Русский балалаечник Алексей Архиповский: творчество, биография. Русский балалаечник Алексей Архиповский: творчество, биография Какая балалайка у алексея архиповского

Родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. Так что в доме часто звучала музыка.

В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений.

В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах.

По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло.

В 1998 году был приглашен в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным просторам нашей родины и «забугорья».

В 2002-3 годах начал сотрудничать с SNC (центр Стаса Намина). Участвовал в качестве солиста в фестивалях Российской Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. С 2003 года участник движения «Этносфера» (www.etno-center.ru), фестиваля «Мамакабо» (www.mamakabo.ru), представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.

В 2007-2008 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново, и т.д. Играл на различных джазовых фестивалях в России и за рубежом, радио и телепередачах, правительственных концертах и Саммитах.

Все концерты Алексея Архиповского сопровождаются неизменными восторгами: «Алексей Архиповский – Паганини русской балалайки!» «Как удалось Алексею Архиповскому вместить всю мировую музыку в этот, казалось бы, примитивный инструмент, ассоциирующийся у большинства с незатейливыми русскими народными мелодиями?!» «В руках Алексея Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времен и народов»

«Балалаечник Алексей Архиповский стал сенсацией сразу же после первого появления широкой публикой. Он в буквальном смысле сорвал гитарный (!) фестиваль в ЦДХ, где выдал 10-минутный сольный номер, продемонстрировав потрясающее музыкальное и актерское мастерство. Это был настоящий театр - виртуозной игры и головокружительных исполнительских кунштюков, мимики и жеста. Многие слушатели сравнивали Архиповского ни много, ни мало - с самим Хендриксом! Впрочем, публика (еще более широкая) могла видеть Архиповского и раньше, ведь он – участник ансамбля «Россия» Людмилы Зыкиной. Без преувеличения, Алексей реабилитирует русскую балалайку, в среде молодежи считающуюся устаревшим и, более того, «лубочным» инструментом».

«На шестидесятилетии гитарной фирмы "Фендер" изъявил желание выступить балалаечник с инструментом, которому больше века. И Алексей Архиповский, встреченный несколько недоуменными аплодисментами, выступил так, что на этом программу вечера следовали бы закрывать. Виртуоз мирового класса, владеющий балалайкой даже не в совершенстве, а за пределами понимания, он своим десятиминутным этюдом наглухо "закрыл" все показанные до него технические трюки, да и в музыке был изобретательнее на порядок. Вступление, медитативно-скупое и неожиданно философское, открыло залу балалайку с абсолютно неожиданной стороны. Сам по себе звук инструмента, многократно опошленный народными оркестрами на жаловании, оказался в умелых руках сравним с арабской лютней, арфой, скрипкой, бог знает, с чем еще - с каким-то непривычно качественным и недоступным простому человеку инструментом. Не с гитарой, потому что все держали в руках гитару и знают, что так она не звучит. И не с балалайкой, потому что все слышали "издалека долго течет река Волга" и знают, что балалайка так тоже не звучит. Описать его исполнение практически нереально: можно лишь сказать, что в десять минут уложены и "Полет шмеля", и весь положенный русский лубок, и блюзовые запилы, и фламенко, и отвлеченные взвешенные размышления в духе современного европейского джаза». (Журнал «Audio Video»)

Я не стараюсь угодить, хотя иногда возникает какой-нибудь мотивчик, который люди подхватывают. Это не для того, чтобы понравиться, чтобы перестали жевать.


Когда-то балалайка считалась символом России. Сейчас этот символ подзабыт и балалайку мы слышим редко, разве что на выступлениях фольклорных ансамблей. Но вот балалаечник Алексей Архиповский своими выступлениями доказывает, что инструмент этот актуален и поныне. Бывшего участника ансамбля "Россия" Людмилы Зыкиной музыкальные критики сравнивают с Джимми Хендриксом. Корреспондент "Недели" Полина Потапова поговорила с Архиповским о балалайках, стереотипах и любви.

Почему сейчас балалайка так непопулярна?

История у нее тяжелая. В начале XX века балалайка была очень ходовым инструментом, который выпускали в несколько раз больше, чем гитару. Часто люди мне рассказывают, что у кого-то дедушка, бабушка, тетя играли на балалайке. Балалайка стала брендом, каким-то национально-идеологическим символом. В один момент вместе с идеологией выкинули из жизни и балалайку. Но вернуть ее в русло популярной музыки не получилось до сих пор. Наша академическая школа доказывала в основном то, что балалайка не хуже скрипки. Репертуар складывался из переложения фортепианно-скрипичной музыки, соответственно оригинальной музыки было мало. Все это привело к тому, что на концерты балалаечников приходили в основном сами балалаечники.

Вас постоянно сравнивают с великими музыкантами. Преимущественно с гитаристами, все равно приятно?

Да, значит оценивают. Понятно, почему сравнивают с гитарой – она намного популярнее. Конечно, у балалайки и гитары есть что-то общее. Возьмем хоть струны, которые тоже на дерево натянуты. Гитара изначально испанский инструмент, который стал международным. У балалайки тоже есть шансы стать международным инструментом. Но гитаристам сейчас сложнее. Во-первых, их много. Во-вторых, у них много шаблонов. Уже очень много великих гитаристов, избавиться от стереотипов сложно. Есть стереотипы и связанные с балалайкой, но от них уйти легко.

Как вас встречают заграницей? Вы же уже весь мир с гастролями объездили.

Встречают везде тепло. Межнациональные различия не так остры, когда играет инструментальная музыка. И потом, стереотипы надоели не только нам, но и заграницей. В итоге слушатели все равно находят что-то неожиданное и, судя по реакции, им это нравится. Американцы, например, визуальная нация. Радуются, когда я им фокусы и приемы всякие показываю. Недавно в Голландии играл, там люди ближе к нашим, больше на музыку внимание обращали.

А кто приходит к вам на концерты?

Очень разные слушатели - любители джаза и классики, этно и рока, очень много знатоков гитарного искусства. Думаю, дело в универсальности моей музыки. Кстати, совсем недавно я получил приглашение вступить в ассоциацию гитаристов США. С одной стороны это нонсенс, с другой - это означает, что балалайка начинает занимать позиции на мировой сцене.

Часто приходится играть на корпоративах?

В последнее время все реже, потому что возможностей играть в концертных залах перед публикой все больше, как у нас, так и за рубежом. А это то, к чему я всегда стремился - только концертная обстановка позволяет открыться мне и моей балалайке. Но если корпоратив приближен к концертной атмосфере, я не отказываюсь.

На корпоративы пересматриваете свою программу?

Незначительно. Я не стараюсь угодить, хотя иногда возникает какой-нибудь мотивчик, который люди подхватывают. Это не для того, чтобы понравиться, чтобы перестали жевать.

На ваших концертах люди танцуют?

Мне нравится, когда они сидят и слушают. Вроде пока на диско не перешел, хотя можно было бы попробовать (смеется).

Как вас занесло на Евровидение?

Константин Эрнст откуда-то узнал обо мне и предложил открыть своим выступлением Евровидение в Москве.

Как все прошло?

Я туда не стремился, даже сопротивлялся. Нужно было сыграть что-то на мелодии с Евровидения. А такие мелодии в одно ухо влетают, в другое вылетают. В итоге все равно поучаствовал, мне показалось, важным, чтоб балалайка себя обозначила. Мне не понравилось, как я выступил. После даже было два дня депрессии. Но потом друзья сказали: расслабься, все хорошо, показал себя и ладно. Ну я тоже пришел к такому выводу.

С Эрнстом поддерживаете отношения?

Нельзя так сказать. Но после конкурса благодаря ему снялся в передаче "Пока все дома", тоже, думаю, важно для популяризации инструмента. А к славе я не стремлюсь. Мне играть хочется.

На улицах узнают?

Иногда. Рад, что мне не приходится ездить в машине с затемненными стеклами.

Как у вас складывались отношения с Людмилой Зыкиной?

Великая певица и великая женщина. Не знала ничего технического, а просто всегда чувствовала как настроить музыку, делала все по наитию и в итоге хорошо получалось. Она мама такая была, очень ревниво руководила ансамблем и неохотно отпускала на сольные проекты. Но меня отпускала, это было своего рода признание. Шли даже разговоры, чтобы сделать совместный проект со мной, она поет, а я играю. Но не успела.

Знаете тех, кто вдохновился вашим примером и тоже взялся за балалайку?

Встречались какие-то люди, которые изменяли свою жизнь. Иногда приходят смешные письма: вот я был гитаристом, но гитара мне надоела и сейчас учусь играть на балалайке.

Сын пошел по вашим стопам?

Он не играет на балалайке. Учится в МГУ на физфаке и музыкой мало интересуется. Но мое творчество ему нравится, что очень приятно.

А как вы познакомились с женой?

Мы встретились, когда я учился в Гнесинском училище. Я жил в общежитии, где еще жили студенты циркового отделения, эстрадно-джазового и помимо того студенты Щукинского училища. В нем-то и училась моя будущая жена, на актерском факультете. Она меня увидела, кстати, с гитарой, когда что-то пел. А потом я увидел ее и сразу понял, что это судьба. Ради нас она забросила свою карьеру. Ездила со мной по гастролям. Мы вместе пережили трудные времена. Ребенок родился, когда нам кушать было нечего. Но несмотря ни на что, это было очень счастливое время. Мы с женой вместе уже двадцать лет. Все-таки любовь - самое главное в жизни.

Я люблю музыку, пение, игру актеров, людей талантливых, и вот новое во всяком случае открытие для меня, талантливейшего человека, на таком казалось бы простом инструменте как балалайка, это виртуозная игра. Восхищает меня еще и то все таки есть, есть в России люди влюбленные в свое дело, помнящие традиции своего народа!
Этого музыканта не показывают по тв и мало информации о нем в СМИ, не смотря на то, что у него большая как я понял гастрольная жизнь, выступления на саммитах, вот под кат уберу то что нашел и пару клипов в том чиле и в совместном выступлении с еще одним виртуозом, но уже игры на гитаре - Tommy Emmanuel, австралийским музыкантом.
НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!!!

Музыкальные истории

Алексей Архиповский: - Программа строится просто: я выхожу с балалайкой и, ни слова не говоря, играю часа полтора. Концерт состоит из двух отделений – это разные по формату, по содержанию, по настроению и по атмосфере произведения. Я их называют историями…. Первое отделение – это как бы развенчание мифа о балалайке. Показ возможностей, что балалайка – это не только балалайка, а балалайка! (смеется) Во втором - более глубокие, более искренние, более близкие мне звуки.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Какие истории вы играете на концерте?

Алексей: - Разные. Есть история про Золушку, есть восточная, есть история про дорогу домой. У всех этих историй есть свои кодовые обозначения, которые у меня ассоциируются с какими-то определенными явлениями, Бывает, что заключенная в трех звуках идея, может годами висеть, нравиться мне, и вдруг она начинает расти, разрастается в какую-нибудь песенку.

«Аргументы и факты - Петербург»: - Чью музыку вы исполняет на концерте?

Алексей: - Я играю свою музыку. Возможны, конечно, музыкальные цитаты из кинофильмов, из знакомых всем мелодий. Может сработать фильм какой-то, какая-то музыка, которую слышишь случайно в такси, например, природа, конечно. Хотя не ищу вдохновения, просто нужно остаться наедине с инструментом и просто слушать, а там как это все происходит, я не понимаю.

«Аргументы и факты – Петербург»: - А вы во время концерта общаетесь с публикой?

Алексей: - Я не говорю ни одного слова во время концерта, последнее время мне это начало нравиться. В конце концов, все приходят, знают, куда приходят, зачем приходят, зачем мешать?

«Аргументы и факты - Петербург»: - На сцене вы будете выступать один?

Алексей: - Я буду на сцене с балалайкой. Это принципиально, потому что один я вряд ли смогу удержать зал (смеется).

«Аргументы и факты – Петербург»: - Для вас балалайка, как человек. Может, у нее есть имя?

Алексей: - У той, на которой я буду сегодня играть, есть имя – Степан. Она мне как-то шепнула, что это именно Степан. Этот инструмент довольно старый - 1928 года, кстати, она родом из Петербурга.

«Аргумента и факты – Петербург»: - Мы все знаем про великих мастеров, которые делали скрипки, а про мастеров, которые делали балалайки, мы не знаем ничего.

Алексей: - Если сравнивать с таким мастером, как Страдивари, – это наш Семен Налимов. Он разработал балалайку в современном виде в конце 19 – начале 20 века. Я играю на инструменте Галиниса – это питерский мастер, ученик Налимова. Обычно балалаечники покупают инструмент и других балалаечников более старшего поколения, или он передается по наследству.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Вы эту балалайку знали? Вы ее искали?

Алексей: - Именно эту – нет, она на меня упала с неба просто. Как подарок. Она (балалайка) ко мне относится хорошо, я к ней тоже. У нас есть какие-то договоренности, которые стараемся соблюдать по отношению друг к другу.

«Аргументы и факты – Петербург»: - А сколько у вас инструментов?

Алексей: - У меня два инструмента, второй – это как раз инструмент Налимова 1902 года рождения. Он уже старичок, у него очень много морщинок, он выглядит немного помятым в связи с возрастом, а может, в связи с обращением предыдущих владельцев. А «Степан» достаточно терпелив, терпим, хорошо себя ведет на гастролях, в различных климатических зонах. Мне нравятся старые инструменты - у них есть своя звуковая история, у них есть опыт. Некоторые старые инструменты, особенно Налимов тот же, меня больше учат. Если на «молодого» можно просто нажать, он сделает то, что ты хочешь. Старый инструмент просто не пойдет на это, он тебе этого не даст.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Вы с ними общаетесь как с полноценными существами, настоящими персонажами?

Архиповский: - Балалайки - тонкие фигуры, живые и реагируют на исполнителя, как живые люди.
Водка, матрешка, балалайка…

«Аргументы и факты – Петербург»: - Почему вы выбрали балалайку? Вас отвели родители в музыкальную школу?

Алексей: - Как это часто случалось в советских семьях, чтобы ребенок не болтался на улице, его отправляют в музыкальную школу.

Мой отец играл на гармошке в детстве, а в юности на аккордеоне, в 50-е годы этот инструмент был в моде. Родители, естественно, пытались меня определить на аккордеон. Но педагоги посовещались и решили, что я маловат для этого тяжелого инструмента, и предложили выбрать странный треугольный инструмент, полегче. После несколько занятий с педагогами у меня проснулось какое-то отношение к нему, мне понравилась его история, понравилось, как он звучит.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Вы выросли в то время, когда очень популярной была гитара. Все собирались во дворах, и гитара – это было что-то крутое. Как относились к вам с балалайкой?

Алексей: - Немножко детских комплексов было в свое время. Очень часто, когда мальчишка сдает экзамен в музыкальную школу на балалайку, ему неудобно почему-то говорить об этом. В России относятся к этому инструменту, как несерьезному, Наверное, Шариков, отметился (смеется). И вообще история у балалайки достаточно странная, потому что, как концертирующий инструмент, она родилась в конце 19 века. А после революции советская власть позиционировало балалайку, как рабоче-крестьянский инструмент.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Не возникало ли у вас желания поменять инструмент, раз существует такое несерьезное отношение к балалайке?

Алексей: - Нет, мне очень нравился инструмент. Мне до сих пор меньше нравится гитара, например. Я считаю, что у балалайки больше возможностей. Этот инструмент очень мало раскрыт, в нем уникальная тембральная база, свой совершенно чумовой мир.

Инструменты тоже бывают раскручены как звезды, я считаю, это несколько искусственная вещь. В России балалайка – это такой же бренд, как водка, как медведи, как некая идеологическая фишка. И в этой истории есть вредность.
Я к балалайке отношусь как к музыкальному инструменту, а не как к части идеологической платформы и даже, наверное, не как к русскому народному инструменту.

Для меня - это просто музыкальный инструмент, на котором я играю совершенно разную музыку.

«Аргументы и факты – Петербург»: - А вы как-то подзвучиваете инструмент, есть специальные приспособления?

Алексей: - В свое время я сделал, конечно, шаг, который с моей точки зрения расширил возможности инструмента: вместе с гитарными мастерами разработал схему подзвучивания инструмента.

«Аргументы и факты – Петербург»: - У вас есть альбомы?

Алексей: - В основном, только видео, пока только видео. Это не случайно. Видеоматериал, мне кажется, более адекватно отражают эту концертную ситуацию. Потому что, то, что происходит со мной на сцене, отражается и в визуальном ряде.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Вы участвуете в фестивалях?

Алексей: - После концерта в Петербурге мы поедем в Рязань. Патриархия организовала там некий фестиваль. Знаете, что обидно? Обидно то, эти фестивали, которые имеют отношение к русской культуре, не поддерживаются официально государством, как это бывает в других странах. Вот и получается - обидно играть на балалайке в России.
В большинстве западных стран существует большое внимание государства к местным «балалаечникам» - во всем мире есть своя балалайка (банджо, у кого-то она из тыквы).

«Аргументы и факты: - Петербург»: - Может, не нужно делать каких-то фолк-фестивалей для народных инструментов, может, вообще все это перемешать?

Алексей: - Это как раз то, чем я занимаюсь последние года три, я участвую в фестивалях. Поскольку у меня формат несколько растяжимый, неизвестно, в какое русло меня поставить: то ли это академическая музыка, то ли это джазовая музыка, то ли этно, то ли поп-музыка. Я участвую в фестивалях совершенно разного толка – и академических классических, и авторская песня, и джазовые фестивали.

«Аргументы и факты – Петербург»: - Но сейчас вас больше устраивает именно то, положение, которое вы занимаете, индивидуальное занятие творчеством?

Алексей: - Индивидуализм? Нас двое (смеется). Мне интересна эта история с балалайкой, мне интересен монотеатр, моноспектакль, моноистория, потому что мне очень интересно, как в этих трех струнах можно найти миры какие-то, я ощущаю себя первооткрывателем. Это очень интересно. На мой взгляд, балалайку никто так долго не копал, не раскапывал, и я как заново рождаю это чудо.

Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 1950-х годах на аккордеоне. В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учёбы неоднократно участвовал и был призёром городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений.

В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского.


Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашён солистом в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем много гастролировал в России и за рубежом. С 2002-2003 гг. начинает свою сольную карьеру, которая продолжается и до сих пор.


Алексей Архиповский считает свой треугольный инструмент кладезем тайн и загадок, подобным загадочной пирамиде Хеопса. Он не устаёт их разгадывать, а значит – удивлять свою благодарную публику новыми находками и открытиями. «Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать всё что угодно», – признается исполнитель. Его нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. Архиповский также создал другой стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приёмы извлечения звука с революционным новшеством – «электрификацией» инструмента.


Универсальный музыкант, свободный от стилевых и жанровых рамок, Архиповский – желанный гость на фестивалях классической, этнической, фольклорной и джазовой музыки, а также на концертных площадках, число которых стремительно растёт, как в России, так и за рубежом. В 2011 году виртуоз попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник».

Теперь балалайка , это не просто три струны – это инструмент, на котором отлично звучит любая музыка – от попсы до классики. «В руках Алексея Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времён и народов».

Алексей Архиповский - это гений балалайки , который извлекает из этого музыкального инструмента чудесные звуки…Тут словами не описать - лучше слушать!!.

«Говорящая» балалайка Алексея Архиповского

«Водка, медведи, Сибирь, икра, балет, спутник, балалайка - эти неотделимые от России стереотипы ломает выросший в Туапсе виртуоз Алексей Архиповский: «смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном трехструнном русском народном инструменте».

Внесенный в Книгу рекордов России как «лучший в мире балалаечник», он на концертах (один из них музыкант этой осенью дал в столице Кубани) забрасывает ее за спину, заставляет «разговаривать» и иронически «отвечает» ей, царя над сценой без оркестра и единого слова.»

В девять лет, если я не путаю, Алеша поступал на отделение фортепиано, но там не оказалось свободных мест, и директор предложила его родителям на год отдать сына на отделение народных инструментов, - рассказывает первый педагог Архиповского в Туапсинской музыкальной школе Евгения Кулешова. - Алексей как-то удивительно легко втянулся, увлекся - и заиграл: нашим любимым упражнением было сыграть заданный образ - летнее утро, море в шторм, весенний дождь и пр., конечно, не все получалось сразу, и тогда я говорила ему: «Нет, не так, не так!».


Евгения Николаевна вспоминает, что отец музыканта Виталий Архиповский был баянистом и аккордеонистом-любителем: он играл еще ребенком - в Великую Отечественную, а само увлечение гармошкой унаследовал от своего отца.

И пытался научить сына азам обращения с аккордеоном, да тот оказался слишком тяжел и громоздок для субтильного Алексея. Зато технику балалайки Архиповский-младший освоил быстро: исполнял и «Пляску смерти» К. Сен-Санса, и В. А. Моцарта, и И. С. Баха - и импровизировал, удивляя наставника.


Меня Алексей переиграл уже в третьем классе, а в пятом играл сочинения, которые студенты музыкальных училищ сдают на экзаменах на третьем-четвертом курсах. А потом Алеша все-таки попал на отделение фортепиано: его перевели туда на углубленные уроки сольфеджио, - продолжает Евгения Кулешова. - Он постоянно ездил в Краснодар: на наших городских конкурсах собрал все призы уже классе во втором и каждый месяц участвовал в краевых конкурсах...

Когда Архиповский заканчивал обучение, то играл сольный концерт в двух отделениях с оркестром, афишами которого был заклеен весь Туапсе, - так появилась традиция школы: большие программы лучших выпускников.


Добавить колорита «Евровидению»


Я не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не Евгения Николаевна: это она увлекла меня возможностями инструмента, дала азы мастерства и заставила задуматься над тем, что на балалайке - русском народном инструменте, у которого, как принято считать, очень ограниченные возможности, - можно делать все что угодно, - говорит Алексей Архиповский. - Вторым педагогом, много сделавшим для моего становления уже после Гнесинки, был дирижер смоленского оркестра Виктор Павлович Дубровский - ученик Геннадия Рождественского и Сергея Светланова.


Именно в оркестре Дубровского Алексея Архиповского заметила Людмила Зыкина, пригласившая его в 1998 году в большой гастрольный тур ансамбля «Россия» по Волге и на гастроли в США.


По другую сторону океана Алексею Витальевичу выпал шанс.

В программе концерта после его сольного номера образовалась пауза - и артист играл не традиционные пять минут, а около получаса, погрузившись в импровизацию: русские народные мотивы «вылились» в джазовые стандарты и песни из фильмов Скорсезе и Копполы, зал ревел от восторга, а музыкант сделал первый шаг к сольной карьере.


Почему-то о балалайке вспоминают, когда речь заходит о русском колорите: так было и с проходившим в Москве в 2009 году конкурсом «Евровидение».

Руководитель Первого канала Константин Эрнст якобы услышал меня по радио и предложил продюсеру шоу Юрию Аксюте: в итоге они сочли, что мой номер сделает открытие «Евровидения» более аутентичным и одновременно современным, лишенным туристической фольклорности, - вспоминает Алексей Витальевич. - На самом деле я предпочитаю выступать в компании артистов несколько иного склада: вокалистов Андрея Козловского и Ирины Богушевской, джазмена Михаила Чекасина, гитариста Энвера Измайлова.


Страдивари о трех струнах


…Летом 1883 года петербургский дворянин и музыкант-любитель Василий Андреев увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею, чтобы позже вместе с известными мастерами Ф. Пасербским и С. Налимовым построить инструменты той конструкции, что знакома сегодня каждому (прежде трехструнная насчитывала около четырнадцати строев, по разным областям России). Алексей Архиповский взял на вооружение идею Андреева о тембральном контрасте одной металлической и двух жильных (нейлоновых) струн на ладу балалайки.


Вообще, балалайка - единственный инструмент, где при ограниченном количестве струн даже тот факт, что они сделаны из разных материалов, создает мириады возможностей, - объясняет Алексей Витальевич. - Не говоря уже о том, что народные приемы игры вперемешку с гитарными техниками дают оригинальное звучание.


Вероятно, я был одним из первых «революционеров», «электрифицировавших» этот русский народный инструмент: у меня звук поступает по проводам со звукоснимателя, непосредственно подключенного к балалайке.


В коллекции Алексея Архиповского - около десятка балалаек: «У каждой - своя судьба, карма, голос. Играя с разными людьми, они напитываются их эмоциями и приобретают опыт и глубокий звук».


Концертировать Алексей Витальевич предпочитает со старыми инструментами («Новоделов по душе, наверное, не нашел»), двумя экземплярами: балалайкой 1928 года «постройки» мастера Иосифа Игнатьевича Галиниса и инструментом 1902 года рождения работы того самого «русского Страдивари струнных» Семена Ивановича Налимова, что когда-то проектировал первые балалайки Андреева…