Самосознание личности и её жизненный путь. С. Л. Рубинштейн. Самосознание личности и ее жизненный путь Вопросы для обсуждения и размышления

САМОСОЗНАНИЕ - высший уровень развития психики человека, заключающийся в осознании и оценке человеком своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе. Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мири, познание своего внутреннего мира, переживание его и определенное отношение к себе. Важным фактором формирования отношения человека к самому себе являются другие люди. Каждый новый социальный контакт может изменить представление человека о себе, сделать его более многогранным. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности подтверждается непрерывностью его переживаний во времени: человек помнит о прошлом, переживает настоящее, надеется на будущее. Самосознание выполняет важные функции в жизни человека: функция самопознания – главная функция самосознания заключа­ется в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле; функция самоопределения - для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях; защитная функция - благодаря осознанию своей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях; функция самосовершенствования - осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования. Говоря о самосознании человека, следует отметить, что оно формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с той или иной группой возникают такие образования самосознания, как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание. Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр. Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности. Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения. Существует два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения. Согласно первому подходу человек сам сознательно определяет своё отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчёркивается важная роль родителей в формировании представления ребёнка о жизненных целях и структуре жизненного пути. Второй подход построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребёнка.

- 122.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра правового, кадрового и психологического обеспечения

Дисциплина: Психология человека

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Самосознание личности и её жизненный путь»

Выполнил: слушатель ФПНПК

старший лейтенант внутренней службы В. А. Гачегов

фамилия и инициалы)

Научный руководитель: кандидат психологических наук,

(должность, специальное звание,

доцент, полковник внутренней службы Е. А. Киселёва

фамилия и инициалы)

Дата защиты: _____________

Оценка: __________________

______________________________ _

(подпись научного руководителя)

Москва, 2012 г.

Введение………………………………………………………… …..…………..3

1. Самосознание и образ мира…………………………………………………....5

2. Механизмы самосознания……………………………………………… ……11

3. Развитие самосознания …………………....................... .............................. ...16

5. Самоконтроль……………………………………………… ………………….25

Заключение…………………………………………………. .………...……......26

Список использованной литературы.…..……………........... ........................27

Введение

Актуальность темы. Напомним, прежде всего, что в понятиях «мораль», «нравственность» (от латинского - mor, mores -нравы, moralis - нравственный) отражено сложное общественное явление, выступающее как форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющее свою основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов (правил), которые поддерживаются личными убеждениями, традицией, воспитанием, общественным мнением всего общества или данного класса.

Этическое сознание представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях.

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры – жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость – являются теми основами, на которых строится работа. На практике работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к слушателям, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Объект исследования – проблемы изучения сознания.

Предмет курсовой работы: формирование этического сознания.

Цель исследования – выявить проблемы изучения сознания.

Самосознание и образ мира

"Я – концепция" личности. «Я – образ»

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды)
  2. осознание своей активности – "Я управляю собой";
  3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1. сознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");

2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");

3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. отношение к себе;
  2. отношение к другим людям;
  3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");
  2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");

3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");

4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие,совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2) эмоционально – оценочный - ценностное отношение к себе;

3) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Т.о. 1. человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т. е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.

2. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее.

3. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. Т.е. личностью можно назвать человека как индивида субъекта социальных отношений и сознательной деятельности.

«Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании».

2. Механизмы самосознания……………………………………………………11
3. Развитие самосознания …………………........................................................16
4. Самосознание и самооценка личности………………………………………23
5. Самоконтроль………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………..………...……......26
Список использованной литературы.…..……………...................................27

САМОСОЗНАНИЕ - высший уровень развития психики человека, заключающийся в осознании и оценке человеком своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе.

Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мири, познание своего внутреннего мира, переживание его и определенное отношение к себе. Важным фактором формирования отношения человека к самому себе являются другие люди. Каждый новый социальный контакт может изменить представление человека о себе, сделать его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся во многом на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности подтверждается непрерывностью его переживаний во времени: человек помнит о прошлом, переживает настоящее, надеется на будущее.

Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

функция самопознания – главная функция самосознания заключа­ется в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле;

функция самоопределения - для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях;

защитная функция - благодаря осознанию своей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях;

функция самосовершенствования - осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования.

Самосознание личности выражается в ее «Я-концепции».

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Известный исследовать «Я-концепции» Р. Бернс выделяет в ней три состовляющие: «образ-Я», самооценку и потенциальную поведенческую силицию. Исходя из этого, структура самосознания может быть представлена следующими компонентами:

когнитивный (познавательный)компонент - «образ-Я» - представления человека о себе, о своих способностях, качествах личности, внешности, отношениях с окружающими и т.п.;

эмоционально-оценочныий компонент- отношение человека к себе в целом, к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. д. Этот компонент выражается в чувствах собственного достоинства или недостоинства,в самоуважении или самоунижении, самокритичности или самовосхвалении;

поведенческий компонент - выражает представления человека о способности к саморегуляции, самоуправлению и самоконтролю. В нем отражаются представвления и переживания человека относительно того, способен ли он решить задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит пред собой, может ли он справиться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе. Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает возможность саморазвития, творения себя.

Говоря о самосознании человека, следует отметить, что оно формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с той или иной группой возникают такие образования самосознания, как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание.

Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.

Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр.

Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности.

Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.

Существует два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) человек сам сознательно определяет своё отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчёркивается важная роль родителей в формировании представления ребёнка о жизненных целях и структуре жизненного пути.

Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребёнка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:

Порядок рождения ребёнка в семье;

Действия, оценки, эмоциональная поддержка родителей;

Влияние дедушек и бабушек;

Имя и фамилия ребёнка;

Случайные экстремальные события и другие факторы.

Говоря о психологии, мы отмечаем, что психология, которая является чем - то большим, чем поприщем для досужих упражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций, она должна, проходя через изучение функций, процессов и так далее. В конечном счете приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей. Подлинный смысл пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы. Психология. Курс лекций / Под ред. И.А. Фурманова, Л.А. Вайнштейна и др. - Мн., 2002. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются. В соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности - в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее реального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности - ее мотивов, целей и задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности - ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психических свойств деятельности - входит в личность и смыкается в ее единстве. Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, начальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание. И личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть вначале ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе или социальным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. - М., 2000.

И как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа» Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание «реальных живых индивидов» в их реальной обусловленности.

Но, если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания - это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает передо мной в плане психологического изучения личности - это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера. Она завершается раскрытием самосознания личности. Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я». В течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие. Он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. Психология личности в зарубежной психологии. - СПб., 2000. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Говоря о состояниях самосознания, я буду иметь в виду, в частности, и некоторые нарушения в его развитии, или оптимальном «обслуживании» человека как личности и как индивида, то есть те или иные нарушения в его строении или функционировании, все же термины «нарушение», так же как «аномалия», «патология», оказались не подходящими для обозначения предмета нашего анализа в целом. Так, например, если человек сознает пустоту и бессмысленность собственной жизни и самого себя в ней - это нельзя назвать нарушением самосознания, наоборот, в таком случае, возможно, что самосознание как раз и оказывается адекватно действующим, поставляющим личности верную информацию о нем самом и его жизни. В то же время переживание бессмысленности себя и своей жизни нельзя считать и нормальным, хотя бы уже потому, что это тягостное переживание, а также потому, что смысл может и должен быть отыскан. С другой стороны, если для человека характерна «внутренняя слепота», он не сознает смысла и значения своих поступков для себя самого и окружающих, это, конечно, не нормально с точки зрения этических и нравственных ценностей, но в то же время может быть вполне закономерно в рамках развития данной личности. Употребляя термин «состояние самосознания», мы имели в виду, что то, что открывается субъекту в нем самом, и то, что он при этом чувствует по поводу самого себя, есть особое состояние его «Я», отражающее этап в его развитии как личности и как социального индивида.

В литературе описано множество феноменов, относящихся к характеристике состояний самосознания, и в частности к его ослаблению, дисфункции, искажению. Эти описания, однако, строятся зачастую со столь различных теоретических позиций, что создается впечатление, что они относимы к разным подвидам homo sapiens. Объединить эти описания, можно лишь избрав определенную теоретическую схему. Таким наиболее общим ориентиром для нас послужило различение трех целостностей, которыми одновременно является человек, - целостности его как личности, как социального индивида и как активного живого организма.

Вопросы, связанные с нравственной ценностью мотива и с той его функцией, которая касается не вообще смыслообразования, но внутреннего нравственного оправдания и обоснования своего "Я" человеком, ставятся в литературе в основном философами-этиками. Мы уже касались таких категорий морального сознания человека, как моральный долг, ответственность, честь, достоинство, совесть. Каждая из этих категорий подразумевает не только способ оценки собственных поступков, но имеет характер внутреннего мотива. Как феномены самосознания долг, ответственность, честь, достоинство, совесть конкретизируют для социального индивида и для личности такие нравственные ценности общества, как добро, справедливость, человечность. Эти феномены являются, таким образом, формой выражения важнейшей черты мотивационной сферы человека, т.е. касаются того факта, что своим высшим, нравственным содержанием мотивы выводят человека за рамки его индивидуального существования, его частной адаптации и приспособления к существующим условиям, выводят за рамки определенных его уникальным бытием потребностей и связывают человека с проблемами эпохи, общества. Для философов-марксистов аксиомой является то, что «эта связь носит, во-первых, классовый, во-вторых, исторический характер». Кроме того, категории морального создания предполагают, что мотивирующая и регулирующая функции морального сознания являются для человека формами «самозаконодательства», то есть переживаются человеком как часть его самого, его сущности, он принимает на себя обязательство не просто разделять общественные ценности, но и конкретизировать моральные требования применительно к специфическим условиям конкретных ситуаций его собственной жизни. Моральные категории предполагают также свободу воли человека, свободу выбора им линии собственного поведения. Все это в максимальной форме выражено в совести. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000.

Нравственные требования к человеку - пишет Дробницкий, имея в виду прежде всего совесть, образуются не только системой наличных отношений и потребностей общества, но и его историческими возможностями, что и выражается в «беспредельности» его нравственной задачи. Критическое отношение к себе, отдача себя служению «высокой идее», открытость личного сознания историческим проблемам эпохи, включая и потребность изменения существующих условий, преодоление человеком своих границ как частного лица, возвышение над собой и нелицеприятный суд над своими действиями и составляют специфические признаки собственно совести, если ее отличать от иных внутренних мотивов.

Моя задача заключается в том, чтобы показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором -- как наука о сознании, на третьем -- как наука о поведении, а на четвертом -- как наука о психике. Об этих этапах могу рассказать и рассмотреть подробнее.

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, то есть не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны -- непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей - осязаемой, то есть тела, и неосязаемой - души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме. Психология самосознания / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2000.

С тех пор прошло очень много времени, но и сейчас человек не может полностью объяснить многие психические явления. Например, до сих пор механизмы взаимодействия психики и организма являются нерешенной загадкой. Тем не менее, за время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило становление психологии как самостоятельной науки, хотя первоначально психологические знания аккумулировались на бытовом, или житейском уровне.

Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук -- философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из цен тральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно -- что первично, душа, дух - идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, и всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии - это идеалистическое и материалистическое. Философы - идеалисты полагали, что идеальное первично, а материя вторична. Сначала был дух, а потом материя. Философы - материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, а идеальное вторично. Следует отметить, что такое деление философских направлений характерно для нашего времени. Первоначально деления на материалистическую и идеалистическую философию не было. Деление осуществлялось на основе принадлежности к той или иной философской школе, которые по-разному отвечали на основной вопрос философии.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи

просвещения и определить свое отношение к спору. К. Гельвеции: «Bee люди с обыкновенной нормальной организацией обладаю!

одинаковыми умственными способностями». Д. Дидро: «Господин Гельвеции, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот

только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по

вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными

людьми? Почему не все пятьсот?»

2. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера
встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

3. Можете ли вы изменить свой темперамент?

4. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является
объективной предпосылкой расхождения характера и личности?

5. Связаны ли характер человека и его судьба?

6. Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение,
говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести
ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер?

7. «Тот, кто хочет и верит, тот (рано или поздно) .мож-еш». Какие психические
свойства обозначают выделенные слова в данном афоризме Н. Козлова?

8. Можно ли подготовить человека «на все случаи жизни», человека с
универсальными способностями?

9. Влияет ли направленность на судьбу человека? Можете ли вы
сформулировать свои главные цели жизни?

6.1. Самосознание и образ мира.

Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых индивид сознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое осмысление себя.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе. Лишь в процессе обобщения этих самоотношений формируется самосознание, т.е. обобщенное знание своей личности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста), человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Благодаря самосознанию человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других очень часто приходит чувство одиночества. Открытие своего «Я» - зачастую процесс событийный, внезапный.



Самосознание в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

Самопознание - нацеленность человека на изучение своих физических (телесных), душевных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается: 1) в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения; 2) при осознании отношений других к самому себе. Поэтому познать себя ничего не делая и не с кем не общаясь - невозможно.

Самооценка - компонент самосознания, включающий в себя знание человека о себе, оценку самого себя и шкалу ценностей, относительно которых определяется эта оценка. Самооценка-важный регулятор поведения, она определяет уровень притязаний человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Самопринятие - осознание себя в качестве достойной личности.

Самоконтроль проявляется в регуляции собственных действий и состояний на основе требований и норм.

Я-концепция - относительно устойчивая, целостная система представлений индивида о самом себе. Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия. Составляющие Я-концепции: Я-реальное иЯ-идеальное.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь выступает как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Люди склонны к поведению, которое согласуется с их пониманием себя. Например, у молодых одиноких матерей, находящихся в тяжелых материальных условиях, мало шансов выбраться из бедности, если они не ценят себя.

6.2. Развитие личности и ее жизненный путь.

Основные концепции развития личности.

Бихевиоризм как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма, - писал он, -подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти».

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул - реакция» (S - К.) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Поэтому можно по заказу сформировать любой тип личности - труженника или бандита, поэта или торговца. Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность -организованная и относительная устойчивая система навыков. Навыки - основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее. обучающееся существо, запраграммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В сфере социального научения получили широкую известность взгляды А. Бандуры. В поведенческой модели он особо выделил блок -самоэффективность личности, которая является когнитивным конструктом «мог>- - не могу» (вера, ожидание будущего подкрепления). Этот блок предопределяет успешность совершения определенного поведения и достижение успехов в ходе всего жизненного пути. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1. прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог,
то и сейчас, по-видимому, смогу;

2. самоинструкция; например «Я могу это сделать!»;

3. повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка,
любовь);

4. наблюдение, моделирование, подражание поведению других
людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов,
чтение книг и т. д.: например, «Если другие могут, то и я смогу!»),

Психоанализ. Основоположником классического психоанализа, также известного под названием «фрейдизм», является австрийский ученый 3. Фрейд (1856 - 1939). Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области, связанные с познанием человека.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, в соответствии с которой психика, личность состоит из трех компонентов, уровней: «Id», «Ego» и «Superego».

Ядро психоанализа как психологического направления составило учение о бессознательном. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами - влечениями, инстинктами. Развитие личности - это история борьбы влечений человека с запретами, диктуемыми его совестью.

По Фрейду, человек с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий психосексуального развития: оральную (сексуальность, проявляющаяся в младенчестве, в период кормления ребенка грудью; эрогенная зона - рот); анальную (с приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза)) и генитальную (примерно в возрасте четырех лет начинает преобладать интерес к половым органам). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

Психоанализ дает свое истолкование важнейшей сфере человеческой жизни - сексуальной, что кардинально отличало его от других течений в психологии.

Когнитивная психология. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Сторонники этого подхода утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним.

Согласно концепции Брунера, наше познание носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действительности - решающее в детские годы. К этому первому способу отображения мира добавляется следующий способ - образное отображение, когда в памяти откладываются образы воспринятых реальных объектов. В подростковом возрасте образное отображение мира дополняется символическим отображением предметов в форме понятий. Брунер также подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Когнитивные теории личности исходят из того, что субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют.

Психолог Ф. Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных факторов, а не особенностями характера («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Находя или создавая соответствующий - удобный - канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей путем манипулирования отдельными характеристиками ситуации («тюремный эксперимент», эксперимент Милгрэма).

Психолог А. Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, возникающими в определенных ситуациях. В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался. и выводы, которые он из нее извлек. В задачи психолога входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений и улучшению эмоционального состояния. То есть модификация мыслей приводит к изменению поведения и переживаний. Зрелая личность - та, которая способна управлять собой, управляя своими мыслями.

Американский психолог А. Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые перерабатывают текущую информацию. Они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу - мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске - мысли негативного содержания о себе, людях, будущем (депрессивная триада), страху - мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться. Психолог должен помочь человеку представить его идеи в виде гипотез (предположений), совместно проверить истинность этих гипотез и осуществить поиск альтернатив.

Гуманистическая психология. Подход К. Роджерса к человеку: поведение человека можно понять только на основе его субъективного восприятия и познания действительности;

люди способны сами определять свою судьбу, т.е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;

люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя личностный потенциал.

Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими людьми. Роджерс утверждал, что все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования.

Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у кого-то еще: никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других, необходимо с уважением и эмпатией относиться к мыслям и чл"вствам других людей, даже если они резко отличаются от наших собственных. Прошлый опыт влияет на восприятие человеком настоящих событий, но именно актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства влияют на настоящее поведение человека.

Роджерс выделяет главное условие, необходимое для развития здоровой, позитивной Я-гонцепции. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие - это потребность в позитивном внимании. Роджерс считал, что единственный способ не мешать актуализации и развитию личности - это дать ему безусловное позитивное внимание, т.е. человека принимают без оговорок, таким, какой он есть.

Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу направлена на изучение здоровых, гармоничных личностей, достигших вершины личностного развития, вершины самоактуализации. Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют, по мнению А. Маслоу, лишь 1 процент от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, ч 10 эти потребности могут стать для человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности (потребности к развитию, к пониманию своей жизни).

Самоактуализация - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. Самоактуализирующсйся личности присущи следующие особенности.

1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не
прятаться от жизни, а изучать, понимать ее).

2. Принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в
этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим
ожиданиям. Я есть я, ты есть ты».)

3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация
на задачу, на решение проблемы.

4. Автономность, независимость от социальной среды,
самостоятельность суждений.

5. Способность к пониманию других людей, внимание,
доброжелательность к людям, искреннее желание помочь.

6. Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту, новым
переживаниям («детскость» восприятия).

7. Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза.

8. Спонтанность, естественность поведения.

9. Глубокие межличностные отношения.

Вопросы для самоконтроля и повторения

\. Что такое самосознание?

2. Как самосознание определяет построение образа мира?

3. Каковы основные компоненты самосознания? Охарактеризуйте их.

4. Как объясняет развитие личности бихевиоризм?

5 Каково понимание психики и как объясняет развитие личности 3. Фрейд?

6. Что такое когнитивная психология? Как развивается личность с точки
зрения когнитивных психологов?

7. Охарактеризуйте гуманистическую концепцию развития личности.