Это еще можно назвать этикой подражания. Человек, следующий такой этической системе, просто копирует (более или менее сознательно) поведение окружающих людей, и в первую очередь - отношение к себе лично. На практике подобное поведение не всегда кажется привлекательным или даже пристойным. Если окружающие ведут себя с данным человеком «нормально», то они могут ждать от него того же самого. Но если вокруг творится какое-нибудь бесчинство, он обязательно примет в нем участие, более того - будет считать это своим долгом, поскольку самый большой грех в рамках данной этической системы - «отрыв от коллектива».
В рамках этой системы невозможны такие ситуации, чтобы один человек был прав, а остальные неправы, или один человек поступает лучше, чем все остальные. Такая ситуация кажется (и является в рамках данной системы) абсурдной, противоречием в определении.
Подражание, вообще говоря - основа всякого поведения . Человек подражает как себе (повторяя собственные действия), так и другим (научаясь). Первая этическая система является в этом отношении наиболее естественной, хотя, может быть, и не самой приятной для жизни в обществе.
Первая этическая система представляется для живущих по ней людей чем-то вечным. «Такова жизнь, так было всегда» - вот что думают те, кто живет по этим законам. В рамках этой системы безразлично, когда происходит действие - было ли оно совершено, совершается ли сейчас или только предстоит. «Он пытался меня убить, или он пытается меня убить, или он собирается меня убить, он вообще может [имеет возможность, силу или желание] меня убить - значит, и я могу [имею право] его убить»: это - типичное рассуждение в рамках первой этической системы. Или, в общей форме : «Все всегда делают так, значит, и я всегда буду делать так, и раньше делал, и сейчас делаю, и в будущем буду делать».
Источником зла в данной этической системе считается непослушание, своеволие, вообще всякие проявления неподчинения обществу, понимаемые как невнимание к окружающим. Всякие проявления «своего мнения» и т.п. считаются просто проявлениями равнодушия или презрения к обществу, а отнюдь не «голосом совести». Естественно, это ни у кого не может вызвать никаких симпатий: человек, поступающий не как все, просто всех презирает и ни с кем не считается - вот вывод, которые окружающие делают тут же. «Он всех нас опозорил» - говорят о таком человеке, и стараются в лучшем случае вразумить его, а чаще - наказать, или вовсе от него избавиться.
Цивилизации, целиком основанные на первой этической системе , давно перестали доминировать на планете. Она сохраняется в рамках некоторых культур , которые можно обозначить словом «Юг». Однако подобное поведение не исчезло, более того - непрерывно воспроизводится в рамках так называемых «субкультур». Достаточно понаблюдать, как устроены отношения внутри молодежной компании, банды или любого другого маргинального коллектива, чтобы увидеть первую этическую систему в действии.
Вторая этическая система
Рассмотрим второе этическое правило.
Я не должен вести себя по отношению к другим так, как они не ведут себя по отношению ко мне.
Если жить с волками, то и выть, как они
С волками жить, по-волчьи выть — нужно придерживаться правил большинства, уважать традиции большинства, быть лояльным к требованиям большинства, иначе, в лучшем случае, — одиночество, в худшем — судьба отверженного, изгойствоАнглийский эквивалент поговорки «с волками жить, по-волчьи выть» When in Rome, do as the Romans do — когда будете в Риме, поступайте как римляне
Директор
Смелее всё в куски мельчайшие крошите -
И этот винегрет успех доставит вам.
Легко вам выдумать, легко представить нам!
Что пользы, если вы им «целое» дадите?
Ведь публика ж его расщиплет по кускам.
Поэт
И вы не видите, как гнусно и постыдно
Такое ремесло? Иль не художник я?
Дрянных писак пустая пачкотня
У вас вошла уж в правило, как видно
Директор
Не может нас упрёк подобный оскорбить;
Ведь всякий человек, рассудок свой имея,
Берёт оружие, какое бьёт вернее.Кто ваша публика, позвольте вас спросить?
Один приходит к нам, чтоб скуку утолить,
Другой, набив живот потуже,
Спешит сюда переварить обед,
А третий - что для нас всего, пожалуй, хуже -
Приходит нас судить по толкам из газет.
Для них одно - театр, балы и маскарады:
Лишь любопытством весь народ гоним;
А дамы - те идут показывать наряды...
(Иоган Вольфганг Гёте «Фауст», пролог про поэтов)
Аналоги пословицы «с волками жить, по-волчьи выть»
- Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй!
- С воронами по-вороньи каркать
- На свой аршин не меряй!
- Если попадешь в царство одноглазых, закрой один глаз свой
- Всякая избушка своей крышей крыта
- Всяк храмлет на свою ногу
- У всякой пташки свои замашки
- Кому гнило, а мне мило
- Либо с волками выть, либо съедену быть
- Каждый шерстобит на свою струну бьет
- Что город, то норов, что деревня, то обычай
- У всякой стряпки свои порядки
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. , чтобы спасти по крайней мере некоторых
(1-е послание Павла Коринфянам 9 глава)
На вопрос его, нужно ли постничать в субботу, святой Августин ответил святому Амвросию: «Когда бываю в Риме, то пощусь вместе со всеми в субботу, а здесь не пощусь. , чтобы не произвести или не потерпеть соблазна»
Применение выражения в литературе
- —
«Подписывая наши счета, она как бы делала вынужденную уступку новой экономической политике. С волками жить― по-волчьи выть
. Её можно было понять» (В. П. Катаев «Алмазный мой венец»)
— «Ты уже и говорить начал по-простонародному, ― сказала мама. ― , Машенька…» (Сергей Бабаян «Господа офицеры»)
— «С волками жить ― по-волчьи выть , ― объяснил он мне свои манипуляции с судовым журналом, явившись за псом» 9Виктор Конецкий «Вчерашние заботы»)
— «Но если хочешь жить, то будешь терпеть не такое. С волками жить, по-волчьи и выть . Правда, эти пространные рассуждения только путано вертелись в его захмелевшей голове, вслух же он лишь тихо огрызался, зная по опыту, что злой жене лучше не перечить, его верха все равно не будет» (Василь Быков «Знак беды»)
— «Но Мстислав рассмеялся: ― С волками жить ― по-волчьи выть . ― А ты почему хлопочешь об этом?» (А. П. Ладинский «Анна Ярославна ― королева Франции»)
А где же люди? В пустыне так одиноко…
- Среди людей тоже одиноко.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Порой мне кажется, что я нахожусь не на своем месте. Не в то время, не с теми людьми… Меня не интересуют современные темы, новые шутки и принятые моим поколением стандарты. Выход нового видеоролика от известного видеоблогера, публикация очередной песни, не имеющей смысла, бурное обсуждение «смешных» фраз о «никчемности жизни» - не пробуждают во мне трепещущее желание поддержать беседу. Не понимаю, ну как можно с таким возбуждением обсуждать каждое словечко, каждое движение человека, снимающего на камеру так неестественно свое отношение к жизни, комментируя при этом каждый шаг? А после еще и копировать его в своем поведении. То есть, получается, говоришь уже не ты, а тот самый признанный «герой» из телеэкрана, и, если кто-то, не дай Бог, не понял твою шутку, то считай, что говорить тебе с ним уж не о чем.
Без спору, каждый из них по отдельности – очень интересный человек, к которому я могу найти подход. Но, собираясь вместе, они становятся для меня чужими... Появляется лишь чувство одиночества, а вместе с ним, порой, и отвержение. Хочется закрыться в своей уютной комнатке и спрятаться от «странного» мира вокруг, заниматься тем, что тебе нравится и не выходить наружу. Раньше, я пыталась понять всю бессмысленность их разговоров, притворялась заинтересованной. Смеялась, как они; шутила, как они, но все время чувствовала себя «не в своей тарелке».
В народе принято говорить: «С волками жить – по волчьи выть». Для меня такая адаптация была необходима для выживания. Но с возрастом отношение человека к жизни меняется, и я уже не хочу мириться с такими рамками. Познакомившись за свои семнадцать лет с большим количеством абсолютно разных людей, начинаю понимать, что где-то есть и мои единомышленники – такие же потерянные и запутавшиеся в этом мире личности, с которыми смогу быть собой без особых усилий.
Однако, это будет позже…
Джордж Сантаяна как-то сказал: «Общество – как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни». Отделившись от коллектива, рано или поздно буду стремится в «стаю» - это очевидно и неизбежно. Остается лишь по-прежнему искать подход к людям других взглядов, уделять больше времени тем, с кем интересы все же совпадают. Само собой, со многими наши вкусы и предпочтенья очень разные, но жить «волку-одиночке» в этом мире приходится очень сложно… Благо, когда тебе все же удалось найти близкого с тобой по духу человека. Особенно, если он будто переплетает ваши миры, твой – нестандартный - и чужой - общепринятый. Он, словно, тот маленький мостик, открытый для всего нового и хранящий в себе интерес к жизни всех времен. Всегда восхищаюсь его желанию поддержать любую тему с любым человеком, оставаясь при этом самим собой – искренним, добрым, порядочным, отзывчивым, чистым душой и с твердым характером. С ним любая стая мне ни по чем!
"С волками жить - по-волчьи выть" - выражение, которое своими корнями уходит в далекое прошлое. Наши предки были ближе к природе, чем мы. Они знали мир животных, в том числе и законы волчьей стаи.
Это не просто определенное количество волков. В ней есть свои порядки и четкая иерархия, подчинение законам жизни.
Предлагаю вспомнить историю о том, как маленького мальчика, который потерялся в лесу, вскормила и вырастила волчья стая. Когда за волками гнались охотники, они не бросали человеческого детеныша, который просто физически не умел бежать, как они. Собственно, именно по этой причине ребенок и попал к людям.
Попадая к волкам, ты разделяешь судьбу их стаи - все хорошее и все плохое, лишение и благополучие, голод и изобилие.
Русский язык богат на выражения, в которых упоминаются волки:
Значение фразеологизма
Фразеологизм "С волками жить - по-волчьи выть" означает, что попав в коллектив/социум ты по неволе начинаешь жить по его законам, отказываешься от своих каких-то жизненных принципов.
Это выражение актуально и в наши дни. Оно очень жизненное, как нельзя лучше характеризует определенные аспекты человеческого общества.