Шарден Жан Батист Симеон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Шарден, Жан Батист Симеон (1699—1779) Жан батист шарден биография картины

Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц, или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел, или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными? Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна? Ничуть не бывало, и это подтверждает талантливость и мастерство Жана Батиста Симеона Шардена – французского живописца, одного из замечательных и известных художников 18 столетия, снискавшего себе славу и популярность одного из лучших колористов в мировой живописи. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.

Биография Шардена Жана Батиста Симеона (02.11.1699 - 06.12.1779) кратко

Шарден появился на свет 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье плотника. В родном квартале он прожил всю жизнь, его биографы считают, что он ни разу не покидал столицу. Его ученичество проходило в мастерской парижских художников П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля. В качестве помощника Куапеля, Шарден исполнял второстепенные детали в его картинах, и овладел необычным искусством изображать всякого рода неодушевленные предметы. Художник решил посвятить этому все свое творчество.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность. Как на картине "Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Шарден - портретист

С 1739 года Шарден расширяет круг своих сюжетов портретами и сценами домашнего быта небогатых людей. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Манера Шардена - художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.

Эмоциональная тонкость, способность к психологическому анализу, проявилась в последних работах Шардена в технике пастели. Прекрасный пример, это его "Автопортрет в очках” или ‘Портрет госпожи Шарден”, написанные незадолго до смерти. Очень поэтично написал Дидро о работах Шардена, сравнив его с волшебником, который не в краски окунает свои кисти, а берет на их кончик воздух и свет, и накладывает их на холст. Шарден умер 6 декабря 1779 года.

Шарден Жан Батист (реализм)

В 60-70-х годах под несомненным влиянием буржуазии в искусстве возник интерес к голландскому реализму. Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена.

По существу, Шарден создал новую живописную систему. Он начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции: натюрморты с битой птицей, снедью, плодами.

Затем он находит свою тему - это полные тихого очарования, живущие какой-то своей "тихой жизнью" вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки. Сведенный до минимума мир простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден и в жанровой живописи. В противовес галантным празднествам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта. Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без поучения и морализаторства, без пафоса и эффектов, провозглашая "меру и порядок" как жизненный образец. Изумительное живописное мастерство, чистые тона делают его картины маленькими шедеврами.

По-новому Шарден относится и к портрету. Модели в его портретах, просты, искренни, лишены манерности. Художник видит в человеке прежде всего его самого, его сущность, а не место, которое он занимает в жизни.

В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты - трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах.


Кухарка, чистящая брюкву (1778)


В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед ней - котел с начищенными овощами, тут же сияющая медная сковорода, темный закопченый котелок, рядом огромный чурбан для рубки мяса, на нем - топор. Каждый предмет в картине написан с любовью и интересом. Чувствуется, что кухарке не в тягость ее неторопливая работа, она с удовольствием варит и жарит, и думы ее просты и понятны. Картина полна особой мудрости, тихой радости; она воспеват трудолюбие, доброту и душевное благородство.

Мыльные пузыри (1775)



Сам художник называет картину так: "Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри". Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло.

Серебряный кубок (ок.1750)



В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево- красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение.

Автопортрет (1775)


Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства.

Разносчица (1739)


Перед нами разносчица, которая разносит по домам продукты. Вот и сейчас она принесла хлебы, кур. Женщина одета в аккуратное платье, фартук и чепчик, в правой руке сумка с битой птицей. На столе лежат хлебы, глиняный горшок, на полу - пузатые бутыли темного, толстого стекла. Слева - открытая дверь в другую комнату, где стоит большой медный бак для воды, а в глубине - еще одна дверь, на ее фоне - женская фигура. Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ.

Атрибуты искусств


Дама, пьющая чай


Девушка с письмом

Гувернантка (1739)

Кухарка, моющая посуду

Мальчик-половой в погребе

Медный бак для воды

Медный котелок и три яйца


Молитва перед обедом


Юная учительница


Натюрморт с атрибутами искусств


Натюрморт с чайником, виноградом и вином (1779)


Натюрморт с цветами в вазе (1763)

Натюрморт с персиками


Прачка (1737)


Рачительная служанка (1747)

Трудолюбивая мать (1740)

Женщина, набирающая воду из бака (1737)


Шарден (Chardin ) Жан Батист Симеон (1699-1779), французский живописец. Натюрморты, бытовые сцены из жизни третьего сословия, портреты отмечены естественностью образов, мастерской передачей света и воздуха, материальности предметов («Медный бак», ок. 1733; «Прачка», ок. 1737).

Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2 ноября 1699, Париж - 6 января 1779, там же), французский живописец. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи 18 столетия, как и реалистический бытовой жанр. Оба эти направления одного и того же процесса - поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо.

Ранний период (1730-50)

Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе Академии художеств. Всю жизнь провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 приобрел почетное звание члена Римской Академии Сан Лука, в 1828 - члена Парижской Королевской Академии, представив полотно «Скат». К этому времени он был уже известен как мастер натюрморта и бытовых сцен. В 1731 женился на Франсуазе Маргерит Сентар, и в том же году у него родился сын. В 1730-е годы Шарден обратился к жанровому типу портрета. Он не любил создавать работы по официальным заказам, предпочитая изображать людей своего круга. Живописец третьего сословия Шарден всегда шел в своих произведениях от реального жизненного мотива. Изображаемому он придавал значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека, стремился показать внутреннее достоинство моделей. Это соответствовало этическим представлениям художника, уверенного в своих воззрениях на жизнь.

В сцене «Молитва перед обедом» (1738, Лувр) он обстоятельно повествует о человеке, неторопливом течении его повседневной жизни. Жанровый портрет «в голландском духе» с изображением художника Ж. Аведа, известный под названием «Химик в своей лаборатории» (1734, Лувр), напоминает работы Вермера Делфтского, полотна «малых голландцев». Обращение к творчеству этих мастеров было закономерно на пути поисков французских мастеров демократического направления. В этом полотне Шардена велико значение интерьера. Кистью мастера натюрморта выписана обстановка, окружающие фигуру предметы, книги, посуда. Шарден любил изображать детей, в образах которых его привлекали непосредственность, душевная чистота, внутренняя живость. Серьезная сосредоточенность в занятиях музыкой, чтением, пусканием мыльных пузырей, игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах «Ребенок с юлой» (1734, Лувр), «Портрет Жана Годфруа» (1734, Лувр). В жанровых портретах Шардена всегда сильно бытовое начало. Однако сам образ в нем не растворен. Для художника важна индивидуальность модели. Исходя из наблюдаемой натуры, он ищет в ней не мимолетное выражение чувств, не психологическую сложность, а более общее, типическое, позволяющее создать портрет человека своей среды, рассказать о его жизненном укладе. Примечательно сохранившееся высказывание художника: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством». За внешней неторопливостью повествования скрыто глубокое эмоциональное постижение художником образа (человека или предмета), позволяющее вовлечь зрителя в сферу его собственного видения натуры, одухотворенной его чувством.

С 1737 Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. восторженно пишет о нем: «Вот, кто умеет создавать гармонию красок и светотени! Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, - они равно совершенны... Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета». Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме. Главным завоеванием его колорита были цветовые рефлексы, создававшие единое тональное звучание красок. Благодаря их мягкой гармонии достигается живописная связь пластически объемно написанных предметов, рождается чувство духовного единства человека и окружающей его среды. Десюдепорты, заказанные директором Управления Королевских строений маркизом Мариньи, - «Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств» (1765, Лувр) - образцы высочайшего колористического мастерства Шардена. Глядя на них, ощущаешь реальную плоть предметов. Тончайшие нюансы цвета приведены к единому колористическому звучанию. Правдиво переданная «мертвая натура» поднята художником на уровень высокого обобщения.

Поздний период (1769-79)

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали яркими произведениями французской живописи 18 столетия. В эти годы Шарден обращается к пастели, создавая в этой новой для себя технике подлинные шедевры - «Портрет жены» (1775, Лувр) и «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Лувр). Желая поддержать стареющего художника, Дидро с похвалой отзывается о его первых пастелях, представленных в Салон в 1771 (среди них был и «Автопортрет», 1771, Лувр). «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру», - писал критик. Поздние портреты Шардена ознаменовали новый этап в его искусстве. Интимно-жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он отходит от типа жанрового портрета, и, стремясь подняться до более глубокого обобщения, дает не только лирический рассказ о человеке третьего сословия. Шарден обращается к камерным формам портретного решения, что явилось новым в искусстве этого жанра. Его интересует лицо модели. В образе мадам Шарден раскрывается весь уклад жизни жены художника с ее полным домашних тревог и лишений существованием. Атласный домашний халат и чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Легкие светлые мазки по темной основе передают блестящую поверхность тканей, их различную фактуру. В домашней одежде представил и себя художник в «Автопортрете с зеленым козырьком». Изображенные детали рассказывают о его профессии. Шарден пишет себя погрудно, рельефно выделяя поворотом головы в фас и цветом лицо. Повязка на голове, на которой крепится козырек, и завязанный в свободный узел нашейный платок не являются декоративными деталями. Это атрибуты строгой и удобной профессиональной одежды. Спокойный проницательный взгляд из-под козырька тоже свойственен именно художнику. Скупое цветовое решение - красновато-коричневого, белого, серо-голубого цветов - восполняется их тонкой тональной нюансировкой, а взаимопроникновение цветов создает неяркий, камерно звучащий колорит портрета. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена. Пастели художника 1770-х годов завершают определенную эпоху развития французского портрета.

В живописи Шардена проявилась обостренная чуткость века Просвещения к нахождению тонкости в самых обычных вещах. Она наглядно воплотила наказ Дидро «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Его произведения, выполнив свою историческую задачу, предвосхитили будущие открытия в реалистическом портрете таких крупных мастеров, как М. Кантен де Латур, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид.

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) - французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

Биография Жана Батиста Симеона Шардена

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

Творчество Шардена

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии.

Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.

Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.

В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам - мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо.

Дидро сравнивал его мастерство с колдовством:

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Работы художника

  • Госпожа Шарден
  • Кухарка, чистящая репу
  • Прачки
  • Карточный замок
  • Молитва перед обедом
  • Девушка читающая письмо
  • Атрибуты искусства
  • Натюрморт с индюком
  • Натюрморт с фруктами
  • Натюрморт
  • Медный бак для воды
  • Трудолюбивая мать

Вклад этого художника в копилку мирового искусства до конца еще не оценен по достоинству. После векового забвения после смерти, его творчество было признано величайшим достижением реализма. Его натюрморты и жанровые картины украшают экспозиции самых великих музеев мира. Его технику и манеру письма изучают в художественных академиях всего мира. Больше всего на свете он любил писать фрукты...

О детстве и молодости Шардена известно совсем немного. Все его биографии начинаются с того момента, когда мастеру уже исполнилось 30 лет. Достоверно известно, что родился художник в семье столяра-краснодеревщика. Где Шарден получал художественное образование также неизвестно, скорее всего, его школа - это мастерская Ноэля Куапеля, где мастер работал подручным. Достоверно известно также, что на протяжении всей своей жизни Шарден не покидал пределов .

Работая в мастерской признанного мастера, молодой Шарден выполнял поручения, связанные с изображением аксессуаров и деталей картин хозяина. Необыкновенная скрупулезность и точность в работе, ответственное отношение - все эти качества привели к тому, что все чаще детали картин Куапеля выглядели лучше, чем вся работа целиком. Хозяин Шардена, понимая, что из подмастерья вырос настоящий мастер, предлагает своему работнику отдать некоторые свои работы на выставку "дебютантов", которая проходила в Париже на площади Дофина.

На выставке работы Шардена были замечены. Впечатление было настолько сильным, что многие были уверены - перед ними работы голландских мастеров XVII века. Один из почетных членов Академии сделал предложение начинающему мастеру выставить свои работы в стенах самого престижного выставочного зала . Спустя несколько лет подручный, подмастерье, помощник Шарден становится членом Французской академии, записан с формулировкой "изобразитель плодов и бытовых сцен".

Всю свою творческую жизнь художник писал жизнь "третьего сословия". Идя наперекор моде, которая предписывала приверженность галантному стилю, пустому, но изящному искусству, призванному украшать и оживлять интерьеры, мастер обрек себя на вечную исключительность и обособленность. Он получал заказы на натюрморты в стиле голландского барокко. А его жанровые работы были по достоинству оценены только самыми прозорливыми современниками (его картинами восторгался Дидро, а французские энциклопедисты восторженно отзывались о его работах в своих публикациях). Соотечественники забыли мастера сразу после его смерти. Потом была революция, всплеск романтизма, потом пышный ампир застил работы реалистов XVIII века.

Только во второй половине XIX века, когда развитие живописи вплотную подошло к реализму, творчество Шардена стало образцом и самым высоким ориентиром для мастеров Западной культуры. Работы мастера и сегодня вызывают восхищение не только знатоков искусства, но и самых неискушенных зрителей.