Самоучитель игры на деревянных ложках. Cпособы игры на ложках. Приёмы игры на трёх ложках

МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Мастер-класс игры на ложках Автор: учитель музыки Мартынова Инна Валентиновна Г. Людиново 2012    Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам, научить простейшим приёмам игры на ложках. Задачи: Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках. Воспитательная: воспитывать культуру исполнения на народных инструментах, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Возраст детей: 7-9 лет, Тип занятия: показательное, комбинированное. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках). Оборудование для педагогов: проектор, экран, компьютер, презентация «Вятские, смоленские ложки деревенские», деревянные ложки. Оборудование для учащихся: деревянные ложки. Ход занятия 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете немного больше о старинном русском народном инструменте и научитесь некоторым приёмам игры на нём. Вы его хорошо знаете. Вспомнить и назвать его поможет загадка. Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка И накормит все вокруг. Кашу прямо носит в рот, И обжечься не даёт. (Ложка) (слайд№1,2) 2. Вводная беседа, историческая справка. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. (слайд3). Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись: "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет". 3. Изучение новой темы Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.(слайд№4) Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!» (слайд№5) Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки (слайд№6), росписью – хохломские (слайд№7); выжиганием – вятские (слайд№8) В разных городах России создавались «свои» ложки. (слайд 9,10,11). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.(слайд№12) За звонкость и простоту в освоении, ложки стали использовать как музыкальный инструмент (слайд№13). Позже появились так называемые веерные ложки. (слайд№14).. На таких ложках играют настоящие мастера. Их называют ложкари (слайд№15).Даже сегодня, в наш век современной музыки, русским ложкам посвящают песни. Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские, ложки деревенские». Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Я вас познакомлю с некоторыми из них. 4. Игра «Ромашка»  На лепестках ромашки написаны приёмы игры на ложках, дети отрывают лепестки, читают, что на них написано, педагог показывает и комментирует, как исполняется каждый приём. Игра двумя ложками. Самый простой прием игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.  «Лошадка» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.  «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.   «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.   «Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. «Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. «Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг. «Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги. 5. Закрепление приёмов игры на ложках. А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать. Но сначала – правило игры на ложках:   Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. 6. Итог занятия. А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе и наши гости, будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у вас получится! Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц». Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Наше занятие окончено. До свидания! Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Мастер-класс игры на ложках. Учитель: Мартынова И.В. г. Людиново 2012г.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ленинского района.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника обучения игре на ложках»

Составитель: Ковалёва Т.Н.

Педагог дополнительного

г.Нижний Новгород

Ковалёва Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель ансамбля ложкарей «Былина». Р.т. 240-09-59.

2.Краткая аннотация.

Она предусматривает создание условий для формирований интереса учащихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования учащихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций.

Разработка составлена на основе многолетнего опыта работы с ансамблем ложкарей. Общения с другими руководителями ансамблей ложкарей.

3. Пояснительная записка.

Благодаря реализации моей программы «Зареченские ложкари» на 2007-2014 годы, в Центре дополнительного образования, участвуя в реализации программы, обучающиеся получают дополнительные знания по развитию традиций народного творчества Нижегородского края и России в Целом, получают навыки игры на ложках, музыкальных народных инструментах; (Балалайка, свирель, жалейка, колокольчики, ксилофон, кугиклы, свистульки) и инструментах самоделках (Топор, стиральная доска, коса)

Главной целью методической разработки является:

Оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей.

Так как при создании ансамблей подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей.

Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества, созданию профессионального коллектива, который в дальнейшем будет принимать участие в различных концертах, фестивалях и конкурсах.


В этом пособии я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за семнадцать лет работы с ансамблем ложкарей. Я описала множество приемов игры на двух и трех ложках, которые я использую на занятиях со своим коллективом. Но вам не обязательно точно копировать все эти движения. Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар ансамбля ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой. Именно русская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этойлюбовью он всегда сможет зажечь душу ребенка. Главное, никогда не быть равнодушным.

4. Рекомендации по обучению игре на ложках.
Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

* Узнают об истории их создания.

* Изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности каждого инструмента.

* Познают как образуется звук.

* Узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т.д.)

* Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.
Начиная создавать ансамбль ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой

ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение


детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все
приемы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

* Удар "шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок
* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка"" левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложкутоварища.

*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;


* Прием "Ножницы ". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

* Приём «Скольжение» - это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются вправую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка » самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка ». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
* Прием «Маятник » Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.
* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ТРЁХ ЛОЖКАХ.
Самый сложный прием, это игра на трех ложках. Но к нему надо приступать только тогда, когда ребенок овладел игрой на двух ложках. Из практического опыта, этот прием всегда дается трудно и проходит, три – четыре месяца, прежде чем ребенок точно выполнит требование педагога. Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе "корешок" и "шапочка".Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении "от себя".

На первых занятиях самое главное; удержать ложки в нужном положении, и медленно сгибая кисть левой руки, попытаться добиться удар «шапочек» ложек. Главное, чтобы ребенок не потерял первоначальный интерес к занятиям, так как у многих ложки еще долго будут выскальзывать из рук. Здесь опять пойдет обучение от простого к сложному.

* Пием « Тремоло». Ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».

*Прием «Шапочки, корешки». Скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.

* Еще один прием скольжения . Ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар)

* "Сложный рисунок". Этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок "шапочки" о «шапочку».

1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по ""шапочкам" ложек в левой руке сжимается кисть и происходит "удар «шапочек» друг о дружку.

2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.

3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар "шапочек".

4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки.

5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.
* Приём « Колокольчик» Две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.

* Приём « Маленькая лошадка»

у – у – х

* Приём « Большая лошадка»

у – у – у – у – х

* Приём « Барабанчик маленький»

у – у – х у – х

* Приём « Барабанчик большой»

у – у – х у – х у – х у – х

* Приём «Гармошечка» (Руки разводятся как меха)

*Приём «Мельница» Руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя « шапочками».

*Приём «Вращение» Размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь, помните. что у фантазии границ нет.

Екатерина Зарубина

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением мы поставили социально - нравственное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к фольклору.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки , является в настоящее время особенно актуальной. Современное музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.

Входя в мир народной музыки и инструментов , ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков» . Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь» . Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Образовательные программы, в разделе «Музыкальное воспитание » предусматривают обучение детей игре на музыкальных инструментах , но не дают технологии обучения игре на русских народных инструментах, не предусмотрена и деятельность по изготовлению самодельных музыкальных инструментов .

Поэтому мною разработана программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах «Русский сувенир» , рассчитана на 1 год обучения дошкольников шести – семи лет, и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах » в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей .

Новизной и отличительной особенностью программы является обучение детей приемам игре на двух ложках и народных музыкальных инструментах , приобщение к творческой деятельности. Создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр, инсценировок.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия , фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.

Цель программы.

Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах

Задачи программы :

Приобщать детей к русской национальной культуре;

Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах ;

Развивать музыкальные способности дошкольников;

Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Направления работы :

Знакомство с русскими народными инструментами;

Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах

Поэтому в нашем детском саду № 45 «Мечта» города Серпухова работает детское объединение «Русский сувенир» где дети учатся играть в ансамбле на детских музыкальных инструментах - на деревянных ложках . В этом году наш проект «Многоликая ложка » принимает участие в конкурсе на Премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» .

Наши воспитанники с удовольствием исполняют русские народные песни на ложках в оркестре . Мы принимаем участие в городских мероприятиях, а также в Международных и Всероссийских конкурсах, занимаем призовые места.

Играя на деревянных ложках наши дети :

Проявляют интерес к музыке как познавательному и эмоциональному средству общения;

Владеют способностью воспринимать различные по содержанию музыкальные произведения ;

Обладают установкой положительного отношения к миру народной музыки , фольклора, адекватно проявляют свои чувства;

Обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкальной деятельности ;

Способны проявлять творчество, опираясь на свои знания и умения в различных видах музыкальной деятельности ;

С большим удовольствием и желанием принимают участие в концертах, конкурсах. И сегодня я хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги с приемами игры на двух ложках .

С детьми я начинаю изучать приемы игры на ложках в летний период (в основном на улице - если хорошая погода и в зале - если дождик) в индивидуальном порядке.

Приемы игры на двух ложках :

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом : одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену , ложки как мячики , отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют ;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками , которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену . На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки ;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг) ;

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

(Каждый прием , после теоретического объяснения, пробуем с участниками секции практически. После опробывания приемов исполняем русскую народную мелодию «Вдоль по улице…» ).

Композитор и педагог академик Б. Астафьев в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом ». Это и есть основа приобщения детей к игре на двух ложках .

ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
Обучение дошкольников игре на деревянных ложках

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ

Зиновьева Вера Васильевна музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

поселок Троицкий Губкинского района, Белгородской области.

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента. В русских печатных изданиях встречаются описания ложек и приемов игры на них. Самый доступный ударный инструмент – деревянные ложки (2-5 ложек) . Почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей » . Прикоснуться к экзотике в духе русской старины решили и мы. В нашем детском саду есть детский ансамбль ложкарей «Русский сувенир» , который существует с 1999года.

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки . Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника . Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений : динамических, темповых, тембровых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются , ложки имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. проводится в игровой форме, но организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и индивидуально (3-7минут, так и на кружковой работе.

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1,5-3г) . Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку , ее части : у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» . Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное : капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению . В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках : «прямые удары» , игра ручками ложек и «щечками» , зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой : так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки ; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.

Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняем, что извлекается звук ударом одной ложки о другую ). Играя приемом «прямые удары» , дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара) . Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки , изображают, как капает дождь в песне «Дождик» р. н. п. (2 удара - «кап-кап» , а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек) . Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата - рук. Итак, исполняя песенку «Петушок» , дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» - тихое и громкое звучание (тихо - постукивают ручками ложек, громко – «щечками» ). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки» , «У кота-воркота» - дети учатся правильно реагировать на текст - движениями, а так же следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Я на горку шла» р. н. м. подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках : «Ложки бей , бей, бей. Ложки бей веселей . Щечкой ложечки ударь – и еще сильней» - такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.

В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках : ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа ; прием игры «шофер» .

Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам – пропедевтическим тренировкам, так укрепляется исполнительский аппарат – руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках . Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, затем вводятся другие приемы игры - «скользящие» , «ручкой ложки о «щечку» . Таким образом, создается интересный аккомпанемент.

Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. Например, рассматривая иллюстрацию песенки «Я иду с флажками» Е. Тиличеевой, поем и хлопаем ритмический рисунок, подводим детей к выводу, что звуки бывают долгие и короткие. При сопоставлении долгих звуков - «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Песня «Паровоз» З. Компанейца : дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями : притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках . Такие тренинги вырабатываем навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру - игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках .

В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках , с такими детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно в кружковой работе. Музыкальным руководителем разработана модифицированная программа «Занятия с детьми в ансамбле ложкарей » . Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки , ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей . Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей, знакомим с дирижерским жестом.

В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках : «прямые удары» , «тремоло» , «хлопок» , «маятник» , «литавры» , «туки, туки» или «копытца» , «солнышко» , «шофер» , «тик-так» или «скольжение» . Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приемов игры на ложках начинается со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре разными приемами имеют свою индивидуальную специфику, так как разминка позволяет подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений. Таким образом, вырабатываются определенные навыки исполнительских задач, согласовываются движения, закрепляются сенсорно-моторные ощущения. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как : «Прогулка» , «Кто подошел к теремку?» , «На бабушкином дворе» , «Музыкальный поезд» , «Лесенка» , «Эхо» . Используем карточки с ритмическими рисунками, потешки, дразнилки, просто словосочетания, песенки, предусмотренные «Программой» . Мелодии этих песен строятся на одном-двух звуках, поэтому в пении детям не представляется особых трудностей, важно правильно передавать ритмический рисунок. Дети поют песенку, передают ее ритмический рисунок в хлопках и схематично выкладывают его на фланелеграфе, затем по схеме играют всеми приемами. На знакомых упражнениях отрабатываем правильное звукоизвлечение разными приемами игры на ложках и запоминаем положение рук и ног, вырабатываются у детей реакция, внимание, ответственность.

Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиямигре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. В игре «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов : бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты своевременно по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру) . Такие импровизации – собственное творчество способствуют детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей на концертах , утренниках, развлечениях.

В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения, с понятием партитура. Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Дети знакомятся с музыкальными терминами, понимают дирижерский жест. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке. Применяются разнообразные методические приемы : слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, работа с фланелеграфом, музыкально-дидактические игры, тренинги, мониторинги.

Дети знакомятся с приемами игры : «мячики» или «хлопушка» , «малая и большая дробь» , «лягушка» или «кастаньетки» .Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков (форте – пиано, крещендо - диминуэндо, изменение последовательностей ритмических рисунков, с применением различных музыкальных и ударно-шумовых инструментов, комбинирование различных изменений (одновременно темпа и ритмического рисунка или динамики) . Уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая, своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры : «Кто быстрее» , «Кто лучше сыграет» , «Контрасты» . С приобретением необходимых навыков игры на ложках , дети задействуют для произведения ударов практически любую часть своего тела и товарища, а также создают дополнительные звучащие точки : ложки привязываются к рукам, ногам, закладываются за пояс.

Чтобы равномерно распределить нагрузку, исполнить произведение ритмично и красиво, надо правильно выбрать и проанализировать музыкальный репертуар. Основные требования к репертуару – это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе музыкального произведения учитываем, как оно помогает решению воспитательских задач, расширению детских представлений, углублению чувств, что оно вносит в усвоение исполнительских навыков, и какова степень трудности его исполнения, отвечает ли оно интересам и потребностям детей. Большое значение имеют особенности музыкального языка : небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика. Подобрав репертуар для игры ансамблем, слушаем с детьми и внимательно анализируем. Руководствуясь методическим пособием Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» , для наглядности, большей доступности и подсказки детям составлена схема анализа музыкальных произведений. Дети с помощью схемы легко определяют, какой звучал оркестр, инструменты, жанр, структуру строения (части или куплеты, музыкальные фразы и предложения) и прочие средства музыкальной выразительности. Такой глубокий анализ обеспечивает взаимопонимание в работе над ритмическим аккомпанементом. Отрабатываем игру по партиям, работаем индивидуально. Затем соединяем все партии и работаем над темпом, динамикой и ансамблем звучания произведения (добиваемся сыгранности, выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий).

Дети знакомятся с разновидностями музыкальных оркестров, получают теоретические знания об их составах, слушают их звучание, со звучанием русских народных инструментов. Знакомятся с предметами быта, которые народ использовал в качестве ударных инструментов (коса, пила, рубель, ухват и т. д.) . По возможности и по желанию дети импровизируют на некоторых из них. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти детей, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни, дети организуют концерты в кругу семьи. Последним этапом работы ансамбля – это выступление перед публикой : концерты, развлечения, родительские собрания, выездные концерты, конкурсы. Естественно, при такой работе широко используется музыкальный фольклор, на его примере привлекаем наших воспитанников к мысли о таких понятиях, как добро, дружба, любовь к природе, к малой родине, к России.

Список литературы

1. Веретенников, И. И. Белгородские карагоды. -Белгород :Издательство Везелица, 1993.-114с.

2. Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России. -М., 1991. -126с.

3. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. -Белгород. ,1998.

4. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М.: Просвещение., 1990. -108с.

5. Науменко, Г. М. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть. –М., 1995. -186 с.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

“ Угадай, что я вижу!”

В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.

Начинайте так:

Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь! Ребенок: Сердечки на занавесках? Вы: Нет. Он: Обложку Таниной книжки? Вы: Нет. Он: шапку Олега? Вы: Нет. Он: Фантик на столе? Вы: Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

“Рассказ без прилагательных”.

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (“Как я собирался в лагерь”, “Наше путешествия в лагерь” и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.

“Угадай песню (стихи)”.

Играет группа ребят. Определяется водящий, он отходит за пределы слышимости. Ребята подбирают песню или стихотворение, из которых выбирается ода строка или куплет. Например, строчка пушкинского стихотворения: “Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…” Все ребята, сидящие по кругу, берут себе по одному слову из этой строчки. Водящий возвращается и начинает опрос ребят. Он может задавать любые вопросы, самые несуразные, всем по очереди или в разбивку, типа “Твое отношение к соленой капусте?”, а отвечающий должен употребить доставшееся ему слово: “У меня к капусте чудное отношение!”

“Коначко” (конец-начало-конец).

Играть можно вдвоем, втроем, двумя командами или по кругу. Слова необходимо подбирать таким образом, чтобы последний слог первого слова служил началом второго: РУКА-КАПОР-ПОРОГ и т.д. замешкавшийся выбывает из игры. Можно индивидуально составлять цепочки на определенную тему. Побеждает тот, чья цепочка длиннее.

“Чепуха”

Двое играющих в тайне от других играющих договариваются о теме, на предмет которой они будут общаться невербальными средствами. Начинают разговор. Очевидцы, догадавшись, о чем идет речь, подключаются к беседе. Когда все будут вовлечены в игру, с последнего подключившегося начинают выяснять предмет общения – кто как понял тему беседы и какую информацию передавал сам.

“Шли по улице”.

Всем играющим присваиваются номера. №1 начинает: “Шли по улице 4 крокодила”, №4 отвечает: “А почему 4?, №1: “А сколько?”, №4: “А 8”. В игру вступает №8: “А почему 8?”, №4: “А сколько?”, №8: “А 5!” и т.д. если кто ошибся или замешкался, отдает фант. Собранные фанты в конце игры разыгрываются.

“Угадай, кто это”.

Тот, кто начинает, выбирает кого-то из игроков и описывает его так: Он маленький, веселый и темноволосый. Все смотрят друг на друга. Может, это Рита, Таня или Костя? Если никто не может угадать, описание можно уточнить: на этом человеке черные лакированные туфли, красная кофта и в волосах заколка. Теперь, конечно, всем ясно, что это Юля.

“Нащупанный банан”

Дети садятся в кружок. У каждого под рубашкой что-нибудь спрятано. Один из детей пытается на ощупь отгадать, что же там такое. Игра становится интересней, если действует правило: сразу не называть угаданные предметы, а ощупать все, что спрятано и только тогда назвать у кого что спрятано.

“Обмен одеждой”.

Дети садятся в кружок и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь ее запомнить. Затем один из них выходит за дверь, а несколько игроков меняются частями одежды. Ведущий входит и пытается определить на ком одеты чужие вещи и кому они принадлежат. Сразу бросится в глаза, если мальчик Саша наденет юбку Ани. Не так заметно, когда меняются носками.

“Внимание, он приближается!”

Дети встают в кружок как можно плотнее друг к другу. Они передают из рук в руки мягкую игрушку или еще какой-нибудь предмет, пока звучит музыка. Каждый старается как можно скорее избавится от этого предмета. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется игрушка, выходит из игры.

“Подарки”.

Играющие садятся полукругом и выбирают водящего, затем предлагают ему ненадолго выйти. Каждый играющий готовит себе подарок: ножик, карандаш, монетку, булавку и т.п. Зовут водящего. Он обходит всех и старается запомнить, у кого какой предмет. Затем он вторично выходит, а играющие собирают все вещи в одно место. Опять зовут водящего и предлагают ему раздать подарки кому какой хотелось. Если водящий раздаст правильно подарки. Выбирают нового водящего; если ошибется, повторяют в третий раз. После третьего же раза выбирают нового водящего.

“Моментальный снимок”.

Ведущий кладет на стол несколько предметов (карандаш, коробочек, скрепку, ножик и т.п.) и накрывает их листом бумаги. Затем зовет играющих. Когда все приготовятся, он приподнимает закрывающий предметы лист на 3-5 мин и снова закрывает. Предлагается, чтобы каждый записал, какие он видел предметы. Потом проверяют правильность запоминания. Выигрывает запомнивший больше других и без ошибок.

“Что изменилось?”.

На столе раскладывают 10-15 открыток. Играющим предлагается в течение 1-2 мин запомнить расположение нескольких открыток. Когда все посмотрят вторично, предлагается сказать, какие были сделаны перемещения. Выигрывает тот, кто укажет правильно все (или большее число) изменения.

“Руки на стол!”.

Играющие делятся на две равные группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, пуговицу, резинку – и начинает передавать ее под столом. Неожиданно один из играющих другой группы громко говорит: “Руки на стол!”. Тотчас вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обязательно должен находиться предмет. Вторая группа должна угадать, у кого он находиться, причем угадывает один, советуясь с товарищами. Если он угадает, предмет переходит к его группе. Тогда вся группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает, у кого он находится. Если не угадает, то предмет остается у первой группы и она выигрывает очко. Так играют до условленного количества выигрышных очков.

“Веселая игра в ложки”

Приготовьте на одну ложку меньше, чем участников игры. Пусть участники игры сядут в кружок на корточках, руки за спиной. Посередине по кругу положите ложки (на одну меньше, чем частников игры). Ведущий рассказывает историю, которая может начинаться приблизительно так:

Жила-была одна семья. Фамилия у них была Ложкины…

Услышав слово “ложка”, дети должны как можно скорее схватить одну из ложек. Тот, кому не досталось ложки, выбывает из игры. Затем ложки опять кладутся на прежнее место и игра продолжается. Не забудьте при этом отложить одну ложку в сторону, а потом история продолжается:

Однажды в воскресенье Ложкины решили сходить куда-нибудь пообедать всей семьей. Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расстаться со своей пижамой. “Если ты немедленно не оденешься, то получишь ложкой по лбу!” - сказал папа, рассердившись. Но Олег упрямо стоял на своем. Бабушка сказала: “А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложечками” - и уговорила внука. Олег переоделся и все сели в машину. Кафе называлось “Золотая ложка”. Там все было очень красиво, а официанты вели себя необыкновенно солидно. За одним из столов сидела толстая дама с рыжей собачонкой, а напротив нее худой господин, ее муж, который облизывал свою ложку. “Взгляни, дорогая, - сказал он толстой даме, увидев, как семя Ложкиных садится за столик. – удивительно, сколько детей – и всего одна собака!” Подали еду. Только пап собрался налить маме стаканчик вина, как пес Мопси потянул за скатерть. Хаос вышел отменный. На пол полетели тарелки, вилки, ножи стаканы и ложки. Прибежал ужасно взбудораженный официант. Он успокоился только после того, как папа Ложкин за все заплатил. Семье Ложкиных пришлось уйти из кафе. Они пошли прямиком к палатке, где продавали сосиски, поели жареных колбасок, очень вкусных. Только мопс ничего не получил: в наказание ему пришлось просто смотреть.

Вместо ложек можно поиграть в другие предметы, например, в каштаны, плюшевых верей, кубики и т.д. Важно только, чтобы они находились от детей на одинаковом расстоянии. Дети непременно должны держать руки за спиной и обращаться друг с другом аккуратно. Бережно. А выдумать историю вовсе не так уж трудно. Она вполне может быть длинной, но обязательно интересной и веселой.