Штольц образ жизни цитаты. История персонажа. д) дальнейшее образование

В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны. На первый взгляд, может показаться, что Илья Ильич не знает, для чего жить, а Штольц уже нашел ответ на этот вопрос. Но это совсем не так! //Обломов - русский помещик. "Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала". Он живет на доходы, получаемые от имения Обломовка. Илья Ильич все дни проводит в праздности, лежа на диване в любимом халате. "Это было его нормальным состоянием". Почему именно так?! "Безразличный цвет лица, ленивые движения, тревоги, замирающие в апатии или в дремоте", еще больше убеждают, что Обломов - это человек, полностью уединившийся от того лживого и бессмысленного мира, в котором живут все его знакомые и друзья, к числу которых относится и сам Штольц. Целые дни проводит Обломов дома, размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении. Дальше мечтаний дело не продвигается. // Андрей Штольц - это полная противоположность Обломову. Если у Обломова естественное состояние - это покой, то у Штольца - движение, бег по жизни. В отличие от своего друга, Андрей трезво смотрит на жизнь. Его главным принципом был "простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь". "Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил… зная час и минуту, когда выйдет оттуда". То есть Штольц не поддавался иллюзиям, в отличие от Обломова. С раннего детства он воспитывался в самых суровых условиях. Главнейшую роль в его воспитании сыграл отец, который прививал сыну трудолюбие, целеустремленность, стойкость к трудностям и невзгодам жизни. Отец не мог предложить другую цель жизни Андрею, как только "продлить колею от своего деда,. Как по линейке, до будущего своего внука". Обломову родители постоянно внушали, что он барин, что для исполнения любого его желания надо лишь приказать Захарке или Ваньке, которые для исполнения его повеления и существуют. // Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" Навряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" // На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления. Очень важную роль в романе имеет глава "Сон Обломова". Этот сон объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы не было, то никто, на мой взгляд, не понял бы, почему Илья Обломов целые дни проводил, лежа на диване, "с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица". Воспитание наложило очень большой отпечаток на его сознание. Его родители особо не заботились о духовном мире Илюши. Их главная задача - оградить мальчика от суеты жизни. Труд для Обломовцев - это наказание, которое "послано им свыше". "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке". // Представление об окружающем мире у Обломова складывалось из тех сказок, которые рассказывала ему няня. Многие из этих рассказов (о чудовищах, о мертвецах) приводили Илюшу в ужас. Они так сильно повлияли на Обломова, что "воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости". Но не только у Облмова была такая сильная вера в сказочных существ, в сказки, но и у всех жителей Обломовки было такое же представление о жизни: "Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его, того и гляди, запорет зверь, зарежет разбойник…" Но жизнь совсем не такая, какой ее считали обломовцы. Только в снах они могли жить в своем сказочном мире. //Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. И когда Обломов все же столкнулся с реальным миром, то продолжал распространять Обломовку на окружающий мир. Например, у него сложилось впечатление (еще до службы), что начальник - "второй отец, который только и дышит тем, как бы… награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях". Идеалом всей его жизни осталась Обломовка как символ утраченного рая, к которому, по его мнению, стремятся все люди в результате метаний по жизни. // Штольц живет "для самого труда, больше ни для чего". Для него труд - "это образ, содержание, стихия и цель жизни". Даже внешний вид Андрея четко и ярко описывает его образ жизни: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Жизнь Штольца была похожа на "шнурок". Ему казалось, что "мудрено и трудно жить легко", что можно с легкостью развязать любой узел шнурка (жизни). Но человек не в силах управлять своей судьбой, что Штольцу казалось возможным. Судьба может завязать такой неразрешимый "узел" в жизни человека, что вряд ли кто-то сможет развязать его. // Обломов полностью выгнал труд из жизни. Он жил только мечтаниями о будущей жизни. Встреча друзей оказалась переломной для Обломова. Штольц поставил Илью Ильича лицом к реальности, и Обломов "испугался, узнав себя". Андрей как будто подставил Обломову зеркало, когда сказал: "Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут... то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!" // Так в чем же заключалась цель жизни Обломова? Илья Ильич не смог, ди и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие. Основная цель Ильи Ильича Обломова не комфорт и не погоня за новыми благами, а нечто большее. Сам он не смог поставить перед собой достойную цель и решил остаться в том положении, в которое его поставили природа и судьба. В глазах Штольца это значило остановиться и неизбежно опускаться. Почему Илья Ильич ходит в халате и дорожит им? Халат - это свобода быть собой, вопреки несвободе окружающего мира, одетого во фраки и мундиры. В своем халате Обломов надеется найти убежище от светской жизни. Поэтическая мечтательность Ильи Ильича не признает оков прозы. "И поныне, - замечает Гончаров в главе "Сон Обломова", - русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры". Обломов ощущает, что есть в происхождении что-то, что нельзя поменять на выгоду, что-то ценное, не такое, как житейское счастье или штольцевский прогресс. Оно ценно на свободе. Поэтому Обломов так дорожит покоем, отгораживается от всех апатией. Облаченный в халат, в уединении, Илья Ильич "живет в созданном им мире". Он мечтатель-романтик, художник. Рисует узор свое жизни, "исполнитель и творец своих идей". // "Да ты поэт, Илья!" - говорит Штольц, именуя далее Обломова философом и актером. Обломов в мыслях вообще серьезен и значителен. Его утопии совсем не пустяки. Все это - выражение "идеала жизни, который указала природа целью человека". Назначение человека - не утратить этот идеал. // Тот мир, куда пытается втянуть Обломова Штольц, не признает в человеке высшего начала, ценности личности, оттого в этом мире и воцаряются пустота и скука. "Где же тут человек? Где его целость? - вопрошает Обломов. - Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, это члены света и общества!" Тем больше у Ильи Ильича причин укрываться от мира за своим халатом, уходить в обломовщину. // Обломов признается Штольцу: "Я не понял этой жизни". Хотя жизнь Обломов, пожалуй, понял верно, он не понял себя, не осознал в себе человека, чтобы жить, а не цепенеть перед жизнью. Всеведущий Штольц придумал странное слово - "обломовщина", а Илья Ильич признал власть обломовщины над собой. Обломов погиб под тяжестью чужого слова, потому что не смог выработать собственного слова о себе. // Мне кажется, что Гончаров не ставит перед собой задачу раскрыть смысл жизни человека. Он лишь показывает две крайности: обломовых и штольцев.

Образ Штольца в романе «Обломов» Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой – будто он был «составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Даже портрет мужчины представляет собой полную противоположность портрета Обломова. Герой Штольц лишен присущей Илье Ильичу внешней округлости и мягкости – его отличает ровный цвет лица, легкая смугловатость и отсутствие какого-либо румянца. Андрей Иванович привлекает своей экстравертностью, оптимизмом и умом. Штольц постоянно устремлен в будущее, что словно возвышает его над другими персонажами романа.

По сюжету произведения Штольц – лучший друг Обломова Ильи, с которым главный герой знакомиться еще в школьные годы. Видимо, они уже на тот момент почувствовали друг в друге близкого по духу человека, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались еще с юношеских лет.

Воспитание Штольца

С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.

Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.

Дружба Штольца

Дружба для Штольца была одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему других людей. Однако Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно такими людьми для Штольца были душевный, добрый, умиротворенный Илья Ильич и гармоничная, артистичная, умная Ольга.
В отличие от Обломова и друзей, которые у Андрея Ивановича искали скорей внешней поддержки, реальной помощи и здравого, рационального мнения, Штольцу близкие люди помогали вернуть внутреннее равновесие и спокойствие, нередко теряемое героем в непрерывной гонке вперед. Даже та «обломовщина», которую Андрей Иванович всячески осуждал в Илье Ильиче и старался удалить из своей жизни, так как считал ее разрушительным жизненным явлением, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отказом от суеты внешнего мира и погружением в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. Словно русское начало Штольца, отодвинутое назад активностью немецкой крови, напоминало о себе, привязывая Андрея Ивановича к людям с истинно русской ментальностью – мечтательным, добрым и душевным.

Любовь Штольца

Несмотря на исключительно положительную характеристику Штольца в «Обломове», его осведомленность практических во всех вопросах, острый ум и проницательность, существовала сфера, недоступная для Андрея Ивановича – сфера высоких чувств, страстей и мечтаний. Более того, Штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. Это отразилось и на чувствах Андрея Ивановича к Ольге – казалось бы, они обрели истинное семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другого. Однако рациональный Штольц не мог стать «прекрасным принцем» Ольги, мечтающей видеть рядом действительно идеального мужчину – умного, активного, состоявшегося в обществе и карьере и при этом чуткого, мечтательного и нежно любящего.

Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец. Для Штольца жена была бледным отражением его идеала женщины. Он понимал, что рядом с Ольгой ему нельзя расслабиться, показать свое бессилие в чем-либо, так как он может этим нарушить веру жены в него как мужчину, мужа и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки.

Заключение

По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен словно набросками, а сам герой более похож на механизм, подобие живого человека. При этом по сравнению с Обломовым, Штольц мог бы стать идеалом автора, человеком-образцом для многих будущих поколений, ведь для гармоничного развития и успешного, счастливого будущего у Андрея Ивановича было все – прекрасное всесторонне воспитание, целеустремленность и предприимчивость.

В чем же проблема Штольца? Почему он вызывает скорей сочувствие, чем восхищение? В романе Андрей Иванович, как и Обломов, является «лишним человеком» – личностью, живущей будущим и не умеющей наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на осознание которых у него просто нет времени. На самом деле все его стремления и поиски направлены к отрицаемой и осуждаемой им «обломовщине» – средоточии спокойствия и умиротворения, места, где его примут таким, каков он есть, как это делал Обломов.

Тест по произведению

Он происходил из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. За его родителей работали крепостные. Воспитывали Обломова к покою и праздности (не давали наливать самому себе обычной воды, одеваться или подымать уроненную вещь), в семье был культ еды, а после этого — крепкий сон.

Характеристика Обломова

Ленивый, беспокоится о собственном покое, добрый, любит хорошую еду, проводит жизнь на диване, не снимая своего удобного халата. Ничего не делает и особо ничем не интересуется. Любит уходить в себя и жить в своем созданном мире мечтаний и снов. Имеет поразительную чистую детскую душу. Нуждается в материнской любви (какую ему подарила Агафья Пшеницына).

Штольц

Он происходил из небогатой семьи: мать была обедневшей русской дворянкой, а отец управляющим богатого имения. Воспитывал Штольца отец, он дал ему все знания, которые получил от своего отца: рано заставил работать, обучил всем практическим наукам, отец говорил, что в жизни самое главное — это строгость, аккуратность и деньги.

Характеристика Штольца

Был сильным и умным. Упорно трудится, имеет большое терпение и силу воли. Стал богатым и очень известным человеком. Он смог сформировать настоящий «железный» характер. Он нуждался в равной по силе и взглядам женщине (Ольга Ильинская).

Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению - наполовину немец. Мать Штольца - русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом. Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.

Штольц женат на , дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.

Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.

Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено. В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.


Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви - к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность - то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.

Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.


Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки. Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от , женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга. Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав - он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.


Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства - приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.


Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.


Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Актеры

Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал , а роль Андрея Штольца исполнил актер . Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.


При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.

Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».

Цитаты

«Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».

Штольц - центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа Штольца - гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Штольца Гончаров разрабатывал в образе Тушина («Обрыв»).

Источник: роман "Обломов"

Штольц - антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Штольца, по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность.

Образ Штольца создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки < ...>, пела ему о цветах, о поэзии жизни < ...> мечтала с ним о высокой роли…»).

Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца («Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»), а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».

Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром Штольц - выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Штольц блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги.

Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Штольц ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Штольца строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения.

Идеал Штольца - мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Штольца - непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Штольц отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

В отличие от Обломова, Штольц выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Штольце сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе предста вить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < ...> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». В дружбе с Обломовым Штольц тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Образ Штольца, по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля («Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину. Тип Штольца должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость Штольца не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу.

Вопреки замыслу Гончарова, в образе Штольца ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в образе Штольца, наносит ущерб художественности.

Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Штольц «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея».

Чехов выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). Неудача образа Штольца, возможно, объясняется тем, что Штольц художественно не показан в той масштабной деятельности, которой он с успехом занимается.