Северус Снейп - актер Алан Рикман: биография, лучшие роли. Скончался британский актер алан рикман Алан Рикман в фильме "Крепкий орешек"


"Что такого ужасного сделал Снейп?"

Алан Рикман был в списке актеров, которых предлагала сама Роулинг, поэтому неудивительно, что Снэйп у него вышел ну просто как настоящий (только не обижайся, Северус, он правда очень похож! Ну может только волосы смотрятся чище, чем надо…- прим. Луни). Также известно, что Роулинг провела с ним небольшую консультацию, в которой рассказала ему о прошлом Снэйпа, которое читателям пока неизвестно. Поэтому Рикман является теперь хранителем СТРАШ-Ш-ШНОГО секрета и находится под потенциальной угрозой похищения: вдруг особенно истомленные ожиданием следующих книг фанаты захватят его в плен, чтобы выпытать у него информацию? Однако, я отвлекся…

" Мои племянницы были не столько обрадованы, сколько просто настаивали, что я должен взять эту роль…" – рассказывает Рикман о том, как ему предложили играть в Гарри Поттере. Когда его спросили, насколько захватывает его подобная литература, он поделился: "Да, когда я читал книгу… я не мог остановиться, и все переворачивал страницы…Это потрясающая история,… берущая начало из богатой традиции…"


Кто такой профессор Снэйп в описании мистера Рикмана?
"Он преподаватель по зельям и декан факультета Слизерин в школе Волшебства "Хогвартс", в которой учится Гарри, но он лелеет тайную мечту быть преподавателем Темных Искусств. (Да-да, именно так и сказано – не слова про "Защиту от…" Ошибка актера? Ошибка журналиста? Или м-р Рикман, и правда, знает что-то, чего мы не знаем? – прим. Луни). Ему не нравится Гарри, возможно потому, что ему кажется, что мальчик слишком популярен для первоклашки. Я думаю, что в глубине души Снэйп полон сомнений, он стремиться быть тем, кого люди бы действительно уважали, например, темным волшебником, а не просто школьным учителем. Именно поэтому он завидует более популярным и удачливым мальчикам, вроде Гарри. Тем не менее, у него есть своя положительная сторона, ведь, хотя Гарри постоянно раздражает его, он не дает ему волновать его слишком сильно".


Когда ему намекнули, что он, как всегда, играет злодея, Рикман возмутился:
"Не понимаю, чего такого ужасного он (Снэйп) сделал, кроме того, что спас жизнь Гарри Поттеру?"


Почему же он решил участвовать в фильме?

"Это здорово, быть частью чего-то, что будет как бы новой точкой отсчета в истории кинематографа. Что бы люди не говорили о фильме, как бы не критиковали, это событие… как "Битлз".


Как он видит свое участие в этом "событии"?
"…я думаю, моя работа – это рассказывать историю… на одной стороне – литературное произведение, а актер – между произведением и публикой, и моя работа – быть наиболее умелым рассказчиком."


По поводу фильма, на премьеру которого Рикман опоздал, и вполз потихоньку в зал только на последней трети, актер говорит:

"Он показался мне потрясающим… Когда я был на съемках и к нам приходили дети, и постоянно слышалось: "Ух ты! Это совсем как в книге!" И я думаю, что это и было целью Криса Коламбуса и продюсеров – быть верными воображению Дж.К.Роулинг. И я думаю, что, учитывая тот факт, что в конце показа прошлым вечером все зрители в кинотеатре встали и аплодировали,– они этого добились."


К сожалению, роль Снэйпа была значительно урезана в первом фильме, а во втором сокращения еще более значительны. Крис Коламбус признается:
"Когда мы снимали первый фильм, я хотел, чтобы там было больше Алана Рикмана. Когда мы снимали второй фильм, я хотел, чтобы там было больше Алана Рикмана. Но мы должны были сконцентироваться на истории, которая происходит с детьми".

Несмотря на подобную "цензуру", с помощью Рикмана по всему миру покатилась такая волная снэйпомании, что порой просто страшно становится. А коллеги Рикмана по "Поттеру" отзываются о нем очень положительно. Кеннет Брана, кому посчастливилось сразиться с Аланом в магической дуэли, признался:
"Я его большой фанат. Даже просто сидеть и трепаться было захватывающе. Он такой умный и у него всегда есть миллион историй, чтобы рассказать. Это было очень весело."

Создательницу "Гарри Поттера" Джоан Роулинг Алан называет потрясающе интересной женщиной. А на вопрос, собирается ли он всю жизнь сниматься в фильмах о Гарри Поттере, он отвечает:
"К счастью или к несчастью, будет всего семь книг " .


Интервью С Аланом Рикманом

- Тебя не достаёт постоянное внимание женщин, рассматривающих тебя, скорее, как постельного партнёра, чем талантливого лицедея?
- Скорее, забавляет! В игре я пытаюсь быть максимально честным, открытым и прямым. И заметил, что актёры, играющие в открытую, кажутся публике более доступными как люди, или, по крайней мере, зрителям хотелось бы верить. Может, именно прямота создаёт ореол привлекательности; дело не во внешности, а в эмоциях лицедея.

- Тебе не кажется, что после роли ноттингемского шерифа в «Робин Гуде» и плохого парня в «Крепком орешке», ты съезжаешь в сторону «рынка плохишей»?
- Нет. Мой послужной список пестреет разнообразием. Все мои детища совершенно разные – правдивые, слегка сумасшедшие, глубокие, как в «Разуме и чувствах», ну и с тёмными натурами найдутся.

- Каково натолкнуться на бывшую подружку, вернее на Эмму Томсон, во время съёмок «Реальной любви»?
- Будто возвращается на круги своя. Мы трудились на одной площадке в четырёх фильмах – «Разум и чувства», далее я снимал Эмму в «Зимнем госте», ну а в «Поцелуе Иуды» мы умудрились изобразить романтическую интрижку. Наверное, у нас с Эммой слишком развито чувство юмора, что бы принимать творческие романы всерьёз. Должен признаться, постоянные взрывы смеха жутко выбивают из колеи. Каждому из нас все время не хватало времени для полного раскрытия персонажа, и если вы собираетесь сказать: «Вот парочка, успевшая побывать в браке, ещё и детей нажить», - вам лучше прибегнуть к скоростному стилю а-ля короткие штрихи. Короче дружба нам здорово помогает. Может поэтому Ричард Кёртис, режиссер и сценарист фильма «Реальная любовь», отобрал на роли именно нас.

- Ты много времени проводишь в Голливуде?
- Только, когда занят в проекте.

- Можешь припомнит случай, когда в мыслях блеснуло: «Я сделал это!»
- Пока не наблюдался!

- Да был же он!
- Ничего подобного, всегда найдутся люди, норовящие полоснуть мачете. Как только в голове блеснёт об успехе, кто-нибудь тут же треснет по башке. Когда-то Кэйт Бланшетт выдала абсолютную истину. Она сказала, что горизонт вечно изменчив, и это прекрасно. Приятно думать, что у меня ещё все впереди.

Заметил ли ты изменения в карьере после Снэйпа в серии фильмов о Гарри Потере?
- «Гарри Поттер» - совершенно отдельная, почти уникальная часть моей жизни.Каким-то образом, меня не было ни в «Личных жизнях», выпушенных на сцену Уэст Энда, ни в режиссуре и драматургии «Реальной любви». Только «Гарри Поттер смог стать отрезком жизни, к которому я, время от времени, возвращаюсь.

Ты прочитал книги о «Гарри Потерре»? Можешь назвать себя фанатом?
- Едва начав, ты не можешь не глотать страницы взахлёб, правда? Но, честно говоря, я не все прочитал – придётся навёрстывать во время съёмок.

Вы со Снэйпом довольно органичны… Есть в нём что-то, заставляющие одновременно напрягаться и расслабляться. Тебе так не кажется?
- Вообще-то, прямо в яблочко. В этом вся суть Снэйпа. В нём пока доминируют тихие воды. Проблема в том, что мы много не знаем, ведь Роулинг предпочла держать нас в неведении. Некоторые моменты мне, конечно, известны, но я, пожалуй, промолчу…

Есть ли у тебя театральная роль ставшая мечтой?
- Ну, с возрастом роли все чаще ускользают из-под носа. Тебе вечно приходится сталкиваться с мыслями: «Упс! Мне не досталась роль» или «она прошмыгнула мимо!». Старея, ты теряешь ловкость в охоте на роли.

Что больше любишь – кино или театр?
- Точно не театр. После года на сцене мне меньше всего хочется взяться за очередную пьесу. Подмостки слишком шаткие.

Неужели театр больше усилий?
- Стопроцентно.

А как на счёт отдачи?
- Не всегда. Иногда театр больше выжимает, нежели отдаёт. Понимаете, он очень конкретный, почти как научная дисциплина, особенно, если критики трубят об успехе, театр набит, и толпы клянчат билеты у входа. Что тут поделать, ты всего лишь маленький актёр. Премьера на Бродвее выжимает все соки, но надо трудиться. Банальная часть работы. Кайф, когда в конце опускаются кулисы, но и сам процесс крут. Два часа тотальной концентрации просто с ног валят. В фильме, хотя бы, дубли припасены.

Поведай любую фразу, провозглашенную тобой в фильме?
- Хм, пожалуй, она прозвучала в каком-то древнем телесериале. Заключительные строки моего свежеизбитого персонажа касались двух типов, совершивших акт насилия. Он прошипел: «чтоб вы жили вечно! »

— это прежде всего профессор Снейп из фильмов о . В первых сериях он был однозначным злодеем. Строгий учитель зельеварения и декан Слизерина, в черной одежде, с черными волосами и надменным лицом — Снейп в первую очередь рассматривался Гарри и его друзьями как тайный сторонник Волан-де-Морта, который по неизвестной причине разгуливает на свободе и даже учит детей. Но уже к пятому фильму все оказалось не так однозначно, а в итоге злодей даже стал героем, и Поттер дал своему сыну двойное имя — в честь Дамблдора и Снейпа.

Этот переход со стороны зла на сторону добра прошел очень органично с точки зрения зрителей — актерский талант Рикмана позволил ему до последнего сохранять интригу даже для тех, кто читал все книги .

Возможно, в этом помогло то, что Рикман начинал карьеру в кино с роли стопроцентного злодея. В 1988 году его пригласили сыграть немецкого террориста Ганса Грубера, который захватил небоскреб с заложниками, но столкнулся с Джоном Макклейном. Нью-йоркского полицейского, напомним, сыграл , а фильм назывался «Крепкий орешек».

Еще одним героем-злодеем в коллекции Рикмана стал шериф Ноттингема в фильме «Робин Гуд, принц воров» — за эту роль актер получил премию BAFTA.

Эта награда для одного из лучших характерных актеров своего поколения была одной из очень немногих. «Золотой глобус» и «Эмми» за телефильм 1996 года «Распутин», где Рикман сыграл главную роль, да кинонаграда MTV за «Гарри Поттер и дары смерти — 2». Сам он относился к этой несправедливости спокойно и не считал проблемой: «Премии выигрывают роли, а не актер». В одном из интервью он признал, что ему легче относиться к работе серьезно, если самого себя он будет воспринимать легкомысленно.

Но Алан Рикман всю жизнь оставался скорее театральным, чем киношным актером.

Он получил класcическое актерское образование — учился в Колледже искусств и дизайна в Челси и Королевском колледже искусств, прослушал курс в Королевской академии драматического искусства. Работал в Royal Court Theatre, участвовал в Эдинбургском фестивале, сотрудничал с Court Drama Group и Королевской шекспировской труппой.

Рикман играл Марка Антония вместе с в постановке лондонского Olivier Theatre, заглавную роль в спектакле «Йун Габриэль Боркман» по пьесе в дублинском Abbey Theatre.

Он, собственно, и в кино попал прямиком из театра. В 1987-м он приехал на Бродвей с ролью виконта де Вальмона в спектакле «Опасные связи» (за которую получил сразу две номинации на премию «Тони»), его заметил продюсер и пригласил на пробы в «Крепкий орешек».

«Актеры — это агенты изменений, — размышлял Рикман. — Фильмы, пьесы, музыка и книги могут сделать все разным. И это меняет мир».

- Рассказывают, будто бы вы, впервые ознакомившись с ролью, отказались браться за нее, пока не пообщались с Джоан Роулинг и не услышали от нее нечто такое, что побудило вас согласиться на эту роль. Что же она вам сказала?

АР: Не помню, чтобы я когда-либо отказывался от этой роли. Наверное, я просто слишком осторожно и осмотрительно отнесся к тому, частью чего мне предлагалось стать. Разумеется, я сказал, что должен прежде всего пообщаться с этой женщиной, чтобы получить хоть какое-то представление о том, как и кого мне играть; после этого у нас состоялся телефонный разговор. Конечно, она не стала рассказывать или даже намекать на то, чем закончится вся эта история, поэтому мне пришлось точно так же, как и всем остальным, покупать книги, чтобы узнать, наконец, что там дальше. Она просто выдала мне крохотную частичку нужной информации, которую я пообещал никогда и ни при каких условиях не раскрывать – и не раскрою! Эта информация не касалась интриги сюжета и не была ключевой, но для меня она была бесценна, поскольку благодаря ей я смог выбрать для себя какое-то одно направление, а не другое, не третье и не четвертое.

- Доводилось ли вам беседовать с ней за эти годы, пока вы воплощали на экране развитие истории Снейпа?

АР: Нет, мы больше не разговаривали. Я хочу сказать, что мы, конечно же, виделись с ней на разных мероприятиях, однако у нее есть одна изумительная черта – изумительная с точки зрения нас, актеров: она практикует принцип невмешательства. Возможно, она бывала на съемочной площадке, однако я ни разу ее там не видел. Думаю, это было очень мудро с ее стороны. Очевидно, она участвовала в работе над сценарием, и ей высылались черновики, в которые она вносила свои замечания, но я совсем не ощущал ее контролирующего присутствия. Она просто оставила все на нашу совесть.

- Поскольку в процессе съемок эпопеи все еще продолжали выходить книги, и с каждой новой книгой у вас появлялось все больше информации о том, что и как должен был делать Снейп, было ли нечто такое, что помогло вам лучше понять вашего персонажа или удивило вас в нем?

АР: Было, я думаю, но отнюдь не в том смысле, что я все время сидел и гадал: «И что теперь?», или: «Ага, вот что он сделал, оказывается!». Одинокий путь ему был уготован с самого начала и до самого конца, и я понимал, что, пока эпопея не закончена, я не могу быть в точности уверен, что его ждет впереди. Таким образом, пока я читал сценарии фильмов и воплощал их в своей игре, над моей головой – так же, как и над головами каждого из нас – все время, до самого конца витал большой знак вопроса. Знаете, ставка для Снейпа всегда была слишком высока, вне зависимости от того, каков будет итог...

- Каково вам было играть столь эмоционально сложную и неоднозначную роль все эти годы? Что вы чувствуете – удовлетворение или некоторую растерянность? А может быть, и то и другое?

АР: Знаете, всегда полезно сыграть сложную и неоднозначную личность, поскольку, во-первых, это – проверка актерских способностей, а во-вторых, это дает возможность окунуться с головой в мир интереснейших историй, ведь в самых интересных историях непременно должны быть сложные и неоднозначные персонажи! Таким историям нужны загадочные герои, про которых и зритель, и читатель просто не знает, что и думать. Люди должны задаваться вопросами типа: «Кто это сделал?», «Чья это была идея?» – или: «Что у него произошло и по чьей вине?». Это помогает вам сохранять сосредоточенность. Всякий раз, когда я получал новый сценарий и читал его, каждая страница была для меня открытием.

- Как вам работалось бок о бок с юными актерами во главе с Дэном, Рупертом и Эммой – актерами, которые росли так же, как и их персонажи? Удалось ли вам повлиять на их профессиональный актерский рост – или, быть может, они тоже как-то на вас повлияли?

АР: Вы просто не можете не подвергнуться влиянию такой... эмм... юности, такой ранимости, а также мужества и трудолюбия – качеств, которые все трое проявляли в избытке с самого начала. Мне, конечно, хорошо рассуждать об этом – я-то был задействован в съемках всего по семь недель в году, а они трудились не покладая рук каждый день! Таким образом, в их случае десять лет, посвященных фильму, – это самые настоящие десять лет. Количество выходных, выпавших на их долю, ничтожно мало по сравнению с количеством рабочих дней. К тому же им приходилось постигать сложную науку игры киноактеров и учиться так выражать мысль, описанную в сценарии, чтобы у людей сложилось впечатление, будто это твоя собственная мысль. Еще им предстояло научиться слушать и узнать о том, что умение слушать не менее важно для фильма, чем умение говорить. Мне кажется, всему нашему проекту невероятно повезло с такими актерами, как эта троица! И еще... Ты видишь, как они растут, но ты можешь не отдавать себе в этом отчет до тех пор, пока не посмотришь самый первый фильм и не замрешь от тихого шока: какими же крошечными они были когда-то!

- Наверное, они с любопытством взирали на абсолютно новый мир, открывшийся перед ними? И еще они, вероятно, впитывали как губка все премудрости?

АР: Да, это так – но, с другой стороны, ни Дэн, ни Руперт, ни Эмма при этом никогда не утрачивали свою индивидуальность. Они все очень разные; это было ясно с самого начала, и это по-прежнему так. И вот еще что они сказали бы, на мой взгляд: хотя у каждого из них своя жизнь, их связывает общее воспоминание о том, в чем они вместе принимали участие, и это, в каком-то смысле, – их общий секрет, который они сохранят в своей душе навек. Наверное, я больше ничего не буду говорить, поскольку все это очень личное.

- То, что могут понять только эти трое?

АР: Ну да, наверное... Знаете, помимо того, что им приходилось вкладываться изо всех сил, потом, после выхода фильма – кстати, сколько раз это было? Восемь? – на них внезапно обрушивалась волна популярности в свете фотовспышек, с которой тоже приходилось иметь дело. Плюс ко всему – осознание того, что их жизни теперь взаимосвязаны. И при этом они умудрились выстоять, вырасти и стать замечательными молодыми людьми! Это просто чудо.

- В последнем фильме у вас было несколько жутких сцен с Ральфом Файнсом. Как вам работалось с Ральфом?

АР: Ральф – мой очень хороший друг, а также человек, которого я глубоко уважаю как актера – не только как киноактера, но и как театрального артиста, который время от времени возвращается на сцену, чтобы попробовать себя в крупномасштабных и трудных ролях. Он никогда не ищет легких путей. Так здорово сниматься в сцене вместе с человеком, которому не занимать мужества и отточенного мастерства! И, хотя мы с ним хорошие друзья, на съемочной площадке мы становимся просто партнерами по работе и не даем друг другу спуску. Мы – как два боксера на ринге, вступившие в поединок, и это – наилучший для нас вариант.

- И он был достойным противником?

АР: О да, нам понравилось!

- Несколько слов о последнем фильме. Наверное, в нем нашла свое выражение тематика всех предыдущих серий?

АР: Последний фильм – о решимости и о том, как начать все сначала. Это – своего рода трамплин в реальное будущее для этих трех ребят, прыжок в жизнь, которая ждет их впереди. Поэтому в тот момент, когда они отправляют в Хогвартс своих детей, над их головами словно мерцают ярким неоном такие понятия, как искупление вины, верность, а также то, во что ты веришь, и твои жизненные ценности.

- Расскажите о съемках в студии Ливсден. Все фильмы сняты просто изумительно; да, мы не можем назвать студию Ливсден крутой или гламурной, но зато в ней есть очарование и семейная атмосфера, благодаря которым стали возможны все эти чудеса. Как вам работалось в этой студии?

АР: Это зависело от погоды. Там не лучшая в мире отопительная система, но мне повезло больше других: у меня был довольно-таки теплый костюм. В практическом смысле, как вы и сами заметили, это место не идеально; однако именно оно стало для нас вторым домом.Вообще в течение всех десяти с лишним лет мы наблюдали за тем, как технологии в своем развитии то и дело пытались обогнать то нас, то друг дружку: если в самом начале мы приезжали для съемок либо в Ливсден, либо в помещения с навороченным и тщательно оформленным антуражем или в местность с подходящим пейзажем, то ближе к концу, по мере развития компьютерной графики, мы стали ездить куда-нибудь все реже и реже, пока вообще не перестали выезжать – а зачем, если все это можно изобразить самым что ни на есть волшебным образом, и получится вполне достоверно? Один взмах компьютеризированной волшебной палочки – и вокруг нас тут же вырастает Хогвартс со всеми его причиндалами.

- Как вы думаете, что оставят после себя в истории кинематографа эти восемь фильмов? Да, они оказали значительное влияние на британский кинематограф и на британское киноискусство, но если говорить в целом – чем запомнятся эти фильмы, какой след они оставят после себя?

АР: Ну, я надеюсь, эти фильмы будут вдохновлять людей опираться на талант рассказчика вместо того, чтобы пытаться коллективно состряпать какую-нибудь историю. Это ведь вполне возможно – довериться воображению по-настоящему хорошего рассказчика и постараться как можно достойнее воплотить его идею в жизнь, а также придумать проект, который, во-первых, будет интересным и занимательным, во-вторых, поможет заработать кучу денег, а в-третьих – подарит массу тихого (и не очень тихого!) восторга детям и взрослым. Таким образом мы просто придаем официальный статус тому, в чем действительно нуждаемся, ведь люди всегда нуждались в том, чтобы им рассказывали истории, причем рассказывать их должен один человек, а не толпа народу. История эта должна рождаться в воображении одного конкретного человека; так давайте же выпьем за здоровье Джо Роулинг и всех, кто был так или иначе причастен к ее труду!
Перевод Arirang

Компания Warner Bros France опубликовала редкое интервью с Аланом Рикманом , в котором он подробно рассказывает о том, как он играл роль Северуса Снейпа на протяжении всех фильмов о Гарри Поттере, о своем нежелании обсуждать своего героя в прошлом, о гениальности художника-декоратора Стюарта Крейга , почему юные актеры боялись его на съемках первого фильма и почему же Снейп никогда не повышает голос.

Давайте для начала поговорим о заключительной главе этой истории. Как вы считаете, какие темы являются центральными в "Дарах Смерти: Часть 2", в которой, как мы знаем, заключается развязка и финал саги о Гарри Поттере?
Ну, я полагаю, что конец любой великой истории должен привести к счастливой концовке. В каком-то смысле, подрастая с "Гарри Поттером", вы проходите длинный путь, охватывающий всю школьную жизнь, начиная с 12 лет. Я это помню. Как я начал школу в 11, а закончил в 18. Я полагаю, что при этом вы начинаете оглядываться назад, давать оценку событиям.

И, возможно, у вас появляется смелость? Является ли смелость частью последнего фильма?
Конечно. Для всех, да... и моральные ценности, и выбор, и что правильно и неправильно.

Как соотносятся «Дары Смерти: Часть 2» с остальными фильмами серии? В какой степени усилились опасность и мрачность атмосферы?
Это происходит очень постепенно, как в книгах, так и в истории на экране. Иначе и не скажешь. В центре сюжета мы видим трех детей, мы наблюдаем за тем как они становятся взрослыми, и, конечно же, все меняется. В начале они маленькие и наивные, всего три фута ростом, а затем под конец они уже практически догнали взрослых в длину. В их жизни появились романтические увлечения и, как я уже говорил, им нужно уметь сделать правильный жизненный выбор. Они взрослеют, все происходит постепенно. Невозможно просто взять и перепрыгнуть от первого фильма к последнему и сказать: «Ну, вот это отличается от этого тем-то и тем-то». Все это является неотъемлемой частью мастерского повествования.

Я знаю, что нам не следует раскрывать слишком многого о Снейпе, но я нахожу довольно интересной следующую цитату: «Сгорать от желания и молчать об этом - пожалуй самое большое наказание, которое мы можем сами себе причинить». Возможно вам известна эта строчка. Она из "Кровной Свадьбы", а не из "Гарри Поттера". Но все же, не раскрывая всех карт, насколько эта фраза точна применима к образу Северуса Снейпа?
Ну, он очень собран. Он живет в очень тесных рамках, как эмоционально, так и физически. Когда мы наконец-то начали снимать сцену в доме, который по всей вероятности принадлежал ему, я часто задавался вопросом, каким же он будет, я помню как я пришел на съемочную площадку и сказал (художнику-декоратору) Стюарту Крейгу: «Я даже не знаю висели бы у него на стенах все эти картины». Книги я мог бы понять. Но, в каком-то смысле, Стюарт был совершенно прав. Ведь этот дом был построен его родителями. В каком-то роде он лишь заходит сюда и невозможно поверить, что он пойдет на кухню и приготовит там что-нибудь поесть. Нам хочется знать, чем он питается. Может где-то в Хогвартсе есть местечко, где он заказывает еду на дом? Потому что мы представить себе не можем, что в его жизни есть еще какая-либо программа действий, кроме той, которую он сам перед собой поставил.

Вы не часто говорили о его характере на протяжении всех этих лет. Как важно было для вас сохранить определенную неприкосновенность в этом вопросе?
Очень важно. В современном мире мы постоянно бежим впереди паровоза, и мы должны давать интервью и говорить о фильмах до того как люди имели возможность их посмотреть, тем самым отнимая своего рода простодушное неведение не только у детей - потому что взрослые тоже очень любят эти книги - но, конечно же, я сталкиваюсь с огромным количеством детей, чьи лица сияют надеждой и в чьих руках крепко сжат тот или иной последний том книги, который они прочитали. И всем нам приходилось бывать в ситуациях, когда на нас показывают пальцем на улице или на красной ковровой дорожке. И после того как они побороли свое замешательство, в которое их поверг тот факт, что у меня не копна черных волос, можно наблюдать за тем как они вступают в длинный внутренний диалог между собой и этой книгой, которая раскрыла их воображение - и я просто напросто никогда не хотел вмешиваться и прерывать их, потому что это очень ценная вещь и, как я уже говорил, некое простодушное неведение, которое нельзя отбирать у людей.

У Снейпа и Дамблдора есть несколько напряженных сцен. Какое место они занимают среди ваших любимых сцен из всех остальных фильмах этой киноэпопеи?
Когда я пришел на съемочную площадку, где мне предстояло работать с Ричардом Харрисом - это было знаменательное событие. Ты думаешь: «Я действительно сижу рядом с ним в гримерке, а ведь я вырос на его фильмах». Что касается Майкла (Гэмбона, прим.переводчика), то с ним та же ситуация, когда я учился в школе актерского мастерства, он был культовой фигурой для молодых актеров. Так что одна ступень - это когда вы просто работаете с этими людьми, а другая ступень, когда у вас есть возможность познакомиться с ними поближе. Но Майкла я знал и раньше, а вот сидеть в одной гримерке с Ричардом Харрисом, который говорил о Бекетте, Шекспире и Пиранделло... Затем вы идете на съемочную площадку с Майклом Гэмбоном, вы трепещите, и едва ли удерживаетесь, чтобы не поддаться ему и не рассмеяться. Поэтому вы гордитесь, если есть хотя бы один дубль, когда ему не удалось вас рассмешить.

Ну, Снейпу достаточно сказать «откройте страницу 394», чтобы заставить меня трястись от страха, не говоря уже об учениках Хогвартса. Насколько важным является голос для такого грозного персонажа?
Ну, когда вы кого-то играете, вы их не судите, поэтому я ничего не знаю о том насколько он грозный, страшный, таинственный или что-то в этом роде. Вы черпаете информацию из того что уже написано. У Джо Роулинг все предельно ясно. Она сказала, что он никогда не повышает голос. «Хорошо, это должно помочь. Так я и сделаю».

Дэн, Эмма и Руперт признались пару лет назад, что боялись вас в настоящей жизни и, тем не менее, все что я видел в фильме - от нервного подергивания глаза до вашего смеха - все выдержанно в хорошем тоне. Но придерживались ли вы сурового выражения лица ради их актерской игры?
В этом не было ничего умышленного, так как во время съемок практически не остается времени на репетиции. Вы сразу же погружаетесь в игру. И вы начинаете съемки с тремя двенадцатилетними детьми. И я прихожу на съемочную площадку с черными линзами, весь одетый в черное и в черном парике. Единственное, что я могу сказать наверняка это то, что как только я облачаюсь в этот костюм, что-то происходит. Вы не можете быть кем-то другим внутри этого образа. Это имеет определенное воздействие на меня. Я бы еще добавил, что у вас нет времени, потому что вы пытаетесь полностью сфокусироваться, и вы пытаетесь быть насколько это только возможно полезным этим трем молодым людям. Так что намного лучше когда я сосредоточен и не трачу времени попусту. Поэтому я не удивлен, что они были немного напуганы, но такова сущность этого зверя.

Насколько для вас важна эстетическая сторона такого проекта как "Гарри Поттер"? Внешний вид, декорации, ощущения - помогает ли вам это намного быстрее войти в образ и облегчает ли это вашу работу?
Это совершенно необходимо. Я полагаю, что в каком-то роде, единственным минусом нынешнего прогресса в области компьютерной графики является то, что мы начинали с того, что снимали на местности - Оксфорд и Глостер, разные готические коридоры - а десять лет спустя техника настолько продвинулась вперед, что вы заканчиваете съемки фильма в горстке старой травы с огромным количеством света вокруг вас, как-будто вы на футбольном стадионе, зная что они добавят фон позже. Так что ваше воображение должно очень сильно поработать под конец. Но, что касается интерьеров, то нам безумно повезло работать с таким гением как Стюарт Крейг. И где-то во мне все еще живет ребенок, потому что я подхожу к столбу и я уже совсем близко, и я знаю что он сделан из пенопласта, но я должен постучать по нему, потому что он до того настоящий. О нет, это безумно важно, потому что это питает ваше воображение.

История создания

Преподаватель зельеварения придумался литераторшей неспроста. Дело в том, что у Северуса есть прототип. По слухам, Джоан придумывала образ этого персонажа, «списывая» его со своего учителя химии Джона Неттлшипа по прозвищу Жало. Наверняка такой псевдоним был дан этому человеку не случайно, потому что у Роулинг и ее одноклассников остались не самые приятные воспоминания от школьных уроков химии.

Однажды Джон узнал, что его сравнивают со Снейпом и первоначально был огорчен, хотя позже заявил, что, хоть этот герой и ужасен, его радует то, что, возможно, он поспособствовал появлению и описанию этого мрачного профессора. Сам Неттлшип заявлял, что Роулинг была на уроках тихой и спокойной девочкой, однако она напоминала Гарри Поттера, а не , у которой была слава всезнайки.


Но Жало был не единственным суровым преподавателем в школе, где училась будущая писательница. Например, Сильвия Морган, которая преподавала у начальных классов, тоже обладала своеобразным нравом. Джоан вспоминала, как на тесте набрала меньше половины баллов, поэтому Сильвия пересадила девочку на место «для тупых». Правда, затем Роулинг удалось реабилитироваться, но за другую парту она заплатила слишком дорого: ей пришлось поменяться местами со своим другом.

Биография

Жизнь профессора представляет собой книгу за семью печатями, но Джоан Роулинг все же приоткрыла занавесу тайны. О жизни волшебника стало известно из его воспоминаний, которые расположены в разных частях франшизы. Родился Снейп 9 января 1960 года. Примечательно, что он полукровка, ведь это редкость для Пожирателей смерти. Мать Северуса, Эйлин Принц, была чистокровной волшебницей, а вот отец преподавателя Тобиас Снейп – обычный магл.


Детство этого эксцентричного героя прошло в домике, находящемся на невзрачной улочке под названием Паучий Тупик, словно появившуюся из рассказов или .

Жилище Снейпа представляет собой небогатое старое здание, внутри которого – обшарпанная мебель и горы ветхих книг. Неподалеку от дома располагается заброшенная ткацкая фабрика, из труб которой поднимается ядовитый дым, подобно туману, заполонивший всю улицу. Окрестный лес и река неподалеку стали непригодными для жизни. Когда Северус был маленьким, его родители постоянно ссорились, поэтому мальчик всеми силами желал поскорее уехать в место, где учились юные волшебники.


Квартира профессора по зельеварению выглядит пустующей, потому что Снейп проводит большую часть времени в Хогвартсе. Но, тем не менее, маг не хотел покупать благоустроенную квартиру, потому что наверняка эта шаткая постройка напоминает ему о . Как известно, в прошлом молодой Северус дружил с этой волшебницей, но на седьмом курсе учебы в Хогвартсе их связь оборвалась, потому что за Лили начал ухаживать , а позже девушка получила от возлюбленного предложение руки и сердца.

Сюжет

Северус Снейп предстает перед читателями в первой книге и играет ключевую роль во всей эпопее. Первоначально преподаватель производит не самые приятные впечатления. Стоит вспомнить, как учитель вел себя по отношению к Гарри и поощрял факультет Слизерин, где чтятся лишь чистокровные волшебники. Стоит сказать, что сущность этого неоднозначного персонажа раскрывается на протяжении всех частей франшизы. Рассмотрим роль Снейпа в книгах Джоан Роулиг по порядку.

«Гарри Поттер и философский камень» (1997)

Внешность профессора Снейпа отталкивает. Худой мужчина с черными сальными волосами, крючковатым носом и холодными глазами, который к тому же из-за своей мантии походит на летучую мышь, навсегда запомнился ученикам Хогвартса. Отпечаток оставил и эксцентричный характер: не было такого урока по зельеварению, где Гарри не получил бы выговор или строгий взгляд даже за малейшую оплошность. Впрочем, Северус обращается со всеми гриффиндорцами резко и несправедливо.


Книга "Гарри Поттер и философский камень"

Гарри Поттер и Гермиона Грейнджер начинают расследование. Все анализируемые факты ведут к тому, что именно Снейп хочет овладеть философским камнем и убить мальчика, который выжил. Но все не так-то просто, потому что Северус, наоборот, защищал сына Лили.

«Гарри Поттер и Тайная комната» (1998)

Хоть Снейп и спас Гарри Поттера, профессор и ученик не становятся друзьями. К тому же Северус будто бы в поиске возможностей отчислить Гарри и его друзей из волшебного учреждения. Однажды Гарри и Рон нарушили закон об использовании магии вне Хогвартса, за что получили выговор, а Снейп советовал своей коллеге Минерве Макгонагалл вернуть ребят в мир маглов.


Книга "Гарри Поттер и Тайная комната"

Стоит отметить, что преподаватель придирается к главным героям на протяжении всех книг. Во второй части сказочного романа он играет не такую основополагающую роль, однако благодаря ему Гарри узнал заклинание «Экспеллиармус».

«Гарри Поттер и узник Азкабана» (1999)

В этом произведении рассказывается, почему Снейп предвзято относится к мальчику, который выжил. Дело в том, что во времена учебы отец Гарри Поттера Джеймс и его друг задирали Северуса и даже пытались его опозорить перед всем классом, подняв в воздух и сняв штаны. А в конце пятого курса Северус чуть не погиб, ибо случайно попал в Визжащую хижину, где прятался Римус Люпин во время превращения в оборотня. Но Джеймсу Поттеру удалось спасти Снейпа.


Книга "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Также профессор не верит в невиновность Блэка и способствует его задержанию. Кроме того, выясняется, что герою под силу изготовить сложнейшее зелье, которое помогает Люпину долгое время оставаться в «человеческой форме». Поэтому Римус волей-неволей зависит от своего бывшего школьного недруга.

«Гарри Поттер и Кубок огня» (2000)

Читатели узнают, что Снейп состоял в числе Пожирателей смерти, но, когда герой перешел на сторону Дамблдора и стал внедренным агентом, он реабилитировался в глазах окружающих.


Книга "Гарри Поттер и Кубок огня"

Причина того, почему Северус предал черного мага Волан-де-Морта, по-прежнему не ясна.

«Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003)

Снейп снова вернулся к злому волшебнику по просьбе профессора Дамблдора: он тайно наблюдает за Волан-де-Мортом и Пожирателями смерти, а потом докладывает услышанное на заседании Ордена Феникса, штаб которого находится в квартире родителей Северуса.


Книга "Гарри Поттер и Орден Феникса"

Тем не менее, отношения между Снейпом и Блэком так и не становятся дружескими. Также известно, что Гарри Поттер берет у Северуса уроки окклюменции.

«Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2005)

Нарцисса Малфой просит Северуса защитить ее отпрыска Драко и помочь ему выполнить задание, полученное от Волан-де-Морта. Они скрепляют договор Непреложным Обетом. Кроме того, Снейп наконец-таки стал преподавателем защиты от Темных Искусств, а Гарри раздражает то, что Снейп говорит о своем предмете с уважением.


Книга "Гарри Поттер и Принц-полукровка"

Помимо этого, юный волшебник узнает, что Северус донес злодею информацию о пророчестве. Получается так, что в конце этой книги Снейп убивает директора Хогвартса, так как Малфой не исполнил желание черного мага. Но при этом, убегая из школы, профессор не сделал попытки убить Гарри Поттера.

«Гарри Поттер и Дары Смерти» (2007)

В заключительной части романов о Гарри Поттере Северус Снейп вновь играет главную роль. Он рассказывает Темному Лорду информацию о местонахождении Гарри, а также становится директором Хогвартса. Противоречивый Снейп присылает к Поттеру патронуса, который показывает, где спрятан Меч Гриффиндора, с помощью которого уничтожаются крестражи.


Книга "Гарри Поттер и Дары Смерти"

В этой книге Северус умер в возрасте 38 лет, но успел передать Гарри воспоминания, которые рассказывают о причинах его действий. Читатель узнает, что, несмотря на все поступки, он до конца помогал Поттеру и его друзьям, потому что всю свою жизнь любил Лили. А Дамблдор сам попросил Северуса его убить, потому что знал, что проживет не больше года.

  • Северус Снейп чтится в фанатской субкультуре, а поклонники книг Роулинг, раньше строившие теории о прошлом Снегга и причинах смерти Дамблдора, сейчас шокируют эпатажными фантазиями. Например, те, кто обожает писать рассказы, сочиняют о Снейпе и Римусе Люпине слэши – любовные истории. Главные действующие лица в них – двое мужчин.
  • В русском дубляже персонажа озвучивал Алексей Рязанцев.
  • Журнал «Мир Фантастики» поставил Снейпа в ТОП-10 самых известных предателей в фантастике, где персонаж занял второе место. Причем журналисты заметили, что план предательства был придуман Дамблдором, а Снейп мастерски воплотил задуманное в жизнь.

  • Римский владелец короны Септимий Север послужил источником вдохновения для Роулинг, которая наградила преподавателя защиты от Темных Искусств похожим именем. А название деревушки Снейп в Северном Йоркшире стало фамилией учителя.
  • Роулинг называла Северуса «героем с множеством недостатков».
  • Гарри удалось пересмотреть свое отношение к профессору, которого позже он считал очень храбрым человеком. Недаром сын Поттера получил имя Альбус Северус.

Цитаты

«Не стоит упускать возможность насладиться хорошей погодой».
«Может, вы еще не заметили, но жизнь вообще несправедлива».
«Я постараюсь научить вас, как околдовать разум и обмануть чувства. Я расскажу вам, как разлить по бутылкам известность, как заваривать славу и даже как закупорить смерть».
«Знаете, слава – это еще не все, верно, мистер Поттер?»
«Ум – не книга, которую можно раскрыть, когда заблагорассудится. Мысли не напечатаны внутри черепа, чтобы их мог изучить всякий любопытный. Мозг – сложный и многослойный орган. По крайней мере, у большинства людей…»