Симфония 40 инструменты. Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор. Моцарт. Жизнь и мастерство гения

Создал в июле 1788 г. Многое роднит ее с , созданной в июне того же года: оба произведения принадлежат к числу лучших моцартовских симфоний, обе они создавались для большого авторского концерта (т.н. «академии») по подписке, относительно обеих симфоний нет данных, когда и где они впервые были исполнены, поскольку объявленная «академия» не смогла состояться по причине отсутствия денег… Однако симфонии, созданные в сжатые сроки одна за другой и при сходных обстоятельствах, глубоко различны, если не сказать – противоположны по образному содержанию: радостная, исполненная света – и трепетная 40-я.

По форме своей Симфония № 40 вполне традиционна для эпохи, в которую она создавалась. Произведение состоит из четырех частей: первая – сонатное аллегро, вторая – медленная, третья – менуэт, четвертая – финал. И все-таки одна не вполне обычная черта у этой симфонии имеется: в те времена было принято начинать первую часть медленным вступлением, но в соль-минорной симфонии таковое отсутствует, и в первой части композитор сразу же «знакомит» слушателя с главной партией. Это одна из наиболее известных мелодий, созданных композитором, которую многие вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о . Она удивительно напоминает другую моцартовскую мелодию – арию «Рассказать, объяснить не могу я». В опере « » эта ария вложена в уста Керубино – наивного юноши, готового объять своей любовью весь мир… музыковед Михаил Казиник назвал этого персонажа «автопортретом» (не потому ли связанная с его образом мелодия возвращается несколько лет спустя в самой проникновенной симфонии ?). Но здесь мы видим минорный вариант мелодии – не бьющая через край радость бытия, а трепет душевной беззащитности. Главная партия уже в экспозиции получает широкое развитие. Побочная партия не вносит особого контраста – она столь же лирична и проникновенна, но отличается большей изысканностью и томностью. Мажорный лад придает ей чуть более светлый – в сравнении с главной – характер. В разработке партии экспозиции драматизируются в секвенционном развитии, и даже реприза не приносит успокоения. Побочная партия еще более сближается по образному строю с главной – она звучит теперь в минорном ладу.

Вторая – медленная – часть тоже написана в сонатной форме, но это не противоречит ее созерцательному спокойствию. Мерная поступь и изысканные хроматические ходы главной партии идеально гармонируют с благородным тембром альтов, затем в проведение темы включаются скрипки, а деревянные духовые «украшают» ее изящными мелодическими «завитками». Такая же изысканность присуща побочной партии. Некоторую неустойчивость и тревожность вносит разработка, но ненадолго – в репризе вновь воцаряется идиллическое спокойствие.

Третья часть – это менуэт, имеющий мало общего и с галантностью изящного придворного танца, и с грубоватым юмором деревенского менуэта: суровая мелодия, начинающаяся с решительного квартового хода, по своей ритмической природе граничит с маршем, а ведущие мелодию скрипки и флейты в октаву поддерживаются всеми остальными инструментами оркестра. Контрастом этой неумолимой поступи звучит трио с его мягкими очертаниями мелодии и прозрачной оркестровкой – с перекличками струнных и духовых.

В отличие от многих других симфоний , в финале 40-й симфонии нет ощущения праздника. Четвертая часть исполнена драматизма, зерно которого заложено уже в главной партии: страстному мелодическому «взлету» скрипок, завершающемуся «стонущим» секундовым задержанием, отвечает троекратное грозное «утверждение» тоники с предшествующим вводным тоном. Побочная партия своим лиризмом близка темам первой части, но не она играет здесь определяющую роль – ее сметает «вихрь» разработки, драматичность которой распространяется и на репризу.

Среди симфоний 40-я особенно любима публикой. Она занимает важное место не только в творчестве этого композитора, но и в истории жанра в целом, «открывая путь» романтическому симфонизму.

Музыкальные Сезоны






Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть - чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия главная партия сонатного аллегро. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов.


Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.


Во второй части господствует мягкое, спокойно - созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.


Третья часть менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.


Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.




Вольфганг Амадей Моцарт продемонстрировал свои музыкальные навыки в очень раннем возрасте, первые сочинения он написал, когда ему было пять, а когда ему было шесть, он уже давал выступления перед императорским двором. Вольфганг Амадей Моцарт, невзирая на свой совсем юный возраст, принимал участие во всех концертах, являясь гвоздем программы.


История создания симфонии 40 Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая, Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от предшествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль- минорная симфония трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с «Неоконченной» симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.


Музыка симфонии 40 Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия главная партия сонатного аллегро родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога.


Симфония 40 написана целиком в стиле композитора, легко, свободно, с довольно сложной средней частью. Исполнять ее можно как на фортепиано, так и в оркестре - в последнем варианте, конечно, она звучит так, как ее задумал Моцарт - симфония 40, как и прочие, должна исполняться оркестром.



Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор

Это произведение настолько всем хорошо известно, что если просто написать "парарам парарам парарарам", то каждый, наверное, догадается о чем пойдет речь и какая музыка будет звучать...

В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера".

В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает особое место. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта.

Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта.

Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно соприкасается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Michel-Barthelemy Ollivier. MOZART GIVING A CONCERT IN THE "SALON DES QUATRE-GLACES AU PALAIS DUTEMPLE" IN THE COURT OF THE PRINCE DE CONTI

Моцарт. Симфония № 40, соль минор, К. 550

Symphony No. 40 in G minor, K. 550

I. Molto allegro

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Гравюра XVIII века

II. Andante

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Моцарт в своей венской квартире

III. Menuetto. Allegretto - Trio

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Инструментальный ансамбль. По репродукции акварели Л.Кармонтелли.

IV. Finale: Allegro assai

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Л. Михеева

Исполняет Чикагский симфонический оркестр. Дирижер - Фриц Райнер

Состав оркестра: флейта, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, струнные.

История создания

Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая , Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от пред­шествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония - трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством - гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней - ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.

Музыка

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия - главная партия сонатного аллегро - родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию - главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема - порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема - снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это - лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть - менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала - напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.