Русская хандра. Онегинская «хандра» в «собранье пёстрых глав Русская хандра

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина, Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что-то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке - в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», «... разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец» и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», - потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.

Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что «озлобленный ум - признак высшей натуры» и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих.

Евгений Онегин узнавал себя в душе «себялюбивой и сухой», читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.

Дружба Ленского и Онегина показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете немало. Отличие Онегина от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа.

Евгений Онегин предается хандре и... зевоте. Интересно, что Печорин, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Печорина и Онегина разные жизненные пути, но результат один - хандра и тоска.

Д. И Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Критик утверждает, что Евгений «носит красивое разочарование». Однако с этим мнением можно не согласиться. Более вероятно, что хандра Онегина - это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду - в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Онегин возвращается из путешествия и едет в Москву, где встречает изменившуюся Татьяну Ларину, бывшую соседку по деревне, чью любовь он отверг. Евгений Онегин кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну («...как я ошибся, как наказан»), и в том, что на дуэли убил своего друга Ленского («окровавленная тень ему являлась каждый день»). В душе Онегина просыпается жажда понимания и нежности. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от скуки «Ему припомнилась пора, / Когда жестокая хандра за ним гналась». Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться - все это доступно только духовно здоровому человеку. .

Интересно сравнить Онегина еще с одним персонажем Пушкина - с Алеко из поэмы «Цыганы». Алеко уходит из «неволи душных городов» к цыганам, но все равно его преследует скука, и он «грусти тайную причину истолковать себе не смел». Его сердце остыло, хотя с ним Земфира и он свободен, как ветер. Алеко эгоистичен, и этим все сказано. Единственное, что его волнует, - его права, его свободы. Он говорит: «...я, не споря, / От прав своих не откажусь, / Или хоть мщеньем наслажусь». Так он й делает: за измену карает Земфиру и ее любимого, наказывает смертью. Интересно заметить, что на совести Онегина смерть близкого человека - Ленского, а Печорин убил на дуэли Грушницкого. Видимо, хандра и эгоизм могут привести к трагедии.

Старик сказал об Алеко: «Ты для себя лишь хочешь воли...» - это главный признак «русской хандры», черствости души, которая так губительна для окружающих.

Таким образом, в произведениях «Евгений Онегин» и «Цыганы» А. С. Пушкин развенчивает романтического героя, низводит его с пьедестала. Автор показывает, что «русская хандра» - это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором родился и живет. В отличие

От Онегина, Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что-то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке - в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы.

Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли…», «… разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец» и «…ничто не трогало его…». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», - потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд Гарольда.

Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что «озлобленный ум - признак высшей натуры» и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Евгений Онегин узнавал себя в душе «себялюбивой и сухой», читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.

Дружба Ленского и Онегина показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете немало. Отличие Онегина от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа. Евгений Онегин предается-хандре и… зевоте. Интересно, что Печорин, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Печорина и Онегина разные жизненные пути, но результат один - хандра и тоска.

Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Критик утверждает, что Евгений «носит красивое разочарование». Однако с этим мнением можно не согласиться. Более вероятно, что хандра Онегина - это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду - в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Онегин возвращается из путешествия и едет в Москву, где встречает изменившуюся Татьяну Ларину, бывшую соседку по деревне, чью любовь он отверг. Евгений Онегин кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну («…как я ошибся, как наказан»), и в том, что на дуэли убил своего друга Ленского («окровавленная тень ему являлась каждый день»). В душе Онегина просыпается жажда понимания и нежности. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от скуки «Ему припомнилась пора, Когда жестокая хандра за ним гналась». Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться -все это доступно только духовно здоровому человеку.

Интересно сравнить Онегина еще с одним персонажем Пушкина - с Алеко из поэмы «Цыганы». Алеко уходит из «неволи душных городов» к цыганам, но все равно его преследует скука, и он «грусти тайную причину истолковать себе не смел». Его сердце остыло, хотя с ним Земфира и он свободен, как ветер. Алеко эгоистичен, и этим все сказано. Единственное, что его волнует, - его права, его свободы. Он говорит: «…я, не споря, От прав своих не откажусь, Или хоть мщеньем наслажусь». Так он и делает: за измену карает Земфиру и ее любимого, наказывает смертью. Интересно заметить, что на совести Онегина смерть близкого человека - Ленского, а Печорин убил на дуэли Грушницкого. Видимо, хандра и эгоизм могут привести к трагедии.

Старик сказал об Алеко: «Ты для себя лишь хочешь воли…» - это главный признак «русской хандры», черствости души, которая так губительна для окружающих. Таким образом, в произведениях «Евгений Онегин» и «Цыганы» A. G. Пушкин развенчивает романтического героя, низводит его с пьедестала. Автор показывает, что «русская хандра» - это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

Русское слово "" ассоциируется с чем-то дворянским, устаревшим. Да и само слово "хандра" какое-то старомодное. Однако, несмотря на старомодность, хандра существует и сегодня.

Некоторые люди приравнивают русскую хандру к английскому сплину. Представляется, что это неверное приравнивание. Хандра - это состояние русской души. А ведь загадочная русская душа - это совсем не то, что душа английская. Русских людей англичанам не понять. Может и русским не просто понять англичан, но никто ведь еще не сказал "загадочная английская душа".

Нередко хандру приравнивают к депрессии. Но представляется, что это тоже неправильное приравнивание. Главное отличие хандры от депрессии состоит в том, что хандра - это, прежде всего, скука, обусловленная отсутствием ярких и сильных эмоций.

Люди, страдающие хандрой , обычно не имеют занятий, которые бы их очень сильно увлекали. Но в то же время эти люди - не примитивные. Они чувствуют, что обычная жизнь с ее тусклыми обыденными радостями, - не для них. Они ощущают себя выше "серой массы". Но их гнетет то, что их способности и таланты, которыми действительно обычно обладают люди, страдающие хандрой, постепенно умирают, не находя возможности реализоваться.

Люди, страдающие хандрой, четко понимают то, что что им нужны сильные эмоции, причем желательно, чтобы это были отрицательные эмоции, даже страдания. Приведу слова некоторых знаменитых "хандристов":

О господи! Дай жгучего страданья, и мертвенность души моей развей (Ф.И.Тютчев);

Пошли мне бури и ненастья! Даруй мучительные дни! Но от преступного бесстрастья, но от покоя сохрани (И.С.Аксенов);

Я праздный отдал бы покой за несколько мгновений блаженства иль мучений (М.Ю.Лермонтов).

И опять-таки подчеркну, что хандра - это именно русское явление. Потому, что никто так не любит страдать, как русские. Есть даже такие русские песни, которые называются "страданиями". Люди, которые любят страдать, обычно являются творческими натурами. Но если их "душевное" творчество не преобразуется в творчество реальное, они начинают хандрить. Они ищут выход в страданиях души точно так же, как его ищут все творческие люди. Но те творческие личности, у которых есть свои творческие дела, рано или поздно перестают хандрить и принимаются за дело. Они, к примеру, пишут картины, стихи, разные книги, поют песни и т.д. Для людей, у которых есть свои творческие занятия, хандра - это созидательный феномен, она является своеобразным двигателем их творчества.

А те, кому не посчастливилось найти интересное занятие, ищут чего-то, но сами не знают чего.

Опасность хандры проявляется лишь тогда, когда хандра, не находя выхода в творчестве, слишком затягивается. Даже если "хандрист" на какое-то время нашел выход своих эмоций (к примеру в неразделенной любви), хандра продолжает его преследовать, обесценивая его жизнь. "Хандрист" может даже искать способы ухода из жизни. Но он не будет вешаться, он найдет более творческий способ (вспомним Евгения Онегина, который спровоцировал дуэль).

Несомненно, что хандра чаще проявляется весной и осенью, то есть тогда, когда проявляется и депрессия. И все-таки хандра - это не депрессия, это что-то более романтическое.

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.
До “Евгения Онегина” противостояние человека и общества было показано у А. С. Грибоедова в его комедии “Горе от ума”. Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором живет. Но, в отличие от Онегина, Чацкий пытается изменить

Что-то в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, герой комедии все же действует (словом). Онегин же, хотя презирает свет, все же живет по его законам, не пытается ничего изменить, а равнодушно скучает.
Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке – в театре, в кабинете, на балу, описывает его как “забав и роскоши дитя”. Но Пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: “А был ли счастлив мой Евгений?” Нет, “…рано чувства в нем остыли”, “…разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец…” и “…ничто не трогало его”. Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его “русской хандрой”, подобной “английскому сплину”. Это состояние – доминанта характера Онегина.
Пушкин писал Плетневу: “Эй, смотри, хандра хуже холеры”. Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? Ап. Григорьев в статье “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина” высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. Критик утверждает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.
Белинский считал, что “озлобленный ум” – “признак высшей натуры” и знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Он узнавал себя в “душе себялюбивой и сухой”, читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.
Дружба Онегина и Ленского показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не пародия, не “модная причуда”, а обыкновенный человек, “добрый малый”, каких на свете много.
Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.
Евгений предается хандре и зевоте. Интересно, что лермонтовский Печорин, персонаж произведения “Герой нашего времени”, который так же, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять у судьбы свою долю радости. У этих двух героев жизненные пути разные, но результат один – хандра, тоска и скука. Оба романа, “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени”, имеют открытый финал, как у самой жизни.
Писарев в статье “Базаров” писал, что Онегин “слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся”. Критик утверждает, что Евгений “носит красивое разочарование” в торжестве разума и просветительских идей, с помощью которых невозможно что-либо изменить в обществе.
Хандра Онегина – это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Он возвращается из путешествия в Петербург, где снова встречает Татьяну, и все для него меняется. Он кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну (“…как я ошибся, как наказан”) и в том, что на дуэли убивает своего друга Ленского (“…окровавленная тень ему являлась каждый день”). В душе Онегина просыпается жажда любви, понимания. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от критицизма ума.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его Read More ......
  2. Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, денди не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум. До “Евгения Read More ......
  3. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт XIX века. Он создал огромное количество стихов, поэм, романов, но среди них своей необычной и великолепным содержанием отличается роман в стихах “Евгений Онегин”. В нем два главных героя – Онегин и Татьяна – Read More ......
  4. Роман “Евгений Онегин” – величайшее произведение А. С. Пушкина, которое он создавал восемь лет (с 1823 по 1831 год). В этом романе автор не просто передает картину жизни столичного дворянства того времени, он заставляет читателя погрузиться в атмосферу событий, стать Read More ......
  5. Роман “Евгений Онегин” – главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, Read More ......
  6. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы Read More ......
  7. Каждый человек способен на любовь, только у каждого она своя. У кого-то она страстная и яркая, а у других она тихая, романтичная, спокойная. Онегин, как и любой другой человек, тоже способен любить. Всю свою молодость Евгений провел в обществе светских Read More ......
  8. Роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” стал значительным событием русской литературы 20-х годов 19 века. Уже само название произведения точно указывает на его главного героя. Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание Read More ......
РУССКАЯ ХАНДРА