок из учебника...

Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучение лексики в школьном курсе русского языка имеет важное значение для познания лексической системы, взаимосвя-зей между грамматикой и лексикой, создает условия для раз-вития речи учащихся - овладения лексическими нормами и обо-гащения словарного запаса.

В школе лексика (словарный состав) русского языка изуча-ется в следующих направлениях: лексическое значение слова; употребление и происхождение слов. Все, что связано с лекси-ческим значением слова, изучается в IV классе, а с употребле-нием и происхождением - в V классе.

В IV классе изучаются такие лексические понятия: «лекси-ческое значение слова», «многозначные и однозначные слова», «прямое и переносное значение слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Кроме того, в IV классе учащиеся знакомятся с некоторыми понятиями лексикографии: «толковый словарь», «словарная статья» (без определения этих понятий).

В процессе изучения лексики школьники учатся: 1) опреде-лять лексическое значение общеупотребительных слов; 2) раз-личать в слове лексическое и морфологическое значения; 3) на-ходить в тексте изученные лексические явления; 4) подбирать к словам синонимы, антонимы; 5) пользоваться толковым сло-варем.

Слово рассматривается с точки зрения его функции (роли) в языке (является средством наименования чего-либо) и с точки зрения его лексического значения (служит для обозначения кон-кретного предмета, признака, действия, например: стол, крас-ный, писать, пять, он).

В школьном курсе лексики используются в качестве дидакти-ческого материала почти все лексико-грамматические группы самостоятельных слов, так как они являются носителями лекси-ческого значения, непосредственно связанного с реальным ми-ром. Две лексико-грамматические группировки самостоятельных слов - числительные и местоимения - не привлекаются для ана-лиза в школьном курсе лексики в силу специфичности их лекси-ческого значения - наименование элементов числового ряда (у числительных) и указание на предмет, признак, количество (у местоимений).

Слова рассматриваются с точки зрения глубины их семан-тики (однозначные и многозначные), а также с точки зрения ассоциаций, возникающих между ними, в результате чего слова объединяются в синонимические и антонимические ряды. Важ-ную роль в школьном курсе лексики играет работа над эмоцио-нально окрашенными значениями слов, р помощью которых вы-ражается отношение к кому-, чему-либо говорящего и пишу-щего.

В процессе ознакомления с лексическими явлениями, изучае-мыми в IV классе, необходимо учитывать следующие методи-ческие принципы: соотнесение слова с обозначаемым им пред-метом, признаком или действием, соотнесение лексического зна-чения с грамматическими (словообразовательным и морфологи-ческим). Для реализации первого принципа в учебнике приво-дятся рисунки, иллюстрирующие такие понятия, как «многознач-ные и однозначные слова», «синонимы», «антонимы».

Чтобы научить детей отграничивать сходные в чем-либо лек-сические явления, необходимо опираться на соотношение лекси-ческого значения и морфологических особенностей слов. Напри-мер, раскрывая сущность омонимии слов (в отличие от полисе-мии), целесообразно обратить внимание детей на одинаковость написания омонимов (ключ1 и ключ2) и на принадлежность их к одной и той же части речи (оба имена существительные) при совершенно несходном лексическом значении этих слов.

Для изучения лексикологических понятий используются объ-яснение учителя и наблюдения над лексическими явлениями. Объяснение используется применительно к тем лексикологиче-ским понятиям, при изучении которых нельзя опираться на со-отношение слова и предмета, обозначаемого этим словом, напри-мер при изучении таких понятий, как «слово», «словарный со-став», «лексическое значение», «переносное значение слова». Наблюдения применяются к тем лексическим явлениям, при изучении которых можно опереться на соотношение слова и обозначаемого им предмета, например: «многозначные и одно-значные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Объясне-ние представлено в учебнике в виде изложения готовых теоре-тических сведений. Материал для наблюдений позволяет уча-щимся извлечь все необходимые сведения об изучаемом яв-лении.

Определения языковых явлений, сущность которых раскры-вается учителем, включаются в авторский текст. Определения тех языковых явлений, сущность которых разъясняется на ос-нове наблюдений, даютсяютдельно, после материала для наблю-дения. В сильном классе определение может быть выведено на основе анализа материала для наблюдения с последующей про-веркой его правильности по учебнику, а в слабом классе опре-деление читается по учебнику с последующим анализом эле-ментов его содержания и структуры.

Для закрепления полученных знаний о лексических явлени-ях используются упражнения следующих видов: 1) поиск в тек-сте изученных лексических явлений; 2) группировка изученных лексических явлений; 3) подбор слов, относящихся к тем или иным изученным явлениям; 4) составление таблиц изученных лексических явлений; 5) выявление функций изучаемых лекси-ческих явлений в тексте; 6) использование в собственной речц изученных лексических явлений.

В работе по лексике в IV классе выделяются два этапа: изучение лексикологических понятий на специальных уроках и работа по лексике при изучении нелексикологических тем.

При изучении лексики необходимо повторять пройденное по фонетике и орфографии, по синтаксису и пунктуации, используя для этого как упражнения учебника, так и тексты обучающих диктантов.

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

На этом этапе работы по лексике учащиеся усваивают опре-деления лексикологических понятий, познают системные связи между словами и овладевают лексикологическими умениями.

В начальных классах в практическом плане (без терминов и определения понятия) изучались близкие и противоположные по значению слова. Фактически весь материал по лексике явля-ется новым для учащихся. Это необходимо иметь в виду при разъяснении сущности лексикологических понятий.

Первый урок по лексике имеет большое значение в развитии у учащихся интереса к новому разделу науки о язы-ке и к лексике русского языка (он проводится на основе § 42),

Ставятся задачи ознакомить учащихся: 1) с одной из основ-ных единиц языка - словом; 2) с разделом науки о языке - лек-сикой; 3) со словарным богатством русского языка; 4) с тол-ковым словарем русского языка; развить у детей:1) интерес

к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи.

Для объяснения и закрепления нового материала использу-ются объяснение учителя и беседа, перемежающиеся друг с дру-гом. Новые сведения целесообразно сообщить в такой последо-вательности: 1) слова - строительный материал языка; 2) что такое лексическое значение слова; 3) толковый словарь; 4) лек-сическое и морфологическое значение в слове; 5) слово и сло-восочетание.

I. Повторение изученного: «Какие единицы языка мы изуча-ли?» (Звук в фонетике; словосочетание, предложение, текст -

в синтаксисе.) В слабом классе: «Что мы изучали в фонети-ке? В синтаксисе?»

1Г. Объяснение нового. 1. Беседа:

Изучая звуки, словосочетания, предложения, текст, мы имели дело со словами. Сегодня мы познакомимся с новым раз-делом науки о языке, в котором специально изучаются слова, их значение, употребление слов. Слова являются как бы строи-тельным материалом языка. Без них нет языка. Не зная слов, нельзя знать языка и пользоваться им как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (слово лексика учитель записывает на доске). Слов в русском языке много. Сколько же? Прочитаем текст упражнения 282, и мы получим ответ на этот вопрос (выполняются также письмен-ные задания).

Затем проводится беседа по тексту данного упражнения:

Сколько слов в большом словаре русского языка? Все ли слова русского языка зафиксированы в нем?

Заканчивается эта часть урока следующим сообщением учи-теля:

Точное количество слов в языке неизвестно, так как они постоянно возникают, а некоторые из них исчезают из языка. Очень много специальных слов, собственных имен, которых на-считывается сотни тысяч. Каждый человек владеет лишь частью всего словарного состава языка. У одних словарный запас большой. Например, словарь произведений А. С. Пушкина со-ставляет около 22 тысяч слов. У других словарный запас неве-лик. Чем большим количеством слов владеет человек, тем речь его богаче, точнее. Нужно постоянно пополнять свой словарный запас, а для этого следует больше читать, интересоваться зна-чением и употреблением незнакомых слов.

Слова служат в языке для называния отдельных пред-метов, их признаков, действий. Например, словом голубь мы называем «птицу с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом»1. То, что обозначает слово, есть его лексиче-ское значение. Из слов мы строим по правилам грамматики предложения. Так слово участвует в выражении мысли.

Для проверки того, усвоены ли основные сведения о слове, целесообразно поставить следующие вопросы: для чего служат слова в языке? (Для обозначения предметов, их признаков, дей-ствий.) Чем слова отличаются друг от друга? (Своим звучани-ем и лексическим значением.)

2.Сообщение учителя о толковом словаре:

Слова собраны в особых книгах, называемых словарями. В них разъясняется значение и употребление слов, поэтому та-

Ожегов С. И. Словарь русского языка. 9-е изд. М., 1972.

  • Грамматические игры и загадки (Кондрашов) 1961 год скачать Советский учебник
  • РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ (Грот) 1894 год скачать досоветский учебник

Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика» - М.: Наука, 1980.

Краткая аннотация:

Редакционная коллегия: доктор филологических наук Н. Ю. Шведова (главный редактор), доктор филологических наук Н. Д. Арутюнова, доктор филологических наук А. В. Бондарко, доктор филологических наук Вал. Вас. Иванов, доктор филологических наук В. В. Лопатин, доктор филологических наук И. С. Улуханов, член-корреспондент АН СССР Ф. П. Филин

Рецензенты т. I:
доктор филологических наук Ю. С. Маслов, доктор филологических наук Д. Н. Шмелев

Рецензенты т. II: член-корреспондент АН СССР Г. В. Степанов, доктор филологических наук Ю. С. Степанов, доктор филологических наук Д. Н. Шмелев

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Русская грамматика» содержит описание грамматического и звукового строя современного русского литературного языка. Книга построена на материалах, извлеченных из разнообразных по жанрам письменных источников, а также на материалах разговорной литературной речи. Научное описание языковых явлений сопровождается нормативными и стилистическими характеристиками.
«Русская грамматика» состоит из двух томов: т. I - «Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология»; т. II - «Синтаксис». Т. I открывается общими для всей «Грамматики» «Предисловием» и «Введением». В т. I все необходимые акцентные и морфонологические характеристики слов и форм включены в разделы «Словообразование» и «Морфология». Основные разделы внутри томов сопровождаются списками специальной литературы. Каждый том снабжен предметным указателем.

"Русская грамматика" ставит своей целью дать описание современного состояния грамматического строя русского литературного языка – его морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса. В "Грамматику" включено также описание русской фонетики, фонологии, ударения и интонации: содержащиеся здесь сведения необходимы в разделах, посвященных морфологии, словообразованию и синтаксису.

Последней по времени полной академической грамматикой была "Грамматика русского языка" (т. I – под ред. акад. В. В. Виноградова, чл.-корр. АН СССР Е. С. Истриной и чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова, т. II – под ред. акад. В. В. Виноградова и чл.-корр. АН СССР Е. С. Истриной), вышедшая в 1952-1954 гг и переизданная без каких-либо существенных изменений в 1960 г. Эта грамматика, сыгравшая большую роль в изучении русского языка, в своих конкретных главах подводила итоги тому, что было сделано в русской грамматической науке в предшествующие десятилетия. Со времени выхода первого тома этой книги прошло двадцать пять лет. За этот период были накоплены новые, богатые материалы и, следовательно, обогатились наши сведения о языке; грамматическая теория также значительно продвинулась вперед; произошли определенные изменения в сфере языковых норм. Все это сделало актуальной задачу подготовки и издания новой академической грамматики. Одним из этапов этой подготовки явилось издание "Грамматики современного русского литературного языка" (М., "Наука", 1970) – книги, которая ставила прежде всего теоретические задачи, не претендовала на полноту описания и была предназначена прежде всего для специалистов.

Издаваемая сейчас "Русская грамматика" является описательной и нормативной. Она ставит своей задачей совместить научное описание грамматического строя современного русского литературного языка с нормативными рекомендациями и оценками. Таким образом, попытки решения теоретических вопросов и научная систематизация фактов соединяются здесь с задачами нормативными: книга содержит сведения о том, какие возможности словообразования, формы слов, их акцентные характеристики, синтаксические конструкции являются для современного состояния русского литературного языка единственно правильными и какие – вариативными (допускаемыми в употреблении наряду с другими, равнозначными или близкими по значениям). С решением нормативных задач связано введение во все разделы "Русской грамматики" стилистических и других специализирующих характеристик. Таким образом, эта книга обращена одновременно как к широкому кругу читателей, которые интересуются русским языком или стремятся к углублению своих знаний о нем, так и к специалистам-языковедам. Совмещением в "Русской грамматике" двух названных задач объясняется то, что эта книга не могла быть освобождена от современной специальной грамматической терминологии: язык "Русской грамматики" является языком научным.

Однако авторы стремились двояким образом облегчить для неспециалистов чтение этой книги: во-первых, везде, где это возможно, изложение было упрощено и освобождено от узкоспециальных терминов; во-вторых, все термины, употребляемые в книге, при первом их введении объясняются.

В освоении лингвистических терминов читателю-неспециалисту помогут помещенные в конце каждого тома подробные предметные указатели. Грамматический строй русского языка изучен неравномерно. Поэтому перед авторами "Русской грамматики" во многих случаях вставали задачи большой исследовательской работы. В своих построениях, в формулировках правил, в стилистических характеристиках авторы опирались наразнообразные материалы; специально обследовались следующие источники: художественная литература – современная и классическая; общественно-по- литическая, публицистическая литература; статьи и речи общественных и политических деятелей; научная и научно-популярная литература; мемуары, дневники, произведения эпистолярного жанра; газеты и журналы; современная русская речь, звучащая в театре, кино, по радио и телевидению; живая разговорная речь, записывавшаяся как самими авторами, так и собранная и отраженная в специальных лингвистических исследованиях; разнообразные словари русского языка. В разделе "Словообразование", кроме всех перечисленных источников, использованы материалы большой "Словарной картотеки современного русского литературного языка" и "Картотеки новых слов" словарного сектора Института русского языка АН СССР. Естественно также, что авторы широко пользовались материалами и выводами других исследователей: грамматиками, монографическими описаниями разных сторон грамматического и звукового строя русского языка; статьями и исследованиями, посвященными отдельным грамматическим явлениям. Такое использование необходимо предполагается как самим жанром грамматики, так и задачами самих лингвистических исследований: изучение отдельных фактов языка и отдельных его сторон, решения тех или иных теоретических вопросов естественно предполагают дальнейшее обобщение, включение соответствующих результатов в целостное описание, обращенное к широким кругам читателей.

[скачать: djvu 15.2Mb, 784 с., OCR]

Аннотация издательства

«Русская грамматика» содержит описание грамматического и звукового строя современного русского литературного языка. Книга построена на материалах, извлеченных из разнообразных по жанрам письменных источников, а также на материалах разговорной литературной речи. Научное описание языковых явлений сопровождается нормативными и стилистическими характеристиками.

«Русская грамматика» состоит из двух томов:

т. I- «Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология»;
т. II- «Синтаксис». Т. I открывается общими для всей «Грамматики» «Предисловием» и «Введением».

В т. I все необходимые акцентные и морфонологические характеристики слов и форм включены в разделы «Словообразование» и «Морфология». Основные разделы внутри томов сопровождаются списками специальнойлитературы. Каждый том снабжен предметным указателем.

Редакционная коллегия:
доктор филологических наук Н. Ю. ШВЕДОВА
(главный редактор),
доктор филологических наук Н. Д. АРУТЮНОВА,
доктор филологических наук А. В. БОНДАРКО,
доктор филологических наук Вал. Вас. ИВАНОВ,
доктор филологических наук В. В. ЛОПАТИН,
доктор филологических наук И. С. УЛ У ХАНОВ,
член-корреспондент АН СССР Ф. П. ФИЛИН
Рецензенты т. I:
доктор филологических наук Ю. С. МАСЛОВ,
доктор филологических наук Д. Н. ШМЕЛЕВ

Утверждено к печати
Институтом русского языка
Академии наук СССР

[скачать: djvu 15.2Mb, 784 с., OCR]

Аннотация издательства

«Русская грамматика» содержит описание грамматического и звукового строя современного русского литературного языка. Книга построена на материалах, извлеченных из разнообразных по жанрам письменных источников, а также на материалах разговорной литературной речи. Научное описание языковых явлений сопровождается нормативными и стилистическими характеристиками.

«Русская грамматика» состоит из двух томов:

т. I- «Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология»;
т. II- «Синтаксис». Т. I открывается общими для всей «Грамматики» «Предисловием» и «Введением».

В т. I все необходимые акцентные и морфонологические характеристики слов и форм включены в разделы «Словообразование» и «Морфология». Основные разделы внутри томов сопровождаются списками специальнойлитературы. Каждый том снабжен предметным указателем.

Редакционная коллегия:
доктор филологических наук Н. Ю. ШВЕДОВА
(главный редактор),
доктор филологических наук Н. Д. АРУТЮНОВА,
доктор филологических наук А. В. БОНДАРКО,
доктор филологических наук Вал. Вас. ИВАНОВ,
доктор филологических наук В. В. ЛОПАТИН,
доктор филологических наук И. С. УЛ У ХАНОВ,
член-корреспондент АН СССР Ф. П. ФИЛИН
Рецензенты т. I:
доктор филологических наук Ю. С. МАСЛОВ,
доктор филологических наук Д. Н. ШМЕЛЕВ

Утверждено к печати
Институтом русского языка
Академии наук СССР