Сегодня егэ по литературе задания. ЕГЭ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене. Что может удивить на экзамене

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.

Фото tumblr.com

Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть . Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Лайфхаки от студентов журфака:

«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

Фото tumblr.com

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы. Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.

«Я считаю, что мой успех заключается в "репетициях". Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.

Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.

«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою... Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.

Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!

В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров, один из которых - мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия - литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются - получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует - сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще - просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему - и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать - так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии - нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо - цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

Одним из самых распространенных заданий ЕГЭ по литературе является определение жанра, жанровой специфики. Этот вопрос может встречаться, в заданиях как с эпическим и драматическим, так и лирическим текстами.

В литературоведенье проблема определения жанра стоит особенно остро. Зачастую классическое произведение сочетает в себе признаки нескольких жанровых разновидностей, а большинство теоретиков литературы вообще считают, что гениальные произведения вообще всегда создаются на стыке жанровых форм.

В школьной программе с жанрами тоже не все так просто, хотя бы взять «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. Что это в плане определения жанра? Это повесть, как дают большинство учебников? Или это роман, как это дано в «Кодификаторе»? Что правильно? Что писать в ответе?

В принципе, составители заданий ЕГЭ по литературе прекрасно понимают, что существуют расхождения в теории, разные взгляды, разные подходы, поэтому они стараются избегать таких вопросов. Иногда в ответах по литературе мы можем встретить вариативность, т.е. изначально будут заложено в программу несколько правильных ответов, и мы считаем, что это правильно. Вот, например, каков жанр «Войны и мира» Л.Н. Толстого? Это роман, эпопея, роман-эпопея? Что писать? Думается, что в скором времени эти вопросы вообще исключат из ЕГЭ по литературе, оставив только вопросы с развернутыми ответами.

Однако теорию жанров стоит все-таки знать, потому что и в развернутых ответах одним из критериев является применение терминов для анализа.

Подробный разбор задания № 2 Вы можете посмотреть на видео.

А также мы предоставляем небольшой конспект для решения задания № 2.

Итак, само задание:

2. Укажите специфику жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
Ответ:___________________________.

Как мы уже знаем из задания № 1, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина по роду - это эпос. Соответственно нам понадобится знать эпические жанры.

КОНСПЕКТ

Жанр - это литературная форма существования художественного произведения, разновидность рода. Жанру свойственны определенные художественные характеристики, т.е. критерии по которым жанр выделяют. Для каждого жанра существует свой собственный набор критериев, по которым его выделяют на фоне остальных.

Эпические жанры

Основные эпические жанры - эпопея, роман, повесть, рассказ, басня.

Эпопея (роман-эпопея) - монументальные по форме произведения общенародной проблематики («Война и мир» Л. Н. Толстой, «Тихий Дон» М. Шолохов и др.). Эпопея характеризуется большим количеством действующих лиц, широтой изображения жизни народа в определенную историческую эпоху, торжественной лексикой и величавым тоном повествования.

Роман - это большое эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова и др.

Повесть - это средняя эпическая форма. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман. Например: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя и др.

Рассказ (новелла, очерк, эссе и пр.) - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событий из жизни человека. Это рассказы из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова и др. Рассказ - художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Действующих лиц в нем немного. В рассказе нет подробного описания жизни героев. Обычно писатель изображает поступки, поведение героев во время какого-нибудь важного события. Рассказ занимает немного страниц, но читатели хорошо запоминают героев рассказа, обстановку, в которой они живут и действуют.

Басня - краткий иносказательный рассказ в прозе или стихах поучительного характера. Широко известны басни И. А. Крылова «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська». Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басни состоят из рассказа и морального вывода. Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается). Так как в басне действуют животные, а под ними подразумеваются люди, то в ней используется олицетворение (животные в басне говорят, думают, чувствуют). Аллегория - в переводе с греческого - иносказание - изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: Лиса - хитрый человек; Заяц, ягненок - беззащитный человек; волк - злой, бессердечный человек.

Специфика эпических жанров :

Специфика - это дополнительная уточняющая отличительная характеристика жанра. В зависимости от того, что положено в основу характеристики выделяют:

  • Специфику по художественному методу или направлению: сентименталистская повесть, реалистический роман, романтическая баллада, классицистическая ода и пр.
  • Специфику по характеру содержания: мистический роман, революционная басня, дидактическая (воспитательная) повесть и пр.
  • Специфику по источнику сюжета: историческая повесть, рыцарский роман, фантастический рассказ и пр.

В принципе, применительно к специфике жанра «Капитанской дочки» А. С. Пушкина можно смело говорить:

«Капитанская дочка» - это повесть или роман, а с учетом специфики на основе источника - это историческая повесть или исторический роман.

Вконтакте




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал обязательным испытанием при поступлении на целый ряд специальностей, в том числе таких востребованных сегодня, как “Журналистика”, “Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и другие. Этот факт не мог не заставить выпускников выбрать в качестве обязательного экзамена предмет “Литература”.

Мои обучающиеся тоже не стали исключением. Оказавшись в ситуации необходимости подготовить выпускников к экзамену, я начала с того, что купила литературу, которая помогла бы мне определить с чего начать работу. Проанализировав полученные пособия, я сделала вывод, что она, как правило, состоит из следующих компонентов:

  • методических рекомендаций для учащихся по подготовке к ЕГЭ,
  • особенностей типов заданий,
  • тренировочных заданий из открытых вариантов КИМ,
  • тренировочных вариантов ЕГЭ,
  • критериев проверки и оценки выполнения заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3,
  • списка художественных текстов для обязательного чтения.

Всего этого оказывается недостаточно, чтобы ответить на вопросы: с чего начать подготовку к экзамену, как разделить материал, какая научно-учебная литература может пригодиться и на подобные. Обозначилась проблема : отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе

Востребованность предмета сегодня и ряд нерешенных вопросов в этой связи позволяют говорить об актуальности моей работы.

Настоящая методическая разработка имеет целью создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.

  1. Советы психологов выпускникам.
  2. Структура контрольных измерительных материалов.
  3. Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами.
  4. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
  5. Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений.
  6. Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
  7. Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
  8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета.

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Приложение 1
  • Часть 4

    Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)

    Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности – это вопрос, на который нужно дать краткий (ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 – С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.

    Оценка выполнения заданий С1 и С3

    Оценка выполнения заданий С2 и С4

    [www.fipi.ru

    Часть 5

    Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений

    Анализ эпического и драматического произведения

    1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
    2. Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
    3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
    4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
    5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
    6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
    7. Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.

    Анализ лирического произведения

    1. Автор, заглавие;
    2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
    3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
    4. Сюжет, композиция, проблема.
    5. Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
    6. Лирический герой;
    7. Место автора в произведении;
    8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
    9. Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
    10. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru ]

    Часть 6

    Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

    1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
    Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. 3
    2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
    Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. 3
    3. Обоснованность привлечения текста произведения.
    Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). 3
    4. Последовательность и логичность изложения.
    Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. 3
    5. Следование нормам речи.
    Максимальный балл

    [www.fipi.ru ]

    Как писать сочинение?

    Композиция сочинения:

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

    Во вступлении может:

    • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
    • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
    • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

    2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

    В основной части следует избегать:

    • Пересказа литературного произведения;
    • Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли;

    Основная часть– это проверка того, насколько верно понята тема.

    3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.

    Заключительная часть должна быть:

    • Короткой, но емкой;
    • Органически связанной с предыдущим изложением.

    В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

    В заключительной части работы обозначу наибольшие трудности, которые возникают при подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения

    Трудности Пути решения
    1. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п. 1. Сформировать внутренний план действий;

    2. Организовать рабочую зону;

    3. Понять специфику работы;

    4. Отобрать необходимую литературу;

    5. Изучить пространство Интернета в поисках полезных ссылок.

    2. Недостаток информационной базы 1. Обратиться за помощью к товарищам;

    2. Просмотреть и отобрать необходимую литературу в каталогах библиотеки;

    3. Посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ

    3. Большой объем материала 1. Разделить материал на удобные для повторения блоки;

    2. Создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами;

    3. Воспользоваться справочниками и пособиями типа “Все произведения русской литературы в кратком изложении”;

    4. Систематизировать материал с помощью читательского дневника.

    5. Отсутствие необходимой практики в написании сочинений на уроках литературы. 1.Подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения;

    2. Практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями;

    3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них.

    6. Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ. 1. Систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой;

    2. Контрольное выполнение тестов с учителем литературы.

    Не стоит забывать, что по возможности необходимо последовательное чтение и изучение литературных текстов в соответствии со школьной программой!!!

    Практическое использование работы:

    1. Психологический настрой.
    2. Разделение материала на удобные блоки.
    3. Экономия времени при поиске информации.
    4. Готовые памятки и алгоритмы анализа.
    5. Такая систематизация материала позволяет лучше подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.

    Перспективными направлениями работы являются

    – составление словаря в соответствии с блоками;
    – систематизация тем сочинений по разделам;
    – подбор образцов сочинений части С5 и ответов части С1-С4.

    Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 по литературе нет.

    ЕГЭ по литературе выбирают выпускники, решившие поступать на гуманитарные факультеты. Это сложный экзамен, для успешной сдачи которого нужно прочесть большой объем лирических и прозаических произведений. Поэтому подготовку нужно начинать как можно раньше, желательно с начала 10 класса.

    Структура экзамена

    Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.

    Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

    • Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
    • Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

    Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

    На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

    Требования к оформлению

    1. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
    2. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
    3. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

    Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

    Баллы за задания по литературе

    • 1 балл - за 1-7, 10-14 задания.
    • 6 балла - 8, 15.
    • 10 балла - 9, 16.
    • 14 балла - 17.

    Всего: 58 баллов.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

    Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

    1. Просмотрите по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.
    2. После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.
    3. Также советуем завести и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т.д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.
    4. Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.

    Решение практических заданий

    • После наработки теоретической базы, приступайте к практике. Примеры тестов вы можете взять на нашем сайте. Сначала отвечайте на задания с краткими ответами. Здесь вам пригодятся ваши знания терминологии, умение сравнивать литературные течения, жанры.
    • Далее приступайте к вопросам, на которые нужен развернутый ответ. Отвечайте на них без отвлечений, только по существу, можно цитировать авторов.
    • После этого следует написание сочинения. Это задание потребует навыка выстраивать композицию, состоящую из вступления, основной части и заключения. Наработать его можно, регулярными тренировками. Чем больше вы напишите в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе, тем увереннее будете чувствовать себя на экзамене.

    Несколько слов о сочинении

    Творческие задания традиционно оценивает экзаменационная комиссия. Основные критерии оценивания сочинения по литературе 2020 таковы:

    • умение грамотно излагать мысли, наличие обоснованного собственного мнения;
    • уровень знаний по теории литературы;
    • глубина понимания поставленной проблемы;
    • последовательность и логичность повествования;
    • соблюдение всех правил русского языка.

    Максимальный балл за сочинение - 14

    Что важно для подготовки

    Каждый индивидуально формирует план подготовки к экзамену, но универсальными пунктами остаются:

    • чтение художественной литературы (произведений вне программы, в том числе);
    • регулярное написание коротких тренировочных сочинений;