Сенегал культура. Обычаи и традиции сенегала. Национальный парк Дельта реки Салум

Ввиду большого количества проживающих в Сенегале народностей и племен, запомнить все обычаи и традиции местных народов просто не представляется возможным. Но ввиду того, что местные народы в большинстве своем принадлежат к сходным языковым группам, общение с ними обычно не составляет большого труда, особенно если говорить с ними по-французски.

Сенегальцы в основной своей массе очень дружелюбны и приветливы. Это очень красивые люди (сенегальские женщины считаются самыми красивыми в Африке) с хорошо развитым чувством собственного достоинства. При всем при этом в стране проживает множество беженцев из соседних стран, поэтому в городах множество выходцев из Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Мали, Сьерра-Леоне и других африканских стран, которые и составляют основу так досаждающих туристам попрошаек. Так как непривычный к местному фенотипу взгляд европейца вряд ли отличит представителя народности "фульбе" от "волоф" или "серрер", коренным сенегальцам часто приписывают черты других народов Африки.

При общении с местными жителями следует учитывать, что у них существует целая система знаков внимания и подчеркивания социального статуса собеседника, а также четкая дифференциация общества по родовому или кастовому признаку. Большую роль играют и религиозные нормы. Обычно ни одно серьезное решение не принимается без совета со стороны имама или "марабу" ("святой", этот титул обычно носят проповедники и пожилые богословы). Незнание этих норм при общении может серьезно обидеть местного жителя, поэтому при посещении местной деревни или частного дома рекомендуется вежливо попросить старейшину или школьного учителя выступить в роли гида или переводчика. При встрече с местными жителями следует вежливо поздороваться с ними, поинтересоваться их делами и презентовать небольшой сувенир. Сами сенегальцы здороваются друг с другом столько раз, сколько раз встречаются, невзирая на то, что сегодня они уже виделись не один раз.

Особенно щепетильным следует быть в товарно-денежных отношениях с местными жителями. Часто путешественники жалуются, что сенегальцы под любым предлогом пытаются выманить у гостя как можно больше денег за ту или иную незначительную услугу. Но в то же время сенегальцы возмущаются в случае попытки предложить им плату за некоторые вещи, например - за ночлег в частном доме, так как они считают это дружеской услугой гостю. Поэтому следует всегда досконально расспрашивать гида или переводчика об особенностях этикета той этнической группы, к которой относится собеседник. Но обычно вполне адекватной платой за гостеприимство считается небольшой ответный подарок хозяину дома, а также лекарства, продовольствие или некоторая сумма денег для нужд общины.

В сенегальском доме перед едой положено вымыть руки из специального кувшина и вытереть их общим полотенцем. Обычно блюда подаются в глубоких эмалированных тарелках или горшочках, каждый на 3-4 порции. Мясные блюда местной кухни подаются не на тарелках, а на специальных досках с выдолбленными в них углублениями. Африканский суп из рыбы "киду" тоже подается по-особому - в глиняном горшочке, запечатанном сверху лепешкой из кукурузной муки. Рис, мясо и рыбу можно есть руками (следует брать пищу только правой рукой!), но во многих домах всегда есть на столе европейские столовые приборы, которыми можно пользоваться наряду с руками. Каждое блюдо подается отдельно, хотя может с самого начала стоять на столе. Хлеб и лепешки обычно разламывают руками и используют в качестве ложки. Салаты часто идут после главного блюда. На десерт обычно подают различные плоды, орехи колы (для жевания и очистки полости рта) и различные десерты, а за ними следуют кофе и чай. Существует множество маленьких столовых и кафе, в которых каждый компонент трапезы подается и оплачивается отдельно и выкладывается на тарелку в соотношении, указанном гостем.

Следует обратить особое внимание на уважение местных жителей к баобабу. Эти деревья даже охраняются законом и их вырубка, а также лазание по ним без специального разрешения властей, запрещены.

Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону, обычно их поджимают под себя или сидят по-турецки. Не принято есть стоя или на ходу. Не стоит прикасаться к голове человека, даже если это ребенок. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особен-ностям социальной , так и по методам ведения хозяйства. У и тукулер, чьи этнические территории ле-жали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое с кастовой иерархией. Этому способствова-ла и постепенная их исламизация. У туку-лер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участ-ки, сложилась редко наблюдаемая в Тро-пической Африке на землю. Богарное же земледелие у туку-лер, как и у волоф и , осно-вывалось на огневой переложной си-стеме и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас поч-ти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской об-щины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и туку-лер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К на-чалу колонизации представляли со- группу родо-племенных объедине-ний, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верова-ния. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распро-странялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспо-соблены к особенностям среды их обита-ния. Переложное волоф цели-ком основано на использовании есте-ственного плодородия почв и естествен- его восстановлении. Система -ботки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органиче-ских удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат ), представляет известную в интенсификации земледелия. Что касается диола, то издревле зани-мались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в -кусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII-XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяй-ства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигеро-кордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X-XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сене- , часть перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на терри-торию, заселенную волоф, и ассимили-ровалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к осед-лому земледелию. Менее других измени-лись фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукоче-вым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка евро-пейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся -кой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

В стране зарождается национальное ки-ноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры по-священы актуальным проблемам разви-тия страны, зачастую носят остро сатири-ческий характер. Они получили. Значитель-ное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов - духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130-150 тыс. человек, из которых 55-60% - промышленные рабочие. часть кадровых промышлен-ных рабочих сосредоточена на предпри-ятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка -жуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла «бюрократическая» , состоящая из различных ад-министраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги стра-ны стремятся упрочить свое политиче-ское влияние. Официальной доктриной их стали теории «африканского социа-лизма» и «негритюда», наиболее полно разработанные Л. С. Сенгором. Эти тео-рии абсолютизируют своеобразие афри-канской культуры, образа жизни и пси-хологического склада африканцев,

пропагандируют «особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддержи-вают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну ино-странный капитал и поощряют национальное предпринимательство.

Республика Сенегал. Государство в Западной Африке. Столица – г.Дакар (1,7 млн. чел. – 2002). Территория – 196,7 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление – 11 областей. Население – 11,13 млн. чел. (2005, оценка). Официальный язык – французский. Религия – ислам, христианство и традиционные африканские верования. Денежная единица – африканский франк (франк КФА). Национальный праздник – День независимости (1960), 4 апреля. Сенегал – член ООН с 1960, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Движения неприсоединения, Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) с 1975, Экономического и валютного союза государств Западной Африки (ЮЕМОА) с 1994, Организации исламская конференция (ОИК) с 1971, Общей афро-маврикийской организации (ОКАМ) с 1965 и Международной организации Франкофонии (МОФ).

Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Кашин Ю.С. Сенегал . М., «Мысль», 1973
Clark, A.F., and Phillips, L.C. Historical Dictionary of Senegal. 2 nd Edn. Metuchen, NJ, Scarecrow Press, 1994
Барри Бубакар. Международные аспекты вооруженного конфликта на юге Сенегала . М., Изд-во Института Африки РАН, 1999
Садовская Л.М. Лидеры Сенегала и Туниса . М., Изд-во Института Африки РАН, 2000
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Bellitto, M. Une histoire du Sénégal et de ses entreprises publiques. Paris, L"Harmattan, 2002
Africa South of the Sahara . 2004. L.-N.Y.: Europa Publications, 2003
Куда идешь, Африка? Историко-политические этюды
Страны Африки и Россия. Справочник . М., Изд-во Института Африки РАН, 2004

Найти "СЕНЕГАЛ " на



    Государство расположено на крайнем западе Африки. На севере граничит с Мавританией, на востоке - с Мали, на юге - с Гвинеей и Гвинеей-Бисау. С запада омывается Атлантическим океаном. Контуры страны напоминают голову льва, раскрывшего пасть.
    Этнический состав достаточно сложен. Болшинство населения - земледельческие народы волоф (43%), серер (19%), диола (7%), малинке и сонинке и другие. Характерны массовые миграции сельского населения в города, а также миграции из северных опустыненных районов на юг, в том числе в Казаманс. Многие молодые мужчины из восточных районов страны традиционно уезжают на заработки во Францию и другие европейские страны.
    Лучшие песчаные пляжи на Атлантическом побережье, сочетание африканской экзотики с высоким уровнем обслуживания, развитая дорожная и гостиничная инфраструктура делают Сенегал весьма привлекательным для туристов.




    Субэкваториальный, на севере - переходный к тропическому. Температура воздуха в разные сезоны колеблется от +23°С до +28°C. Сезон дождей продолжается с июля по октябрь. Самый влажный район - юг атлантического побережья, где за год выпадает до 2000 мм осадков. Количество осадков может резко меняться от года к году (в районе Дакара - 235-1485 мм). С ноября по апрель дует сухой северо-восточный пассат из Сахары, а с мая по октябрь влажный юго-западный муссон приносит обильные дожди.

    Деньги Сенегала

    1 UAH = 1.22 CFA

    Сенегальцы дружелюбны и приветливы, имеют хорошо развитое чувство собственного достоинства. При всем при этом в стране проживает множество беженцев из соседних стран, которые и составляют основу досаждающих туристам попрошаек.
    Местные жители очень трепетно относятся к баобабу. Эти деревья даже охраняются законом и их вырубка, а также лазание по ним без специального разрешения властей, запрещены.




    Традиционное блюдо жителей Сенегала и Гамбии - маффе, разновидность африканской арахисовой похлебки или рагу. В приготовлении маффе может быть использована баранина, мясо ягненка, рыба (свежая или сушеная); существует также вегетарианское маффе. Маффе по классическому рецепту запекается в специальной яме, выложенной листьями сагового дерева.
    В меню сенегальских ресторанов по всему миру обязательно присутствует куриная или рыбная ясса. Для того чтобы мясо было нежным, его маринуют целую ночь. В состав маринада обязательно входят растительное масло (в основном арахисовое), лимонный сок, лук и горчица. Обязательным компонентом многих блюд является рис. Его замачивают в воде, высушивают и перетирают в руках или при помощи бутылки.

    Достопримечательности Сенегала

    Дакар



    Дакар - крупный торговый и туристический центр Западной Африки, обладающий достаточно ровным и прохладным климатом. Это вполне современный город, мало похожий на большинство столиц региона и в то же время сохраняющий колорит местной культуры. Центральная часть Дакара лежит на небольшой возвышенности, ограничена тремя главными улицами и насыщена магазинами и ресторанами. Здесь расположены Площадь Независимости, Ратуша (1914 г.), деловой квартал, пристань и множество учреждений.
    Главными достопримечательностями столицы являются Художественный, Исторический и Морской музеи, а также ИФАН-Музей на площади Соуэто с богатой коллекцией масок, музыкальных инструментов и скульптуры со всей Западной Африки. Белоснежный Президентский дворец, построенный в 1906 г. на берегу океана, окружен прекрасным парком. Недалеко от центра возвышается подсвечиваемая по ночам Гранде-Моске ("Большая Мечеть", 1964 г.).

    Остров Горе



    Остров Горе находится недалеко от побережья Сенегала, напротив Дакара. В XV-XX веках здесь располагался самый большой на Африканском побережье центр работорговли. Владели им попеременно португальцы, голландцы, англичане и французы, что отразилось на архитектуре, характеризующейся сильными контрастами между мрачными кварталами рабов и изящными зданиями работорговцев. Сегодня город служит напоминанием о худших сторонах человеческой натуры, присущих всем народам и расам независимо от цвета кожи и благосостояния.

    Сен-Луи



    Один из самых интересных городов континента, старейший город страны и первое европейское поселение в Западной Африке. Основан в 1659 году на острове, занимающем стратегически важное положение возле устья реки Сенегал, между континентом и полуостровом Ланге-де-Бербери.
    Сегодня Сен-Луи вольготно раскинулся на побережье и прилегающих островах, связанных друг с другом небольшими мостами. В островной части города сохранилось большое количество старых особняков в колониальном стиле с коваными решетками и резными балконами и верандами. Туристы обязательно посещают старый, более похожий на форт, Губернаторский дворец (XVIII в.), Кафедральный собор в стиле "модерн" (1828 г., самая старая церковь в Сенегале) и уникальное мусульманское кладбище, все места между могилами на котором завешены рыбацкими сетями. Мост Файдербе, соединяющий остров и материковую часть города, - настоящее произведение инженерного искусства. Созданный для установки на Дунае, он какими-то неведомыми путями оказался в Африке и был водружен на свое сегодняшнее место в 1897 году. Полуостров Ланге-де-Бербери занят рыболовецкими артелями, образующими живописный квартал Гет-Н′Дар, и многочисленными туристическими центрами.