С лема годы жизни и смерти. Станислав Лем. Биография писателя-фантаста. Переезд в Краков и начало писательской деятельности

- (Lem) Лем (Lem) Станислав (р. 1921) Польский писатель фантаст, жанр научно философская фантастика. Афоризмы, цитаты Лем Станислав (Lem). Биография. Наш век не знает других властителей, кроме пекущихся о благе людей. Добро и зло асимметричны… …

- (Lem) (р. 1921), польский писатель. В многочисленных произведениях в жанре научно философской фантастики, в том числе в романах «Астронавты» (1951), «Дневник, найденный в ванне», «Солярис» (оба 1961), «Голос Неба» (1968), «Насморк» (1976), «Мир… … Энциклопедический словарь

Станислав Лем Stanisław Lem Дата рождения: 12 сентября 1921(19210912) Место рождения … Википедия

Лем (Lem) Станислав (р. 12.9.1921, Львов), польский писатель. Родился в семье врача. В 1939 41 учился во Львовском медицинском институте; окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове (1948). Печататься начал с 1946. Автор… … Большая советская энциклопедия

Лем, Станислав - ЛЕМ (Lem) Станислав (родился в 1921), польский писатель. В многочисленных произведениях в жанре научно философской фантастики (романы “Астронавты”, 1951, “Дневник, найденный в ванне”, “Солярис”, оба 1961, “Голос Неба”, 1968, “Насморк”, 1976,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛЕМ Станислав - ЛЕМ (Lem) Станислав (р. 1921), польский писатель. Многочисл. произв. в жанре научно филос. фантастики: ром. «Астронавты» (1951, п. 1957), ром. утопия «Магелланово облако» (1955, п. 1960), ром. антиутопии «Эдем» (1959, п. 1966), «Возвращение со… … Литературный энциклопедический словарь

Лем Станислав (Lem). Биография. Лем (Lem) Станислав (р. 1921) Лем Станислав (Lem). Биография Польский писатель фантаст, жанр научно философская фантастика. Станислав Лем родился 12 сентября 1921 во Львове, в семье врача ларинголога. В четыре года … Сводная энциклопедия афоризмов

- (Lem) Станислав (р. 1921) польский фантаст, футуролог, философ, культуролог. Окончив гимназию в 1939, Л. поступил на мед. ф т Львов, ун та. В годы оккупации Л. вынужден прервать учебу и работает автомехаником, а после войны продолжает… … Энциклопедия культурологии

Лем: Лем, Станислав польский писатель, сатирик, философ, фантаст и футуролог. Лем, Томаш польский переводчик, сын Станислава Лема. Лем, Ханс норвежский гимнаст, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908 Лем, Иван… … Википедия

Станислав Лем - Польский писатель Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года во Львове в Польше (сейчас территория Украины). Его отец, Самуил Лем, был врачом ларингологом. Мать, Сабина Воллер, вела домашнее хозяйство. С 1932 года Станислав Лем посещал мужскую… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Станислав Лем. Собрание сочинений (комплект из 8 книг) , Станислав Лем. Станислав Лем (1921-2006) - польский писатель, сатирик, философ, фантаст и футуролог. Его книги переведены на 40 языков, продано более 30 млн. экземпляров. Автор фундаментального труда "Сумма…
  • Станислав Лем. Из воспоминаний Ийона Тихого , Станислав Лем. Издание 1990 года. Сохранность очень хорошая. В настоящий сборник вошло большинство произведений цикла "Из воспоминаний Ийона тихого", в том числе роман "Осмотр на…

Знаменитый современный польский писатель, философ, футуролог, сатирик и поэт. Еще при жизни он был назван классиком мирового масштаба. Его произведения переведены более чем на 40 языков, а количество выпущенных экземпляров приближается к 30 миллионам. Станислав Лем писал в жанре , психологические эссе, проводил исследования та темы футурологии, литературоведения, кибернетики и космонавтики.


Творчество Станислава Лема

Станислав Лем говорил о непреодолимых трудностях, с которыми сталкивается человечество в далеком внеземном будущем, о технологическом будущем цивилизации. В его более поздних работах больше внимания уделяется утопическому и идеалистическому обществу, проблемам человеческого бытия, экзистенциализму.

Основная тема романов Станислава Лема — последствия развития науки и техники в человеческом обществе, где обличаются потребительные отношения к жизни, военный психоз и милитаризм. Его придуманные миры населены роем механических насекомых, разумным океаном и другим.

Лучшие книги Станислава Лема онлайн:

  • «Непобедимый»;


Краткая биография Станислава Лема

Родился писатель в 1921 году во Львове. Выше образование до начала Отечественной войны Станислав Лем получил в Львовском медицинском университете, после конца войны поступил в польский Ягеллонский университет.

После окончания обучения работал врачом. Этот фактор сыграл заметную роль в его творчестве, так как все его литературные произведений были проанализированы с точки зрения медицины. Успех пришел к писателю в Польше. С 1980 года начал свое путешествие по миру, на которое ушло более 10 лет.

Его первые повести и рассказы были опубликованы в 1940 году, спустя десять лет писатель оставил работу врача и полностью окунулся в профессию писателя. В конце 50-х годов Станославу Лему удалось создать одного из любимых своих героев — умного спокойного, честного космического летчика Пиркса. В нем писатель проявил все грани своего таланта.

Некоторое время писатель-фантаст увлекается написанием юмористической фантастики, где высмеивал нелепость общественных норм и правил. В 1973 году Станислав Лем получил признание со стороны Американского Сообщества Научных фантастов, однако, из-за критических настроев и высказываний в сторону американской фантастики, был исключен из списка его членов.

Автор был удостоен множества литературных наград зарубежного и национального значения, ему были присвоены несколько научных степеней, а с 2000 года был принят в члены комитета «Польша 2000». В последние годы жизни Лем полностью отдался изучению социологии и философии. Умер в Кракове в 2006 году.

Годы жизни: с 12.09.1921 по 27.03.2006

Польский писатель-фантаст, сатирик, философ, футуролог. Основные темы творчества: общение человечества с внеземными цивилизациями, технологическое будущее земной цивилизации, идеалистическое и утопическое общество. Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов, всевозможными аллюзиями.

Станислав Лем родился в городе Львов (в то время – территория Польши) в еврейской семье врача-отоларинголога Самуила Лема и Сабины Воллер. С 1932-го года он посещал II мужскую гимназию имени K. S Szajnochy, закончив которую, в 1939-ом получил аттестат о среднем образовании. В 1940-1941 г.г. после оккупации Львова советскими войсками, Лем изучал медицину в Львовском Медицинском Институте. По собственному признанию Лем попал в Мединститут случайно – после того, как его не приняли в политехнический ввиду принадлежности к «буржуазному классу».

Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам (все прочие родственники Лема погибли). Во время немецкой оккупации Лем работал автомехаником и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья, участвовал в группе сопротивления нацистам. В 1944-ом, когда Советская армия освободила город от фашистов, Лем продолжил обучение в медицинском институте. В 1946 году (после присоединения Львова к СССР) Лем в рамках акции репатриации переехал в Краков и начал изучать медицину в Ягеллонском университете (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego). Решение продолжать обучение Лем принял во многом под давлением отца, т.к. мог достаточно зарабатывать, продолжая работать сварщиком.

После окончания обучения Станислав Лем отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом. В это время Лем начинает писать рассказы в целях заработка. Первый роман Лема «Человек с Марса» (Czlowiek z Marsa) был напечатан в еженедельном журнале «Nowy Swiat Przygod» в 1946 г. В 1948-1950 гг. он работал ассистентом проф. Мечислава Чойновского в «Науковедческом кружке» (это был коллектор зарубежной научной литературы). В 1948-ом Лем начал работать над романом "Госпиталь Трансфигурации" ("Szpital Przemieniena"), который не пропустила цензура. Первый литературный успех пришёл к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 г.

В 1953 году писатель женился на Барбаре Лесьняк, работавшей врачом-рентгенологом. 14 марта 1968 года у них родился сын Томаш.

В 60-80-е годы Лемом были написаны основные произведения в его творчестве, в том числе "Солярис" (1961), "Непобедимый" (1964), "Звездные Дневники" (1957), "Сказки Роботов" (1964), "Кибериада" (1965) и др. В остальном, по выражению самого писателя, «ничего стоящего внимания не происходило - жена продолжала работать радиологом, я - продолжал оставаться рядовым членом Писательского Содружества...» В это время Лем посетил Восточную Германию, Прагу, Советский Союз.

В 1973 году Лем был удостоен почётного членства в американской организации писателей-фантастов SFWA, из которой был исключён в 1976 году за критику американской научно-фантастической литературы, которую он называл китчем, обвинял в плохой продуманности, бедном стиле письма и чрезмерной заинтересованности в прибыли в ущерб новым идеям и литературным формам.

В 1981 году Лем получил почётную ученую степень Вроцлавского Технологического университета (польск. Politechnika Wrocławska), а позднее - Опольского университета, Львовского университета и Ягеллонского университета. В 1982-ом, после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем покинул родину, дабы прослушать курс лекций в Wissenschaftskolleg. Год спустя, он переехал в Вену, а на родину вернулся в 1988. В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы, сотрудничал с католическим еженедельником «Tygodnik Powszechy», с ежемесячником «Odra», с польской версией журнала «PC Magazine». В 1997 году Станислав Лем стал почётным жителем Кракова. Скончался писатель 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.

После исключения Лема из SFWA ряд членов этой организации (в их числе Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин) в знак протеста потребовали и своей «отставки».

Лем крайне негативно отнесся к экранизации Соляриса Тарковским. Об этом Лем неоднократно говорил в своих интервью: «Солярис» - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой...» ("Московские новости" 18.06.1995 г.). По мнению Лема, Тарковский «снял совсем не "Солярис", а "Преступление и наказание"».

Станислав Лем (1921-2006) – известный на весь мир польский писатель, фантаст, философ, футуролог и сатирик. Родился он 12 сентября 1921 года в городе Львове, который тогда входил в состав Польши. Отец будущего писателя – Самуил Лем (1879-1954) работал врачом-отоларингологом. Мать – Сабина Воллер (1892-1979) была домохозяйкой. Читать и писать мальчик научился в 4 года. Практиковался он на отцовских медицинских книгах, которые постоянно рассматривал. Свой первый «литературный труд» ребёнок написал в 6 лет во время отдыха с матерью в городе Сколе. Это было письмо отцу, в котором описывались местные достопримечательности.

В 1932 - 1939 годах мальчик учился в гимназии города Львова. Однажды там проходило тестирование учащихся на IQ. Станислав набрал 185 баллов. После этого его стали считать одним из самых умных гимназистов Польши. О своем детстве Лем написал автобиографический роман под названием «Высокий замок». Это остатки средневековой крепости и название горы, на которой та располагалась.

Эту книгу впервые опубликовали в 1966 г. В ней содержалось не только подробное описание детских лет, но также были затронуты философские вопросы, касающиеся становления и развития личности. Говорилось о механизме памяти и делалась попытка исследовать феномен творческого процесса.

С 1939 по 1941 годы юноша учился в Медицинском институте до оккупации Львова немцами. В период оккупации с помощью поддельных документов семейству Лемов удалось избежать депортации в еврейское гетто. Семья осталась во Львове. Днём юноша работал автомехаником в гараже, а после работы отправлялся на собрание ячейки, которая входила в группу сопротивления фашистским оккупантам.

Советская армия в 1944 году освободила Львов, и будущий писатель продолжил учёбу в Медицинском институте. Когда город официально вышел из состава Польши, молодой человек его покинул в рамках программы репатриации. Он обосновался в Кракове, где продолжил изучение медицины в местном высшем учебном заведении.

Случилось это в 1946 году. И в этом же году произошёл дебют Станислава Лема как литератора. Журнал «Новый мир приключений» опубликовал его рассказ «Человек с Марса». Затем наступил черёд стихотворений и рассказов. Они публиковались в периодических изданиях. Это «Универсальный Еженедельник», «Польский солдат», «Кузница» и др.

В 1948 году молодой человек закончил учёбу в высшем учебном заведении, но получил не диплом, а сертификат о медицинском образовании. Произошло это потому, что Станислав отказался от сдачи выпускных экзаменов, чтобы уклониться от карьеры военного врача.

В 1947-1950 годах будущий знаменитый писатель работал младшим ассистентом в медицинской лаборатории и в то же время тесно сотрудничал с журналом «Жизнь науки».

В 1950 году он познакомился с Барбарой Лесняк. В 1953 году она стала его женой. Женщина имела медицинское образование и работала врачом-рентгенологом. В 1968 году у пары родился сын. Ему дали имя Томаш. В настоящее время он является переводчиком и пишет мемуары.

В 1951 году к Лему пришёл первый литературный успех после опубликования научно-фантастического романа «Астронавты». С этого времени Станислав активно начал писать. Его книги можно чисто условно разделить на две категории:

1. Романы и новеллы, написанные в жанре научной фантастики:
«Эдем» (1959 г.);
«Солярис» (1961 г.);
«Возвращение со звезд» (1961 г.);
«Непобедимый» (1964 г.);
«Рассказы о пилоте Пирксе» (1968 г.);
«Глас Господа» (1968 г.) и многие другие.

2. Гротескные работы, наполненные искрящимся живым юмором:
«Звездные дневники» (1957 г.);
«Рукопись, найденная в ванне» (1961 г.);
«Сказки роботов» (1964 г.);
«Кибериада» (1965 г.);
«Осмотр на месте» (1982 г.);
«Мир на Земле» (1987 г.) и т.д.

В 1964 году свет увидел сборник философско-футурологических эссе – «Сумма технологии». В данном труде Станислав Лем предрёк появление виртуальной реальности, искусственного интеллекта и нанотехнологий. В своей книге писатель изложил идею создания искусственных миров, эволюции человечества и другие философские темы, неразрывно связанные с человеческой цивилизацией.

В 1973 г. Станислава Лема избрали почетным членом Ассоциации писателей научной фантастики Америки (SFWA). Но через 3 года исключили, так как польский писатель подверг критике уровень американской литературы в жанре научной фантастики. Однако часть членов SFWA не согласилась с таким решением и организовала протест против исключения. Тогда Ассоциация предложила Станиславу обычное членство, но тот отказался.

Знаменитый писатель много ездил по миру. Он побывал в Советском Союзе, в ГДР, Чехословакии. С 1983 по 1988 годы постоянно жил в Вене. В 90-е годы сотрудничал с польской версией журнала «РС Magazine», ежемесячником «Одра» и рядом других периодических изданий. Лем сделал несколько футурологических прогнозов в области культуры и технологий. Часть из этих прогнозов оказалась верной.

Книги польского писателя переведены на 41 иностранный язык. Некоторые романы экранизированы. А общий тираж проданных книг в мире составил более 30-ти миллионов экземпляров. Станислав Лем получил несколько международных и польских орденов и ученых степеней. Именем знаменитого фантаста назвали астероид (3836). Он был открыт в 1979 году астрономом Николаем Черных.

27 марта 2006 года на 85-м году жизни знаменитый писатель скончался. Причиной смерти стала сердечная болезнь. Тело похоронили на Сальваторском кладбище в городе Кракове.

Алексей Стариков

ЛЕМ (LEM) Станислав (р. 12.09.1921). Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произв. др. жанров (детективной лит-ры, поэзии), ведущий автор нац. НФ литры, классик совр. НФ. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском (ныне -Украина) мед. ин-те в связи с нач. второй мировой войны; в годы нем. оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове и нек-рое время работал по специальности; с нач. 1950-х гг. - професс. писатель. Дебютировал в лит-ре в 1946 г.; в НФ - тогда же (р-зы “Чужой” и “История одного открытия”, а также повесть “Человек с Марса”). После установления в Польше военного положения в 1980 г. уехал в Зап. Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х гг. Почетный д-р Вроцлавского политехнического ин-та. Лауреат мн. нац. и иностр. лит. премий, в т. ч. Гос. премии ПНР (1976), Гос. премии Австрии (1956). НФ и философское тв-во Л. (одного, видимо, из последних мыслителей - энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произв., представляет собой уникальный лит. и общекультурный феномен 2-й пол. XX в. Обычно в НФ романах и р-зах писателя, мн. из к-рых входят в золотой фонд совр. НФ, “обкатывались” его оригинальные и смелые философские концепции, касающиеся перспектив разл. наук, от кибернетики до космической цивилизаторской деятельности в целом. К наиболее известным НФ произв. Л. относятся: ранние романы - “Астронавты” (1951; рус. 1955) и “Магелланово облако” (1955; рус. 1958); сатирические циклы - “Звездные дневники Ийона Тихого” (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями и даже романами, и “Кибериада”, также составивший неск. сб.; цикл о космическом пилоте Пирксе - сб. “Рассказы о пилоте Пирксе” (1968) и др., поздний роман “Фиаско” (1987); романы - “Эдем” (1959; рус. 1967), “Солярис” (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), “Возвращение со звезд” (1961; рус. 1965), “Непобедимый” (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман “Солярис” экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Л. также известен оригинальной философски - футурологической книгой “Сумма технологии” (1964; рус. 1968), рядом философских и лит.-критических трудов.

Начав творческую деятельность как писатель-фантаст (с эпизодическими выходами в "чистую" филос. эссеистику), Л. в последнее время, наоборот, более известен как философ, лит. критик и публицист, возвращающийся в худож. лит-ру от случая к случаю и явно тяготящийся ее "ограничениями" (необходимостью построения сюжета, композиции, психол. разработки характеров и т.п.). Однако, НФ произв. Л. 1960-70-х гг. по-прежнему сохраняют за ним звание ведущего писателя-фантаста, живого классика этой лит-ры.
Сюжеты и проблематика ранних произв. Л., среди к-рых выделяется повесть "Конец света в восемь часов" (1948; рус. 1974), в той или иной мере связаны с оружием, воен. изобретениями и открытиями и безусловно навеяны только что закончившейся войной. Личные впечатления воен. лет писатель отразил в трилогии "Неутраченное время" (1955) - практически, единственном нефантаст. произв. Л. Успех пришел к Л. после публикации его первой НФ книги - романа "Астронавты" (1951; рус. 1955), посвященного первому космическому полету на Венеру, агрессивные обитатели к-рой сначала предприняли неудачную попытку вторжения на Землю (взрыв "Тунгусского метеорита"), а затем самоистребились в ядерной войне, оставив после себя бессмысленно функционирующую "автоматическую цивилизацию" ; экранизирован. Несмотря на схематизм и перегруженность науч. "обоснованиями", роман сыграл в развитии нац. НФ роль, аналогичную роли "Туманности Андромеды" И.Ефремова - в сов. лит-ре ("взрывное" расширение перспектив НФ, прорыв в запретные тогда в социалистических странах науки - кибернетику, теорию относительности и т.п., соц. проблематика). След. книга Л. - роман "Магелланово облако" (1953-54; 1955; рус. 1958; 1960) - укрепил позиции писателя, как одного из ведущих авторов НФ Польши и всего социалистического лагеря; сюжетная линия - полет гигантского "звездного. ковчега" к системе Центавра (с перспективой контакта) - служит автору удобным фоном для построения широкой панорамы коммунистической утопии на Земле также экранизирован.

Впоследствии Л. радикально отошел от утопических тем, сконцентрировав внимание как раз на филос. проблемах, затрудняющих (а то и делавших неразрешимой задачей) построение утопии. В его тв-ве значительную роль начинают играть сатирические мотивы, что в первую очередь связано с образом Йона (или Ийона) Тихого, более полувека "не отпускавшим" от себя писателя и ставшим своего рода мифом совр. НФ. Дневники "знаменитого космопроходца, капитана дальнего галактического плавания, охотника за метеорами и кометами, неутомимого исследователя и первооткрывателя восьмидесяти тысяч трех миров, д-ра honoris causa ун-тов обеих Медведиц, чл. Об-ва Охраны малых планет и мн. др. об-в, кавалера орденов Млечного Пути и туманностей", начатые "Двадцать четвертым путешествием" (1953), вошли в сб. "Звездные дневники Ийона Тихого" (1957; рус. 1961); часть рус. переводов нов. р-зов цикла включена в сб. "Избранное" (1976). Образ, задуманный как "космич. Мюнхгаузен", за последние десятилетия претерпел заметную эволюцию, отражавшую изменения во взглядах и настроениях его alter ego - самого Л. Первые (по времени написания) "Путешествия" сдобрены хорошей порцией юмора, более поздние - представляют собой образец небезобидной сатирической. НФ в традициях Д.Свифта, Вольтера и др., а также филос. притчи и гротеска, абсурдистской НФ.

В параллель с "Дневниками" Л. добавил еще "Воспоминания Ийона Тихого", к к-рым относятся р-зы: "Странные ящики профессора Коркорана" (1960; др. - "Из воспоминаний Йона Тихого. I"; рус. 1963), "Изобретатель вечности" (1960; др. - "Из воспоминаний Йона Тихого. II"; рус. 1962 - "Бессмертная душа"), "Заботы изобретателя" (1960; др. - "Из воспоминаний Йона Тихого. III"; рус. 1962 - "Пропавшая машина времени"), "Из воспоминаний Йона Тихого. IV" (1961; рус. 1963), "Из воспоминаний Йона Тихого. V ("Стиральная трагедия")" (1962; рус. 1962), "Клиника доктора Влипердиуса" (1964; рус. 1965; др. - "Учреждение доктора Влипердиуса", "Заведение доктора Влипердиуса", "Санаторий доктора Влипедриуса"), "Доктор Диагор" (1964; рус. 1967), "Спасем Космос! Открытое письмо Йона Тихого" (1964; рус. сокр. 1964; доп. 1965), а также посвященная проблемам биологии и эволюции повесть "Формула Лимфатера" (1961; рус. 1962; 1963); все эти произв. посвящены разл. фантаст. изобретениям. и открытиям (а также их авторам - эксцентричным ученым). Примыкают к циклу 4 пьесы о компаньоне Йона Тихого и его издателе - проф. Тарантоге: "Странный гость профессора Тарантоги" (1963; рус. 1965), "Путешествия профессора Тарантоги" (1963; рус. 1964), "Черная комната профессора Тарантоги" (1963; рус. 1968), "Приемные часы профессора Тарантоги" (1975; рус. 1987).

В произв. о Йоне Тихом последних десятилетий заметно желание Л. использовать полюбившегося героя просто как удобный сюжетный мостик (узнаваемый и не требующий серьезной разработки) к нов. проблемам и темам, волнующим писателя. Герой повести "Профессор А.Донда" (1976; рус. 1988) - очередной "безумный" ученый (чья судьба пересеклась с линией Йона Тихого), открывший "информационную бомбу", не предвещающую ничего хорошего совр. технол. цивилизации. Повесть "Футурологический конгресс" (фрагм. 1970; 1971; рус. фрагм. 1972 - "Конгресс футурологов"; 1987) представляет собой остроумную эскападу на тему выдуманной Л.-философом фантоматики (предшественницы "виртуальной реальности" нынешних "киберпанков"), - призванную осчастливить об-во, но в результате случайного "опытного использования" приводящая человечество, погруженного в сладостный галлюциногенный дурман и не замечающее приближения глобальной катастрофы, к вырождению. В романе "Осмотр на месте" (1982; рус. фрагм. 1988 - "В Институте Облагораживания Среды"; 1990) Йон Тихий инспектирует планету, на к-рой уже однажды побывал ("Путешествие четырнадцатое"), и воочию наблюдает результат еще одной попытки построения технол. утопии. Созданная с помощью микрочипов, распыленных в атмосфере, "этикосфера" служит надежной защитой от каких бы то ни было преступлений - однако это всего лишь "этический протез", не способный осчастливить людей против их воли. Одно из последних худож. произв. Л., также относящееся к "Воспоминаниям Йона Тихого", - роман "Мир на Земле" (нем. 1986 - ФРГ; 1987 - Польша; рус. 1988; 1988) - посвящено перспективам нов. систем оружия, разрабатываемых на Луне. Ряд ранних "Воспоминаний Йона Тихого" в рус. переводах составил сб. "Формула Лимфатера" (1963); все они, вместе с нов. (включая крупные произв.), объединены в сб. "Из воспоминаний Йона Тихого" (1990).

Др. поп. цикл Л. - "Кибериада", начатый в 1963 г. и продолжающийся по сей день, посвящен вселенной роботов и киберорганизмов (хотя в ряде р-зов человек присутствует под именем "бледнотик") и представляет собой остроумную интеллектуальную пародию на эволюцию, религию, саму НФ лит-ру; успех циклу принес изящно стилизованный язык мифа и фольклора. Р-зы цикла, ряд к-рых объединен забавными героями - кибернетическими "богами"-Конструкторами Трурлем и Клапауциусом, составили сб. - "Книга роботов" (1961), "Сказки роботов" (1964), "Кибериада" (1965); переводы на рус. яз. частично представлены в сб. "Непобедимый. Кибериада" (1967) и "Охота на Сэтавра" (1965). Кибернетический камуфляж этого оригинального мира НФ не скрывает "антропоцентричности" всей затеи, только на первый взгляд кажущейся лит. "игрой ума": сатирически показать мир людей со стороны. В поздних р-зах цикла - "Альтруизин, или Правдивое повествование о том, как отшельник Добриций космос пожелал осчастливить и что из этого вышло" (1965; рус. 1969; 1990), "Блаженный" (1971; рус. 1989; 1990) и "Повторение" (1976; рус. 1979; 1990) - Л. вновь обращает сатирические стрелы на технократический утопизм, демонстрируя очередные фиаско т.н. "фелицитологии" - науки "осчастливливания" .

На рус. яз. переведены также р-зы этого цикла:

"Альтруизин" (1965, рус. 1989),

"Воспитание Цифруши" (1974, доп. 1976; рус. 1993),

"Как Микромил и Гигациан разбеганию туманностей начало положили" (19.., рус. 1964),

"Как Эрг Самовозбудитель бледнотника победил" (19.., рус. 1964; др. - "Как Эрг Самовозбудитель бледнотника одолел"),

"О королевиче Феррицее и королевне Кристалле" (1965, рус. 1989, 1990),

"Сказка о короле Мурдасе" (1963, рус. 1988, 1990),

"Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона" (19.., рус. 1993),

"Сокровища короля Бискаляра" (19.., рус. 1965, 1993),

"Урановые уши" (19.., рус. 1964, 1993).

Наконец, еще одним любимым "серийным" персонажем Л. стал космич. навигатор Пиркс из одноим. цикла. Действие р-зов и повестей о Пирксе, написанных в 1959-71 гг. и составивших сб. "Рассказы о пилоте Пирксе" (1968), разворачивается в близком. будущем на Земле и в Солнечной системе; ряд ранних р-зов включен в сб. "Вторжение с Альдебарана" (1959; рус. 1960); рус. переводы включены также в сб. - "Охота на Сэтавра" (1965), "Навигатор Пиркс. Голос Неба" (1971). В произв. цикла автор задался целью проследить професс. эволюцию героя, для чего постоянно ставит его в экстремальные условия, позволяющие Пирксу раскрыться с неожиданных сторон - и как человеку, и как профессионалу. Выделяется повесть "Дознание" (1968; рус. 1970; др. - "Суд"), представляющая собой образец детективной НФ, в к-рой Пиркс "тестирует" професс. пригодность космонавта-андроида, заодно выявляя принципиальное отличие того от человека; экранизирован; р-з "Условный рефлекс" (1963; рус. 1963; 1965; др. - "Лунная ночь"). В одном из последних произв. Л., романе "Фиаско" (1987), посвященного проблеме контакта, Пиркс погибает, хотя автор оставляет для себя спасительную "лазейку" к будущему воскрешению любимого персонажа.

"Внесерийные" НФ р-зы и повести Л. составили сб. - "Сезам" (1955), "Встреча на орбите" (1962), "Охота" (1965), "Спасем космос" (1966), "Маска" (1976). Одно из худож. наиб. совершенных произв. писателя - короткая повесть "Маска" (1974; рус. 1976; 1990) - представляет собой емкую и стилистически выверенную (под готический роман) историю "обретения себя", самопознания героини - созданной для уничтожения дерзкого ученого машины -убийцы, к к-рой вместе с искусственным интеллектом и личностью пришла любовь к своей жертве. Также выделяются: р-з "Правда" (1964; рус. 1966), в к-ром представлен интересный образец "энергетической" внеземной жизни, остроумный памфлет на тему будущей трансплантации и киборгизации - р-з "Существуете ли вы, мистер Джонс?" (1955; рус. 1957); позже переделан в киносценарий - "Слоеный пирог" (1971; рус. 1972; др. - "Бутерброд", "Мозаика"); а также пьеса "Верный робот" (1963, рус. 1965) . Кроме того, на рус. яз. переведены р-зы: "Автоинтервью" (1962; рус. 1964), "Вторжение с Альдебарана" (1958; рус. 1960; др. - "Вторжение") , "Два молодых человека" (1965; рус. 1965), "Друг" (1958; рус. 1960), "Exodus" (1959; рус. 1960), "Клиент бога" (1954; рус. 1960) , "Крыса в лабиринте" (1956; рус. 1963), "Молот" (1959; рус. 1960), "Одна минута" (1984; рус. 1988), "Провокация" (1984; рус. 1990; 1990 - Израиль), "137 секунд" (19..; рус. 1973), "Темнота и плесень" (1959; рус. 1960), "Хрустальный шар" (1954; рус. 1960), "ЭДИП" (1954; рус. 1955). Ряд переводов включен в сб. "Маска" (1990).

Значителен вклад Л. в разработку такой традиционной (и во мн. ставшей расхожим сюжетным клише) темы НФ, как контакт с иным Разумом: в произв. писателя это не утопическая идиллия и не тривиальная дилемма "воевать-торговать", но прежде всего филос., психол. и нравственная драма, концептуальный переворот, затрагивающий и подвергающий переосмыслению самые основы человеческой цивилизации и культуры. Крылатая фраза Л. "Среди звезд нас ждет Неизвестное" нашла худож. воплощение в значительных романах писателя 1960-х гг. - "Эдем" (1958; 1959; рус. 1966; 1967), "Солярис" (1961; рус. фрагм. 1962; сокр. 1963; доп. 1976); на рус. яз. оба романа (второй - в сокр. варианте) объединены в один том - "Солярис. Эдем" (1973); "Непобедимый" (1963; 1964; рус. 1964). В этих книгах представлены разл. варианты неудавшегося контакта с иными, абсолютно не похожими на земную, космич. цивилизациями. Л. сумел зримо представить необычные образцы внеземной (разумной) жизни: в "Эдеме" - это жертвы неудачной попытки биол. реконструкции; в "Солярисе" - планета-океан, единый разум, один из самых запоминающихся миров НФ; в "Непобедимом" - киберцивилизация электронных "мушек", объединяющихся в своего рода коллективный разум; - и доказательно обосновать возможность существования подобных экзотических гомеостатов. Однако столь же убедительной для читателя остается загадочность и непредсказуемость их поведения, мотивов и поступков.

Вершиной тв-ва Л. и всей совр. НФ мн. критики считают роман "Солярис", своеобразно экранизированный А.Тарковским, худож. и филос. значение к-рого не ограничивается проблемой контакта. Гигантский одинокий разум во Вселенной, занятый непостижимой планетарной. инженерией, пытающийся протянуть "ниточку понимания" к исследующим его земным ученым - путем посылки к ним "фантомов", людей во плоти и крови, сконструированных на основе информации, выуженной из подсознания землян (и приносящих тем унижения, драмы, трагедии), - это не только естественнонауч. проблемы "соляристики" . Благодаря НФ приему, Л. ставит серьезные филос. и нравственные проблемы, среди к-рых не последнее место занимает "земная" проблема совести, моральной ответственности, искаженное зеркало-напоминание о к-рых земляне неожиданно нашли в космосе. Исследователи неоднократно отмечали и метафиз., теологический контекст романа; не случайно полн. вариант перевода на рус. яз., содержащий глубокие и парадоксальные размышления автора о "боге-младенце", "боге, не ведающем что творит", "боге-неудачнике" , вышел с большим запозданием - в сб. "Избранное" (1976).

Для Л. характерно постоянное возвращение к старым собственным произв., но на качественно нов. уровне. Утопический мир далекого будущего, ничем не напоминающий мир "Магелланова облака", предстает взору астронавта, вернувшегося после долгих скитаний среди звезд на Землю, в романе "Возвращение со звезд" (1961; рус. сокр. 1965; доп.1991); на рус. яз. роман впервые изд. в одном томе со "Звездными дневниками Йона Тихого" - сб. "Звездные дневники Йона Тихого. Возвращение со звезд" (1965). Ослепительные города, россыпь фантаст. изобретений и открытий, из к-рых самое значительное - "бетризация" (поголовное профилактическое устранение центров агрессии в сознании человека), избавившая мир от войн и преступлений, фантоматика, заменившая собой искусство, спорт и досуг и в значительной мере секс и эротику, - все эти технол. чудеса "дивного нов. мира" скрывают обязательную изнанку всякой утопии: плату за спокойствие и процветание. С изчезновением заложенной в генах агрессивности об-во необратимо покидают и др. характерные черты homo sapiens: риск, предприимчивость, способность к самопожертвованию, науч. поиск, романтика неизведанного; духовно "жиреющее" человечество обречено на деградацию. Др. вариант соц. деградации, проистекающей от самоизоляции об-ва и превращающей его существование в фантом, миф, представлен в романе "Дневник, найденный в ванне" (1961; рус. 1995), написанном в духе Ф.Кафки и содержащем элементы антиутопии и абсурдистской НФ. Из др. значительных романов Л. 1960-х гг. можно отметить "Глас Божий" (1968; рус. 1970 - "Голос Неба"), характеризующий нов. этап в тв-ве писателя, когда прозаика все в большей мере начинает вытеснять эссеист-философ. Сюжетная линия - расшифровка учеными сигналов от иного космич. разума - служит для Л. лишь средством поразмышлять о совр. цивилизации (находящейся, по мнению автора, в младенческом возрасте), о проблеме коммуникаций, языка общения, границах науч. познания и т.п. проблемах.

Начав уже в 1970-х гг. испытывать постоянный "интеллектуальный цейтнот" - невозможность адекватно, в худож. образах отразить все проблемы, волнующие Л.-мыслителя, стремление ускорить их передачу читателю (а заодно и расширить границы традиционной НФ) - подтолкнул Л.-писателя к активному поиску нов. лит. форм. Эти поиски воплотились в оригинальном жанре, в к-ром уже успешно творил высоко почитаемый Л. Х.Борхес: рец., авторефераты, предисловия, отклики на ненаписанные книги, а также отд. фрагм. из них. Отд. подобные соч., если и не могут быть безоговорочно названы "худож. лит-рой", все же представляют собой яркие примеры смелой и раскрепощенной (но "взнузданной" логикой, науч. методологией, обильно сдобренной юмором) мысли; все они объединены в сб. - "Идеальный вакуум" (1971), "Мнимое величие" (1971). Особенно выделяются: "Культура как ошибка" (1970; рус. 1976) , "Новая космогония" (1971; рус. 1976) , "Альфред Целлерман "Группенфюрер Луи XVI" (1970; рус. 1972) , "Sexplosion" (1973; рус. 1988, 1990) , "Экстелопедия Вестранда в 44 магнитомах" (1973; рус. 1978, 1990), "Эрунтика" (1973; рус. 1975) ; ссылка на "отрецензированную" книгу - "Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция кверх тормашками" (1986; рус. 1990 - "Системы оружия двадцать первого века") содержится в романе Л. - "Мир на Земле" ; длинный фрагм. "Голем XIV" (1973; рус. 1980), представляющий собой часть обращения к человечеству супер-компьютера - мессии, позже переписана в отд. книгу - "Голем XIV" (1981). На рус. яз. также переведены: "Гигамеш Патрика Хэннэхэма" (1970; рус. 1974), "Перикалипсис" Иоахима Ферзенгельда" (1971; рус. 1973; 1990), "Do yourself a book" (1971; рус. 1979; 1979; др. - "Пишите книги сами"), "Куно Млатье "Одисей из Итаки"(1970; рус. 1972), "Предприятие Быт" (1970; рус. 1972; др. - "Э.Уэйнрайт. "Being inc."), "Ц.Коуска. "De impossibilitate vitae; De impossibilitate prognoscendi" (1971; рус. 1971; 1990; др. - "О книге Бенедикта Коуски "Предисловие к автобиографии", "Еще одна рецензия").

Особняком в тв-ве Л. стоят "онтологические детективы", соединяющие детективную НФ и интеллектуальное "расследование" филос. романа (в к-ром разыскивается не преступник, а науч. истина) - ранний роман "Расследование" (1959; рус. 1989; 1990; др. - "Следствие") и одна из последних повестей, "Насморк" (1976; рус. 1978; 1982). В этих произв. внешняя сюжетная канва - расследование цепи странных явлений, наводящих на мысль о наличии сверхъестественного (воскрешение мертвецов, загадочные смерти без видимых причин) - является только фоном для др. "следствия" - науч., приводящего ученого к выводам, противоречащим совр. представлениям науки и философии; в "Насморке" тайну раскрывает не детектив, а астронавт, отд. чертами характера напоминающий пилота Пиркса.
Крупные НФ произв. Л. в рус. переводах объединены также в сб. - "Романы" (1978), "Избранное" (1981), "Магелланово облако. Солярис" (1987), "Солярис. Непобедимый. Звездные дневники" (1988).

С НФ тв-вом Л. органически связана и его филос. и литературоведческая эссеистика, в науч. работах писателя можно найти истоки мн. фантаст. тем и сюжетов, позже перекочевавших в худож. книги. Л. является автором 4-х фундаментальных работ: "Диалоги" (1957) - о системах управления и кибернетических принципах; "Сумма технологии" (1962-63; 1964; рус. 1968) о путях развития цивилизации в далеком будущем, возможных тупиках на ее пути и многообещающих направлениях, в частности, фантоматики; "Философия случая" (1968) - о культуре и этике технол. цивилизаций. Наконец, это объемное 2-томное исследование (проведенное, в осн., методами структурного анализа) совр. зап. НФ - "Фантастика и футурология" (1970); последняя книга, а также ряд литературоведческих статей Л., остро критиковавшие сюжетный примитивизм и общую "благостно-местническую" атмосферу в амер. НФ, привели к скандальному исключению Л. из Ассоциации американских писателей-фантастов (что в свою очередь привело к выходу - (в знак протеста) - из нее таких авторов, как М.Муркок и У.Ле Гуин).

Информация предоставлена
Службой заказа книг по Интеренет